Уроки что это в древней руси

Уроки что это в древней руси

Уроки что это в древней руси. Смотреть фото Уроки что это в древней руси. Смотреть картинку Уроки что это в древней руси. Картинка про Уроки что это в древней руси. Фото Уроки что это в древней руси

Сбор полюдья в Древней Руси (XV век)

Сбор князем дани с племён, проживавших на территории его вотчины или в непосредственной близости от неё, назывался «полюдьем». Этот термин происходит от слова «люди», обозначавшего свободное население Древней Руси. Эту дань можно условно разделить на две части. Первая являлась прообразом современных налогов и направлялась на строительство городских укреплений, общественных зданий, мостов и дорог, на содержание дружины и охрану границ государства — словом, на то, в чём было заинтересовано всё население. Вторая часть дани шла на личные нужды князя и его семьи. Позже появилась практика «кормления» — содержание должностных лиц населением, проживавшим на управляемой территории.

В середине X века полюдье было организовано так. Каждый год в ноябре великий князь вместе с дружиной выходил из Киева и объезжал земли покорённых племён. Сначала он посещал древлян, затем — дреговичей, кривичей и, наконец, северян. Основные пункты сбора дани назывались становищами. Это были племенные центры, на месте которых впоследствии возникли города. Многие из них существуют до сих пор. Так, в землях древлян дружина князя посещала Малин, Овруч и Искоростень (современный Коростень). Далее полюдье возвращалось к Днепру и двигалось вверх по реке, останавливаясь в Рогачёве и Речице. Затем дружина переезжала в земли кривичей, посещая Оршу и Смоленск. Дальнейший путь пролегал по землям северян — через Новгород-Северский, Чернигов и Вышеград. Совершив зимой круговое путешествие, сборщики дани возвращались в Киев. В апреле, когда вскрывались реки, они грузили собранные товары на лодки и отправлялись вниз по Днепру в Чёрное море, к Константинополю.

Чтобы выплатить дань, зависимые от Киева племена ежегодно должны были создавать запас продуктов. Но, кроме выплаты натуральных продуктов (меха, воска и мёда), полюдье предполагало многочисленные отработки — строительство становищ, мощение гатей, гужевую повинность, строительство и оснастку кораблей.

Первоначально полюдье напоминало, по выражению одного историка, «молодецкий разбой». Но к середине X века установились определённые правила, которые регулировали размер собираемой дани. Их нарушение могло привести к серьёзным последствиям. Примером является известный летописный рассказ о смерти князя Игоря. К концу его правления дань в землях древлян стал собирать отряд варяга Свенельда. Узнав об этом, дружинники Игоря обратились к князю: «Пойдём, князь, с нами за данью, и ты себе добудешь, и мы». Несмотря на протесты древлян, Игорь собрал дань с древлян повторно — в дополнение к той, что уже взял Свенельд. Собрав по этому случаю вече, древляне постановили княжеский отряд перебить, а самого Игоря казнить.

Княгиня Ольга, вдова Игоря, жестоко отомстила древлянам, в частности сожгла их столичный град Искоростень. Но для нас интереснее всего то, что, расправившись с убийцами мужа, Ольга всё же поспешила исправить его ошибки. Утвердившись на киевском престоле, она отправилась в поездку по подвластным ей территориям, установила твёрдые нормы сбора дани и сам порядок проведения полюдья. Считается, что в период с 945 по 947 год ею были введены «уроки» (или «уставы») и «погосты». Под «уроками» понимался установленный на много лет размер дани, а под «погостами» — места её сбора. Слово «погост» произошло от «гостить» и означает место временного пребывания князя и его дружины.

Уроки что это в древней руси. Смотреть фото Уроки что это в древней руси. Смотреть картинку Уроки что это в древней руси. Картинка про Уроки что это в древней руси. Фото Уроки что это в древней руси

Пахарь с сохой и сеятель. Миниатюра из Лицевого летописного свода (1560—1570-е годы)

Погосты создавались в отдалённых от Киева местах (1—2 месяца пути). Они представляли собой небольшие укреплённые пункты со своими гарнизонами и администрацией. Рядом должны были проживать и трудиться зависимые крестьяне, обеспечивавшие поселение едой. Администрация погостов, видимо, самостоятельно организовывала и сбор дани, и её отправку в Киев.

Значение нововведений Ольги гораздо шире, чем просто упорядочивание сбора дани. Фактически она провела первую в истории Руси экономическую реформу. В итоге полюдье, которое вначале было силовым изъятием военной добычи у покорённых племён, преобразовалось в сбор заранее известных налогов по заранее известным правилам. Новый порядок сбора полюдья оказался весьма живучим, просуществовав, по некоторым данным, до XIV столетия.

Подати в Древней Руси опирались на земледелие как на основное занятие восточных славян. Они устанавливались либо «с дыма» — с крестьянского двора, хозяйства, либо «с рала» или «с сохи» — с пахотной земли. Во втором случае величина налога зависела от площади земли или от количества людей, задействованных в её обработке.

Помимо налогов, существовала «вира» — денежный штраф за какое-то нарушение или преступление. Так, штраф за убийство человека составлял 40 гривен. Для того времени это было большой суммой. В одиночку выплатить её было невозможно, поэтому штраф налагался на всю общину, которая платила его за преступника, но самого убийцу брала «на поруки».

Сборщиков судебных штрафов (судебных приставов) называли «вирниками». Согласно Русской Правде, для решения дела о судебном штрафе вирнику давалась одна неделя. На это время он и его слуги обеспечивались всем необходимым со стороны населения «градов и весей», где собирались штрафы. На неделю им полагалось 7 вёдер солода, туша овцы либо половина говяжьей туши — или же 2 ногаты (серебряные монеты) деньгами. Каждый день вирник должен был получать по две курицы, а в среду и пятницу — дополнительно большую порцию сыра (ценой в резану). Ему и его сопровождающим предоставляли хлеб и пшено «колько могут изъясти». Кроме того, население должно было содержать и кормить до четырёх коней, на которых приехали вирник и его слуги.

В течение X века полюдье, которое вначале было силовым изъятием военной добычи у покорённых племён, преобразовалось в сбор заранее известных налогов по заранее оговорённым правилам

Чтобы выплатить дань, зависимые от Киева племена ежегодно должны были создавать запас продуктов

Источник

Урок (дань)

Урок — фиксированный размер дани или, возможно, каких-либо работ, которые должны были быть выполнены к определённому сроку.

Введение уроков являлось частью административной реформы, проведённой княгиней Ольгой в X веке, когда она разделила Новгородскую землю на погосты и установила уроки, а по «Русской правде» кроме того и штраф, возмещение ущерба потерпевшему либо его семье.

Налоги в миреПрямые налогиНалог на имущество | Налог на прибыль | Налог на добычу полезных ископаемых | Транспортный налог | Земельный налог | Водный налог | Налог на биологические ресурсы | Налог на игорный бизнес | Налог на бездетность | Налог на прирост капиталаКосвенные налогиНалог на добавленную стоимость | Налог с продаж | Акцизы | Экологический налогИсторические налогиЕдиный социальный налог | Квартирный налог | Зверина подать | Налог на дымовые трубы | Налог на общественные туалетыДаньДвоеданство | Урок | Ясак | Забожничье | По́дать | Тя́гло | ПродразвёрсткаСборГосударственная пошлина | Таможенные пошлины | Замыт | Железное | Индукта | Щитовые деньги | Гербовый сбор | Гарнцевый сборКонтрибуцияДатские деньги | Репарации | РеституцияПрочееНалогообложение | Налог | ПеняНе являются налогамиСтраховая премия | Оброк | Чинш | Откуп

Полезное

Смотреть что такое «Урок (дань)» в других словарях:

урок — См. задача, предупреждение. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. урок задача, зада … Словарь синонимов

дань — См … Словарь синонимов

Урок Фауста (фильм) — Урок Фауста Lekce Faust Жанр анимация, фантазия,сюрреализм … Википедия

Урок Фауста — Lekce Faust … Википедия

урок — дань, подать, оброк … Cловарь архаизмов русского языка

Дань — У этого термина существуют и другие значения, см. Дань (значения) … Википедия

