Управление продуктами и проектами это что за профессия
Product/Project-manager: что они делают, что должны уметь, и кто из них главный
В рамках запуска курса «Профессия руководитель Digital-проектов» в лектории Skillbox прошла лекция на тему «Чем отличается проджект от продакта?».
Руководитель продукта в «Леруа Мерлен» Алексей Маньковский рассказал, чем управление продуктом отличается от управления проектом, какие знания и навыки нужны менеджерам, и как заказчик оценивает работу.
Простыми словами, проект — временное мероприятие, направленное на получение уникального результата: продукта или услуги. То есть продукт — это результат проекта.
Мы сейчас не учитываем разные аспекты продакт-менеджмента, например, ценность для клиента или бизнес-процессы. Просто показываем разницу между управлением проектом и продуктом.
И главное отличие в следующем: проект имеет начало и конец, а продукт всегда бесконечен, он постоянно развивается.
Строительство газопровода — это проект, у него есть начало и конец. Готовый газопровод — продукт, который можно достраивать и всячески развивать. При этом, продукт может включать в себя один или множество проектов, а проект может быть достаточно большим, чтобы иметь задачи и требования к нескольким продуктам.
У продакта фокус на определении правильной цели: он отвечает на вопросы: что делать и какой продукт создавать, исходя из понимания рынка, предметной области, и конечных пользователей продукта. Проджект же фокусируется на процессе, и его задача — понять, как делать и когда. Менеджер проекта должен хорошо понимать цель и даже может ставить ее под вопрос, если это уместно, однако он не занимается поиском правильной цели. У проджекта и продакта разные KPI, горизонты планирования и глубина погружения в метрики.
KPI проджекта: срок, стоимость и требования к результату (качество). Он управляет рисками: постоянно думает о том, что что-то может пойти не так, закладывает дополнительное время на всякий случай, следит за бюджетом. Проджекта оценивают в первую очередь по результату: выполнен проект или нет. Если проект выполнен, то оценивают были ли соблюдены сроки, соответствует ли проект качеству, вписался ли он в бюджет, все ли риски были учтены и снижены.
У проджекта может быть фокус только на одном из этих трёх KPI, это зависит от контекста и цели, которую решает бизнес с помощью проекта. Например, когда склад интернет-магазина «Леруа Мерлен» готовился и пиковым объемам заказов, меня попросили реализовать проект подключения курьерских служб для увеличения пропускной способности склада. Дело было в том, что для отгрузки заказов на доставку физически не хватало дверей, а доставка курьером позволяла нам много малогабаритных заказов отгрузить разом, через одну дверь. Главным требованием в этом проекте был максимально короткий срок реализации, вопрос бюджета практически не стоял, а требования мы максимально сократили в интересах сроков.
KPI продакта: коммерческие метрики и удовлетворенность пользователей. Поэтому продакт держит в уме жизненный цикл продукта, понимает, на каком этапе развития находится продукт и какие задачи нужно решать на каждом этапе. Поэтому горизонт планирования продакта в среднем выше чем у проджекта: продакт планирует на 1—3 года вперед, тестирует гипотезы и следит за метриками: трафиком, конверсией, средним чеком и временем жизни клиента. Результат работы — готовый коммерческий продукт, который нравится пользователям и приносит владельцу бизнеса деньги. Если продукт пользуется спросом и приносит деньги, то менеджер выполнил задачу.
Менеджер по продукту не всегда гонится за деньгами. Например, сервис каршеринга зачастую специально работает в убыток, чтобы привлечь часть клиентов, которые пользуются другими сервисами. Но это не значит, что менеджер по продукту плохо справляется с работой.
При всех различиях, продакт и проджект кое-чем похожи: обладают сильными личностными качествами, работают в одних и те же фреймворках, управляют командами, помогают компании развиваться. Кроме того, проджект обычно не занимается аналитикой, но сейчас тенденция такая, что ему нужно как минимум ориентироваться в метриках.
Нельзя сказать, что один главнее другого, потому что у менеджеров разные функции. Но по общему правилу, менеджер по проекту вырастает в менеджера по продукту, а не наоборот, и вот почему.
Проджект делегирует задачи и работает с командой: подбирает людей, распределяет обязанности и следит за ходом работы. Высший пилотаж в профессии — понимать риски и иметь запасной план на случай, если что-то идет не так. Как правило, навыки управления рисками приходят с опытом.
