Учетная степень образования это что

Ученая степень

Учёные сте́пени и зва́ния — квалификационная система в науке и высшей школе, позволяющая ранжировать научных и научно-педагогических сотрудников на отдельных ступенях академической карьеры. В настоящее время в Российской Федерации присуждают [1] учёные степени кандидата и доктора наук и присваивают [1] учёные звания доцента и профессора (по кафедре, по специальности). Учёное звание доцента присваивают, как правило, кандидатам наук, а учёное звание профессора присваивают, как правило, докторам наук.

Содержание

Учёные степени

Учёные степени, присуждаемые в различных странах, существенно различаются по названиям, требованиям к квалификации, процедуре присуждения и/или утверждения.

В США, Великобритании и целом ряде других европейских стран, присоединившихся к Болонскому процессу, проводится гармонизация номенклатуры учёных степеней, предполагающая установление единых требований для трёх степеней в каждой отрасли знаний:

присуждаемых аккредитованным высшим учебным заведением.

В России система на данный момент смешанная: частично применяется новая система с выпуском бакалавров (4 года) и магистров (6 лет), частично старая с выпуском дипломированных специалистов (5 лет). Вместо же высшей единой западной степени доктора (философии и т. п.) применяется унаследованная от Советского Союза система германского образца, в которой существуют две степени:

При этом степень кандидата наук присуждается диссертационным советом и утверждается (принимается решение о выдаче диплома кандидата наук) Высшей аттестационной комиссией Минобрнауки России, а степень доктора наук — присуждается президиумом ВАК на основании ходатайства диссертационного совета.

Для получения степени кандидата или доктора наук необходимо подготовить диссертацию и защитить её на заседании диссертационного совета, созданного при вузе, НИИ или другом научном учреждении. Для защиты диссертации на соискание степени доктора в настоящее время необходимо иметь степень кандидата наук, защита диссертации на соискание степени доктора наук лицами, не имеющими степени кандидата, в соответствии с ныне действующим «Положением о порядке присуждения учёных степеней», не предусматривается. Следует заметить, что при этом соответствие или родственность отраслей наук и специальностей ранее полученных (последовательно) высшего образования, степени кандидата наук и соискаемой степени доктора наук фактически никак не регламентируется, кроме случаев соискания учёных степеней по медицинским и ветеринарным наукам, которые возможны только при наличии у соискателя высшего медицинского (ветеринарного) образования. Фактически на практике признаются вполне допустимыми и никак не ограничиваются ВАК случаи получения более высокой степени по отрасли наук и специальности, неродственной к уже имеющейся: например кандидата экономических наук инженерами (математиками, химиками), степени доктора экономических наук кандидатами, например, технических и физико-математических наук и т. п. Более подробно см. «Положение о порядке присуждения учёных степеней».

Учёные степени появились в СССР в 1934 году (введены постановлением Совнаркома СССР «Об учёных степенях и званиях» от 13 января 1934, фактически восстановившим ранее существовавшие в дореволюционной России учёные степени). Наибольшее число кандидатов и докторов наук в технических, медицинских, физико-математических науках.

Аналогом учёной степени кандидата наук в большинстве стран является степень доктора философии (Ph.D., произносится «пи-эйч-ди»; не путать с доктором философских наук) и многочисленные (но более редко присуждаемые) приравненные к ней степени. Приблизительным аналогом учёной степени доктора наук в странах с «одноступенчатой» системой учёных степеней служит степень Doctor of Science (D.Sc.), в странах с «двухступенчатой» системой (например, в Германии) — габилитированный доктор.

Учёные звания

Учёные звания в настоящее время разделяются на звания доцента или профессора по специальности и доцента или профессора по кафедре. Первые присваиваются ВАКом, вторые — Минобрнауки России (более подробно см. «Положение о порядке присвоения учёных званий»). Учёное звание старшего научного сотрудника в настоящее время в РФ не присваивается, оно приравнено к званию доцента по специальности. Ранее (а также в настоящее время на Украине и в некоторых других постсоветских государствах) звание старшего научного сотрудника присваивалось сотрудникам научно-исследовательских институтов, и квалификационные требования к соискателям этого звания не включали в себя преподавательскую работу в вузах, в отличие от звания доцента.

Учёные звания члена-корреспондента и академика признаются официально, только если их обладатели являются членами одной из 6 государственных академий:

Учёные степени и звания, существовавшие ранее

С 1934 по 1989 в СССР присваивались учёные звания младшего научного сотрудника (для сотрудников НИИ и вузов) и ассистента (в вузах, для научно-педагогических работников). Они были близки по квалификационным требованиям и, в отличие от более старших учёных званий, не предполагали обязательного наличия учёной степени. Звание ассистента соответствовало существовавшему в России до революции званию приват-доцента. До революции в научно-образовательной системе России существовали учёные степени действительного студента, кандидата (точнее, кандидата университета), магистра и доктора, учёные звания адъюнкта, приват-доцента, доцента, адъюнкт-профессора, экстраординарного профессора, ординарного профессора, заслуженного профессора. [2] Вся эта иерархия целиком была отменена в 1918 (хотя некоторые из перечисленных степеней и званий были отменены ещё в 19 веке). Учёные степени в Российской империи давали право на получение чинов определённого класса (см. Табель о рангах).

Положение степеней бакалавра и магистра в России

До выполнения Болонских рекомендаций степени бакалавр и магистр в России относятся не к учёным степеням, а к квалификациям выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования. По своему статусу обладатели степеней бакалавра относятся к лицам, имеющим высшее профессиональное образование второго уровня, которое, в свою очередь, считается ниже высшего образования третьего уровня к которому относится степень магистра и квалификация дипломированного специалиста.

Таким образом, как с юридической, так и с практической точек зрения, статус и положение обладателей квалификации дипломированного специалиста и академической степени магистра — в современной России совершенно аналогичны и эквивалентны, то есть дают одинаковые права их обладателям на совершение профессиональной (в том числе научной и преподавательской (включая в высших учебных заведениях)) деятельности в соответствии с образованием и квалификацией, также как и равные права поступления на послевузовское образование (аспирантуру).

Тем не менее, несмотря на вышесказанное, нередки всё же случаи поступления дипломированных специалистов в магистратуру (как правило, на платной основе, так как получение высшего образования определённого уровня на бесплатной основе возможно только один раз), что, однако, следует рассматривать не как продолжение образования на более высокой ступени, а, скорее, как скрытую форму получения второго высшего образования (получение степени магистра по специальности/направлению, несколько отличному от диплома специалиста), профессиональной переподготовки или повышения квалификации (аналогично), а также повышения статуса образования (например в случае поступления в магистратуру ведущего университета дипломированного специалиста — выпускника менее известного вуза).

Номенклатура учёных степеней

Почётная степень

Почётная степень доктора наук (Honor Doctor или Honor degree или Doctor honoris causa) выдаётся вузами, академиями или Министерством образования без прохождения курса обучения и без учёта обязательных требований (по публикациям, защите и т.д.), но достигшим больших успехов в бизнесе и получившим известность в какой-либо области знаний (деятели искусств, юриспруденция, религиозные деятели, бизнесмены, писатели и поэты, художники и т.п.). Такие люди привлекаются к преподавательской деятельности и читают лекции в лучших вузах многих стран мира. Почётный диплом доктора наук не выдаётся в медицине.

Негосударственные организации

Религиозные организации могут присуждать степени кандидата (доктора) богословских наук (или теологии), присваивать звания профессора и доцента и т. д. Другие негосударственные организации также могут присваивать различные учёные степени и звания, вплоть до академика (см. Негосударственные академии). Однако все эти степени и звания юридически не являются таковыми в России и не дают их обладателям прав, предусмотренных законами Российской Федерации. В настоящее время ведётся дискуссия относительно возможности передачи научно-квалификационных полномочий ВАКа учёным советам вузов и НИИ (в том числе негосударственных), как это сделано во многих западных странах. Противниками такой передачи высказывается мнение о неизбежной девальвации системы учёных степеней и званий в результате утраты государственного контроля над аттестацией научных и научно-педагогических кадров.

Источник

Ученые степени и звания: какие бывают
и как присуждаются

В карьере преподавателя не последнее место занимает получение ученой степени и ученого звания. Чтобы понять, к чему стремиться, сначала необходимо разграничить эти понятия и четко понимать, что скрывается за каждым из них.

В новом материале ЛаЛаЛани расскажем, какие бывают ученые степени и звания, как они присуждаются, в чем отличие между понятиями. Статья будет полезна всем, кто хочет умело ориентироваться в иерархии академических титулов.

Учетная степень образования это что. Смотреть фото Учетная степень образования это что. Смотреть картинку Учетная степень образования это что. Картинка про Учетная степень образования это что. Фото Учетная степень образования это что

Ученая степень и ученое звание — в чем отличие

Ученая степень — это показатель уровня квалификации, который присуждается после окончания обучения на определенных программах и успешной защиты диссертационной работы: кандидатской или докторской диссертации.

Она неразрывно связана с исследовательской деятельностью, поэтому для присуждения ученой степени необходимо написать диссертацию и опубликовать несколько научных работ.

Учетная степень образования это что. Смотреть фото Учетная степень образования это что. Смотреть картинку Учетная степень образования это что. Картинка про Учетная степень образования это что. Фото Учетная степень образования это что

Ученые степени: кандидат наук и доктор наук

По результатам успешно защищенной научной работы —
диссертации — в России может быть присуждена степень кандидата наук (первая квалификационная степень) или степень доктора наук (вторая и высшая).

Что скрывается за каждой из этих ученых степеней?

Учетная степень образования это что. Смотреть фото Учетная степень образования это что. Смотреть картинку Учетная степень образования это что. Картинка про Учетная степень образования это что. Фото Учетная степень образования это что

Ученые звания: доцент и профессор

Основными учеными званиями в России являются звания доцента и профессора. Присуждение звания осуществляется на основе профессиональных достижений соискателя, его преподавательского стажа в образовательной организации. Дополнительно учитывается и количество опубликованных учебных и методических материалов и пособий.

Ранее звания доцента и профессора подразделялись на два типа: доцент/профессор по специальности и доцент/профессор по отдельной учебной кафедре (в последнем случае в звании использовалась формулировка «доцент/профессор кафедры»).

Учетная степень образования это что. Смотреть фото Учетная степень образования это что. Смотреть картинку Учетная степень образования это что. Картинка про Учетная степень образования это что. Фото Учетная степень образования это что

Ученые звания и должности

Наряду с учеными званиями доцента и профессора существуют и одноименные названия должностей. Однако если ученое звание присуждается без ограничения по времени, то занимаемая должность по времени ограничена.

Кроме того, сами процедуры присуждения звания и назначения на должность отличаются: в случае с должностью соискатель проходит конкурсный отбор (примерно 1 раз в 5 лет) либо принимается без конкурса в качестве совместителя, а решение о назначении на должность принимает ученый совет вуза.

Источник

Учетная степень образования это что

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2018 N 1168)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 28.08.2017 N 1024)

К соисканию ученой степени доктора наук допускаются лица, имеющие ученую степень кандидата наук и подготовившие диссертацию на соискание ученой степени доктора наук на основе результатов проведенных ими научных исследований.

3. Ученая степень кандидата наук присуждается диссертационным советом по результатам публичной защиты диссертации соискателем ученой степени, успешно сдавшим кандидатские экзамены при освоении программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) или без освоения программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).

К соисканию ученой степени кандидата наук допускаются лица:

подготовившие диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук при освоении программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);

имеющие высшее образование, подтвержденное дипломом специалиста или магистра, подготовившие диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) в организациях, в которых они замещают по основному месту работы должности научных работников либо педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу.

Порядок и срок прикрепления для подготовки диссертации без освоения программы подготовки научных и научно-педагогических кадров устанавливаются Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.

К соисканию ученой степени кандидата наук допускаются лица, получившие от организации по месту выполнения диссертации положительное заключение по диссертации, предусмотренное пунктом 16 настоящего Положения.

(п. 3 в ред. Постановления Правительства РФ от 11.09.2021 N 1539)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2025 п. 4 Положения утрачивает силу (Постановление Правительства РФ от 11.09.2021 N 1539).

4. Соответствие направлений подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) научным специальностям, предусмотренным номенклатурой, устанавливается Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2018 N 1168)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Министерством науки и высшего образования Российской Федерации может быть принято решение об отмене решения диссертационного совета о присуждении ученой степени.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2018 N 1168)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.04.2016 N 335, от 01.10.2018 N 1168)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Решение о выдаче диплома доктора наук или кандидата наук принимает Министерство науки и высшего образования Российской Федерации на основании решения диссертационного совета о присуждении ученой степени доктора наук или кандидата наук.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2018 N 1168)

(см. текст в предыдущей редакции)

Диплом доктора наук выдается Министерством науки и высшего образования Российской Федерации на основании указанного решения и подписывается Министром науки и высшего образования Российской Федерации или по его поручению заместителем Министра науки и высшего образования Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2018 N 1168)

(см. текст в предыдущей редакции)

Диплом кандидата наук выдается организацией, где проходила защита диссертации, по результатам которой диссертационным советом, созданным на базе этой организации, присуждена ученая степень кандидата наук, на основании решения Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и подписывается руководителем этой организации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2018 N 1168)

(см. текст в предыдущей редакции)

Формы дипломов доктора наук и кандидата наук и технические требования к таким документам, порядок их оформления и выдачи утверждаются Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.10.2018 N 1168)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Присуждение ученых степеней лицам, использующим в своих работах сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Источник

Статья 6. Уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ в статью 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

ГАРАНТ:

Об обучении в образовательных учреждениях высшего профессионального образования по образовательным программам бакалавриата, программам подготовки специалиста и программам магистратуры соответствующих уровней высшего профессионального образования см. пункты 2-6 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ

Статья 6. Уровни высшего профессионального образования, сроки и формы его получения

1. Основные образовательные программы высшего профессионального образования реализуются по уровням.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни высшего профессионального образования:

Информация об изменениях:

Лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдаются академические справки установленного образца.

4. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения составляют:

Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым могут быть установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры), устанавливается Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Условия освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки, утвержденные приказом Минобразования РФ 13 мая 2002 г. N 1725

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. N 260-ФЗ в пункт 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

Получение образования по следующим образовательным программам высшего профессионального образования рассматривается как получение второго высшего профессионального образования:

Информация об изменениях:

7. Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего уровня в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является условием для занятия им в государственной, муниципальной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, условием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.

Квалификация (степень) «бакалавр», квалификация (степень) «специалист», квалификация (степень) «магистр» при поступлении на работу дают гражданину право претендовать на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование, если иное не установлено федеральными законами.

Занятие должностей государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 8 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

8. Основные образовательные программы высшего профессионального образования обучающимися могут осваиваться в различных формах в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника высшего учебного заведения с обучающимися: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионального образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

ГАРАНТ:

См. перечень направлений подготовки специалистов и специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в заочной форме или в форме экстерната не допускается, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. N 1473

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 февраля 2009 г. N 18-ФЗ в пункт 9 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

Положение об экстернате утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

ГАРАНТ:

См. Положение об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации, утвержденное приказом Минобразования РФ от 14 октября 1997 г. N 2033

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 июня 2011 г. N 144-ФЗ в пункт 10 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

10. Лица, обучающиеся в не имеющих государственной аккредитации высших учебных заведениях или успешно окончившие их, имеют право на текущую и государственную (итоговую) аттестацию в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, на условиях экстерната.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 6 настоящего Федерального закона

Источник

Сфера образования¶

В данном разделе описываются основные понятия и терминология применяемые в сфере образования.

Основные определения¶

Общие понятия¶

каждый стандарт согласно ст. 11 ФЗ № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», включает 3 вида требований:

согласно ст. 10 ФЗ № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», существует 4 вида образования:

согласно ст.10 ФЗ № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», устанавливаются следующие уровни общего образования:

Согласно ст.67 того же ФЗ, правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта РФ. Организация конкурса или индивидуального отбора при приеме либо переводе граждан для получения общего образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, осуществляется на основании оценки способностей к занятию отдельным видом искусства или спорта, а также при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта.

Дошкольное образование согласно ст.64 ФЗ № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Начальное общее образование согласно ст.66 ФЗ № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни). Основное общее образование согласно ст.66 ФЗ № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком РФ, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению). Среднее общее образование согласно ст.66 ФЗ № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности. Профессиональное образование

согласно ст.10 ФЗ № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

Ступени высшего образования¶

Организация учебного процесса¶

Участники учебного процесса (обучающиеся)¶

Содержание учебного процесса¶

Балльно-рейтинговая система¶

система количественной оценки качества освоения ООП. Основные цели введения БРС:

Виды образования¶

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией права на образование регламентируются ФЗ N 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». Этот закон задает 4 вида образования:

Основными видами образования являются общее и профессиональное образование, каждое из которых реализуется по четырем уровням, а также профессиональное обучение. В РФ гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с ФГОС общего и среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В РФ устанавливаются следующие уровни общего образования:

Образовательные программы общего образования являются преемственными. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся, поэтому для зачисления на программу начального общего образования, не требуется предъявления документа о наличии образования предыдущего уровня. Для всех последующих уровней общего и профессионального образования, такой документ является обязательным.

На представленной схеме ( Рис. 277 ), синими сплошными стрелками показаны образовательные траектории, которые являются обязательными для большей части населения РФ, а красной сплошной — траектория дошкольного образования, которая также является обязательной, но часто реализуется в виде домашнего обучения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *