Укажите что было характерно для энеолита
Энеолит
1. Достижения энеолита
В IV тыс. до Р.Х. человек одомашнил азиатского буйвола — сильного и опасного зверя, который стал не только источником мяса и шкур, но и незаменимой тягловой силой. Использование плуга и тягловых животных положило начало пашенному земледелию. Тогда же была приручена лошадь и верблюд. Люди начинаю выращивать виноград и осваивают виноделие. В III тыс. до Р.Х. в Египте была одомашнена медоносная пчела, начало развиваться пчеловодство. В это же время в Китае был одомашнен тутовый шелкопряд.
2. Первое общественное разделение труда
Сравнительно высокая продуктивность сельского хозяйства позволила одним племенам целиком перейти к пашенному земледелию, а другим полностью сосредоточиться на скотоводстве. Возникло первое великое общественное разделение труда. Неизбежным следствием его стал, во-первых, интенсивный обмен продуктами между различными племенами и, во-вторых, межплеменные войны, которые случались теперь гораздо чаще, чем в более ранние эпохи.
В эпоху энеолита роль мужчины в общественном производстве (будь то земледелие или скотоводство) заметно возросла. Не менее важной была его роль как воина-защитника. Руководящая роль в родах постепенно переходит к мужчинам. Счет родства также начинает вестись по мужской линии. На смену матриархату приходит патриархат. Впрочем, это явление не было повсеместным.
4. Соседская община
5. Военная демократия
Появление избыточного продукта становится источником межплеменных конфликтов. Грабительская война превращается в особый вид промысла. Изобретается высокоспециализированное вооружение, строятся укрепления. В этих условиях племенная организация получает преобладание над родовой. Резко возрастает роль военного вождя. Складывается более высокая степень организации – союз племен. Объединение могло происходить как путем добровольного соглашения, так и путем подчинения нескольких независимых племен племенем-гегемоном. Родовая демократия сменяется военной – высшим органом становится собрание мужчин-воинов всего племени.
Из среды воинов-общинников постепенно выделяется прослойка дружинников, которые рвут с производительным трудом и превращают войну в свою профессию. Они содержались обычно на средства военных предводителей и являлись реальной опорой их власти. Сама эта власть делается наследственной.
7. Эксплуатация и общественные классы
Наличие излишков производства сделало возможным содержать пленных, захваченных в войнах, и использовать их на работах. Так появляются рабы, в число которых начинают попадать также соплеменники, попавшие в долговую кабалу. Поначалу рабы использовались в домашнем хозяйстве больших патриархальных семей, где их положение было сходно с положением младших членов семьи. Но постепенно формы рабства ужесточались. Оно становится пожизненным, а потом и наследственным. Этот институт приобретает общественное значение. Рабов начинают использовать на строительстве ирригационных сооружений, общественных зданий, храмов. Само положение их ухудшается. Рабы не имели собственности, не могли вступать в брак, хозяин получал над ними полную власть, вплоть до продажи и убийства
8. Появление городов-государств
Весь комплекс перечисленных причин естественным образом привел к образованию в конце IV тыс. до Р.Х. первых городов-государств. Соплеменники (или представители нескольких племен-союзников) возводили укрепления и становились членами городской общины. К городу тянулись деревни с возделанными полями. Власть сделалась публичной: военный вождь превратился в царя, родовая аристократия – в знать, дружина – в войско. Появились и другие институты государственного строя, никак не связанные с родовой организацией: чиновники, суд, полиция и пр. Но поскольку строительство укреплений и оросительных систем требовало периодического коллективного труда, соседская община сохранялась еще долгое время.
Общая характеристика энеолита.
Первый период эпохи металла называют энеолитом. Термин переводится как меднокаменный век. Этим хотели подчеркнуть, что в энеолите появляются медные орудия, но преобладают каменные. Даже в развитом бронзовом веке продолжают производить многочисленные орудия из камня. Из него делали ножи, стрелы, скребки для обработки шкур, вкладыши серпов, топоры и многие другие орудия. Время преобладания металлических инструментов было еще впереди.
— возникновение древнейшей металлургии.
— Различают четыре этапа развития металлургии:
2) плавление самородной меди и отливка простых изделий в открытые формы.
3) выплавка меди из руд. Открытие выплавки датируют VI тысячелетием до н. э. Считают, что оно произошло в Передней Азии.
4) эпоха – бронзовый век в узком смысле слова. На этом этапе изобретают искусственные сплавы на медной основе, т. е. бронзы.
Установлено, что применять металл первыми начали, как правило,
племена, основу хозяйства которых составляло земледелие или скотоводство, т. е. производящие отрасли. Это вполне согласуется с активным характером деятельности металлурга. Металлургия в известном смысле может рассматриваться как отрасль производящего хозяйства.
Каменное приходилось заменять, а медное можно было наточить. Поэтому из меди сначала делали украшения и мелкие колющие и режущие орудия — ножи, шилья. Топоры и другие орудия ударного действия не делали еще и потому, что не знали упрочняющего действия наклепа (проковки).