В последнее время профессии смешиваются: проджекту необходимо иметь все больше продуктовых компетенций. Скорость разработки продуктов постоянно растет, поэтому проджекту нужно уметь самостоятельно принимать некоторые продуктовые решения и соблюдать сроки. Как правило, рамки полномочий, в которых проджект может принимать продуктовые решения, определяются совместно с продактом.
При этом нет общепринятого описания должностей продакт-менеджеров — в разных компаниях для одной и той же вакансии могут подразумеваться разные должностные обязанности. Чтобы стать тем менеджером, которым вы действительно хотите стать, лучше заранее уточнять у потенциального работодателя, чем придется заниматься в процессе собеседования и изучения компании.
«На мой взгляд, востребованность обеих профессий будет только расти. На сегодняшний день компетентному продакту или проджекту очень легко найти работу — если вы можете «сделать», а не «делать», то вас заберут с руками и ногами».
Проект или продукт: чем отличаются обязанности Project Manager и Product Manager
Сергей Мацнев, директор проектного офиса в Sifox, рассказывает о сходствах и различиях двух профессий.
Кто такой Project Manager
Должность руководителя проекта существует довольно давно. Профессия хоть и не древнейшая, но на строительстве пирамид протопроджекты скорее всего уже задействовались. Официально эта роль была стандартизована в 1960-е в США, тогда же появился институт управления проектами PMI.
Для понимания роли менеджера проектов важно уточнить, что такое проект. Согласно определению PMI,
проект — это временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата.
Проект имеет жёсткие временные рамки, а его результат уникален — это и отличает проект от процесса, и очень важно не путать эти понятия. Здесь легко показать разницу на примерах:
Проекты | Процессы | ||
---|---|---|---|
Запуск новой тарифной линейки мобильного оператора | Подключение новых тарифов абонентам | ||
Внедрение CRM в компании | Работа сотрудника продаж в CRM-системе | ||
Строительство моста | Эксплуатация моста | ||
Создание нового iPhone | Производство каждого отдельного iPhone на заводе |
Всё, что нужно знать о рекламе в мобильных играх
Аналитический обзор Gameloft: рекламные форматы, портрет аудитории, надёжные бенчмарки.
Круг задач и обязанностей проджекта с одной стороны понятен, а с другой может быть весьма размыт. Если говорить в общем, проджект-менеджер руководит командой проекта и отвечает за то, чтобы результат проекта:
В рамках решения этой задачи руководитель проектов может иметь дело с различными юридическими вопросами, закупками, работой с подрядчиками. Ему приходится улаживать конфликты, решать споры как внутри коллектива, так и вне его, выставлять приоритеты, договариваться с заказчиками, реагировать на всевозможные изменения требований, сроков, стоимостей — в общем, постоянно решать самые разные проблемы, из-за которых всё может пойти не по плану, который сам ПМ и составляет перед началом работ.
Кто такой Product Manager
«Управление продуктами» как отдельная специальность появилась относительно недавно, в конце XX века. В последнее время частота упоминаний этой роли заметно выросла в связи с повышенным интересом к стартапам и популярностью ряда методологий и подходов к разработке ПО, где продакт-менеджеры занимают очень заметную позицию.
Термин «продукт» трактуется уже не так однозначно, как проект, но можно ориентироваться на следующее определение:
«Продукт — это товар или услуга, которую можно предложить для рынка, и которая будет удовлетворять потребности потребителей».
Выглядит довольно однозначно.
Проекты | Процессы | Продукты | ||
---|---|---|---|---|
Запуск новой тарифной линейки мобильного оператора | Подключение новых тарифов абонентам | Тарифы | ||
Внедрение CRM в компании | Работа сотрудника продаж в CRM cистеме | CRM | ||
Строительство моста | Эксплуатация моста | Мост | ||
Создание нового iPhone | Производство каждого отдельного iPhone на заводе | iPhone |
Несмотря на точность определения продукта, понимание задач менеджера по продукту в разных странах и разных компаниях может серьёзно отличаться. Такие задачи как исследования рынка (клиенты, конкуренты), проведение пользовательских интервью, обучение сотрудников продаж, управление командой разработки могут восприниматься в разных комбинациях в зависимости от компании. Продакт-менеджер отвечает за все аспекты продукта, которым управляет: бюджет, формирование стратегии, ценообразование, монетизация, документация, продвижение и так далее.
