Учитель орет на учеников в начальной школе что делать
Учитель травит моего ребенка, что делать?
Полная инструкция от мамы, сумевшей решить конфликт с учительницей.
Журналист и психолог Ольга Золоткова, столкнувшаяся с некомпетентным и агрессивным учителем, рассказала, как ей удалось разрешить ситуацию, и составила подробный план действий.
Когда сын учился в первом классе, учительница несколько раз инициировала травлю учеников. Я вмешивалась и протестовала, а учитель и администрация школы удивлялись: не вашего же, вам-то что. Я тоже удивлялась: педагогам в 21 веке странно не знать, что такое травма свидетеля.
Мы сменили школу. Во втором классе я попросила учительницу отпускать класс на перемены — в ответ она стала настраивать детей против моего сына. Я среагировала быстро и до настоящей травли дело не дошло, зато дошло до служебного расследования и прокурорской проверки. Прокуратура нашла нарушения.
Я проанализировала опыт родителей, которые сталкивались с учительской агрессией, учла ошибки и написала эту инструкцию.
Не бойтесь, хуже не будет
Не бойтесь, что из-за вашего вмешательства учитель будет плохо относиться к ребенку. Во-первых, учитель уже плохо относится к нему, если травит. Во-вторых, родители должны защищать своих детей.
К моему ребенку учительница после этой неприятной истории стала относиться нейтрально.
Записывайте в блокнот, файл, блог — не рассчитывайте на память. Фотографируйте, делайте скриншоты, сохраняйте видео и аудио. Не удаляйте переписку. Если причинен вред здоровью — фиксируйте документально (снимайте побои) в тот же день.
Важно: на встречах включайте диктофон и уведомляйте, что ведется запись. В начале записи проговорите дату, время, место, участников. Право на информацию вам гарантирует ст. 29 п. 4 Конституции РФ, самозащиту гражданских прав — ст. 12 Гражданского кодекса РФ.
В уставе школы написано, что пользоваться телефоном в школе запрещено? — такой устав нарушает законодательство.
Если официальные лица отказываются разговаривать при включенном диктофоне, вставайте и уходите, не тратьте время. Идите на следующий уровень.
Я сделала ошибку — не писала на диктофон встречу с директором и сильно пожалела об этом. При служебной проверке директор отказалась от того, что говорила на встрече, а у меня не оказалось доказательств.
Перед каждой встречей, телефонным разговором или перепиской определитесь, чего хотите на выходе. Чтобы учителя уволили или отстранили? Перевестись в другой класс или школу? Извинений учителя и администрации? Разбор случая вместе с классом? Работу с психологом?
Кстати. Если школа не соблюдает права ребенка, цель «устроить им, чтобы мало не показалось» — вполне экологичная. Систему образования это не изменит, но профилактикой насилия быть может.
Мне четко сформулированная цель помогала не тратить время на пустую болтовню с администрацией школы и не верить пустым обещаниям.
Сначала с классным руководителем. Если не решите на его уровне — к директору школы. Я ходила на встречи одна, но всегда лучше, если присутствуют оба родителя — это усиливает позицию.
Можно сначала встретиться с учителем — но будьте готовы, что это окажется бесполезно. Как показывает опыт, если учитель ведет себя настолько непрофессионально, что допускает травлю учеников, разговоры с ним ситуацию не изменят.
Почему не с завучем? Я не знаю ни одного случая, когда завуч помогла решить конфликт — поэтому сделала вывод, что лучше сразу к директору. Возможно, решение конфликтов это вообще не функция завуча.
Сохраняйте ясную голову
Успокоительное типа новопассита, валерьянки или пустырника лучше пить после важного разговора, а не до. На встрече нужна ясная голова и быстрая реакция.
Когда сын учился в первом классе, меня пригласили на комиссию по поводу жестокого поступка учителя. Я страшно волновалась и сделала ошибку — за час выпила новопассит и в разговоре потом тормозила. На будущее решила: ДО переговоров ничего успокоительного.
Не реагируйте на психологическое давление
Администрация школы использует старые недобрые приемы: газлайтинг (вам показалось, не может быть, ребенок фантазер, не нагнетайте, всем нравится, только вам не нравится, никто не жаловался), обвинение жертвы (что-то с ребенком не так, раз он всех раздражает, он довел учителя), забалтывание (все хорошо, мы работаем над этим вопросом, наш класс очень дружный, у нас не бывает конфликтов, это недоразумение, заслуженный педагог, 40 лет педстажа, все дети ее любят). Будьте к этому готовы.
Интерес администрации — не выносить сор из избы и тихонько замести его под ковер. А ваш интерес — защитить ребенка.
Оцените, нужен ли вам перевод в другую школу
Вы и ваш ребенок имеете право на базовое уважение в той школе, где вы находитесь сейчас. Меняться должны не вы, а школа.
Если директор школы адекватно не отреагировал, составляйте заявление в двух экземплярах. Секретарь в приемной их зарегистрирует и на вашем экземпляре поставит номер входящего.
В заявлении сухим канцелярским языком опишите события в хронологическом порядке, укажите на имеющиеся у вас доказательства, перечислите номера нарушенных статей закона.
ст. 21 Конституции РФ^;
ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ^;
ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ^;
цитаты из Устава школы про уважение к личности обучающегося.
Оставить заявление в прокуратуру, управление образования, департамент образования, государственную службу по контролю и надзору в сфере образования, уполномоченному по правам ребенка можно на их официальных сайтах. Подтверждение о приеме придет на вашу электронную почту. Ответить должны в течение 30 рабочих дней.
Из школы, управления образования и администрации города мне пришли лживые наглые отписки с одинаковым текстом. Будьте готовы к такому, возможно, писать заявления придется несколько раз.
Не рассчитывайте на поддержку других родителей
Если вы найдете единомышленников среди других родителей, это удача. Но будьте готовы к тому, что не найдете, или они решат остановиться на каком-то этапе — у меня так и вышло. В родительском чатике многие были жестко настроены против меня: наш класс – дружная семья, у всех все хорошо, а вы тут со своим негативом, нам учитель нравится, ну и что что дети ее боятся и ненавидят. Остальные молчали, потому что боялись.
Насилие любит молчание. Пишите о своей ситуации в соцсетях, обращайтесь на известные сайты — это даст мощную поддержку вам и силы многим людям.
В Фейсбуке меня очень поддержали друзья и незнакомые люди, я очень им благодарна. Когда становилось психологически совсем трудно — плакалась в подзамочных постах в Фейсбуке, и мне всегда помогали.
Можно остановиться на любом этапе
Вы живой человек, поэтому можете устать, передумать, отказаться, изменить мнение.
