Укажите что является принципиально новым в содержании фгос второго поколения по физике
Доклад. Преподавание физики в условиях обновления образования и введения ФГОС второго поколения.
Муниципальное общеобразовательное учреждение: «Яснозоренская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области».
в условиях обновления образования
и введения ФГОС второго поколения.
Диденко Галина Дмитриевна,
учитель физики МОУ «Яснозоренская СОШ».
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Если варианты аналогичных документов предыдущих поколений являлись, прежде всего, стандартами содержания образования, то ФГОС нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни.
Изменилась структура стандарта. ФГОС представляет собой совокупность требований:
1) к структуре основной образовательной программы;
2) к условиям реализации основной образовательной программы;
3) к результатам освоения основной образовательной программы.
Неотъемлемой частью фундаментального ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов.
Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные цели образования.
Статья 7. Федеральные государственные образовательные стандарты (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)
4. Федеральные государственные образовательные стандарты, а также устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи образовательные стандарты и требования включают в себя требования к:
1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
Физика — наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения. Основные понятия физики и ее законы используются во всех естественных науках. Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании общей картины мира и влиянии на качество жизни человечества очень высок.
Физика — экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе химических, биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать основой всех естественных наук.
В современном мире роль физики непрерывно возрастает, так как физика является основой научно-технического прогресса. Использование знаний по физике необходимо каждому для решения практических задач в повседневной жизни.
Устройство и принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне могут стать хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам.
Физика — единая наука без четких граней между разными ее разделами, но в разработанном документе в соответствии с традициями выделены разделы, соответствующие физическим теориям: «Механика», «Молекулярная физика», «Электродинамика», «Квантовая физика». В отдельном разделе «Строение Вселенной» изучаются элементы астрономии и астрофизики.
Деятельностный подход при изучении физики ориентирует учащихся не только на усвоение отдельных понятий, положений и законов физики, и вообще знаний, но и на способы этого усвоения, на развитие творческого потенциала ученика. Такой подход противостоит методам и формам передачи готовой информации, пассивности учения. Деятельность рассматривается как процесс развития личности через ряд последовательных самостоятельных действий обучаемого. В отличие от ранее господствующей парадигмы «знаниевого» обучения, при котором главной целью обучения являлось приобретение некой системы знаний, центральным принципом современного образования является моделирование в процессе обучения будущей профессиональной деятельности.
Изменение содержания физического образования не может рассматриваться в отрыве от применения современных эффективных технологий обучения по проектированию, организации и проведению учебного процесса с активным участием обучаемого. Среди критериев отбора таких технологий следует выделить деятельностный характер обучения, направленность на поддержку индивидуального развития обучающегося, предоставление ему свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора способов обучения.
Преимущество данного метода в том, что ученик вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний, самостоятельно выбирая тему работы, участвует в совместном труде в процессе общения, тем самым повышая мотивацию к изучению физики. У проектанта формируются исследовательские навыки и навыки работы с информацией. В моей практической деятельности этот метод часто используется: при подготовке докладов, а затем выступлениях на уроках, самостоятельных индивидуальных и групповых работах обучающихся на уроках и во внеурочное время.
технология интегрированного обучения.
Другой образовательной технологией, играющей важную роль в системнодеятельностном подходе при изучении физики, является технология интегрированного обучения. Она особенно важна в виду того, что современному человеку необходим синтез знаний математики, биологии, экологии и т. д. Поэтому необходимо проводить интегрированные уроки и показывать роль математических, химических, географических и др. знаний для решения задач и проблем физики, используя межпредметные связи на различных этапах урока.
«Новые подходы к планированию урока физики в условиях внедрения ФГОС»
Новые подходы к планированию урока физики в условиях введения ФГОС
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями (ОУ) поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика ОУ как субъекта познавательной деятельности.
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.
Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются РФ в соответствии с требованием Статьи 7. «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования».
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в свете новых ФГОС?
Урок как основа реализации стандарта
Современный урок должен готовить ребенка к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
На уроке должны формироваться навыки самостоятельного и критического мышления, творческое мышление, умение работать с информацией, умение работать в коллективе.
Урок должен отвечать качественным характеристикам современного образования. Ключевой характеристикой качества образования становятся требования стандарта
– требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ.
Основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности
метапредметные и личностные.
коммуникативные), способность их использования в практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности, построение индивидуальной образовательной траектории , ключевые компетентности, применяемые как в
рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных проблем;
Предметные образовательные результаты (знания, умения, навыки) – усвоение
обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета: освоенные в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области; виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета; формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях; владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Личностные образовательные результаты – система ценностных отношений обучающихся: готовность к саморазвитию и личностному самоопределению; мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; сформированная система значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личные и гражданские позиции в деятельности; социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы; способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Каким образом прийти к этим результатам?
Изменения в современном уроке: ЦЕЛИ; СТРУКТУРА; ОЦЕНКА; АНАЛИЗ УРОКА.
Структура современного урока
Организация начала урока и подготовка к активному усвоению нового учебного материала – активное целеполагание;
В качестве основного выступает этап , отвечающий главной обучающей цели данного урока ;
Этап оценочной деятельности, позволяющий диагностировать достижение целей урока .
Четкий алгоритм ( последовательность этапов);
Необычное, нетрадиционное наполнение этапов;
Взаимосвязь первого (целевого) и завершающего (оценочного диагностического)
Деятельностный подход к организации работы учащихся на уроке.
Ведущие ориентиры для построения современного урока
От традиционной отметки – к современной оценке ( результаты ).
Современный урок построен как технология и открыт для применения современных образовательных технологий
Коллективная система обучения (КСО)
Технология решения исследовательских задач (ТРИЗ)
Исследовательские и проектные методы
Технология развития критического мышления (ТРКМ)
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других методов обучающих игр
Обучение в сотрудничестве
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Система инновационной оценки «портфолио»
Технологии интерактивного и дистанционного обучения
Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК)
Технология деятельностного метода
Технологии различаются по декларируемым задачам, по организации процесса обучения, направлением на развитие творческого мышления или коммуникативных способностей, но цели и конечный результат технологий можно в самом общем виде описать как формирование метапредметных результатов ; эта цель заявлена в ФГОС, характеристика этих результатов сформулирована в терминах универсальных учебных действий ( УУД: личностные; регулятивные ( блок включает также действия саморегуляции); познавательные; коммуникативные).
Педагогическая деятельность одновременно
Творческая (строится на вдохновении учителя);
Технологичная (строится на определенных алгоритмах, циклах и модулях, что позволяет учителю конструировать образовательный процесс применительно к его целям, задачам и условиям).
Приемы и стратегии в педагогических технологиях на этапе целеполагания.
Технология развития критического мышления. «Толстые» (требуют развернутого, аргументированного ответа) и «тонкие» ( требуют простого, односложного ответа)
Дайте три объяснения, почему…(физика – наука о природе)?
Объясните, почему…(существуют природные явдения)?
Почему вы считаете…?
В чем различие…(между наблюдениями и опытом)?
Предположите, что будет, если…(не изучать науки о природных явдениях)?
Современные подходы к организации обучения физике
Доклад на тему; Современные подходы в организации обучения физике, в условиях перехода на ФГОС второго поколения,совершенствование форм и методов проведения современного урока.
Просмотр содержимого документа
«Современные подходы к организации обучения физике»
Современные подходы к организации обучения физике, в условиях перехода на ФГОС второго поколения, совершенствование форм и методов проведения современного урока
РМО учителей физики: Современные педагогические технологии
Учитель физики МКОУ ЕлмановскаяОШ: Кириллова Вера Ивановна
Образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ФГОС. В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации. Поэтому целью современного образования становится развитие ученика как субъекта познавательной деятельности. Требования к образованию меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей. Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для отечественной школы документ.
ФГОС представляет собой совокупность требований:
1) к структуре основной образовательной программы;
2) к условиям реализации основной образовательной программы;
3) к результатам освоения основной образовательной программы.
Системообразующей составляющей стандарта стали требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные цели образования. Изменилось представление об образовательных результатах – стандарт ориентируется не только на предметные, но и на метапредметные, и личностные результаты. Результат образования сегодня – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности. Качество образования на современном этапе – это уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации. Ученик должен обладать целостным социально- ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов. Новый стандарт акцентирует внимание учителей на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые могут обеспечить развитие школьников. Именно использование передовых технологий становится важнейшим критерием успешности учителя. Благодаря современным технологиям на уроках развертывается деятельность учеников. Требование времени – развернуть обучение на достижение результата. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредоточивается на уроке. Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 300 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. Наука, мир, общество изменяются, приобретают новые качества, реформы происходят во всех сферах жизни нашего общества, в том числе и в образовании. В результате понятие современного урока получает новую трактовку, новый смысл, новую окраску. Понятие «современный урок» находится в постоянной динамике, и, именно сейчас, когда мы вступили в новый век, эта динамика особенно заметна. Существует множество подходов к определению понятия урока. Несмотря на это, можно выделить общие признаки понятия «урок»:
1. Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса, так как на уроке могут быть решены все задачи образования по развитию личности.
2. Урок – элементарная структурообразующая единица образовательного процесса. Значит, в уроке присутствуют все компоненты этого процесса: цели, содержание, методы, средства, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.
3. Урок выполняет функции обучения, воспитания и развития учащихся.
Задачей урока является реализация этих функций. Но что происходит с уроком в современных условиях?
• урок становится личностно развивающим
• урок становится компетентностно-ориентированным
• урок становится метапредметным.
Наряду с предметно-ориентированным уроком рождаются интегрированные формы, стирается грань между обучением и воспитанием. Например, каковы могут быть признаки компетентностно-ориентированного урока по физике? Это урок, на котором можно увидеть:
— обучение переносу теоретических знаний по физике в практическую жизнедеятельность учащегося;
— универсальные способы деятельности, то есть, применимые к различным предметным областям;
— освоение учащимся способов работы со знаниями (знания – средство понимания и осмысления, развития смыслов);
— что ученик проживает историю открытия явления, то есть воспринимает одномоментно весь необходимый для этого опыт;
— что ученик выбирает, пробует, преобразует, создает новое. Мы все понимаем, что урок не может не меняться. Это объективный процесс, на который влияет целый ряд факторов. В частности:
1. Появились новые образовательные стандарты и на их основе — обновленные программы и учебники. Безусловно, они требуют совершенствования форм обучения.
2. Переход на предпрофильное и профильное обучение. Этот вектор развития ставит перед современным уроком новые задачи.
3. Внедряются информационные технологии. За последние несколько лет во все школы поставляется компьютерная техника, и педагоги активно учатся использовать компьютер на своих уроках. Информатизация образования оказывает значительное влияние на современный урок.
4. Организация Единого государственного экзамена предъявляет свои требования к содержанию урока, оценке образовательных достижений школьников. Поэтому никто не будет отрицать, что урок должен быть современным, в самом широком понимании этого слова. Уроки по физике и другим предметам должны строиться по совершенно иной схеме. Если до этого больше всего был распространен объяснительно- иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет? Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, ее узнавание, поиск полезной информации и навык применения в реальной жизни. Если мы хотим, чтобы учащийся был познавательно активным, необходимо сделать его субъектом своего образования, чтобы он ставил цели и планировал пути их достижения, т.е. осуществлял действия целеполагания, программирования, планирования, контроля и оценивания. Чтобы сделать содержание образования деятельностно- ориентированным, его нужно структурировать одновременно по двум принципам- предметному и деятельностному. Ситуация с современным уроком – это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок. Достигнуть этого можно путем интерактивного взаимодействия. Например, групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. В педагогической литературе последних лет лишь Ю.А. Конаржевский дает определение современному уроку. По его мнению, современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Какие же требования предъявляются к современному уроку:
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение и здоровьесбережение;
• в центре внимания урока – дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи и т.д.
Современный урок – это не передача суммы сведений в той или иной учебной области, а воспитание личностных компетенций учащихся. Современный урок должен развивать познавательную активность школьников, мышление, творческие способности. Современный урок – это предполагаемое сотрудничество творчески работающего учителя и активного думающего ученика, где учитель использует демократический и личностно-ориентированный подходы в обучении к своим ученикам. Урок должен содержать разные виды деятельности. Учитель работает с новыми компьютерными технологиями, имеется возможность использования интерактивной доски. На современном уроке комфортно всем: учителю и детям. Успешность современного урока зависит, конечно же, от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ. Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке – все это помогает учащимся лучше усваивать трудный и порой «сухой» материал учебника. Различные методы и формы работы, педагогика сотрудничества тоже должны присутствовать на современном уроке.
Современный урок – это урок, расширяющий пространство образования личности, области и сферы взаимодействия, практико-ориентированный через формирование личностного смысла обучения, целеполагание и выбор, метапредметный (интегрированный урок).
Современный урок физики – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок. Актуальный урок, значит, важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам ребенка, его родителей, общества, государства. Помимо этого, если урок современный, то он обязательно закладывает основания для будущего, готовит ребенка к жизни в меняющемся обществе. Как же построить такой урок? Технологический процесс подготовки урока современного типа по-прежнему базируется на известных каждому педагогу этапах урока. Это: определение цели и задач; отбор содержания учебного материала; подбор методов и приёмов обучения; определение форм организации деятельности учащихся; подбор материала для домашней работы учащихся; определение способов контроля; продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся; подбор вопросов для подведения итога урока. Однако теперь преподаватель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности педагога и учащихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что преподаватель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать деятельность свою и деятельность ученика. Причем деятельность обучающегося представляется в трех аспектах: познавательной, коммуникативной и регулятивной. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному. На современном уроке физике основным методом обучения должен стать деятельностный метод, обеспечивающий системное включение ребенка в процесс самостоятельного построения им нового знания. Учитель в этом случае выступает как организатор поисковой деятельности учеников, он должен подвести детей к самостоятельному «открытию» нового для них знания. В ходе такого образовательного процесса у учащихся формируются необходимые общеучебные компетенции, формируется умение учиться. На современном уроке физики учитель предлагает задания, которые ориентированы на получение не только предметного, но и метапредметного и личностного результатов. К таким заданиям относятся продуктивные (творческие). Выполняя такие задания, учащиеся не найдут готовый ответ в учебнике, а значит учатся применять знания на практике, проектировать новые способы действий, формировать собственную жизненную позицию. Формулировка таких заданий звучит иначе. Например: 1. У вас в руках две пружины. Сможете ли вы найти отношение их жесткостей, имея в распоряжении только линейку?
2. Оцените жесткость собственного позвоночника, если утром вы на 2 – 3 см длиннее, чем вечером. Проверьте?
3. Почему с сумками в руках по скользкой дороге идти легче?
Выполняя такие задания, учащиеся применят имеющиеся знания в новой ситуации, связанной с реальной жизнью. Таким образом, в отличие от стандарта 2004 года, новые ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в основной и старшей школе и, в первую очередь учителя, обеспечивающего ее. Учителю необходимо изменить привычный образ мыслей и действий, структуру и стиль своей работы для обеспечения активной, самостоятельной, целеустремленной и результативной работы каждого ученика на уроке. Ему необходимо отказаться от центральной роли в учебном процессе и стать помощником ученика в достижении поставленных целей. Учитель сегодня – организатор процесса обучения, т.е. процесса взаимодействия ученика с объектом культуры. Он – консультант, помощник, управленец. В основе деятельности – управление – лежит рефлексивный подход. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, а деятельность на уроке физики организована так, что требует от него усилия, размышления, поиска. Школьник имеет право на ошибку, на коллективное обсуждение поставленных гипотез, выдвинутых доказательств, анализ причин возникновения ошибок и неточностей и их исправление. Такой подход делает личностно значимым процесс учения и формирует у школьника, как говорил психолог А.Н. Леонтьев, «реально действующие мотивы». Идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок физики, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
Современный урок физики – это урок, с которого не хочется уходить…
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала и технологии его подачи.
2. Пахомова Н.Ю. Методика учебного проекта в образовательном учреждении. – М. Просвещение. 2005 г.
3. Сергеев И.С. как организовать проектную деятельность учащихся. – М., Просвещение, 2005 г.
4. Просвещение, 1995.Вестник образования, науки и техники. Серия «Образование». Том 1. 2014 г. 190
5. Групповая работа школьников в обучении / Сост. Протасов И.Ф. – Новгород, 1989.
6. Завельский Ю.В. Как подготовить современный урок.// Завуч. 2000. №4. – с. 94- 97.
7. Зотов Ю. Б. Организация современного урока. – М.: Просвещение, 1984.
8. Конаржевский Ю. А. Анализ урока. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
9. Кульневич С.В. Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок. – Ростов н/Дону, «Учитель», 2001.