Поэтому таких менеджеров иногда называют CEO продукта. Но так работает не везде. В силу некоторых причин разные компании интерпретируют роль менеджера продукта в своих структурах по-своему: где-то он отвечает только за метрики и бэклог, не управляя при этом напрямую командой разработки. Где-то за исследования рынка и customer development отвечает один человек, а за стратегию продукта другой. У нас в компании продакт в меньшей степени погружен в техническую составляющую продукта и почти не участвует в разработке — его задача описать бизнес требования и передать их на реализацию менеджеру проекта. Могут быть и другие варианты, которые наглядно видны из описаний вакансий.
Какие должны быть навыки у продакт- и проджект-менеджеров
Проджект-менеджер должен обладать хорошими коммуникативными навыками, лидерскими качествами, критическим мышлением, навыками планирования, пониманием основных методологий, умением работать с основными инструментами: таск-трекерами, таблицами, планировщиками, инструментами для коммуникаций.
Но, пожалуй, основное качество проджектов — стремление к результату, умение понять что конкретно нужно для его достижения и навыки решать все проблемы на пути. Проджект видит перед собой конкретную задачу и делает всё возможное для её решения, проявляя настойчивость, иногда терпение, смекалку, а иногда используя угрозы или подкуп (шутка, это входят в смекалку).
Для продакта также важны коммуникации, навыки работы с инструментами, планирования и приоритизации, но он применяет их в иной плоскости: его задача видеть картину более широко и принимать решения о том, какими будут те цели, которых обычно достигает проджект.
Для этого продакту понадобятся навыки проведения самых разных исследований: от поиска и изучения отчётов с цифрами до общения с большим количеством конечных пользователей. Пригодится умение абстрагироваться от собственных ощущений и ориентироваться на данные. Способность убедить всех вокруг в правильности своего решения, даже если оно кажется всем абсурдным, а также страсть к экспериментам и постоянное стремление к улучшениям. Принцип «работает — не трогай» совсем не про продактов.
Сходства и различия
Задачи перед этими ролями стоят совершенно разные: проджект вместе с командой в течение ограниченного промежутка времени делает проект по заранее заданным требованиям (автором которых, кстати, может быть продакт, как это делается у нас), а продакт бессрочно занимается всеми аспектами развития продукта. Откуда тогда берётся путаница? Попробуем разобраться.
Роль менеджера продукта включает в себя довольно большое количество разных задач. В некоторых компаниях объём задач такой, что один человек не может с ним справиться. Поэтому кто-то занимается общением с клиентами, другой разбирается в технической составляющей продукта, третий работает с метриками. При этом людей с разным функционалом называть одинаково язык не поворачивается, поэтому кого-то из них назовут всё-таки продактом, кого-то проджектом, а кого-то и аналитиком.
В отдельных компаниях может быть и наоборот: есть фронт работ, который закрывает один и тот же менеджер. Времени ему на это хватает, задачи подпадают и под одну роль, и под другую, поэтому называют его как придётся.
У продактов и проджектов действительно может пересекаться функционал в зависимости от особенностей конкретного продукта. Это лучше продемонстрировать в таблице ниже:
Продакт | Проджект | ||
---|---|---|---|
Управление командой | Управление командой | ||
Приоритизация задач | Приоритизация задач | ||
Планирование | Планирование | ||
Управление бюджетом | Управление бюджетом | ||
Работа с подрядчиками | Работа с подрядчиками | ||
Исследование рынка | Работа с внутренним заказчиком | ||
Документация продукта | Проектная документация | ||
Описание функционала для разработки | Ограниченный перечень работ в рамках проекта | ||
Работа с метриками | Ограничение по бюджету | ||
Ценообразование | Ограничение по срокам | ||
Продвижение продукта |
Что интересно, некоторые пункты, которые здесь называются одинаково, могут на самом деле означать разные задачи. Например, под работой с подрядчиками у продакта может подразумеваться выбор этих подрядчиков, а у проджекта — плотное взаимодействие с ними по реализации какого-то конкретного заказа. При всём при этом продакт- и проджект-менеджеры зачастую могут сосуществовать внутри одной компании.
У нас я наблюдаю эволюцию этих ролей в связи с ростом компании. Долгое время был один менеджер (я), отвечающий и за развитие продукта, и за все связанные с ним проекты. С ростом компании и числа продаж задач стало гораздо больше, и появились продакт-менеджеры, которые взяли на себя задачи по исследованию рынка и формированию стратегии развития продуктов, а проджектам осталась собственно проектная часть — они отвечают за задачи по созданию новых продуктов и внедрению существующих.