— в эту эпоху, открывающую бронзовый век, широко распространяется земледелие, которое у ряда племен становится основной формой хозяйства. Оно господствует на огромной территории от Египта до Китая. Это земледелие в основном мотыжное, но уже тогда начинает развиваться и подсечное земледелие невозможное без металлического топора. Главное содержание прогресса в энеолите — изобретение металлургии, дальнейшее расселение человечества и распространение производящего хозяйства. Но это не значит, что земледелие составляло единственное занятие энеолитических племен. К энеолиту относят и ряд скотоводческих и даже охотничье-рыболовецких культур. В эпоху энеолита был изобретен гончарный круг, а это означало, что человечество подошло к порогу классообразования.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Укажите что было характерно для энеолита
Глава четвёртая. Энеолит
Довольно позднее появление бронзы понятно: она является сплавом меди и олова. Трудно было открыть такой сплав и оценить его превосходство, тем более что олово в природе встречается не так часто. Но медь, во-первых, слишком мягка, во-вторых, её температура плавления трудно достижима для древних людей. Поэтому медные орудия не только не могли вытеснить кремнёвых, но были в течение медного века сравнительно редки.
Медные орудия делались сначала из самородной меди. Наиболее древние из них изготовлены путём холодной обработки ударами: медь считалась одним из видов камня. Но в конце концов (в IV тысячелетии до н. э.) люди узнали (может быть, сначала случайно, при разведении костра), что металл обладает драгоценным свойством: превращается при сильном огне в жидкость и может при этом принять любую форму, сохраняя её при застывании. Так началась металлургия.
Подобные поселения раньше, чем в других странах, возникли в Двуречье и в Египте. Первобытные древности обеих этих стран, дошумерские в Двуречье, додинастические в Египте, датируются IV тысячелетием до н. э. Для них характерны все перечисленные признаки. Расписная керамика Двуречья покрыта обычно клетчатыми узорами. Расписная керамика Египта отличается сюжетностью росписи.
Все перечисленные признаки поселений расписной керамики прослежены в Китае, Иране, Средней Азии (Анау в Туркмении), крайне (Триполье), Румынии, Болгарии, Югославии, Греции и т. д.
Впрочем, надо оговориться, что для энеолитических поселений примитивных земледельцев расписная керамика типична в большинстве стран, но не всюду. В Германии, Франции и некоторых других странах Европы расписной керамики нет, но там тоже распространены подобные поселения. Для них там характерна ленточная керамика, т. е. с нарезным узором, расположенным лентами. В дунайских странах и на крайнем западе Украины (верховья Днестра) встречаются обе керамики, при этом оказывается, что расписная связана с несколько более высоким уровнем развития. В подобных поселениях Закавказья (см. ниже) керамика не расписная и не ленточная.
В советское время систематические раскопки решили спор путём сплошного вскрытия этих сооружений на больших площадях. Площадки оказались несомненными остатками жилых домов, пол и стены которых были обмазаны толстым слоем глины. Решению спора помогли сами первобытные обитатели этих посёлков, изготовившие ряд глиняных моделей таких жилищ, очевидно, с культовыми целями. В модели, найденной в селе Сушковке (длина её 26 см), вылеплена даже фигурка женщины, работающей внутри дома на зернотёрке. Там же вылеплены зернотёрки на подставке, печь, несколько грушевидных сосудов для зерна. Всё это точно соответствует по форме и расположению зернотёркам, печам и большим грушевидным сосудам, находимым при раскопках. Есть и вторая столь же сложная модель, найденная в селе Попудне. Там тоже женщина работает на зернотёрке, и её окружает такая же обстановка. Другие подобные модели не имеют таких деталей, но тоже точно передают общий облик прямоугольного глинобитного дома. От такого дома оставались при разрушении плотные слои глины, названные в археологии площадками и оставшиеся непонятными при замкнутых небольших раскопках старых археологов.
Трипольский посёлок состоял из таких домов, расположенных по окружности с площадью посредине. Каждый трипольский посёлок соответствовал, по-видимому, одному роду, дома в нём исчисляются десятками, а жители сотнями. Круглая площадь посредине служила общему родовому хозяйству. Там помещался загон для скота. Высказано предположение, что на этой площади происходили собрания, празднества и обрядовые пляски.
Рис. 15. Предметы из трипольских поселений
На глиняном полу дома встречаются глиняные сооружения: печи, скамьи, лежанки, жертвенники и подставки для зернотёрок. Часты во всех жилищах хлебные зёрна. Представлены три злака: пшеница, ячмень, просо.
Медных орудий очень мало, и это преимущественно топоры. Они невелики, плоски, книзу расширены и явно подражают формам каменных полированных топоров, уплощённых и тоже расширенных книзу (без сверлин). Древнейшие медные орудия вообще иногда подражают формам, выработанным в камне. Встречаются ещё медные четырёхгранные шилья и медные небольшие колечки. Бронзы вовсе нет.
Из орудий труда наиболее интересны кремнёвые, хорошо ретушированные, криволинейные серпы и каменные полированные мотыги. Серп во всех странах появляется вместе с древнейшим земледелием. Кривизна лезвия для него обязательна: иначе он не справится со своей задачей. Наряду с цельными кремнёвыми серпами у трипольцев были серпы из кремнёвых вкладышей. Мотыги делались также из оленьих рогов. Всё говорит о преобладании земледелия. Зернотёрок очень много в каждом доме. Из кремнёвых орудий есть ещё скребки и ножи. Скотоводство было тесно связано с земледелием. Трипольцы разводили коров, свиней и овец.
