Что гложет гилберта грея
«Что гложет Гилберта Грейпа?»
Леонардо ДиКаприо, один из самых блестящих актеров нашего времени, получил первую номинацию на «Оскар» в 1994 году за роль в картине «Что гложет Гилберта Грейпа?». Этот фильм никогда не был бы снят, если бы не одноименный культовый роман Питера Хеджеса – бодрая, едкая и слегка мистическая история о жизни в американском захолустье.
В фильме по роману американского писателя Питера Хеджеса сыграл не только семнадцатилетний Леонардо ДиКаприо, но еще и девятнадцатилетний Джонни Депп. Он исполнил роль мятущегося длинноволосого парня по имени Гилберт Грейп. Молодой Депп был хорош, но именно ДиКаприо, исполнивший роль его умственно отсталого брата, так и не выросшего ребенка по имени Арни, сорвал куш и привлек максимальное внимание критиков и прессы.
Такого убедительного перфоманса от юного актера – а он, чтобы вжиться в роль, несколько дней прожил в доме для душевнобольных детей – никто не ожидал. В итоге картина, снятая шведом Лассе Хальстремом, снискала всеобщий успех и стала даже известнее литературного первоисточника. Впрочем, при всех достоинствах фильма, о романе Хеджеса тоже не стоит забывать. Это выдающееся произведение, в котором автор исследует одну из вечных тем – легко ли быть молодым. Особенно когда на дворе самое начало 1990-х, ты потерян, беден, живешь в американской глуши и весь мир против тебя.
Жизнь в грустном городке
Леонардо ДиКаприо в роли Арни в фильме «Что гложет Гилберта Грейпа?». Источник: Кинопоиск
В американской глуши Питер Хеджес, автор «Что гложет Гилберта Грейпа?», толк знал: его детство прошло в Де-Мойне, столице сельскохозяйственного штата Айова, в самом сердце Среднего Запада. А своих героев, Гилберта и Арни, Хеджес поселил в совсем уж мелком населенном пункте, затерянном между айовских кукурузных полей, – городке Эндора. В одной из первых глав романа двадцатичетырехлетний Гилберт, меланхолично пялясь на табличку при въезде в город, где указано население (1091 человек), подмечает, что информация устарела – вчера умерла его школьная учительница. Люди в Эндоре вообще то и дело мрут.
В Эндоре скучно жить, ее потихоньку пожирают запустение и упадок. Но Гилберту Грейпу совсем не нравятся могучие торговые сети и супермаркеты, которые приходят на смену затхлому уюту провинциальной Америки. Он работает в магазинчике местного бакалейщика, где с каждым клиентом здороваются за руку, болтают и помогают донести продукты до машины. Его хозяин, добрейший мистер Лэмсон, обречен: его сметет мегамолл «Фудленд» с двенадцатью кассами и аквариумами. И точно так же улетучивается дух старых времен, которые еще помнит Гилберт, – их поглощает самодовольное, мощное и безликое будущее.
В «Что гложет Гилберта Грейпа?» много сарказма по поводу лицемерия благовоспитанных жителей американских городков. Приученные держать лицо девочки в лавке мороженого ненавидят свою работу, но нацепляют лучезарные улыбки, едва заходит клиент. Страховой агент притворяется, что любит жену, но вздыхает: «Изредка. честное слово, очень редко… у меня возникает желание сунуть ее головой в духовку и открыть газ».
«Жители Эндоры держат свое недовольство и брезгливость при себе; их улыбки и дружеские кивки — прямо как смягчающий кондиционер, только для лица», – замечает Гилберт Грейп. Он все понимает про свой город, но не может его покинуть.
Семья – тюрьма или спасение?
Кадр из фильма «Что гложет Гилберта Грейпа?». Источник: Кинопоиск
«Костюм моего брата — исключение. В нем Арни выглядит чисто по-американски. И между прочим, ведет себя как истинный американец. Бросился поднимать девчонку, которую сшиб, по ходу снес других — и пошло-поехало по нарастающей; воцарился хаос. Мой брат своими действиями напоминал сегодняшнюю Америку — считай, во всех ее проявлениях».