Я не стала оспаривать отписки из управления образования, уже не было сил, если честно.
Осторожно, зоновская этика
Это принципы из-за колючей проволоки: молчи, терпи, не высовывайся, хуже будет, тебе что, больше всех надо, ты что, самая умная, ишь, неженка. Я постоянно старалась помнить об этом и не уподобляться.
Рассказывайте ребенку, что происходит
Желательно в корректных выражениях. Мы говорили с сыном обо всех этапах, он воспринимал нормально. По мере развития событий сын стал мягче относиться к учительнице и в некоторых моментах даже жалеть ее.
Вы не проиграете в любом случае
Считаю, что я сделала все правильно, потому что у моего восьмилетнего сына есть гражданская позиция.
8 способов, которые помогут учителю не кричать на детей
Кричать на учеников недопустимо. Но учителя тоже люди. Они устают, злятся, раздражаются, расстраиваются. Наш новый блогер Юлия Захаркина рассказывает, как сделать так, чтобы эмоции не мешали работе и не вредили детям.
Каждый из нас хотя бы раз в жизни слышал, как учителя переходят на крик при общении с учениками. Чем дольше я работаю в школе, тем чаще задумываюсь об этом. В моей голове возникают вопросы, на которые нет ответов.
Да! Я не оговорилась, именно СВОИ проблемы! Ведь если мы кричим на ребёнка, мы расписываемся под собственной педагогической несостоятельностью. Я поговорила с учителями и выяснила, что чаще всего они кричат, когда дети не реагируют на их замечания. Это подтверждает мои слова: для многих учителей возможность покричать на своих подопечных — проверенный и надежный способ нормализации своего психического состояния.
А какой след это оставляет на психике ребёнка? Учитель кричит, ребенок начинает его бояться и хуже учиться. Кричать на детей — значит, разрушать их психику. Крик — это конфликт. Если бы учителя знали основные положения конфликтологии и стремились в своей работе руководствоваться ими, то подобных ситуаций было бы гораздо меньше.
Я считаю, что современным учителям стоит повышать эмоциональный интеллект и избавляться от дурной привычки проявлять ненужный гнев, повышать голос и кричать на своих учеников. Как же это сделать:
1. Представьте, что за вами наблюдают
Когда я начинаю повышать тон и переходить на крик, сразу себя спрашиваю: «А если бы рядом находились родители этого ученика, директор или меня записывала видеокамера, я бы стала кричать на ребёнка?» И, как правило, ответ оказывается отрицательным. Я тут же перестаю повышать тон. И вообще, когда я веду урок, представляю, что на последних партах сидит комиссия из 10 человек проверяющих и я должна сохранять лицо в любой ситуации. Это помогает!
2. Упрощайте
Когда я разговариваю с учеником о его поведении или нарушении порядка, часто призываю к здравому смыслу, немного утрируя ситуацию и упрощая. Обычно это вызывает улыбку на лице и помогает в разрешении ситуации. Например, ученик 9-го класса не хочет на уроке информатики садиться за компьютер и выполнять задание самостоятельно, ссылаясь на то, что он не умеет. «То есть ты хочешь сказать, что не можешь сесть за компьютер и просто напечатать?» — спросила я. Конечно, задание было сложнее — написать программу в Pascal, но это упрощение и утрирование свело к минимуму аргументы ученика, ему пришлось сесть за компьютер и работать. Да, он задавал вопросы, просил помощи, но работал! И был рад, что у него получилось! А я была рада, что мне не пришлось повышать тон и заставлять его выполнять мои требования.
3. Думайте о последствиях
Можно представить ужасную картину последствий своего непродуманного поведения. Например, из-за крика у ребенка может случиться нервный срыв, бедолагу-учителя начнут таскать по судам. Такие страшные картины могут остановить педагога от срыва.⠀
Голос — орудие педагога. Дети должны понимать, что он у вас есть
4. Поставьте себя на место ребёнка
Нравился ли вам крик учителей в детстве? Не думаю! Вспомните своё отношение к кричащим учителям в школьном возрасте. Если педагог всё время кричит, к нему не хочется идти на урок, он не вызывает уважение, на него даже жалко смотреть. Подумайте, неужели вы хотите именно такого отношения учеников? Поэтому, когда хочется накричать на ученика, представьте, что вы хотите накричать на себя в детстве, и это желание сразу отпадёт. Это снова к вопросу о сохранении лица учителя.
5. Представьте, что говорите со взрослым
Какие аргументы вы бы стали приводить в этой беседе? Именно аргументы, потому что, наверняка, вы, как взрослый и воспитанный человек, не стали бы кричать на взрослого. Именно убеждение и серьезный тон мы применяем в беседе с равными, не так ли? А ведь этот маленький человек когда-то станет взрослым. А, возможно, он ещё и станет «большим» уважаемым человеком, а вы тут на него кричите! Ай-яй-яй! ⠀
6. Берите паузу
Некоторые коллеги заводятся с пол-оборота. Достаточно какой-то мелочи, чтобы учитель повысил тон. В такой ситуации нужно научиться себя контролировать. Когда чувствуете накал эмоций, попробуйте сосчитать до десяти. Возможно, покажется банальным, но это работает. Остановитесь, посмотрите в окно, вспомните смешную ситуацию, подумайте о своих близких и т. д. Вас это успокоит. Попробуйте! Но если вы систематически срываетесь на детей и никакие методы успокоиться уже не помогают, то для вас следующий пункт.⠀⠀
7. Отдыхайте
Учитесь расслабляться, не забывайте про сон и отдых, проводите больше времени с родными и близкими. На выходных отвлекайтесь от подготовки к урокам. Путешествуйте, гуляйте, посещайте выставки, театры, концерты, кино. Читайте любимые книги, принимайте ванну, узнавайте новое. Можно даже заняться медитацией.
8. Представляйте себя со стороны
Вы видели кричащего человека? Не самый красивый образ, не правда ли? Злость, ярость и крик ещё никого не украшали! А мы этот образ демонстрируем детям. Когда вам в очередной раз захочется накричать на детей, просто вспомните, что это очень некрасиво и даже пугающе.⠀
P. S. Можете возразить, что все это хорошо в теории, а на практике сотни разных обстоятельств могут помешать реализации этих методов. Пусть так, но для достижения позитивных результатов всегда надо прикладывать какие-то усилия, если мы хотим сдвинуть решение проблемы с мертвой точки.⠀
Давайте не кричать на детей!
