Устное народное творчество что такое считалка
Считалочки
Считалочка — это жанр детского фольклора. Она возникла в глубокой древности и играла огромную роль в жизни людей, помогая им распределить работу.
В настоящее время детские считалки – это распределение ролей и установление очерёдности в игре, чтобы всем было весело и никому не обидно.
Вышел месяц из тумана…
Чинчик, блинчик, мой соколик…
Начинается считалка…
Считалка (Р. Сеф)
Хвостики у девочки… (Е. Агинская)
Прыг-скок, прыг-скок… (Е. Агинская)
Попросился мишка в терем… (Е. Агинская)
Раз, два, три, четыре… (Е. Агинская)
Топоры — топорики… (Е. Агинская)
Пироги горячи… (Е. Агинская)
Зайки на лужайке (Е. Явецкая)
Сладкий день рождения (Е. Явецкая)
Слон и посуда (Е. Явецкая)
Морская считалка (Е. Явецкая)
Цирк зверей (Е. Явецкая)
Про мишку и малину (Е. Явецкая)
Сонная считалочка (Е. Явецкая)
Считалка для ворон (А. Усачёв)
Куриная считалка (А. Усачёв)
Спортивная считалка (А. Усачёв)
Крокодилья считалка (А. Усачёв)
Когда сова ложится спать? (А. Усачёв)
Раз, два, три, четыре, пять…
На золотом крыльце сидели…
Дни недели (М. Погарский)
Лунный звездочёт (А. Усачёв)
Десять лунатиков (А. Усачёв)
Сколько ног у осьминога (А. Усачёв)
Котята (С. Михалков)
Пальчики (С. Михалков)
Ведьма
Тройка — не двойка… (Л. Гинзбург)
Чинчик, блинчик, мой соколик,
Куда ходишь, как хохолик?
Бери косу, молоток,
Отправляйся в холодок.
Там мышки дерутся,
Одна мышка околела,
Всему свету надоела.
Шишел, мышел и пошёл,
Три копеечки нашёл.
Спотыкнулся и упал,
Три копейки потерял.
Начинается считалка:
На березу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.
Считалка (Р. Сеф)
Я могу
Считать до ста —
Времени
Не жалко:
— Раз,
Два,
Три,
Четыре…
Сто —
Вот и вся
Считалка.
*** (Е. Агинская)
Хвостики у девочки,
А на них две ленточки.
У собаки и кота
На двоих лишь два хвоста.
*** (Е. Агинская)
Прыг-скок, прыг-скок,
Покатился колобок.
С лавки на пол — и к дверям,
На порожек — и к сеням,
На крыльцо, во двор, вперед…
Твой за ним теперь черёд.
*** (Е. Агинская)
Попросился мишка в терем
Возмущаться стали звери:
«Поищи себе берлогу,
Нас и так тут слишком много.
Муха — раз, комарик — два,
Мышка — три, лягушка — ква…
Заяц и лисичка — шесть.
С волком — семь! Тебе не влезть!»
*** (Е. Агинская)
Раз, два, три, четыре —
Лучше мамы нету в мире!
А еще пять, шесть и семь —
Волк не страшен нам совсем.
*** (Е. Агинская)
Топоры — топорики
Наточили скоренько.
Раз — два, раз — два —
Будут славные дрова.
*** (Е. Агинская)
Пироги горячи,
С пылу с жару из печи,
Есть с капустой и с морковью,
Угощайтесь на здоровье!
Зайки на лужайке (Е. Явецкая)
Летним утром на лужайке
Собрались попрыгать зайки.
Принесли свою скакалку,
Стали сочинять считалку:
«Вот зайчонок Длинноух,
Вот зайчонок Серый-Пух,
Вот зайчонок Лапушок,
Вот зайчонок Малышок.
Самый старший — заяц Зай.
Сколько заек, сосчитай!»
Сладкий день рождения (Е. Явецкая)
Приходи на день рожденья.
