Ушинский родное слово о чем
Родное слово» как национальная русская книга
Одним из выдающихся произведений Ушинского является его учебник «Родное слово», состоящий из трех книг и впервые изданный в 1864 году. «Родное слово» пользовалось такой популярностью, что вплоть до самой революции издавалось каждый год по нескольку раз.
«Родное слово», как учебная книга, предназначено для первоначального обучения в городских школах, а также в семье и адресуется, как говорил сам автор, детям «мещанства, чиновничества и мелкого дворянства», т.е. более широкому кругу читателей.
Основным положением Ушинского является: «Родное слово есть основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний: с него начинается всякое понимание, через него проходит и к нему возвращается».
По мнению Ушинского, родной язык «является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ», и продолжающим учить его и тогда, когда появилась цивилизация.
Кроме тщательно подобранного художественного материала (стихотворений, басен, сказок и т.п.) и небольших рассказов нравственного содержания, Ушинский помещает в «Родном слове» свои статьи о деревьях, животных и т.п., которые отличаются замечательной простотой, лаконичностью, научным содержанием, изяществом и образностью изложения.
Особого внимания педагога заслуживают статьи-рассказики в 2-3 строки на какую-либо нравственную тему, например: «Хромой и слепой. Приходилось слепому и хромому переходить быстрый ручей. Слепой взял хромого на плечи – и оба перешли благополучно».
Широко использованы в «Родном слове» пословицы, поговорки, скороговорки, загадки. Прекрасно подобраны упражнения для развития у детей умения сравнивать, различать, обобщать.
Простота, образность и эмоциональность изложения, разнообразие и богатство материала, прекрасный язык, умение заинтересовать ребенка, сочетание образовательного и воспитательного элементов, разнообразие и богатство упражнений – таковы достоинства «Родного слова» в педагогическом отношении. В нем Ушинский впервые использовал произведения Жуковского, Пушкина, Кольцова, Никитина и других русских писателей.
Средством передачи информации для Ушинского является родной язык, родное слово: «В языке одухотворяется весь народ и вся его родина, в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук неба отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы – весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко в любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов. Но в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа». Это философско-поэтическое замечание К.Д.Ушинского может стать эпиграфом к его учебникам (в равной мере адресованным учащим и учащимся). Живой интерес современной школы к этой практической части наследия К.Д.Ушинского обусловлен качеством его содержания – наличием в нем всей полноты русской национальной идеи, служащей делу народного воспитания.
Родное слово делает сегодня самое важное – открывает механизм передачи традиционного народного миропонимания во всей его полноте.
Достигается эта сложная задача созданием мира целостности народного бытия, способного пробудить родовые чувства у ребенка, создать основу для национального воспитания. В каждом параграфе, в каждой главе учебника можно проследить пути создания этой целостности.
Практическое занятие № 11
Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 895 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Каталог статей
К.Д. Ушинского по праву можно считать основоположником русской, и в частности, дошкольной педагогики. Он внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли, глубоко проанализировал теорию и практику воспитания, в том числе и дошкольного. Обосновал идею народного воспитания. Его учения о роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе оказали огромное влияние на многие последующие поколения педагогов.
Константин Дмитриевич Ушинский – великий русский педагог, основоположник научной педагогики в России.
В 1864 году им были написаны книги «Родное слово» и «Детский мир». Это фактически были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному Слову» — «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей». Это руководство оказало огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу. Свою актуальность, как пособие по методике преподавания родного языка, оно не потеряло и по сей день. Это были первые в России учебники для начального обучения детей, и это были первые массовые и общедоступные книги. Они расходились тиражами в десятки миллионов экземпляров.
Считаю, что книгу «Родное слово» можно предложить ребенку, как только он научится самостоятельно читать. В ней подобраны рассказы, чередующиеся со стихотворениями, оптимальные по объему (один рассказ можно прочесть за один присест). Ребенок, дочитав текст до конца помнить содержание в начале и в середине. Однако, несмотря на это, смысл очень глубокий, можно задать много вопросов на понимание прочитанного. На каждой странице есть иллюстрация, соответствующая тексту. Автор наглядно вводит детей в науку через окружающие их и уже знакомые им образы действительности. Она приводит в систему и уясняет детям те сведения, которые уже приобретены ими непосредственно из самой жизни.
В книге для первоначального чтения статьи о предметах наглядных занимают главное место.
Язык изложения прост, но он не является подделкой под детский язык, которая совершенно неуместна в детской книге.
В жизни ребенка очень велика роль эмоциональной стороны психики. Поэтому К.Д. Ушинский связывал статьи, имеющие целью сообщение серьезных знаний, с близкими по смыслу художественными произведениями, так, чтобы они дополняли, оживляли эти статьи.
