Укажите что недопустимо за столом чокаться на деловых приемах
Официальное застолье: правила этикета
Официальные завтрак, обед и ужин – это приемы с рассаживанием. Они считаются самыми почетными и торжественными видами застолий.
Кроме основных существуют такие формы, как коктейль, фуршет, ланч, бранч и кофейная пауза.
Знание правил этикета за деловым столом во время приема пищи на официальных приемах поможет вам произвести хорошее впечатление на окружающих и, возможно, расширить сферу «нужных» контактов.
Поведение за деловым столом
Предписанные нормы поведения на таких застольях следующие:
Коктейль
Обычно коктейль проходит стоя с 17:00 до 20:00. В общей сложности он длится около двух часов.
Приходить и уходить можно в любой час обозначенного времени, но только по субординации, то есть после отбытия почетных гостей и руководства.
Форма одежды — деловая, если специально не оговаривается.
На данном приеме общий стол обычно не накрывается, угощение разносят официанты. Напитки: коктейли, кока-кола, минеральная вода, соки. В конце встречи может быть подано шампанское и кофе.
Прием требует определенных навыков, поскольку держать в руках тарелку, бокал, салфетку, да еще обмениваться приветствиями, рукопожатиями и визитными карточками очень сложно. В этом случае вам пригодятся следующие рекомендации:
Фуршет
Время и продолжительность фуршета такие же, как на коктейле. Форма одежды — парадно-деловая.
Главное отличие фуршета от коктейля состоит в том, что закусок и напитков в данном случае больше.
На столах выставляются холодные закуски, выпечка, фрукты, спиртные напитки и салфетки. Гости обслуживают себя сами. В сфере деловых отношений фуршет считается одним из самых важных приемов.
Необходимо учитывать следующие рекомендации:
Банкет с шампанским и вином
Поводом для проведения банкета с шампанским может быть годовщина, корпоративное событие, открытие выставки, вернисаж или презентация.
Прием обычно утраивается в 12:00, но может проходить и в 13:00, и в 15.00. По продолжительности он занимает от получаса до часа. Прием проходит стоя.
Форма одежды — обычный деловой костюм. Особенность данного приема состоит в том, что, кроме шампанского, других напитков там не подают (за исключением минеральной воды и соков). Из закусок обычно (но не всегда) предлагают орешки, фрукты, маленькие тосты или пирожные.
Не рекомендуется:
Согласно этикету делового застолья форма одежды во время проведения банкета с вином – обычный деловой костюм.
Во время приема подают вина – белое и красное, крепостью до 12 градусов.
Закуски, соответствующие: к красному вину – бутерброды с мясными продуктами, к белому – рыбные.
Данный прием, как и предыдущий, занимает мало времени, не требует сложной подготовки и выглядит эффектно.
Такой прием становится все более популярным.
Ланч — это второй завтрак, однако его можно назвать и «обедом в полдень». Как правило, назначается на 13:00.
На такой обед обычно приглашают по телефону, но если это бизнес-ланч с важной персоной или серьезными деловыми партнерами, то надо послать приглашение.
Данный прием — прекрасная возможность поддержать отношения в неформальной обстановке, узнать партнера ближе, его интересы, увлечения, наладить с ним контакт.
Меню скромное: подаются всего два-три блюда. Рекомендуется обходиться без сложных блюд и без соусов.
Основные рекомендации по соблюдению правил этикета во время делового обед в полдень:
Бранч
Бранч – это нечто среднее между завтраком и ланчем. Отсюда и название Breakfast-Lunch. Этот неофициальный прием проходит в выходные дни.
Он предназначен для друзей с семьями, партнеров по бизнесу и коллег для общения в неформальной обстановке. Часто проводится за городом.
Прием почти будничного характера, без особого повода. Главная цель — общение.
Меню скромное: мясная и рыбная нарезка, яйца, сосиски, помидоры, сыр, масло и т. д. Подаются прохладительные напитки, соки, кофе, иногда вина.
К одежде не предъявляется строгих требований. Разумеется, на этом приеме будут неуместны вечерний макияж, духи и драгоценности.
