Умная собачка соня чему учит
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Усачев А. «Умная собачка Соня» Читательский дневник, краткое содержание
Усачев А. «Умная собачка Соня» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Усачёв Андрей Алексеевич
Название: «Умная собачка Соня»
Жанр: Сказочная повесть
Тема произведения: жизнь маленькой собачки.
Число страниц: 56
Главные герои и их характеристики:
О чем произведение:
Книга о жизни маленькой, но необыкновенно умной собачки Сони. С ней происходят удивительные истории, она узнаёт много интересного, попадает в разные приключения, учится разговаривать и читать, однажды даже теряется, но она никогда не унывает и всегда придумывает что-то новое.
Сюжет — краткое содержание:
Понравившийся эпизод:
Мне больше всего запомнилась история, когда собачка Соня первый раз попробовала горчицу. Она думала, что это какая-то необыкновенная вкуснятина, потому что Иван Иваныч всегда ел её по чуть-чуть, но всё оказалось совсем наоборот.
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
Собаки точно так же, как и люди, изучают окружающий мир, могут учиться чему-то новому, а ещё они любят приключения.
Чему учит эта книга:
Истории о собачке Соне учат нас никогда не унывать, больше радоваться. Учат нас тому, что вокруг столько всего интересного, и даже когда становится очень скучно, всегда можно что-нибудь придумать. А ещё учат любить и понимать собак, ведь у каждой из них свой характер.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Мне очень понравились истории про собачку Соню, они короткие и легко читаются. Мне бы тоже хотелось иметь такую собачку, как Соня, потому что она весёлая и добрая. А как было бы здорово, если бы собаки и вправду умели разговаривать и читать.
Новые слова и выражения:
Георгины – многолетнее травянистое растение семейства Астровых.
За шиворот – за ворот, за воротник.
Брезентовый – сделанный из брезента, плотной, жёсткой ткани.
Пословицы к произведению:
Собака – друг человека.
Хорошая собака без хозяина не останется.
Маленькая собака – всю жизнь щенок.
Энциклопедия сказочных героев
Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
суббота, 13 июля 2019 г.
Усачев А. «Умная собачка Соня»
Жанр: литературная сказочная повесть
Главные герои сказки «Умная собачка Соня» и их характеристика
Чему учит сказка «Умная собачка Соня»
Сказка учит любить животных, учит заботиться о своих питомцах и никогда не наказывать их очень строго. Учит тому, что у каждой собаки, у каждого животного есть свой характер.
Отзыв на сказку «Умная собачка Соня»
Мне очень понравилась эта добрая сказка про собачку Соню. Соня показана в ней просто замечательной, очень умной и рассудительной собакой, которая если и делает что-то не так, то лишь потому, что видит мир иначе, чем человек.
Пословицы к сказке «Умная собачка Соня»
Добрая собака три раза за ночь просыпается, чтобы за хозяином присматривать.
Собака друг человека.
И собака ласковое слово знает.
Каков хозяин, такова и собака.
Маленькая собака до старости щенок.
В квартире №66 жила собачка Соня, с черными блестящими глазами и маленьким аккуратным хвостиком. Хозяина Сони звали Иван Иванович Королев, поэтому поэт Тим Собакин называл Соню королевской дворняжкой.
Когда Иван Иванович уходил на работу, Соня оставалась одна и много думала. Поэтому она стала очень умной собакой.
Когда Соня была щенком, она часто делала лужи в коридоре, а хозяин ругал ее. Тогда Соня стала делать лужи на ковре.
Но однажды она вышла гулять и увидела огромную лужу. Соня решила, что ее сделал слон и больше никогда не писала в квартире.
Однажды Соня встретила незнакомую таксу, и та сказала, что воспитанные собаки должны говорить «Здравствуйте» при встрече, «Спасибо», если что-то получают, и «До свидания» когда уходят.
С тех пор Соня всегда при встрече говорила сразу «Здравствуйте. Спасибо. До свидания» и убегала.
Соня много думала о том, что лучше, быть большой собакой, или маленькой. Больших собак все боялись, а с маленькими все хотели играть.
Соня увидела бульдога Макса, и спросила, очень ли ему неприятно, когда на него надевают намордник. Макс обиделся и погнался за Соней.
Соня решила, что большой собакой быть лучше, и юркнула в щель забора. Макс не мог пролезть следом и Соня решила, что маленькой быть лучше.
Она запуталась и решила, что так и останется маленькой, а большие собаки пусть сами разбираются.
Однажды Соня смотрела «В мире животных» и решила, что хорошо бы научиться разговаривать. Она вспомнила, что телевизор начинает разговаривать, когда его включают в розетку, и сунула в розетку хвост.
Соне показалось, что ее кто-то схватил за хвост, и она еле оторвала его от розетки.
Иван Иваныч назвал Соню глупенькой и сказал, что в розетке электрический ток.
Соня решила подружиться с электрическим током и положила перед розеткой косточку и шоколад. Но угощение осталось не тронутым и Соня решила держаться от розетки подальше.
Соня очень любила нюхать цветы и после этого чихать. Она не любила нюхать кактусы, зато очень любила чихать на одуванчики и пионы.
Однажды Соню застал в клумбе с пионами дворник Седов и прогнал. Соня пожаловалась Ивану Ивановичу, но тот не поддержал Соню. Он сказал, что не любит, когда Соня чихает в цветы, которые приносят гости, и купил Соне носовой платок.
Теперь при гостях Соня чихала в носовой платок, а когда гостей не было, чихала в свое удовольствие.
Соня любила смотреть в бинокль. То, что ей нравилось, например мужчина с сосисками или киоск с мороженным, Соня рассматривала с близкого конца. То, что ей не нравилось, например дворник Седов и его кот, Соня рассматривала с дальнего конца.
Однажды, когда Соня смотрела на дворника, она посмотрела на землю и увидела, что та очень далеко. Но Соня перевернула бинокль и земля оказалась совсем рядом. Она решила пойти погулять и прямо с третьего этажа упала на клумбу с цветами.
Соня решила, что бинокль перевернулся, пока она падала, и больше не подходила к этой опасной штуке.
Толстые мухи не давали Соне спать и она взяла мухобойку. Соня ударила по мухе и та упала вместе со стаканом. Соня ударила по другой, и та упала вместе с сахарницей. Соня ударила по портрету с дедушкой, потом еще и еще.
А потом пришел Иван Иваныч и спросил, что это такое, Соня сказала, что это мухи, и что она увлеклась.
Тогда Иван Иваныч сказал Соне прибраться и ушел гулять. А Соня решила, что это несправедливо.
Однажды Соня ловила во дворе Эхо, но Эхо было хитрым и никак не попадалось. Но вот Соня увидела открытый люк и поняла, что Эхо живет там. Она попыталась выманить Эхо, но Эхо не выходило.
Тогда Соня решила поймать Эхо на сосиски и стала спускать в люк мешок с сосисками. Когда Эхо схватило мешок, Соня стала тянуть его наверх. Эхо оказалось очень тяжелым. А потом из люка показались две руки в рукавицах и Соня испугалась и убежала.
Эхо махало ей вслед кулаком, а Соня так и не поняла, что это, зверь или птица.
Однажды Соня ела вишни и сплевывала косточки в окно. Одна косточка упала за шиворот прохожему, тот остановился и стал чего-то ждать. Соня бросила ему горсть вишен, но прохожий не уходил. Соня бросила ему блюдце с вишнями, прохожий схватил блюдце и убежал. А вскоре вернулся с милиционером.
Соня спряталась и подумала, что у нее не мешок вишни, чтобы раздавать ее всем подряд.
С тех пор она сплевывала косточки только в блюдце.
Однажды Соня капнула варенье на скатерть и испугалась. Иван Иваныч не любил пятен. Соня стали слизывать пятно, но то становилось лишь больше. Тогда Соня опрокинула варенье на скатерть и размазала его. Получилась прекрасная скатерть вишневого цвета.
Но тут Соня увидела белое пятно под банкой, а варенья больше не оставалось.
Ох и ругался же Иван Иваныч, когда увидел это белое пятно.
Однажды Соня загорала на балконе, когда сверху что-то капнуло. Это плакала маленькая девочка. И от ее слез появилась радуга. Девочка удивилась и перестала плакать, а радуга сразу исчезла. Тогда девочка заплакала еще громче и радуга снова появилась.
Но как только девочка прекращала плакать радуга исчезала.
Соня решила сделать искусственную радугу и стала лить воду из лейки. Внизу собрались прохожие и все удивлялись радуге. А потом соседка снизу заругалась, ведь у нее на балконе сохло белье, и радуга исчезла.
Соня часто задавала глупые вопросы, например почему сахар сладкий, а соль соленая. Однажды ее заинтересовало, откуда берется вода из крана. Узнав, что из реки, Соня решила, что вода должна течь с рыбой.
Когда хозяин ушел на работу, Соня взяла сачок, открыла воду в ванной и стала ждать. Но рыбы не было. Наконец Соне надоело и она ушла, но вдруг из ванной раздался плеск. Соня бросилась в ванную, думая что это кит, но оказалось, что ванная наполнилась и вода побежала через край.
Отжимая тряпку, Соня поняла, что всю рыбу отлавливают жильцы верхних этажей.
Однажды Иван Иваныч оклеил комнату салатными обоями. Обои Соне не понравились, ведь на старых были бабочки, кусочки были оторваны, и было пятно, похожее на инопланетянина, с которым Соня любила разговаривать.
Поэтому Соня взяла карандаши и разрисовала новые обои. На одной стене она нарисовала море с чайками, а на второй луг с бабочками и другими насекомыми.
Но Иван Иваныч не оценил труды Сони, и поставил собаку в угол. Потом он обклеил комнату заново, но теперь Соня знала, что под новыми обоями шумит море и порхают бабочки.
Пришла осень и Соня возвращалась домой грязная, а Иван Иваныч мыл ее шампунем. Однажды Соня обнаружила, что шкаф с вареньем закрыт на ключ и обиделась. Она решила убежать из дома.
На прогулке в парке, Соня убежала в самый дальний конец и села под деревом. На нее упал жук, потом листья, и Соня решила, что превращается в дерево. Она хотела бы стать вишневым деревом.
Но вот появился Иван Иваныч, который звал Соню. А Соня увидела противную ворону и стала прогонять ее. Она не хотела, чтобы на нее села ворона.
Соня сидела дома возле батареи, за окном падал снег. Она жалела, что не стала деревом, но думала, что не сезон и надо подождать весны.
Соня любила книги, но ей не нравилось слово «Конец». Ей было интересно, что произошло дальше. Однажды она нашла в столе рукопись этой книги и стала спрашивать, что было дальше. Иван Иваныч сказал, что потом была выставка, на которой Соня получила медаль, потом у Сони появились щенки, а потом хозяин рассердился и взял большую..
Но тут Соня сказала, что этого не было и что все, конец.
Усачев «Умная собачка Соня» читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль, чему учит, отзыв.
Андрей Алексеевич Усачев — детский писатель, поэт, сценарист, ведущий на радио. Его книги переведены на многие иностранные языки, а учебники по ОБЖ, правам человека и географическим открытиям рекомендованы для школ Министерством образования РФ.
Одним из произведений автора является цикл рассказов «Умная собачка Соня». Большинство рассказов цикла написаны в 1996 году, но некоторые рассказы дополнили цикл в 2012 и 2015 году.
Краткое содержание для читательского дневника
Главные герои
1) Собачка Соня – маленькая собачка с черными глазами, длинными ресницами, аккуратным хвостом. Наивная и непосредственная.
2) Иван Иванович Королев – хозяин Сони, добрый, заботливый.
Главная мысль
В рассказе автор рассказал о приключениях собачки Сони, как она, попадая в разные ситуации, училась и набиралась жизненного опыта.
Чему учит?
Рассказ учит любить и уважать животных, прощать, хорошим манерам, как не попасть в неприятные ситуации и делать выводы на будущее.
Пословицы
1) В доме без хозяина собака хозяин.
2) Собака человеку – верный друг.
3) Маленькая собачка – всю жизнь щенок.
Отзыв
Цикл рассказов «Умная собачка Соня» очень веселый и добрый. Собачка Соня, как маленький ребенок познает окружающий мир. Каждый рассказ – одно маленькое веселое приключение. Можно было рассказы назвать «Глупая собачка Соня», но Соня считала себя очень умной и старалась учиться на своих ошибках.
Аудиосказка «Умная собачка Соня»
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса, 2 класса, 3 класса.
Усачев. «Умная собачка Соня»: чему учит произведение, что написать?
«Умная собачка Соня» чему учит?
«Умная собачка Соня» чему учит книга?
«Умная собачка Соня» чему учит рассказ?
Усачев «Умная собачка Соня» чему учит?
Усачев «Умная собачка Соня» чему учит произведение?
А еще она учит взрослых: мы ведь уже основательно подзабыли мир ребенка, а рассказы об умной собачке снова напомнят нам, что дети мыслят не так, как мы. У них своя логика, и с этим нельзя не считаться.
Не зря говорят, что хорошая детская книга и взрослым будет интересна.
В рассказе Абрамова «О чем плачут лошади» герой-рассказчик действительно обманул лошадей, не одну только Рыжуху, с которой он разговаривал, а всех лошадей на лугу, которые внимательно прислушивались к разговору.
А вот вопрос почему он так поступил сложнее. Мне кажется, что герой стыдился того, что люди сотворили с лошадьми. Он прекрасно видел, что это неправильно, он помнил лучшие времена, но стыдился того, что имел полное право назвать предательством. Герой мне кажется не очень сильным человеком, он не находит сил взглянуть в лицо правде, а наказанием ему за ложь стала лошадиная тоска и муки совести.
У этого удивительного писателя около 20 романов и каждый из них невероятно увлекаемый и интересный, от его книг невозможно оторваться! Но по моему мнению лучше из его творений это Империя ангелов. Именно это произведение вызвало у меня большое количество размышлений.
С таким названием известно по меньшей мере два произведения.
В стихотворении можно рассмотреть два аспекта: политический и философский.
Похожая ситуация описывается и в романе Достоевского, где лидер и идейный вдохновитель революционной ячейки Пётр Верховенский пытается связать кровью членов своей группы и планирует убийство бывшего студента Ивана Шатова, собирающегося покинуть кружок из-за идейных разногласий.
Роман «Бесы» отражает наличие разных политических течений, зародившихся в стране в конце 19 века и является предупреждением об опасности террористических идей.
Детская литература. Рецензия на книгу А. А. Усачёва «Умная собачка Соня» (Воспитание и уход за детьми)
Рецензия на книгу А. А. Усачёва «Умная собачка Соня»
Книга Андрея Алексеевича Усачёва «Умная собачка Соня» состоит из двадцати весёлых и увлекательных рассказов о королевской дворняжке Соне, которая очень хочет быть умной. Не желая скучать, она всегда попадает в интересные истории, а задумываясь, почему так происходит, учится хорошим манерам и лучше узнаёт окружающий мир.
Из первого рассказа маленькие читатели узнают, почему Соню называют королевской дворняжкой.
Это не порода собаки, как ошибочно решили окружающие: люди, собаки и сама Соня. Просто хозяина Сони звали Иван Иванович Королёв, поэтому маленькую дворняжку и прозвали королевской.
Забавна встреча собачки Сони с незнакомой таксой на лестнице. Пока Соня проходила мимо длинного туловища таксы, она получила от неё три урока вежливости: нужно при встрече здороваться и вилять хвостиком, говорить спасибо в ответ на оказанную услугу, а при расставании говорить: «До свидания!»
Однажды, сидя возле детской площадки, Соня размышляла, что лучше – быть большой или маленькой? Ответ она получила, исходя из жизненной ситуации, в которую попала. Убегая от злющего бульдога Макса, собачка Соня юркнула в дыру в заборе и поняла, что если бы она была большой, то не смогла бы спастись от разъярённого пса, значит, для неё лучше быть маленькой, а большие собаки пусть сами решают этот вопрос.
Изучая различные предметы, размышляя над многими вопросами, Соня приобретает жизненный опыт «методом проб и ошибок». Однажды Соня захотела научиться разговаривать, как в телевизоре, и сунула хвост в розетку, получив сильную боль. Хозяин объяснил Соне, что это электрический ток и с ним нужно быть осторожнее. Соня принесла к розетке косточку и шоколадную конфетку и догадалась, что «странный» электрический ток не ест косточек и конфет. Так Соня поняла, что от электрического тока надо держаться подальше.
Много других забавных историй происходит с Соней, и в каждой истории вместе с умной собачкой маленькие читатели тоже получают жизненный урок. Например, эксперимент с биноклем на подоконнике закончился для Сони падением из окна в клумбу, и она поняла, что бинокль – опасная вещь, а маленький читатель должен сделать вывод о том, как опасно сидеть на подоконнике с открытым окном. Или взрослые помогут сделать такой вывод. Так, в занимательной форме, дети получают урок по технике безопасности. Сюда же можно отнести и историю с розеткой и электрическим током.
Весёлые рассказы А. А. Усачёва про умную собачку Соню можно рассматривать в контексте русских народных сказок о животных, а также в контексте литературных сказок К. И. Чуковского, Э. Успенского. Во всех этих произведениях животные наделены человеческими качествами, свойствами, чертами характера. Но в народных сказках животные обладают постоянными свойствами: Лиса хитра, волк злобен и глуп, заяц труслив, медведь неуклюж. В литературных сказках К. Чуковского и Э. Успенского характеры более богаты и разнообразны, лишены однозначности. Кот Матроскин из книги Э. Успенского «Трое из Простоквашино» наделён рассудительностью, хозяйственностью, пёс Шарик скучает без охоты, равнодушен к хозяйственным увлечениям Матроскина и очень рад фоторужью. Умная собачка Соня А. Усачёва отличается тем, что по своему образному мышлению и поступкам она максимально приближена к ребёнку, поэтому Соня необыкновенно интересна детям, так как в ней они узнают себя. Общее во всех произведениях – ненавязчивые нравоучительные уроки, выводы, которые извлекают читатели из них, следуя пушкинскому завету: «Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок».
Рассмотрим подробнее идейно-художественное своеобразие рассказов
А. А. Усачёва про умную собачку Соню. Тема книги – забавные приключения собачки Сони, которая постигает окружающий мир, запоминая правила поведения. Основная мысль книги – нужно изучать окружающий мир, из каждого жизненного события и явления извлекать уроки, приобретать жизненный опыт. Например, из рассказа «Косточка», в котором Соня сидела на балконе, ела вишни, а косточки сплёвывала вниз, дети делают вывод, что нельзя ничего бросать с балкона, так как можно причинить неудобства и вред прохожим.
Рассказы можно отнести не только к тематической группе произведений о животных, но и к бытовой, повседневной жизни ребёнка, ведь здесь происходит антропоморфизация собачки Сони и она показана, как маленький ребёнок, который постепенно осваивает окружающий мир. Несомненно, эти рассказы близки к жизни ребёнка в её повседневном, духовном и интеллектуальном аспектах.
В своей книге автор преследует цель не только рассмешить, развеселить маленьких читателей, удивить их, но и в увлекательной форме показать, как нужно и как не нужно вести себя в обществе.
Автор достигает своей цели с помощью комичного, рисуя цепь забавных событий, из которых дети извлекают жизненные уроки.
Во-вторых, это богатые синтаксические средства: многочисленные анафорические повторы, синтаксический параллелизм, инверсии. Приведём пример:
«А остальные подумали, что это такая порода.
И собачка Соня тоже так подумала.
И другие собаки тоже так подумали.
И даже Иван Иванович тоже так подумал. Хотя знал свою фамилию лучше остальных».
В последнем предложении используется парцелляция.
Синтаксически текст максимально приближен к восприятию ребёнка, к его образному мышлению. Кроме того, во всех рассказах присутствует ирония, добрая, скрытая насмешка. Например, в рассказе «Кто сделал лужу?» Соня отучилась гадить в коридоре и научилась терпеть, когда увидела на улице огромные лужи и с уважением подумала, что это слон «терпел» так много. Так положительный пример «слона» перевоспитал Соню и научил её быть чистоплотной и аккуратной.
В раскрытии темы важное место занимают диалог и внутренний монолог.
Вот как автор использует диалог в рассказе «Мухи». Соня с мухобойкой гонялась за мухами и уронила на пол стакан, сахарницу, портрет дедушки Ивана Ивановича. Хозяин пришёл с работы домой.
— Это что такое? – удивился он, увидев разбитый стакан.
— Муха, сказала собачка Соня.
— А это? – показал он на сахарницу.
— И это тоже мухи? – спросил Иван Иванович, поднимая упавшего дедушку.
— И я немножко, созналась собачка Соня из-под дивана.
Автор использует бытовую, повседневную лексику, которая присутствует в детском словарном запасе, поэтому произведение доступно для детского восприятия и понимания.
События в книге А. Усачёва передаются от третьего лица, но часто используется приём несобственно-прямой речи, когда автор ведёт повествование как бы от лица собачки Сони, передавая от третьего лица её мысли и впечатления.
В книге нет слащавости, сентиментализма, игрушечности и декоративности, нравоучительных сентенций, неприемлемых в детском произведении. Автор совершенно проникается мироощущением ребёнка, говорит на понятном ему языке.
Книга рассчитана на детей дошкольного возраста, набор художественных средств соответствует психологическому, физиологическому развитию читателя. В нём содержание доступно для понимания, интересно и увлекательно для ребёнка, а форма небольших по объёму рассказов не даёт ребёнку соскучиться.
Произведение способствует нравственному, духовному становлению личности, так как, читая эти короткие забавные рассказы про собачку Соню, ребёнок в увлекательной форме получает нравственные уроки, учится хорошим манерам, правильному поведению.
Автор соблюдает базовые требования к детскому произведению, сформулированные К. И. Чуковским. Во-первых, автор мыслит образно, опираясь на детский способ мышления, он старается мыслить рисунками, и ему это удаётся. Короткие рассказы написаны так, что ребёнок может увидеть происходящее и к ним можно создать яркие иллюстрации и рисунки.
Во-вторых, рассказам свойственна кинематографичность, образы и события сменяют друг друга быстро, словно кадры в кино. В-третьих, рассказы вызывают самые разнообразные эмоции ребёнка: радость, удивление, веселье, добродушный смех, всё это не даёт ему успеть соскучиться.
Книга соответствует требованиям, предъявляемым к литературе для детей дошкольного возраста. Небольшие по объёму рассказы читаются в один присест, интересны ребёнку. Книга, напечатанная в 2018 году в московском издательстве «Махаон», богата иллюстрирована художником Евгением Соколовым. Художнику удалось создать образ забавной собачки, в каждом коротком рассказе две иллюстрации, где умная собачка Соня изображена в различных забавных ситуациях. Рисунки помогают ребёнку живо представить всё то, о чём ему прочитали.
Актуальность книги А. Усачёва заключается в том, что она воспитывает в ребёнке добрые чувства. В ней соблюдается принцип аксиологичности, так как она ориентирована на формирование у детей мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, позитивных моральных и нравственных ценностей. В ней ненавязчиво присутствует дидактика, она учит быть вежливым, внимательным, ответственным, добрым.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.