Рассказы и статьи притягивают внимание детей своей занимательностью и великолепным слогом, доверительным и увлекающим тоном общения с маленьким читателем. При описании любого предмета, любого явления К.Д. Ушинский использует не сухие, выжатые формулировки, а словесные зарисовки, создающие в сознании детей яркие картины, образы.
Тот же авторский почерк виден в разделах, посвященных истории и географии. Детям предлагается курс Истории России, «Первое знакомство с родиной». Факты соответствуют «Повести временных лет» летописца Нестора и «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, но вновь изложены языком, доступным детям.
Произведения Ушинского отличаются простотой: на примерах преподают детям уроки жизни. Автор тактично подсказывает, от чего в себе надо избавляться, какие недостатки в характере могут мешать в дальнейшем. В некоторых рассказах К. Ушинский подводит детей к самостоятельному выводу о том, что такое хорошо, а что плохо, что можно делать, а что не надо.
Рецензия на учебники К.Д. Ушинского «Родное слово»
Рецензия на учебники К.Д. Ушинского «Родное слово»
Для всякой школы хороший учебник имеет решающее значение. А для школы начальной — фундамента всей системы образования — значение учебника совершенно исключительно. Хороший учебник — это совокупность тех ясных и четких основных понятий, которые должны составить основу всего последующего умственного развития ученика начальной школы.
Для учителя хороший учебник — это развернутый план школьной работы, та канва, по которой он может уверенно варьировать индивидуальные педагогические узоры, отвечающие особенностям личности каждого ребенка.
Хороший учебник — это основа работы школы.
Ушинский объявил создание учебной книги для начального обучения неотложной задачей русской школы.
Еще в 1861 году Ушинский закончил составление книги для чтения в младших классах Смольного института, тогда же вышедшей в свет под заглавием «Детский мир». Эта замечательная книга давала большой и систематизированный материал по естествознанию, географии и истории. Потребность в такой книге для младших классов средней школы была настолько велика, что уже в первом году потребовалось три издания, и затем издания повторялись каждый год, несмотря на то, что с первых же дней было выставлено против книги обвинение в том, что она разрушает религиозные верования детей.
В начальной школе книга «Детский мир» могла найти себе употребление только в старших классах. Для младших классов начальной школы Ушинский издал в 1864 году другую книжку для чтения — знаменитое «Родное слово». Это был поистине гениальный опыт создания русской книги для начальной школы на основе достижений мировой педагогики.
«Родное слово» — это книга, совершенно понятная для ребенка полностью соразмеренная с его силами. Оно составляло в этом отношении полную противоположность книгам, которые издавались и распространялись по школам министерством народного просвещения.
Не значит ли понятность и доступность ребенку «Родного слова», что автор его не стремится поднять уровень развития своего маленького читателя? Нет, конечно, не значит.
«Родное слово», написанное для ребенка, в то же время совершенно серьезная книга, ставящая себе задачей развить логическую мысль и речь ребенка, научить его разбираться в окружающем мире, положить основы его мировоззрению и подготовить к настоящему изучению наук. Не всякий раскрывший «Родное слово» — с множеством картинок, стихотворений, сказок, прибауток, — обратит внимание на этот серьезный элемент гениальной книги Ушинского, тем более что подан он, этот элемент чрезвычайно умело с дидактической стороны. Один из дореволюционных педагогов, восхищенный простотой предложенных Ушинским серьезных упражнений логической мысли ребенка, писал о книжках «Родного слова»: «Какую обдуманную и в своем роде сложную машину представляют эти тетрадочки с рядами слов, пословиц, рассказов, стихов и картинок! В «Родном слове» есть упражнения, которые незаменимы именно как такие, которые сами по себе, даже вопреки самым неумелым шагам начинающего учителя, должны принести громадную пользу. Укажем, например, на те упражнения, которыми начинается каждый номер первой книжки «Родного слова»: ряды слов, которые должны быть расположены учеником по родам выражаемых ими понятий… Имеющий сколько-нибудь здравого смысла учитель не может вести дурно такое упражнение; упражнение задумано так здраво и просто, что выручит какого хотите неумелого учителя».
Но учебная книга Ушинского не только дает первые серьезные упражнения логической мысли и речи ребенка (побуждая его расчленять, классифицировать предметы окружающей среды). «Родное слово» подготовляет ребенка с помощью этих упражнений к изучению естествознания; рядом других простейших упражнений, развивающих и уточняющих пространственные представления детей, оно подготовляет к основательному изучению географии; ряд упражнений, ведущих к развитию представлений о времени, дает подготовку к изучению история; систематические упражнения в речи и ее анализе дают подготовку к изучению научной грамматики. Материал «Родного слова» — это основа для успешного прохождения научных дисциплин в старших классах.