Кофейная пауза
Кофейная пауза обычно проходит в свободной обстановке во время перерывов на совещаниях, конференциях и семинарах. Цель – немного расслабиться и отдохнуть.
Обслуживание, как правило, проводится с участием не менее двух человек.
Посуда — в зависимости от традиций компании и особенностей мероприятия — от фарфора до пластика.
Кофе может быть приготовлен в кофейных автоматах или разного рода кофеварках; допустим растворимый, который следует подавать в больших термосах.
Чашки сервируют заранее или подаются отдельно.
В первом случае ручка чашки повернута влево, а ложечка положена перед чашкой: этот способ сервировки называется «офисный деловой».
Для кофе-эспрессо полагаются маленькие чашечки из толстого фарфора и ложечка.
Бумажные салфетки обязательны, но если посуда подобрана правильно и налита по правилам, то прокладывать салфеткой блюдце и чашку нет никакой необходимости.
Кофе надо пить следующим образом:
Хороший тон на приеме кофе-пауза – подавать несколько видов чая. Идеально — 4 вида следующих сортов: черный, черный с бергамотом, зеленый и зеленый с жасмином.
Если подается чай в пакетиках, что допустимо, то их необходимо дополнять маленькими заварными чайниками или посудой для использованных пакетиков. Сахар должен быть порционным, в пакетиках (не рафинад).
Чайная чашка подается ручкой влево, а ложечка на блюдце — ручкой вправо или перпендикулярно к краю стола.
По правилам чай наливают на 1-1,5 см ниже края чашки. Сначала кладут лимон, потом сахар.
Чай надо пить следующим образом:
Деловой этикет: правила поведения за столом
Итак, идем в ресторан на деловое свидание. Инициатор встречи должен прийти немного раньше и выбрать удобный столик. Предпочтите место, где вы сможете более-менее спокойно поговорить – подальше от динамиков с музыкой, не на проходном месте. В назначенный час необходимо встретить гостей и проводить их к своему столику.
Обычно перед входом в зал посетители подходят к зеркалу. Здесь можно только убедиться, что у вас все в порядке и только слегка поправить прическу и одежду, это касается и мужчин, и женщин. Для устранения непорядка в своем внешнем виде удалитесь в туалетную комнату.
Согласно правилам этикета, сидя за столом, следует только запястьем опираться на его край. Девушкам позволительно ненадолго опереться на стол локтём. Нельзя играть приборами, сворачивать край скатерти, протягивать под столом во всю длину ноги. Следите за осанкой, не расставляйте локти и не склоняйтесь низко над тарелкой.
Полотняную салфетку, предназначенную для индивидуального пользования, следует развернуть и положить на колени. Во время еды такой салфеткой не вытирают губы, для этих целей пользуйтесь бумажной салфеткой, и лишь завершая приём пищи, полотняной салфеткой можно коснуться губ и вытереть пальцы.
Не отказывайтесь от какого-либо блюда, говоря, что оно не нравится или вредно. Откажись вежливо и без объяснений. Не следует чрезмерно наполнять рот, откусывать большие куски. Нельзя «чавкать», причмокивать и прихлёбывать. Есть и пить надо беззвучно.
Любой кусок, находящийся во рту, должен быть проглочен, даже если блюдо совсем не нравится. Выплёвывать можно только рыбные и фруктовые косточки. То, что это делать надо аккуратно, на край своей ложки или вилки, напоминать, наверно, не надо.
Хлеб из корзинки или тарелки берут руками и пальцами отламывают маленькие кусочки. Подсолить блюдо можно ложечкой из солонки, если её нет, берите соль кончиком своего ножа. Обмакивать в общую солонку свой кусок категорически запрещается.
Если суп очень горячий, не следует дуть или мешать его ложкой, лучше подождать, пока он остынет. Клёцки, лапшу, картофель в супе при необходимости размельчают краем ложки. Ложкой черпают от себя и подносят ко рту левым широким краем. Доедая суп, слегка наклоняют тарелку левой рукой от себя. Суповую ложку нельзя класть на скатерть или салфетку, по окончании еды её оставляют в тарелке. Если бульон подали в чашке с одной ручкой, его можно пить, как чай. Если чашка с двумя ручками, бульон следует есть ложкой.
