Учитель что в имени твоем кто сказал
Учитель! Перед именем твоим. Очерк
Учитель! Перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени!
Н. А. Некрасов
В спорах нынче не рождается истина. Не то воспитание! Только ненависть, злоба, взаимные упреки, а затем, вдоволь наоравшись, обиженные, а иногда побитые оппоненты расходятся, забрызганные яростной слюной, даже не вспоминая, с чего все началось.
Наверное, сегодня нет человека, работающего в системе образования, которого не возмутило выступление ведущего Владимира Соловьева. Переполненные эмоциями, мы обсуждаем его ужасные фразы, брошенные в адрес учителей, напрочь забыв, что он журналист. А ведь это вездесущая братия, работающая на центральных каналах телевидения, которая держит руку на пульсе общества и транслирует мнение большинства.
Вот это по-настоящему страшно!
И тетя моя, учитель с огромным стажем, пребывая в почтенном возрасте, хоть иногда и жалуется на плохую память, называет бывших учеников по фамилии и имени, когда рассказывает про работу в школе. Я написал эти строчки не только из-за того, что я горжусь своими родными, но и потому, что, благодаря им, я знаю, каким должен быть настоящий учитель.
Педагогические вузы выпускают тысячи студентов, но хорошими учителями станут единицы. Зачем молодые люди получают это образование, заведомо зная, что работа тяжелая, зарплата небольшая? При сегодняшней полной занятости рабочих мест в престижных фирмах надеяться на получение там должности с дипломом учителя может только глупец. Я спрашивал у абитуриентов: «Почему вы идете на эту профессию?» И большинство, как ни странно, отвечают, что им нравится работать с детьми.
Я еще долго уговаривал собеседника обратиться в другие школы, но он, постепенно переходя на истерические нотки, обвинял меня и всю систему образования в кумовстве и коррупции. Закончил будущий учитель свою речь словами: «Я всё понял! Видимо, пока вы, старьё, не сдохнете, нам, молодым, на работу не устроиться!»
Положив трубку, я в ужасе подумал: «А если его кто-то возьмет? Что будет с детьми? Как такого человека вообще можно подпускать близко к школе?»
Я прочитал большую статью, в которой говорилось об изменениях в образовании за последние пятнадцать лет. Трое так называемых «непопулярных» министров, сменившие один другого, сделали много хороших дел. Понятно, что всё новое проходит через недовольство большей части населения, через неприятие перемен, связанных с выходом из зоны комфорта. Хотя, вряд ли систему образования 90-х можно считать таковой, но изменения были необходимы. И всеми ненавистный ЕГЭ, вызвавший бурю негодований, тоже был необходим. Он не только дал всем ученикам одинаковые возможности, но и позволил обнаружить школы с серьезными провалами в знаниях учащихся.
Сейчас могу признаться – когда-то я был на стороне противников единого экзамена, так как считаю, что, в принципе, тестовые задания не дают возможности определить глубину знаний, к тому же сам процесс сдачи является сильнейшим стрессом для ребенка. Но сегодня изменился и сам экзамен, и моральная подготовка к нему, а нервные переживания, испытываемые учеником ничтожно малы по сравнению с тем напряжением, которое ему придется испытать во взрослой жизни.
В работе над созданием нового образа выпускника школы и за разработкой Федеральных стандартов министры, к сожалению, забыли об одной, на мой взгляд, очень серьезной проблеме. Я согласен, что не сегодня, так завтра мы получим идеального выпускника: грамотного, стрессоустойчивого, адаптированного к любой профессиональной среде, прекрасно владеющего иностранными языками, умеющего не только писать различные проекты, но и внедрять их на практике. Но давайте на секунду остановимся, он кто? Робот? А как же душа? Ведь, кроме работы, существуют обычная жизнь с общепринятыми нормами, какими-то моральными установками и правилами, неписанными нравственными ценностями.
Задумайтесь! Когда вы в последний раз слышали слова «благородный» или «порядочный»? Думаю, давно. Мы запросто можем сказать про негодяя: «Порядочная свинья» или про жеребца: «Благородных кровей». А о человеке? Успешный, предприимчивый, стильный, ну еще с десяток эпитетов, определяющих характер, и все!
Кто займется воспитанием и будет учить доброте, достоинству, чести, сердечности, пониманию? Кто научит уважать старших, просто так, за возраст, научит протянуть руку помощи попавшему в беду? Кто научит с благоговением относиться к учителю за то, что он дает знания? Кто научит мальчиков совершать мужские поступки и расскажет девочкам, какой должна быть настоящая женщина?
Ну как вам такое мнение?
И в заключение хочу задать вечный вопрос: » Что мы можем сделать и что нам по силам?» Думаю, наверное, пришло время, когда просто необходим стандарт воспитания. Где результатом работы образовательных организаций станет социально-активное поведение учащегося, основанное на морально-нравственных устоях, а по каким критериям производить оценку качества, наверное, решат специалисты.
И еще я надеюсь, что будет изменена система отбора и приема в ВУЗы, чтобы профессию педагога могли получить лучшие из лучших, несущие моральную ответственность за сделанный выбор.
Но при этом, несмотря ни на что, будут сеять разумное, доброе, вечное и ждать, когда цивилизованное общество смиренно преклонит колени перед человеком, гордо носящим звание Учитель.
Учителю
«…Учитель, перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени. »
Н.А.Некрасов.
Опять учитель в чём-то виноват:
Из года в год, над планами лысея,
Не так учил девчонок и ребят,
Не те посевы сеял и лелеял!
Извечно был проверками томим,
Виновен в росте праздности и лени,
И мало кто сегодня перед ним
Готов «смиренно преклонить колени»…
Его ль вина, что гордая страна
Под долларом стоит на задних лапках,
Что книга – недоступнее вина,
А жизнь – дешевле пыжиковой шапки?
Его ль вина, что срыли виноград
В угоду самой трезвой из кампаний,
Что кто-то грудь готовил для наград,
А он – виновен в росте наркомании!
Его ль вина, что мы убоги, голы,
Что после всех реформ и перестроек
У входа в рынок выстроились школы
С дрожащею протянутой рукою?
Учитель не бастует – чтит момент,
А забастуй он – не погаснут печи,
И перед ним не станет Президент
Произносить смирительные речи
А у доски, над частоколом парт,
Дано увидеть и понять немало:
В глазах детей – чернобыльский инфаркт,
Дымы Дзержинки, соль песков Арала,
И коль ученье – свет, что ж неучёных – тьма,
А плод учения – поболе корня горек?
Одним – по штату – горе от ума,
Другим – по блату – рай на этом горе!
И так не год, не два – десятки лет!
Учитель стонет, а чиновник – весел,
И что чинушам тот «ученья свет»?
Важнее скрип руководящих кресел!
Да не проспать очередной Указ,
Или вздохнуть, как некогда, бывало:
«Какой светильник разума угас!
Какое сердце стало биться вяло!»
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Цитатник
Моему лучшему другу Сандро-Поздравление в День его Рождения! &nbs.
В зимний день рождения для Саши (Сандро5) стихи Ирины Самариной в подарок С днем рождения тебя, С.
—Музыкальный плеер
—Стена
—Поиск по дневнику
—Сообщества
—Статистика
«УЧИТЕЛЬ! ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ ПОЗВОЛЬ СМИРЕННО ПРЕКЛОНИТЬ КОЛЕНИ!» (Н.А.НЕКРАСОВ)
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ МОРОЗОВ «Сельская школа», 1872 год
«
ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ
ПОЗВОЛЬ СМИРЕННО ПРЕКЛОНИТЬ КОЛЕНИ!»
Ты нас гуманно мыслить научил,
Едва ль не первый вспомнил о народе,
Едва ль не первый ты заговорил
О равенстве, о братстве, о свободе.
Еще добром должны мы помянуть
натолкнуть на честный путь
Не забыл, Я думаю, ты истинных светил,
Отметивших то время роковое:
Белинский жил тогда,
Грановский, Гоголь жил,
Еще найдется славных двое-трое
Белинский был особенно любим..
. Молясь твоей многострадальной тени,
Учитель! перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени!
В те дни, как всё коснело на Руси,
Дремля и раболепствуя позорно,
Прокладывал, работая упорно.
Ты не гнушался никаким трудом:
Шел к истине, великий самоучка!
Ты нас гуманно мыслить научил,
Едва ль не первый вспомнил об народе,
Едва ль не первый ты заговорил
О равенстве, о братстве, о свободе..
. Недаром ты, мужая по часам,
На взгляд глупцов казался переменчив,
Но пред врагом заносчив и упрям,
С друзьями был ты кроток и застенчив.
Не думал ты, что стоишь ты венца,
И разум твой горел не угасая,
Самим собой и жизнью до конца
Святое недовольство сохраняя,
— То недовольство, при котором нет
Ни самообольщенья, ни застоя,
С которым и на склоне наших лет
Постыдно мы не убежим из строя,
— То недовольство, что душе живой
Не даст восстать противу новой силы
За то, что заслоняет нас собой
И старцам говорит: «Пора в могилы! «
В ходе духовного возмужания судьба свела Некрасова с человеком, которого до конца дней он считал своим учителем, перед кем смиренно «преклонял колени».
» Сильно подействовали на восприимчивого юношу социалистические убеждения Белинского. Ведь горькую долю бесприютного бедняка Некрасов испытал на своем собственном опыте: «петербургские мытарства» научили его в каждом нищем видеть своего собрата, искренне сочувствовать несчастьям и бедам народным, глубоко любить «золотое народное сердце».
Социалистические идеи пали на благодатную почву, они нашли в душе поэта самый прямой и прочувствованный отклик.
Впоследствии Некрасов заплатил щедрую дань любви и благодарности своему учителю в стихотворении «Памяти Белинского», в поэме «В. Г. Белинский», в сценах из лирической комедии «Медвежья охота»:
Ты нас гуманно мыслить научил,
Едва ль не первый вспомнил о народе,
Едва ль не первый ты заговорил
Именно теперь Некрасов выходит в поэзии на новую дорогу, создавая первые, глубоко реалистические стихи с демократической тематикой.
Восторженную оценку Белинского, как известно, вызвало стихотворение Некрасова «В дороге» (1845).
Прослушав его, Белинский не выдержал и воскликнул, обращаясь к Некрасову:
Рубрики: | ЖЗЛ поэзия поэты История России |
Метки: Н.А.Некрасов
Процитировано 3 раз
Понравилось: 7 пользователям
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Раскрыта тайна иконы Богородицы Луганской. Окончание Раскрыта тайна иконы Богородицы.
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Приложения
—Ссылки
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Статистика
«УЧИТЕЛЬ! ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ ПОЗВОЛЬ СМИРЕННО ПРЕКЛОНИТЬ КОЛЕНИ!» (Н.А.НЕКРАСОВ)
«УЧИТЕЛЬ! ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ ПОЗВОЛЬ СМИРЕННО ПРЕКЛОНИТЬ КОЛЕНИ!» (Н.А.НЕКРАСОВ)
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ МОРОЗОВ «Сельская школа», 1872 год
«
ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ
ПОЗВОЛЬ СМИРЕННО ПРЕКЛОНИТЬ КОЛЕНИ!»
Ты нас гуманно мыслить научил,
Едва ль не первый вспомнил о народе,
Едва ль не первый ты заговорил
О равенстве, о братстве, о свободе.
Еще добром должны мы помянуть
натолкнуть на честный путь
Не забыл, Я думаю, ты истинных светил,
Отметивших то время роковое:
Белинский жил тогда,
Грановский, Гоголь жил,
Еще найдется славных двое-трое
Белинский был особенно любим..
. Молясь твоей многострадальной тени,
Учитель! перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени!
В те дни, как всё коснело на Руси,
Дремля и раболепствуя позорно,
Прокладывал, работая упорно.
Ты не гнушался никаким трудом:
Шел к истине, великий самоучка!
Ты нас гуманно мыслить научил,
Едва ль не первый вспомнил об народе,
Едва ль не первый ты заговорил
О равенстве, о братстве, о свободе..
. Недаром ты, мужая по часам,
На взгляд глупцов казался переменчив,
Но пред врагом заносчив и упрям,
С друзьями был ты кроток и застенчив.
Не думал ты, что стоишь ты венца,
И разум твой горел не угасая,
Самим собой и жизнью до конца
Святое недовольство сохраняя,
— То недовольство, при котором нет
Ни самообольщенья, ни застоя,
С которым и на склоне наших лет
Постыдно мы не убежим из строя,
— То недовольство, что душе живой
Не даст восстать противу новой силы
За то, что заслоняет нас собой
И старцам говорит: «Пора в могилы! «
В ходе духовного возмужания судьба свела Некрасова с человеком, которого до конца дней он считал своим учителем, перед кем смиренно «преклонял колени».
» Сильно подействовали на восприимчивого юношу социалистические убеждения Белинского. Ведь горькую долю бесприютного бедняка Некрасов испытал на своем собственном опыте: «петербургские мытарства» научили его в каждом нищем видеть своего собрата, искренне сочувствовать несчастьям и бедам народным, глубоко любить «золотое народное сердце».
Социалистические идеи пали на благодатную почву, они нашли в душе поэта самый прямой и прочувствованный отклик.
Впоследствии Некрасов заплатил щедрую дань любви и благодарности своему учителю в стихотворении «Памяти Белинского», в поэме «В. Г. Белинский», в сценах из лирической комедии «Медвежья охота»:
Ты нас гуманно мыслить научил,
Едва ль не первый вспомнил о народе,
Едва ль не первый ты заговорил
Именно теперь Некрасов выходит в поэзии на новую дорогу, создавая первые, глубоко реалистические стихи с демократической тематикой.
Восторженную оценку Белинского, как известно, вызвало стихотворение Некрасова «В дороге» (1845).
Прослушав его, Белинский не выдержал и воскликнул, обращаясь к Некрасову:
Учитель! Перед именем твоим.
«Учитель, перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени»
Николай Некрасов
Спокойный взгляд, особенная стать,
В глазах простая мудрость и покой.
Учителем, не всякий может стать,
С горящим сердцем, с пламенной душой!
Свою седую голову склоню
«Учитель перед именем твоим»,
Простите, что я редко вам звоню
Сквозь непогоды леденящих зим.
Вы, как и прежде – в платьице простом,
А я другая – жёстче и грубей…
Я свой визит – на после, на потом,
А вы всё поджидаете гостей.
Скажите! Как сумели сохранить,
В душе своей и теплоту, и свет?
Как вы смогли так благородно жить
На склоне, далеко не юных, лет?
О, ваша, мне открыта нынче суть –
Как «Данко» людям подарил огонь,
Вы также распахнули свою грудь
И сердце положили на ладонь!
А мы, все беды, разбивая лбом
Бежим сквозь темень бешеных времён,
А вы в тиши листаете альбом,
Вникая в длинный перечень имён.
И я из тех взъерошенных ребят,
Мой долг пред вами невообразим!
И меркнет неуместный мой наряд
«Учитель перед именем твоим»…
Опять не сплю. Запрятав ноги в плед,
О вас я вспоминаю в тишине…
Спасибо за науку и за свет,
Что бескорыстно подарили мне!
В. Назарова март 2013 года
Дорогие друзья, наш проект существует исключительно благодаря вашей поддержке.
Комментарии
Валентина, искренние стихи.
Валентина, искренние стихи. Я полностью солидарна с вашими чувствами. У каждого, наверно, в жизни был или есть такой учитель, которого вспоминаешь всю жизнь. СпасиБо!
Вам спасибо за неравнодушное
Вам спасибо за неравнодушное прочтение!
Поиск на сайте
Как помочь проекту?
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Вы можете поддержать наш проект, перечислив доступную вам сумму на
наш счёт.
Кроме того, вы можете разместить на своём сайте наш баннер.