Но и это еще не все. «Родное слово» Ушинского — не только доступная для детей, не только серьезная научная книга — это в полном смысле слова народная книга. Множество произведений русской народной литературы в ней использовано впервые для школьного употребления. Книга приобщала ребенка не только к научному и художественному языку, но в первую очередь к тому богатству языка, которым владеет народ. Эту задачу книге для чтения в первый раз поставил Ушинский, и важность ее правильно оценили педагоги уже в дореволюционное время. Один из них писал: «Школа, которая сумеет обогатить своих учеников сокровищами даже исключительно только крестьянского слова, была бы уже образовательницей их, рассадницей просвещения, ибо сумма понятий, составляющих язык народа, выше понятий и речений каждого отдельного лица».
Достоинства «Родного слова» как учебной книги были так велики, так осязательно ясны для учителей и детей, что с первого же своего появления (1864 год) оно завоевало себе место на книжном рынке и вошло в школьный обиход, несмотря на неоднократные попытки со стороны министерства задержать распространение этой книги, затормозить и даже совсем запретить ее под предлогом, что она разрушает религиозные верования детей.
Книга эта пробуждала любовь к учению, она делала самый процесс обучения радостным для них. Один из старых педагогов вспоминает: «В школу заглянула новая жизнь: в простом, ясном, всегда понятном детям художественном слове выступили те знакомые явления природы и жизни, которые вызывали блеск в детских глазах, иногда улыбку и порой детский смех. Дети вдруг услышали что-то такое, что заговорило с ними через книгу родным и понятным языком».
Тщательное изучение учебных книг Ушинского, лучшего достижения дореволюционной педагогики, поможет и советскому педагогу разрешить задачу создания на высоком общепедагогическом уровне учебной книги для начальной советской школы.
Эта учебная книга ныне ставшая редкостью К. Д. Ушинского «Родное слово» (1, 2, 3-й годы обучения), содержащая прописи и тексты первоначального систематического обучения грамоте, практическую грамматику и тексты к ней. В представленных материалах реализуется созданная К. Д. Ушинским методика постепенного приобщения ребенка к общеобразовательным знаниям и простейшим этическим понятиям.
Год второй. Вторая после азбуки книга для чтения.
Отдел I
Вокруг да около
В школе и дома
Домовые животные
Конюшня, скотный двор и птичник
Огород и сад
На улице и на дороге
Отдел II
Времена года
Зима
Весна
Лето
Осень
Отдел III
Образцы упражнений
Церковнославянское чтение
Родное слово. Книга для учащих. Советы родителям и наставникам о преподавании родного языка по учебнику «Родное слово»
Год первый
Год второй
Приложение
Приложение предназначено для родителей и учителей, в нем излагаются педагогические основы, цели и задачи обучения русскому языку с методическими рекомендациями. Вместе с письменными упражнениями эти книги составляют дидактическую систему, направленную на умственное и нравственное развитие ребенка в процессе первоначального обучения.
Среди маленьких рассказов самого Ушинского многие посвящены жизни детей, школе, семейному быту, природе («Каков наш дом», «Наша семья», «Приглашение в школу», «Уточка», «Божья коровка», «Ворон и сорока» и др.)
В учебных книгах Ушинского представлены почти все малые жанры детской литературы: стихи, рассказы, сказки, очерки, научно-популярные и научно-художественные статьи, прозаические миниатюры и др. Широко представлены в «Родном слове» Ушинского басни И.А. Крылова — одного из любимых авторов Константина Дмитриевича. Большинство басен дается в сокращении, без моральных концовок и часто без вступления: «Ягненок в волчьей шкуре», «Лягушка и вол» и др.
В учебной книге «Родное слово» материал подобран так:
— что ее чтение обеспечивает освоение духовного богатства, отраженного в языке, освоение лучших форм родного языка и формирование нравственных и эстетических чувств ребенка;
— материал побуждает присматриваться к родной природе, изучать ее, осмысливать окружающие явления, любить родной язык и литературу;
— доходчиво объясняется, в чем состоит радость и счастье человека и что для этого надо делать;
— материал в книге расположен последовательно и целенаправленно, причем на каждом последующем занятии закрепляется, развивается, систематизируется и обогащается содержание предыдущих, усложняются требования к упражнениям;
— научный уровень знаний сочетается с доступностью и яркостью изложения, служит задачам нравственного и эстетического воспитания, соответствует возрастным особенностям младших школьников.
Конспект по статье К.Д. Ушинского «Родное слово»
Конспект по статье К.Д. Ушинского «Родное слово»
Просмотр содержимого документа
«Конспект по статье К.Д. Ушинского «Родное слово»»
Конспект по статье К.Д. Ушинского «Родное слово»
Появляется вопрос: неужели все, что выразилось в языке народа, скрывается в самом народе?
Сложно поверить в то, что эта серая масса, столь далекая от прекрасного и философского, создала столь гармоничный и прекрасный язык. В ответ на это сомнение льется народная песня, вдохновляющая художников, поэтов, музыкантов и даже ученых.
«Язык народа — лучший, никогда не увядающий извечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории».
Язык, являясь народной летописью, в то же время является народным наставником, который учил людей до появления книг, школ, до нашего времени. Усваивая родной язык, человек усваивает мысли и чувства прошлых поколений.
Ребенок в 5-6 лет начинает правильно говорить на родном языке. Язык, созданный народом, развивает в человеке дух.
Усваивая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, чувств, художественных образов многое другое.
Но почему же мы говорим родное? Язык – создание народной мысли и чувства, в котором выражаются результаты духовной жизни народа. Поэтому язык является лучшей характеристикой народа. Единственный способ понять характер народа – усвоить его язык.
Для духовного развития ребенка важно, на каком языке он говорит в детстве. На душу ребенка, на направление ее развития влияет окружающая природа, люди, игрушки, с какими он играет. Язык народа – первый истолкователь природы, жизни и отношения к людям, это атмосфера, через которую ребенок все понимает и чувствует.
От родителей к детям переходят генетические особенности, а так же национальная особенность характера. То, что соответствует нашим врожденным наклонностям, мы легко усваиваем, то, что противоречит наклонностям, мы принимаем с трудом. То же самое с языком. Если язык, на котором говорит ребенок, противоречит его национальному характеру, то он никогда не окажет влияние на духовное развитие ребенка.
Язык народа – лучший истолкователь окружающего мира для ребенка. Если же чужой язык заменит ребенку родное слово, ребенок будет намного труднее входить в понимание жизни, а так же будет медленнее развиваться.
Иностранные гувернеры и прислуги – попытка завести в квартире «кусочек» другой страны, что является абсолютно бесполезным. Мы знаем только вершины языка, но, не спускаясь ниже, мы не увидим источника, из которого происходит язык, мы не сможем в полной мере понять и выучить чужой язык. Если мы заменим родной язык ребенка на чужой, оставшись в России, мы вместо богатого истинного источника скудный и поддельный источник.
Но, если кому-то удастся перенести в свой дом обрывок другой страны, вместе с верованиями и традициями, то ребенок вместе с языком впитает в себя характер этого самого чужого языка, отказавшись от духовного наследия своего родного народа.
Даже если человек, воспитанный таким образом, преуспеет в жизни, он все равно останется чужим для своего народа.
Еще хуже, если ребенок сразу заговорит на нескольких языках, то ни один из них не займет место природного языка. При смешении языков слово не окажет влияния на развитие ребенка, без помощи слова-педагога, никакие педагоги не смогут ничего сделать.
Иностранные языки учат с разными целями.
С целью ознакомления с литературой другого народа, для логического развития ума, для общения с людьми другой нации, а так же для того, чтобы общаться с земляками, которые обладают такими же знаниями.
Цель, с которой мы изучаем иностранные языки, важна, так как она определяет метод изучения.
Если цель – изучить литературу, то метод – чтение писателей. Если цель – умственная гимнастика, то метод – введение в логику языка. Если же целью является практическое обладание языком, то все внимание обращено на практический навык, произношение и грамматику.
Цель также определяет выбор учителя, учебника и возраста ребенка. Для литературной и логической цели не нужно начинать учить рано, нужно, чтобы ребенок укрепился в родном языке. Для разговорного языка важно как можно раньше начинать учить, чтобы родной язык не испортил выговор.
В России иностранной литературой занимаются самоучки, которые даже не смогли бы сказать и пары предложений на чужом языке.
Люди, изучившие с детства несколько языков, редко превращают свое знание в что-то полезное. Главная причина – родной язык не имел влияния на развитие духовной природы этих людей.
Знание иностранного языка может дать человеку возможность полного разностороннего развития.
Главной целью изучения иностранных языков – знакомство с литературой, умственная гимнастика и практическое обладание изучаемым языком.
Изучение иностранных языков должно начинаться только тогда, когда родной язык пустит корни в духовную природу ребенка.
Иностранные языки не стоит учить одновременно. К изучению второго нужно приступать, когда человек обрел свободу в первом.
Изучение иностранного языка должно идти быстро, нужно постоянно упражняться и повторять.
Чем больше занимаются с детьми изучением иностранного языка, тем больше нужно заниматься родным языком. Только так можно предотвратить вред от усиленных занятий иностранным языком. Приобретенные знания нужно проектировать на родной язык (например, при переводе текстов).
«И для кого правильное умственное развитие, полнота духовной жизни, развитие мысли, чувства, поэзии в душе, национальность человека, годность его приносить пользу отечеству, нравственность и даже религия детей ничто в сравнении с хорошим парижским выговором — те напрасно трудились читать нашу статью».
Основные идеи К.Д. Ушинского по произведению «Родное слово»
Главная цель издания книги К.Д. Ушинского «Родное слово», процесс первоначального обучения и воспитания детей. Развитие способностей к постоянству умственной деятельности в одном направлении. Организация первоначального обучения по методу Ушинского.
Рубрика | Педагогика |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 24.01.2014 |
Размер файла | 32,9 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. О времени начала ученья
Приступая к ученью, нужно иметь в виду, что ребёнок развивается с каждым днём независимо от ученья, и развивается очень быстро. За месяц или два в шестилетнем возрасте в нём происходит больше перемен, чем за целый год в период с 10-15 лет. Угадать время для начала ученья очень сложно, лучше начать позднее, чем несколько раньше. Если начнёшь учить ребёнка намного раньше, чем он созрел для ученья, то можно нанести вред ученику. Есть и такие предметы которые неопределимые по возрасту, и некоторые стараются понизить этот предмет до детского уровня (понимания). Например: познакомить малюток с событиями отечественной истории, и начинают перекраивать исторические личности на детский лад: понаделывают из Святославов и Владимиров детских куколок и радуются, что дети знают отечественную историю. Но спрашивается, а для чего такая история ребёнка? Чтобы он потом узнал каким глупостям его учили в детстве? Для чего же торопиться. Константин Дмитриевич считал, что сначала нужно подготовить детей к пониманию истории, чтением детских рассказов и изучением библейских событий. И таким образом превосходно подготовить детей к дельному изучению истории. Как говорилось до этого, что лучше опоздать, чем поспешить с началом ученья; но и опоздание имеет своё дурное влияние. Душевные силы ребёнка не направленные вовремя на учебные занятия, принимают часто такое направление, с которым потом приходится бороться и не всегда удачно. Но встречаются и такие дети, которые дурно учатся из-за того, что их отдали в школу или посадили за азбуку слишком рано. Ушинский считает, что наиболее оптимальный возраст для обучения 7 лет. Православная церковь, допускает детей к исповеди с 7 лет. Согласно с физиологией и психологией этот год признаётся годом детского возраста и окончанием младенчества, началом отрочества. Начало отрочества должно быть вместе с началом обучения. Константин Дмитриевич советует уже на седьмом году пробовать заниматься с ребёнком. Если же его внимание слабо, речь отрывиста и бессвязна, плохой выговор слов, то лучше не начинать обучение, лучше подготавливать к нему беседой о предметах, окружающих ребёнка или изображенных на картинках или заучиванием песенок. Подготавливать руку к письму, учить считать пальчики, палочки, орехи. И ещё, как отмечает Константин Дмитриевич: чем легче метода ученья, предоставляющаяся ребёнку, тем раньше может быть начато ученье.
2. Предметы первоначального ученья
С чего же следует начинать учение? Раньше считали, что обучение начинается с азбуки. Но современная педагогика обращает внимание на детскую природу, и считает, что чем моложе ребёнок, тем меньше способен он к постоянству деятельности. Ну например если ребёнка посадить за книжку, то когда он утомится, он просто напросто перестаёт воспринимать читаемый материал, но если его отвлечь и предложить ему попеть, порисовать, посчитать и заметите, что воротившись потом к чтению, ребёнок снова стал понятлив и внимателен. Способность к постоянству умственной деятельности в одном направлении, есть одно из вашнейших условий всякого ученья, но способность это развивается очень медленно, и чрезмерными усилиями вы можете только подорвать это развитие. Приучать же ребёнка к постоянству деятельности в одном направлении нужно осторожно. В первое время ученья, чем разнообразен будет ваш урок, тем больше вы успеете сделать. Если за 2 часа занятий, дети у вас и почитают и попишут, и порисуют и пропоют 2-3 песенки, и посчитают и послушают сказку или библейскую историю, то в конце месяца сумма приобретённого ими, и то что они приобрели в каждом отдельном знании и умении, т.е можно сказать, что на таких разнообразных занятиях во время урока, они сделают больше успехов в чтении, чем сделали бы тогда, если бы вы каждый урок посвятили чтению. Ушинский считал, что любая образованная женщина, сможет заниматься с ребёнком 7-8 лет и даже 9. Из всего этого сделаем вывод: чем больше разнообразия в учебных занятиях и чем менее разнообразия в учащихся, тем лучше для первоначального обучения.
ушинский обучение умственный
3. Организация первоначального обучения
Константин Дмитриевич в своей книге для учащих, советует начинать учение лучше несколько позднее, и назначать для него сначала как можно меньше времени, но с первого раза сразу отделить его от игры, и сделать серьёзной обязанностью для ребёнка. Сделать занятие для ребёнка занимательным-вот основная задача первоначального обучения. С первых уроков нужно приучать дитя полюбить свои обязанности и находить удовольствие в их исполнении. Если обучение проходит дома, то для достижения этой цели, приступая к ученью, нужно определить место где ребёнок будет заниматься, где будут лежать его тетради, книги и вещи, нужно объяснить ему, что в свободное от уроков время он не должен их трогать. Занятия нужно проводить в одно и то же время. Продолжительность урока в первое время довольно будет часа утром и получаса после обеда. На следующий год можно прибавлять по получасу. Ушинский был против внеклассных уроков, он считал, что они приносят ничтожную пользу. Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребёнка в школьном возрасте принадлежит школе. Школа не должна занимать всю жизнь ребёнка, и мешать своими уроками влиянию других воспитателей человека: природы и жизни. Итак, при первоначальном обучении, дети должны выполнять свои уроки в школе под руководством учителя, который сначала должен научить ребёнка учиться, а потом доверить это ребёнку самому. Константин Дмитриевич предлагает разнообразить уроки, чтобы не заставлять их страдать в классе от неподвижности и скуки. Если уроки будут построены именно так, то мы сами заметим, что отведённого времени для уроков стало много. Дети будут лучше усваивать материал и проявлять большой интерес к урокам. В первоначальные школы, обучающие грамоте, дети поступают в разное время года, и систематические занятия с целым классом невозможны. Но Ушинский предлагает деление класса на группы, из которых одна будет сильнее, это не вредно, а даже полезно, если учитель умеет так работать. Занимаясь с одной группой сам, а двум другим дать полезное самостоятельное задание. Итак, при составлении учебника, Константин Дмитриевич имел в виду дать учителю возможность занять одновременно нескольких детей или несколько небольших классов. И с первых уроков предоставлены упражнения для самостоятельной деятельности детей.
4. Классная дисциплина
Если вы устроили свой класс по началам, если в нём порядок, стройность в занятиях, интересные уроки, занимательные занятия- то классная дисциплина в ваших руках. Константин Дмитриевич говорил: « Уничтожьте школьную скуку,-и вся эта смрадная туча, приводящая в отчаянье педагога и отравляющая светлый поток детской жизни, исчезнет сама собой.» Все школьные занятия и вся школьная жизнь должны быть проникнуты разумным, религиозным и нравственным элементом. В школе должна царствовать серьёзность, допускающая шутку, но не превращающая все дела в шутку. Ласковость должна быть без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма, и главное постоянная разумная деятельность.
5. Кое-что о первых уроках в школе
Когда дети впервые приходят в школу, на вторых-третьих уроках нужно устроить некоторый порядок. Их нужно познакомить с собой, со школой, лучше всего, чтобы это были не уроки, а беседы. В эти же первые уроки учитель приучает детей к некоторым классным движениям, которые дают возможность подвигаться, размяться. Так же Константин Дмитриевич считает, что на уроках с детьми, так же можно попеть какую-нибудь песенку, дети отдохнут и всё придёт в порядок и дети начнут работать по-прежнему. Ушинский объясняет, что с первых уроков в школе, не нужно начинать учить письму и чтению, для ребёнка в школе и так очень много нового и неизвестного. Для начала с ними можно побеседовать, показать картинки, посчитать пальчики и т.д. И только тогда можно уже рассчитывать на его внимание.
6. О значении отечественного языка в первоначальном обучении
7. Первые занятия отечественным языком
Первоначальное обучение отечественному языку разделяются на три совместно идущие занятия:
-приготовительные упражнения в письме
8. О наглядном обучении
9. О первоначальном обучении грамоте вообще
Новейший рациональный способ обучения детей грамоте, следует назвать историческим, т.к. он был основан на способе, которым, как можно предположить, был изобретён письменный язык. Великий подвиг этих изобретателей состоял в том, что они не довольствовались иероглифическими изображениями понятий, стали вслушиваться в слова и разделили слова на простые звуки, позже изобрели значки для этих звуков, а создать азбуку было делом лёгким. Заслуга новой звуковой методы обучения грамоте и состоит в том, что она оторвалась от той прежней и обратилась прямо к изучению звуков как элементов изустного слова и их начертаний. Константин Дмитриевич предпочитает звуковую методу не потому что дети по ней быстро учатся читать и писать, а потому что эта метода даёт самодеятельность ребёнку, упражняет его внимание, память. И когда он открывает книгу, то он уже значительно подготовлен к тому, что читает, а главное интерес в нём не подавляется, а наоборот проявляется интерес к чтению.
10. Элементарное письмо
На первых уроках письма, учитель должен ознакомить детей с доской, мелом. Он объясняет как правильно рисовать или писать на доске, как правильно держать мел. На своих уроках учитель старается собрать и сосредоточить всех детей. Константин Дмитриевич советует пользоваться общим приёмом первоначального обучения: удачный ответ одного ученика, должен быть повторён целым классом. При обучении письму Константин Дмитриевич так же обращает внимание на то, что учитель должен научить ребёнка правильно держать ручку, правильно сидеть при письме. Их нужно научить этому, при лёгких упражнениях, чтобы потом не отвлекаться на это, при более сложных упражнениях. Ушинский предлагает учить детей писать по американской методике, заключается она в том, что на лёгких упражнениях дети учатся писать в такт. Так же Константин Дмитриевич советует сначала научить ребёнка ставить точки в различных направлениях и потом проводить линии по этим направлениям. И только после того когда дети научатся сносно проводить линии, хорошо сидеть, держать доску и грифель, слушать команду учителя, вот только тогда можно приступить к письму, но ещё не самих букв, а только элементов нашей азбуки. Ушинский предлагает после письма точек, линий, ноликов приступить к письму гласных букв, после этого детей следует упражнять в письме слогов.
11. Звуковые упражнения, приготовляющие к чтению
12. Дальнейшее и совместное изучение письма и чтения по азбуке
— приучит глаз и руку дитяти к письму элементов букв;
— приучит слух дитяти к отыскиванию отдельного звука в слове;
— приучит дитяти к отчётливому произношению звуков;
— приучить внимание дитяти останавливаться на словах и звуках, их составляющих;
— приучить и глаз дитяти, и руку, и слух, и язык, и внимание дитяти разлагать и складывать слова, представляемые в уме, произносимые, писанные и печатные.
Всё это имеет цель: упражнять все способности ребёнка вместе с ученьем грамоте,- развивать, укреплять, давать полезный навык, возбуждать самодеятельность и как бы мимоходом достигать обучения чтению и письму.
13. Первая книга после азбуки
Константин Дмитриевич Ушинский считает, что на изучение азбуки, достаточно шести месяцев. Конечно, можно и гораздо быстрее научить ребёнка читать и писать, но нет смысла торопиться с этим. Константин Дмитриевич предпочитает медленно приучать ребёнка к механизму чтения и письма и вместе с этим развивать в нём способность внимания, устную речь, рассудок, память. Вот когда дитя в состоянии прочитать и написать каждое слово, пусть даже медленно и с трудом. Тогда возникает вопрос, что же дать читать такому слабому читателю. Это очень нелёгкая задача. И действительно, написать первую книгу после азбуки, едва ли не самая трудная задача во всей дидактике. Константин Дмитриевич при составлении книги, воспользовался всем, чем мог, перенимал опыт заграничных школ, пользовался собственной практикой. Учитель в первой части « Родного слова» найдёт:
-названия множества предметов, расположенных по родам и видам;
— неоконченные фразы, которые должен окончить ученик, или вопросы, на которые он должен отвечать;
— русские пословицы, поговорки, прибаутки, скороговорки, загадки;
— русские сказки, отчасти переделанные для детей, отчасти придуманные по образцу народных;
— русские песни и небольшие стихотворения
14. Год второй. Результат первого года
Если первая часть « Родного слова» была как следует в классе пройдена, то дети без сомнения читают не быстро, не бойко, но с полным сознанием читаемого. Быстрота чтения должна развиваться с быстротой понимания. Некоторые дети читают очень быстро, на радость родителям и учителю, но Ушинский не пользовался такой целью при составлении учебника. Быстрота чтения придёт сама собой, вместе с развитием понимания, а в начале преподавания она ни к чему. После года обучения по « Родному слову» дети должны уметь писать без ошибок множество существительных и несколько глаголов, а вместе с тем правильно присоединять глагол с существительным, составлять небольшие, простые нераспространённые предложения. Устная речь детей также должна значительно развиваться, если учитель вёл с детьми как следует беседы о предметах, которые были даны в первой части « Родного слова». Если все сказки были детьми рассказаны, некоторые стихотворения заучены, загадки и пословицы объяснены, то язык детей должен был обогатиться множеством слов и чисто русских народных выражений. Но главное, если всё учителем было выполнено правильно, то эти важные способности должны были значительно окрепнуть и дети научились удерживать своё внимание на одном предмете или наблюдать разом несколько предметов и деятельностью рассудка, сводить их представление в одно верное понятие.
15. Общий план второй части «Родного слова»
Вторая часть делится на 3 раздела. В первых двух отделах- книга для чтения, а в третьем в систематическом порядке образцы словесных и письменных упражнений. Все три отдела второго года должны проходить одновременно.
16. Содержание первого отдела «Вокруг да около»
В этом отделе, кроме сказок, стихотворений, песен, пословиц и загадок, входят статьи деловые и логические. Константин Дмитриевич выражался: « Я, знаю, что многие приверженцы интересного для детей чтения, вооружаются против таких сухих статей, каковы например: « В школе», « Одежда», « Посуда» и другие, но я высказал уже прежде, что если непосредственный интерес чтения должен оживлять преподавание, то никогда не должен достигать той степени, чтобы уничтожить труд учения, потому что именно труд, и труд не всегда интересный, но всегда осмысленный и полезный, есть величайший двигатель умственного и нравственного развития человека и человечества.» Кроме осмысленного и полезного труда, эти статейки имеют ещё другое- столь же важное. Они приучают детей к простому и ясному выражению простых впечатлений, которые даются им правильным наблюдением, окружающей их действительности. Все логические статейки находятся в связи между собой, которая очень важна для педагога. Он может продвигаться вперёд, без перерывов и скачков, не забывая старого, постоянно расширяя кругозор ребёнка и укрепляя его умственные силы. Некоторые были против статей дельного содержания, требовали, чтобы они были изложены в живописной форме, но они не учли, что живописная форма растягивает описание, затрудняет дитя, если ему это и нравится. Из такого описания детям труднее извлечь содержание, чем из логического, ни чем не украшенным. Чем дольше идёт развитие ребёнка, тем живописнее и сложнее могут быть рассказы и может быть скрыто содержание. А чем моложе дитя, чем труднее для него процесс чтения и понимания, тем короче и проще должны быть статейки. Но этого не хотели понимать критики, обвинившие Константина Дмитриевича в том, что он поместил занимательные рассказы в конце книги, а простые в начале. Но детскую книгу не должны судить по занимательности для взрослых, ведь чем старше возраст, для которого назначается книга, тем больше она имеет общей занимательности по содержанию.
17. Употребление деловых статеек
Константин Дмитриевич отмечает, что каждая такая статейка назначается не только для чтения, но и для беседы учителя с учениками, что изустная беседа здесь важна так же как и чтение. Беседа должна разъяснять читаемое; чтение должно закреплять усвоенное в беседе. Одно без другого не достигает цели преподавания. Если посмотреть книгу, то мы увидим, что возле каждой статейки есть стихотворение или рассказ, а иногда два или три, толкующее о том же предмете. Это для того,чтобы сознательно прочитанная статейка избавила учителя о необходимости толковать о предмете рассказа или стихотворения; для того чтобы учителю дать время и возможность обозреть один и тот же предмет с разных сторон.
Содержание второго отдела «Времена года»
Отдел третий. Образцы упражнений.
Ушинский пересмотрев свою книжку, он нашёл, что изложил в ней очень подробно главнейшие дидактические правила первых лет ученья. И в конце книги его побудило сделать небольшое приложение, в котором говорится:
— о классных рассказах вообще и библейских в особенности,
— о первоначальном обучении счёту,
— о первоначальном рисовании.
О классных рассказах вообще и библейских в особенности
О первоначальном обучении счёту
О первоначальном рисовании
Некоторые цитаты высказанные великим педагогом Константином Дмитриевичем Ушинским.
«Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии».
«Мы не говорим педагогам: поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить. Не только обстоятельства эти бесконечно разнообразны, но и самые натуры воспитанников не походят одна на другую. Можно ли при таком разнообразии обстоятельств воспитания и воспитываемых личностей предписать какие-нибудь общие воспитательные рецепты? Едва ли найдётся хоть одна педагогическая мера, в которой нельзя было бы найти вредные и полезные стороны, и которая не могла бы дать в одном случае полезных результатов, в другом вредных, а в третьем никаких».
Эти цитаты из величайшего труда жизни К.Д. Ушинского.