Во время обеда и ужина блюда и закуски из мяса, сыр, колбасу, ветчину не принято класть на хлеб, сооружая бутерброд, не следует их сразу разрезать на мелкие части. Лучше отрезать кусочки постепенно, пользуясь при этом ножом и вилкой. Сливочное масло намазывают на хлеб или ветчину ножом. Перед этим кусочек масла из маслёнки кладут на край своей тарелки.
Сплошные «не» скажите вы. Не расстраивайтесь, можно: быть веселым, жизнерадостным, внимательным и даже остроумным!
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
ПОВЕДЕНИЕ ЗА СТОЛОМ
Главная и самая общая рекомендация, которую можно дать относительно поведения и манер во время присутствия на деловом приеме: постарайтесь сделать свое общество приятнымдля окружающих.
За столом совершенно недопустима неумеренная жестикуляция. Это может привести к тому, что вино прольется на чью-либо одежду, упадет и разобьется тарелка и т.п.
Все нормы и правила поведения за столом выработаны многими поколениями и в своей основе имеют, прежде всего, здравый смысл, а также правила гигиены, гуманное отношение к людям и т.п.
Постараемся рассмотреть основные правила поведения за столом с учетом того, что деловой этикет имеет некоторые отличия от этикета светского.
Так, например, имеет смысл придерживаться того темпа еды, который установился в целом за столом. Если кто-либо будет есть слишком быстро или слишком медленно, это обратит на него внимание окружающих и отвлечет их от главной цели делового приема, а главной целью, как уже говорилось, является установление и развитие деловых связей и партнерства. Манеры каждого участника приема должны быть таковы, чтобы присутствующие могли сосредоточить свое внимание именно на деловой стороне.
Не следует класть локти на стол (можно задеть соседа или его столовый прибор). На столе находятся только кисти рук, а локти, по возможности, прижаты к телу. За столом следует сидеть прямо, не наклоняясь над тарелкой.
Справочники по этикету рекомендуют не доедать с тарелки все до последней крошки. Однако этот совет нельзя принимать как догму. В Германии, например, сочтут, что блюдо гостю не понравилось, если он оставит часть его на тарелке.
Современные нормы этикета предлагают положить салфетку на колени, чтобы избежать порчи одежды из-за возможного попадания на нее пищи. Но практика показывает, что о салфетке забывают, и она оказывается под ногами сидящих или под столом. Поэтому можно, развернув салфетку, положить ее в произвольном виде справа от прибора, конечно, если позволяет место.
Еще несколько советов: на деловых приемах чокаться не принято. Уж если это делать, то только по отношению к ближайшим соседям по столу, остальных можно поприветствовать, слегка приподняв бокал, легким наклоном головы.
Представители принимающей гостей организации, т.е. хозяин (или хозяева, например члены Совета директоров), садятся первыми, чтобы создать непринужденную атмосферу, в которой приглашенным проще тоже сесть за стол.
Мужчина сопровождает женщину к столу, усаживает ее справа от себя, после чего может сесть сам. Право на внимание и помощь мужчины принадлежит женщине, сидящей справа от него, но женщина, сидящая слева, также не должна оставаться вне его поля зрения. Мужчина за столом должен оказывать одинаковые знаки внимания и знакомым женщинам, и женщинам, которым он не представлен.
За столом принято вести беседу. Если число участников приема небольшое, беседа бывает общей. Если число гостей более 30-40 человек, беседуют рядом сидящие. При этом не принято переговариваться через головы соседей: если очень нужно что-либо сказать соседу, сидящему через одного человека, надо это сделать, отклонившись назад, т.е. за спиной непосредственного соседа, а не перед его лицом.
При разговоре с одним соседом нельзя поворачиваться спиной к другому соседу.
Очень существенное напоминание: недопустимо вслух делать замечания о недостаточно хороших манерах кого-либо.
Нельзя также дуть на какое-либо слишком горячее блюдо с целью остудить его.
Следует подождать, пока предложат добавку, а не протягивать тарелку с просьбой об этом.
Нельзя пользоваться обратной стороной вилки или ножа.
По окончании обеда салфетку, не складывая ее, кладут на стол слева или справа от прибора.
Можно порекомендовать каждому из приглашенных не быть тем, кто встает из-за стола последним.
Нельзя промокать кусочком хлеба остатки соуса!
Если нет желания есть какое-либо блюдо, надо просто сказать: «Благодарю, не надо», а не пускаться в длительные объяснения относительно больной печени или слабого желудка, осведомляясь одновременно о их состоянии у соседей.
Нельзя давать никаких отрицательных характеристик подаваемым блюдам, но и излишнего восхищения демонстрировать не стоит; можно высказать похвалу, но умеренно.
Тема 9 ЭТИКЕТ ПИСЬМЕННОГО ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ И ОБМЕНА ДЕЛОВОЙ
ИНФОРМАЦИЕЙ ПО ФАКСУ
В современной деловой жизни присутствуют деловые письма, письма-напоминания, письма-уведомления, приглашения и тому подобные виды письменного общения.
В некоторых случаях деловой этикет рекомендует передавать информацию только в письменном виде: например, приглашение на деловой прием, поздравление с юбилейной датой и др.
Более того, в отдельных случаях это письменное сообщение может быть сделано обязательно от руки, например, выражение соболезнования никогда не печатается. Благодарность за поздравление (с повышением по службе, по случаю бракосочетания) тоже рекомендуется написать от руки.
Итак, минимальный перечень ситуаций в деловой жизни, которые принято сопровождать письменными сообщениями:
• поздравление (в связи с юбилейной датой, по случаю бракосочетания, получения нового служебного назначения, по случаю выигранного конкурса и т.п.); отметим, что с днем рождения письменно поздравляют только при наступлении круглой даты;
• соболезнования по соответствующему случаю (только от руки);
• выражение благодарности за прием (на следующий день), за подарок, за поздравления (лучше от руки);
• в других подобных случаях.
Подпись под деловым письмом всегда делается от руки; факсимиле в деловых письмах не допускается, так как свидетельствует о неуважении к адресату или об отсутствии к нему интереса.
Уважающая себя компания, которая испытывает подобные же чувства к своим клиентам, поставщикам и прочим корреспондентам, обязательно пользуется фирменной почтовой бумагой, на которой и пишутся деловые письма.
Вопрос о том, целесообразно ли дать право сотруднику пользоваться почтовой бумагой, где указаны не только название фирмы, но и фамилия, и должность сотрудника, решается руководством организации.
Однако следует заметить, что деловые письма могут быть выполнены и на обычной почтовой бумаге, без эмблемы фирмы, но писать письма на почтовой бумаге отеля, где остановился сотрудник организации, не следует, так как на бумаге будет эмблема отеля, а не фирмы, которую он представляет.
До сих пор мы говорили об общих правилах написания и нормативах оформления деловых писем. Дадим теперь некоторые рекомендации по их содержанию:
• Если в письме затрагивается несколько вопросов, они по смыслу должны быть отделены одно от другого.
• Деловое письмо должно быть предельно коротким, в этом случае оно лучше воспринимается.
Наиболее часто используются в деловой жизни следующие
виды деловых писем:
I. Резюме и письмо с просьбой о приеме на работу
привлечь внимание адресата и пробудить у него желание принять
Разница в том, что письмо обращено к конкретному лицу, от которого зависит решение, и надо обращаться к нему, либо используя титул (общепринятое обозначение должности): «Господин председатель», либо по фамилии: «Господин Кузнецов».
Прежде чем решить вопрос о том, какое обращение употребить в деловом письме с просьбой о приеме на работу, лучше всего позвонить в организацию и осведомиться у секретаря, какое обращение предпочитает человек, имеющий данную должность.
Основное содержание делового письма и резюме практически одинаковы:
3. Настоящее место работы; здесь же целесообразно указать и другие места работы, где соискатель работал ранее, но право выбора за ним: можно прежнее место работы не указывать, хотя это сузит, ограничит характеристику автора резюме (письма).