Три злака: пшеница, ячмень и просо, встречаемые в трипольских жилищах, были в это время известны во многих странах Европы и Азии. Обычно все эти три злака встречаются вместе. В диком виде они в Европе не росли и проникли сюда, вероятно, с гор, разграничивающих Среднюю Азию и Индию, где поныне известны их дикие сородичи. Но ещё не удалось выяснить, когда и как они распространились оттуда по другим странам. Во всяком случае это произошло на заре земледелия. Серьёзное земледелие без злаков и невозможно, а другие злаки введены в культуру гораздо позже.
Рис. 16. Зернотёрка
Вопрос о происхождении домашних животных решается иначе. Предки домашних коров, овец, свиней, лошадей были в диком состоянии распространены в очень многих странах Европы и Азии, поэтому и приручение их могло одновременно произойти во многих центрах.
Глиняные трипольские статуэтки почти всегда изображают женщин, мужские фигурки редки. Женских статуэток найдено много сотен. Они условны и схематичны в отличие от реалистических женских статуэток палеолита. Причины такой разницы в стиле пока неизвестны. Женские признаки старательно подчеркнуты. Есть и скульптурные изображения животных, обычно быков, но они не так часты.
1 ( И. В. Сталин, Соч., т. 1, стр. 340.)
Трипольская керамика в большинстве совсем уже плоско- донна, что обусловлено распространением плоского обеденного стола и плоского печного пода. Только эти причины могли вызвать переход от круглодонных сосудов к плоскодонным, происходивший в разных областях в разное время. Энеолитическая керамика всюду отличается от неолитической своей значительной диференциацией, что вызвано развитием земледелия и скотоводства. Трипольские керамические формы разнообразны. Характерны большие грушевидные сосуды для зерна. Есть маленькие чашечки. Встречаются специальные глиняные крышки для сосудов. Роспись керамики производилась минеральными красками: красной, чёрной и белой. Узоры чаще всего спиральные; реже встречаются символические изображения солнца, фигуры животных и человекообразные большеглазые лики. Заключительная эпоха истории трипольских поселений относится уже к бронзовому веку (см. ниже).
Энеолит столь же ярко представлен в Анау, близ Ашхабада, в Южной Туркмении. Там находятся холмы, образовавшиеся на ровном месте из культурного слоя, накопленного за много веков. В основном они состоят из развалин глинобитных домов. Когда такой дом разрушался, на его остатках воздвигался другой такой же и т. д.; холм тем самым рос. Холмов в Анау два, северный и южный, расстояние между ними полкилометра. К энеолиту относится северный холм, он делится на два слоя: нижний (Анау I) толщиной в 14 м и верхний (Анау II) толщиной в 5 м.
Рис. 17. Сосуды. Анау I
Рис. 18. Черепки. Анау I и Анау II
Можно утверждать, что одежды в Анау сделаны были уже из тканей. Доказательством этого являются находки пряслиц. Так называются хорошо знакомые всем археологам каменные или глиняные кружки. Пряслице надевалось на веретено, чтобы сделать нижний его конец устойчивым и обеспечить равномерность вращения. Эти предметы принадлежат к самым частым находкам при раскопках поселений энеолита, бронзового века и железного века. Глиняные пряслица, встречаясь часто уже в Анау I, свидетельствуют, что энеолитические обитатели Средней Азии умели прясть и имели нитки, а следовательно, были знакомы и с примитивным ткачеством. Ткани не сохранились, они могли быть шерстяные или льняные. К IV тысячелетию до н. э. восходят вообще древнейшие ткани в мире.
Анау II относится в основном к III тысячелетию до н. э. Кремнёвые орудия по-прежнему преобладают, но медные уже довольно обычны: среди них имеются не только мелкие (шилья и т. д.), но и крупные (кинжалы). Встречаются также медные булавки и бусы. Бусы делались ещё из сердолика и других цветных камней. Значение скотоводства при сохранении земледельческого хозяйства выросло. Вслед за коровами, овцами и свиньями приручены были лошади и верблюды. Орнамент расписной керамики стал немного сложнее и окраска пестрее. В разных комбинациях применялись краски чёрная, коричневая, фиолетовая, красная и т. д. Когда на северном холме Анау жизнь кончилась, возник южный холм, речь о нём будет ниже.
Рис. 19. Медный кинжал. Анау II
Рис. 20. Древнеямный сосуд
Энеолит представлен на огромном пространстве поселениями первобытных земледельцев. Но, конечно, были тогда и другие виды хозяйства. Выше уже шла речь о неолитических стоянках того же времени. Даже непосредственными соседями трипольцев были охотничьи племена, курганные погребения которых до нас дошли.
Ниже будет рассказано о курганах со скорченными и окрашенными костяками, характерных для бронзового века наших степей (низовья Дона, Днепра и Волги). Но наиболее древние из этих курганов, так называемые древнеямные, относятся к энеолиту. Это самые ранние погребальные насыпи Восточной Европы, да и во всём мире более древних курганов нет. Они относятся к III тысячелетию до н. э.
Простые подкурганные могильные ямы дали эпохе имя; впрочем, этот термин очень случаен, ямы и во всех позднейших курганах обычны. Инвентарь древнеямных погребений беден, часто вовсе нет вещей. Встречаются кремнёвые треугольные стрелы, скребки, ножевидные пластинки. Меди мало; она представлена ножами и шильями. Глиняные сосуды все кругло донны или остродонны в отличие от плоскодонных сосудов земледельцев. Орнамент, если он есть, гребенчатый по верхней части. Кости животных, встречаемые в погребениях, свидетельствуют о подавляющем преобладании охоты над скотоводством. Они все почти принадлежат диким животным: оленю, зайцу и т. д. Домашних животных почти нет, только в трёх курганах (один донецкий и два волжских) встречены кости овцы. В пищу употреблялись моллюски; в курганах находятся иногда кучи раковин. В одном днепровском кургане такая куча имеет 1,5 м в диаметре. В конце III тысячелетия до н. э. древнеямные курганы были сменены так называемыми катакомбными курганами, принадлежащими уже скотоводам бронзового века.
Энеолит
Период 4-3 тысячи лет до нашей эры, когда люди узнали, что такое медь, и научились ее обрабатывать, называется медно-каменным периодом – энеолитом. Люди того периода внешне уже ничем не отличались от современных людей, они знали, что такое огонь, использовали самостоятельно изготовленные орудия труда, строили жилища, которые были аналогами домов, и жили в них.
Неолитические культуры, которые были обнаружены на территории современного Китая сильно отличаются на севере и на юге страны. Результаты раскопок показывают, что на Севере Китая и в Монголии люди, жившие в эпоху энеолита, преимущественно занимались собирательством и лишь отчасти земледелием. Основу хозяйственной деятельности здесь составляли охота, скотоводство и рыболовство. Из домашних животных люди разводили свиней и собак. Общины постоянно кочевали, т.е. переезжали с места на место. Земледелие здесь стало развиваться только во 2-1 тысячелетиях до н.э.
На юге современного Китая жили люди, которые раньше освоили земледелие, видимо, вследствие благоприятного для этого климата и природных условий. В Тибете население выращивало рис.
Следы древних людей эпохи энеолита были найдены в Египте и в Ливии. Здесь люди выращивали ячмень и некоторые экзотические культуры: эннер и сорго. Сначала они занимались рыболовством и охотой. Землю они тали обрабатывать позже. В качестве домашнего скота люди разводили коров, коз и овец. В качестве орудий труда люди использовали топоры тесла, которые делали из камня.
Человечество впервые встретилось с металлами и осознало их полезные свойства достаточно давно, еще в эпоху первичной колонизации мира за пределами Африки, около 40 тысяч лет назад. Однако умение использовать металлы для изготовления орудий труда и секреты их выплавки появились гораздо позже, во время так называемого халколита, медно-каменного века, начавшегося примерно 7-5 тысяч лет назад.
Кстати, почему в связи с медным веком мы вспоминаем только Мидию (Арисман)и Фракию? Не забудьте, что еще есть убедительнозвучащий остров Кипр, чьё название либо означает «медный», либо, наоборот, перенесено с этого топонима на название металла (лат. cuprum).
Разделы страницы о медно-каменном веке Евразии:
Также смотрите книги и статьи по истории индоевропейцев и индоевропейских народов.
Энеолитические культуры Европы и Азии 5-3 тыс. до н.э. (список)
Энеолит или медный век охватывает период между V и III тысячелетиями до н.э. на Ближнем Востоке и в некоторых частях юго-восточной Европы. Несмотря на то, что археологи находят следы изготовления медных инструментов в этот период, он по-прежнему считается частью неолита (каменного века), поскольку большинство инструментов, изготовленных в то время, были сделаны из камня.
Энеолит Западной Азии
|
Гасульская культура (3800—3350 лет до н.э.)
Для гасульского периода характерны небольшие посёлки людей, занимавшихся смешанным земледелием, которые мигрировали на юг из Сирии на территорию современного Израиля. Типовой памятник, Тулайят аль-Гасуль, находится в долине реки Иордан невдалеке от Мёртвого моря, и был раскопан в 1930-е годы. Дома имели трапециевидную форму, строились из кирпича-сырца. Стены покрывались интересными многоцветными рисунками. Керамика была весьма искусной, и включала «бокалы» (чаши на ножке) и роговидные кубки, что свидетельствует о производстве вина. Обнаружены несколько примеров расписной керамики, где роспись была выполнена по лощёной, но ещё не высохшей глине. Также гасульцы занимались плавкой меди.
Гасульский культурный период выявлен во многих других местах на территории современного юга Израиля, особенно в окрестностях города Беэр-Шева. Гасульская культура имеет много общего с амратийским этапом додинастического Египта (известен также как Накада I).
Возможно, гасульская культура в результате торговли с минойской культурой на Крите приобрела с ней некоторое сходство в изделиях — например, характерные сосуды для масла, так называемые «птичьи амфоры».