Будет много угощенья:
Десять пачек мармелада,
Двадцать пачек шоколада,
Тридцать кексов, сорок плюшек,
Пятьдесят больших ватрушек.
А пирожных не счесть!
Кто всё это сможет съесть?
Слон и посуда (Е. Явецкая)
К нам пришёл сегодня слон:
«Я почищу вам балкон,
Помогать на кухне буду:
Перемою всю посуду.
Я такой большой чистюля,
Где тарелки, где кастрюля?
Дайте чашки, дайте блюдца,
Тесно тут — не повернуться…»
Вдруг раздался грохот, звон…
Слон, из кухни выйди вон!
Морская считалка (Е. Явецкая)
В море синее нырну,
Поплыву на глубину.
Повстречаю осьминога,
Поиграю с ним немного,
Полюбуюсь на звезду
И жемчужину найду.
Подружись и ты с волной,
А теперь ныряй со мной!
Цирк зверей (Е. Явецкая)
В нашем цирке чудеса:
Пляшет с курицей лиса,
На арене тигры-маги
Строят замки из бумаги,
А над ними бегемот
По верёвочке идёт.
Хочешь в цирк ты или нет,
Я дарю тебе билет!
Про мишку и малину (Е. Явецкая)
Мишка в лапу взял корзину
И пошёл искать малину.
Целый день бродил, устал.
Сколько ягод я собрал?
Где душистая малина?
Отчего пуста корзина?
Не пойму я, что к чему…
Белка крикнула ему:
Ягод нет в твоей корзине
По одной простой причине —
Просто ты бросал их в рот.
Вот!»
Сонная считалочка (Е. Явецкая)
Поздний вечер, и у нас
Наступает сонный час:
На диване крепко спят
Кошка, пятеро котят.
В клетке сонный попугай
Напевает «баю-бай…»
Тихо-тихо во дворе,
Спит собака в конуре.
Сверху надпись: «Не будить!
А не то тебе водить!»
Считалка для ворон (А. Усачёв)
Я решил ворон считать:
Раз,
два,
три,
четыре,
пять.
Шесть ворона — на столбе,
Семь ворона — на трубе,
Восемь — села на плакат,
Девять — кормит воронят…
Ну, а десять — это галка.
Вот и кончилась считалка!
Куриная считалка (А. Усачёв)
Нелегко считать цыпляток —
Их у курицы десяток:
Этот вот забрался в таз —
РАЗ.
А другой полез в дрова —
ДВА.
В клюв лягушку не бери, ТРИ!
Вот ЧЕТВЁРТЫЙ спрыгнул в яму —
Уморить он хочет маму!
В лужу норовит опять —
ПЯТЬ!
Под крыльцо собрался лезть —
ШЕСТЬ!
Куд-куда! Не лазь на горку…
СЕМЬ — ему устрою порку!
ВОСЕМЬ — прыгнул в конуру…
Нет, ей-богу, я умру!
Где ДЕВЯТЫЙ? Быстро брось! —
Это не червяк, а гвоздь!
Вот ДЕСЯТЫЙ. Он — хороший…
Стой, куда? Не лезь в галошу!
Погодите! Куд-куда?
Разбежались кто куда…
Только всех пересчитала —
Начинай считать сначала!
Спортивная считалка (А. Усачёв)
Бег — прекрасная игра.
У спортсменов — номера.
Приготовились. На старт!
Первым номером — Гепард!
Номер два. Ну и ну!
Скачет антилопа Гну!
Страус — третий. Он в галопе
Не уступит антилопе!
А за ним — быстрее ветра —
Под четвёртой цифрой — Зебра.
Номер пятый. Лев бежит.
Шесть. Жираф за ним спешит.
Семь. Легко бежит Гиена,
Есть характер у спортсмена!
Номер восемь. Лошадь мчится.
А девятая — волчица.
Десять. Никому дороги
Не уступят носороги.
Мы на этом кончим счёт.