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Как защитить ребенка от травли со стороны учителя
За последнюю неделю социальные сети буквально захлестнула волна обсуждения ряда вопиющих историй из жизни российских школ. Случаи издевательства учителей над учениками были сняты на камеру и выложены в интернет. Сначала учительница из Сахалина довела школьницу до слез из-за дырочки на кофточке, причем сделала это публично — при всем классе. Потом в сеть попали кадры из Комсомольска-на-Амуре, где учитель накинулась на второклассника с кулаками, а он не выдержал и в ответ запустил в педагога портфелем — завязалась настоящая драка. В небольшом городке под Томском учительница начальных классов ударила мальчика головой об парту за то, что он постоянно ворочался и чесал ногу. Примечательно, что все эти истории произошли не с молодыми и неопытными учителями, а с педагогами, стаж которых довольно большой: от 20 до 40 лет работы.
Вряд ли я ошибусь, если предположу, что такие ситуации были всегда, просто дети стали более продвинутые, знают о своих правах и прекрасно используют технологии, чтобы ненавистных им учителей наказать. Но я бы отдельно отметила, что выше приведены примеры прямого физического насилия, инциденты сняты на камеру свидетелями-детьми и учителя просто не могут отрицать свои действия или оправдаться. Однако еще чаще травля, которой способствуют педагоги, осуществляется незаметно для сторонних наблюдателей, без применения физического насилия, в течение нескольких недель, месяцев и даже лет. Проблема в том, что дети часто не рассказывают о подобном из-за страха и отсутствия жизненного опыта, а родители просто не замечают, что их ребенок в опасности.
Пассивное безразличие
Если учитель не бьет ребенка головой об парту, не кричит, не называет детей «идиотами», значит ли это, что перед нами отличный педагог? Нет, перед нами просто учитель, который не совершает действий, за которые в один день может лишиться работы. Дело в том, что в школе учитель обладает властью, а значит имеет в своем арсенале еще массу возможностей для травли детей, на первый взгляд совершенно не очевидных. Как это может проявляться?
Чаще всего учителя просто бездействуют. Они молча наблюдают за тем, как в их классе последовательно травят одного из детей. В 90-е годы были распространены случаи, когда во время урока дежурные по школе вызывали ученика в коридор якобы для какого-то важного дела, но тут же у кабинета прижимали к стенке и назначали «стрелку во дворе после уроков». Многие смотрели сериал «Школа» Гай Германики, в котором это все довольно правдиво показано. Сейчас в школах есть охрана и даже камеры, но дети всегда найдут способы скрыть подобное от взрослых. Жительница Барнаула (и журналистка) рассказала в Facebook, как ее сына каждый день встречали после уроков ровесники, били кусками льда, не давали возможности попасть домой. История получила широкую огласку, и что характерно — директор школы и учителя все отрицают, несмотря на то, что у мальчика официально зафиксированы побои. И пост в социальных сетях (то есть придание огласке), и обращение в полицию — как раз пример того, что нужно делать родителям, если их ребенка травят, а учителя потакают этой травле. В первую очередь нужно поговорить с директором и классным руководителем, и если педагоги в школе вас не услышат и начнут обвинять в сложившейся ситуации вас и вашего ребенка, необходимо бороться дальше: писать в местный Департамент образования, в социальные сети, обращаться в местные СМИ. Многие родители боятся это делать, чтобы не было хуже, чтобы ребенку «не ставили двойки» из-за такой родительской активности, чтобы он не выглядел «белой вороной». Но я предлагаю задать себе вопрос: может ли быть еще хуже?
На самом деле может. У учителя есть еще один способ воспользоваться своей властью — согласиться с родителем, но с ребенком вести себя по-прежнему, всячески демонстрируя ему, что родители тут не помогут. Недавно в социальных сетях обсуждалась история из одной из провинциальных школ, где мама попросила учителя русского языка отпускать детей-второклассников на перемену, а не заставлять их дописывать задания, которые они не успели сделать на уроке. На следующий день учительница демонстративно отправила на перемену одного ребенка, а весь остальной класс продолжал доделывать задания. Все это сопровождалось комментариями: «Ты устал, тебе нужна перемена, иди отдохни». На следующий день этого мальчика травил весь класс. Да, именно за то, что он не такой, как все. Хорошо, если у ребенка доверительные отношения с родителями, и он рассказывает о подобном. Если же нет, то учителя могут сделать все, чтобы ваша жалоба сыграла против вас, мол, посмотрите, как вы беспомощны, а власть здесь — мы. Как в таких случаях стоит поступать родителям? Очень важно разговаривать с ребенком, обсуждать каждый день, как обстоят дела в школе, не ограничиваться вопросами об оценках. Дети должны знать, что мы всегда на их стороне, чтобы ни случилось.
Буква закона
Самое важное, что нужно сделать родителям в подобной ситуации — это открыть свод законов, которые регулируют права детей. Начать можно с самого простого: у любой школы есть устав, в котором наверняка прописано, что дети имеют право на уважение человеческого достоинства и защиту от психологического и физического насилия. Если детей не отпускают на перемену — это тоже нарушение их прав. О том, как должна быть организована их жизнь в школе, можно прочитать в санитарно-эпидемиологических требованиях (СанПин). Как правило, ссылок на подобные документы достаточно, но всегда можно обратиться к ФЗ «Об образовании», в котором четко прописаны обязанности педагогов. В конце концов, согласно статье 21 Конституции РФ, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Эти законы необходимо распечатать и использовать как аргументы в школьных конфликтах.
Обратная сторона этого конфликта заключается в том, что учитель, как и вся школа, перестал быть для детей авторитетом. Учителя старой закалки, в свою очередь, желают, чтобы дети слушали их с открытыми ртами и во всем подчинялись. Но как раньше уже не будет — учитель сегодня не является уникальным носителем знания, ведь многие знания мы можем добыть и без его помощи. Поэтому сейчас педагог должен предложить что-то взамен, то, в чем дети особенно нуждаются. В первую очередь это уважительные и доверительные отношения, передачу жизненного опыта, умение с достоинством выходить из конфликтных ситуаций.
Что делать, если учитель обижает ребенка?
Итак, ваш ребенок пошел в школу. Дни учебы летят один за другим, вроде бы все нормально, но малыш как-то странно ведет себя. Не любит рассказывать о школе, на все расспросы бурчит под нос “нормально”, а потом вдруг как гром среди ясного неба: “Учительница плохая”.
Очень многие дети жалуются на своих учителей. И очень часто родители оставляют эти жалобы без внимания, списывая их то на усталость, то на изнеженность, то на каприз. А между тем от того, какое отношение выстроится между ребенком и первым учителем, зависит то, как в дальнейшем ребенок будет воспринимать школу и насколько сильным будет его желание учиться.
Не секрет, что качество персонала в российских школах оставляет желать лучшего. Не секрет, что преподавательские места зачастую занимают люди, не имеющие желания и таланта преподавать и работать с маленькими детьми. Низкие заработные платы, тяжелые условия труда, непрестижность профессии — на самом деле талантливые педагоги зачастую уходят в дорогие школы, в частное преподавательство, а их места в школах занимают незаинтересованные люди. Отсюда едва ли не с первого дня обучения ребенок сталкивается с непривычным отношением к себе со стороны учителя: криком, оскорблениями, угрозами, манипулированием, а то и побоями. Подобные ситуации складываются гораздо чаще, чем нам хотелось бы, просто обычно дети об этом молчат, и родители узнают о происходящем только тогда, когда дело доходит до серьезного конфликта, а то и вовсе на выпускном вечере.
Какие симптомы должны вызвать у вас тревогу? Как понять, что в школе что-то не так?
Самый важный симптом: ребенок отказывается говорить о школе. Он защищает свою психику, избегая травмирующей ситуации. Он не хочет еще раз даже в разговоре касаться этой темы.
Другие признаки: ребенок не хочет ходить в школу, начинает выдумывать заболевания, ищет причину пропустить занятия. Низкая успеваемость. Отсутствие желания учиться. Садясь за уроки, малыш может показывать признаки страха или паники.
Если вы заметили нечто подобное в поведении своего сына или дочери, самое время для откровенного разговора. В статье “25 вопросов” мы приводим пример того, как можно разговорить ребенка на тему школы. Ваша задача — узнать, что происходит.
Чаще всего дети жалуются на то, что учительница “орет”. Профессия учителя требует большого нервного напряжения, у многих учителей психика с годами расшатывается. И учительница уже не может найти сил в стотысячный раз объяснять одно и то же, она начинает кричать. С одной стороны — учитель тоже человек, но с другой — эмоциональный крик является одним из наиболее травмирующих методов воздействия на психику, особенно на психику ребенка.
Что еще может делать учитель? Оскорблять детей. Увы, такое тоже встречается. У некоторых учителей просто манера преподавания обзывать детей дураками, дебилами, лохами и иными нелестными эпитетами.
К методам унижения детей можно отнести высмеивание ребенка перед классом, приказ стоять на протяжении всего урока, намеренное занижение оценок, язвительный тон.
В особо тяжелых случаях могут иметь место случаи рукоприкладства. Учитель может дать подзатыльник, может потыкать ребенка лицом в учебник, может ударить указкой по рукам или по ногам.
К большому сожалению, это не сценарий фильма ужасов. Все приведенные примеры — реально имевшие место эпизоды, рассказанные родителями детей.
Как быть в ситуации, если ребенок рассказывает такие кошмары, жалуется на учителя?
Прежде всего, необходимо поговорить с другими родителями. Дети обладают богатой фантазией, порой они способны выдумать такое, что не приснится самому талантливому фантасту. Чтобы отсеять правду от выдумок и собственного понимания происходящего вашим ребенком, надо поговорить с другими родителями, попросить их побеседовать с их детьми. Если и другие дети подтвердят рассказы вашего сына или дочери, то следует принимать меры.
Многие родители, особенно родительницы, узнав о творящемся безобразии, воскипают гневом и на эмоциях начинают грозить школе прокуратурой, всевозможными санкциями, чуть ли не Гаагским трибуналом. Это неправильно. Их гнев вполне понятен, но это неверный путь решения вопроса. Ваш первый шаг — переговоры с самой учительницей. Без угроз, без трясущихся рук надо подойти к ней и сказать, что ваш ребенок рассказывает вот о том-то и том-то. Другие дети говорят о том же. Мне бы хотелось услышать ваши объяснения по этому поводу.
Очень часто беседа с родителем “встряхивает” преподавателя, и он исправляется. Но бывает и так, что беседы оказывается недостаточно. Если у вас среди родителей нашлись единомышленники, то можно поднять этот вопрос на родительском собрании. Если случилось так, что вы оказались в одиночестве, другие родители не хотят вас поддерживать (например, из боязни портить отношения с учителем), то тогда вам следует обратиться к директору.
В этом случае вы должны написать в двух экземплярах заявление на имя директора школы и прийти с ними на прием. Один экземпляр останется у директора, второй с датой принятия и подписью вернут вам. В течение тридцати дней директор будет обязана дать вам письменный ответ на ваше обращение. Этого срока обычно предостаточно, чтобы директор смогла провести беседу с педагогом. Такая беседа действует весьма отрезвляюще и как правило, на этом проблемы заканчиваются.
Однако бывает и так, что по каким-либо причинам директор не желает применять меры к педагогу. Если вы видите, что никаких изменений не происходит, ребенок продолжает жаловаться, то тогда вам прямая дорога в УНО или РОНО (в разных регионах это учреждение называется по-разному). С копией вашего заявления директору вы должны подойти к секретарю и написать (опять же, в двух экземплярах) заявление, что ваш ребенок, учащийся такого-то класса такой-то школы регулярно жалуется на унижения и оскорбления со стороны преподавателя такого-то. Ранее вы обращались к директору школы (заявление прилагается), но никаких мер принято не было. Прошу вас разобраться в данной ситуации и принять меры к преподавателю такому-то.
Если не помогут и в УНО, то последняя инстанция — прокуратура. Сначала местная, затем Генеральная.
Но может случиться и так, что все негативные поступки учителя окажутся всего лишь выдумками ребенка. Бывает и так. Причина таких фантазий может крыться в не сложившихся личных отношениях ребенка и учителя. Бывает. И учитель хороший, и обстановка нормальная, а вот не сложилось у малыша с преподавателем, не понимают они друг друга. В таком случае выход один — перевести ребенка в другой класс, а то и в другую школу.
Хочется пожелать всем родителям, чтобы у них не доходило до подобных ситуаций, а учеба в школе приносила вашим детям только радость.
Рекомендуемые записи
Оставить комментарий
Отменить ответ
76 комментариев
В случае ситуации с травлей со стороны учителя в отношении учеников, то я не понимаю, как допускают таких людей до преподавания, это же психически нестабильные люди. Никто не спорит, что бывают дети, которые ведут себя отвратительно, но чаще всего слышно, как гнобят тех, кто этого никаким образом не заслуживает
Инна, у Вас очень странная ситуация. Ежедневные контрольные и самостоятельные не предполагаются ни одной школьной программой. В режиме самоизоляции ничего не могло измениться. Вы связывались с другими родителями, что говорят они? Если и у них та же проблема, обращайтесь в администрацию школы, все педагоги на связи и работают онлайн.
Здравствуйте! Мой ребёнок первоклашка, вчера пришёл из школы и сказал, что разговаривал с девочкой на уроке. Она попросила у моего сына карандаш, на что учитель продленки подошла и начала махать перед лицом руками, задевая губы и щеки своими длинными ногтями, и шлепнула его по лицу. Говорит, что учитель старая, кричит на всех. Сынок всегда всё нам с папой рассказывает, что, бывает, балуется и плохо занимается, ну, вообщем, ничего не скрывает. И не верить ребёнку основания нет. Как мне поступить в этой ситуации?
Елена, ситуация однозначная — такого ребенок не может придумать. Учитель виноват. Никто не имеет права физически воздействовать на ребенка, трогать его руками, применять силу. Идите к директору, разговаривайте спокойно, уверенно. Если разговор ничего не даст, лучше поискать ребенку другую школу, где он будет учиться спокойно.
Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста. Как быть в такой ситуации. Сын-первоклассник отказался сегодня идти в школу. Потому что на уроке физкультуры он медленно пробежал дистанцию на время и учитель сказала, что он пробежал как дед старый.
Думаю, сказала не со зла и не подумав. Но одноклассники начали смеяться. Сын очень расстроен. Пыталась объяснить ему, что это шутка, ведь это не правда. Сказала, что учитель не хотела обидеть, а хотела развеселить его.
Но ребенку за смех обидно.
Заметила, что он очень остро реагирует на такие шутки. Как ему помочь?
Анастасия, Вы правильно ведете себя с сыном, христианским способом разрешаете конфликт. Да, 6–7 лет — возраст повышенной ранимости и обидчивости, также связанный и с адаптацией к школе. Заходите на форум, откройте тему, думаю, многие захотят высказаться и поискать ответы на вопросы. А в школу обязательно надо идти — хотя бы с понедельника.
Здравствуйте, подскажите пожалуйста, что делать, если директор школы занимается самоуправством, детей, родителей и даже своих подчиненных педагогов не уважает, оскорбляет? В отделе образования отмахиваются, говорят, что поставить на место директора не кого.
Ольга, значит, обращайтесь в вышестоящие инстанции — в местное министерство образования. Их обязанность — разбираться в каждой конкретной ситуации. Правда, советуем не забывать и о том, что по-христиански следует прощать обидчиков, а для этого надо постараться понять мотивы их поступков, хотя бы попытаться построить диалог — словом, сделать всё зависящее от нас для восстановления мира.
Сталкивалась с такой проблемой и считаю, что учителя совсем не имеют права оскорблять детей, даже если те провоцируют. Всегда можно найти подход к любому ребенку. Это их работа в первую очередь.
Ну знаете, в последнее время дети часто жестоки и сами выводят учителей, а потом притворяются невинными овечками. У меня близкая подруга в школе работает, да и я проработала в школе полгода(но не учителем). Лично у нас в школе кричали на нас только тогда, когда мы выводили учителей сами! И учитель же не виноват, он живой человек, его можно понять. Но я согласна с вами, бывают разные ситуации… И вот что делать, если учитель и правда обижает, а иногда даже обижает ребенка… С этим, естественно, нужно бороться!
Доброго времени суток.у меня такая ситуация. Моего ребенка перед всей школой оскорбили на школьной линейке, хотя она не была виновна. Теперь этот учитель все время пытается задеть ее. То в класс не пущу, говорит …то прическа не та… то одета не так. Ребенок не хочет посещать ее уроки, так как боится.что делать в этом случае? Администрация школы бездействует… Посоветуйте, пожалуйста. Спасибо заранее.
Грустно, что так начинается учебный год. Единственный совет — не запускать обиды, а набраться смелости и доверительно поговорить вместе — вам, учительнице и девочке, расставить все точки над “и”. Понимание возможно, шаг навстречу необходим.
Здравствуйте, у моего ребёнка такая ситуация, 5‑б класс, например, когда начался урок географии, учительница (50 лет) орёт насколько громко, прям на всех детей! Что делать, подскажите пожалуйста!
Татьяна Вячеславовна, такое поведение учителя не говорит о его профессионализме, как и о его воспитании. Что тут поделаешь? Можно осторожно поговорить с директором, но жалующихся родителей очень не любят. Главное, объясните ребенку, что реагировать нужно спокойно и проблема не в нём. Если эта травмирующая ситуация будет продолжаться и не разрешаться, для психики ребенка лучше, возможно перевестись куда-нибудь
Моего ребенка в школе обижает учитель. Не знаю, куда обратиться, потому что мы беднее, я одна, без мужа. Все началось с того, что другая девочка била мою дочь ногой по лицу. Нас выставили ненормальными, так как та девочка — дочь начальника ее мужа. с тех пор учитель, как хочет, дураками выставляет. Ребенка в туалет на уроках не пускает, кричит постоянно, оценки специально выставляет ниже
Лена, не отчаивайтесь, заходите на наш форум, давайте обсудим эту проблему.
Здравствуйте, у меня тонкая ситуация, я в 6 классе, учитель по математике вызвал меня к доске, у нас была новая тема, я её не поняла, сказала ему об этом, а во ответ получила: “У тебя есть 40 секунд, чтобы решить пример”. Я, конечно же, не смогла решить и мне поставили 2 в дневник, на что я обиделась и ничаянно сказала в слух “За что два, то если я не поняла тему?” Он ответил мне: “Тогда мне придётся оставить тебя на второй год “, из-за чего я и заплакала. Придя домой, я никому ничего не сказала, боюсь, что меня наругают, подскажите, что делать, это уже не в первый раз
Вика, ситуация и правда непростая, потому как учитель априори всегда прав — по крайней мере, так считают взрослые. Тебе надо постараться успокоиться. И, наверное, все-таки рассказать родителям всё как есть, спокойно и без лишних эмоций, и вместе поискать выход. Пойми главное: двойка — это не оценка твоих качеств, характера, личности, это оценка усвоения темы. А раз тему учитель достойно не объяснил, то как ты могла ее освоить? Значит, эта двойка — оценка его профессиональной беспомощности. И он сам себе ее справедливо поставил. Заходи на наш форум, пообщаемся, поищем решение, оно обязательно есть. Не унывай!
Добрый день! У нас подобная ситуация, учитель русского языка постоянно орет и унижает ребенка. Читает его ошибки и поднимает на смех перед всем классом, при этом сидит и ухмыляется. На протяжении 1,5 лет хожу с жалобами к директору, но он никаких мер не принимает. Живем в деревне, все друг друга знаем. Ни на какие просьбы учитель не реагирует. Ребенок плачет и просит не пускать его на уроки. Боюсь, что детского психолога не избежать. Сегодня не пустила меня присутствовать на уроке, можно сказать, выгнала. Обратилась к директору, а он требует доказательств, что она на ребенка орет! Что делать? Как без записи диктофона доказать свою правоту? Я знаю, что мой сын мне не врет! Родители одноклассников ее боятся и не хотят с ней идти на конфликт. Ужас! Поддержки никакой!
Мария, ситуация непростая. Заходите на наш форум, обсудим. Не отчаивайтесь, выход есть всегда.
Добрый день! Как поступить не знаю. Дочь учится в 1 классе. Учитель грамотный, большой профессионал с большим стажем работы ( 45 лет). Проблема в том, что кричит на детей так, что слышно на других этажах школы. С начала учебного года было несколько жалоб на нее как директору, так и в отдел образования района. Были проверки, но на этом все (насколько известно нам). Дети не хотят идти в школу, говорят, что из-за того, что кричит, обзывает и унижает детей (все говорят почти одно и тоже) Как быть, если как учитель хороший, а как человек …?
Виктория, профессионализм вашего учителя вызывает вопросы. Если он столько лет в профессии и так ведет себя с детьми, это ни в каком смысле не педагог, даже если он отлично знает предмет. Это человек профнепригодный. Но, раз он так долго работает, значит, администрацию это устраивает. Наверное, стоит подумать о смене места учебы, потому что жалобы редко дают результат, а ребенку такой постоянный стресс однозначно не на пользу.
Добрый день! Мой сын, ученик второго класса. Учительница совсем обнаглела, пол класса малообеспеченных семей, а она каждый раз требует складываться то на жалюзи, то на дорогую цветную бумагу, потому что дешёвая ей не нравится, то на клей для неё. Совершенно не ведёт бумажные дневники. На вопрос подсказать домашнее задание, отвечает — все задания в электронном дневнике. Дети боятся даже что либо спросить у неё. И родители тоже боятся рот открыть, но я уже не боюсь. Недавно я увидела как проходит её педагогика. Она высыпала урну посреди класса и заставляла подметать поочереди, один мальчик покорился, а мой сын сказал что он не будет этого делать. Тогда она силой подтащила его к себе, нагнула, обхватив сзади руками и начала подметать, держа веник с совком в своих руках. Я забрала сына домой. Он плакал, и ехал со словами — мама, я больше в школу не пойду! Я его понимала и пошла к директору. Результата ноль, потому что она его жена. Мы живём в небольшом райцентре, где все друг друга знают. Поход в отдел образования тоже не дал никаких результатов. Так всё и затихло. Мы сразу перевелись в другую школу, благо она есть, правда очень далеко от дома.
Я учитель. Знаю, что часто дети говорят неправду, это нормально. Лучше сначала с учителем поговорить. Очень часто на этом неприятности заканчиваются. Разборки, заявления затягивают ситуацию. Негатив растет как снежный ком. Ни с того ни сего учитель не кричит.
Светлана, конечно, нужно выслушать мнение обеих сторон. Но в идеале хороший учитель ВООБЩЕ не кричит на детей. Он старше, умнее и образованнее, чем ребенок, поэтому ищет дипломатические пути решения конфликта. И это — признак его ума и профессионализма. Не так ли?
Не надо утверждать, что учитель просто так не орет, слишком вознесли себя учителя, на самом деле сейчас настоящих человечных учителей — единицы.
Добрый день! Мой ребенок в этом году пошел в первый класс, Он с удовольствием делает все уроки, но он не ходил в садик и дома бабушка баловала его как могла, на сегодня он не привыкший к самостоятельности и из-за этого часто получает от педагога, она считает, что он задает “тупые” вопросы. Недавно не смог разобраться в задаче — слово “решение” писать в центре или с краю, причем задачу писать начали пару дней назад, так его при всем классе обозвали тупым, сказали, что тупой, потому что он не ходил в садик и еще потому что мама с ним не занимается, хотя у него всегда в тетрадях все в порядке. Как-то раз поговорила с учительницей, она сразу поняла, что мне мой сын рассказал детали их разговора, сразу стала пунцовой, вроде после этого не оскорбляет, но может поругаться с ним за то, что долго одевается, а когда ругается ребенок плачет, и она начинает перед всем классом обзывать его плаксой. Что делать, менять школу особо не хочется, она рядом с домом, но ребенок каждое утро не хочет идти в школу из-за крика и насмешек педагога.
Диана, адаптация в школе — для многих проблема, но ваша педагог ведет себя не вполне профессионально. Суметь научить маленького ребенка простым действиям и не срываться на него — показатель ее профпригодности. Попытайтесь еще раз поговорить с ней по-доброму, но, возможно, что придется искать альтернативу школе или учителю.
Я девушка, 15 лет, 8 класс. Училась я в двух школах, но из-за семейных обстоятельств после 4 класса меня перевели в другую школу (в другом городе). В первой школе все было нормально с учителями, но потом в этой второй школе просто начались проблемы. Дело в том, что у меня с 3 класса короткая мужская стрижка (никогда не любила длинные волосы), и меня просто начали гнобить учителя, обзывали “недо-мальчиком”, говорили, мол, “Наверно вместе с волосами отрезали мозги” (не дается мне математика и химия), так же хожу в брюках, дресс-кодом школы это не запрещено. Некоторые учителя просто говорят что-то вроде “не хочу я тебя на следующих уроках видеть как мальчика, надевай юбку!”. Я не знаю что делать, из-за всего начинаю рыдать, от чего еще и получаю обзывания от одноклассников.
Дорогая Женя, наверное, это тот случай, когда должны вмешаться Ваши родители. Ваши учителя ведут себя неэтично и как минимум непрофессионально. Переставайте плакать, проблему надо решать, а не замалчивать. И помните, что для Бога все мы бесконечно ценны и дороги — такими, какими Он нас создал
Добрый вечер. Скажите, это нормально, учитель, она же завуч по увр, заставила сидеть на полу полурока ребенка за то что он попросил соседа по парте не лезть к нему с вопросами. 5 класс. Ребенок воспитанный, не то что не огрызнулся, даже не посмел ослушаться. Просидел у входной двери на корточках 25 минут.
Алла, нет, это ненормально, такое нельзя замалчивать. попытайтесь поговорить с ней, если понимания не возникнет, нужно пожаловаться, ведь могут пострадать другие дети. В такой ситуации невозможно подставить щеку — калечится детская душа
а во втором-4443332222233(я не по порядку)
Дорогая Вика! Откровенно говоря, твое письмо на троечку по русскому, тебе надо серьезно заняться орфографией и пунктуацией. Поверь, с учителями у кажого человека случались неприятные ситуации, каждому есть что вспомнить о коварной математичке и строгой учительнице физики. Ты растешь, растет не толлько тело, но и душа, дух, и это само по себе непросто. Но, подумай, в жизни еще не раз придется сталкиваться с конфликтами, выходить из них целой и невредимой, мириться с чужими особенностями и искать мирное решение. Считай, что Господь Бог дает тебе поупражняться в этой науке. Не может быть, чтобы все были против тебя, обязательно есть люди, которым ты симпатична. Может быть, ты сама настолько раздражена, что настраиваешь других против себя? Попробуй посмотреть со стороны, усмирить свою гордость и амбиции, не ссориться со всеми, не обострять. Ненавязчиво доказывать, что и ты многое можешь и умеешь. Не иди напролом, будь терпимее и дружелюбнее. Помни, что большая добродетель — это смирение, и все мы поставлены Богом в ту жизненную школу, где оно изучается
Уважаемый Алексей, спасибо за мнение. Любая человеческая личность очень важна, особенно для Бога, Который создал нас такими разными. Но, ставя свою личность во главу угла, приписывая себе достоинства, до которых еще расти и расти, ребенок не научится уважать авторитет старших, строить отношения со сверстниками. Выбирающий гордыню становится отверженным. Любой девочке обязательно нужно смягчать характер и гасить амбиции, иначе и семью не построить. Кстати, по поводу церкви — наш сайт позиционирует себя как сайт православного воспитания
Добрый день. Подскажите пожалуйста ‚что делать. Мой сын учиться в 8 классе математической гимназии. Класс очень сильный. У ребёнка не сложились отношения с учителем алгебры. Ребёнок гиперактивный ‚с плохим зрением и почерком. Учителя это явно раздражает и она при всем классе старается его унизить высмеивая его почерк ‚неаккуратность, занижает ему оценки. Ребёнок потерял интерес к математике ‚которую всегда любил.
Лера, безусловно, такое отношение чудовищно и недопустимо. Судя по тому, что и разговоры с ней директора не помогли и классного руководителя, может, пора подключить родителей? В этой ветке есть ответ из Минобразования и науки о том, как надо действовать, если ребенка гнобят в школе. Пусть мама или папа начнут выполнять этот алгоритм!
И еще совет. Часто бывает, что школьники не ладят с учителем не только из-за противности последнего. Попробуйте проанализировать — все ли правильно вы делаете на уроках физики? Может, не слушаете учителя? А учителя любят, когда им буквально в рот глядят, т.е. внимательно слушают. Как успеваемость? Может, надо подтянуть — попросите кого-то из одноклассников или родителей, и учитель это оценит, проверено! Попробуйте не делать того, что ее раздражает. Тоже помогает.
Хотя, повторимся, унижение и такое отношение недопустимо, сообщите родителям!
Здравствуйте!Я в этом году заканчиваю 7 класс,и у меня проблема.Наша учительница по физике гнобит меня.Я на черновике решала контрольную(пересдачу).Я хотела перевернуть листик назад но отложила тетрадь,чтобы та не подумала,что я списала.Она подходит ко мне,и говорит,что результат не будет засчитан.Она забрала листик с заданиями и при всём классе начала говорить “Вот я никогда бы не подумала,но Лера всё таки СПИСАЛА.Она по-этому и плачет,её проблемы”.Она 2й раз довела меня до слёз!!Жалобу я написала директору,классная руководительница с ней поговорила.Она ещё накричала на мою одноклассницу,типо “Вместо физики мы глаза комками мажем”,а на другую “Ты чё не можешь задачу для третьего класса решить?!Тупая!”(а задача была сложная).У меня вопрос-что я ей сделала,что она меня ненавидит?
Ольга, безусловно, это вопиющий случай, напоминающий замкнутый круг. Но разорвать его можно, приняв твердое решение и проанализировав ситуацию.
Попробуйте спокойно побеседовать с дочерью. Возможно, ей не хватает смелости отвечать, т.к. она плохо знает предмет — подтяните ее, долго и упорно занимайтесь с девочкой. Будучи уверенной в своих знаниях, она и отвечать будет по-другому.
Если со знаниями у нее все в порядке, а есть страх, вы же можете попробовать изгнать его.Расскажите девочке на своем примере или на примерах других, что страх — плохой советчик. Возможно, есть другие моменты — неприязнь к учителю, выясните, что стало причиной…
Можно пообщаться с родителями одноклассников вашего ребенка — возможно, у кого-то еще были такие трения и кто-то тоже пробовал к ней обращаться. Раз учитель не реагирует, надо обратиться к директору школы (если есть и другие пострадавшие дети, надо сплотиться с их родителями ). А потом, если ситуация не изменится, то и далее, или сменить школу. Психика ребенка дороже. И вы имеете право сохранить ее.
Как видите, вы не первая и явно не последняя, кого волнует ситуация с ребенком, которого травят в школе. Поэтому мы ранее отправили письмо в Минобразования, попросив пояснить всем обратившимся, как быть. На него ответ дала зам. директора государственной политики в сфере общего образования Ж.В. Садовникова:
«Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России (далее — Департамент) рассмотрел Ваше обращение и по вопросу об «алгоритме действий в подобных ситуациях», приведенных в обращении, сообщает.
Согласно пункту 1 статьи 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее ‑Федеральный закон) педагогические работники обязаны педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики, уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.
Кроме того, на основании части 7 статьи 28 Федерального закона образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за качество образования своих выпускников.
На основании пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.
В соответствии частям 4 и 6 статьи 44 Федерального закона родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ответственность за качество образования несут все участники образовательных отношений: педагогические работники и администрация образовательной организации, родители (законные представители) и обучающиеся.
Вместе с тем при возникновении ситуаций, приведенных в Вашем обращении, Департамент рекомендует следующий «алгоритм действий».
Согласно пункту 2 части 1 статьи 45 Федерального закона в целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
Соответствующая комиссия создается в образовательной организации в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование.
В случае наличия неурегулированных разногласий между участниками образовательных отношений на уровне образовательной организации или конкретных фактов нарушений законодательства об образовании Департамент рекомендует обратиться в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, которому согласно статьям 7 и 93 Федерального закона переданы функции по государственному контролю (надзору) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории.
Одновременно Департамент информирует о том, что в соответствии со статьей 45 Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Следовательно, если право ребенка на общедоступное общее образование нарушается, его родители (законные представители) могут отстаивать это право в порядке гражданского судопроизводства или обратиться в прокуратуру Российской Федерации как единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (статья 1, Федерального закона от 17января 1992 г. N2202‑1 «О прокуратуре Российской Федерации).
Дополнительно сообщаем, что согласно пункту 7 части 3 статьи 44 Федерального закона обучающиеся и их родители (законные представители) имеют право принимать участие в управлении образовательной организацией через деятельность управляющего совета, педагогического совета, совета учащихся, совета родителей(законных представителей) в форме, определяемой уставом этой организации.
Участники образовательных отношений вправе поднять вопросы, касающиеся организации и осуществления образовательной деятельности, перед педагогами и администрацией образовательной организации.»
Здравствуйте!Как мне поступить, дочь жалуется на учителя русского языка.Уже с учителе разговаривали не однократно,я объясняла что не надо с маим ребенком так она очень ростраивается учитель вроде понимает,но потом все равно не то что бы травит ее но при всем классе обращаясь ко всем озвучивает суть проблемы но обращаясь ко всему классу.Но ребенок понимает что это она виновата что рассказала мне о проблеме.На днях вызвала ее к доске по литературе, она ее так боится что зная боится отвечать это 8 класс, ребенок мнется она ей говорит.Ну что долго мне ждать что бы тебе поставить двойку, ребенок сел слово не сказал.И говорит у меня после руки треслись и глаз дергался.Это нармально!? Я предложила свою помощь но ребенок категорически отказывается, говорит опять она меня будет при всем классе стыдить! А мне не по себе, вроде не хочю навредить ребенку, и оставлять это без внимания тоже не могу! Как поступить!?
Здравствуйте. Сын учиться в 5 классе. Сегодня приходит со школы и рассказывает, как в школьной столовой одна из работниц его оттаскала за ухо, дала подзатыльник и заставила дваждыприлюдно извиняться за то, что он протянул руку к котлете из другой порции. Это не фантазии моего сына, так как позвонив классному руководителю, я узнала, что ей уже рассказали о произошедшем. планирую написать заявление на имя директора, подскажите, как грамотно это сделать и на какие статьи можно сослаться, чтобы не быть голословной. Спасибо.
Анна, на ваш вопрос ответ есть в письме от Минобразования, которое мы получили в ответ на аналогичные жалобы родителей и опубликовали чуть выше. Вы вполне можете обращаться за защитой по алгоритму, описанному в этом ответе.
Уважаемые родители. Редакция портала Азбука воспитания, отослав в Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) письмо с просьбой прокомментировать ваши обращения по поводу нарушения прав их детей в школе, публикует ответ заместителя директора государственной политики в сфере общего образования Ж.В. Садовниковой:
«Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России (далее — Департамент) рассмотрел Ваше обращение и по вопросу об «алгоритме действий в подобных ситуациях», приведенных в обращении, сообщает.
Согласно пункту 1 статьи 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее ‑Федеральный закон) педагогические работники обязаны педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики, уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.
Кроме того, на основании части 7 статьи 28 Федерального закона образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за качество образования своих выпускников.
На основании пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.
В соответствии частям 4 и 6 статьи 44 Федерального закона родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ответственность за качество образования несут все участники образовательных отношений: педагогические работники и администрация образовательной организации, родители (законные представители) и обучающиеся.
Вместе с тем при возникновении ситуаций, приведенных в Вашем обращении, Департамент рекомендует следующий «алгоритм действий».
Согласно пункту 2 части 1 статьи 45 Федерального закона в целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
Соответствующая комиссия создается в образовательной организации в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование.
В случае наличия неурегулированных разногласий между участниками образовательных отношений на уровне образовательной организации или конкретных фактов нарушений законодательства об образовании Департамент рекомендует обратиться в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, которому согласно статьям 7 и 93 Федерального закона переданы функции по государственному контролю (надзору) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории.
Одновременно Департамент информирует о том, что в соответствии со статьей 45 Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Следовательно, если право ребенка на общедоступное общее образование нарушается, его родители (законные представители) могут отстаивать это право в порядке гражданского судопроизводства или обратиться в прокуратуру Российской Федерации как единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (статья 1, Федерального закона от 17января 1992 г. N2202‑1 «О прокуратуре Российской Федерации).
Дополнительно сообщаем, что согласно пункту 7 части 3 статьи 44 Федерального закона обучающиеся и их родители (законные представители) имеют право принимать участие в управлении образовательной организацией через деятельность управляющего совета, педагогического совета, совета учащихся, совета родителей(законных представителей) в форме, определяемой уставом этой организации.
Участники образовательных отношений вправе поднять вопросы, касающиеся организации и осуществления образовательной деятельности, перед педагогами и администрацией образовательной организации.»
Евгения, вот ответ из Минобразования, который мы опубликовали здесь же, в этой ветке выше. Возможно, вы найдете ответ на свой вопрос. Ответ заместителя директора государственной политики в сфере общего образования Ж.В. Садовниковой:
«Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России (далее — Департамент) рассмотрел Ваше обращение и по вопросу об «алгоритме действий в подобных ситуациях», приведенных в обращении, сообщает.
Согласно пункту 1 статьи 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее ‑Федеральный закон) педагогические работники обязаны педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики, уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.
Кроме того, на основании части 7 статьи 28 Федерального закона образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за качество образования своих выпускников.
На основании пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.
В соответствии частям 4 и 6 статьи 44 Федерального закона родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ответственность за качество образования несут все участники образовательных отношений: педагогические работники и администрация образовательной организации, родители (законные представители) и обучающиеся.
Вместе с тем при возникновении ситуаций, приведенных в Вашем обращении, Департамент рекомендует следующий «алгоритм действий».
Согласно пункту 2 части 1 статьи 45 Федерального закона в целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
Соответствующая комиссия создается в образовательной организации в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование.
В случае наличия неурегулированных разногласий между участниками образовательных отношений на уровне образовательной организации или конкретных фактов нарушений законодательства об образовании Департамент рекомендует обратиться в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, которому согласно статьям 7 и 93 Федерального закона переданы функции по государственному контролю (надзору) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории.
Одновременно Департамент информирует о том, что в соответствии со статьей 45 Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Следовательно, если право ребенка на общедоступное общее образование нарушается, его родители (законные представители) могут отстаивать это право в порядке гражданского судопроизводства или обратиться в прокуратуру Российской Федерации как единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (статья 1, Федерального закона от 17января 1992 г. N2202‑1 «О прокуратуре Российской Федерации).
Дополнительно сообщаем, что согласно пункту 7 части 3 статьи 44 Федерального закона обучающиеся и их родители (законные представители) имеют право принимать участие в управлении образовательной организацией через деятельность управляющего совета, педагогического совета, совета учащихся, совета родителей(законных представителей) в форме, определяемой уставом этой организации.
Участники образовательных отношений вправе поднять вопросы, касающиеся организации и осуществления образовательной деятельности, перед педагогами и администрацией образовательной организации.»
Дайте, пожалуйста, ссылку, на 25 вопросов, как разговорить ребенка на тему школы. Или помогите, где найти! Никак не получается найти… Спасибо!