Что где когда уйское
Уйская станица (раньше крепость)
История, жители (Совр. Челябинская область)
Сообщений: 48
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 128
ОРЕНБУРГСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО
ВТОРОЙ ВОЕННЫЙ ОТДЕЛ (ВЕРХНЕУРАЛЬСКИЙ)
СТАНИЦА УЙСКАЯ
Казак Тихонов (1-й слева) с товарищами по 1ОКП
Сообщений: 48
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 128
ОРЕНБУРГСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО
ВТОРОЙ ВОЕННЫЙ ОТДЕЛ (ВЕРХНЕУРАЛЬСКИЙ)
СТАНИЦА УЙСКАЯ
Казак Ярин Григорий Алексеевич, с.Глазуновка,
(слева стоит 1-й, по правую его руку сидит жена)
* Фото из книги «Миасский завод и его окрестности в 1917-1919 годах» В.В.Мандрыгин, г.Челябинск, 2005 г.
Сообщений: 48
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 128
Краеведческий урок-размышление
«Цветы и травы «Дикого поля»
(история станиц и поселков Уйского района
к 270-летию образования Оренбургской губернии)
Ведущий 2: Переход волжских казаков на реку Яик и основание ими казачьих поселений, открывает новую страницу в истории оренбургских степей. Соседние поселения Поволжья называли эти места «Диким полем», а реку Яик именовали Запольной рекой. Яик – древнее название реки Урал в переводе «Быстрая река». «Жаик» в общетюркском языке имеет значение «широкое русло реки» или «широко разливающийся». От народа к народу, от поколения к поколению по живой цепочке дошло до нас это древнее имя. Оренбуржье издавна заселяли, сменяя друг друга, разные народы, здесь происходило взаимодействие многих культур и языков. Естественно, что каждый последующий народ, осваивая земли, осваивал и старые местные названия, приспосабливая их к нормам произношения своего языка, пытаясь придать определенный смысл названию, если оно было непонятно. Основным населением «Дикого поля» были казахи, башкиры, калмыки.
Пестрота и разноязычность названий Оренбургской губернии свидетельствуют о её богатой истории, которой уже 270 лет. Давайте вместе с вами раскроем страницы истории Оренбургской губернии, соберем цветы и травы Дикого поля. Так с чего же началась ее история?
Ведущий 2: Поэтому 1 мая 1734 года последовал императорский указ о создании экспедиции для строительства степного города. Управление этим мероприятием государственной важности возлагалось на Ивана Кирилова и его помощника Алексея Тевкелева. Но ещё до прибытия Кирилова в Уфу башкиры узнали о российском плане. Родовитые старейшины башкир, обсудив российский проект, пришли к выводу, что со строительством крепости земля башкирская потеряет независимость и отойдёт в состав России. Кроме того, полностью исчезнет возможность вернуть отнятые киркиз-кайсаками исконные башкирские земли южнее реки Уй и Тургайскую область. После долгих споров башкирские старейшины решили воспрепятствовать строительству Оренбурга. А для этого они стали провоцировать народ на открытое выражение недовольства, пустили слух, что всех башкир, татар и мещеряков власти продали сенатору, в деревнях построят церкви и будут всех язычников и мусульман ловить и крестить насильно. Среди башкир вспыхнули восстания.
Но, несмотря на это, отряд Кирилова и Тевкелева в апреле 1735 года вышел из Уфы и направился к реке Орь. По дороге на них не раз нападали вооружённые отряды башкир. Наконец, в августе отряд прибыл на место, потеряв по пути много солдат и лошадей. Начали строительство крепости. Вскоре остатки провизии стали заканчиваться, а вокруг голая степь: ни леса, ни реки, а ближайшие русские поселения находились за семьсот вёрст. Именно туда и решено было снарядить обозы за продовольствием.
В июле на строительство вышел обоз в тысячу подвод с ржаной мукой. Обоз охраняла сотня солдат. Однако этого оказалось мало для отражения нападения башкир. Около озера Уклы-карагай башкиры взяли обоз в осаду. Пришлось отправлять гонцов за подмогой, которая сняв осаду, препроводила обоз с остатками продовольствия и ранеными в Оренбург.
Второй обоз состоял из шестисот подвод с пшеницей. Обоз сопровождали три роты солдат с пушками. Но и он подвергся нападению. В Оренбурге начался голод, кроме того, в январе наступили сильнейшие холода. Поэтому работы пришлось свернуть, а рабочих перебросить в ближайшие русские селения. При этом более пятисот человек погибло.
Ведущий 2: Первым губернатором Оренбургской губернии стал тайный советник, дипломат Иван Иванович Неплюев. В 1744—1758 годах Неплюев приложил все силы для колонизации царским правительством Оренбургского края.
Решающим фактором для закладки крепостей или основания поселений являлась стратегическая целесообразность. Выбор мест для новых поселений осуществлялся при непосредственном участии государственных чиновников высокого ранга. Этим занимались И. К. Кирилов, В. Н. Татищев, И. И. Неплюев, А. И. Тевкелев, Н. Н. Бахметьев, П. И. Рычков. Так, генерал-губернатор Неплюев весной 1743 года лично выбрал места для новых крепостей по реке Уй.
В это время в планировании поселений господствовал регулярный стиль, распространение которого в России также носило государственный характер. Характерной чертой планировки казачьих посёлков является наличие площади-плаца, являвшегося центром общественной жизни, служил местом проведения войсковых смотров и строевой подготовки казаков. На площади располагалось административное здание станичного или поселкового правления. Площади служили также местами проведения ярмарок.
Сообщений: 48
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 128
В историческом описании губернии справедливо указывается, что «аборигенами Оренбургской губернии признаются башкиры, живущие и доныне во всех уездах». По численности башкиры занимали второе место после русских. Другие народы были представлены относительно небольшим числом: 20 тысяч татар, тептяри — 15 тысяч, мещеряки и мордва около 10 тысяч, калмыки — около 6 тысяч человек.
Ведущий 2: Для обороны Оренбургской линии было создано Оренбургское казачье войско на основе слияния вольных казаков и людей, причисленных к казачьему сословию правительственными указами. Ядром войска послужили общины переселённых на Оренбургскую линию уфимских, алексеевских, самарских и яицких казаков. Первым атаманом назначается самарский казак Могутов Василий Иванович.
В военно-административном отношении Оренбургское казачье войско делилось на три военных отдела. Каждый из трех военных отделов делился на два полковых округа. Каждый полковой округ заключал в себе от 5 до 9 станиц с населением свыше 30 тысяч душ мужского пола. Второй полковой округ 2-го военного отдела, включающий станицы Магнитную, Наваринскую, Верхнеуральскую, Карагайскую, Степную, Березинскую, Уйскую формировал 10-й и 16-й Оренбургские казачьи полки.
Казакам, прежде всего, следовало позаботиться об укреплении оборонительных сооружений, непосредственно примыкавших к южноуральским заводам. Здесь повсеместно вводится система сигнальных маяков.
Самыми распространенными названиями крупных поселений оренбургских казаков, являлись «станица» и «поселок». Мелкие имели названия – хутор, заимка, выселок.
Станица – это крупный населенный пункт, военно-административный центр, в котором располагалось станичное правление. Совокупность населенных пунктов и земель, объединенных таким центром, называется «станичным юртом».
Ведущий 1: В ковылях среди серебряной рани
В цветущей душистой степи
Казаки себе стан выбирали
У извилистой тихой реки.
Сообщений: 48
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 128
уйских казака: один наверху и два внизу. Ночью, в случае опасности зажигали паклю, а днем казаки-конники наметом гнали лошадей и поднимали сполох в станице.
В поле, в лес, на работу или охоту казаки уходили группами – ватагами. Косит сено казак, а рядом пика, на боку шашка. По краям пашни на взгорьях стоят на посту сторожевые казаки, готовые по первому зову поднять сполох.
До наших дней дошел рассказ об уйском казаке-пахаре. Был он силен и высок, и наскочили на него в поле пятеро башкир, а кроме кнута у него ничего не было. Тогда схватил он рогатую тяжелую борону и бросился на налетчиков. Не выдержали разбойники казацкой ярости, поколотые и побитые угнали в горы. Лишь струйки крови да клочки малахаем на земле остались.
Ведущий 1: Согласно Положению об Оренбургском казачьем войске от 1840 года царь жаловал каждому служивому казаку до 30 десятин земли. Поля вокруг станиц начинают интенсивно распахивать. Землю обрабатывали плугами и сохами на конной тяге. Обычно в упряжь ставили две-три лошади или пару быков. Сеяли вручную, из лукошка, применялись и конные сеялки. Основными орудиями при обработке почвы были соха, плуг и сабан. Бороны изготовлялись деревянными со стальными зубьями. Со временем в станицу стали поступать конные косилки, грабли, сеялки, жатки, сноповязки, ручные и механические молотилки. К 1840 году сеяли рожь, пшеницу, овес, просо, чечевицу, коноплю, гречиху, горох. По количеству лошадей и крупного рогатого скота на одну казачью семью к началу 20 века уйские казаки вышли на одно из первых мест в Оренбургском войске, в ней на двор приходилось по шесть лошадей и столько же голов крупного рогатого скота.
Появились крепкие семейные кланы. Богатством отличались: братья Карпей, Евстигней и Евдоким Леоновы, Василий Угрюмов, братья Григорий, Алексей, Василий и Гаврила Пичугины, купцы Павел Маслов, Василий Шишаков.
Кроме земледелия и скотоводства занимались промыслом, охотой и кустарными ремеслами. Для переработки сельскохозяйственной продукции казачьи семьи заводили сепараторы, маслобойки, оборудовали салотопни и кожевенные, пимокатные мастерские, приобретали ткацкие станки и швейные машины. Местные купцы и торговцы вывозили товар и перегоняли скот в Троицк, Челябинск, Оренбург, принимали участие в местных, уездных или губернских ярмарках. В самой Уйской станице дважды в год 24 июня и 7 января проходили ярмарки, сюда съезжались купцы из Троицка и Челябинска и в течение трех дней вели бойкую торговлю.
Ведущий 2: В 70-х годах девятнадцатого века в широких масштабах началось массовая разработка золотоносных жил в долине реки Уй. Только на землях Уйского юрта с 1871 по 1917 годы разрабатывалось золото на 178 приисках. На Уйских приисках золото добывалось ручным способом. Например, у купцов Симоновых рыли котлованы или шахты глубиной 10-20 метров. Кайлом и ломами долбили породу, взрывали динамитом. Песок и породу грузили в бадью и с помощью лебедки или ворота поднимали на поверхность, возили к водоему или ручью и промывали на специальных станках.
Ведущий 1: Казаки Уйской станицы участвовали во всех войнах и кампаниях, которые велись в 19-20 веках.
В войне с французами 1812 года отличился 3-й Оренбургский полк. Полк участвовал во взятии городов Шатобриана и Парижа.
В русско-турецкой войне 1877-1878 годов участвовали 6-й и 7-й Оренбургские полки: сражались на Орловских и Аладжинских высотах, участвовали в героическом штурме крепости Карс, хорошо показали себя в рукопашных схватках.
Во время русско-японской войны 1904-1905 года казаки станицы в составе 11-го и 12-го полков участвовали в боях на Дальнем Востоке.
В августе 1914 года в станице поднялась сумятица: пришло известие о германской войне. Ярким пламенем вспыхнул в поселках сполох: скакали карьером всадники с флажками в руках, поднимая казаков на борьбу с врагом. Уйские казаки рвались на передовую. Храбро воевали, стремились отличиться и получить боевые награды. В 1-м Оренбургском полку за личную доблесть получили по два Георгиевских креста Константин Богатырев, Степан Тихонов, Савелий Голощапов, Павел Владельщиков.
Самоотверженно дрались с врагом уйчане в 16-м Оренбургском полку. В прошлом лучший джигит из Кидыша Дмитрий Пензин за ратные подвиги удостоился трех Георгиевских крестов. Младший урядник 16-го полка Филипп Кочнев также заслужил три креста. Получил офицерский чин хорунжего и три Георгия уроженец поселка Никольского Григорий Вандышев. Выдринские казаки Яков Приданников, Алексей Гладков и Иван Губин стали полными Георгиевскими кавалерами.
Чудеса храбрости и ратное умение проявляли на войне и уйские офицеры. «Сотник Александр Грибанов по своей инициативе поднял в атаку огонь артиллерии и пулеметов, врубился во вторую линию окопов, в резерв, переколол 80 человек, выручил пехоту 259 Ольгинского полка, у Купинского бора взял в плен 150 человек и два пулемета. Награжден орденом Святого Георгия 4 степени, французским орденом «Медаль милитария».
Не обошли стороной Уйскую станицу и события гражданской войны. В красных отрядах братьев Кашириных под командованием В. К. Блюхера за советскую власть боролись уйчане, сражались в рядах Первой конной, штурмовали Перекоп, бились под Вологаевском и Спасском.
В грозные годы Великой Отечественной войны на фронт ушли 4 тысячи уйчан. Треть из них не вернулись. За мужество и отвагу в боях по защите Родины 2463 человек награждены орденами и медалями.
Ведущий 2: «Дикое поле» обживали не только русские казаки, сюда переселялись и другие народы… Когда-то очень давно напротив горы Поповки, располагалось красивое озеро Янаш Куль, что дословно переводится, как два озера, соединенных между собой. К окрестностям этого озера и горы Олы Кызыл Таш перегоняли большое количество скота на летние выгоны потомки казанских татар из селения Имангул.
Так было много лет, пока в этих краях в 1746 году не появился сын Ибрагима, Амин, который пустился в путь искать табун коней, потерявшийся во время снежной бури. Следы коней привели его к окрестностям горы Олы Тау. Его взгляду предстали места девственной красоты, никем нетронутые леса. Поразила своей чистотой река Уй, обилие рыбы в реке и большое количество диких зверей. Амин нашел своих лошадей целыми и невредимыми и удивился тому, что кобылицы все благополучно ожеребились, а прошлогодние жеребята крепко стоят на ногах. Осенью 1746 года Амин возвращается сюда и начинает строить селение. Его дом был построен на горке под названием Чишма Тавы, то есть гора с ключевой водой. Село назвали в честь первого поселенца Амина – Аминево. С Амином пришли двенадцать братьев и семеро сыновей: Абдразак, Гафар, Сафар, Ягофар, Хусаин, Фаиз, Рахматулла и от каждого из них пошел свой род: Абдразаковых, Гафаровых, Сафаровых, Фаизовых и так далее.
Амин поступает на службу русскому царю, становится старостой села. В 1795 в Аминево было 30 тептярских дворов с 61 «душой мужеского пола» и 6 мещеряцких с 33 жителями. За селом было закреплено более 30 тысяч десятин земли, которые простирались от Санарского до Уйского бора. Жители села занимались хлебопашеством и скотоводством, охраняли от киргиз-кайсацких набегов Новую пограничную линию.
Ведущий 1: В 1800 году внук Аминова Ибрагимова Габдразак построил мечеть. Вскоре царская власть начинает заманивать местное население в казачество и регулярные полки. В 1838 году на общем сходе жители села большинством голосов принимают казачество и подписывают договор. В одном из его пунктов записывается, что жители села оставляют за собой право свободного вероисповедания – ислама. Все мужское население было зачислено в казаки станицы Степной. По этой причине многие беды пройдут стороной жителей села. Несогласные уехали из Аминево в степные районы и основали там одноименное село Аминево.
Сообщений: 48
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 128
В 1848 году во время эпидемии холеры умерло около половины жителей села. К 1866 году поселок Аминевский, казачий отряд Оренбургского войска, насчитывает 123 двора, 355 мужского и 318 женского пола. К 1889 году село увеличивается до 203 дворов и 1000 жителей, построены школа, водяная и ветряная мельницы.
31 мая 1908 года во время пожара сгорела большая часть села: мечеть, поселковое правление, школа и сто шесть дворов. В 1910 году купец из Троицка Гайнетдин Вахитов вновь выделил деньги на строительство мечети и медресе – это мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы и мусульманской духовной семинарии, также собрали по пять рублей с каждого аминевца. Отстроенная мечеть была разрушена в 1920-е годы, медресе же действовало до 1929 года.
Вторая волна эпидемии холеры началась летом 1921 года, из-за засухи урожай полностью высох и зимой начался самый страшный в истории страны голод. Продовольственного запаса у людей не было потому, что их подчистую выгребли продотряды. Большинство жителей остались без хлеба, масла и других продуктов и не смогли создать запасы на долгую зиму. Вместо хлеба, пекли лепешки из лебеды. Были случаи продажи целого дома за пучок лебеды. В конце зимы ситуация усугубилась. От голода начали есть шкуры животных, предварительно опалив их на огне. Некоторые поедали трупы собак и кошек, встречались даже случаи людоедства. Люди были обессилены голодом и болезнью, и трупы умерших на телегах вывозили за реку Уй и сбрасывали в каменоломни. По дошедшим рассказам старожилов, в шахтах на Цветковой горе лежит больше половины жителей села.
Ведущий 2: В 1926 году село является центром Аминевского сельсовета. В 1930-е годы организован колхоз «Кызыл Юл», что значит «Красный путь», который специализировался на разведении коз. Первым председателем стал Давлетшин Шайкамал, человек богатырского телосложения, о силе которого до сих пор ходят легенды.
Аминевские летописцы рассказывают, что после того, как началось строительство русских крепостей, с целью удержания коренного народа в построенные крепости переселились регулярные и казачьи полки, а местное население обложили непомерными налогами. Чтобы отобрать плодородные земли, казаки занимались грабежами, часто без причины уничтожались целые поселения.
Такая участь постигла жителей башкирских сёл Кульмак, Лапа, Тупай, Кунгыр Ат. Ночью на эти села было совершено нападение. Народ был почти полностью истреблен, спросонок люди не понимали, что происходит. Были сожжены мечети. Зарублены или сожжены заживо даже грудные младенцы. Оставшиеся чудом живые жители этих поселений укрылись от преследователей в зарослях камыша непроходимого болота. На выжженной земле поселились уфимские и самарские казаки. А оставшиеся в живых башкиры, выбрали нового старосту и решили обосновать новое поселение. Выбранного старосту звали Магадей. Поселение назвали его именем – Магадеево.
Но один народ издревле
В этом крае оставался,
Кочевал в степях ковыльных
И селился среди гор.
Разводил коней обильно,
Скотоводством занимался,
И с пришельцами бывало
У него немало ссор.
Ведущий 1: По одной версии, красноармейцы успели обоз с золотом отправить обратно в Верхнеуральск. По другой — не успели, и обоз пропал в районе поселка Фомино. Был обоз или нет, успели спрятать золото
Сообщений: 48
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 128
красноармейцы или не успели — тайна неразгаданная. Но некоторые краеведы до сих пор шутят, что фоминцы слывут единоличниками, подтачивают слитки и живут за счёт революционного золотишка.
Когда-то Фоминка, действительно, была богатой казачьей станицей. В период установления Советской власти в 1918 году продотряды изъяли в поселке 300 овец, 150 голов крупного рогатого скота, 4000 пудов хлеба. Выгребли все зерно, не оставив даже для посева. Вследствие чего, в 1921-23 годах от голода и болезней население Фомино уменьшилось на 65 процентов. По данным краеведов, в переломное для российской державы время Фоминка стала пристанищем белогвардейцев, а в Воронино прочно обосновались красноармейцы. И соседние сёла Воронино и Фомино, оказались по разные стороны баррикад. Бывшие друзья, сваты и кумовья стали врагами… Старожилы ещё помнят времена, когда для воронинского хлопца взять в жёны фоминскую девку считалось позором…
Конечно, любовь на «красных» и «белых» не делила, и молодые тайком встречались и потом женились. Но отцы протестовали против браков с «вражинами»: «Шиш вам, а не свадьба!», — мог сказать отец невесты. — «Твой дядька мою бабку зарубил! А ты сам, сват, мою хату жёг! Не бывать свадьбе!»
Иногда сватовья и кумовья из враждующих сёл, умудрялись брать друг друга в плен. Наступал покос, и они друг друга подкарауливали, хватали и на своё поле тащили. Скосил сено «вражина», его отпускали. А потом через неделю-другую он своего обидчика также выкрадывал и тот под прицелом нагана в его огороде картошку выкапывал…
С тех пор минуло много лет. Сегодня в Фомино проживает примерно 600 человек. Те же, что и в Воронино: Кочневы, Приданниковы, Выдрины, Осиповы, Тихоновы…
Ведущий 2: Еще один цветок «Дикого поля» поселок Бирюковский основан в 19 веке, в то время относился к станице Степной. Образован, как место встречи передвижного казачьего пикета, одновременно с Кидышевским редутом. Название селу дал отважный первопоселенец Бирюков Аким. Вначале он построился около устья Каратайки на правом берегу Уя. Место для наблюдения и последующего отпора при нападении киргиз-кайсаков оказалось весьма неудачным. Нападая, степняки сыпались с Воронцовых гор, будто снег на голову. Для маневра не оставалось ни места, ни времени. Сожженную степняками заимку Бирюков бросил и переселился на левый берег Уя. Небольшой взгорок оказался удачным для наблюдения. Теперь уже застать врасплох казачий пикет было невозможно.
В конце 19 века в поселке имелись часовня, школа, действовали 5 водяных и 2 ветряные мельницы, позднее плотницкая мастерская, кузница. Народ в Бирюковке жил веселый, на розыгрыши тароватый и улыбчивый и на шутки не обидчивый. Что не личность, то шутник. Деревня славилась гармонистами, настоящими виртуозами – самоучками, которые исполняли задорные частушки:
Колхоз на горе,
Кидыш на заимке,
А наша Бирюковочка
На самой серединке.
С 1919 поселок являлся центром поселкового совета в Степном районе.
Какого только производства не было в маленькой деревеньке: пасека, птичник, конный двор, свинарник, молокозавод, на котором перерабатывали молоко на сметану и масло. В 30-е была организована изба-читальня. Начальная школа была построена из привозимых разобранных домов деревни Гусары, из бывшей церкви выстроили клуб.
В 1930 образован колхоз «Успех». В 1937 году был разбит колхозный сад, где выращивали яблоки, малину, смородину. Садоводом выбрали Палагина Василия Яковлевича, который посадил первые деревья и кустарники. Урожай собирали и продавали в Троицке. В Бирюковке почвы в основном песчаные, благодатные для выращивания арбузов и дынь. Арбузы солили, мочили, хранили в каменном складе. Часть собранного урожая отдавали в сад-ясли, часть колхозникам на трудодни. Позже сад был раскорчеван, как старый и не оправдывающий доходами зарплату садовода. В 1970 году колхоз «Успех» вошел на правах 3-го отделения в состав совхоза «Южный Урал».
И снова укуталась ночью станица,
И дай ей Господь без затей почивать,
Пусть мирно, покойно крестьянину спится,
Чтоб с птицею встав всё с начала начать.
Сообщений: 48
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 128
Ведущий 1: Первопоселенцы продолжают осваивать земли «Дикого поля» и со временем возле реки Кумляк возникает новое поселение. Село основано в 1877 году на месте старинной почтовой станции Кумляцкий ям переселенцами с Поволжья. Первоначально относилось к Уйской станице 2-го военного отдела Оренбургского казачьего войска.
Названо по реке Кумляк, правому притоку Увелки. В переводе «комлок» означает песчаный. К концу 1880-х годов построена красивая каменная церковь. Церковь возвышалась над селом, а звон трех колоколов был слышен в соседних деревнях, в станице действовали 3 ветряные мельницы, школа. Здесь сходились все торговые пути. Со всех сторон приезжали богатые купцы для торговли, по пятницам устраивались большие ярмарки. К 1900 пущена водяная мельница. В 1889 в селе насчитывается 2280 жителей, в то время как в центре юрта станице Уйской всего 1450 жителей. Кумляк был крупной, богатой станицей, славился большими запасами хлеба и золота. Бедняки составляли не более 10 процентов населения, и те имели по 3 головы крупного рогатого скота и 2 лошади. Население поселка быстро росло в численности, к 1926 году, несмотря на тяжелые испытания и голод в период революции, здесь проживало уже 3359 человек.
В 1917 году со сменой власти станица почти вся была раскулачена, а в годы коллективизации здесь произошел казачий бунт. В 1928-29 годах зажиточные хозяева и производители хлеба обязаны были сдавать зерно государству принудительно по твердым государственным ценам. Условия сдачи были заведомо невыгодными для крестьян, поэтому вырученные денежные средства не окупали затрат на выращивание зерновых культур. Наступил кризис хлебозаготовок. Но индустриализация страны требовала колоссальных финансово-экономических и материальных затрат. Поэтому государственные органы решили взять хлеб у селян любой ценой. Конфисковывали хлеб, выгребая со дворов все до последнего зернышка, не оставляя семьям на еду и семена. Уводили домашний скот, вывозили сельхозинвентарь и личное имущество. А упрямых и несговорчивых задолжников по хлебу объявляли врагами Советской власти, им объявляли всеобщий бойкот, записывали на черные доски, штрафовали, осуждая к разным срокам тюремного заключения. Весной и летом 1929 года во время очередной заготовки хлеба кумлякцы организовали женскую демонстрацию и выразили массовый протест против грабительской политики властей. «В полдень глухо ударил церковный колокол, и толпы возмущенных кумлякцев повалили на церковную площадь. Здесь собралось около 500 возмущенных казачек и несколько десятков мужчин. Они стали кричать, выступать против политики Советской власти. Но видя, что уполномоченные продолжают хлебозаготовки, женщины организовали патрулирование, расставив на улицах и перекрестках по 4-5 человек, кроме того, мальчишки на конях объезжали улицы поселка и не позволяли вывозить хлеб. Вечером на собрании договорились значительно понизить уровень заготовок, но следователи Троицкого оперотдела уже основательно занялись демонстрантами и смутьянами-бунтовшиками. После чего двое организаторов бунта были расстреляны, многие казаки были раскулачены или осуждены на разные сроки, до 25 процентов жителей уехали из села. От большой богатой станицы остались лишь опустевшие хлебные амбары, запустелые поля, поросшие чертополохом дворы и подворья и целые кварталы снесенных домов. В 1971 году на центральной усадьбе колхоза имени Калинина проживало всего 970 человек.
Ведущий 1: Крепость была разбита на 4 части: Кашкаровка, Симоновка, Паршивый край и Форштадт. Самым зажиточным краем была Симоновка. Там жил золотопромышленник Симонов. Он имел лавки и магазины не только в своей крепости, но и в других и в городе Миасс. На территории Симоновки находилось большое количество общественных зданий: церковь, кабак, базар, рядом с кабаком – казармы. Паршивый край – это территория, на которой ныне расположены школа, кладбище, пустырь и несколько домов. В Форштадте и Кашкаровке жили середняки. Со временем деревня разрастается и становится богатой казачьей станицей. В 1873 году в Петропавловской проживает 1896 человек. Крепнут торговые связи с уездными городами Верхнеуральском, Троицком, золотопромышленным Миассом, индустриальным Златоустом, Белорецком. Ежегодно 29 июня и 1 ноября устраиваются ярмарки.
В 1812 году открылась первая школа. В школе обучались только мальчики. Каждый казачонок с первых классов проходил военную подготовку: в 1-2 классах – в пешем строю, в 3-4 классах – в конном. И только в 1860 открывается школа для девочек.
Казаки занимались животноводством, выращивали рожь, овес, овощи и картофель. На речках богатые казаки строят мельницы. К концу 1880-х годов в станице действовало 3 ветряные и 8 водяных мельниц. Один предприимчивый хозяин построил даже маслобойку для выработки конопляного масла. С весны до поздней осени хлеборобы выезжают на заимки, многие там и зимуют. Были широко развиты народные промыслы.
Ведущий 2: Задолго до начала Октябрьской революции в село приходили известия о ее подготовке. «Красные» появились в селе в 1918 году. Начался раскол между зажиточными станичниками и беднотой. Село не раз переходило то к «красным», то к «белым». В 1918 году в поселке ветеран германской войны войсковой старшина Алексей Семенович Шеметов призвал земляков к оружию и выставил на борьбу с Советами казачий полк числом в 721 шашку. Окончательно советская власть была установлена в 1919-20 годах, прошли выборы и организован сельский Совет, в поселке действовало сельскохозяйственное товарищество. В начале 30-х был построен сыродельный завод. Молоко пропускалось на ручных сепараторах, сливки отправляли в Кидыш на маслозавод, а сыр отправляли в Троицк. Зимой 1930 года в поселок Петропавловский приехал уполномоченный области товарищ Абатуров, который отметил, что здесь из 3,5 тысяч населения 96 процентов составляют казаки, из них 500 середняков, около половины кулаков. К 19 марта 1930 года в колхоз объединилось 614 хозяйств, в нем имелось 550 обобществленных лошадей, 743 молочных коровы и 819 нетелей, 1491 овца и 842 ягненка. Сельскохозяйственного инвентаря с надворными постройками было обобществлено на сумму 181,5 тысяч рублей. В 1936 закрыли поселковую церковь. Под руководством заведующего избой-читальней Николая Ярина были сброшены колокола, вырублены сосны вокруг церкви, разрушена ограда. Все металлические ценности: кресты, чаши, оклады икон были сданы в Верхнеуральск в металлолом. Церковь была переоборудована под клуб.
Ведущий 1: История возникновения многих населенных пунктов района схожи. Основаны в середине 18 веками, названы по близлежайшим рекам или по фамилиям первопоселенцев, и входили в Уйский станичный юрт. Почти во всех селах строятся церкви, которые будут разорены Советской властью, долго пустовать или использоваться под зернохранилища. После многие обустроены под клубы. В 1921-23 годы из-за голода и эпидемий,
Сообщений: 48
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 128
Ведущий 2: Сегодня мы с вами открыли одну из многочисленных страниц истории нашей малой родины – станицы Уйской. Наши прадеды, деды, отцы делали ее историю. Пройдет немного времени, и вы тоже станете ее творцами, участниками великих событий. Каждый из вас займет свое место в жизни станицы, края, России. Какой быть Родине в будущем, зависит от нас с вами. Родина – это единство земли и людей на ней живших и живущих. Скрепляется это единство памятью о прошлом.
Средь мирового океана
Не очень много есть земли,
Где трав цветущих запах пряный
Мы ощутить душой могли.
На свете дальние есть страны
На берегах больших морей,
Но сладко пахнут мне бурьяны
На милой Родине моей.
Анатолий Болутенко
Ведущий 1: Большое спасибо за внимание! Сегодня для вас работали библиотекари Уйской центральной библиотеки Ольга Петровна Ческидова и Олеся Анатольевна Малкова. Мы ждем вас в нашей библиотеке каждый день, кроме субботы, с 9 до 17 часов, в воскресенье с 10 до 16 часов. До новых встреч!
Автор и составитель: зав. ОБИТ Малкова О.А.
По почтовому тракту из города Троицка в Верхнеуральск
поселок Бирюковский при реке Уй, казачий отряд Оренбургского войска, 60 дворов, 154 мужского и 138 женского пола, часовня.
поселок Кидыш, казачий отряд Оренбургского войска, при речке Кидыш, 199 дворов, 511 мужского и 539 женского пола, православная церковь, ярмарка, почтовая станция.
Сообщений: 48
На сайте с 2020 г.
Рейтинг: 128
станица Петропавловская, казачий отряд Оренбургского войска, при речке Кидыш, 308 дворов, 929 мужского и 900 женского пола, православная церковь, почтовая станция.
Между правыми сторонами тракта из Троицка в Верхнеуральск и почтовой дороги из г. Верхнеуральска в г.Уфу:
станица Кочневая, казачий отряд Оренбургского войска, при речке Ольховка, 78 дворов, 171 мужского и 187 женского пола, часовня, в дачах производится добыча золота.
поселок Кулахтинский, казачий отряд Оренбургского войска, при реке Кулахты, 69 дворов, 140 мужского и 135 женского пола.
поселок Тухветевский (Тюхветев), выселка казачьего отряда Оренбургского войска, при реке Малая Увелька, 44 двора, 112 мужского и 111 женского пола.
поселок Краснокаменский, выселка казачьего отряда Оренбургского войска, при реке Большая Увелька, 57 дворов, 158 мужского и 178 женского пола.
поселок Соколовский, выселка казачьего отряда Оренбургского войска, при реке Большая Увелька, 48 дворов, 117 мужского и 129 женского пола, православная церковь.
поселок Токмасский, казачий отряд Оренбургского войска, при речке Токмас, 62 двора, 158 мужского и 160 женского пола.
поселок Беловский, выселка казачьего отряда Оренбургского войска, при реке Ишатка, 60 дворов, 148 мужского и 161 женского пола.
поселок Приданников, выселка казачьего отряда Оренбургского войска, при речке Узюлганке, 32 двора, 81 мужского и 87 женского пола
поселок Масловский, выселка казачьего отряда Оренбургского войска, при реке Узюлганке, 13 дворов, 33 мужского и 39 женского пола.
поселок Замотохинский, выселка казачьего отряда Оренбургского войска, при реке Уй, 27 дворов, 67 мужского и 74 женского пола.
поселок Выдринский (Агыр), выселка казачьего отряда Оренбургского войска, при реке Агыр, 54 двора, 130 мужского и 130 женского пола.
поселок Булатовский, выселка казачьего отряда Оренбургского войска, при реке Увелька, 46 дворов, 122 мужского и 82 женского пола, мечеть.
поселок Шукуровский, выселка казачьего отряда Оренбургского войска, при реке Увельке, 25 дворов, 90 мужского и 62 женского пола.
станица Уйская, казачий отряд Оренбургского войска, при реке Уй, 247 дворов, 701 мужского и 702 женского пола, православная церковь, кожевенный завод, 2 ярмарки, еженедельные базары.
поселок Кумлякский, казачий отряд Оренбургского войска, при реке Кумляк, 272 двора, 758 мужского и 756 женского пола, православная церковь, 3 ярмарки.
поселок Магадиевский (Мугадиев, Козловка), выселка казачьего отряда Оренбургского войска, при речке Усть-Курутка, 40 дворов, 124 мужского и 114 женского пола, мечеть.
поселок Фоминский (Игнашкина), казачий отряд Оренбургского войска, при речке Коморза, 69 дворов, 193 мужского и 223 женского пола.
поселок Воронинский, выселок казачьего отряда Оренбургского войска, при речке Коморза, 59 дворов, 137 мужского и 150 женского пола.
Для участия в Отечественной войне 1812 года были сформированы: Оренбургский атаманский казачий тысячный полк под командованием полковника В. Углецкого. Свыше тысячи оренбургских казаков участвовали в охране КВЖД.
Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. 1, 9, 10, 11 и 12-й казачьи полки участвовали в войне с Японией, всего свыше 5 тысяч человек, при чем 4 последних полка были призваны со льготы (из запаса) и составили Оренбургскую казачью дивизию. За отличия в этой кампании 1, 11 и 12-й полки получили знаки отличия на головные уборы. В 1905 – 1906 гг. все войско было мобилизовано для поддержания порядка внутри Империи.
Во время 1-й мировой войны 1914-1918 гг., войско выставило 18 конных полков, 40 отдельных и особых сотен, отдельный дивизион, 8 конных батарей, всего свыше 30 тысяч человек.
Оренбургские казаки прославились своим героизмом и лихостью. Свидетельством этого служат многочисленные приказы о награждении героев.
Оренбуржцы также были основными участниками среднеазиатских походов. Хивинского в 1873 году, Какандского в1875, русско–турецкой войне 1877 – 1878 годов и русско – японской войне 1904 – 1905 годов.
Во время 1-й мировой войны 1914-1917 годах казаками Оренбургского казачьего войска получено свыше 8 тысяч Георгиевских крестов, свыше 7 тысяч Георгиевских медалей, около тысячи медалей «За усердие».
Небольшое количество казаков ОКВ во время Первой мировой войны были отмечены военными наградами союзников (Бельгии, Франции, Румынии). Кавалер трех георгиевских крестов вахмистр 16 ОКП Иван Прокопьевич Губин из Уйской станицы был награжден английской и французской военными медалями.
Награждение крестом влекло за собой ряд льгот: освобождение от телесных наказаний, повышение жалованья на одну треть, исключение из податного сословия и отныне к нему без суда не могли быть применены телесные наказания. Если солдат, уже награжденный крестом, совершал еще один подвиг, то ему полагалась лишь новая прибавка к жалованью, за новые же подвиги его ждала прибавка полного оклада, а с 1833 года – и право носить свой крест на ленте с бантом.