Победителям — почёт!
Крокодилья считалка (А. Усачёв)
Крокодилу Счёт дают.
В этом Счёте — десять блюд:
Блюдо Первое — суп с фрикадельками.
На Второе — картошка с сардельками.
Третье блюдо — рыбный пирог.
На Четвёртое — сладкий творог.
(Очень вкусное было четвёртое!)
Пятым подана редька протёртая.
На Шестое он съел винегрет,
На Седьмое — с грибами омлет.
На Восьмое — салат из печёнки,
На Девятое — банку сгущёнки.
На Десятое выпил компот.
На компоте закончился Счёт.
Крокодил проверил Счёт,
Посмотрел на свой живот…
А потом вдруг как заплачет —
Это он наелся, значит!
Когда сова ложится спать? (А. Усачёв)
Соблюдается Совой
Распорядок Часовой:
Ночью, в ЧАС — по распорядку
Совы делают зарядку.
Циферблат покажет ДВА —
В магазин спешит Сова.
В ТРИ — готовит суп.
В ЧЕТЫРЕ —
Вытирает пыль в квартире.
В ПЯТЬ — Сова идёт читать.
В ШЕСТЬ — она садится есть.
СЕМЬ показывают стрелки —
В гости к ней приходят Белки.
Не поздней ВОСЬМИ часов —
Совещание у сов.
Но как только ДЕВЯТЬ бьёт,
В лес гулять Сова идёт.
В ДЕСЯТЬ — у неё вязанье.
А в ОДИННАДЦАТЬ — купанье.
Как ДВЕНАДЦАТЬ бьёт часов —
Двери в доме на засов:
В полдень ей пора в кровать.
Любит днём Сова поспать.
Дальше всё по распорядку:
В ЧАС — встаёт. И на зарядку…
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф-паф! Не попал.
Серый зайчик убежал.
На золотом крыльце сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори по-скорей —
Не задерживай добрых и честных людей!
Дни недели (М. Погарский)
Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовется ПОНЕДЕЛЬНИК.
ВТОРНИК — это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка СРЕДА
Третьим днем всегда была.
А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый – ПЯТНИЦА — сестрица,
Очень модная девица.
А в СУББОТУ, день шестой,
Отдыхаем всей гурьбой
И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ,
Назначаем днем веселья.
Лунный звездочёт (А. Усачёв)
На луне жил звездочёт,
Он планетам вёл подсчёт:
Меркурий — раз,
Венера — два-с,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
Восьмой — Нептун,
Девять — дальше всех — Плутон…
Кто не видит — выйдет вон!
Десять лунатиков (А. Усачёв)
Десять Лунатиков жили на Луне.
Десять Лунатиков ворочались во сне…
Один Лунатик упал с Луны во сне…
Девять Лунатиков остались на Луне.
Девять Лунатиков жили на Луне.
Девять Лунатиков ворочались во сне…
Один Лунатик упал с Луны во сне…
Восемь Лунатиков остались на Луне.
……………………………………………….
(и так далее, пока не останется Один Лунатик…)
Один Лунатик упал с Луны во сне
И больше Лунатиков не стало на Луне!
Сколько ног у осьминога (А. Усачёв)
Сколько ног у осьминога?
Много, много, много, много:
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь, восемь!
Сколько рук у осьминога?
Много, много, много, много:
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь, восемь!
Сколько глаз у осьминога?
Много, много, много, много:
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь, восемь!
И детей у осьминога
Тоже много, много, много:
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь, восемь…
Бедный папа! Сколько ног
Моет деткам осьминог?!
Котята (С. Михалков)
Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята —
Их по счёту ровно пять.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.
РАЗ — котёнок самый белый,
ДВА — котёнок самый смелый,
ТРИ — котёнок самый умный,
А ЧЕТЫРЕ — самый шумный,
ПЯТЬ похож на ТРИ и ДВА —
Те же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята —
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать.
Пальчики (С. Михалков)
А у нашей внучки
Маленькие ручки,
И на ручках пальчики —
Девочки и мальчики.
Дружно пальчики живут,
Их по имени зовут:
Пальчик Зина,
Пальчик Нина,
Миша,
Гриша,
Николай,
Пальчик Саша,
Пальчик Маша,
Вова,
Лёва,
Ермолай.
Внучка пальчики считает:
РАЗ!
ДВА!
ТРИ!
ЧЕТЫРЕ!
ПЯТЬ!
И, считая, засыпает,
Потому что хочет спать.
Ведьма (перевод с немецкого Л. Гинзбург)
Утром, ровно в шесть,
Ведьма хочет есть.
Семь часы ударят —
Ведьма репу парит.
В восемь кофе пьёт,
В девять воду льёт.
(Как бы нам привесить
Рифму к цифре «десять»?)
Ночью в полнолунье,
Старая колдунья,
Лишь двенадцать бьёт,
В свой котёл кладёт
Лягушачьи лапки,
Половые тряпки,
Рыбу, Рака и Метлу…
Ну пожалуйте к столу!
Тройка — не двойка… (перевод с немецкого Л. Гинзбург)
Русские народные считалочки
Русский фольклор заслуженно считается сокровищницей народной мудрости и ярких образцов творчества. Одним из них являются считалки — весёлый и жизнерадостный жанр игровой направленности.
Считалка как жанр игрового детского фольклора
Считалка — разновидность русского игрового фольклора. Первым научным трудом, где было уделено пристальное внимание именно этому жанру, является изданная в 1930 монография «Русский детский фольклор». Автор её доктор филологических наук Г. С. Виноградов. В ней содержится более 500 считалок.
В 1989 году увидел свет сборник фольклориста А. Н. Мартыновой «Потешки, считалки, небылицы», который считается наиболее полным изданием этих жанров. Кроме того, со считалками можно ознакомиться в таких изданиях:
Считалочки остаются популярным жанром в детских книгах и сегодня
Отличительными признаками считалок являются:
С первыми считалками ребёнок знакомится, пересчитывая собственные пальчики
Происхождение считалок
Учёные предполагают, что первоначально считалки использовались взрослыми. С помощью считалки определяли, кому выполнять более трудную часть работы, первому заступать в дозор и т. п. Использовался этот жанр и для гадания. В пользу этой версии говорит и существование считалок с непонятными словами, в которых часто прослеживается сходство с исковерканной латынью, то есть первоначально они могли выступать и в качестве заклинаний.
Считалки с непонятными словами, вероятно, восходят к текстам святочных гаданий и исковерканной семинарской латыни
Народные считалки пользуются большой популярностью у детворы, родителей и педагогов. Они полезны для развития памяти, внимания, речи, прививают детям любовь к культуре и истории Родины, способствую воспитанию честности, товарищества, стимулируют детское творчество.
Традиционное предназначение считалок — выбор водящего в игре «Жмурки»
Применение считалок в играх с детьми
В первую очередь, следите за тем, чтобы дети использовали считалки в дружелюбной обстановке. Не допускайте применения вместо них дразнилок, избегайте текстов с грубыми и неблагозвучными словами.
Предлагая ребёнку считалку в первый раз, поговорите о её содержании, сюжете (если он есть), найдите и поясните незнакомые, старинные, вышедшие из употребления слова.
Сделайте акцент на необходимости честно произносить слова считалку. Иногда дети ускоряют или замедляют темп, «подстраивая» результат под свои желания. Этого нельзя допускать, чтобы не возникло обид и споров. Первые два-три раза новую считалку должен произнести взрослый, показав пример ритмичной разбивки на слова или слоги: «Первенчики/ другенчики/ круги/ други/ вон!»
