Укажите предложение в котором есть просторечное слово казалось бы что за беда
Итоговая контрольная работа по русскому языку в 10 классе по теме «Лексика. Фразеология»
Контрольная работа по разделу «Лексика. Фразеология» в 10 классе
1. Какое из перечисленных слов имеет значение «стремление к практически неоправданной организации чего-нибудь в очень крупных размерах»?
2. В каком значении употреблено в предложении слово СЛАБЫЙ?
Увы, ваш реферат очень слабый.
3. Какая пара слов не является антонимами?
2) выкинуть, принести
4. Какая пара слов является синонимами?
1) гуманист — конформист
2) чахнуть — колебаться
3) бездонный — глубокий
4) обезличить — замаскировать
5. Какая пара слов не является антонимами?
1) жадность, бескорыстие
2) первый, окончательный
3) выбившийся, освободившийся
4) частично, полностью
6. Каково лексическое значение устаревшего слова ОКОЛИЧНОСТИ?
1) косвенные намеки, скрывающие суть дела
2) специальная охрана царя в XIV—XVIII вв.
3) публичные жалобы арестованных или сидящих в тюрьме
4) близкий круг одноклассников, однокурсников, сослуживцев
7. Какой из синонимов слова УКРАСТЬ имеет стилистическую окраску просторечия?
8. В каком предложении фразеологизм употреблен правильно?
1) Жизнь входит в нормальную колею.
2) Эта статья до глубины души меня удивила.
3) Как и все медсестры, она дневала и ночевала в госпитале.
4) Мастер взял себе львиную часть заработанного.
9. Отметьте слова, толкование которых дано неправильно.
1) Абажур — настенный светильник.
2) Менталитет — склад ума; мироощущение, мировосприятие.
3) Коммюнике — официальное сообщение после встречи представителей двух или более стран.
4) Фолиант — подборка наиболее представительных сочинений (чаще стихотворных) разных авторов.
Практикум по теме «Стилистически ограниченная лексика»
1. Какое слово относится к лексике ограниченного употребления?
1) бежать
2) четыреста
3) гипотенуза
4) время
2. Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной лексике?
1) клевый
2) классный
3) крутой
4) отличный
3. Какое слово не относится к книжной лексике?
1) абсолютно
2) конференция
3) учитель
4) перпендикуляр
4. Какое из слов является разговорным?
1) планетарий
2) начертать
3) картошка
4) усыновитель
5. Какое из слов является просторечным?
1) голова
2) глава
3) головушка
4) башка
6. Укажите предложение, в котором есть просторечное слово.
1) Казалось бы, что за беда?
2) А те, что вытиснены, враньё.
3) Плавали, знаем, успели распробовать.
4) А есть книги, без которых жить трудно.
7. Укажите предложения, в котором есть разговорное слово.
1) (15)Мелочь, казалось бы, но я никак не могу её позабыть.
2) (36)Ломался, как дурак, говорил какие-то плоские слова.
3) (38)А потом, когда я уже спустился в метро, у меня вдруг как будто сердце оборвалось.
4) (43)Когда я заскочил в вагон, проводница уже никого не впускала.
8. Соотнесите термины и определения (например, 1-А, 2-В и т.д.)
1) Лексическая единица, которая включает в себя элемент оценки.
2) Лексика, связанная с книжными стилями речи, употребляющаяся в научной литературе, публицистических произведениях, официально-деловых документах и т. п.
3) Лексика на грани или за пределами строго нормированной лексической литературной речи, отличающаяся большей стилистической сниженностью.
4) Специальное понятие, искусственный знак, используемый в той или иной области знаний, мышления, практической деятельности.
5) Слова, использующиеся при неформальном стиле общения.
т
А) Разговорные слова
Б) Термин
В) Эмоционально-оценочное слово
Г) Книжная лексика
Д) Просторечные слова
Решите тесты
1. Какое слово относится к лексике ограниченного употребления?
1) бежать 2) четыреста 3) гипотенуза 4) время
2. Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной лексике?
1)клевый 2) классный 3) крутой 4) отличный
3. Какое слово не относится к книжной лексике?
1) абсолютно 2) конференция 3) учитель 4) перпендикуляр
4. Какое из слов является разговорным?
1) планетарий 2) начертать 3) картошка 4) усыновитель
5. Какое из слов является просторечным?
а) голова 2) глава 3) головушка 4) башка
6. Укажите предложение, в котором есть просторечное слово.
1) Казалось бы, что за беда? 2) А те, что вытиснены, враньё.
3) Плавали, знаем, успели распробовать. 4) А есть книги, без которых жить трудно.
7*. Укажите предложения, в котором есть просторечные слова.
1) Придёшь домой, берёшь газету, глядь — на первой странице сообщение «Кур$ валют».
2) Модная певица и производители автосигнализаций, вернее — их агенты по рекламе, используют латинские буквы в формировании и раскрутке образа чаще всего в погоне за оригинальностью.
3) Варианты Zемфира (равно как и ГЛЮКOZA) И «Аllигатор» есть выпендрёж и ненужное искажение письменной формы.
4) Применяя иностранные слова, не стоило заниматься порчей языка.
8. Укажите предложение, в котором есть эмоционально-оценочные слова.
1) Почему-то многие современные эстрадные «звёзды» с особенным удовольствием говорят о том, как плохо они учились в школе.
2) Можно по-разному относиться к подобным откровениям наших «звёзд»: одних эти рассказы об озорном детстве приводят в умиление, другие начинают ворчливо сетовать на то, что сегодня путь на сцену открыт только бездарям и невеждам.
3) У них возникает стойкое убеждение, что наиболее короткий путь к известности пролегает через детскую комнату милиции.
4) Что осталось в душе тех, кто слушал артиста?
9. Укажите предложение, в котором есть термин.
1) И этот шум никак не соотносится с достигаемым благодаря ему результатом.
2) Грохот трамваев, треск и шипение фабрик, рёв мотоциклов, визг тормозящих автомобилей, хлопанье кнута, отбивание косы, резкие звуки мусорных машин и, ах, так часто. рёв радио — это шум, докучливый шум, так ничтожно мало значащий в духовном смысле.
3) Говоря языком современной психологии, он прививает человеку «экстравертную установку», ничем не возмещая ему это.
4) Шум, так сказать, «ослепляет» восприятие, и человек становится духовно «глух».
10.В каком слове напишете О:
1) отл…жить 2) изл…гать 3) предл…гать
11.В каком слове напишете А:
1) изл…жение 2) предл…жение 3) прил…гать
12.В каком слове напишете А:
1) сл..жить 2) сл…гать 3) зал…жить
13.В каком слове напишете О:
1) распол…житься 2) распол…гаться 3) сл…гаемое
14.В каком ряду во всех словах напишете А:
1) отл…жить, пол…жить 2) распол…гаться, зал…жить 3) прил…гать, изл…гать
15.Укажите номер предложения, в котором напишете А:
1) Л…жился на поля туман. 2) Недалеко от школы распол…гался парк.
ЕГЭ. Задание 24. Тест по теме «Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления»
Тест по теме «Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления».
Просмотр содержимого документа
«Тест по теме»
Тест по теме «Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления»
1. Какое слово относится к лексике ограниченного употребления?
1) бежать
2) четыреста
3) гипотенуза
4) время
2. Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной лексике?
1)клевый
2) классный
3) крутой
4) отличный
3. Какое слово не относится к книжной лексике?
1) абсолютно
2) конференция
3) учитель
4) перпендикуляр
4. Какое из слов является разговорным?
1) планетарий
2) начертать
3) картошка
4) усыновитель
5. Какое из слов является просторечным?
а) голова
2) глава
3) головушка
4) башка
6. Укажите предложение, в котором есть просторечное слово.
1) (27)Казалось бы, что за беда?
2) (24)А те, что вытиснены, враньё.
3) (25)Плавали, знаем, успели распробовать.
4) (33)А есть книги, без которых жить трудно.
7. Укажите предложения, в котором есть просторечные слова.
1) (4)Придёшь домой, берёшь газету, глядь — на первой странице сообщение «Кур$ валют».
2) (13)Модная певица и производители автосигнализаций, вернее — их агенты по рекламе, используют латинские буквы в формировании и раскрутке образа чаще всего в погоне за оригинальностью.
3) (18)Варианты Zемфира (равно как и ГЛЮКOZA) И «Аllигатор» есть выпендрёж и ненужное искажение письменной формы.
4) (19)Применяя иностранные слова, не стоило заниматься порчей языка.
8. Укажите предложения, в котором есть книжная лексика.
1) (13)Во-первых, потому, что прёодолённая трудность приносит маленькое, но достаточно сильное, яркое счастье, вызывает желание повторить собственный подвиг и вновь испытать сладость победы.
2) (15)В-третьих, потому, что настоящий учёный получает удовольствие от самой черновой, собственноручно выполняемой работы.
3) (16)Предмет познания неисчерпаем не только для разума, но и для нашей любви, наших чувств.
4) (27)Наукой приятно заниматься потому, что она, как зонтик над головой, уберегает от мелких, въедливых, обвальных неприятностей, не позволяя им властвовать душой.
9. Укажите предложение, в котором есть эмоционально-оценочные слова.
1) (1)Почему-то многие современные эстрадные «звёзды» с особенным удовольствием говорят о том, как плохо они учились в школе.
2) (3)Можно по-разному относиться к подобным откровениям наших «звёзд»: одних эти рассказы об озорном детстве приводят в умиление, другие начинают ворчливо сетовать на то, что сегодня путь на сцену открыт только бездарям и невеждам.
3) (5)У них возникает стойкое убеждение, что наиболее короткий путь к известности пролегает через детскую комнату милиции.
4) (15)Что осталось в душе тех, кто слушал артиста?
10. Укажите предложения, в котором есть эмоционально-оценочные слова.
1) (8)Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие.
2) (9)Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером.
3) (11)Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия.
4) (12)Сплетник вынужден был осторожничать.
11. Укажите предложение, в котором есть термин.
1) (11)И этот шум никак не соотносится с достигаемым благодаря ему результатом.
2) (15)Грохот трамваев, треск и шипение фабрик, рёв мотоциклов, визг тормозящих автомобилей, хлопанье кнута, отбивание косы, резкие звуки мусорных машин и, ах, так часто. рёв радио — это шум, докучливый шум, так ничтожно мало значащий в духовном смысле.
3) (24)Говоря языком современной психологии, он прививает человеку «экстравертную установку», ничем не возмещая ему это.
4) (34)Шум, так сказать, «ослепляет» восприятие, и человек становится духовно «глух».
12. Укажите предложения, в котором есть термины.
1) (2)Не означает ли это, что наше письмо возвращается вспять, к пиктографии, то есть рисуночному письму?
2) (4)Но в то же самое время, создавая новые символы-идеограммы, человечество не отказывается и от достижений тысячелетий — от фонетического письма.
3) (7)Преимущество его по сравнению с алфавитом очевидно.
4) (12)Не удивительно, что учёные не в состоянии прочесть всю выходящую литературу даже по их узкой специальности.
13. Укажите предложение, в котором есть разговорное слово.
1) (23)В первый год к нему пришло всего шесть слушателей, в последний — целых двенадцать!
2) (25)А дальше начались поистине сказочные события.
3) (12)В этом смысле показательна история одного ныне знаменитого языковеда.
4) (17)Большинство учёных если и прочитали книжку де Соссюра, то сочли её чепухой.
14. Укажите предложения, в котором есть разговорное слово.
1) (15)Мелочь, казалось бы, но я никак не могу её позабыть.
2) (36)Ломался, как дурак, говорил какие-то плоские слова.
3) (38)А потом, когда я уже спустился в метро, у меня вдруг как будто сердце оборвалось.
4) (43)Когда я заскочил в вагон, проводница уже никого не впускала.
15. Соотнесите термины и определения (например, 1-А, 2-В и т.д.)
1) Лексическая единица, которая включает в себя элемент оценки.
2) Лексика, связанная с книжными стилями речи, употребляющаяся в научной литературе, публицистических произведениях, официально-деловых документах и т. п.
3) Лексика на грани или за пределами строго нормированной лексической литературной речи, отличающаяся большей стилистической сниженностью.
4) Специальное понятие, искусственный знак, используемый в той или иной области знаний, мышления, практической деятельности.
5) Слова, использующиеся при неформальном стиле общения.
А) Разговорные слова
Б) Термин
В) Эмоционально-оценочное слово
Г) Книжная лексика
Д) Просторечные слова
ЕГЭ. Задание 24. Тест по теме «Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления»
Тест по теме «Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления».
Просмотр содержимого документа
«Тест по теме»
Тест по теме «Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления»
1. Какое слово относится к лексике ограниченного употребления?
1) бежать
2) четыреста
3) гипотенуза
4) время
2. Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной лексике?
1)клевый
2) классный
3) крутой
4) отличный
3. Какое слово не относится к книжной лексике?
1) абсолютно
2) конференция
3) учитель
4) перпендикуляр
4. Какое из слов является разговорным?
1) планетарий
2) начертать
3) картошка
4) усыновитель
5. Какое из слов является просторечным?
а) голова
2) глава
3) головушка
4) башка
6. Укажите предложение, в котором есть просторечное слово.
1) (27)Казалось бы, что за беда?
2) (24)А те, что вытиснены, враньё.
3) (25)Плавали, знаем, успели распробовать.
4) (33)А есть книги, без которых жить трудно.
7. Укажите предложения, в котором есть просторечные слова.
1) (4)Придёшь домой, берёшь газету, глядь — на первой странице сообщение «Кур$ валют».
2) (13)Модная певица и производители автосигнализаций, вернее — их агенты по рекламе, используют латинские буквы в формировании и раскрутке образа чаще всего в погоне за оригинальностью.
3) (18)Варианты Zемфира (равно как и ГЛЮКOZA) И «Аllигатор» есть выпендрёж и ненужное искажение письменной формы.
4) (19)Применяя иностранные слова, не стоило заниматься порчей языка.
8. Укажите предложения, в котором есть книжная лексика.
1) (13)Во-первых, потому, что прёодолённая трудность приносит маленькое, но достаточно сильное, яркое счастье, вызывает желание повторить собственный подвиг и вновь испытать сладость победы.
2) (15)В-третьих, потому, что настоящий учёный получает удовольствие от самой черновой, собственноручно выполняемой работы.
3) (16)Предмет познания неисчерпаем не только для разума, но и для нашей любви, наших чувств.
4) (27)Наукой приятно заниматься потому, что она, как зонтик над головой, уберегает от мелких, въедливых, обвальных неприятностей, не позволяя им властвовать душой.
9. Укажите предложение, в котором есть эмоционально-оценочные слова.
1) (1)Почему-то многие современные эстрадные «звёзды» с особенным удовольствием говорят о том, как плохо они учились в школе.
2) (3)Можно по-разному относиться к подобным откровениям наших «звёзд»: одних эти рассказы об озорном детстве приводят в умиление, другие начинают ворчливо сетовать на то, что сегодня путь на сцену открыт только бездарям и невеждам.
3) (5)У них возникает стойкое убеждение, что наиболее короткий путь к известности пролегает через детскую комнату милиции.
4) (15)Что осталось в душе тех, кто слушал артиста?
10. Укажите предложения, в котором есть эмоционально-оценочные слова.
1) (8)Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие.
2) (9)Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером.
3) (11)Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия.
4) (12)Сплетник вынужден был осторожничать.
11. Укажите предложение, в котором есть термин.
1) (11)И этот шум никак не соотносится с достигаемым благодаря ему результатом.
2) (15)Грохот трамваев, треск и шипение фабрик, рёв мотоциклов, визг тормозящих автомобилей, хлопанье кнута, отбивание косы, резкие звуки мусорных машин и, ах, так часто. рёв радио — это шум, докучливый шум, так ничтожно мало значащий в духовном смысле.
3) (24)Говоря языком современной психологии, он прививает человеку «экстравертную установку», ничем не возмещая ему это.
4) (34)Шум, так сказать, «ослепляет» восприятие, и человек становится духовно «глух».
12. Укажите предложения, в котором есть термины.
1) (2)Не означает ли это, что наше письмо возвращается вспять, к пиктографии, то есть рисуночному письму?
2) (4)Но в то же самое время, создавая новые символы-идеограммы, человечество не отказывается и от достижений тысячелетий — от фонетического письма.
3) (7)Преимущество его по сравнению с алфавитом очевидно.
4) (12)Не удивительно, что учёные не в состоянии прочесть всю выходящую литературу даже по их узкой специальности.
13. Укажите предложение, в котором есть разговорное слово.
1) (23)В первый год к нему пришло всего шесть слушателей, в последний — целых двенадцать!
2) (25)А дальше начались поистине сказочные события.
3) (12)В этом смысле показательна история одного ныне знаменитого языковеда.
4) (17)Большинство учёных если и прочитали книжку де Соссюра, то сочли её чепухой.
14. Укажите предложения, в котором есть разговорное слово.
1) (15)Мелочь, казалось бы, но я никак не могу её позабыть.
2) (36)Ломался, как дурак, говорил какие-то плоские слова.
3) (38)А потом, когда я уже спустился в метро, у меня вдруг как будто сердце оборвалось.
4) (43)Когда я заскочил в вагон, проводница уже никого не впускала.
15. Соотнесите термины и определения (например, 1-А, 2-В и т.д.)
1) Лексическая единица, которая включает в себя элемент оценки.
2) Лексика, связанная с книжными стилями речи, употребляющаяся в научной литературе, публицистических произведениях, официально-деловых документах и т. п.
3) Лексика на грани или за пределами строго нормированной лексической литературной речи, отличающаяся большей стилистической сниженностью.
4) Специальное понятие, искусственный знак, используемый в той или иной области знаний, мышления, практической деятельности.
5) Слова, использующиеся при неформальном стиле общения.
А) Разговорные слова
Б) Термин
В) Эмоционально-оценочное слово
Г) Книжная лексика
Д) Просторечные слова
Упражнения по теме «Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления»
Упражнение 1.
Сгруппируйте приведенные слова по трем стилистическим разрядам: 1) стилистически нейтральные; 2) книжные; 3) разговорные.
Ахнуть, актуальный, взыскание, трепка, вещий, вкалывать, доверенность, дефект, иждивение, забота, вакуоль, иск, книжка, косинус, картошка, начертать, норма, нормальный, отлынивать, пневмония, чахотка, работа, рот, трудиться, уста, эксперимент.
Упражнение 2.
Определите значения просторечных слов, замените литературными.
Богатей, тепереча, манатки, тутошний, небось, умаяться, сызмала, смотаться, шибко, пузо, сдрейфить, расфуфыриться, укокошить.
Упражнение 3.
Выпишите из «Словаря русского языка» С. И. Ожегова по пять слов со стилистическими пометами: бран., высок., ирон., книжн., ласк., неодобр., офиц., презр., пренебр., прост., разг., спец., унич. Проверьте, какие пометы имеют эти слова в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова.
Выпишите из «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова по пять слов с пометами: вульг., газетн., канц.. офиц., поэтич., публ., ритор., спец., торж. Укажите, с какими пометами эти слова даются в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова. Прокомментируйте разночтения в стилистической оценке лексики, если вы столкнулись с этим явлением.
Выделите в тексте слова, имеющие ту или иную стилистическую окраску, определите ее. За справками обращайтесь к толковым словарям.
Ищите кошку
Однажды, когда я проходил студенческую практику в районной газете, меня вызвал к себе редактор. Он ткнул пальцем в бумажку, лежавшую на столе, и сказал: «Тут вот все цифры. Будешь писать о строительстве жилых домов». Я тут же сел за работу. Но чем больше я задумывался над будущим текстом, тем яснее понимал, что горю, как швед под Полтавой.
Я крутил своим пером и так, и эдак, но первые слова у меня почему-то все время складывались в такие фразы: «В нашем районе, как и во всей нашей области, уделяется особое внимание строительству новых квартир для трудящихся масс. В этом году сотни семей справят новоселье в благоустроенных квартирах». И так далее.
Я чувствовал, что эту статью, будь она напечатана, я не очень-то буду стремиться показать своим однокашникам по итинституту, потому что нас учили бояться штампа и находить только свежие и поэтические строки. И тут будто бес схватил меня за ребро и заставил написать иной начальный абзац: «Тот, кто не сидел верхом на кастрюлях, перевернутых стульях, детских кроватках и прочем домашнем скарбе, кое-как заброшенном в кузов грузовика, который мчится по зеленым бульварам с чирикающими воробьями,- тот никогда не чувствовал всей прелести переезда на новую квартиру».
И последний аккорд: «Жалко, конечно, но мы немножко должны огорчить читателя: в этом году для всех переезжающих явно не хватит кошек».
. Одним словом, статья была заказана другому. На следующее утро я прочел в газете: «В этом году сотни семей справят новоселье в благоустроенных, новых квартирах. » И так далее. (Из газет.)
Упражнение 5.
Выделите в тексте стилистически окрашенную лексику, разграничивая слова книжные и разговорные, высокие и сниженные.
Упражнение 6.
Выделите в тексте оценочную лексику, указывая ее экспрессивную окраску и функционально-стилевую принадлежность. За справками обращайтесь к толковым словарям русского языка.
И так и уехала мать с мыслью, что сын живет хорошо.
Когда супруги после ее отъезда поругались из-за чего-то, Валя куснула мужа в больное:
— Что же мамочка-то твоя. Приехала и сиди-ит, как. эта. Ни обед ни разу не сготовила, ни с внучкой не погуляла. Барыня кособокая.
Колька впервые тогда шкваркнул жену по загривку. Она, ни слова не говоря, умотала к своим. Колька взял Нину, пошел в магазин, выпил, пришел домой и стал ждать. И когда явились тесть с тещей, вроде не так тяжко было толковать с ними.
Тут они поперли на него в три голоса. (В. Шукшин.)
Упражнение 7.
Проанализируйте использование лексических средств автором заметки. Укажите стилистические ошибки в словоупотреблении, отредактируйте текст.
Трудности горняков
Повышение производительности труда, забота о хозяйственном отношении к оборудованию, о материальном благосостоянии шахтеров вышли из поля зрения руководства.
Благодаря отсутствию повседневного контроля горного надзора за выемкой угля завалы стали на шахте обычным явлением, что является угрозой для жизни горняков.
Бесхозяйственность, халатное отношение к оборудованию на шахте бросаются в глаза даже и невзыскательному наблюдателю.
Руководители треста благодушно взирают на все это, они смирились с этим и не могут ничего сделать для улучшения положения.
Шахтеры пробовали объявлять забастовки, голодали. Но ведь этим не исправишь положение. Вся надежда горняков на решительные меры правительства, которое должно предпринять какие-то меры для выхода из кризисной ситуации.
Упражнение 8.
С помощью каких языковых средств создается торжественность изложения?
1) Многострадальная русская земля! Долго ты будешь залечивать свои раны, долго твои сыновья. будут своими золотыми руками воссоздавать разрушенное. (К. М. Симонов)
2) Вострепещи, тиран! Уж близок час паденья!
Ты в каждом ратнике узришь богатыря,
Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья
За Русь, за святость алтаря. (А. С. Пушкин)
Упражнение 9.
Укажите, с какой целью в тексте употребляются историзмы и архаизмы. Выпишите эти слова и объясните их значения. При необходимости пользуйтесь толковым словарем.
Догадывались, зачем царь позвал во дворец. Недавно на Красной площади думным дьяком при барабанном бое с лобного места был прочитан великий указ: «Известно государю учинилось, что гостям, и всем посадским, и купецким, и промышленным людям во многих их приказных волокитах от воевод, от приказных и от разных чинов людей в торгах их и во всяких промыслах чинятся большие убытки и разорение. Милосердуя, он, государь, об них указал: во всяких их расправных, судных и челобитных, и в купецких делах. ведать бурмистрам их и в бурмистры выбирать им меж себя погодно добрых и правдивых людей, — кого они меж себя похотят. »
Скрипя лаптями, из воротни вышел Аверьян, сторож, посмотрел в щель, — свои. Проговорил: аминь — и стал отворять ворота. Мужики завели лошадей во двор. Стояли без шапок, косясь на слюдяные окошки боярской избы. Туда, в хоромы, вело крыльцо с крутой лестницей. Красивое крыльцо резного дерева, крыша луковицей. нижнее жилье избы — подклеть — из могучих бревен.
— Аверьян, зачем боярин нас вызвал с конями, — повинность, что ли, какая.
— В Москву ратных людей повезете. (A. К. Толстой)
Упражнение 10.
В предложениях, взятых из произведений И. А. Бунина, найдите диалектизмы и объясните их значение.
Сохранившаяся листва теперь будет висеть на деревьях уже до первых зазимков. Такова, например, была усадьба тетки Анны Герасимовны, жившей от Выселок верстах в двенадцати. Пока, бывало, доедешь до этой усадьбы, уже совсем ободняется. За решетчатой дверью закуты шуршала солома. Мягкий ветер, дувший со всех сторон, иногда усиливался, порывисто бежал по ржам и овсам — и они сухо, тревожно шелестели.
Упражнение 11.
Прочитайте текст, выясните значение выделенных слов, относящихся к терминологической и профессиональной лексике, по толковому словарю. С какой целью они используются в тексте?
Весь черный, с блестящей золотой полоской вокруг, необыкновенно стройный, изящный и красивый со своими чуть-чуть наклоненными назад тремя высокими мачтами, военный четырехпушечный клипер «Ястреб» стоял на двух якорях в пустынной бухте неприветливого острова Сахалин. Благодаря зыби, клипер тихо и равномерно покачивался, то поклевывая острым носом и купая штоги в воде, то опускаясь подзором своей круглой кормы.
В этот памятный день погода стояла сырая, с каким-то пронизывающим холодом, заставлявшим вахтенных матросов ежиться в своих коротких бушлатах и дождевиках, а подвахтенных чаще подбегать к камбузу погреться.
С обычной на военных судах торжественностью на «Ястребе» только что подняли флаг и гюйс. На мостике стоял капитан. (К. М. Станюкович)
Упражнение 12.
В юмореске Л.Н. Гумилева выделите арготическую лексику, слова из сленга и просторечные. За справками обращайтесь к словарям. Попробуйте подобрать синонимы к арготизмам и жаргонизмам. Дайте стилистическую оценку употреблению нелитературной лексики в юмористическом тексте.
История отпадения Нидерландов от Испании
Тогда работяга Вильгельм Оранский поднял в стране шухер. Его поддержали гезы (урки, одетые в третий срок). Мадридская малина послала своим наместником герцога Альбу. Альба был тот герцог! Когда он прихилял в Нидерланды, голландцам пришла хана. Альба распатронил Лейден, главный голландский шалман. Остатки гезов кантовались в море, а Вильгельм Оранский припух в своей зоне. Альба был правильный полководец. Солдаты его гужевались от пуза, в обозе шло тридцать тысяч шалашовок. На этапах он не тянул резины, наступал без показухи и туфты, а если приходилось канать, так все от лордов до попок вкалывали до опупения. На Альбу пахали епископы и князья, в ставке шестерили графья и генералы, а кто махлевал, тот загинался. Он самых высоких в кодле брал на оттяжку, принцев имел за штопорил, графинь держал за простячек. В подвалах, где враги на пытках давали дуба, всю дорогу давил ливер и щерился во все хавало. На лярв он не падал, с послами чернуху не раскидывал, пленных заваливал начистяк, чтоб был полный порядок.
Но Альба вскоре даже своим переел плешь. Все знали, что герцог в законе и в лапу не берет, но кто-то стукнул в Мадрид, что он скурвился и закосил казенную монету. Альбу замели в кортесы на общие работы, а вместо него нарисовались Александр Фарнези и Маргарита Пармская (два раззолоченных штымпа), рядовые придурки испанской короны.
В это время в Англии погорела Мария Стюарт. Машке сунули липовый букет и пустили на луну. Доходяга Филипп II послал на Англию Непобедимую Армаду, но здорово фраернулся. Гранды-нарядчики филонили, поздно вывели Армаду на развод, на Армаде не хватило пороху и баланды. Капитаны заначили пайку на берегу, спустили барыгам военное барахлишко, одели матросов в локш, а ксивы выправили на первый срок, чтоб не записали промота. Княжеские сынки заряжали туфту, срабатывали мастырку, чтоб не переть наружу. В Бискайском море Армаду драла пурга. Матросы по трое суток не кимарили, перед боем не покиряли. Английский адмирал из сук Стефенс и знаменитый порчак Френсис Дрей разложили Армаду, как бог черепаху. Половина испанцев натянула на плечи деревянный бушлат, оставшиеся подорвали в Ховиру.
Так владычество испанцев в Голландии накрылось мокрой…
Упражнение 13.
Какие разряды стилистически окрашенных слов используются в контекстах? С какой целью?
1) «А вы знаете такое слово — „кадрить“. » — «Знаю, хорошее слово. Точное». — «Хорошее. Я его не понимаю, что это?» — «Ну, закидывать крючок. Заигрывать» (Г. Щербакова) 2) Петр Матвеевич вдруг углядел, что окна школы светятся для такого вечернего времени довольно неестественно: все до одного и ярко. Обычно в такое время — ну, одно там, два горят, там, где на скрипочке пилят, либо на пианино бренькают, или еще — разевают рот, а через стекло-то и не слышно, что за песня из него льется. (Е. Попов) 3) Но это значит снова учиться, опять кантоваться на койке общежития. Нет, право же, этого я и сейчас нахлебался досыта. (А. Е. Рекемчук) 4) Скоро хохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикала горничная, улыбались официанты в ресторане, крякнул толстый повар отеля, визжали поварята, хмыкал швейцар, заливались бои-рассыльные, усмехался сам хозяин отеля. (Л. А. Кассиль) 5) Я командовал взводом морской разведки. А во взводе у меня были и блатники. А я был мальчишкой, салагой. (Ю. В. Бондарев) 6) Старик, узнав о его приезде, взбесился и поднял в доме невероятную бучу. (Н. А. Островский)
Тест по теме «Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления»
1. Какое слово относится к лексике ограниченного употребления?
1) бежать
2) четыреста
3) гипотенуза
4) время
2. Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной лексике?
1)клевый
2) классный
3) крутой
4) отличный
3. Какое слово не относится к книжной лексике?
1) абсолютно
2) конференция
3) учитель
4) перпендикуляр
4. Какое из слов является разговорным?
1) планетарий
2) начертать
3) картошка
4) усыновитель
5. Какое из слов является просторечным?
а) голова
2) глава
3) головушка
4) башка
6. Укажите предложение, в котором есть просторечное слово.
1) (27)Казалось бы, что за беда?
2) (24)А те, что вытиснены, враньё.
3) (25)Плавали, знаем, успели распробовать.
4) (33)А есть книги, без которых жить трудно.
7. Укажите предложения, в котором есть просторечные слова.
1) (4)Придёшь домой, берёшь газету, глядь — на первой странице сообщение «Кур$ валют».
2) (13)Модная певица и производители автосигнализаций, вернее — их агенты по рекламе, используют латинские буквы в формировании и раскрутке образа чаще всего в погоне за оригинальностью.
3) (18)Варианты Zемфира (равно как и ГЛЮКOZA) И «Аllигатор» есть выпендрёж и ненужное искажение письменной формы.
4) (19)Применяя иностранные слова, не стоило заниматься порчей языка.
8. Укажите предложения, в котором есть книжная лексика.
1) (13)Во-первых, потому, что прёодолённая трудность приносит маленькое, но достаточно сильное, яркое счастье, вызывает желание повторить собственный подвиг и вновь испытать сладость победы.
2) (15)В-третьих, потому, что настоящий учёный получает удовольствие от самой черновой, собственноручно выполняемой работы.
3) (16)Предмет познания неисчерпаем не только для разума, но и для нашей любви, наших чувств.
4) (27)Наукой приятно заниматься потому, что она, как зонтик над головой, уберегает от мелких, въедливых, обвальных неприятностей, не позволяя им властвовать душой.
9. Укажите предложение, в котором есть эмоционально-оценочные слова.
1) (1)Почему-то многие современные эстрадные «звёзды» с особенным удовольствием говорят о том, как плохо они учились в школе.
2) (3)Можно по-разному относиться к подобным откровениям наших «звёзд»: одних эти рассказы об озорном детстве приводят в умиление, другие начинают ворчливо сетовать на то, что сегодня путь на сцену открыт только бездарям и невеждам.
3) (5)У них возникает стойкое убеждение, что наиболее короткий путь к известности пролегает через детскую комнату милиции.
4) (15)Что осталось в душе тех, кто слушал артиста?
10. Укажите предложения, в котором есть эмоционально-оценочные слова.
1) (8)Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие.
2) (9)Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером.
3) (11)Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия.
4) (12)Сплетник вынужден был осторожничать.
11. Укажите предложение, в котором есть термин.
1) (11)И этот шум никак не соотносится с достигаемым благодаря ему результатом.
2) (15)Грохот трамваев, треск и шипение фабрик, рёв мотоциклов, визг тормозящих автомобилей, хлопанье кнута, отбивание косы, резкие звуки мусорных машин и, ах, так часто. рёв радио — это шум, докучливый шум, так ничтожно мало значащий в духовном смысле.
3) (24)Говоря языком современной психологии, он прививает человеку «экстравертную установку», ничем не возмещая ему это.
4) (34)Шум, так сказать, «ослепляет» восприятие, и человек становится духовно «глух».
12. Укажите предложения, в котором есть термины.
1) (2)Не означает ли это, что наше письмо возвращается вспять, к пиктографии, то есть рисуночному письму?
2) (4)Но в то же самое время, создавая новые символы-идеограммы, человечество не отказывается и от достижений тысячелетий — от фонетического письма.
3) (7)Преимущество его по сравнению с алфавитом очевидно.
4) (12)Не удивительно, что учёные не в состоянии прочесть всю выходящую литературу даже по их узкой специальности.
13. Укажите предложение, в котором есть разговорное слово.
1) (23)В первый год к нему пришло всего шесть слушателей, в последний — целых двенадцать!
2) (25)А дальше начались поистине сказочные события.
3) (12)В этом смысле показательна история одного ныне знаменитого языковеда.
4) (17)Большинство учёных если и прочитали книжку де Соссюра, то сочли её чепухой.
14. Укажите предложения, в котором есть разговорное слово.
1) (15)Мелочь, казалось бы, но я никак не могу её позабыть.
2) (36)Ломался, как дурак, говорил какие-то плоские слова.
3) (38)А потом, когда я уже спустился в метро, у меня вдруг как будто сердце оборвалось.
4) (43)Когда я заскочил в вагон, проводница уже никого не впускала.
15. Соотнесите термины и определения (например, 1-А, 2-В и т.д.)
1) Лексическая единица, которая включает в себя элемент оценки.
2) Лексика, связанная с книжными стилями речи, употребляющаяся в научной литературе, публицистических произведениях, официально-деловых документах и т. п.
3) Лексика на грани или за пределами строго нормированной лексической литературной речи, отличающаяся большей стилистической сниженностью.
4) Специальное понятие, искусственный знак, используемый в той или иной области знаний, мышления, практической деятельности.
5) Слова, использующиеся при неформальном стиле общения.
А) Разговорные слова
Б) Термин
В) Эмоционально-оценочное слово
Г) Книжная лексика
Д) Просторечные слова