Ученого учить только портить подлежащее сказуемое чем выражено
Ученого учить только портить подлежащее чем выражено
Азбучные истины
Интерактивный диктант
Учебник ГРАМОТЫ: орфография
Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
Имена и названия. Интерактивный тренажер
Учебники
Олимпиады
Видео
Полезные ссылки
Летнее чтение
Запоминалки
Цитаты о языке
Скороговорки
Пословицы и поговорки
Учебник ГРАМОТЫ: пунктуация
Выберите правильные варианты ответов. Для проверки выполненного задания нажмите кнопку «Проверить».
Тире между подлежащим и сказуемым
Существует несколько случаев, когда для интонационно-логического членения фразы между подлежащим и сказуемым необходимо поставить тире.
1. Если оба главных члена выражены существительными в именительном падеже, например:
Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России (Лермонтов).
2. Если оба главных члена выражены глаголами в неопределенной форме (инфинитивами), например: Ученого учить – только портить (пословица).
3. Если оба главных члена выражены числительными, например: Пятью три – пятнадцать.
4. А также если подлежащее и сказуемое выражены всеми возможными сочетаниями этих частей речи:
5. Кроме этого, тире ставится перед сказуемым, выраженным фразеологическим оборотом: Пирог – пальчики оближешь; Ночь – хоть глаз выколи.
6. Если в составе сказуемого есть указательные слова ЭТО, ВОТ или ЗНАЧИТ, тире надо ставить перед ними всегда, вне зависимости от того, какой частью речи выражены главные члены предложения. Например: Париж – это столица Франции; Понять – значит простить; Все прошедшее, настоящее, будущее – это мы, а не слепая сила стихий (Горький).
1. Перед сказуемым, которое выражено существительным, числительным или фразеологическим оборотом, стоит отрицательная частица НЕ, например: Старость не радость (посл.).
Обратите внимание: это не касается предложений со сказуемым-инфинитивом (например: Чай пить – не дрова рубить ) и предложений со словами ЭТО, ВОТ, ЗНАЧИТ (например: Аналогия – это не доказательство );
РУСТЬЮТОРС
Подлежащее. Виды подлежащего, способы выражения
Содержание:
↑ Подлежащее как член предложения.
↑ Способы выражения подлежащего (чем бывает выражено подлежащее: части речи)
Полный перечень возможных способов выражения подлежащего может оказаться достаточно внушительным:
— имя существительное;
— личное местоимение;
— неличные местоимения;
— субстантивированное прилагательное или причастие;
— прилагательное или причастие, не перешедшее в существительное;
— количественное числительное;
— собирательное числительное;
— инфинитив;
— им. п. числит. + предлог из + родит. п. (двое из пяти, один из нас, один из претендентов);
— им. п. + предлог с + творит. п. (мы с другом);
— синтаксически неделимое (цельное) количественное словосочетание
(множество вопросов, два дня, несколько книг, тьма народу, уйма дел, часть европейских стран);
— синтаксически неделимое (цельное) атрибутивное словосочетание (с прилагательным)
(социальные проблемы, собственный дом, пятый этаж);
— фразеологизм (точка зрения, молодой человек);
— любая часть речи в роли существительного в именительном падеже.
Эталоном выражения подлежащего является существительное в именительном падеже. Можно привести бесчисленное количество такого рода примеров:
И валежник лежит,
И Джульбарс сторожит,
Вертолёт всё кружит да кружит.
↑ Виды подлежащих.
↑ Подлежащее выражено одним словом-примеры
2) Местоимением-существительным в именительном падеже
а) личным, относительным, вопросительным, отрицательным, неопределенным.
Примеры:
Многие видят в происходящем только негативные стороны, распад, разрушение, иные охвачены эйфорией всеобщего обновления.
И все же я хочу спросить — кто написал четыре миллиона доносов? (Довл.).
Ты — птица иного полета
У нас в доме было принято, что, когда кто-нибудь уезжал, мать не подметала полы до тех пор, пока от уехавшего не приходила телеграмма о благополучном прибытии на место
б) Указательными, определительными, притяжательными и некоторыми неопределёнными местоимениями.
Примеры:
То правда, что петух уж больше не поет.
Это было в семидесятых годах.
3) Числительными:
а) количественными числительными
б) порядковыми числительными в роли местоимений.
Примеры:
Накануне праздника гости начали съезжаться, иные останавливались в господском доме и во флигелях, другие у приказчика, третьи у священника, четвертые у зажиточных крестьян
в) собирательными числительными.
Обозначая одушевленные предметы, они выступают наименованиями действующих лиц.
Примеры:
Про революцию долго ничего не знали, а когда узнали, трое ушли, потом еще двое ушли. (А.Т.)
А сколько сортов всякого жулья! Взять хоть «играющих»: во всяком удобном уголку садятся прямо на мостовую трое-четверо и открывают игру в три карты — две черные, одна красная. Надо угадать красную (Гил.).
4) Субстантивированными прилагательными, причастиями
Прилагательные, в том числе субстантивированные, — довольно обычный способ выражения подлежащего:
Примеры:
Сначала взрослые нагибаются откуда-то сверху и подносят к тебе растянутое в улыбке лицо (Пел.).
Без юмора живут только глупые (Пришв.).
5) Любыми словами и формами слов (в том числе глаголов), если они имеют значение предметности и о них выносится какое-либо суждение, а также неизменяемыми частями речи (союзами, предлогами, частицами)
Примеры:
Но – это союз.
Иди — форма повелительного наклонения глагола;
Не — отрицательная частица.
Наши невиннейшие «здравствуйте» и «прощайте» не имели бы никакого смысла, если бы время не было пронизано единством жизненных событий (Паст.);
Цветаевское «знаю» поэтически более компетентно, чем «вижу» (С. Вайман)
5) Инфинитивом
Примеры:
Гневаться — дело человеческое
Украсть — в беду попасть (посл.).
Ученого учить — только портить.
Если в форме инфинитива стоит неполнозначный (несамостоятельный) глагол (быть, стать, жить), тогда в состав подлежащего может включаться зависимое от него слово в творительном падеже.
Примеры:
Быть шахматистом – его мечта. Жить отшельником мне довольно скоро понравилось. Быть современником – значит творить свое время, а не отражать его. Быть грамотным престижно. Хотеть стать грамотным естественно.
Инфинитив не может иметь при себе определение.
Обычно инфинитив является подлежащим, если находится в начале предложения.
Отпускать – это счастье сильных, взаперти держать – мука слабых).
Бывают случаи, когда инфинитив выполняет функцию подлежащего, но стоит ближе к концу предложения.
Большое счастье – жить на земле честным человеком.
Поскольку словосочетание «большое счастье» имеет ярко выраженное оценочное значение.
Какая радость – видеть в вас внимательного и хорошего друга.)
Инфинитив может переходить в безличное предложение (в постопозиции к подлежащему).
↑ Подлежащее, выраженное словосочетанием — примеры
Подлежащее, состоящее из нескольких слов, может быть выражено:
1) Рядом однородных членов
Примеры:
Мать и отец уехали. Весна, лето, осень пролетели незаметно.
2) Сложными наименованиями
географические названия, названия исторических эпох, событий, названия знаменательных дат и праздников.
Примеры:
Южно-Каспийская низменность, Северный Ледовитый океан, Западно-Австралийское течение, Восточно-Европейская равнина;
названия учреждений: Министерство иностранных дел, Организация Северо-атлантического договора, Организация стран – экспортеров нефти;
3) Фразеологизмами, устойчивыми словосочетаниями терминологического характера и крылатыми выражениями.
Примеры:
Фразеологизмы:Впадать в истерику на ровном месте было его любимым занятием. У него золотые руки.
Устойчивые сочетания терминологического характера: Черная смородина, железная дорога, сельское хозяйство.
Крылатые выражения: Авгиевы конюшни, Ахиллесова пята.
4) Сложными словосочетаниями с количественным значением в форме Р.п. (родительного падежа) (большинство избирателей, пять человек, двое механиков). В качестве опорного слова могут выступать
Пример:
В задней части залы, на передних лавках, сидели четыре женщины, вроде фабричных или горничных, и двое мужчин, тоже из рабочих (Л. Т.)
Когда слишком много сил тратится на обещания — слишком мало остается на исполнение (Сим.).
После десяти часов вечера ко входу в зал вереницей стекались сотни молодых людей высокого роста с яркой внешностью (газ.).
Собралось около ста человек до ста человек/ за сотню человек/ с десяток человек/ свыше ста человек. Каждому досталось по конфете. Прошло с минуту).
5) Словосочетаниями со значением избирательности с предлогом ИЗ. Существительное (местоимение) + предлог ИЗ+ существительное (местоимение)
Никто из ребят не пришел.
Пятеро из них уцелели.
6) Словосочетаниями со значением совместности с предлогом С. сущ.(мест)+предлог С+ сущ.(мест) В таких предложениях сказуемое должно быть в форме множественного числа. (Сравните: Мать с отцом гулялИ по городу/ Мать с отцом гулялА по городу)
Примеры:
Куда ж мы с тобой полетим?
7) Сочетанием существительного в значении фазы с существительным в родительном падеже.
Стоял конец ноября.
8) Словосочетаниями со значением неопределенности. Неопределенное местоимение + прилагательное/причастие/местоимение-прилагательное (что-то новое, что-то тяжелое, что-то мягкое, нечто необъяснимое)
Ничто иное не даст вам лучшего понятия о состоянии нашей литературы (
9) Метафорами с опорным словом-существительным.
Примеры:
лента реки, серп луны, зеркало льда, свечи сосен, ежик волос, волны негодования, луч надежды, сноп света, шапка снега.
С верхней ветки сползла шапка снега.
10) Предикативными конструкциями. Такую конструкцию можно заменить одним словом в именительном падеже.
Примеры:
Над всем этим гвалтом звучит зловещее «Не потерплю!»
Ее «Поздравляю. Хочу тебя видеть» не вызвало в нем никакой радости.
Такие конструкции в роли подлежащего характерны для внутренних монологов.
Придумайте предложение, где подлежащее выражено глаголом.
Дурака учить — только портить.
Подлежащее может быть выражено неопределенной формой глагола, если к этому глаголу в предложении относится сказуемое и он отвечает на вопрос ЧТО?
Например: УЗНАТЬ об этом очень легко. ЧТО легко? — УЗНАТЬ. УЧИТЬСЯ всегда интересно. ЧТО интересно? — УЧИТЬСЯ. УЗНАТЬ, УЧИТЬСЯ — подлежащие, выраженные инфинитивом. Обычно инфинитивные подлежащие предшествуют сказуемым и отделяются от них интонационной паузой. Существенную роль в таких предложениях играет порядок слов.
При ином порядке слов подобные двусоставные предложения становятся безличными:
Очень легко узнать об этом. Всегда интересно учиться.
Не будем мусорить! — помните была такая рекламная кампания с Джоан Стингрей? — Или это призыв, нельзя считать за предложение?
Ну тогда: тише едешь- дальше будешь.
«Не будем мусорить! » Это предложение, но неполное предложение, подлежащее (мы) здесь опущено. Сказуемое — «не будем мусорить».
«Тише едешь- дальше будешь». Здесь тоже глаголы — не подлежащее.
Только инфинитив годидзе. ))))
Определить подлежащее и сказуемое в каждом предложении?
Определить подлежащее и сказуемое в каждом предложении.
Помогите составить предложения[подлежащее, сказуемое «да» сказуемое]?
Помогите составить предложения
[подлежащее, сказуемое «да» сказуемое].
[подлежащее сказуемое] да [подлежащее сказуемое].
[подлежащее сказуемое, да сказуемое].
Составить предложения : а) определение подлежащее сказуемом, сказуемое, дополнение?
Составить предложения : а) определение подлежащее сказуемом, сказуемое, дополнение.
Б) подлежащее, подлежащее, подлежащее сказуемое дополнение.
Предложение по схеме Подлежащее сказуемое, подлежащее сказуемое, подлежащее сказуемое?
Предложение по схеме Подлежащее сказуемое, подлежащее сказуемое, подлежащее сказуемое.
Составьте предложения по следующим схемам : 1?
Составьте предложения по следующим схемам : 1.
Подлежащие, подлежащие и подлежащие сказуемое.
2. Подлежащие сказуемое?
3. Подлежащие и подлежащие!
4. Подлежащие сказуемое, а подлежащие сказуемое.
5. Подлежащие сказуемое, (когда).
Составить предложения 1) подлежащие подлежащие сказуемое 2) подлежащие и подлежащие сказуемое 3) подлежащие сказуемое дополнение, дополнение, обстоятельство 4) подлежащие сказуемое и сказуемое?
Составить предложения 1) подлежащие подлежащие сказуемое 2) подлежащие и подлежащие сказуемое 3) подлежащие сказуемое дополнение, дополнение, обстоятельство 4) подлежащие сказуемое и сказуемое.
А : «П» подлежащее сказуемое, и подлежащее сказуемое, и подлежащее сказуемое?
А : «П» подлежащее сказуемое, и подлежащее сказуемое, и подлежащее сказуемое.
Напишите пожалуйста 1 предложение.
Составить предложение подлежащие сказуемое, подлежащее сказуемое, подлежащие сказуемое?
Составить предложение подлежащие сказуемое, подлежащее сказуемое, подлежащие сказуемое.
Нужно составить сложносочиненные предложения под данные схемы (С союзами, которые указаны) 1?
Нужно составить сложносочиненные предложения под данные схемы (С союзами, которые указаны) 1.
Подлежащее + сказуемое, и подлежащее + сказуемое.
2. Подлежащее + сказуемое, но Подлежащее + сказуемое 3.
Подлежащее + сказуемое, сказуемое, а Подлежащее + сказуемое 4.
Подлежащее + сказуемое, или Подлежащее + сказуемое 5.
Подлежащее + сказуемое и Подлежащее + сказуемое 6.
Не то Подлежащее + сказуемое, не то Подлежащее + сказуемое 6.
Или Подлежащее + сказуемое, или Подлежащее + сказуемое 7.
Или Подлежащее + сказуемое, или Подлежащее + сказуемое 8.
Подлежащее и подлежащее 9.
Подлежащее + сказуемое, да Подлежащее + сказуемое 10.
То Подлежащее + сказуемое, то сказуемое, то сказуемое.
Вышел (из чего? ) из леса (род. П. ) Подходим ( к чему? ) к дому (дат. П. ) Зайдёт (за кем? ) за другом (тв. П. ) Заботилс ( о ком? ) о щенке (пр. П. ) Знает ( что? ) сказку (вин. П. ).
9. Е) 10. D) 11. А) 12. А) 13. В).
9. С) 10. А) 11. В) 12. А) 13. В).
Двенадцатого апреля 1961 года от Земли отрывается первый человек, который прежде чем войти в ракету, улыбнулся, сказав : — До скорой встречи! А когда ракета ринулась вверх, Гагарин бросил свое знаменитое « Поехали! », подбадривая не себя, а тех, кт..
Зимнее утро похоже стихотворение.
Запятая не ставится если : в предложение 1 основа ( Птицы Летали и кружили) Запятая ставится если : в предложении 2 основы ( Птицы летали и кружили, а дети наблюдали. Запятая всегда СТОИТ перед союзами : НО А И.
Художник изобразил церковь в солнечный летний день. Вокруг раскинулись бескрайние российские просторы. А храм возвышается на холме как величественный белокаменный страж, устремивший свою главу в лазурные небеса с белыми, легкими облаками. Яркое со..
В каком предложении подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием?
А) Песню дружбы запевает молодежь.
Б) Мы с бабушкой тихонько уходили к себе на чердак.
В) На темном небе начинали мигать звезды.
Г) Ночь была лунная и холодная.
Укажите предложение, в котором есть составное глагольное сказуемое.
А) Брови ее были сдвинуты.
Б) Студент будет готовиться к защите диплома.
В) Ночь казалась мне удивительной и прекрасной.
Г) Узнав об этом, множество людей хотели бы побывать на премьере.
В каком предложении на месте пропуска не надо ставить тире?
А) Площадь квартиры … пятьдесят квадратных метров.
Б) Ученого учить … только портить.
В) Езда на велосипеде … не проблема для научившихся.
Г) Река … это не только вода.
Укажите предложение с составным именным сказуемым.
А) Он постарался побыстрее пройти этот путь.
Б) Матушка в слезах наказывала мне беречь свое здоровье.
В) Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели.
Г) Зимой все делается светлее, веселее от первого снега.
Укажите грамматическую основу предложения.
Я всегда рад был ходить в лес просто на прогулку.
Б) я рад был ходить
1. Прочитайте предложение и выполните задания
В первые дни марта погода была солнечная.
А) выпишите сказуемое и определите его вид.
Б) выпишите подлежащее и определите, чем оно выражено.
2. Прочитайте предложение и выполните задания
Древние минойцы были умелыми архитекторами и кораблестроителями.
А) выпишите грамматическую основу этого предложения, определите виды сказуемых.
Б) определите грамматические признаки сказуемых.
Тире между подлежащим и сказуемым
Урок русского языка в 8 классе
Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.
Цель: формирование новых знаний по теме, углубление имеющихся знаний по пунктуации.
— качественное усвоение обучающимися случаев постановки тире между подлежащим и сказуемым, совершенствование их пунктуационной грамотности;
-умение применять знания в повседневной жизни;
-формировать навыки сравнения, обобщения информации, ее публичной презентации;
-учить находить и анализировать необходимую информацию в тексте;
-развивать навыки продуктивного чтения;
-связь урока русского языка с уроком литературы, истории.
-формировать умение концентрировать внимание;
-развивать умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенные задания.
-формировать умение совместной работы (в группе, паре)
-учить представлять результат работы в группе, паре, учитывая мнение одноклассников.
— формировать умение соотносить поступки и действия с моральными нормами;
-создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету
Тип урока: урок изучения нового учебного материала
Методы обучения: метод интервью, метод «мозгового штурма», метод «смысловой догадки», метод проб и ошибок, метод анализа и рефлексии, частично-поисковый, исследовательский метод, метод игровых ситуаций
І . Организационный момент (4 мин).
Добрый день! Я рада вас приветствовать на уроке русского языка. На уроке литературы мы завершаем изучение повести гениального сына России «Капитанская дочка». Нет, наверное, человека, которого бы это произведение оставило равнодушным. Все вместе мы наблюдали за становлением личности Петра Гринева, переживали, сочувствовали, гордились им. А представьте, что у вас была бы возможность встретиться с этим персонажем. Какие бы слова вы могли сказать Петру? Может быть, за что-то поблагодарить? Может, в чем-то упрекнуть? Чему научил вас этот персонаж?
В случае затруднения вы можете воспользоваться опорными словами (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Целеполагание (4 мин)
Безусловно, художественная литература – лучший учитель. Известный английский философ Фрэнсис Бэкон писал:
Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.
А китайская мудрость гласит:
Каждая деталь в книге важна, писатель должен уметь передать малейшие оттенки переживаний и чувств.
Пейзаж не довесок к прозе и не украшение.
(Цитаты записаны на доске)
-Объясните, почему слово недочитанная пишется слитно, а не пройденный раздельно?
— Скажите, чем похожи эти предложения с точки зрения постановки знаков препинания?
— Запишите эти предложения и выделите грамматические основы.
— Какова же тема нашего урока?
— Почему в третьем предложении при всей схожести структуры предложений (и подлежащее, и сказуемое выражены теми же частями речи, что и в первых двух, тире между подлежащим и сказуемым не ставится? Чему мы должны научиться? Попробуйте сформулировать задачи нашего урока.
На этом этапе урока используется дедуктивный метод. Учащиеся высказывают собственные догадки и предположения.
«Открытие» нового знания. (6 мин)
Давайте попробуем сами сформулировать правила постановки тире между подлежащим и сказуемым, пользуясь примерами, выделяя грамматическую основу и определяя, чем выражены главные члены предложения. Работа в парах. Заполнение таблицы.
Используется исследовательский метод и метод «мозгового штурма».
Книги – инструмент насаждения мудрости.
Хорошая книга – подарок, завещанный автором человеческому роду.
Трижды пять – пятнадцать.
Расставанья и встречи – две главные части, из которых когда-нибудь сложится счастье.
Книга – это собеседник, который не льстит тебе, и друг, который не искушает тебя, и товарищ, который тебе не наскучит.
В ходе обсуждения приходим к следующему результату:
Книги – инструмент насаждения мудрости.
Хорошая книга – подарок, завещанный автором человеческому роду.
Оба главных члена предложения выражены количественными числительными или если один из них выражен формой именительного падежа существительного, а другой — числительным либо оборотом с числительным
Подлежащее и сказуемое выражены неопределенной формой глагола (инфинитивом) или если один из главных членов выражен формой именительного падежа существительного, а другой — неопределенной формой глагола
Тире ставится перед словами это, это есть, значит, это значит, вот, присоединяющими сказуемое к подлежащему
Книга – это собеседник, который не льстит тебе, и друг, который не искушает тебя, и товарищ, который тебе не наскучит.
Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости», — сказал когда-то Пушкин.
Работа с учебником 2 мин
— Сравните собственную таблицу с той, которую предлагает учебник.
Учащиеся приходят к выводу, что таблицы очень похожи и отличаются приведенными примерами (в ходе такого сравнения повышается самооценка учащихся).
Первичное закрепление нового знания (6 мин)
Романтизм – вот первое слово, огласившее пушкинский период; народность – вот альфа и омега нового периода (В.Белинский)
Художники Архипов и Малявин, скульптор Голубкина – все из этих рязанских мест
Четыре – четное число.
Долг каждого гражданина – соблюдать законы страны.
Слово — полководец человечьей силы (Вл.Маяковский).
Дыхательная гимнастика (1 мин)
Давайте с вами закроем глаза и отправимся в небольшое путешествие. Представьте ранее теплое утро на берегу моря. Тихий шепот волн, приглушенные крики чаек, теплый ветерок. Через секунду на горизонте покажутся алые паруса. Старайтесь вдыхать этот свежий воздух всем телом, каждой порой, каждой клеточкой. Вдох. Выдох. Тело насыщается морским воздухом. Вдох. Выдох…
Так как же звали капитана, который подарит сказку возлюбленной?
Открытие нового знания (6 мин)
Мы самостоятельно сформулировали правила, постановки тире между подлежащим и сказуемым. Но бывают случаи, когда при внешней схожести предложений, тире ставить не нужно.
«Филологическое лото». Учащиеся получают бланк с теоретическим материалом и карточки с примерами. Нужно найти соответствие для каждой пары и вписать в бланк ответов. Работа в парах. Используется метод «проб и ошибок» ПРИЛОЖЕНИЕ 3. В ходе обсуждения приходим к следующему результату:
1. В роли связки выступают сравнительные союзы как, будто, словно, точно, вроде как, все равно что и т.п.
Закат словно зарево пожара.
2. Подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое – именем существительным в именительном падеже.
3. Перед сказуемым стоит относящийся к нему второстепенный член предложения.
4. Подлежащее выражено именем существительным, а сказуемое – именем прилагательным.
Ее дом высокий и красивый.
5. Между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово, иногда наречие, союз, частица.
Грач, конечно, птица умная.
Перед сказуемым стоит отрицание с не.
Старость не радость (посл.).
Первичное закрепление полученных знаний (2 мин)
Работа с учебником (в упражнении 97 устно объяснить постановку или отсутствие тире в предложениях)
Включение в систему знаний и умений (7 мин).
Работа в мини-группах. Класс делится на шесть групп по 4-5 человек: Петра Гринева – 2 группы, Емельяна Пугачева – 2 группы, Маши Мироновой – 2 группы. Учащиеся должны составить небольшой рассказ с составными именными сказуемыми, используя при этом полученные знания о постановке или отсутствии тире в предложениях. Представители каждой группы презентуют совместно созданные рассказы.
Разноуровневые задания на карточках (слабым учащимся предлагается проверить обоснованность постановки тире, убрать лишние и списать текст в тетрадь; средние и сильные ученики должны не только убрать лишние знаки препинания, но и расставить недостающие, вставить пропущенные буквы и списать)
Текст для самопроверки.
Однако быть читателем не только удовольствие, но и большое искусство. Каждый ли владеет им? Богатства художественной литературы неисчерпаемы. Каждый ли умеет ими пользоваться?
В ходе самопроверки по образцу выясняются причины ошибок и определяются пути их устранения.
ІІІ. Заключительный этап (3 мин)
Дифференцированное домашнее задание
— Наш небольшой текст заканчивается вопросом. А как считаете вы, каждый ли умеет пользоваться неисчерпаемыми богатствами художественной литературы? Именно над этой темой я предлагаю вам поразмышлять в дополнительной части домашнего задания.
Для любознательных сыщиков дополнительным домашним заданием будет мини-проект на тему «Предложения с тире в произведениях А.С.Пушкина»
Обязательным домашним заданием для всех будет выполнение заданий к упр.102 (по вариантам)
Наш урок почти подошел к концу. Мысленно вернитесь к началу урока и подумайте
— что вызвало трудности на уроке?
— что запомнилось больше всего?
Наш урок окончен, до новых встреч.
Опорные слова: честность, благородность, патриотизм, смелость, преданность, искренность, доброта, уважение к старшим, целеустремлённость, рассудительность.
Книги – инструмент насаждения мудрости.
Хорошая книга – подарок, завещанный автором человеческому роду.
Трижды пять – пятнадцать.
Расставанья и встречи – две главные части, из которых когда-нибудь сложится счастье.
Книга – это собеседник, который не льстит тебе, и друг, который не искушает тебя, и товарищ, который тебе не наскучит.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 «Филологическое лото»
1. В роли связки выступают сравнительные союзы как, будто, словно, точно, вроде как, все равно что и т.п.
2. Подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое – именем существительным в именительном падеже.
3. Перед сказуемым стоит относящийся к нему второстепенный член предложения.
4. Подлежащее выражено именем существительным, а сказуемое – именем прилагательным.
5. Между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово, иногда наречие, союз, частица.
Перед сказуемым стоит отрицание с не.
Карточки с ответами.
Ее дом высокий и красивый.
Ее дом высокий и красивый.
Старость не радость (посл.).
Старость не радость (посл.).
Грач, конечно, птица умная.
Грач, конечно, птица умная.
Закат словно зарево пожара.
Закат словно зарево пожара.
Задание для слабых учеников
Задание для средних и сильных учеников