Гасульская культура заменила культуры Минхата и Ярмук. Предполагается, что гасульская культура развилась частично в результате слияния носителей культуры докерамического неолита B в долине реки Амук с носителями культуры Минхата и кочевыми скотоводами Аравии.
По-видимому, гасульская культура легла в основу более поздней Ханаанской цивилизации, где достижения эпохи халколита легли в основу характерной для Средиземноморья смешанной экономики с интенсивным натуральным хозяйством, основанным на выращивании садовых фруктов и овощей, массовом выращивании злаков, сезонных переселениях и кочевом скотоводстве, а также коммерческой культивации виноградного вина и оливок. Антропологически изображения артефактов данной культуры свидетельствуют о переднеазиатском происхождении её носителей.
Энеолит Западной и Центральной Европы
Энеолитические культуры Европы:
Культура Винча (4500-3000 лет до н.э.)
Культура воронковидных кубков (4000-2700 лет до н.э.)
Для этой культуры характерны укрепленные поселения, в основном расположенные на мысах рек. Дома на одну семью, наполовину углубленные в землю, строились из плетня, обмазанного глиной. В хозяйстве пахотное земледелие сочеталось с придомным скотоводством. Из-за истощения почв поля приходилось часто сменять и переселяться, но на небольшие расстояния. Люди выращивали пшеницу и ячмень, разводили овец, коз, свиней, крупный рогатый скот и лошадь. Занимались также охотой и рыболовством. Использовали повозки на массивных деревянных колесах [сплошных как в Китае?], везомые волами. Основные орудия и наконечники стрел изготовляли из кремня, топоры — из более мягких пород камня, а изредка в небольшом количестве импортировали с юга плоские топоры из меди и некоторые медные украшения.
Могильные сооружения – как курганные, так и грунтовые, а из камня сооружались мегалиты: дольмены и коридорные гробницы. Покойники лежали вытянутые на спине, изредка применялась кремация. Устраивались также крупные культовые центры, а один из обрядов состоял в утоплении каменных топоров в водоемах (где их теперь и обнаруживают тысячами).
Как для большинства археологических культур, происхождение КВК сложное. В формировании этой культуры приняли участие культуры эртебёлле (мезолитическая северная), лендельская (неолитическая южнее), полгарская, возможно, михельсбергская и др. Во всяком случае ген, позволяющий усваивать лактозу и потреблять молоко, усвоен от пришельцев с юга вместе с неолитом. Откуда индоевропейская основа языка (если она была) – от них же или от местного мезолитического населения, неясно.
Из КВК традиции ведут в культуру шнуровой керамики, шаровидных амфор и др. КВК одновременна с развитой трипольской культурой Украины.
Культура воронковидных кубков развивалась более полутора тысяч лет, при этом пережила естественные этапы зарождения, расцвета и упадка. Впечатляет не только временной, но и территориальный масштаб индоевропейского культурного и этнического плацдарма на севере Европы в IV–III тыс. до н. э. Если на западе культура была распространена на юге Скандинавии, в Дании и Голландии, то восточные ее рубежи достигали земель Волыни и Галиции на западе Украины. При этом южная граница культуры захватывала Чехию и шла отрогами Карпатских гор, служивших естественным барьером, делившим в IV тыс. до н. э. индоевропейцев и средиземноморцев.
На поздних этапах развития культура воронковидных кубков распространилась в Моравии и Нижней Австрии. Население занималось земледелием и скотоводством, никогда при этом не оставляя охоты и рыбного промысла. Болота Дании сохранили для нас памятники культуры воронковидных кубков в виде двух домов длиной 80 м, шириной 6, 5 м, сооруженных из дерева. Между домами пролегала замощенная камнем улочка шириной 10 м. Внутри дома поделены перегородками на помещения по 3 м шириной.
Эволюцию культуры можно наблюдать помимо керамики и в создании погребальных сооружений. Если в IV тыс. до н. э. на территории, занятой культурой, хоронили в одиночных грунтовых могилах, то первая половина III тыс. до н. э. характерна сооружением дольменов (каменных погребальных камер) и широким строительством каменных гробниц с ходами, позже превратившимися в целые галереи, до 20 м в длину. Монументальные гробницы с галереями (циститами) возникли на завершающем этапе развития культуры (2000–1800 гг. до н. э.). При этом весьма часто над гробницей насыпали земляной курган, служивший свидетельством и данью исторической памяти о недавнем пребывании в степях. Курганы окружали кругом из камней. На территории Польши носители культуры воронковидных кубков над погребениями сооружали длинные курганы из земли и камня. Позже в III–II тыс. до н. э. подобную форму курганов повторили в Англии. А уже в I тыс. н. э. длинные курганы насыпали славяне кривичи в верховьях Западной Двины и Днепра.
В эпоху развития культуры воронковидных кубков на западе и севере Европы на её атлантическом побережье началось возведение загадочных мегалитических сооружений, наиболее ярким, хотя и достаточно поздним проявлением которых был мегалитический комплекс Стоунженджа, возведенный в 1900–1550 гг. до н. э. на юго-западе Англии и являющийся одной из древнейших обсерваторий планеты.