II. Письмо-заявлениеоб уходе
Некоторые организации практикуют увольнение сотрудника по собственному желанию только после написания им письма-заявления об уходе.
Письмо-заявление отличается более пространным текстом, поскольку принято указывать причину увольнения; заметим, что обычно называется причина, имеющая относительно благополучную психологическую окраску, например желание найти место работы ближе к месту жительства, чтобы тратить на переезды меньше времени; желание освоить новое направление работы и т.п.
Деловые приемы
Правила поведения на деловых приемах
На деловых приемах ваше поведение за столом многое говорит о вас и о том, как вы ведете бизнес. Оно показывает, как тщательно вы относитесь к деталям, которые должны быть неотъемлемой частью жизни любого служащего, желающего достичь конкурентоспособного уровня и сохранить его.
Условности, которые вы должны соблюдать во время приема, зависят от того, что это за прием и какова ваша роль в нем.
Так, например, существует ряд правил делового обеда.
1. Встречаясь с кем-то в ресторане, подождите в фойе, если только вас не попросили этого не делать.
2. Если вы первым сели за стол, подождите других и не заказывайте напиток.
3. Прежде чем сделать заказ, осторожно выясните у пригласившего вас человека, какую сумму он рассчитывает потратить, спросив у него: «Что вы порекомендуете?»
4. Заказывайте только основную пищу (салат, главное блюдо и напиток). Если пригласивший вас человек предлагает аперитив или десерт — закажите.
5. Салфетку следует положить на колени после того, как все рассядутся за столом. Она может быть сложена пополам. В конце еды салфетку следует положить на стол справа от столового прибора.
6. Прежде чем насладиться едой, следует подождать, пока не будут обслужены все сидящие за столом.
7. Общие блюда вначале предлагайте другим и только затем кладите еду себе. Прежде чем обслужить себя, предложите еду, находящуюся ближе всего к вам, соседу слева.
8. Передавайте еду вправо, против часовой стрелки. Такой порядок соответствует правилам размещения за столом, где гость сидит справа от вас.
9. Кушайте в том же темпе, что и человек, с которым вы обедаете.
10. Твердая пища должна находиться слева от вас, жидкая — справа.
11. Приборами пользуются в соответствии с их расположением, начиная с крайних и кончая теми, что находятся рядом с тарелкой. Если вы время от времени перестаете пользоваться прибором, то кладите его только на край тарелки, но никак не на скатерть.
12. Если в салате оливки с косточкой, как следует поступать? Для подобных случаев запомните правило: то, что попадает в рот с помощью столовых принадлежностей, с их же помощью и удаляется изо рта. Вынутая с помощью вилки или ложки косточка кладется на край тарелки.
14. Если вам необходимо выйти из-за стола на короткое время, то делайте это во время смены блюд. Оказавшись в такой ситуации, положите вашу салфетку на стол слева от вашего столового прибора. Это еще один знак для официанта, что вы еще не закончили есть.
15. По окончании еды оба прибора кладут на тарелку параллельно.
В организации делового обеда есть также свои подводные камни. Весьма опасно:
1. Показать, что вы не умеете правильно вести себя за столом: это подорвет ваш престиж.
2. Наболтать собеседнику лишнего о подробностях своей личной жизни: это разрушит ваш профессиональный имидж.
3. Выпить слишком много спиртного: люди могут подумать, что у вас не все гладко по этой части.
В деловой жизни в последние годы очень распространенным стал прием типа а ля фуршет. Этот тип приема имеет свои особенности, которые делают его привлекательным как для устроителей, так и для приглашенных.
На фуршет возможно пригласить значительно больше гостей, чем на обед с рассадкой за столом, проводимый в том же помещении. Большинство деловых людей ценит демократичность, мобильность общения, менее официозную атмосферу, которые характеризуют правила, регламент этой формы приема. Гости, не связанные рассадкой за столом, ее иерархичностью, как на официальных торжествах, свободны в своем выборе места расположения, интересных для себя собеседников. Фуршетный прием создает его участникам прекрасные условия для установления новых знакомств, для закрепления и углубления деловых и личных отношений.
На фуршет, как на большинство приемов без рассадки за столом, не обязательно приходить к самому началу. Нормальным считается пребывание на приеме до 1,5 часов. Первые гости собираются в течение 15-30 минут. Приход на прием в начале и уход с него в конце принято считать выражением особого уважения к хозяевам. Позднее прибытие и ранний уход (без уважительных причин) рассматриваются как желание гостя подчеркнуть натянутое отношение с устроителями приема.
Грубым нарушением этикета считается прибытие на прием сотрудников представительств, фирм и т. д. позже своего руководителя. Разъезд гостей происходит в обратном порядке: первым уезжает руководство, а за ним в порядке старшинства остальные сотрудники этих организаций.
Придя на прием типа а ля фуршет, надо прежде всего отыскать хозяина и хозяйку, поздороваться с ними. Уходить разрешается не прощаясь в любое время, в рамках указанного в приглашении порядка.
А ля фуршет по-французски означает «на вилке», т. е. на столе должна быть закуска, которую можно брать только вилкой, и нет еды, которую нужно резать ножом.
На приемах без рассадки так же, как и на обеде, следует уметь вести себя достойно, сочетая обязательное соблюдение этикета с приятной непринужденностью.
1. Не навязывать, пользуясь ситуацией, свое общество малознакомым людям, известным деятелям, старшим по положению, иностранным гостям.
2. На подобных приемах не принято вести переговоры об условиях контракта, деньгах и т. п., по которым не удалось найти общих позиций во время официальных встреч. Так, например, в Англии нельзя обсуждать дела после работы, в том числе и на приемах.
3. Не следует обсуждать острые политические, религиозные, национальные вопросы, а также свои личные проблемы.
4. Распространенной ошибкой является стремление представителей приглашающей стороны группироваться и обсуждать свои дела, вместо того чтобы быть гостеприимными хозяевами, уделять внимание приглашенным, помогать им освоиться.
5. Хозяину приема обязательно успеть перекинуться словом с каждым из присутствующих, чтобы каждый почувствовал себя значительным лицом.
6. Беседа с конкретным собеседником не должна продолжаться более 10 минут, так как у интересующего вас собеседника могут быть свои планы на контакты в этот вечер.
7. Гости обслуживают себя сами — подходят к столам, берут себе в левую руку тарелку, на нее кладут вилку, набирают закуски и отходят, чтобы с этой же целью смогли подойти другие. Для того чтобы правая рука была свободна, разумно не переполнять свою тарелку закусками, а оставить на ней место для рюмки.
8. Если вы хотите попробовать другую закуску, нужно просто подойти опять к столу, взять чистую тарелку и вилку.
9. Использованные тарелки, бокалы либо забирают официанты, либо гости оставляют их на специально подготовленных подносах и столиках.
Обед-буфет (шведский стол)
Участники буфетного обеда обслуживают себя сами: берут левой рукой салфетку, на которую ставят тарелку с предварительно положенными на нее ножом и вилкой, а затем накладывают на тарелку кушанья. Правой рукой берут бокал с вином, соком или каким-либо другим напитком. Может быть организовано обслуживание с помощью официантов.
Наполнив тарелку, гости отходят от стола и рассаживаются за маленькими столиками. Можно расположиться также на диванах, в креслах, стараясь сесть с теми людьми, с которыми необходимо поговорить.
Вина, коктейли и другие спиртные напитки выставляются на буфетных стойках и столах, их наливают официанты.
Требования к внешнему виду на деловых приемах
Этикет и деловой протокол требуют, чтобы деловые люди, отправляясь на прием, строго следовали их правилам.
1. На все приемы, начинающиеся до 20.00, мужчинам можно надевать костюм любого неяркого цвета. На приемы, начинающиеся после 20.00, рекомендуется надевать костюм черного или темного цвета. Иногда в приглашении указывается форма одежды.
2. Пиджак должен быть застегнут на все пуговицы, кроме нижней, которая не застегивается никогда. Расстегнуть пиджак можно во время завтрака, ужина, обеда, т. е. сидя за столом или в кресле.
3. На все виды приемов рекомендуется надевать белую рубашку с крахмальным или мягким воротником и с галстуком любого, но не яркого или черного цвета. Последний надевается только в знак траура или, если это положено, к форменной одежде.
4. Для строгих костюмов рекомендуется надевать полуботинки или ботинки темно-коричневого или черного цвета. На приемы нельзя надевать сандалеты или сандалии, ботинки на толстой подошве, спортивную обувь. Лакированные ботинки надеваются только к смокингу.
5. Цвет мужских носков должен быть темней цвета костюма. Носки должны быть без рисунка.
6. Женщине, приглашенной на дневной прием и коктейль, рекомендуется надевать одежду строгих, скромных линий и умеренных тонов — обычной длины платье, платье-костюм или костюм, если нет других указаний в приглашении. На приемы, начинающиеся после 20.00, рекомендуется надевать вечернее платье (более нарядное и открытое).
7. Туфли у женщин должны быть выходные — из кожи, замши на любом удобном каблуке. Вечерние туфли могут быть из цветной кожи, плотных шелков, парчи и т. д. Сумочка должна быть маленькой.
Если форма одежды указывается в приглашении («White tie» — белый галстук, что означает — фрак, «Black tie» — черный галстук, т. е. смокинг; «Evening dress» — вечерняя одежда, что также означает фрак), выполнение этого требования является обязательным. Дамы в таких случаях должны быть в вечерних туалетах. Туалеты дам должны быть изящными, но скромными. Умение сочетать элегантность с простотой ценится больше всего. Не рекомендуется приходить на приемы с большим количеством ювелирных украшений.
Как преодолеть страх перед общением
Многим людям трудно чувствовать себя свободно на общественных мероприятиях. Исследования показывают, что более 40% всех взрослых людей в той или иной степени волнуются, находясь в обществе, особенно среди незнакомых людей (75% опрошенных).
Поэтому специалисты рекомендуют, прежде чем пойти на деловую встречу, составить план действий. Представьте, какие люди могут быть на этой встрече и о чем вы будете говорить с ними.
Следите за языком движений. Человек, стоящий одиноко, может разделить вашу компанию. Можно также подойти к группе из трех или более человек.
Если вы не знаете никого на встрече, проявите инициативу. Например, подойдите к группе людей, поведение которых показывает, что они готовы принять в свою компанию еще кого-то, скажите: «Я здесь никого не знаю, поэтому думаю, что мне лучше представиться. Меня зовут. «.
Сразу же установите контакт. В короткой беседе обязательно покажите, что искренне интересуетесь вопросами, которые задаете. В группе людей следует находиться не более 10 минут и затем двигаться дальше. Этого времени вам достаточно для того, чтобы провести короткую беседу и не быть назойливым.
Отходите от группы тактично, извинившись сразу после того, как закончили говорить вы, а не кто-то другой.
Если вы не входите в группу лиц, которой поручено после мероприятия привести все в порядок, то не покидайте встречу в числе последних гостей. Пусть лучше сожалеют о вашем уходе, чем о том, что вы слишком задержались.
Приходить на деловой прием следует точно в назначенное время. Если нет нагрудных бирок с именами и фамилиями (бейджей) и к вам подходит человек, имя которого «крутится» у вас в голове, вам проще заново представиться, назвав себя, и протянуть руку для рукопожатия. Если вы сделаете это, то другой человек, возможно, поступит таким же образом.
Общаться следует как с теми, кто вам знаком, так и с теми, кого вы не знаете.
Интересно, что новым явлением в найме на работу, особенно топ-менеджеров, становится «испытание ужином». Кандидат для собеседования приглашается в ресторан. Так, директор по развитию розничной сети «Термоклуб» Максим Маркушев за ужином расспрашивает кандидата о жизни и присматривается к его поведению. Если соискатель не в меру болтлив или злоупотребляет спиртными напитками, то директор может и отказать ему в месте. Председатель совета директоров компании «Паркет Холл» А. Линер окончательное решение о найме топ-менеджера также принимает в ресторане: «Ресторан необходим для того, чтобы проверить, знает ли кандидат деловой этикет».