Такую семью, как у Гилберта, – они, разумеется, еще и очень бедные – нельзя бросить, но и жить с ней тоже невозможно. Поэтому Гилберта тихо трясет от всего происходящего. Семья – это ужас. Но в то же время и счастье: Хеджес, не впадая в сентиментальность ни в одной строчке, показывает, что его молодой герой все-таки очень любит всех своих кривых, странных, безумных родственников. В романе много раздражения, но совершенно нет злобы. Есть безусловная преданность своим близким, какими бы они ни были.
Смерть и мистика
Кадр из фильма «Что гложет Гилберта Грейпа?». Источник: Кинопоиск
«Что гложет Гилберта Грейпа?» вышел в 1991 году и неуловимо напоминает другое произведение начала 1990-х, где речь идет о крошечном американском городе, – сериал «Твин Пикс» Дэвида Линча. У Хеджеса, конечно, нет такого уровня фантастики и абсурда (книга остается в рамках реальности), но Эндора тоже слегка ненормальное место, можно сказать с сумасшедшинкой. Здесь живут странные, одержимые чем-то люди – как мать Гилберта или его приятель, наследник династии гробовщиков, раскатывающий по городу на катафалке. А сам Гилберт то и дело дает волю фантазии, и она приносит ему довольно пугающие картины:
«Вдруг у меня на глазах мама куда-то исчезает вместе с Арни. Я подскакиваю к образовавшейся под ними дыре в полу, и мне видится, как они летят без остановки, поднимая ветер, минуют центр Земли, чтобы выпасть с другой стороны, не иначе как во Вьетнаме или где-то рядом, но не останавливаются, а летят еще дальше — естественно, к Солнцу, и, когда мама с Арни врезаются в Солнце, оно вспыхивает немыслимо ярким светом, полыхает жаром и дотла испепеляет Землю. К счастью, это происходит лишь в моем воображении».
За стенами благополучных американских домиков прячутся очень мрачные коридоры, и Питер Хеджес относится к числу тех авторов, кто вскрывает неприятную, а иногда просто страшную изнанку провинциальной жизни. Здесь центральную роль играет самоубийство отца Гилберта, которое годы назад сломало всю семью. Раз за разом главный герой мысленно возвращается к этому событию. Кто-то менее крепкий на его месте уже точно сошел бы с ума.
«Однажды мы нашли Арни на кладбище: прыгал на отцовской могиле. Сказал, что «хотел папу разбудить».
Такой темный лейтмотив, приглушенный постоянными шутками, иронией, сценами семейных ссор и быта маленького городка, придает книге «Что гложет Гилберта Грейпа?» глубины и мрачного обаяния. Этот роман не разделяет банальное и трагическое, обыденное и загадочное. Как и в жизни, здесь все перемешано, а фрагменты так накладываются друг на друга, что не сразу можно понять, что это за жанр. Герои существуют вне жанров. Или во всех сразу, в точности как и реальные люди.
Роман взросления
Джонни Депп в роли Гилберта Грейпа. Источник: Кинопоиск
На долю Гилберта выпало немало испытаний, но в первую очередь он все равно остается молодым парнем – довольно ранимым, неуверенным в себе, высокомерным и зацикленным на том, как найти любовь. Или хотя бы провести ночь с какой-нибудь симпатичной девицей: в начале книги у него есть любовница, но отношения быстро прерываются. Поэтому Гилберт бродит по Эндоре, как Холден Колфилд из «Над пропастью во ржи» по Нью-Йорку: тот же коктейль из хрупкости, озабоченности, не дающих покоя мыслей и крайнего недовольства миром. Только Холден – почти ребенок, и ему не снились испытания, выпавшие на долю Гилберта за двадцать четыре года. И у Холдена не было такого брата, как Арни, который, даром что умственно отсталый, периодически изрекает Гилберту суровую правду:
— А ты вниз тянешься.
— Я точно знаю. С каждым днем ниже и ниже. Все время унижаешься.
У глупых иногда проскальзывают умнейшие фразы. Даже Арни понимает, что я опустился ниже плинтуса».
Гилберт одновременно на перепутье и в тупике, он и взрослый мужчина, кормилец семьи, и неуверенный в себе, ранимый подросток, который так и не вырос. Он носится туда-сюда и не знает, что ему делать. С каждым днем ему все хуже, кажется, что выхода нет. Но на самом деле выход есть – и книга Хеджеса без лишнего оптимизма, но с надеждой на лучшее предлагает и ему, и читателю этот выход. Все действие романа занимает какие-то несколько недель жизни Гилберта, но за это время все успеет несколько раз поменяться. Будут ли эти перемены к лучшему – судить читателю.
«Я-то знаю: никто не виноват в том, что живет на белом свете. Некоторые говорят, что мы сами выбираем быть рожденными, что мы сами отправляем некий запрос, который удовлетворяется, и на этой планете мы зависаем лишь потому, что хотим жить. Да вряд ли. Это лотерея: повезет – не повезет. Одни в этой жизни вынуждены крутиться, другие просто тянут свой срок».
Иногда «Что гложет Гилберта Грейпа?» кажется очень веселой книгой, иногда – неизмеримо печальной, но лучше всего ей подойдет слово «молодая». Питеру Хеджесу самому не было и тридцати, когда он ее написал. И хоть автобиографического материала в ней немного (посвящение гласит: «Моей матери, которая не располнела, и моему отцу, который не умер»), в своей истории о молодом человеке, который борется с жизненными обстоятельствами, Хеджес умудрился описать универсальный опыт. Судьбе Гилберта не позавидуешь, но она точно вызывает сочувствие и восхищение. Ведь еще одно слово, которое хорошо описывает этот роман, – «живой». Несмотря ни на что.
США, 1993
Режиссёр: Лассе Халльстрём
Сценарий: Питер Хеджес
В главных ролях: Джонни Депп, Леонардо Ди Каприо
Жанр: драма
Помните роман Чингиза Айтматова «И дольше века длится день», где маленький буранный полустанок становится средоточием всего мира? «Поезда в этих краях шли с востока на запад и с запада на восток»… В фильме «Что гложет Гилберта Грэйпа» тонко подмечено это несовпадение географического и личного пространства, когда кажется, что центр мира где-то там, а в самом деле – он здесь. И вот через крохотный городок Эндора раз в год проезжает колонна трейлеров, напоминая о том, что за горизонтом, далеко отсюда, протекает настоящая жизнь, а здесь – всего лишь сонное захудалое захолустье. И тем не менее, именно в Эндоре происходит самое главное в жизни Гилберта Грэйпа – здесь кристаллизуется его прекрасная душа, но скажи ему об этом, он не поверит.
В двухэтажном деревянном домике на окраине Эндоры живёт семья Грэйпов: Бонни Грэйп (Дарлин Кейтс), страдающая ожирением мать семейства; Эми (Лора Хэррингтон ) и Эллен (Мэри Кейт Шеллхардт) – две её дочери; а также работяга Гилберт (Джонни Депп) и умственно отсталый Арни (Леонардо Ди Каприо), которому через неделю должно исполниться восемнадцать– её сыновья. Забота об этой непростой семье целиком и полностью лежит на плечах Гилберта, ещё почти совсем мальчика, а всё потому, что отец погиб, старший брат уехал, и если не он, то кто же?
У Гилберта много хлопот: он работает в разоряющейся бакалейной лавке мальчиком на побегушках, он должен следить за состоянием дома, и ещё нужен глаз да глаз за Арни, который то и дело пытается залезть на городскую водонапорную башню. Гилберт по доброте душевной старается угодить всем окружающим, поэтому кое-кто не прочь его попросту использовать, к примеру, немолодая замужняя Бэтти Карвер (Мэри Стинбёрген), которой очень хочется секса на стороне, а Гилберт красивый и надёжный. У Гилберта есть двое приятелей: Такер (Джон Рейли) и Бобби (Криспин Гловер). Посидеть с ними порой в кафе – единственное развлечение, которое юноша может себе позволить. И вдруг в его жизнь вторгается появившаяся в городке вместе со своей бабушкой девушка Бекки (Джульетт Льюис), с её появлением в молодом человеке просыпаются мысли о свободе. А эти мысли для Гилберта – слишком большая роскошь, ведь на нём семья…
Композиционно фильм выстроен идеально, форма и содержание дополняют друг друга, нет ни одной лишней детали, ни одного случайного жеста или взгляда, каждая мелочь служит общей идее. К примеру, основная функция такого персонажа как Кен Карвер (Кевин Тай), мужа Бэтти, сводится к тому, чтобы ненавязчиво сообщить зрителю о том, что у Гилберта нет никакой страховки, эта деталь важна для сюжета, её можно было преподнести иначе, но тогда вышло бы чересчур прямолинейно, и какой изящный ход делает сценарист! Или какая ёмкая двухсекундная сцена у гипермаркета, когда из него выходит Гилберт со злополучным тортом и встречается взглядом с хозяином разоряющегося магазинчика!