Примеры русских народных считалок:
Свиристель — это певчая птица, родственная воробью
Герои популярной считалочки могут сидеть как на златом крыльце, так и за столом во дворце
Королёк — очень маленькая птичка отряда воробьинообразных
Казань — столица республики Татарстан, которая входит в состав Российской Федерации
Образ лисы с лаптями встречается и в сказке «Лиса и лапти», и в считалке
Драть лыки — это значит снимать кору с дерева
Заяц — частый персонаж считалочек
Утки обычно гнездятся невдалеке от воды в зарослях высокой травы или камыша
Обычно тот, кто выбывает по итогам считалки — становится, как говорили в старину, «вОдой», а если играют в горелки — идёт «гореть», то есть ловить
Считалочку про сарафан можно сопроводить интересным рассказом об этом важнейшем элементе старинном русского костюма
Отражался в считалках и труд взрослых: сенокос, жатва, сбор урожая
Содержание народной считалки перекликается со сказкой А. С. Пушкина
Довольно часто текстом считалки становились полюбившиеся детворе небылицы, хотя поросята и правда бывают полосатыми!
Коза в старину была почти в каждом хозяйстве, поэтому она активный персонаж русского фольклора
Лесные животные (заяц, лиса, волк и другие) являются частыми героями детского фольклора и считалок в частности
Торговцы, носящие свой товар по сёлам и городам, в старину назывались коробейниками
Народные считалки
Русские народные считалки для детей.
Русские считалки относятся к одному из видов устного народного творчества. Они появились далеко в древности. В то далекое время повседневная работа в основном несла опасность жизни не только ребенка, но даже взрослого.
Добровольцев выполнять такую работу просто не было. И на помощь пришли считалки. Оказывается, в древности на выполнение опасной работы выбирали посредством русских народных считалок.
С течением времени жизнь людей естественным образом менялась. Многие переставали испытывать страх перед окружающим миром и природой. В то время веселыми считалками во время игр стали пользоваться дети.
Как сегодня используются считалочки?
На сегодняшний день детские считалки используются в играх для распределения ролей. Делается это весело и, как правило, никто из ребят не обижается. Основным назначением считалки является установление очередности в играх. Она помогает определить кому начать водить в игре.
Считалки способствуют развитию памяти и формированию ритма. Взрослые, которые разучивают со своим ребенком различные считалочки, также улучшают возможности своей памяти. Одновременно с ребенком тренируя чувство ритма.
Очень часто считалки придумываются в течение игрового процесса самими детьми. В этом дети отличаются своей безграничной фантазией и изобретательностью. На сегодняшний день детские считалки сочиняются профессиональными поэтами. Они разрабатывают правильную рифму и смысл в считалках. Тем не менее наше устное творчество сохранило много русских считалок, сочиненных еще нашими предками.
Зачем нужны считалки
Считалка в процессе игры произносится ведущим. Во время ее прочтения происходит указание на каждого из участников, а тот, на кого выпадают последние слова, тот считается водящим. Но это не единственный вариант выбора с помощью считалки.
Бывают считалки, которые в конце указывают не на воду, а на того, кто должен выйти из круга счета. И один за другим участники выходят, а последний оставшийся и начинает водить в игре.
Выучивание считалок наизусть помогает:
Благодаря детским народным считалкам дети получают всестороннее развитие. Коллективная детская игра стимулирует заучивание считалок. А когда происходит выбор ведущего в игре, дети приучают себя сами все делать честно. Зарождается уважение к коллективу, потому что соблюдаются правила.
Считалки
Основные понятия: определение, происхождение считалок, связь считалки с другими формами: заговором, игрой, обрядом; своеобразие жеребьевки; классификация считалки, точки зрения, проблематика заумных считалок; особенности считалок: процесс словотворчества, структура, ритмизация, метрическая система, роль повторов, своеобразие синтаксиса, использование формы диалога, обращений, риторических вопросов; словотворчество в считалке и литературе (сравнительная характеристика).