Урок анатомии доктора Тульпа (картина, Рембрандт, 1632) — Рембрандт Урок анатомии доктора Тульпа, 1632 Холст, масло. 169,5 × 216,5 см Маурицхейс, Гаага «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632) картина … Википедия

Александр II (часть 2, I-VII) — ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Император Александр II (1855—1881). I. Война (1855). Высочайший манифест возвестил России о кончине Императора Николая и о воцарении его преемника. В этом первом акте своего царствования молодой Государь принимал пред лицом… … Большая биографическая энциклопедия

Русская Правда — У этого термина существуют и другие значения, см. Русская правда (значения). Страница из краткой редакции «Русской Правды». Русская Правда (др. рус … Википедия

Источник

Как учились на Руси

Ученье — свет

Уроки что это в древней руси. Смотреть фото Уроки что это в древней руси. Смотреть картинку Уроки что это в древней руси. Картинка про Уроки что это в древней руси. Фото Уроки что это в древней руси

Существует древний документ «Стоглав», явно указывающий на ошибочность мнения о «неучной» Руси:

«. училища бывали в Российском царствии, на Москве, в Великом Новограде и по иным градам. Грамоте, писати и пети, и чести учили. Потому тогда и грамоте гораздых было много, и писцы, и чтецы славны были во всей земле».

Окончательным же подтверждением существования училищ в Древней Руси стал достоверный исторический источник — «Азбуковник».

«Азбуковник»

Любопытная и, порой, неожиданная информация из этого документа стала доступна благодаря труду известного в XIX веке журналиста и писателя Даниила Лукича Мордовцева, получившего от епископа Саратовского Афанасия Дроздова интересные рукописи. Это были тетради XVII века, содержащие информацию об организации училищ на Руси. Рукописи состояли из нескольких учебников, часть из которых имела авторство какого-то первопроходца, часть была переписана с похожих работ, названных так же «Азбуковники». Начало рукописи датировано летом «миробытиа 7191 (1683 г.)».

«Азбуковник» представлял собой отнюдь не привычные нам «Азбуку» или «Букварь». Рукопись скорее была сборником указаний для преподавателя, а также подробные наказы для учеников. На протяжении повествования всех «Азбуковников» фразы и в стихах, и в прозе совпадают почти дословно, следовательно можно говорить о том, что в этих строках отразились общие положения для всех училищ XVII века допетровской Руси.

Именно из этого документа мы узнаём важную деталь — образование на Руси в описанное время не имело связи с сословием. Обучаться могли все, за исключением, пожалуй, слишком бедных семей, которые не могли хоть чем-то оплатить учителю его труд, и родителей, не пожелавших отдавать ребёнка в школу.

Школа на Руси

Уроки что это в древней руси. Смотреть фото Уроки что это в древней руси. Смотреть картинку Уроки что это в древней руси. Картинка про Уроки что это в древней руси. Фото Уроки что это в древней руси

Руководство для учащихся содержало настолько подробную информацию, что благодаря ей стало возможно представить традиционный день ученика. Как и в современной школе, начиналась учёба с самого утра. Ученики входили в здание училища, кланялись образам, учителю и товарищам. Урок начинался с повторения предыдущей темы. После ответа всех учеников школьники совершали общую молитву. Затем ученики брали у старосты книги и садились за общий стол. У каждого из «дружины» было своё место, определённое учителем.

Старосту назначал учитель. Это была особая «должность» помощника в школе, которому было даже разрешено замещать преподавателя. Выбирался староста из старших учеников, отличающихся прилежанием в учёбе и положительными душевными качествами. Старост, предположительно, было трое — главный и двое его помощников. Кроме сбора и выдачи книг в заботы старост входило множество обязанностей: спрашивать уроки у младших учеников, наблюдать за поведением школьников (с правом наказывать шалунов), позволять отлучаться «на двор» по нужде (к слову, количество таких «отпусков» было строго регламентировано — не больше четырёх раз в день) и испить воды, следить за освещением, отоплением и уборкой в школе.

Уборкой учебного помещения занимались сами ученики. Староста назначал «дежурного», в обязанности которого входило «пристроять школу»: подметать, мыть полы, лавки и стол, менять воду в сосудах под подставкой для лучины:

«Сим бо познается ваша личная лепота аще у вас будет школьная чистота».