У Джонни Деппа в роли Гилберта столь выразительная мимика, что по его лицу видно всё, чем его герой живёт, о чём думает, к чему стремится. Ни слова не говорит он об отъезде, но с начала до конца картины ясно, что эта мысль не даёт ему покоя, а он не позволяет ей командовать собой, потому что любит свою семью, хотя и очень тяготится ею, и даже порой стыдится. Гилберт – человек простой и ясный, он делает своё дело, ему некогда любоваться закатами, ему некогда даже подумать о себе. Когда Бекки спросит его, о чём он мечтает, он пожелает всякого разного окружающим, но забудет о себе.
— Я хочу что-нибудь новое. Дом. Я хочу новый дом для своей семьи. Я хочу, чтобы мама стала ходить на занятия по аэробике. Я хочу, чтобы Элен повзрослела. Я хочу, чтобы у Арни появились новые мозги. Я хочу.
— Что ты хочешь для себя? Лично для себя.
— Я хочу стать хорошим человеком. Но я не могу, не могу.
По силе эмоционального воздействия, оказываемому на зрителя, по глубине мысли и чувства, по удивительному, надолго сохраняющемуся послевкусию, фильм «Что гложет Гилберта Грэйпа» сопоставим с такими драмами, как «Магнолия» или «Король-рыбак». Да что говорить? Это лучшая картина, которую мне довелось увидеть за последний год, и она полюбилась мне с первых кадров. Этот фильм заставляет пересмотреть свои собственные отношения с семьёй и близкими, а это, согласитесь, немаловажно. Как жаль, что в современном российском кинематографе нет такого героя, как Гилберт Грэйп, он нам просто необходим. Невероятный фильм, и, конечно, он стал небывалой удачей для актеров, сумевших так полно, так глубоко реализовать свои таланты.
Зачем читать роман «Что гложет Гилберта Грейпа?»
«Что гложет Гилберта Грейпа?» критики окрестили «свежим, искренним романом взросления — и в то же время элегией неудачникам и аутсайдерам, оказавшимся на обочине Американской Мечты». В нашем материале разбираемся, что же особенного в истории Гилберта Грейпа, и почему на эту книгу стоит обратить внимание.
Добро пожаловать во всеми покинутый город
Маленький захолустный городок Эндора, штат Айова, США. На зеленом дорожном указателе белыми печатными буквами написано, что население Эндоры 1091 человек, но это неверно. Буквально вчера школьная учительница миссис Брейнер, сидя в кресле-качалке у себя на крыльце, подавилась куриной косточкой и задохнулась. Так что теперь в Эндоре на одного человека меньше.
Молодые люди стараются уехать из этих краев сразу после выпускного. Средний возраст жителей — 65 лет. Из молодых осталось только трое, среди них Гилберт Грейп. Ему двадцать четыре, он работает продавцом в продуктовой лавке, крутит роман с замужней взрослой женщиной и содержит свою семью: неподъемную (в буквальном смысле) мать, старшую сестру Эми, младшую Эллен и умственно отсталого брата Арни. Гилберт и рад бы куда-нибудь уехать, да не может.
И вот однажды на летние каникулы в Эндору приезжает загадочная красавица Бекки. В отличие от Гилберта она искренне любит жизнь и прекрасно понимает, что в этом городке надолго задерживаться нельзя. Гилберт с первого взгляда влюбляется в Бекки, но оценит ли она его чувства? И захочет ли Гилберт поменять свою жизнь и покинуть город?
История сложных взаимоотношений в семье
Так что жизнь детей Бонни далека от идеала. Двое старших, Дженис и Ларри, не захотели тянуть на себе семью и обузу-мать и уехали из дома. Остальные четверо остались в Эндоре и не слишком старательно делают вид, что их все устраивает.
