Уметь объяснить что такое музыкальное содержание
Уметь объяснить что такое музыкальное содержание
«Искусство есть средство беседы с людьми» М.П.Мусоргский
«Музыка – искусство поэтической мысли» Н.А.Римский- Корсаков
Слушая музыкальное произведение, человек испытывает ощущения, подобные тем, которые возникают у него от умной, интересной, эмоциональной беседы.
Какие бы глубины содержания ни обнаруживало нам приобщение к произведениям литературы или живописи, какие бы срезы душевной жизни ни обнаруживались нам в этих художественных иносказаниях, они возникают не из непосредственного впечатления, а проступают сквозь сплетения слов, описаний, изображений.
Понимание художественного произведения нередко равнозначно разгадке, которая потрясает нас внезапно открывшимся смыслом.
Музыка тоже организована очень сложно, тоже полна загадок и иносказаний, но её воздействие более непосредственно. Ведь музыка живёт только пока звучит, и за эти минуты она должна успеть многое: захватить, увлечь, потрясти.
И это ей удаётся намного быстрее, чем произведениям других видов искусства. Ведь музыка воздействует на человеческие чувства, обладающие свойством мгновенного отклика на действительно близкое и понятное, музыка – это собственный язык человеческих чувств, их выражение в этом мире.
Как раскрывается музыкальное содержание?
Музыкальный образ – это живое, обобщённое представление о жизненных событиях, явлениях природы или движениях человеческой души, выраженное в музыкальных интонациях.
Как правило, маленькие пьесы обычно близки к единой образной сфере, а крупные имеют более долгое и сложное образное развитие.
Совсем другой образ рисует «Гимн Великому городу» Р.Глиэра из балета «Медный всадник».
Разработка урока на тему: «Что такое музыкальное содержание» (7 класс)
1 урок (Модуль «Художественные образы в музыкальных жанрах» )
Тема урока: «Что такое музыкальное содержание»
Цель урока: познакомиться с композитором Людвигом Ван Бетховеном через анализ художественного образа Сонаты № 14 (Лунной);
образовательные: расширение знаний о композиторах-классиках, отвечающих смыслу понятия «современность» (в частности о Л.Бетховене); совершенствование умения давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам музыки;
развивающие : развитие творческого мышления в процессе восприятия музыкального произведения , музыкальной памяти, способности «выходить на диалог с автором», творческого комбинирования;
воспитывающие: воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, личной значимости нравственных, эстетических свойств музыки Л.Бетховена, рефлектированного отношения к предмету.
Ожидаемые результаты формирования УУД:
— развитие творческого мышления в процессе восприятия музыкального произведения, музыкальной памяти, способности «выходить на диалог с автором», умения давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, музыкальным образам;
— формирование умения определять музыку на слух (стиль композитора);
— воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, осознание личной значимости музыки Л.Бетховена.
-обогащение духовного мира учащегося, развитие художественно-эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости, заинтересованного отношения к искусству;
— развитие умения рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественном произведении и явлениях жизни, самостоятельность в постановке учебных, творческих задач;
— формирование внутренней мотивации к учению посредством организации самостоятельной познавательной деятельности.
-развитие познавательной активности и аналитических навыков (осмысление проблемы, выдвижение и подтверждение гипотезы, анализ фактов и информации, сравнение и обобщение, поиск причинно-следственных связей);
-развитие навыков критического мышления, способность выработки собственной позиции по рассматриваемым проблемам,
-умение формулировать и аргументировать свою точку зрения,
— развитие навыка применения знаний и личного опыта на практике в нестандартной форме, оригинальный, творческий подход к решению учебных задач;
-развитие устойчивой потребности в общении с искусством во внеурочной деятельности, умение находить необходимую информацию в сети Интернет;
— развитие навыков умения работать в группе, ведения дискуссии.
Тип урока : комбинированный
Форма урока : урок-исследование
Методы : частично-поисковый (эвристический), проблемный диалог, метод художественного анализа, метод интонационно-стилевого постижения музыкального произведения.
Оборудование и материал: компьютер, проектор, презентация.
Проблемный вопрос: Прав ли был поэт Л.Рельштаб, дав название Сонате № 14 Л. Бетховена «Лунная»?
План проведения урока:
Мотивационно-ориентировочный этап (Актуализация прежних знаний учащихся, возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы, выдвижение предположений и обоснование гипотезы)
Операционно – исполнительский этап (Доказательство или опровержение гипотезы, проверка правильности решения проблемы)
Итоги урока. Рефлексия. Домашнее задание.
Предварительный этап: учитель предлагает 2-м группам учащихся («биографы» и «музыковеды») подготовить краткие сообщения об истории создания Сонаты № 14 Л.Бетховена и о том, при каких обстоятельствах она получила такое название. Задание даётся за 2 недели до урока, после чего учитель корректирует выполненные работы, просматривает презентацию, подготовленную учащимися.
Мотивационно – ориентировочный этап
Известно, что существует множество способов общения человека. Например, различные языки. Но существует универсальный язык общения, не требующий перевода, понятный и доступный всем. О каком языке я говорю?
На прошлых уроках вы «общались» с художниками, архитекторами, скульпторами.
Сегодня Вам представится возможность вступить в диалог с композитором, чьё имя вы определите, прослушав фрагмент его произведения.
(звучит фрагмент произведения Л.Бетховена)
Какие особенности музыкального языка подсказали вам ответ?
На уроках музыки вы не раз говорили о современности в музыке. Можно ли Бетховена назвать нашим современником и почему?
(Выслушивает и несколько корректируя ответы детей, делает вывод о современности музыки Бетховена).
Как будет звучать тема сегодняшнего урока?
Как мы будем решать данную проблему? Что нам для этого необходимо?
А что нам нужно для того, чтобы вступить в диалог с композитором, понять его?
Я бы хотела сказать словами Д.Кабалевского: «Вслушайтесь в неё не только своим слухом, но и всем своим сердцем».
Отвечают на вопрос учителя.
Записывают тему урока
Слушают музыкальный фрагмент.
Отвечают на вопрос (Одна из центральных идей творчества Бетховена — способность человека к преодолению горестей, несгибаемость воли – актуальна во все времена.)
Предлагают несколько вариантов. С помощью учителя называют тему урока: «Разговор с современником».
Записывают название и автора музыкального произведения.
Высказывают предположения.: название «Лунная» связано с тем, что автор писал при луне, или изобразил в музыке лунный пейзаж.
Формулируют цель и задачи урока, выстраивают план решения проблемы
( Познакомиться с Лунной сонатой Бетховена и выяснить, о чём хотел рассказать композитор. Выяснить историю создания Сонаты № 14 и обстоятельства, при которых она была написана. Выяснить почему поэт Л.Рельштаб дал Сонате такое название).
Внимательно вслушаться в музыку произведения, анализировать средства музыкальной выразительности…
2. Операционно – исполнительский этап
Звучит 1 часть Сонаты № 14 Л.Бетховена Слайд 5
Какое впечатление оставила у вас прозвучавшая музыка? Как вы можете её охарактеризовать?
А почему музыка такая медленная? И мелодия монотонна – как короткие, настойчивые мысли?
Как рассказывает об этом музыка?
Есть ли возраст у этой музыки?
Учитель предлагает послушать краткое сообщение об истории создания Лунной сонаты, даёт с лово «биографам».
О ком рассказала нам 1 часть Сонаты? Чей это образ?
Вы правы. В трагическую пору крушения любви и необратимого угасания слуха он рассказал здесь о себе самом, своих чувствах.
Но вот 2-ая часть сонаты совсем иная. Почему?
Звучит 2-ая часть Сонаты № 14.
Определите характер музыки. Кого мы видим в этой музыке – Его или Её?
Джульетте Гвиччарди было всего 16 лет, а Бетховену- 28. Могла встреча таких разных людей закончиться счастливо?
Но Бетховен описывает Джульетту с любовью, словно любуется своей возлюбленной.
Скажите, а как поступит Бетховен? Какой исход у этой истории?
А вот какой ответ на этот вопрос даёт нам музыка:
Звучит 3-я часть Сонаты № 14.
Какие чувства переданы в этой музыке?
Как же поступает Бетховен?
Как вы думаете, каждый ли человек способен на такой поступок?
Почему я вновь произнесла это слово?
Современна ли эта Соната?
Соната №14 Бетховена производила и производит огромное впечатление на слушателя; так, Берлиоз назвал её «одной из тех любовных поэм, которые не в силах выразить человеческий язык». А какое название сонате дали бы вы?
Подтвердились ли ваши предположения, высказанные в начале урока?
Какой можно сделать вывод?
Слушают и анализируют музыку.
Музыка печальная, скорбная…тяжело было слушать, хотелось, чтобы поскорее закончилась.Мрачные интонации. Медленный темп.
Автора что-то беспокоит, не даёт покоя, и чтобы он ни делал, его преследуют тяжёлые мысли…
Мелодия не может подняться, как будто у человека отняли силы, в нём нет энергии. Мелодия стынет, останавливается, иногда прерывается «вздохами».
Она старая, седая, наверное, композитор был уже стар, или у него случилось какое-то горе, которое он тяжело переживает.
Очень коротко рассказывают об истории создания сонаты ( рассказ может сопровождаться слайдами)
Образ самого Бетховена.
Анализируют прослушанный музыкальный фрагмент.
Музыка светлая, беззаботная, грациозная, танцевального характера. Это женский образ – Джульетты Гвиччарди.
Нет. Это две несовместимости…Они не могли быть счастливы.
Слушают и анализируют музыку . Отвечают на вопросы. Гнев, яростный протест, борьба, несгибаемая воля, исполинское величие.
Бетховен борется не с самим с собой, своими чувствами…Он пытается забыть свою возлюбленную, отпустить Её. Он прощает Джульетту, потому что по-прежнему любит её. Даже посвятил ей Сонату…
Так мог поступить только человек с большим сердцем, душой, человек благородный и великодушный.
Автор раскрывает сложный и противоречивый внутренний мира человека – а это одна из главных тем прошлого и современности.
Тема любви – вечная тема. Она актуальна во все времена…
Предлагают свои названия Сонате № 14 (« Любовь в жизни Бетховена», «История любви», «Великая история любви»)
Рассказывают о том, при каких обстоятельствах соната получила такое название. Демонстрируют свою презентацию (иллюстрации к музыке 1 ч.)
Дискутируют. Делают вывод : ПоэтРельштаб дал такое название Сонате, основываясь лишь на личном впечатлении от музыки её первой части. В целом же Соната № 14 –гениальное произведение, раскрывающее великую историю любви. «Лунный образ» привнесён искусственно. Его не было в замыслах автора. Предположения не подтвердились.
3. Закрепление. Организация деятельности учащихся по применению знаний в новых ситуациях
Учитель организует работу в группах
Задание 1-ой группе: составить синквейн, взяв за основу слово «Лунная» (Соната)
Задание 2-ой группе: составить синквейн к слову «любовь» (расскажите, о какой любви сегодня вы узнали?)
Задание 3-ей группе: составить синквейн к слову «Бетховен»( как раскрывается личность Бетховена в музыке Лунной сонаты)
Анализирует ответы учащихся
Выполняют творческие задания.
Рассказывает, учит, восхищает
Великая история человеческой любви
Возвышает, окрыляет, облагораживает
Самое прекрасное чувство человека
Страдает, борется, побеждает
Великий композитор, искренний собеседник
Дополняют, уточняют, оценивают ответы одноклассников.
4. Итоги урока. Рефлексия. Домашнее задание.
Подводит итог урока. Что нового узнали на уроке? В чем еще остались затруднения?
Оцените работу класса и свою собственную
Даёт качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
Домашнее задание: (на выбор обучающихся)
1)создать презентацию, клип, стих, рисунок – свою версию визуального ряда, под названием «Лунная соната» ( Ваше видение этой музыки);
2) написать сочинение (рассказать о «Лунной сонате» своему другу, близкому человеку)
Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям. Оценивают свою работу на уроке и работу класса.
Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике.
Конспект урока музыки на тему «Что такое музыкальное содержание» (7 класс)
Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 7 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 7 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 4 урока 1 четверти.
Планируемые результаты учебной деятельности
Метапредметные:
— понимание метафоричности художественных произведений разных видов искусства;
— осознание мгновенного отклика человека на великие произведения искусства;
Личностные:
— осознание и умение объяснить силу, бесспорность и очевидность воздействия музыкального произведения на человека;
Предметные:
— умение определить конкретные музыкально-выразительные средства произведения и обобщённо определить содержание, которое передаётся этими средствами, на примере «Лунной» сонаты Л. Бетховена;
— развитие темы бесспорного и очевидного воздействия музыки на человека.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Что такое музыкальное содержание» (7 класс)»
Урок 4. Что такое музыкальное содержание
Планируемые результаты учебной деятельности
— понимание метафоричности художественных произведений разных видов искусства;
— осознание мгновенного отклика человека на великие произведения искусства;
— осознание и умение объяснить силу, бесспорность и очевидность воздействия музыкального произведения на человека;
— умение определить конкретные музыкально-выразительные средства произведения и обобщённо определить содержание, которое передаётся этими средствами, на примере «Лунной» сонаты Л. Бетховена;
— развитие темы бесспорного и очевидного воздействия музыки на человека.
Цели и задачи урока:
Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Форма проведения занятия: Урок-беседа о содержании музыкального произведения на примере черт личности и фрагментов творчества Л. Бетховена.
Живопись: неизвестный автор. «Портрет графини Джульетты Гвиччарди»; К. Хорнеман. «Бетховен в 1803 г.».
Музыка: Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано «Лунная», I часть (№ 4 аудиоприложения). Песенный материал: Л. Бетховен, русский текст Э. Александровой. «Дружба».
Виды деятельности учащихся: Просмотр и обсуждение картин, сравнительный анализ произведений изобразительного искусства и музыкального фрагмента. Анализ нотного примера. Разучивание и пение двух песен. Анализ и сравнение этического содержания текста песен «Быть человеком» и «Дружба». Анализ песни Л. Бетховена «Дружба» с точки зрения строения, формы произведения. Выявление черт канона в песне «Дружба», объяснение этой формы строения с точки зрения содержания песни (канон как признак общности, родства, единства голосов). Выполнение заданий и ответы на вопросы учебника и «Дневника музыкальных размышлений».
Формы педагогического контроля:
Контроль участия в беседе о метафоричности искусства, о силе его воздействия, о подробностях и обобщениях в искусстве. Контроль знания фактов биографии и понимания черт творчества Л. Бетховена. Контроль сравнительного анализа образов изобразительного искусства и музыки. Проверка качества пения. Контроль понимания этического содержания двух песен, выученных на уроке. Проверка ответов на вопросы и выполнения заданий учебника и «Дневника музыкальных размышлений».
Сообщение темы урока. Введение в тему
Тема урока: «Что такое музыкальное содержание».
Безумная любовь моя, Бетховен!
Как от тебя уйти, коль ты во мне?
То я распят тобою на струне,
То ввергнут в ад, то поднят с небом вровень…
Рассказ о Л.В. Бетховене и его музыке
Основы творческой и человеческой «интонации» бетховенской музыки – «через тернии к звёздам»; «через страдания – к радости»: «…Дайте мне хотя бы один день чистой радости».
Ромен Роллан говорил о Бетховене: «Рисуя его, я рисую его племя, наш век, нашу мечту. Нас и нашу спутницу с окровавленными ногами – Радость! Не жирную радость, отъевшуюся у стойла души. Радость испытания, радость труда и борьбы, преодолённого страдания, победы над самим собой…»
Успех сопутствовал ему. Его сочинения приобретали известность. Он был принят в аристократических домах и знаменит.
Казалось, Бетховен мог быть счастлив. Но «судьба стучалась в дверь». Уже несколько лет Бетховен замечал у себя признаки надвигающейся глухоты – страшная беда для музыканта. Приходилось скрывать глухоту от окружающих. Страх потерять способность к творчеству приводил его в отчаянье. Об этом Бетховен поведал своим братьям письмом, известным под названием Гейлигенштадского завещания: «…Я был недалёк от того, чтобы наложить на себя руки. Искусство! Только оно одно и удержало меня. Мне казалось немыслимым покинуть этот мир прежде, чем я не выполню того, к чему я чувствовал себя призванным…»
Но осенью 1801 года жизнь ещё улыбается Бетховену. Он полюбил 18-летнюю графиню Джульетту Гвиччарди, которой в 1801 г. давал уроки музыки. Несмотря на обрушивающиеся несчастья, Бетховен видел в людях лучшее, прощая слабости: музыка укрепляла его доброту. Вероятно, и в Джульетте он какое-то время не замечал легкомыслия, считая её достойной любви, принимая красоту её лица за красоту души.
Композитор был влюблён в юную графиню и хотел на ней жениться.
«Мне стало отраднее жить, – пишет он другу, – я встречаюсь с людьми… эта перемена… её произвело очарование одной милой девушки; она любит меня и я люблю её. Первые счастливые минуты в моей жизни за последние два года». Он дорого заплатил за них. Джульетта неожиданно предала его. Она стала оказывать предпочтение другому человеку и вскоре вышла замуж за графа Галленберга, бездарного композитора, отдав ему предпочтение не только как претенденту на её руку, но и как музыканту!
После измены Джульетты Бетховен уехал в имение своего друга. Он искал одиночества. Три дня он бродил по лесу, не возвращаясь домой. Его нашли в отдалённой чаще, обессилевшим от голода и страданий. Ни одной жалобы никто не услышал.
! Рассмотрите портреты, связанные с жизненным путём немецкого композитора Л. Бетховена и попытайтесь рассказать, каким представляется вам этот человек.
Неизвестный автор. «Портрет графини Джульетты Гвиччарди»
К. Хорнеман. Бетховен в 1803 г.
Жизненное кредо Л. Бетховена:
«Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты».
«Благотворить, где только можешь, превыше всего любить свободу и даже у монастырского престола от истины не отрекаться».
«Музыка должна высекать огонь из души человеческой».
? Близки ли вам бетховенские принципы? Какой из них для вас мог бы стать определяющим в жизни? Почему?
Когда Бетховена нашли совершенно обессиленным в отдалённой чаще, ни одной жалобы никто не услышал. У Бетховена не было потребности в словах. Всё было сказано музыкой «Сонаты вроде фантазии», посвящённой 18-летней Джульетте Гвиччарди и написанной Л. Бетховеном в 1800–1801 гг., фрагмент из которой вам предстоит сейчас прослушать.
Наряду с симфонией фортепианная соната является любимым жанром композитора. Он создал 32 сонаты для фортепиано.
В марте 1802 г. Соната № 14 с посвящением Джульетте была опубликована в Бонне. Бетховен навсегда сохранил миниатюрный портрет возлюбленной.
«Лунной» сонату назвал поэт и музыкальный критик, современник Бетховена Людвиг Рельштаб в 1832 г., уже после смерти автора — он сравнил это произведение с «лунным светом над Фирвальдштетским озером. Видимо, лирическая мечтательность I части ассоциировалась у современников Бетховена с тишиной и таинственностью лунной ночи. Сам же композитор дал сонате подзаголовок «В духе фантазии» (итал. Quasi una fantasia). Бетховен хотел подчеркнуть, что её форма отличается от классической сонатной формы — вопреки традициям, она начинается медленной частью, а быстрая часть перенесена в финал.
«Вслушайтесь в неё не только своим слухом, но и всем своим сердцем! И, может быть, вы услышите в её первой части такую скорбь, какой раньше никогда не слышали, во второй части – такую светлую и в то же время такую печальную улыбку, какой раньше и не замечали; и, наконец, в финале – такое буйное стремление вырваться из оков страданий и печали, о котором можно сказать только словами самого Бетховена: «я схвачу свою судьбу за горло. Ей не удастся согнуть меня! О! Как было бы прекрасно прожить тысячу жизней!»
3. Содержание Сонаты №14 Л. Бетховена. Слушание и анализ музыки
Совсем нежалкими предстают в искусстве такие вечные источники страданий, как одиночество или неразделённая любовь, напротив: они исполнены своеобразного величия, ведь именно они раскрывают подлинное достоинство души. Бетховен, отвергнутый Джульеттой Гвиччарди, пишет «Лунную» сонату, даже сумраком своим озаряющую вершины мирового музыкального искусства.
Богатство вместе с властью вольно бродят,
Вступая в океан добра и зла,
Когда они из наших рук уходят;
Любовь же пусть неправильной была, –
Бессмертная, в бессмертии пребудет,
Всё превзойдёт, что было или будет.
П.Б. Шелли. Любовь бессмертная
Первая часть «Лунной сонаты» выражает состояние лирической сосредоточенности, скорбных, нерадостных дум.
Подробнее о «Лунной» сонате мы можем узнать из книги «Великие музыканты Западной Европы» (сост. В.Б. Григорович):
Adagio занимает первое место. Как нововведение, единственное в своём роде, «Лунная» начинается монологом без слов, исповедью, правдивой и потрясающей, подобную которой редко можно встретить в музыке. И вся соната… сохраняет этот характер музыкального слова, одноголосной выразительности, прямой, едва прикрытой, чистой страсти.
В своей рапсодической форме, свободно произносимой, знаменитое adagio из «Лунной», двойное пение которого развёртывает свою усталость на тусклом однообразии сопровождения, — представляет собой ткань без швов, чётко окутывающую прекрасные линии мысли, простые и правдивые.
— Каков характер музыки, на ваш взгляд, – мужественный, женственный, юношеский или детский?
— Печальный характер глубокого, серьёзного, неспешного раздумья. Музыка написана в минорном ладу, медленном темпе, тихой динамике, среднем и низком регистре.
— Слушая 1-ю часть сонаты, обратили ли вы внимание на три элемента её музыкальной речи: сосредоточенно-скорбную мелодию верхнего голоса, равномерно струящийся аккомпанемент триолей в среднем голосе и глубокие мрачные аккорды басов? Который из элементов в восприятии поэта стал главным и способствовал появлению воспоминаний о лунном свете?
— Сколько образов в этой музыке?
— Один, в котором явно слышно развитие чувства: в начале скорбная мелодия с ритмическими интонациями траурного марша; в среднем разделе эти интонации уступают место безостановочному волнообразному движению триолями на фоне глубоких басов, которые постепенно разрастаются, поднимаясь в регистре и в силе звучности, достигают кульминации, словно хотят разорвать тягостную скорбную цель; возвращение в третьем разделе скорбной мелодии, и короткая кода с траурным ритмом в басу утверждают чувство безысходности.
— Совершенно верно, один музыкальный образ занимает собой всю часть. Он изложен в прелюдийной импровизационной манере.
— А как вы понимаете слова Ф. Достоевского «Многое меняется, сердце остаётся одно». Согласны ли вы с этим?
4. Работа над нотным примером
В нотном примере учебника ученики отмечают музыкально-выразительные средства, создающие печальный характер глубокого, серьёзного, неспешного раздумья. Музыка написана в минорном ладу, медленном темпе, тихой динамике, среднем и низком регистре. Фактура состоит из трёх слоёв: скупая строгая мелодия, равномерно колышащийся аккомпанемент и глубокие басы.
5. Вокально-хоровая работа
Разучивание песни Л. Бетховена «Дружба»
Обратите внимание на разнообразие, многосторонность и неисчерпаемость творчества композитора: он является автором как величественных симфоний, масштабных фортепианных сонат, так и миниатюр, в частности песенного жанра.
Мелодия песни «Дружба» выучивается сначала одноголосно, с последующим исполнением в виде канона.
Повторение песни В. Мигули «Быть человеком»
«Сердце – вот истинный рычаг всего великого», – говорил Бетховен. И друзья отмечали удивительное сочетание его доброты, необычайного детского нрава и могучей, упрямой воли. Никакой император, никакой король не обладал таким сознанием своей силы, как отрезанный от людей стеной глухоты великий композитор.
Слушая «Лунную» сонату Бетховена, мы можем представить картину лунной ночи: не просто одной какой-то ночи в конкретной местности, с конкретным пейзажем, а именно духа лунной ночи с её таинственными шорохами и ароматами, с бескрайним звёздным небом – необозримым, загадочным.
Однако исчерпывается ли содержание этого произведения только пейзажными ассоциациями?
Ведь слушая эту сонату, мы можем представить и тоскливую муку неразделённой любви, разлуку и одиночество, всю горечь человеческой печали.
И все эти такие разные представления не будут противоречить характеру бетховенской сонаты, её сосредоточенно-созерцательному настроению.
Ибо она повествует нам о печали – не просто печали лунной ночи, но всей печали мира, всех его слезах, страданиях и тоске. И всё, что способно вызвать эти страдания, может стать объяснением содержания сонаты, в которой каждый угадывает свой собственный душевный опыт.
Точно так же и радостная музыка открывает нам все радости мира, всё, от чего люди смеются и веселятся.
Мы видим, что музыка обладает свойством обобщать все похожие явления мира, что, выражая в звуках какое-либо состояние, она всегда даёт неизмеримо больше, чем может вместить опыт души одного человека.
Вывод: «… Если кто-то проживёт всю жизнь, так и не познав всей красоты и богатства музыки Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Мусоргского не станут от этого меньше ни Бах, ни Моцарт, ни Бетховен, ни Шопен, ни Чайковский, ни Мусоргский. Они останутся такими же великими и могучими. А вот тот, кто пройдёт мимо них и не прикоснётся к их искусству, потеряет много, очень много». Д.Кабалевский.
7. Домашнее задание
Подготовить доклад о жизненном пути Л. Бетховена или его творчестве.