На рынке есть масса вакансий, где роль продакта и проджекта совмещена. Занятно наблюдать, каким образом при этом выбираются названия для таких позиций:
Даже образовательные курсы иногда с целью сбора широкой аудитории довольно странно формулируют свои программы.
Вся эта подмена понятий вполне объяснима с точки зрения потребностей конкретной компании, но очень сильно усложняет процесс подбора персонала с обеих сторон. Поэтому спор, кто такой продакт, а кто проджект, имеет мало практического смысла — главное, чтобы вы понимали зону своей ответственности на конкретной позиции в конкретной организации, она вам подходила и нравилась.
Менеджер проектов: профессия с запасом актуальности
Обратимся к статистике: на момент публикации этой статьи на hh.ru размещено около 15 тысяч вакансий проджект-менеджеров. Эта профессия требует самых разнообразных знаний, но при этом многие работодатели готовы рассматривать кандидатов без специального образования — на стартовые позиции ассистентов проджект-менеджеров или младших руководителей проектов.
Давайте разберемся, какие нюансы есть в профессии проджекта и с каких шагов стоит начать, если вам интересно это перспективное направление.
Надо сказать, обладая квалификацией руководителя проектов, можно работать в очень разных сферах — от издания книг до создания новых продуктов в нефтегазовом секторе, от SMM до ИТ.
Основная обязанность проджект-менеджера — довести идею до реализации в срок, используя выделенные для этого ресурсы. Для этого он составляет план работ, организует команду и выстраивает процесс так, чтобы он соблюдался и был выполнен в срок.
Какие навыки наиболее важны для менеджера проектов
Андрей Шувленов, руководитель проектов из компании Devexperts, считает, что один из ключевых навыков успешного проджект-менеджера — это готовность постоянно учиться (концепция life-long-learning). «Как и с почти любой другой профессией, для того чтобы стать проджектом, нужно обладать мышлением, трудолюбием и постоянно практиковаться, учиться. Если вам кажется это немного абстрактным и уж больно знакомым, то вам не кажется. Однако это основа, которая позволит вам стать кем вы пожелаете, в том числе и менеджером проектов. Этой основы достаточно, чтобы начать. Кроме этого, назову самые разнообразные навыки коммуникации. Ведение переговоров с заказчиком, налаживание отношений внутри команды, даже получение необходимых ресурсов для проекта от своей же компании — это регулярные примеры, где soft skills обеспечат успех вашему проекту, а значит, и вам. Привычка фиксировать коммуникацию в письменном виде облегчит работу».
Инна Чернышова, менеджер проектов в международной компании, добавляет, что есть еще один важный ингредиент — качество этой коммуникации: «Это способность формировать партнерские отношения в процессе работы над проектом, самоорганизация, целеустремленность, стратегическое мышление. Культивация этих качеств позволит сделать рабочий процесс продуктивным и комфортным для вас, членов команды и ваших заказчиков и прямых руководителей. Именно от поддержки и уважения часто зависит движение и успешное завершение проекта».
С какими трудностями сталкиваются начинающие проджект-менеджеры
Надо сказать, что даже если менеджером проектов вы стали эволюционно — пройдя несколько ступеней в компании и обладая уже определенным жизненным и организационном опытом, — это вряд ли застрахует вас от типичных ошибок этой профессии.
По наблюдениям Инны Чернышовой, в той или иной степени этим страдает большинство начинающих экспертов:
«Разговор о скиллах проектного менеджера невозможно начать, игнорируя основные “болезни” профессии. Те, кто никогда не был менеджером, не подозревают, как их легко подхватить. Вот краткий список “симптомов”, которые с ужасом обнаруживают или, что хуже, не обнаруживают у себя практикующие менеджеры проектов.
На эти пункты важно обратить особенное внимание и в начале карьеры заручиться поддержкой опытного наставника или ментора, к которому можно прийти за разбором своих рабочих ситуаций и на основании его профессионального мнения корректировать свое поведение.
От хорошего к великому
Если вы приобрели крепкую «базу» в виде компетенций и смогли преодолеть типичные «болезни» профессии, это еще не означает, что вы станете суперуспешным проджектом, в команду которого мечтают попасть. Что отличает просто нормального менеджера от очень хорошего? По мнению Инны Чернышовой, это сразу несколько довольно важных моментов:
«Основным мерилом происходящего в проекте мне представляется ответ на вопрос “как сделать проекту лучше”. Успех проекта — это доставка результата в срок, в нужном объеме и в пределах оговоренной стоимости, а также удовлетворенность заказчика, — хорошо бы, чтобы это все являлось приоритетом работы менеджера.