Определение. Считалка всегда имела практический характер, она использовалась в детских играх для установления очереди и выбора лиц, исполняющих ту или иную роль. Поэтому исследователи относят ее к игровому фольклору наряду с жеребьевыми приговорами, молчанками.
Согласно одному из словарных определений, считалки представляют собой «словесные формы, чаще всего стихотворные (рифмованные) произведения преимущественно юмористического характера, с помощью которых определяется очередность в игре, избираются ее ведущие или участники» (Сл., с. 342). В считалке счет является ритмизующей основой произведения, скандирование обусловливает правильность счета, и нарушение ритма является показателем неправильно проведенной жеребьевки.
Название «считалка» употребляется чаще других, но встречаются и другие определения. П.В. Шейн называл подобные произведения жеребьевыми прибаутками[103]. М.Н. Мельников приводит народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки.
Поскольку считалки используются наряду с жеребьевками или сговорами (сговорками), возникает необходимость определения данной формы. Формы жеребьевки были самыми разнообразными, чаще всего они проводились с помощью рифмованных стихов. Г.С. Виноградов, опубликовавший подборку подобных текстов, предложил для них название «жеребьевки». В современной науке получил распространение термин «жеребьевые сговорки», введенный М.Н. Мельниковым.
Во время игры в лапту, городки, прятки или жмурки играющие разделяются на две партии, каждый из игроков зашифровывает свое имя и затем, выбрав пару, подходит к вожакам («маткам»), самым сильным и ловким игрокам. Они и должны выбрать члена своей команды, руководствуясь следующим предложением:
Или казака удалого?
Или медведя в штанах?
Или белого медведя?
В качестве предмета выбора предлагаются и живые, и неодушевленные предметы, наделяемые необычными качествами (определениями), растения, песенные персонажи.
Иногда выбор совершался по характеру действия:
Из Томска на лыжах
Али из Ирбита на ремнях?
Что тебе надо – сено косить или дрова рубить?
Коня вороного или седла золотого?
На печке заблудился или в ложке утонул?
Тес ломать или деньги воровать?[104]
Процесс отгадывания основывался на антитезе, сравнивались разные предметы, понятия или явления; «матка» должна не только выбрать, но и угадать, кто «прячется» за данным обозначением. Определенной подсказкой служила интонация. В зависимости от выбора вожака играющие отходят в ту или другую сторону.
По данным Г.С. Виноградова (их подтверждает и М.Н. Мельников), наибольшее количество традиционных текстов связано с образом коня. В них предлагается сделать выбор между конем и золотым тарантасом, золотым хомутом и между занятиями – «коня кормить» или «печь топить». Конь занимает одно из центральных мест в древних языческих ритуалах. Он является олицетворением света, удали, силы, огня.
О древности подобных жеребьевочных формул свидетельствуют материалы этнографов. Жеребьевка являлась частью ритуала инициации. Когда кандидаты на посвящение в члены общества собираются вместе, они договариваются о тайных именах, под которыми будут участвовать в обряде. Как правило, таким именем становится наименование духа-покровителя или родового тотема. В дальнейшем при совершении обряда к участнику надлежит обращаться только по этому имени. Имя, которое он носил в детстве, более не существует, поскольку после посвящения кандидат получает новое имя – уже как полноправный член племени[105].
Построение жеребьевки традиционно, она состоит из обращения и вопроса. Обращение может быть простым (Матки, матки, // Дуб или в зуб?) или сложным (развернутым в отдельное четверостишие):
Или казака с кинжалом?
Смысловая наполненность жеребьевки отмечалась рядом исследователей. Г.С. Виноградов писал, что такого «сжатия элементов речи в предельно тесную форму» нет в других жанрах детского фольклора. Анализируя сговорку
Или с разбегу под телегу?
исследователь приходит к следующему выводу: «лаконизм образного языка сговорок может быть сопоставим с малыми формами русского фольклора: пословицами и поговорками. Не случайно пословицы и поговорки выступают подчас в функции жеребьевок: «Грудь в крестах али голова в кустах?», «Вошь на аркане или блоха на цепи?»[106]
Особенности жеребьевок. Выразительность исполнения жеребьевок, как полагает А.Н. Мартынова, отличает их от считалок, «которые произносятся, как правило, невыразительно, монотонно».
Происхождение считалок. Считалки появились благодаря ритуально-бытовой практике. Обычай ритуального пересчитывания предметов известен у большинства первобытных народов. Во время счета выделялись счастливые и несчастливые числа, результат счета хранился в тайне. Приведем пример обрядовой считалки, записанной на Гавайских островах в середине XIX века:
В Кохале есть дерево хау,
Не одно дерево, много деревьев,
И семь, из которых строят каноэ.
Первое хау – балансир каноэ,
Второе хау – укосина каноэ,
Третье хау – корпус каноэ,
Четвертое хау – обшивка каноэ
Пятое хау – корма каноэ,
Шестое хау – мачта каноэ,
Седьмое хау – парус каноэ.
Если назовешь еще одно, живи,
Не назовешь – умрешь[107].
Аналогичный текст, связанный с гаданием, приводит И.П. Сахаров: – «Четыре и более девушек садятся на полу в кружок. Каждая из них кладет на колени соседкам по два пальца. Тогда старшая начинает скороговоркой проговаривать:
Произнося каждое из этих слов, она указывает на один из протянутых пальцев. На который достанется слово – «выкень» тот и выкидывается»[108]. Приведенная игра используется во время гадания на близкое замужество.
Эти тексты подтверждают вывод В.П. Аникина о связи считалок с верой в числа: «обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед настоящими, неигровыми делами… было правилом прибегать к жеребьевке и счету» (Аник., Младенч., с. 15).
Считалки можно расценивать как способ сохранения во времени информации сакрального характера, поскольку в результате ее применения выявляется тот, кто будет выполнять в игре особую роль. По этой причине Г.С. Виноградов сближал считалки с гаданиями, поскольку выбор в них зависит не от разумного расчета, а от случая, от воли судьбы. Отсюда и название, бытующее у детей и подростков Куйтунского района – «гадалка», в Барнаульском округе считалку называют «ворожинка».
Английский исследователь детского фольклора Г. Бетт на основании сопоставления обширного английского материала и записей, сделанных у других народов, приходит к заключению, что «числовые песенки отразили на себе те ступени, которые прошло человечество, обучаясь счету»[109].
В ходе развития жанр считалки испытал разные влияния. Г.С. Виноградов считает, что наиболее значительным было воздействие книжной поэзии. Но все книжные тексты сильно приспосабливались к детской среде, «принимая иной вид, иной облик», хотя функция считалок оставалась без изменений.
Исследователь показал, что отражение действительности в считалках происходит не на основе случайных ассоциаций, а в результате своеобразного осмысления происходящего.
Параллельно с развитием образования распространялись заумные считалки. Учебные заведения, в которых преподавались иностранные языки, становились питательной средой для возникновения, бытования и трансмиссии подобных текстов. «Латинские слова проникали в считалки европейских народов прежде всего под влиянием школьного и университетского обучения латыни и из воспринятой на слух католической службы», – полагает исследователь[110]. Поэтому в лексике появлялись такие слова сакральной лексики, как «деус», «доминус», в самих считалках часто упоминалось слово «грамматики». Е.А. Костюхин даже говорит о гипнотическом воздействии заумного языка[111].
Отмеченные два плана лексики, связанные с службой и собственно учебным процессом, встречаются в считалках европейских школьников. Д. Симонидес сравнивает тексты немецкой и польской считалок, отмечая некоторые лексические совпадения:
Figgi faggi dominus,
du bist hier und bist duss
Edydy, medydy, cycymer
Afel, bafer, dominer
Al zgot, wryna wrot
Aja, baja, myka, wun[112].
Некоторые тексты фиксировались с конца XIX века и на протяжении всего XX века у всех славянских народов, в России, на Украине и в Белоруссии.
Первые записи считалок относятся к XVIII веку, исследователи не сразу отделили считалку от игры и увидели в ней самостоятельный вид устного народного творчества. Уже в XIX веке, замечает А.Н. Мартынова, считалки не имели аналогий во взрослом фольклоре.
Сегодня считалки существенно преобладают по количеству записей над другими жанрами и формами детского фольклора. Они встречаются практически у всех народов.
По количеству вариантов первое место среди считалок занимают «Первинчики-другинчики» и «Перводан, другодан».
Особенностью считалок является предельная сжатость и лаконичность, они практически не содержат сюжетной основы, представляя перечень предметов или описание порядка счета. Стремление к выразительности и мерности стиха обуславливает использование повторов, диалогической формы, простого синтаксиса.
Считалки помогают разучивать большее количество стихотворных строк и, следовательно, способствуют развитию памяти. Кроме познавательной функции, они несут в себе также эстетическую и этическую функции. Дети учатся правильно говорить и выделять голосом необходимые части стихотворения. Обычно правом произнесения считалки наделяется тот игрок, который не станет обманывать своих партнеров и точно и последовательно проведет счет.
Порядок произнесения считалки следующий: участвующие в игре дети становятся в круг или в ряд, один из детей становится в середину и произносит, скандируя, считалку, дотрагиваясь рукой по очереди до участвующих в игре при каждом слове или ударяемом слоге; тот, на кого упал последний слог или слово, считается выбывшим – освобожденным от жребия; постепенно выбывают и другие, кто вышел последним – считается выбранным. В зависимости от условий игры иногда выбирается и первый выбывший.
Характер исполнения считалки, полагает М.Н. Мельников, свидетельствует об их песенном и хоровом исполнении. В свое время П.А. Бессонов писал, что дети «станут в кружок и запоют песню; на кого упадет из песни последнее слово, тому и держать свой черед. Поют вместе, а один, кто постарше, указывает пальцем по ряду»[113].
Изучение. Русские считалки вводились в научный оборот постепенно. Первой обобщающей работой следует считать монографию Г.С. Виноградова «Русский детский фольклор». Кн. I. (Иркутск, 1930). В ней опубликовано 553 текста считалок с вариантами. Из изданий последних лет выделяется сборник «Русский детский фольклор Карелии». Сост. С.М. Лойтер (Петрозаводск, 1991).
Классификация Г.С. Виноградова основана на словарном признаке: выделяются считалки-числовки, заумные считалки и считалки-заменки.
К первой группе относятся произведения, содержащие в себе счетные слова – количественные и порядковые числительные:
Раз, два, три, четыре, пять / Вышли мальчики играть.
Подвижность классификации видна в использовании эквивалентов числительных (Первенчики, другенчики / Летели голу-бенчики) или «озаумленных» числительных (Азы, двазы, тризы, ризы, пята, лата, туни, муни, тупа, укрест).
Рассматривая своеобразие подобных считалок, О.И. Капица предлагала относить их к «заумным считалкам», таким образом обозначив словообразовательную игру с числами: «Перводан, другодан, начетыре угадал», «Пирвошка, другошка», «Рази, двази, тризи», «Одиян, другиян» и т. д.
А.П. Топорков показывает сходство процесса, происходившего одинаково в разных местах у разных народов[114]. Один вариант
Эни, бэни, рики, факи,
Турба, урба, синтябряки,
Дэу, дэу, краснодэу, Бац.
А другой в белорусской деревне:
Дэус, дэус, шахмадаус – Бац.
Дети часто переделывают известные им тексты, упрощая и приспосабливая их к конкретной аудитории, отмеченное свойство можно считать особенностью считалок. «В них нет понятийного смысла, весь интерес заключается в звуковой стороне слов. В считалках как бы обнажается фонетическая сторона слова, давая детям удовлетворение необычайными звукосочетаниями».