Гилберт ненавидит родных, кроме Арни (но неточно), и время от времени мечтает от них избавиться. То ли из вредности, то ли из жестокости, то ли от отчаяния он проезжает на машине по шезлонгу Эллен; еще регулярно срывается на нее, Эми и даже на новую знакомую Бекки.
Нетрудно догадаться, что семейные праздники у Грейпов в основном — повод для ссор, а совместный поход в кафе и вовсе что-то из области фантастики. У них все житейское становится чрезвычайным. Даже подъем матери по лестнице в спальню.
Словом, каждый из Грейпов — находка для психолога. Среди них особенно выделяется Гилберт. Он мечтает уехать из своего захолустья и начать новую жизнь. Но почему Гилберт никак не сделает первый шаг? Что его держит в Эндоре вот уже семь лет: лень, отсутствие амбиций или страх перед неизвестностью?
«Просыпаюсь с рассветом, обвожу глазами свою комнату. Сворачиваюсь калачиком в своей постели. Меня как ударило. Уезжаю из Эндоры — а ехать-то некуда».
Еще Гилберт не слишком добр, приветлив и дружелюбен. Из гордости он привык подавлять свои чувства и выглядеть холодным и отстраненным. Неудивительно, что поначалу Гилберт не вызывает симпатий. Но чем больше его узнаешь — тем больше убеждаешься: этот парень на самом деле очень любит свою семью. Чем старше он становится — тем больше ценит родных и близких: вот он успокаивает Эллен, неуклюже обнимает Эми и вообще снисходит до «телячьих нежностей».
Еще Гилберт — один из немногих, кто по-настоящему любит своего умственно отсталого брата Арни. Ради него Гилберт не ложится ночью спать, чтобы Арни с рассветом увидел большегрузные фуры с прицепами и жилыми вагончиками; ради него Гилберт устраивает большой праздник и терпит гостей. Но все-таки однажды Гилберт срывается и ударяет Арни, в чем сразу же раскаивается.
«Всю жизнь я твердил: “Нельзя поднимать руку на Арни. Никто не смеет обижать Арни”. И вот за один вечер все это пошло коту под хвост, легко и быстро. Моя ненависть к себе не знает границ».
Со временем Гилберт становится более терпеливым, внимательным, уступчивым и учится подстраиваться под внешние обстоятельства. Он понимает: его жизнь делает несчастным он сам, так что не имеет смысла обвинять окружающих в своих неудачах. Судьба Гилберта в его руках. Он должен сделать выбор. И он его сделает.
Что гложет Гилберта Грейпа?
Питер Хеджес
20 августа 2021 г. 21:01
5 Реквием по мечте.
«Не исключено, что жизнь, как считает мистер Лэмсон, готовит нам прекрасные сюрпризы. Но я считаю иначе. Жизнь готовит нам одну несправедливость за другой»
14 ноября 2021 г. 19:35
4 Работа, семья и другие неприятности
В очередной раз убеждаюсь, что лучше сначала читать, а потом смотреть экранизацию, чтобы не спойлерить сюжет. В случае с этой книгой получилось именно так — хотя фильм я смотрела давненько, но в процессе чтения всплывали знакомые линии, и финал тоже не оказался сюрпризом. Поэтому чтение моё затянулось, а ещё я не могла отвязаться от образов героев, увиденных в кино, а они далеко не на 100% совпадают с персонажами.
Хотя так произошло не только из-за знакомого сюжета, но и из-за формы романа — мало того, что повествование идёт от первого лица и в настоящем времени, так и добрую часть романа мы просто наблюдаем заурядную жизнь Гилберта, хмурого и недовольного жизнью парня 24 лет, живущего в крохотном городке и не по годам обременённого семейными проблемами.
Его можно понять — он застрял в…
26 августа 2021 г. 20:04
4 Мир глазами Грейпа: пищевое расстройство, отставание в развитии и самоубийство в подвале
Я прибыла в фермерский городок Эндора, затерянный среди кукурузных полей штата Айовы, отчаянно борющийся с вымиранием, но все-таки стремительно теряющий своих жителей. Население поредело. Единственная школа закрылась несколько лет назад из-за постоянного недобора. Зато открылся новый супермаркет и бургерная. Разрастающийся мир потребительства, заменяющего старый уклад на клиентоориентированность, Гилберту не по душе, но миру на это, конечно, плевать.
Мать Грейпов годами не…
Подумаешь, я еще и вышивать могу.
18 августа 2021 г. 21:24
4.5 Не могу пойтить супротив правды
Исконная, глубинная, настоящая америка. Это не то, то показывают в голливудской продукции, неистово тиражируемой по всему миру. На деле же, массовый американский образ жизни мало чем отличается от нашенской безнадеги в умирающих городах и деревнях. Правда у них там вполне себе случаются целые городские кварталы без электричества и водопровода. Даже в нынешнем веке. Ну, и с образованием у нас все же получше. Даже при нынешнем плачевном состоянии оного. Ну, и тут можно возразить, что вон какая америка крутецкая: диктует условия всему миру, покупает мозги по всему миру и так далее. А я и не возражаю. Только диктует, покупает и владеет благами и ништяками весьма маленькая прослойка богатеев, и временами достаются куски с барского стола их прислуге и наемным работникам. Все же остальные.
18 сентября 2021 г. 19:35
Гилберту Грейпу 24 года. Он живёт в маленьком городке Эндоре, где численность населения едва перевалила за тысячу человек. Молодежь здесь не задерживается. При первой же возможности уезжает в города покрупнее. За редким исключением. Гилберта держит в Эндоре семья. В первую очередь, мать, которая разъелась до невероятных размеров и уже несколько лет не выходит из дома, и младший брат-дебил Арни. Есть ещё 2 сестры, но, думаю, не будь на их попечении матери и Арни, они бы справились и без Гилберта. Впрочем, с помощью одного только Гилберта им бы все равно пришлось туго. Хорошо, что есть ещё Ларри и Дженис, которые в свое время как раз сбежали из Эндоры при первой же возможности, но чеки присылают исправно. То ли чувство вины заглушают таким образом, то ли родственные связи для них все же не…
8 сентября 2021 г. 09:50
4.5 Сожаление — это самое невыносимое слово.
Порой я ненавижу всех, кто знает мое имя.
Приезд в городок девушки Бекки что-то меняет в Гилберте. Как будто душа…
Это не мое, мне все подбросили!
28 сентября 2021 г. 19:18
— Я сейчас скажу такое, что говорить, конечно, не вправе. Но, глядя на тебя, я вижу себя богом. Или богиней. Богоподобной! А этот дом…
Влюблённая в книги
14 сентября 2021 г. 00:00
5 И звали его Гилберт.
«Сожаление» — это самое невыносимое слово.
В давнюю пору своей юности, когда я была по уши влюблена поклонницей Лео Дикаприо, я знала, что он блестяще сыграл мальчика с особенностями в фильме «Что гложет Гилберта Грейпа». Но посмотреть не нашла в себе сил. Потом, когда я подсела на оценила Джонни Деппа оный фильм снова всплыл в моём поле зрения. И снова посмотреть не получилось.
Теперь, после того, как книга прочитана, фильм, к сожалению, не зашёл из-за переиначенного сценария, хотя за первые полчаса, что я успела высмотреть, понятно одно: браво актёрской игре всех! И очень здорово, что у книги обложка с моими талантливыми любимцами, представляла именно их в роли Гилберта и Арни.
К слову, Гилберт много чего в себе отрицает, пытаясь быть более сухим, нечувствительным и безразличным, чем он есть на самом деле. Ему 24, но проскальзывает в его » голосе», в его натуре мальчишка-подросток. Он запутался в удушающих путах семьи, намертво залип в вязкой безысходности, но семья как раз то, что способно удержать его на плаву. Он видит себя, своих друзей, свою родню без прикрас и это подтачивает его душевные силы. Он пытается лепить каждый свой день из очень некачественных материалов и пол под ним оседает не хуже, чем под мамой. И вряд ли Такер способен это починить. А Бекки?
Вообще каждый персонаж здесь настолько ярок, что веришь в его земное существование) Гилберт мыслит очень честно, пусть и не всегда произносит вслух то, что думает на самом деле. Иногда ведь от правды нет спасения. Жанр истории обозначен как трагикомедия и это тоже в самую точку: жизнь любит смешивать в одном шейкере печаль и юмор, главное не перепутать пропорции.