Необходимо отметить еще один весьма важный момент в этническом развитии европейской истории. Если на Балканах с VII тыс. до н. э. развивалась древняя средиземноморская общность земледельцев и скотоводов, которая уже в V тыс. до н. э. продвинулась в центр, на восток (трипольская культура) и на северо-запад Европы (культура линейно-ленточной керамики), то на территории Франции, Швейцарии, Италии и Испании с V тыс. до н. э. развивались также генетически абсолютно чуждые индоевропейцам культуры шассей (Франция), лагоццо (Италия), кортайо (юг Германии, Швейцария). Происхождение носителей этих западноевропейских культур V — середины IV тыс. до н. э. достаточно загадочно, но вероятнее всего оно явилось результатом смешения средиземноморского и негроидного элементов с незначительным присутствием древних охотников-индоевропейцев севера Европы каменного века (X–VII тыс. до н. э.). Около середины IV тыс. до н. э. культуры шассей, кортайо, лагоццо пришли в упадок и в XXIX в. до н. э., теснимые к югу, исчезли, уступив пришедшим с востока переселенцам благодатные берега Атлантики, цветущие долины Франции, Испании и Италии.
Заселение запада Европы индоевропейцами шло двумя генеральными потоками: с северо-востока носителями культуры воронковидных кубков и с берегов Средиземного моря. При этом культура дольменов на Пиренеях явилась наиболее древней мегалитической культурой запада Европы. Дальнейшее распространение мегалитической традиции в Европе шло с юга (Пиренеи) на север (юг Скандинавии), захватывая при этом атлантическое побережье Франции и острова Британского архипелага. Данное явление указывает на то, что древняя цивилизация Передней Азии VIII–IV тыс. до н. э., имея западным рубежом Малую Азию, распространяла свое культурное и этническое влияние не только на степи Евразии и юг Балканского полуострова, но и непосредственно на запад Европы и на его Пиренейскую периферию. Начало видимого влияния переднеазиатской цивилизации на юго-запад Европы совпало с проникновением носителей культуры воронковидных кубков на северо-запад Европы. Центральная Европа в IV тыс. до н. э. ещё не была в полном смысле индоевропейской и долго оставалась ареной вытеснения евразийскими кочевниками оседлого средиземноморского [этрусского, минойского?] населения.
Баденская культура (3600-2800 лет до н.э.)
Баденская культура (в Венгрии — пецельская) — энеолитическая (или неолитическая) [т.к. известна медь, но в украшениях, а не орудиях труда?] культура Центральной и Юго-Восточной Европы 3600—2800 годов до н. э. Как варианты рассматриваются костолацкая и болеразская культуры, хотя они имеют ряд важных отличий. Открыта археологом Гальяно в 1892 году на базе артефактов, найденных к югу от Вены (Австрия). Была распространена в Австрии, Венгрии, Чехии, Словакии (Болераз), Северной Сербии, Швейцарии, Южной Польше и Германия, Украине (Закарпатье).
Основу хозяйства занимали охота и скотоводство. Население обитало в укрепленных поселках с каменными стенами [!]. Изготовляли украшения из раковин и меди (кольца). Использовались луки и стрелы. Найдены следы керамики и глиняные фигурки животных. Предполагается, что племена баденской культуры были знакомы с колёсным транспортом. Из погребальных обрядов характерна кремация.
Возникла в результате экспансии культуры чернавода на запад по «аварской тропе» (вверх по Дунаю). Вытеснила культуру лендьел в Скандинавию, где та породила культуру воронковидных кубков.
Территорию баденской культуры занимают народы культуры боевых топоров. Наследниками баденской культуры считаются вучедолская, коцофенская, езерская, Юнаците и ряд других культура. Все они, помимо баденских элементов, впитали некоторые элементы ассимилированных ими местных культур энеолита.
Согласно М. Гимбутас баденская культура была одной из первых волн индоевропейцев в Европе. По одной из гипотез, баденская культура наряду с родственными культурами пецель и коцофень была общим предком носителей италийских языков и лузитанов. По мнению Л. С. Клейна, комплекс баденских культур был предковым для носителей анатолийских языков (протохеттов).
Культура боевых топоров (шнуровой керамики, одиночных погребений) (3200-1800 лет до н.э.)
|
Ближе к концу 3 тысячелетия до н. э. культура воронковидных кубков и частично культура ямочной керамики исчезли под натиском пришельцев культуры боевых топоров, которых многие исследователи рассматривают как носителей ранних индоевропейских языков. Пришельцам удалось продвинуться в Скандинавию до Уппланда и Ослофьорда. Новая культура была индивидуалистичной и патриархальной, пастушеской; боевые топоры служили символом социального статуса. Вскоре, однако, появление металлообработки внесло новые тенденции в социальную жизнь, и наступила культура бронзового века.
Культура боевых топоров, называемая также Культура шнуровой керамики или Культура одиночных могил — огромный археологический пласт в Европе, берущий начало в позднем неолите, достигший своего расцвета в медный век и закончившийся в раннем бронзовом веке. В различных областях продолжался с 3200/2900 до н.э. до 2300/1800 до н.э. Наряду с ямной культурой знаменовала собой приход в Северную Европу культуры металлообработки и, возможно, начало распространения индоевропейских народов [балто-германцы, кентумники?].
