Ученый сказавший что карта альфа и омега географии
Что Николай Баранский называл альфой и омегой географии?
Николай Николаевич Баранский (1881-1963 гг.) был доктором географических наук, профессором, членом-корреспондентом Академии наук СССР. Он родился в г. Томск. Учась в гимназии, он стал интересоваться запрещенной литературой. По причине его революционной деятельности он был исключен из Томского университета. Позже переехав в Москву, в 1910 г. он стал студентом Коммерческого института.
Что выдающийся советский географ, почётный член Русского географического общества Николай Баранский называл альфой и омегой географии? — географическую карту. Именно Н.Н. Баранский автор краткого, но в то же время емкого определения, что география является наукой, способной предвидеть, где встанут города, какие появятся заводу, куда будут проходить дороги. Вот почему он считал карту «альфой и омегой географии».
Он был одним из первых пропагандистов и организаторов, участников обще-сибирских съездов и конференций, а также членом Союзного комитета социал-демократического объединения Сибири. В 1914 г. окончил учебу в Московском коммерческом институте. С 1918 года стал изучать экономическую географию. Он один из основоположников теории районного направления в экономической географии СССР, противоречащего статистико-отраслевому направлению.
Когда завершилась революция, с 1921 г. Н.Н. Баранский стал преподавать в разных вузах России, а с 1929 г. начал работать в Московском университете. Большой труд профессор вложил в создание теории экономической географии. Именно с его именем в России связано развитие данной отрасли. Значительное внимание ученого привлекала теория экономического районирования с учетом флоры и фауны местности, в которой, как он считал, отражено географическое разделение труда общества.
В качестве основного предмета исследования экономической географии профессор считал не отрасли хозяйства, а районы экономики. Он изучил экономико-географическое положение разных стран, сделав акцент на внутренние пространственные отличие, вроде экономического районирования и порайонных характеристик. Особенно важным в этом вопросе он считает экономические карты и полевое экономико-географическое исследование территории. Ученый является автором нескольких книг по экономической географии СССР. Им созданы университетские курсы, а также работы, связанные с вопросами методологии эконом-географии и картографии.
Карта — «альфа и омега» географии
Дата публикации: 27.04.2017
Статья просмотрена: 3476 раз
Библиографическое описание:
Маркова, И. Б. Карта — «альфа и омега» географии / И. Б. Маркова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 2.1 (9.1). — С. 36-39. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/60/2424/ (дата обращения: 24.12.2021).
Вид деятельности: познавательная
Форма: разработка проектов к урокам
Направление воспитания: воспитание социальной ответственности и компетентности
Направление развития личности: общеинтеллектуальное
Пояснительная записка
В преподавании географии важную роль играют географические карты. О значении карты в географии лучше всех сказал знаменитый советский географ Н. Н. Баранский: “Карта есть “альфа и омега” (т. е. начало и конец) географии. От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой кончается», «Карта — это особый второй язык географии, язык, без которого география не может обойтись». Использование их как наглядного материала, и работа с ними как важными источниками географических знаний способствует развитию пространственного воображения, географического мышления у обучающихся. Практические работы, построенные на основе географических карт, или с их созданием, активизируют учебную деятельность учащихся.
К сожалению, современная школьная программа уделяет недостаточное внимание топографической и картографической подготовке учащихся. Результатом служат не очень высокие оценки ЕГЭ, связанные с практической деятельностью по картам, слабым знаниям географической номенклатуры, использованием информации, заложенной в содержании карт для выполнения конкретных практических работ. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким понятиям как картографическая грамотность, географическая культура, картография, топонимика. Курс направлен на развитие практических, картографических умений и практических навыков работы с картой, что в условиях расширения международных экономических, политических и культурных связей, международного туризма является важным средством анализа информации, и в будущем будет способствовать более успешной социализации выпускников.
Программа внеурочного курса «Карта — «альфа и омега» географии» для учащихся 6 классов является расширением знаний предмета «География» и рассчитана на 34 часа.
Цель: развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру через формирование картографической грамотности школьников.
Задачи:
Учебно-тематический план
№п/п
Тема
Количество часов
Форма проведения
Из истории картографии
Составление простейшего плана территории
Работа над проектом «Первые карты Эратосфена»; «Экспедиция Тура Хейердала на “Кон-Тики”»
Защита проектов «Первые карты Эратосфена»; «Экспедиция Тура Хейердала на “Кон-Тики”»
Уроки понимания карты
Игра «Условные знаки»
Игра «Кто уедет дальше»
Защита проекта «Компас»
Игра “Путешествие по топографической карте”
Составление плана местности
Сопоставление очертаний материков, морей и океанов, крупных островов и полуостровов
Составление географического описания по карте. Проект “Использование географических карт”
Игра «SOS!» (определение географических координат)
Особенности изображения земной поверхности на различных видах географических карт
Составление географического описания по карте. Определение расстояний, высот, глубин. Виртуальное путешествие по карте. Определение способов картографического изображения, применяемых на географических картах школьного атласа. Проект «Климатические рекорды мира». Составление географического описания климата (групповая работа). Работа над общим проектом “Природные зоны и климат». Защита проекта «Связаны ли между собой расположение природных зон и климат?». О чем рассказывают названия некоторых стран. Подготовка проектов «Страны Гулливеры и лилипуты»; «Многоликий мир». Географические названия своей местности. Проект «Каталог географических названий Сергиево — Посадского района»
Карта — художественное произведение
Работа с рисунками.
Игра «Остров сокровищ»
Работа с туристическими картами
Защита проекта «Леонарда да Винчи и его карты»
Олимпиада «Я знаю и понимаю карту»
Содержание тем
Тема 1. Из истории картографии (4 часа)
Источники географической информации. Картография. Значение карт. Путешествия первобытного человека. Накопление знаний о Земле. Карты первых путешественников. Изучение поверхности Земли — результат героических усилий многих поколений людей. Современные экспедиции и исследования. Экспедиция Тура Хейердала на “Кон-Тики”. Составление простейшего плана территории. Работа над проектом «Первые карты Эратосфена»; «Экспедиция Тура Хейердала на “Кон-Тики”».
Тема 2. Уроки понимания карты (11 часов)
Топографические карты. Условные знаки. Масштаб. Определение расстояния по топографической карте и плану местности. Стороны горизонта. Компас. Ориентирование по местным признакам и компасу. Изображение неровностей земной поверхности. Многообразие географических карт. Особенности изображения земной поверхности на глобусе, космических снимках и на географических картах. Глобус — модель Земли. Географические координаты. Географическая широта. Географическая долгота. Способы картографического изображения: изображение неровностей земной поверхности, значки, линейные знаки, знаки движения и ареалы. Сопоставление очертаний материков, морей и океанов, крупных островов и полуостровов. Определение географических координат. Составление географического описания по карте. Проект «Использование географических карт».
Тема 3. Особенности изображения земной поверхности на различных видах географических карт (13 часов)
Физическая карта полушарий. Изображение рельефа на картах. Определение расстояний, высот, глубин. Виртуальное путешествие по карте. Карта “Строение земной коры”. Определение способов картографического изображения, применяемых на географических картах школьного атласа. Проект «Создаем конструктор литосферных плит». Климатическая карта мира. Проект «Климатические рекорды мира». Карта «Климатические пояса и области мира». Составление географического описания климата (групповая работа). Климатическая карта и карта плотности населения. Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Карта «Природные зоны мира». Защита проекта «Связаны ли между собой расположение природных зон и климат?». Политическая ката мира. Сколько стран на Земле. Защита проектов «Страны Гулливеры и лилипуты»; «Многоликий мир». Топонимика. Сколько географических названий на всем земном шаре. Топонимика своей местности. Географические названия своей местности. Проект «Каталог географических названий Сергиево — Посадского района».
Тема 4. Карта— художественное произведение (4 часа)
Карты средневековья. Карта как иллюстрация приключенческих рассказов. Туристические карты и иллюстрации на них. Великие художники и картография. Работа с рисунками. Игра «Остров сокровищ». Работа с туристическими картами. Защита проекта «Леонарда да Винчи и его карты».
Обобщение знаний (2 часа)
Олимпиада «Я знаю и понимаю карту». Игра «2 капитана».
Контрольно-измерительные материалы
Составление простейшего плана территории.
Защита проектов «Первые карты Эратосфена»; «Экспедиция Тура Хейердала на “Кон-Тики”».
Составление географического описания по карте.
Проект “Использование географических карт”.
Проект «Климатические рекорды мира».
Работа над общим проектом “Природные зоны и климат».
Защита проектов «Страны Гулливеры и лилипуты»; «Многоликий мир».
Проект “Каталог географических названий Сергиево–Посадского района”.
Защита проекта «Леонарда да Винчи и его карты».
Олимпиада «Я знаю и понимаю карту».
Итоговая работа. Географические координаты.
Вариант 1
А) 29* с. ш. и 87* в. д. Б) 3* ю. ш. и 37* в. д.
Вариант 2
А) 43* с. ш. и 79* з. д. Б) 32* ю. ш. и 70* з. д.
Похожие статьи
Изображение рельефа горизонталями и построение профиля по.
Основные термины (генерируются автоматически): горизонталь, вертикальный масштаб, высота сечения, топографическая карта, высота, линия, изображение рельефа, условный горизонт, земная поверхность, горизонтальная ось.
Посетите сайты наших проектов.
Визуальный анализ топографических карт различных масштабов.
. черт местности путем картографической генерализации; применением для изображения земной поверхности картографических
Они широко применяются при изучении географии, поэтому их часто называют просто географическими картами, в отличие от топографических.
Особенности применения картографической наглядности на.
Территорию (земную поверхность) изучают многие науки, но наиболее преуспела география, которая накопила за многовековую
Формирование картографической грамотности обучаемых обеспечивается работой преподавателя с географической картой на каждом занятии.
Применение картографического материала на уроках истории.
Земную поверхность изучают многие науки.
Учащиеся убеждаются, что существуют различные способы и приемы картографического изображения исторических событий.
При описании границ называют не только физико-географические ориентиры, но также соседние.
Методы картографического исследования и этапы их.
Полное географическое описание нашего отечества», иллюстрированные различными
Он имеет четко очерченный круг задач, систему определенных и взаимосвязанных приемов анализа и преобразования картографического изображения.
Посетите сайты наших проектов.
Региональный курс географии в системе географического.
студент, курс, процесс обучения, учебный план, естественно-географический факультет, раздел, земная поверхность, образовательная парадигма, профессиональная подготовка, учебный процесс, Физическая география.
Формирование географических представлений на уроках.
Картографические представления формируются о пространственном расположении на земной поверхности материков и океанов, форм рельефа, отдельных крупных географических объектов, их величине
— хрестоматии по географии с описанием изучаемых территорий.
Элементы краеведения на уроках географии в современной школе
Это программные учебные занятия, экскурсии, практические работы на местности (съемки территории, метеорологические и гидрологические наблюдения, почвенные исследования, экономико- и эколого-географическое изучение местных
Посетите сайты наших проектов.
Визуальный язык картографии: эволюция графического образа.
Наглядность карты обеспечивает зрительное восприятие образа земной поверхности или
Библиографическое описание: Гакаев Р. А. Визуальный анализ топографических карт
Подборка цитат о географии
География — та арена, на которой проходит человеческая жизнь.
География – самая героическая и самая поэтическая из всех наук, наука о Земле и человеке, живущем на ней.
География – это наука, прошедшая путь от романтики неведомого до ведения домашнего хозяйства Земли.
Ни одной науке не обходятся так дорого открытия, как географии. За каждую крупицу знаний заплачено человеческими жизнями.
Карта – альфа и омега географии.
Микроскоп и телескоп увеличивают, а карта уменьшает.
Градусная сеть это уличная сеть земного шара.
Меридианы и параллели на карте – то улицы и переулки в городе.
Изучить географию без учебника трудно, а без карты невозможно.
Карта есть то удивительное изучение земного шара, которое одно только и сможет дать человеку дар проведения.
Глобус – уменьшенная модель Земли.
Карта – язык географии. Без карты нет географии.
Любить свою Родину, значить знать её.
Горы – морщины планеты.
Вулканы – окна в недра Земли.
Лакколит – неудавшийся вулкан.
Землетрясение – пульс планеты.
Дарьяльское ущелье – ворота в Кавказском хребте.
Вулканы – огнедышащие горы.
Ильмень – рай для минерологов и геологов.
Титан – вечный металл.
Пемза – застывшая каменная пена.
Асбест – горный лен.
Драгоценные камни – цветы земных недр.
Соль – съедобный минерал.
Хибины – главный цех плодородия страны.
Нефть – королева ископаемых, а её трон – Западная Сибирь.
Сланец – коричневатое золото Эстонии.
Фосфор – элемент жизни и мысли.
Против нашей Ильменской кладовухи, конечно, по всей земле места не найдешь.
Океаны и моря – голубая нива.
Морская вода – жидкая руда.
Тихий океан – Средиземное море будущего.
Гольфстрим – водяное отопление Европы.
Куросио – японский Гольфстрим.
Гибралтар – двери из Средиземного моря в Атлантический океан.
Течения – реки океанов.
Приливы и отливы – пульс Мирового океана.
Волга – главная улица «европейской России».
Река – это дорога, водопровод и двигатель.
Реки – дети рельефа и климата.
Миссисипи – американская Волга.
Амазонка – пресноводное море Южной Америки.
Иртыш – река русской истории Сибири.
Ангара – дочь Байкала.
Днепр – Волга Украины.
Дунай – река восьми государств.
Раздан – закавказская Ангара.
Кура – закавказская Волга.
Иссык-Куль – заоблачное море.
Севан – американский Байкал.
Баскунчак – всесоюзная солонка.
Байкал – чудо природы во всех отношениях.
Вода – чудесный дар природный, живой, текучий и свободный…
Вода! У тебя ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. Ты самое большое богатство на свете.
— Антуан де Сент-Экзюпери
Снеговой покров – одеяло для озимых.
Атмосфера – броня планеты.
Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания.
Земля может удовлетворить потребность, но не жадность каждого.
Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её.
Если ты планируешь будущее всего на 1 год, то сей зерно. Если ты рассчитываешь на 10 лет, сажай дерево. Если ты рассчитываешь на 100 лет, обучай народ.
Земля – наш Дом и дом всех живых организмов. Сама Земля – живое существо.
Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять.
Что может быть милей бесценного родного края.
«Земля имеет форму шара», —
Однажды заключил мудрец,
За что его постигла кара,
И страшен был его конец.
Мир оказался не готов
Жить без поддержки трех китов.
У меня появилась идейка:
Ведь индейка – совсем не индейка!
Капитан Америго Веспуччи,
В географии – неуч дремучий,
Подошел к мексиканскому берегу
И за Индию принял Америку.
С географией вышла промашка.
А индюшка – америкашка!
Полушария земли: северное, южное,
Разбежаться б не могли,
Даже, если нужно им —
Ведь меридианну сеть
Разорвать им не суметь.
«Антон, что длинней – Волга или Ока?»
Ну как же такого не знать пустяка!
«Любому известно, что «Волга» длинней,
Не зря у неё вдвое больше дверей!»
— Как Вы находите Америку?
— За Гренландией поворачиваю налево.
Ничто так не помогает повторять географию, как извержения вулканов и землетрясения.
— Наполеон I Бонапарт
География говорит нам о земле как о жилище; история же — о ней же как о кладбище.
— Николай Федорович Федоров
География — слабое средство против того, что тебя гложет.
— Эрнест Хемингуэй. Острова в океане
ты что краёв не видишь что ли,
учитель гневно закричал
но красноярский край серёжа
на карте так и не нашёл
Если бы не русский язык, Гондурас так бы и остался маленькой, никому не известной страной в Южной Америке.
— Скажи своему учителю географии, — обращается отец к сыну, — что я не вижу смысла покупать тебе новый атлас, пока обстановка в мире не прояснится.
И географические карты бывают краплёными.
Разве география — наука? Так, набор сведений.
… Думаю, что судьба России больше зависит не от истории, а от географии, от геополитического положения. Скорее, география России определяет её историю, чем — наоборот.
Многое
Наша Земля повидала,
Но не видала
Такого скандала!
Неузнаваема
Стала планета.
Все перепуталось:
Части света,
Материки,
Острова,
Океаны,
Все параллели и меридианы.
История есть география во времени, а география — история в пространстве.
— Жан Жак Элизе Реклю
Самый отдаленный пункт земного шара к чему-нибудь да близок, а самый близкий от чего-нибудь да отдален.
Всякая параллель уверена, что могла бы стать экватором, если б ее не ущемляли в правах.
Карты мира меняют первопроходцы и плохие типографы.
Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов.
Кто знает, что открыл бы Колумб, не попадись ему на пути Америка.
Париж — это населенное одиночество.
Уединение нужно искать в больших городах.
Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить н людскую жадность.
Дорога цивилизации вымощена консервными банками.
Если вам не нравится погода в Новой Англии, подождите несколько минут.
Синоптик ошибается только раз, зато каждый день.
Климат в Ирландии изумительный, но погода его гробит.
Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее — наша задача.
Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.
То, что противно природе, к добру никогда не ведет.
Природа — это единственная книга с великим содержанием на каждом листе.
Если бы люди не путешествовали, как бы они узнали о красоте и величии мира?
География есть философия естествознания. Она одна открывает новые горизонты, которые часто затмеваются в чисто систематических науках… Главная задача географии — дать читателю связь между историей земного шара и явлениями жизни, теперь на ней совершающимися.
Мир — это книга, и те, кто не путешествуют, читают лишь одну ее страницу.
Познания и странствия неотделимы друг от друга. Это непременное качество всех путешествий — обогащать человека огромностью и разнообразием знаний.
Мне нравится думать о природе как о безграничной радиовещательной станции, по которой каждый час общается с нами Господь, если только мы сумели настроиться на нужную волну.
География — это наука, которая изучает современное состояние земной поверхности. Она стремится найти причинную связь между формами и явлениями, объединение которых предопределяет непохожесть разных частей этой поверхности.
Европа — всего лишь маленький мыс Азиатского континента.
Я ничего не желал бы менять в Англии, кроме погоды.
Калифорния — чудесное место для жизни, если вы родились апельсином.
Спелеологи – первые, кто вернулись в пещеры.
Тундра – это тайга без деревьев.
— Некий американский школьник
Лос-Анджелес: место, где о приходе весны узнаешь по тому, что смог зеленеет.
Франция – страна, где нет ни зимы, ни лета, ни нравственности; в остальном же это чудесный край.
Если расправить Швейцарию, она будет по территории в два раза больше Европы.
Швейцария на то и есть, чтобы подчеркнуть масштаб Тюменской области.
Сидя в ясный день на террасе, нельзя увидеть весь Люксембург: мешают деревья.
Климат в Ирландии изумительный, но погода его гробит.
Карта: лист бумаги, помогающий нам заблудиться.
Карты мира меняют первопроходцы и плохие типографы.
Кук, высадившись на остров, смотрел на людоедов как на антропологический экспонат, а те на него – как на жаркое.
Я сразу узнаю, когда мы достигнем Северного полюса, потому что, как только мы сделаем один лишний шаг, северный ветер сразу же станет южным.
Ничто так не помогает повторять географию, как извержения вулканов и землетрясения.
Во всех частях земного шара имеются свои, даже иногда очень любопытные, другие части.
Меня всегда интересовали науки, в особенности география. Любовь к географическим картам, к истории великих открытий скорее всего и заставила работать мысль в направлении научных романов.
Никто никогда не встречал в СМИ математических формул, физической или химической терминологии, а с языком географии все мы встречаемся ежедневно. Язык географии –язык цивилизации!
Естествоиспытатели открывают всего лишь то, что есть, а гуманитарии — даже то, что могло бы быть
Создать мир легче, чем понять его