Это совсем не означает, что ресурсы должны использоваться на пределе, например, чтобы сдать проект раньше срока. Тогда со стопроцентной вероятностью они довольно быстро выгорят/уволятся, и тогда проект просто не будет завершен, либо его качество окажется крайне низким.
Успех проекта на практике означает, что менеджер филигранно балансирует между планированием, постоянным отслеживанием прогресса проекта, борьбой с рисками и зависимостями, выборочным ускорением на том или ином отрезке работы и настроем команды.
Важный компонент успеха этого баланса — оставлять свободу выбора членам команды, как делать ту или иную работу. Ведь это вы их наняли — специалистов, которые умеют делать продукт / оказывать услуги. Это они сейчас востребованы, вот и позвольте им сделать работу, они ведь учились и практиковались и гарантированно сделают это лучше, чем вы. Когда есть свобода выбора, люди хотят достигать проектных результатов, даже если для них это просто разработка рядовой фичи.
Именно качество менеджмента выходит на передний план борьбы за таланты и является важной составляющей ценностного предложения. Важно не только, как вы управляете проектом, но и как вы при этом обращаетесь с участниками проекта. Зачем это знать менеджеру? А чтобы с ним хотели сотрудничать другие участники проекта, даже если они в нем участвуют лишь косвенно, например, снабжают данными для интеграции второстепенных сервисов».
Как становятся проджект-менеджерами
Из своей практики могу сказать, что стать менеджером проектов можно двумя путями:
Хотя бывает и так, что вы со студенческой скамьи знаете, чем хотите заниматься, и тогда можно сразу искать работу в этой сфере, начиная с начальных позиций.
Так, например, получилось у Анастасии Борисюк, ведущего менеджера проектов в «Актион Технологии», автора телеграм-канала «Кнопка Хорошо»: «Если хочешь быть проджектом — становись проджектом. Я считаю, что обходных путей здесь искать не надо. Чтобы стать менеджером проектов, не нужно идти в разработку и потом “переходить в соседний отдел”. Если ты уже разработчик / тестировщик / кто-то из ИТ и хочешь попробовать что-то новое, то переход — это хорошая возможность. Я знаю людей, которые поступили именно так, когда в своем направлении выгорели. Эти люди уже знали, что такое ИТ, разработка проектов и продуктов, перед ними стояла задача стать хорошими менеджерами и сменить обстановку.
Если опыта нет, человек только вышел из университета или окончил курсы, то прекрасный вариант — идти стажером/джуниором на проджекта. Это лично мой путь, я училась на матфаке и пошла стажироваться в ИТ-компанию по разработке ПО на заказ. Я тогда почти ничего не знала об этой профессии, но понимала, что нужно будет постоянно развиваться. В общем-то, главное начать, а дальше начинается круговорот получения опыта работы с заказчиком, командой, написанием бизнес-требований и другими штуками, которыми занимается проджект менеджер.
Есть мнение, что неплохо заходить в ИТ через ручное тестирование и потом выбирать, куда пойти дальше — разработка или менеджмент. Я лично его не поддерживаю. В тестировании и так очень много куда развиваться, а набить шишки на проектах можно сразу в той роли, в которой вы видите себя».
Вопросы для самоподготовки
Итак, вы решились попробовать себя в управлении проектами и даже нашли несколько симпатичных вакансий. Что вас будет ждать на интервью? Антон Волков, менеджер по подбору талантов, считает, что вот этот небольшой список вопросов позволит вам лучше подготовиться к встрече:
❶ Какие методологии управления проектами вы знаете?
❷ Расскажите о любом pet-проекте, который у вас был (от запуска мобильного приложения до планирования домашней вечеринки).
❸ Что такое «тройное ограничение», или «треугольник управления проектами»?
❹ Приведите пример какого-то рабочего конфликта и расскажите, как вы его решали?
❺ От чего зависят сроки проекта? Что делать, если по каким-то причинам команде нужно больше времени на работу, а вы уже пообещали заказчику релиз к определенной дате?
❻ Как оценить задачи на проекте и для чего это делать?
❼ Как вы будете действовать, если заказчику не понравится результат работы?
❽ Что делать, если два сотрудника в вашей команде спорят о каком-то из этапов проекта — и вы понимаете, что этот спор может повлиять на сроки?
➒ Что такое «система контроля версий»?
➓ По каким параметрам можно оценить работу проектного менеджера?