«Книг аще кто не бережет, таковый души своей не бережет»

К книгам в училищах относились особенно трепетно, ведь именно они представляли главную ценность. Школьникам возбранялось слишком сильно раскрывать книгу или листать её без надобности, тем более запрещалось делать в ней заметки. Книги не дозволялось оставлять на лавке. В конце урока требовалось вернуть все учебники старосте, который относил их храниться в особое место.

Своя атмосфера

Любопытным представляется особое правило для учеников, которое в современном мире можно было бы охарактеризовать, как: «Первое правило училища — никому не рассказывай об училище». Действительно, существовал запрет на рассказы о том, что творится в стенах школы:

В дом отходя, школьных бытностей
не кажи,
Сему и всякого товарища своего накажи.
Словес смехотворных и подражание
в школу не вноси,
Дел же бывавших в ней отнюдь не износи.

«Розга ум вострит, возбуждает память»

Наказывали хулиганов розгами. Провинившийся должен был лечь на лавку, где и проводилось «задавание лозанов по филейным частям». Под описания наказаний для ленивых и дерзких учеников в «Азбуковнике» отводится целый отдел. Помимо розг были и другие наказания, например провинившихся учеников отправляли в чулан и оставляли после уроков.

Естественно, в основе учения лежало мастерство преподавания учителя, а не умение пороть учеников. Ведь если пойдёт толк о жестокости учителя, никто не захочет отдавать ему в учение своих детей, поэтому всё было в меру и по справедливости. Как говорилось в Уложении Стоглавого Собора, учить следует, руководствуясь «не яростью, не жестокостью, не гневом, но радостным страхом и любовным обычаем, и сладким поучением, и ласковым утешением».

Окончание дня

Уроки что это в древней руси. Смотреть фото Уроки что это в древней руси. Смотреть картинку Уроки что это в древней руси. Картинка про Уроки что это в древней руси. Фото Уроки что это в древней руси

Заканчивался учебный день вечерней службой. Во избежание праздного шатания школьники должны были посещать церковь не только в воскресные и праздничные дни, но и каждый день после учёбы. Вести себя там полагалось прилично, так как «все знают, что вы учитесь в школе».

Школьная программа

Кроме школьного распорядка дня и правил в оной «Азбуковник» рассказывает о существовании «семи свободных художеств», изучение которых наступало после получения первоначального образования. В них входили: грамматика, диалектика, риторика, музыка, арифметика и геометрия («всякое землемерие», в том числе география и космогония) и астрономия («звёздознание»). Также школьники обучались основам стихосложения, практикуясь в сочинении двустиший, сентенций и приветствиях в стихах и в прозе.

Получить больше информации об учебе допетровского времени помешало печальное обстоятельство. Как пишет Даниила Лукич Мордовцев:

«На днях перевели Преосвященного Афанасия в Астраханскую Епархию, лишив меня возможности окончательно разобрать интересную рукопись, и потому, не имея под рукой „Азбуковников“, и принужден я окончить свою статью тем, на чем остановился. Саратов 1856 год».

Труд его остался неоконченным. Однако уже год спустя, после публикации монографии Мордовцева в журнал, его работу издал Московский университет. Значение проделанной им работы огромно. Монография не только восполнила многие «пробелы» в истории, но и открыла интереснейшие факты из школьной жизни семнадцатого века.

Источник

Киевский князь Игорь Рюрикович

Чтобы полностью раскрыть понятие «уроки» в Древней Руси, нужно начать рассматривать историю с истоков, с самого начала, то есть с гибели князя Игоря. Он оказался на престоле после смерти варяга Олега Вещего. Удивительно, что этот князь ничем себя не проявил. Несколько походов в Византию окончились неудачно. Кроме пролонгации торгового договора с греками, уже подписанного Олегом в 911 г., карьера правителя ничем не примечательна. Остается только эпизод бесславной кончины.