Генетическое исследование показало, что носители культуры шнуровой керамики являются на 3/4 потомками «ямников». По мнению исследователей, такие результаты говорят о массовой миграции из Причерноморских степей в Центральную Европу около 4500 лет назад. Именно они могли распространить раннюю форму индоевропейского языка. Культура шнуровой керамики вскоре распространилась по всей Северной и Центральной Европе, вплоть до современной Скандинавии. Поэтому «степная родословная» есть у большинства современных европейцев. Они могут считать себя потомками людей ямной культуры и культуры шнуровой керамики.
Культура шнуровой керамики или боевых топоров последней четверти III тыс. до н. э. — первой четверти II тыс. до н. э. накинула громадный этнический индоевропейский полог на северо-восток и север Европы, сыгравший в дальнейшем определяющую роль в сложении балтской общности континента и явившийся важной составляющей в сложении славянской и германской общностей Европы. В то же время на судьбе Западной Европы культура шнуровой керамики отразилась не непосредственно, а трансформировавшись в центре Европы в новую, производную [скорее, в синтезе] от себя археологическую культуру колоколовидных кубков. Родившись на центральноевропейской почве, новая культура отличалась от культуры шнуровой керамики большим изяществом и разнообразием форм сосудов и изделий из металла и камня, хотя природная глубинная сущность обеих культур оставалась общей и выражалась в высокой подвижности все тех же воинственных общин индоевропейских пастухов, по-прежнему гнавших на крайний запад Европы поймами рек огромные стада крупного и мелкого рогатого скота и табуны лошадей.
Культура шаровидных амфор (с середины IV тыс. до н.э.)
Появление носителей древнеевропейского диалекта на Северном Кавказе связано с распадом древнеевропейской общности, которая помещалась на севере праиндоевропейского ареала, на территории современной Польши, Германии, Южной Скандинавии.
Энеолит Восточной Европы
К эпохе энеолита на Северном Кавказе относится всего несколько достаточно ярких и исследованных памятников. Это, в первую очередь, Гинчинское поселение в Дагестане и Нальчикский могильник в Кабардино-Балкарии.
Но уже в эпоху ранней бронзы здесь, с участием значительной группы населения, которое происходит из Северной Месопотамии и Восточной Анатолии, формируется яркая майкопская культура середины IV – середины — третьей четверти III тыс. до н.э.
В конце IV – начале III тыс. на Западном Кавказе возникает дольменная культура, оставившая монументальные гробницы – дольмены. Аналоги дольменов можно встретить в различных регионах Средиземноморья.
На Северо-восточном Кавказе в III тыс. существует достаточно своеобразная гинчинская культура. Кроме дольменов, насыпаются многочисленные и нередко огромные курганы над гробницами (в том числе над гробницами знати). Строятся первые крепости, на скалы наносятся петроглифы с изображениями животных и людей.
Наконец, в позднюю бронзу, в XII-XI вв. до н.э., возникает кобанская культура Северного и Центрального Кавказа, составляющая единую огромную общность с синхронной колхидской культурой Западного Закавказья и, скорее всего, принадлежавшая предкам современных абхазо-адыгов.
Энеолитическая эпоха от Днестра до Дона (Украина)
Ранненеолитический период охватывает хронологический отрезок от 6500 до 5500 лет до н.э. Это время формирования и развития буго-днестровской, сурской, ракушечноярской, горнокрымской и других культур, а также древнейших могильников мариупольского типа.
Вторым, значительно более продолжительным этапом является нео-энеолитический период (обосновывается в периодизации Д.Я.Телегина для Украины), когда появление культур энеолита шло параллельно с дальнейшим развитием неолитических культур. Нео-энеолитический период разделен на три этапа:
В дальнейшем, в этой схеме были уточнены только абсолютные даты при сохранении основного принципа периодизации – ранненеолитический период и длительный период сосуществования неолитических и энеолитических культур, включающий три этапа.
Синхронность поздних неолитических памятников и, как минимум, трех культурных энеолитических групп (воротничковая мариупольская, дронихинская, гребенчато-ямочная), наблюдается на ряде памятников Прихоперья (бассейн Дона), а также и на остальной территории лесостепного Подонья.
(А.И.Юдин)
Исследуя неолитические технологии по энеолитическим памятникам на Северо-Причерноморской территории, можно прийти также к следующим выводам:
Ямная культура (3600/3200/2600?-2200 лет до н.э.) [индоарийцы в Северном Причерноморье]
Часть исследователей вслед за Н.Я. Мерпертом (Мерперт 1974) считают, что прародиной ЯК был Волго-Уральский регион, откуда культура распространилась далеко на запад. Центр формирования ЯК некоторыми исследователями переносится в Попрутье: полагают, что она сложилась на основе культуры воронковидных кубков (КВК) в степных и лесостепных районах, близких к Прикарпатью; в ней же зародился древнейший курганный обряд и основные типы керамики, известные в ЯК (Сафронов 1989; Николаева 2011). Эта теория была поддержана рядом исследователей других специальностей (Шевченко, 1986; Трубачев 1989), но не стала доминирующей. С точки зрения генетики, ЯК не демонстрирует родства с КВК на уровне цельно-геномного анализа, хотя присутствие фермерских генетических детерминантов в ЯК Болгарии и юго-восточной Украины (Mathieson et al., 2017) не исключает такую возможность. Однако, связь ЯК Северо-Западного Причерноморья и КВК (Bernburg) была прослежена на уровне анализа частот мтДНК (Nikitin et al. 2017a). С другой стороны, существует предположение о том, что сложение ямной культуры происходило в Причерноморских степях на основе среднестоговской культуры (Лагодовська та ін. 1962; Телегін 1973; Рычков 1990) либо последняя рассматривалась как один из этапов ямной (Даниленко, 1974). Полагают, что ЯК могла быть результатом трансформации локальных культур энеолитического периода, на территории степной Украины в ней выделяется два основных субстрата – среднестоговский и репинский (Рассамакин, Евдокимов, 2001). Некоторые исследователи считают репинскую культуру начальным этапом ямной (Моргунова 2002; Николова 2002 и др.).
Предполагается сложение различных вариантов и культур, которые входят в состав ЯКИО, на широкой местной энеолитической основе (отличной в различных регионах), а не распространение её носителей из единого центра (Іванова 2013)[4]. В Северо-Западном Причерноморье «протоямный» энеолитический горизонт выступает как конгломерат различных культурных образований, имеющих корни как к востоку от него (в Днепро-Бугском ареале), так и к западу (в Балкано-Карпатском регионе). На стыке разнохарактерных традиций на рубеже IV-III тыс. до н.э. в Северо-Западном Причерноморье и формируется буджакская культура, связанная с ЯКИО (рис. 52; 53). Не подтверждают миграционную концепцию распространения ямного населения из единого (восточного) центра и данные естественных наук (радиоуглеродное датирование). Имеющиеся ранние даты позволили предполагать одновременность памятников восточной и западной окраины ямной КИО (Черных Е.Н., Орловская 2004, с. 93).
Важно отметить, что самые ранние колесницы использовались Ямной культурой (IV тыс. до.э.) [но запрягали волов?], культурой Воронковидных кубков (V тыс. лет назад), Синташта в III тыс. до н.э., не считая шумеров (у них в запряжке использовались ослы).
Трипольская (Кукутень) культура (4-1? тыс. до н. э.)
В 1960-х археологи открыли в Румынии, Молдавии и на Украине огромные поселения, построенные представителями трипольской культуры 6 тысяч лет назад. Территория — сотни гектаров, десятки тысяч домов. Возможно, это были прямые предшественники городов Междуречья.
На рубеже каменного и бронзового веков плодородные земли между Днепром и Южным Бугом более 3000 лет занимали земледельцы и скотоводы, оставившие после себя множество артефактов — жилища, курганы, утварь, орудия труда. Археологи объединяют их в культуру Триполье-Кукутень. Крупнейший объект — Небелёвка, три тысячи деревянных домов на площади в 320 гектаров. Того же порядка Майданецкое и Тальянки. В терминологии специалистов это мегасайты. На территории Румынии, Молдавии и Украины их два десятка. Мегасайты спроектированы по круговому принципу: в центре — большое пустое пространство, окруженное двумя линиями построек с буферной зоной между ними. Дома располагались и по окраинам.
В ходе раскопок 2012 года — двухэтажный дом 20 на 40 м с большим открытым двором. Шпиль над входом венчал полумесяц рогами вверх (в латышском орнаменте полумесяц, наоборот, перевёрнут рожками вниз) — символ, постоянно встречающийся среди артефактов трипольской культуры. Во всей Европе в ту эпоху не было более грандиозной постройки, чем эта. Ориентация по сторонам света, размеры, большие алтари на первом этаже и др. указывали, что это, скорее всего, храм.
Небелёвка — самое крупное поселение медного века в Европе, а возможно, и в мире — существовало всего семьсот лет. Удивляет то, что, с одной стороны, масштаб, множество построек, явные следы планирования свидетельствуют о фундаментальном, постоянном характере поселения (неслучайно такие комплексы считают протогородами). С другой стороны, там нет признаков управленческой бюрократии и социального неравенства, характерных именно для городов. Дома все одинаковые, ничто не говорит о делении на бедных и богатых. И, главное, вокруг мегасайта не нарушена природная среда, чего следовало бы ожидать при строительстве большого, постоянно действующего города. Возможно, Небелёвка функционировала летом как место ритуальных собраний. По существующим представлениям, первые города появились в Месопотамии — примерно в то же время, что и мегасайты в лесостепи Восточной Европы. Однако такие поселения требуют жесткого управления, поскольку служат интересам небольших правящих групп.
Джон Чапман и его коллеги пришли к выводу, что мегасайты объединяли разрозненные равноправные сообщества, обитающие на определенном пространстве, позволяя им чувствовать себя частью единой культуры. В этом смысле такие огромные деревни с низкой плотностью населения можно рассматривать как альтернативу городам. Не исключено, что их откроют и в других частях света.
Большинство построек, включая описанный дом-храм, находят сгоревшими. Это одна из загадок трипольской культуры. Украинские и британские ученые доказали: дома сжигали намеренно. [Боролись с эпидемиями? Аркаим, вроде, тоже покинули без войны.]