Укажите с чем было связано возникновение менеджмента как науки
Вопрос 33 С чем связано возникновение менеджмента в человеческом обществе?
Вопрос 33 С чем связано возникновение менеджмента в человеческом обществе?
Ответ
Исторически функции менеджмента возникают при выполнении совместной деятельности. В первобытном племени, которое представляло собой социальную систему, многие виды деятельности (охота, война и т. п.) нуждались в упорядочивании для достижения результата. В доисторическую эпоху функции такого упорядочивания выполнял, как правило, вождь племени.
Древние государства нуждались в менеджменте на государственном и региональном уровнях (государственный и муниципальный менеджмент). Организация совместных усилий в масштабах государства позволяла добиваться значительных успехов в строительстве культовых и ирригационных сооружений, инфраструктуры. В производстве, основанном на рабском труде, существовал менеджмент, основанный на неэкономическом привлечении к труду, т. е. на принуждении.
В Средние века в сельском хозяйстве менеджмент сводился к выполнению функций управляющего барской усадьбой или хозяйством феодала. Крепостной крестьянин не нуждался в менеджере, когда он обрабатывал свой личный надел земли и выполнял работы в своем личном хозяйстве. Но если он работал на барина, т. е. по принуждению, то менеджмент становился необходимостью и фигура управляющего или приказчика приобретала важность с позиций эффективности труда.
В средневековых городах ремесленник (свободный горожанин) в менеджере не нуждался, хотя имела место цеховая система производства (гильдии мастеров), которая задавала условия для эффективной деятельности, выполняя отчасти функцию контроля качества и регулирования.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Вопрос 3 Что является основной целью менеджмента?
Вопрос 3 Что является основной целью менеджмента? Ответ Основная цель менеджмента как области практической деятельности заключается в том, чтобы обеспечить гармоничное развитие управляемого объекта. Это означает, что все элементы объекта управления должны
Вопрос 5 Что относится к основным категориям менеджмента?
Вопрос 5 Что относится к основным категориям менеджмента? Ответ Категория определяется как высшее родовое понятие, обозначающее какой-нибудь наиболее общий, отвлеченный разряд явлений, предметов или их признаков. Выделяя в определенной области объективной реальности
Вопрос 6 Что такое объекты менеджмента?
Вопрос 6 Что такое объекты менеджмента? Ответ Объектом менеджмента следует признать все, в отношении чего осуществляется менеджмент. Объекты менеджмента достаточно разнообразны. К ним относятся, например, функциональные области:
Вопрос 7 Что такое субъекты менеджмента?
Вопрос 7 Что такое субъекты менеджмента? Ответ Субъектами менеджмента следует признать всех, кто осуществляет управление социальными объектами, т. е. менеджеров.Менеджер – это лицо, занимающее постоянную должность, наделенное полномочиями и обладающее
Вопрос 8 Что такое виды менеджмента?
Вопрос 8 Что такое виды менеджмента? Ответ Менеджмент как деятельность можно структурировать, например, по признаку объекта менеджмента. По этому признаку менеджмент бывает общим (генеральным) и специальным (функциональным).Генеральный менеджмент (переводится как
Вопрос 9 Что такое функции менеджмента?
Вопрос 9 Что такое функции менеджмента? Ответ Этот вопрос в настоящее время не имеет однозначного ответа, особенно по составу этих функций. Проблемой определения функций как таковых и их оптимального состава заняты в основном отечественные исследователи. Классические
Вопрос 10 Что такое методы менеджмента?
Вопрос 10 Что такое методы менеджмента? Ответ Методы менеджмента – это правила и процедуры, следование которым и выполнение которых позволяет менеджеру добиваться основной цели менеджмента: обеспечения гармоничного развития управляемого объекта.Это означает, что все
Вопрос 11 Что такое принципы менеджмента?
Вопрос 11 Что такое принципы менеджмента? Ответ Принципы менеджмента – это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие объекта управления.Количество и состав принципов менеджмента интересует в основном
Вопрос 31 Что такое этика менеджмента?
Вопрос 31 Что такое этика менеджмента? Ответ Этику можно определить как совокупность моральных принципов и правил, управляющих поведением человека или группы людей. Этика определяет положительные и отрицательные оценки их действий.Этика менеджмента связана с
Вопрос 32 Что такое социальная ответственность менеджмента?
Вопрос 32 Что такое социальная ответственность менеджмента? Ответ Это обязанность менеджмента принимать решения и выполнять действия, которые увеличивают уровень благосостояния организации, не нарушая интересов общества.В деятельности организации заинтересованы
Вопрос 34 С чем связано возникновение производственного менеджмента?
Вопрос 34 С чем связано возникновение производственного менеджмента? Ответ Производственный менеджмент, или менеджмент организации, оформляется как сфера практической деятельности в эпоху мануфактуры, т. е. еще до промышленного переворота XVIII в. Как известно,
Вопрос 47 Что нового внес в науку менеджмента у. оучи?
Вопрос 47 Что нового внес в науку менеджмента у. оучи? Ответ Экономист Уильям Оучи (американец японского происхождения) исследовал феномен японского менеджмента (70-е гг. XX в.). Успех японских компаний он объясняет почти полным включением работника в производственную
Вопрос 54 Что такое функция менеджмента?
Вопрос 54 Что такое функция менеджмента? Ответ Функция менеджмента представляет собой действие, обеспечивающее выполнение специфического вида управленческой деятельности.Функции характеризуют общие задачи и направления управленческих работ. Состав и содержание этих
Вопрос 55 Для чего необходимо выделение функций менеджмента?
Вопрос 55 Для чего необходимо выделение функций менеджмента? Ответ Выделение функций менеджмента позволяет регламентировать правила и процедуры выполнения задач и видов управленческой деятельности. Выделение функций менеджмента позволяет разрабатывать
Вопрос 56 Какие функции менеджмента бывают?
Вопрос 56 Какие функции менеджмента бывают? Ответ Состав функций менеджмента различается по различным научным школам.Как известно, впервые функции менеджмента выделил А. Файоль и, согласно его концепции, к функциям управления
Вопрос 151 Как повысить эффективность менеджмента?
Вопрос 151 Как повысить эффективность менеджмента? Ответ Повышение эффективности менеджмента характеризуется повышением эффективности управляемого объекта. Повышение эффективности менеджмента само по себе не является самоцелью, а выступает как результат повышения
Вопрос 34 С чем связано возникновение производственного менеджмента?
Вопрос 34 С чем связано возникновение производственного менеджмента?
Ответ
Производственный менеджмент, или менеджмент организации, оформляется как сфера практической деятельности в эпоху мануфактуры, т. е. еще до промышленного переворота XVIII в. Как известно, мануфактура основывалась на ручном труде, но элементы научного менеджмента уже были.
В конце XVIII в. А. Смит на примере мануфактуры по производству булавок убедительно показал, что разделение труда и специализация работников на выполнении определенных операций производственного процесса позволяют повысить производительность труда в десятки раз.
В период становления и развития капитализма как социально-технологической системы, основанной на машинном производстве, возникает острая необходимость в производственном менеджменте, поскольку производство приобретает регулярный характер (серийное, крупносерийное и массовое производство).
Машинное производство способствовало высвобождению работников, которые протестовали против внедрения машин (движение луддитов начала XIX в.).
Машинное производство ужесточало требования к работнику, требовало совершенства рабочих движений, внимания, сосредоточенности. Труд становился монотонным, а работник – придатком машины.
Такой труд приносил мало удовлетворения и формировал протестное поведение со стороны рабочих.
Для компенсации монотонности труда и неудовлетворенности трудом наиболее «продвинутые» предприниматели старались улучшить социальные условия. В начале XIX в. шотландский предприниматель Роберт Оуэн много усилий посвятил разработке проблемы достижения целей организации с помощью других людей, т. е. занимался менеджментом в современном понимании этого слова. Он улучшал условия труда рабочих своей фабрики, развивал системы стимулирования достижений в труде.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Вопрос 3 Что является основной целью менеджмента?
Вопрос 3 Что является основной целью менеджмента? Ответ Основная цель менеджмента как области практической деятельности заключается в том, чтобы обеспечить гармоничное развитие управляемого объекта. Это означает, что все элементы объекта управления должны
Вопрос 5 Что относится к основным категориям менеджмента?
Вопрос 5 Что относится к основным категориям менеджмента? Ответ Категория определяется как высшее родовое понятие, обозначающее какой-нибудь наиболее общий, отвлеченный разряд явлений, предметов или их признаков. Выделяя в определенной области объективной реальности
Вопрос 6 Что такое объекты менеджмента?
Вопрос 6 Что такое объекты менеджмента? Ответ Объектом менеджмента следует признать все, в отношении чего осуществляется менеджмент. Объекты менеджмента достаточно разнообразны. К ним относятся, например, функциональные области:
Вопрос 7 Что такое субъекты менеджмента?
Вопрос 7 Что такое субъекты менеджмента? Ответ Субъектами менеджмента следует признать всех, кто осуществляет управление социальными объектами, т. е. менеджеров.Менеджер – это лицо, занимающее постоянную должность, наделенное полномочиями и обладающее
Вопрос 8 Что такое виды менеджмента?
Вопрос 8 Что такое виды менеджмента? Ответ Менеджмент как деятельность можно структурировать, например, по признаку объекта менеджмента. По этому признаку менеджмент бывает общим (генеральным) и специальным (функциональным).Генеральный менеджмент (переводится как
Вопрос 9 Что такое функции менеджмента?
Вопрос 9 Что такое функции менеджмента? Ответ Этот вопрос в настоящее время не имеет однозначного ответа, особенно по составу этих функций. Проблемой определения функций как таковых и их оптимального состава заняты в основном отечественные исследователи. Классические
Вопрос 10 Что такое методы менеджмента?
Вопрос 10 Что такое методы менеджмента? Ответ Методы менеджмента – это правила и процедуры, следование которым и выполнение которых позволяет менеджеру добиваться основной цели менеджмента: обеспечения гармоничного развития управляемого объекта.Это означает, что все
Вопрос 11 Что такое принципы менеджмента?
Вопрос 11 Что такое принципы менеджмента? Ответ Принципы менеджмента – это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие объекта управления.Количество и состав принципов менеджмента интересует в основном
Вопрос 31 Что такое этика менеджмента?
Вопрос 31 Что такое этика менеджмента? Ответ Этику можно определить как совокупность моральных принципов и правил, управляющих поведением человека или группы людей. Этика определяет положительные и отрицательные оценки их действий.Этика менеджмента связана с
Вопрос 32 Что такое социальная ответственность менеджмента?
Вопрос 32 Что такое социальная ответственность менеджмента? Ответ Это обязанность менеджмента принимать решения и выполнять действия, которые увеличивают уровень благосостояния организации, не нарушая интересов общества.В деятельности организации заинтересованы
Вопрос 33 С чем связано возникновение менеджмента в человеческом обществе?
Вопрос 33 С чем связано возникновение менеджмента в человеческом обществе? Ответ Исторически функции менеджмента возникают при выполнении совместной деятельности. В первобытном племени, которое представляло собой социальную систему, многие виды деятельности (охота,
Вопрос 54 Что такое функция менеджмента?
Вопрос 54 Что такое функция менеджмента? Ответ Функция менеджмента представляет собой действие, обеспечивающее выполнение специфического вида управленческой деятельности.Функции характеризуют общие задачи и направления управленческих работ. Состав и содержание этих
Вопрос 56 Какие функции менеджмента бывают?
Вопрос 56 Какие функции менеджмента бывают? Ответ Состав функций менеджмента различается по различным научным школам.Как известно, впервые функции менеджмента выделил А. Файоль и, согласно его концепции, к функциям управления
Вопрос 57 Какие функции менеджмента относятся к общим?
Вопрос 57 Какие функции менеджмента относятся к общим? Ответ Общие функции менеджмента отражают содержание основных стадий процесса управления на всех иерархических уровнях и по всем объектам управления.К общим функциям менеджмента относятся следующие:• формирование
Вопрос 67 Что представляет собой планирование как функция менеджмента?
Вопрос 67 Что представляет собой планирование как функция менеджмента? Ответ Для реализации целей используется функция планирования. Цели и планы соотносятся примерно так же, как пункт назначения и маршрут, по которому к нему можно двигаться. Планирование можно
Вопрос 151 Как повысить эффективность менеджмента?
Вопрос 151 Как повысить эффективность менеджмента? Ответ Повышение эффективности менеджмента характеризуется повышением эффективности управляемого объекта. Повышение эффективности менеджмента само по себе не является самоцелью, а выступает как результат повышения
Реферат история менеджмента как науки
История менеджмента как наукиСодержание
Исторические предпосылки к изучению менеджмента 4
Возникновение и развитие менеджмента 6
Список использованной литературы 11
Любая наука опирается на исторический опыт. Изучение истории позволяет избежать в будущем противоречий и ошибок, встречавшихся на ранних этапах развития. Наука управления в этом отношении ничем не отличается от других наук. Она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Следует отметить, что управление возникло с появлением людьми, с образованием человеческого общества. Оно в самостоятельный вид деятельности выделилось в процессе развития и кооперации труда, тем самым удовлетворив необходимость организации, координации и согласования деятельности людей в общественном производстве.
Цель реферата рассмотреть этапы развития теории и практики менеджмента. Основные задачи:
ознакомиться с теоретическими и практическими знаниями, накопленными человечеством в процессе эволюции;
раскрыть сущности каждой из школ управления и их основных принципов;
проследить влияния принципов теорий управления на развитие промышленных и общественных отношений.
Исторические предпосылки к изучению менеджмента
Добиться успеха без управления тяжело любому предприятию. Управление как вид деятельности и, тем более, как наука, появилось не сразу. Невозможно точно определить время возникновения первых элементов управления, их история уходит своими корнями вглубь веков. Но следует учесть, что, необходимость в управлении появилась тогда, когда люди, выполняющие работу, не в состоянии были самостоятельно координировать свои действия, в связи с отсутствием знаний и опыта.
Религиозно-коммерческий. Его связывают с шумерской и египетской цивилизацией (примерно 3000 г. до н.э.). Древние письменные документы подтверждают нам эффективность управления и управленческих идей в древности. На определенном этапе жрецы отказались приносить кровавые жертвы богам, а стали взимать дань продуктами, которые накапливались, обменивались и пускались в дело. Стали осуществляться первые коммерческие операции при помощи посредников. Так появилась потребность контролировать сбор, накопление и реализацию огромного количества имущества. Для записи использовались счета и документальная отчетность.
В этот же период времени происходит отмирание собирательного типа жизнеобеспечения (охота, рыболовство, сбор природных плодов) и переход к производству продуктов питания (земледелию, животноводству), что явилось импульсом в развитии хозяйственного управления.
Производственно-строительный. В Вавилоне царь Навуходоносор XI (605-562 гг. до н.э.) значительно усовершенствовал труд на текстильных фабриках и зернохранилищах. С текстильных фабрик того времени к нам пришли примеры выплаты прогрессивной заработной платы и цветного кодирования при контроле продукции. Цветными ярлыками ежедневно помечались поступающие партии сырья, что позволяло определить, как долго товар находится в производстве.
Минусами всех этих периодов было отсутствие необходимых элементов деловой активности: отсутствовали или сводились к минимуму возможности изменить индивидуальное положение посредством индивидуальных усилий; невысоко оценивались индивидуальные успехи в материальных делах. Работа и обязанности распределялись соответственно талантам работников и их положению в обществе. Однако, по сравнению с другими периодами истории управления, это время было достаточно спокойным. Может быть, поэтому периодически реформисты и оппозиционеры хотят возврата к коллективной, неконкурентной экономике прошлого. Такие требования выглядят бессмысленными в свете экспериментов в общественной жизни, которые были испробованы и отвергнуты.
Возникновение и эволюция менеджмента
Период от последних дней Средневековья до появления американской системы частного предпринимательства называется эпохой Протестантского капитализма и меркантилизма (торгового капитализма). Это четвёртый этап управления, который выявил закономерность: если укрупняется бизнес, то и рынок должен расширяться. Это простое утверждение открыло путь многим преобразованиям.
Торговый капитализм длился в течение почти шести веков. Это несовершенная система, работающая хорошо только для своего времени. Она принесла огромный вклад в исследования и эксперименты, которые в конечном итоге повлияли на окружающий мир. Джеймс Уатт повертел в руках чайник для заварки и открыл паровой двигатель. Уголь после этого был признан доступным источником энергии.
Однако одно открытие затмило все другие по своей важности для истории управления. Оно называлось «свободой получения прибыли» и получило крещение в 1766 г. в США или, как тогда говорили, в Новом Свете. Новая нация созрела для развития новой деловой личности. В это время создаются условия для развития тяжелой промышленности, хотя первичное развитие получила легкая промышленность, производящая предметы личного потребления: ткань, обувь, одежда и предметы быта. Промышленниками стало ясно, что, просто увеличив численность рабочих нельзя решить вопрос повышения эффективности производства. А ведь производительность в широком масштабе стала необходимостью. На одном предприятии объединялись тысячи рабочих, управлять которыми необходимо по-новому, необходима иная организация, углублённое внутрипроизводственное разделение труда. Появилась потребность в управляющих-менеджерах, которые могли бы объединить различные виды деятельности в единую организационную структуру. Так зародился менеджмент. Развитие разделения и специализации труда, увеличение масштабов производства и насыщение рынков привело к тому, что менеджмент выделяется в научную дисциплину, которая носит локальный характер и трактуется как организация производства и труда.
В свою очередь внедрение новых технологий требует инвестиций. Скорость оборота капитала в промышленности в несколько раз ниже скорости его оборотов в торговле или в мелком бизнесе, поэтому инвестиции промышленности носили высокорисковый характер. Кроме того, практика показывала, что приобретение нового оборудования и автоматизация производства не всегда давали ожидаемый результат. Поэтому не каждый инвестор был готов предоставить свой капитал на развитие предприятий. С другой стороны, развитие производства способствует развитию торговли, а значит, инвестиции производств дают более высокие доходы. Следовательно, существует точка пересечения экономических интересов инвесторов и промышленных капиталов. Этой точкой стало использование акционерного капитала. Инвесторы, вкладывая деньги в производство, становятся совладельцами, акционерами. Постепенно происходит отделение собственника от прямого участия во всех аспектах хозяйственной деятельности предприятий.
рабочий день начинается в 5.30 утра;
опоздавший на 10 минут рабочий не пускался на фабрику до перерыва на обед и лишался части дневного заработка;
делать перерывы, есть или пить можно было лишь с разрешения управляющего и по его распоряжению;
были введены правила найма на работу и увольнения, по которому рабочий не мог в одностороннем порядке расторгнуть договор о найме.
Умелое использование машин и оборудования, координация работы, введение строгой дисциплины дало положительные результаты. Производительность труда значительно повысилась. Но каково было рабочим? Рабочий день продолжительностью в 14 часов, тяжелые условия труда, штрафы за любую провинность побуждали рабочих к организованному сопротивлению новым методам управления.
Однако существует пример более лояльного отношения к рабочим. Для своего времени это была утопия, которая смогла быть полезной лишь через многие десятки лет. Автором их был Р. Оуэн (1771-1858). Это предприниматель, управляющий крупным текстильным предприятием в Шотландии. Он ввел сокращенный рабочий день, организовал для детей рабочих ясли и образцовую школу, выдвинул идею трудовой коммуны. Но всё это было обречено на провал. Его начинания не выдержали натиска конкурентов.
По объективным причинам Россия того времени не являлась опасным конкурентом для промышленности Запада. Россия привлекала ведущих европейских стран главным образом дешевым сырьем (лес, пушнина, уголь, деготь, зерно, хлопок, кожевенное сырье), которое охотно вывозилось на западные рынки. В России ученые и инженеры, передовые деятели понимали необходимость развития отечественной промышленности и освобождения от крепостничества. Иначе страна будет в вечной зависимости и останется лишь сырьевым придатком высокоразвитых государств. В 1861 году было отменено крепостное право, появился рынок наемной рабочей силы.
Огромное внимание уделялось производственному обучению, поиску эффективных способов и приемов работы, лучшей организации рабочих мест. Управление предприятиями требовало научного подхода, новых взглядов и свежих идей в области повышения производительности труда и его интенсивности. Повысить интенсивность труда не удавалось, так как сложившаяся система управления, жесткая дисциплина и высокая степень напряженности привели к протесту рабочих, стачкам и забастовкам, перерастающим в политические выступления. Выход из этого положения был найден.
В 1880 году образуется общество инженеров-механиков: Г. Таун, Ф. Хелси, Л. Брендис, Ф.Тейлор. Оно доказывает и признаёт менеджмент как науку. В университетах открываются новые специализации менеджмента, начинается пятый управленческий этап, который включает в себя развитие менеджмента по школам:
Становление менеджмента как науки
Вы будете перенаправлены на Автор24
Возникновение и развитие менеджмента
Менеджмент – это отдельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение поставленных целей посредством рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов и методов научного управления.
Вопрос о времени трансформации управленческой деятельности из косвенного проявления власти в самостоятельное направление является дискуссионным в среде исследователей истории менеджмента.
Концепция Р. Ходжеттса рассматривает становление менеджмента как вида профессиональной деятельности вследствие трех управленческих революций, которые произошли в древности. Охарактеризуем эти революции:
Если говорить не о практике менеджмента, а о его теоретическом фундаменте, то в его формировании активное участие принимали античные философы:
Современный менеджмент как наука – это синтез разнообразных теоретических разработок, включая осмысление выводов их многолетней практической деятельности и эмпирического опыта. Он интенсивно развивается.
Готовые работы на аналогичную тему
Современные исследователи при рассмотрении менеджмента как науки воспринимают его в качестве механизма:
Современный менеджмент характеризуется многокомпонентной структурой, что дает основание рассматривать его как систему менеджмента.
Становление научного менеджмента в России
В России вопросы управления получили пристальное внимание в XVI веке, когда бурно ликвидировалась феодальная раздробленность и рынки объединялись в единый национальный рынок. Однако на этом этапе было рано говорить о научном подходе.
Научное отношение к вопросам организации труда и управлению стали появляться на рубеже XIX-XX веков. В то время как в США набирал популярность тейлоризм, файолизм и фордизм, в России научные основы менеджмента разрабатывались в рамках концепции научной организации труда (НОТ).
После прихода большевиков к власти Ленин заявлял, что без высокой культуры и производительности труда невозможно построить социализм, поэтому необходимо внедрять тейлоризм. Ленин призывал к изучению, преподаванию и распространению тейлоризма. В 1920-х был создан Центральный институт труда. В 1921 и 1924 годах были проведены две крупные конференции по научной организации труда.
На первой конференции было сформулировано определение научной организации труда.
Под научной организацией труда надлежит понимать организацию, основанную на тщательном изучении производственного процесса со всеми сопровождающими его условиями и факторами.
В качестве главного метода при этом рассматривается измерение затрат ресурсов (времени, сырья и материалов, механической работы), а также последующий анализ собранных данных и синтез, в ходе которого формируется наиболее выгодный производственный план.
На второй конференции определили основные задачи в области научной организации труда.
Во второй половине 1920-х, по мере сворачивания НЭПа, преобладающим стало государственное управление. В период Великой Отечественной войны государство осуществляло непосредственное управление заводами и фабриками. Эта политика продолжилась и после окончания войны, поскольку государственная собственность на землю и средства производства преобладала.
Многообразие форм собственности стало формироваться лишь в конце 1980-х. Поэтому российский научный менеджмент – наука молодая. В первые годы своих разработок было мало, доминировали переводные труды западных исследователей, многие положения которых оказались слабо применимы к российской действительности. Лишь в последние годы сформировалась российская школа менеджмента. Во многих российских вузах ведется обучение по этой специальности бакалавров и магистров, а также подготовка кандидатов и докторов наук.
Свобода экономической деятельности открывает новые возможности для совершенствования менеджмента организации (предприятия). Однако в России эффективность управления организацией зависит в значительной степени от внешних факторов и прежде всего государственного менеджмента