Уроки что это в древней руси. Смотреть фото Уроки что это в древней руси. Смотреть картинку Уроки что это в древней руси. Картинка про Уроки что это в древней руси. Фото Уроки что это в древней руси

Поступок Игоря может показаться странным. Заключается он в том, что, завершив ежегодный сбор дани в землях подданных ему древлян, его дружинники остаются недовольны ее размером. И тогда князь возвращается в древлянскую столицу г. Искоростень (Коростень) с целью повторного побора. А взбунтовавшееся население убивает его.

Княгиня Ольга – первая женщина на престоле

Власть переходит к вдове князя. В стране, где правили воины, слабая женщина должна была доказать своему народу и противникам, что может быть равной мужу. Начинает она с мести. В летописях упоминаются 4 поступка, вошедших в историю ее правления.

Уроки что это в древней руси. Смотреть фото Уроки что это в древней руси. Смотреть картинку Уроки что это в древней руси. Картинка про Уроки что это в древней руси. Фото Уроки что это в древней руси

Это своеобразные загадки древлянам, связанные с похоронным ритуалом. Последней расправой над древлянами было уничтожение их столицы. Совершив военный поход на Искоростень вместе с сыном Святославом во главе большого отряда, княгиня спалила деревянный город.

Что называли «уроки» в Древней Руси? После подавления древлян Ольга начала деятельность по устранению причин бунта и недостатков государственного строя, это значение и получило понятие, которое дошло до наших времен.

Экономическая и политическая ситуация в начале Х века в Древней Руси

До правления Киевской княгини Русь оставалась в варяжском ведении. Ее правители Рюриковичи совершали далекие походы, строили крепости. Из древних источников понятно, что варяги не имели своей государственности и не могли принести этот опыт на Русь. Они активно осваивали реки и торговые пути, а также роднились с местной знатью.

Уроки что это в древней руси. Смотреть фото Уроки что это в древней руси. Смотреть картинку Уроки что это в древней руси. Картинка про Уроки что это в древней руси. Фото Уроки что это в древней руси

С появлением водных торговых узлов начинается рост городов, возникает инфраструктура. Это явилось мощным толчком к развитию социально-экономических отношений и определенного порядка. Власть уже в древности стала законодателем и организатором экономики. Князья берут под свой контроль водный путь. Образуется государство под названием Киевская Русь.

Попытки управления и централизации: что означает «уроки» в Древней Руси

Зарождавшаяся элита получала средства для реализации своих амбиций по захвату Византии, узаконив дань с завоеванных племен и Новгорода: 300 гривен ежегодно ради сохранения мира. Описанное в учебниках полюдье, то есть сбор дани Киевскими князьями деньгами и натуральными продуктами, не заканчивалось проматыванием собранного добра. Весной суда с данью из Новгорода, Смоленска, Чернигова и др. собирались в Киеве. А в июне флот с товарами шел в Константинополь. Об этом говорят средневековые договоры с Византией, где большая часть статей посвящена правовому регулированию торговли.

Налогообложение в IX-Х веках

Ежегодно с ноября по апрель княжеская дружина получала доход 2-мя способами:

Исполнителями налоговой программы были младшие дружинники.

Уроки что это в древней руси. Смотреть фото Уроки что это в древней руси. Смотреть картинку Уроки что это в древней руси. Картинка про Уроки что это в древней руси. Фото Уроки что это в древней руси

Система налогообложения была прямой и не предусматривала нормы и четкий порядок. Налоги были нерегулярными, а иногда сверх нормы, что вызывало недовольство и бунт. Только в середине Х века впервые появляется упорядоченная процедура, объясняющая, что такое урок в Древней Руси.

Существовал ряд косвенных налогов в виде торговых пошлин и судебных штрафов:

Реформы княгини Ольги

Смерть Игоря толкает Ольгу на первый государственный акт. Вводятся погосты и уроки. Это в Древней Руси обозначило старт хозяйственной деятельности. До нее главным направлением сложившегося государства была завоевательная политика, а не внутреннее управление. «Уроки» значение в Древней Руси, их определение и важность для страны подробно расписаны в летописи Нестора. Ольга не грабила земли, а гибко управляла: «идет Вольга с дружиною, уставляющи уставы и уроки». Ее реформы носили мирный характер.

Уроки что это в древней руси. Смотреть фото Уроки что это в древней руси. Смотреть картинку Уроки что это в древней руси. Картинка про Уроки что это в древней руси. Фото Уроки что это в древней руси

Княгиней были проведены преобразования по:

Уроки и погосты в Древней Руси

Чтобы в полной мере понять, что такое урок в Древней Руси, нужно изучить статью 8 современного НК РФ. По сути, эта реформа была первой попыткой на пути к единодержавию и правовому государству. Нововведение потребовало новых условий и отношений. Уставы и уроки заключались в нормировании повинностей и издании правовых актов для руководства власти. Становища и погосты свидетельствуют о межевании границ и назначении ответственных лиц, а поскольку сбор дани проводился зимой, нужны были теплые помещения и запас провианта. Удаленность погостов требовала управления на местах. Таким образом, был предпринят комплекс мер по мирному обустройству внутреннего хозяйства.
Уроки что это в древней руси. Смотреть фото Уроки что это в древней руси. Смотреть картинку Уроки что это в древней руси. Картинка про Уроки что это в древней руси. Фото Уроки что это в древней руси

Прежде всего, княгиня разделила земли на волости, центрами которых сделала погосты – крупные торговые села, стоявшие по берегам рек.

Так что такое уроки в Древней Руси? Определение дается в «Русской Правде», где говорится о важных чиновниках-тиунах. Они собирали с племен дань и вершили суд. Обычно истину устанавливали через свидетелей. Если их не оказывалось, тиуны прибегали к помощи языческих ясновидцев. Виновный платил штраф, а в случае неповиновения местной власти на помощь призывалось ополчение. Верховной властью княгини осуществлялся контроль, когда она могла внезапно появиться с инспекцией, и горе было виноватому или ленивому тиуну.

Происхождение слова «урок»

Значение слова «уроки» в Древней Руси имеет смысл договора, сделки, взаимовыгодных отношений. Этимология термина поможет более детально разобраться в том, что это такое. Слово уводит в праславянский язык и происходит от однокоренного «речь / рещь», когда язык формировался в языческих условиях и в процессе ритуальных действий. Слово «реку» выражает определенное мировоззрение и связывается с колдовством, а впоследствии с принятием христианства, с Богом и его правилами, установленными на Земле.

Уроки что это в древней руси. Смотреть фото Уроки что это в древней руси. Смотреть картинку Уроки что это в древней руси. Картинка про Уроки что это в древней руси. Фото Уроки что это в древней руси

Русский глагол «урочить» близкий по звучанию с «пророчить» имеет смысл «околдовать, назначить», урок – «колдовство при помощи слов». При воздействии примесных звуков появилось несколько производных от «реку»: рок, изречь, пророк, порицать, нарекать, зарок, урок. Тогда слово «урок» приобретает более четкие формы и определяется как «правило, налог или платеж». Впоследствии значение сужается и носит переносный смысл: «нечто поучительное», откуда мы имеем сочетание «школьное занятие», «учебный час».

Что такое урок в Древней Руси: вывод

Развитие новых товарно-денежных отношений базировалось на уроке – фиксированном размере налога. Повторный сбор с плательщика при этой системе был невозможен. Реформы упрочили центральную власть, создали твердую организацию налогообложения, определили административные границы, расширили аппарат управления. Были разграничены собственные и государственные владения и доходы.
Ольга активно вела не только внутреннюю политику, но и духовно росла, осуществляя внешнюю политику. Приняв христианство, будучи правительницей языческого государства, она совершает 2-ой акт – духовный. Она придала стране государственно-культурные очертания, которым в большой степени способствовала разработка урока. Православие в Древней Руси набирало силу и самосознание.

Источник

Как учили грамоте в Древней Руси

Умного, грамотного, ученого человека на Руси всегда почитали и говорили:

«Красна птица пером, а человек умом», «Голова всему начало», «И сила уму уступает». «Велика бывает польза от учения книжного», –

написал летописец в древней русской летописи. Путь же к книжному познанию начинался с усвоения азбуки. «Сперва Аз да Буки, а потом и науки».

Каждая буква древнерусской азбуки имела своим названием определенное слово, начинающееся с этой буквы. Например, буква «Л» – «люди», буква «П» – «покой», буква «Ж» – «живете». И так со всеми буквами. Эта азбука называлась «Кириллица», в честь своего создателя, просветителя славян святого Кирилла.

Нам сейчас трудно установить, как именно обучали грамоте в Древней Руси, ведь это было много-много лет назад. Но историки, изучая сохранившиеся записи, старинные загадки, пословицы, поговорки, предполагают, как это обучение могло происходить.

Вероятнее всего, лет в 7–10 отдавали детей «мастеру грамоты» (так тогда называли учителя). Один учитель собирал у себя дома около десятка ребят и занимался с ними. Сначала заучивали азбуку. Ученики повторяли хором каждую букву, пока не запоминали. С тех пор сохранилась пословица:

Но это был не беспорядочный крик, а повторение нараспев. Такое «пропевание» азбуки облегчало запоминание.

После букв заучивали слоги. Сначала дети должны были назвать буквы так, как они назывались в азбуке, а потом назвать слог (сочетание букв):

Уроки что это в древней руси. Смотреть фото Уроки что это в древней руси. Смотреть картинку Уроки что это в древней руси. Картинка про Уроки что это в древней руси. Фото Уроки что это в древней руси

Одновременно с чтением учились писать. Для этого на первых порах использовали деревянную дощечку с четырех¬угольной выемкой, заполненной мягким воском. Называлась такая дощечка «цера». Сверху она накрывалась, как крышкой, другой дощечкой. В отверстия по бокам продевались тесемки: они завязывались и получалась двустворчатая книжечка-тетрадка с пустой серединкой. О такой необычной древнерусской тетради была придумана загадка:

«Книга – в ней два листа, а середка пуста».

Писали на воске писалом – металлическим стержнем, один конец которого заостряли (этим концом выцарапывали текст), другой же конец расплющивали (получалась маленькая лопаточка, которой можно было разглаживать воск, когда хотели стереть написанное). Стержень у писала часто делали крученым, чтобы его легче было держать. Носили ученики такое орудие для письма в специальном чехле, подвешенном к поясу.

Когда дети выучивались писать на дощечке, покрытой воском, переходили к письму на березовой коре. В Древней Руси березовая кора – береста – служила основным материалом для письма. Конечно, на твердой бересте писать труднее, чем на мягком воске. Приходилось снова учиться выписывать буквы и слова. Дощечку для письма или бересту дети держали чаще не на столе, а на колене. И так, согнувшись, писали. Получалось, что не такое легкое это дело – писать.

«Мнится, писание легкое дело, пишут два перста, а болит все тело».

Учеными-археологами при раскопках в Новгороде найдены берестяные грамоты, принадлежавшие мальчику Онфиму, который жил больше 700 лет назад. На кусочках бересты Онфим, упражняясь, писал буквы, слоги, слова.

Уроки что это в древней руси. Смотреть фото Уроки что это в древней руси. Смотреть картинку Уроки что это в древней руси. Картинка про Уроки что это в древней руси. Фото Уроки что это в древней руси

Древнерусская школа С миниатюры 17в

А какие книги использовали для обучения на Руси в старину? Учебными были книги церковные: Часослов и Псалтирь.

Книги писали тогда на пергаменте – по-особому обработанной коже. Если было нужно, «кожаные» страницы можно было использовать многократно: острым ножом соскабливали написанное, и лист снова становился чистым. Надписи на пергаменте были устойчивыми, чернила хорошо впитывались, очертания букв сохранялись даже после нескольких смываний прежних текстов. Эту особенность передает пословица:

«Что написано пером, не вырубить топором».

Но книги, написанные на пергаменте, были дорогими, поэтому учителя часто переписывали отрывки текста из книг на бересту или писали по заказам родителей для детей «малые книжицы».

Про древнерусские книги можно рассказать много интересного. Знаете ли вы, например, такую поговорку: «Прочитать от доски до доски»? Когда так говорят, имеют в виду прочтение книги от начала до конца. А пришла к нам эта поговорка из Древней Руси, где для сохранности, чтобы они не так быстро изнашивались, книги брали в переплет из деревянных досок. Доски иногда обтягивали кожей. Обложку на закрытой книге застегивали металлическими застежками поверх переплета. Доски часто украшали накладками из меди, бронзы, кости. Немало таких металлических и костяных накладок нашли археологи, эти детали сохранялись даже тогда, когда сами книги гибли во время пожаров, наводнений и других происшествий.

Писали книги, как вы уже знаете, на пергаменте. Для этого нужны были чернила. Чернила ученики изготавливали сами из смеси сажи и клея или из наростов на листьях дуба.

На пергаменте писали гусиными перьями. Их перед письмом тщательно обрабатывали: вначале соскабливали с них жир, затем втыкали их в нагретый песок или золу, потом удаляли ненужные перепонки и заостряли перо, после этого расщепляли конец пополам.

Уроки что это в древней руси. Смотреть фото Уроки что это в древней руси. Смотреть картинку Уроки что это в древней руси. Картинка про Уроки что это в древней руси. Фото Уроки что это в древней руси

Обучение грамоты С миниатюры 17 в

Вот две старинные русские загадки. Как вы думаете, в какой из них говорится о писале, которым писали на воске и на бересте, в какой – о пере?

Малый конь с черного озера воду берет, белое поле поливает.

Пять волов одной сохой пашут.

Конечно, первая загадка – про гусиное перо, а во второй «пять волов» – это пять пальцев руки, которые держат писало и, прикладывая усилие, выцарапывают им буквы, будто пашут.

Чернила хранили в глиняной или изготовленной из коровьего рога чернильнице. Иногда чернилами писали и на бересте.

Гусиное перо при письме часто оставляло кляксы. Их стирали пористым камешком или, пока не засохли… слизывали языком. До наших времен дошла загадка о процессе письма:

«Семя серо руками сеют, языком слизывают».

Существовала и другая сложность – письмо на пергаменте долго не высыхало. Поэтому написанный текст посыпали песком, который тут же впитывал верхний слой чернил. Каждый ученик нес в школу чернильницу и мешочек с песком. Их соединяли шнурком, который надевали на шею. В то время возникла поговорка:

На Руси до прошлого века сохранялся старинный обычай отмечать окончание обучения грамоте общей трапезой – обедом.

Историк И. Забелин обнаружил интересную запись, которая хранилась в личном архиве известного русского актера Михаила Щепкина, который в конце XVIII века обучался в школе по древней методике. Вот этот текст:

«Помню, что при перемене книг, то есть когда я окончил азбуку и принес в школу первый раз Часослов, то тут же принес горшок молочной каши, обернутый в платок, и полтину денег, которая, как дань, следуемая за учение, вместе с платком вручалась учителю. Кашу же обыкновенно ставили на стол и после повторения пройденного на прошлом занятии раздавали учащимся ложки, которыми они хватали кашу из горшка… После окончания Часослова, когда я принес Псалтырь, опять повторилась та же процессия».

Так как ученики переходили к новым этапам обучения в разное время, то таких трапез-обедов в течение года было несколько.

Обычай приношения каши менял положение ребенка среди учеников. Им отмечалось успешное продвижение в учении. Само же приношение учителю каши по тогдашним правилам было формой выражения почтения педагогу.

Но главное – к грамотности относились с благоговением, а учителей своих очень почитали и уважали. Книжное разумение считалось даром Божиим. И потому те, кто стремился овладеть грамотой, а потом и науками, соединяли учение с молитвой. Надеялись на благодатную помощь Божию, а не только на свои силы и искусство учителя.

Если учение шло с трудом, многое у ученика не получалось, всей семьей, пригласив священника, служили молебен Спасителю, Божией Матери и святым – покровителям в учении: Косме и Дамиану, пророку Науму (как раз в те дни конца осени, когда праздновалась Церковью их память, начинался обычно учебный год в старинных русских крестьянских школах). К святым обращались с молитвой, пророка Наума так прямо и просили: «Пророк Наум, наставь дитя на ум». Позже стали молиться о неспособных и нерадивых учениках Преподобному Сергию Радонежскому.

Попросим и мы у Бога вразумления молитвой:

Преблагий Господи, низпосли нам благодать Духа Твоего Святаго, укрепляющего душевные наши силы, дабы, внимая учению, возрастали мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителям же нашим в утешение, Церкви и Отечеству на пользу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *