Укажите на чем основываются экономические методы управления
Экономические методы управления
Экономические методы управления – способы и приемы воздействия на население, в основе которых лежат экономические отношения людей и использование их экономических интересов.
Экономические методы воздействуют на экономические интересы личности, коллектива, государства для достижения оптимальных результатов их функционирования с минимальными требованиями и материальными затратами.
Содержание экономических методов: представляют взаимосвязанную систему стимулирования и экономического воздействия на все стороны жизнедеятельности государства, коллектива и индивида и их органы управления.
Прямой экономический расчет является плановым и директивным (обязательным).
Основные принципы экономических методов управления: 1) системность; 2) комплексность.
Экономические интересы можно рассматривать по уровням их преимущественного влияния.
Назначение экономических методов: путем воздействия на экономические интересы работников и экономических контрагентов с помощью налогов, цен, кредита, оплаты труда, прибыли и других экономических рычагов создать эффективный механизм работы.
Экономические методы основываются на использовании экономических стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться осуществления установленных задач без специальных указаний.
Экономические методы управления
В отличие от административного подхода к работе с персоналом, который базируется на контроле и подчинённости, экономический предусматривает стимулирование через материальный интерес. Соответственно, компании, делающие ставку на экономические методы управления, разрабатывают системы поощрения и вознаграждения для своих сотрудников и используют их при достижении своих целей.
Экономические методы управления: понятие и содержание
Под термином понимают способы влияния на людей, основывающиеся на экономических законах (стоимости, спроса и предложения и т. д.). При таком подходе используются инструменты и средства, заставляющие регулярно повышать производительность труда, эффективность работы, не увеличивая при этом затрат или увеличивая незначительно (к этому сводится содержание этих методов).
Также в фокусе регулярное соизмерение затрат производства и результатов деятельности, разумное использование ресурсов. Ещё один момент — постоянное изучение передовых технологий и их использование в работе, для того чтобы добиваться нужных показателей результативности.
Назначение
Цель экономического подхода заключается в создании эффективного механизма работы через влияние на материальный интерес сотрудников и контрагентов. Надо ли говорить о том, что лучше всего эти методы помогают компаниям, занимающимся прямыми продажами. Заработная плата их сотрудников складывается обычно из оклада и процента от продаж и, соответственно, напрямую зависит от количества сделок. Другой пример — сетевой маркетинг, где доход дистрибьюторов зависит от количества партнёров и их активности.
Иными словами, экономические методы управления в менеджменте эффективны, когда:
Кроме того, экономический подход выручает при управлении сотрудниками, для которых деньги и личная выгода важнее чувства долга. Правда, нанимая их, лучше всё же потом работать над повышением уровня их мотивации по шкале побудительных мотивов.
Специфические черты и принципы
Экономические методы управления предприятием строятся на принципах системности и комплексности. Им присущи:
Также при экономическом подходе приветствуются самостоятельность, инициативность со стороны персонала.
Группы экономических методов
Экономические методы управления
Также выделяют другие методы, а именно: кредитование (создание условий для грамотного распределения кредитных средств, своевременного погашения кредитных платежей), анализ (балансовый метод, при котором анализируются материальные, финансовые, трудовые балансы).
Факторы внешней среды, оказывающие влияние на экономические методы управления
Рассмотрим факторы, которые учитывают при выборе и использовании экономических методов управления.
К слову, выделяют простое воспроизводство, при котором изготовленная продукция меняется на деньги, а те, в свою очередь, идут на оплату сырья, зарплаты сотрудников и пр., и расширенное. В последнем случае деньги, вырученные в процессе обмена, тратятся на расширение производства.
Анализ экономических методов управления
Подытоживая всё вышесказанное, стоит отметить, что экономический подход имеет свои преимущества:
В то же время можно выделить и основные недостатки такого подхода, а именно: непонимание сотрудниками миссии компании, так как они прежде всего ориентируются на материальное вознаграждение, а также снижение мотивации на этом фоне.
Выводы
Экономический метод, несомненно, эффективен при определённых условиях, но использовать его при управлении персоналом важно крайне осторожно. Дело в том, что люди, нацеленные только на материальные блага, — не самые надёжные сотрудники (в любой момент они могут перейти к конкуренту, если тот предложит больше денег, забрав с собой хорошего клиента).
Чтобы этого не случилось, важно работать с персоналом, донося до сотрудников цели компании, а также развивая у них чувство долга, лояльность к ней, корпоративную идентичность.
Методы управления персоналом
Многовариантная проработка предложений по формированию системы управления персоналом и выбор наиболее рационального варианта для конкретных условий производства
Чем проще система управления персоналом, тем лучше она работает. Безусловно, это исключает упрощение системы управления персоналом в ущерб производству
Разработка мероприятий по формированию системы управления персоналом должна основываться на достижениях науки в области управления, с учетом изменения законов развития общественного производства в рыночных условиях
В любых вертикальных разрезах системы управления персоналом должно обеспечиваться иерархическое взаимодействие между звеньями управления (структурными подразделениями или отделами, руководителями), принципиальной характеристикой которого является несимметричная передача информации «вниз» (дезагрегирование, детализация) и «вверх» (агрегирование) по системе управления
В любых горизонтальных и вертикальных разрезах системы управления персоналом должна обеспечиваться рациональная автономность структурных подразделений или отдельных руководителей
Взаимодействия между иерархическими звеньями по вертикали, а также между относительно автономными звеньями системы управления персоналом по горизонтали должны быть в целом согласованы с основными целями организации и синхронизированы во времени
Для обеспечения устойчивого функционирования системы управления персоналом необходимо предусматривать специальные «локальные регуляторы», которые при отклонении от заданной цели организации ставят того или иного работника или подразделение в невыгодное положение и побуждают их к регулированию системы управления персоналом
Управление персоналом как по вертикали, так и по горизонтали может осуществляться по различным каналам: административно-хозяйственному, экономическому, правовому и др.
Система управления персоналом должна обладать концептуальным единством, содержать единую доступную терминологию, деятельность всех подразделений и руководителей должна строиться на единых «несущих конструкциях» (этапах, фазах, функциях) для различных по экономическому содержанию процессов управления персоналом
Система управления персоналом должна обеспечить максимум удобств для творческих процессов обоснования, выработки, принятия и реализации решений человеком. Например, выборочная печать данных, разнообразие обработки, специальное оформление документов с выделением существенной информации, их гармоничный внешний вид, исключение излишней работы при заполнении документов и т.д.
Принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом
Рассматривается в двух направлениях: концентрация усилий работников отдельного подразделения или всей системы управления персоналом на решении основных задач или концентрация однородных функций в одном подразделении системы управления персоналом, что устраняет дублирование
Разделение труда в системе управления персоналом (выделяется труд руководителей, специалистов и служащих). Формируются отдельные подразделения, специализирующиеся на выполнении групп однородных функций
Предполагает одновременное выполнение отдельных управленческих решений, повышает оперативность управления персоналом
Означает приспособляемость системы управления персоналом к изменяющимся целям объекта управления и условиям его работы
Предполагает общую методическую основу проведения работы по совершенствованию системы управления персоналом на разных ее уровнях и разными специалистами, стандартное их оформление
Отсутствие перерывов в работе работников системы управления персоналом или подразделений, уменьшение времени прослеживания документов, простоев технических средств управления и т.п.
Выполнение одинакового объема работ в равные промежутки времени и регулярность повторения функций управления персоналом
Упорядоченность и целенаправленность необходимой информации по выработке определенного решения. Она бывает горизонтальная и вертикальная (взаимосвязи между функциональными подразделениями и взаимосвязи между различными уровнями управления)
Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как «методы кнута». Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов и по способам воздействия известны как «методы пряника». Социально-психологические методы исходят из мотивации и морального воздействия на людей и известны как «методы убеждения». Социально-психологический анализ Социально-психологическое планирование Создание творческой атмосферы Участие работников в управлении Социальная и моральная мотивация и стимулирование
Удовлетворение культурных и духовных потребностей
Формирование коллективов, групп Создание нормального психологического климата
Установление социальных норм поведения Развитие у работников инициативы и ответственности
Установление моральных санкций и поощрений
Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, на культуру трудовой деятельности. Эти методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления. Экономические и социально-психологические методы носят косвенный характер управленческого воздействия. Нельзя рассчитывать на автоматическое действие этих методов и трудно определить силу их воздействия на конечный эффект.
Административные методы управления основываются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности, осуществляются в форме организационного и распорядительного воздействия. Организационное воздействие направлено на организацию процесса производства и управления и включает организационное регламентирование, организационное нормирование и организационно-методическое инструктирование.
Организационное регламентирование определяет то, чем должен заниматься работник управления, и представлено положениями о структурных подразделениях, устанавливающими задачи, функции, права, обязанности и ответственность подразделений и служб организации и их руководителей. На основе положений составляется штатное расписание данного подразделения, организуется его повседневная деятельность. Применение положений позволяет оценивать результаты деятельности структурного подразделения, принимать решения о моральном и материальном стимулировании его работников.
Организационное нормирование предусматривает большое количество нормативов, включающее: качественно-технические нормативы (технические условия, стандарты и др.); технологические (маршрутные и технологические карты и т.п.); эксплуатационно-ремонтные (например, нормативы планово-предупредительного ремонта); трудовые нормативы (разряды, ставки, шкалы премирования); финансово-кредитные (размер собственных оборотных средств, погашение ссуд банка); нормативы рентабельности и взаимоотношений с бюджетом (отчисления в бюджет); материально-снабженческие и транспортные нормативы (нормы расхода материалов, нормы простоя вагонов под погрузкой и выгрузкой и т.д.); организационно-управленческие нормативы (правила внутреннего распорядка, распорядок оформления найма, увольнения, перевода, командировок). Эти нормативы затрагивают все стороны деятельности организации. Особое значение имеет нормирование информации, так как ее поток, объемы постоянно возрастают. В условиях функционирования автоматизированной системы управления организуются массивы норм и нормативов на информационных носителях ЭВМ в информационно-вычислительном центре (ИВЦ).
Организационно-методическое инструктирование осуществляется в форме различных инструкций и указаний, действующих в организации. В актах организационно-методического инструктирования даются рекомендации для применения тех или иных современных средств управления, учитывается богатейший опыт, которым обладают работники аппарата управления. К актам организационно-методического инструктирования относятся: должностные инструкции, устанавливающие права и функциональные обязанности управленческого персонала; методические указания (рекомендации), описывающие выполнение комплексов работ, связанных между собой и имеющих общее целевое назначение; методические инструкции, которые определяют порядок, методы и формы работы для выполнения отдельной технико-экономической задачи; рабочие инструкции, определяющие последовательность действий, из которых состоит управленческий процесс. В них указывается порядок действий для выполнения процессов оперативного управления.
Распорядительное воздействие выражается в форме приказа, распоряжения или указания, которые являются правовыми актами ненормативного характера. Они издаются в целях обеспечения соблюдения, исполнения и применения действующего законодательства и других нормативных актов, а также придания юридической силы управленческим решениям. Приказы издаются линейным руководителем организации.
Распорядительное воздействие чаще, чем организационное, требует контроля и проверки исполнения, которые должны быть четко организованы. С этой целью оно устанавливает единый порядок учета, регистрации и контроля за выполнением приказов, распоряжений и указаний.
С помощью планирования определяется программа деятельности организации. После утверждения планы поступают линейным руководителям для руководства работой по их выполнению. Каждое подразделение получает перспективные и текущие планы по определенному кругу показателей. Например, мастер учатка ежедневно получает сменно-суточное задание от администрации цеха и организует работу коллектива, используя методы управления персоналом. При этом мощным рычагом выступают цены на выпускаемую продукцию, которые влияют на размеры прибыли организации. Руководитель должен заботиться о том, чтобы рост прибыли обеспечивался за счет снижения себестоимости выпускаемой продукции. Поэтому необходимо применять четкую систему материального стимулирования за изыскание резервов по снижению себестоимости продукции и реальные результаты в этом направлении. Огромное значение в системе материального стимулирования имеет эффективная организация заработной платы в соответствии с количеством и качеством труда.
В условиях рыночной системы хозяйствования и сложного взаимодействия системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения усиливается роль экономических методов управления. Они становятся важнейшим условием создания целостной, эффективной и гибкой системы управления экономикой организации, которая выступает на рынке равным партнером других организаций в общественной кооперации труда. План экономического развития является основной формой обеспечения баланса между рыночным спросом на товар, необходимыми ресурсами и производством продукции и услуг. Государственный заказ трансформируется в портфель заказов организации с учетом спроса и предложения, в котором госзаказ уже не имеет доминирующего значения.
Для достижения поставленных целей необходимо четко определить критерии эффективности и конечные результаты производства в виде совокупности показателей, установленных в плане экономического развития. Таким образом, роль экономических методов заключается в мобилизации трудового коллектива на достижение конечных результатов.
Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.). Специфика Этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом. Социально-психологические методы базируются на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом их воздействия являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействие в процессе трудовой деятельности; психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека. Такое разделение достаточно условно, так как в современном общественном производстве человек всегда действует не в изолированном мире, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов.
Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.
Постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов обеспечивает социальное планирование.
Психологические методы играют важную роль в работе с персоналом, так как направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, образам и поведению, с тем чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации.
Психологическое планирование составляет новое направление в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива организации. Оно исходит из необходимости концепции всестороннего развития личности, устранения негативных тенденций деградации отсталой части трудового коллектива. Психологическое планирование предполагает постановку целей развития и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов. Целесообразно, чтобы психологическое планирование выполняла профессиональная психологическая служба организации, состоящая из социальных психологов. К наиболее важным результатам психологического планирования следует отнести: формирование подразделений («команд») на основе психологического соответствия сотрудников; комфортный психологический климат в коллективе: формирование личной мотивации людей исходя из философии организации; минимизацию психологических конфликтов (скандалов, обид, стрессов, раздражения); разработку служебной карьеры на основе психологической ориентации работников; рост интеллектуальных способностей членов коллектива и уровня их образования; формирование корпоративной культуры на основе норм поведения и образов идеальных сотрудников.
Методы управления персоналом можно также классифицировать по признаку принадлежности к функциям управления (нормирования, организации, планирования, координации, регулирования, мотивации, стимулирования, контроля, анализа, учета). Более подробная классификация методов управления персоналом по признаку принадлежности к конкретной функции управления персоналом позволяет выстроить их в технологическую цепочку всего цикла работы с персоналом. По этому признаку выделяются методы: найма, отбора и приема персонала; деловой оценки персонала; социализации, профориентации и трудовой адаптации персонала; мотивации трудовой деятельности персонала; организации системы обучения персонала; управления конфликтами и стрессами, управления безопасностью персонала, организации труда персонала, управления деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала; высвобождения персонала.
Экономические методы управления в организации в рамках менеджмента
Экономические методы управления
Экономическим методам управления отводят ключевую роль в международном инструментарии менеджмента. Отношения управления определены, в первую очередь, как экономические отношения и лежат в их фундаменте объективными потребностями и интересами индивидуумов. В связи с этим, именно данные методы главным образом являются соответствующими самой природе менеджмента.
Поставленная цель менеджмента достижима при этом посредством воздействия на экономические интересы управляемого предприятия.
Для реальной действенности экономических методов менеджмента, нужно, по крайней мере, гарантировать «отзывчивость» компании на экономические рычаги, предполагающие распространение явления самостоятельности участников трудового коллектива.
В свою очередь, распространение явления самостоятельности влечет за собой расширение возможностей объединений сотрудников в хозяйственной деятельности и привнесению в трудовую жизнь предприятия экономических методов управления.
Лишь в рамках обоснованной самостоятельности становится возможным реальный переход к экономическим методам руководства: люди могут распоряжаться материальными фондами, сформировавшимся доходом (прибылью), заработной платой и реализовывать свои экономические интересы.
Возможности экономических методов
Экономические методы помогают выявить новые возможностей и резервы, что становится довольно важным в рамках инновационного развития компаний и предприятий. Ключевую роль отводят изменению системы материального стимулирования, принимая во внимание экономические интересы всех участвующих в производственном процессе. Реальная проблема состоит в том, чтобы сформировать условия, при которых экономические методы помогут реализовать вои свойства действенности и целенаправленности.
Вся сложность проблемы заключается в соблюдении комплексной субординации хозяйственных связей и экономических зависимостей трудового коллектива во взаимоотношениях с компаниями, учреждениями, другими структурами народно-хозяйственного комплекса и участниками своего трудового коллектива. Потеря либо ослабление какого-либо из звеньев все системной цепи связей влечет за собой снижение эффективности экономического управления.
Следовательно, ключевая задача преобразования хозяйственного механизма заключается в том, чтобы сформировать такие экономические и организационные условия, при которых компания реализовывала бы возложенные на нее функции на самом высоком уровне.
Главное отличие организационно-административных от экономических методов управления заключается в разработке общих планово-экономических показателей и средств для их достижения. Они подразумевают не прямое, а косвенное воздействие на объект руководства и основываются на прямой зависимости материальной обеспеченности человека от итогов его трудовой деятельности. Они проявляются в конкретных формах: хозяйственный расчет, ценообразование, финансирование, предоставление экономической самостоятельности в распределении фондов, прибыли, заработной платы.
В современной России в применении экономических методов отмечен ряд проблем. Чаще всего, превалируют материальные поощрения и штрафные санкции. Однако материальное стимулирование, выраженное премиями, зачастую не является равным личному вкладу сотрудника, так как фонды ограничены и распределение премий реализуется в соответствии с окладом. В настоящее время нет научной и апробированной методики определения стимулов, зависящих от характера, объемов, сложности труда сотрудников, а также сопоставления стимулов сотрудников с различными трудовыми категориями.
Денежные штрафные меры в форме снижения премиальной части заработной платы зачастую не включают в себя самые важные кадровые аспекты, оказывающие прямое влияние на итоги трудовой деятельности. Подразумевается ухудшение психологического микроклимата коллектива, пониженный уровень профессионализма, непродуманные смещения кадров.
Экономические методы руководства соответствуют рыночной экономике, но и они не обладают универсальным характером. В большей мере это четко можно отследить в условиях развитого рынка и высокого экономического уровня жизни граждан. Социологический анализ показал, что для многих людей, которые живут в странах Запада, уже не денежные средства стали главным стимулом для трудовой деятельности. В данном случае, назревает вопрос: как же тогда разбудить их творческую активность? Ответ прост: с помощью использования социально-психологических методов, отметивших свое формирование еще в 20-х годах прошлого столетия.
В итоге увеличения действенности экономических рычагов и стимулов создаются такие условия, при которых трудовой коллектив и его участники стремятся к эффективной работе не столько под воздействием административного влияния (приказы, директивы, указания и так далее), сколько экономического стимулирования. Основываясь на экономических методах управления, должны развиваться и укрепляться организационно-административные и социально-психологические методы, а также отмечаться повышение профессионализма и культуры их использования.
В рамках действия на рынке экономические методы управления будут способствовать дальнейшему развитию, расширению сферы их действия, будет пройден этап формального хозяйственного расчета, повысится действенность и результативность экономических стимулов, что даст возможность поставить каждого сотрудника и каждый трудовой коллектив в такие экономические условия, при которых возникнет возможность более полного сочетания личных интересов с общегосударственными. Используя личную экономическую заинтересованность, можно добиться целей, поставленных государством перед той или иной организацией.
Конкретный набор и содержание рычагов экономического воздействия определяются спецификой управляемой системы.
Согласно с этим в практике менеджмента экономические методы управления зачастую бывают в следующих формах:
Для того, чтобы решить экономические задачи в руководстве компанией повсеместно используются и экономико-математические методы, так как ключевым свойством экономических задач можно назвать большое число ограничительных условии и множество решений. Их экономическую сущность выражает математическая модель, которая представляет собой систему ограничительных условий, применяемых к неизвестным переменным.
При помощи экономико-математических методов возможно получить конкретные данные, которые характеризуют то либо иное экономическое явление и найти самое эффективное решение.
В данном случае очевидна своеобразная «обратная связь»: не только математика помогает развивать экономику, но и экономика служит развитию математики. Хотя в данной области пока нет определенного разрыва: потребности экономики работают на опережение возможностям математики.