Убивая еву про что
Лесбийская драма с запахом Центуриона: зачем смотреть сериал «Убивая Еву»
31 мая завершился третий сезон британского сериала BBC «Убивая Еву» — шоу, в 2018 попавшего практически во все списки главных открытий года. Спустя год исполнительница главной роли Сандра О получила премию «Золотой глобус», а позднее «Эмми» за лучшую актрису переднего плана выиграла Джоди Комер — вторая главная героиня сериала. Егор Парфененков объясняет, в чем же успех «Убивая Еву» и почему главная особенность шоу — это модные пиджаки и цокающие туфли.
«Убивая Еву» — это, прежде всего, история о любви. Но не в привычном понимании, а о любви больной и токсичной, той самой пресловутой привязанности, которую мы уже видели в отношениях между Шерлоком и Мориарти в современной экранизации BBC. Язык «Убивая Еву» не менее острый, чем писательские навыки Гэтисса и Моффата: для телевидения серию романов Люка Дженнингса («Убивая Еву» — вольная экранизация) адаптировала Фиби Уоллер-Бридж — новомодная британская выскочка, создательница самого смешного и депрессивного мамблкор-сериала последних лет «Дрянь» (Fleabag).
Как и «Шерлок», сериал играет с форматом «кошки-мышки»; показывает противостояние киллерши Вилланель (Джоди Комер) и агента MI6 Евы (Сандра О), которое уже через несколько серий приобретает личный характер. Вилланель — профессионалка, выполняющая элитные контракты. Она истребляет политиков, больших шишек, а между делом любит поиграть со своими жертвами. Аутентичная маскировка, изобретательные убийства, черно-комедийная хладнокровность — Вилланель убивает от скуки и делает это стильно. Буквально: в бомбере Miu Miu и платье Simone Rocha, ботинках Balenciaga и мужском костюме Chalayan — брендах, чья одежда стоит минимум от тысячи долларов.
«Удобную одежду носят только психически нездоровые люди — меня учили выглядеть сногсшибательно».
Так говорит героиня в красно-синем узорчатом костюме, взглядом осуждая коллегу-киллершу в черном теквире. «Убивая Еву» делает крупную ставку на моду и лицо Комер — девушка с милым личиком и детской мимикой перерезает глотку очередному политику, покидая место преступления в люксовых босоножках. Роковая femme fatale XXI века, которой нет никакого дела до флирта с мужчинами — Вилланель выше того, чтобы использовать кого-то в своих целях. Она достигает их сама, даже если эта цель — закадрить агента британской разведки.
Все три сезона Ева пытается угнаться за Вилланель, и каждый раз у героини появляются все новые мотивы. Замужняя женщина и ответственный агент, сначала она выступает за правосудие и считает своим долгом поймать преступницу. Во втором сезоне расставшаяся с мужем Ева принимает подарки убийцы (духи, открытку с надписью «прости меня, детка xoxo», плюшевого мишку, говорящего шепотом Вилланель) и отвечает на ее СМСки смайликами. А уже в третьем разведенная девушка разыскивает киллершу по самой наивной причине — кажется, некогда скучная и интровертная Ева больше жить не может без эксцентричных выходок галантной Вилланель.
Проблема «Убивая Еву» только в одном: сериал перебарщивает с прелюдиями.
Пытаясь равноправно и подробно развивать одновременно любовную и шпионскую сюжетные линии, сериал увлекается самоповторами и растягивает удовольствие от просмотра настолько, что смотреть-то уже скучно. «Убивая Еву» не забывает свои корни и претендует на развитие истории про тайные организации, игру в двойных агентов и детективные расследования, но со временем все это становится второстепенным — стремительно блекнет перед токсично-романтическими сценами.
Новый сезон уже в третий раз это доказывает: «Убивая Еву» отчаянно пытается привлечь внимание к детективному сюжету, развивает внутренние драмы и больше концентрируется на второстепенных персонажах. Интересно, круто, увлекательно… так когда там уже Ева с Вилланель выйдут? Впрочем, отчасти погружение в лор работает: сериалу удается на секунду завлечь в прошлое Вилланель, показать жизнь психопатки (это, скорее, клинический диагноз, чем просто эпитет) в окружении брошенной в детстве семьи. Один из самых смешных эпизодов на 50 минут отправляет героиню в Россию (настоящее имя Вилланель — Оксана Астанкова) — самую настоящую, с отечественной массовкой и говорящими по-русским родственниками Вилланель.
Однако серию, да и вообще всю «Убивая Еву», тяжело смотреть из-за глобального сюжета. При всех сценарных остротах и оригинальных диалогах сериал стремительно уходит в дебри унылых филлеров. Перед долгожданной встречей двух девушек — несколько условных сцен с переглядыванием в толпе. Перед серьезным разговором — десяток подарков и записок. А между всем этим — получасовые сюжеты о расследовании MI6 и устройства тайной киллерской организации «Двенадцать».
Уход Фиби Уоллер-Бридж с позиции сценаристки явно ударил по шоу.
Запал забитого твистами первого сезона не передался авторам второго, и только в третьем «Убивая Еву» частично ожил. Впрочем, с явной ориентировкой на предыдущий сезон, а не пилотный. В «Убивая Еву» живет дух Уоллер-Бридж — актриса и сценаристка все еще числится исполнительным продюсером шоу, а в одном из новых эпизодов появилась в роли камео. На самого языка и стиля Фиби нет — она задала несбиваемый темп, который новые шоураннеры просто не могут оседлать. Впрочем, видно, что стараются.
Сам концепт отношений Евы и Вилланель все остается главной притягательной силой сериала.
Его трудно бросить даже под напором навязчивых филлеров — их с раздражительными вздохами приходится перетерпливать, но невыносимым повествование вне контекста романа девушек не назовешь. «Убивая Еву» сглаживает скуку теми самыми платьями и туфлями — вульгарными, ядерными, нарочиты-претенциозными образами, которые превращают шпионские игры в сюрреалистичный показ мод.
Когда сериал не способен увлечь сюжетно, он захватывает визуально — и не поддаться дизайнерским и постановочным решениям «Убивая Еву» сложно. Да и не особо хочется — правда же красиво.
Вилланель — имя России: «Убивая Еву» — сериал о роковом влечении двух женщин и двух культур
На BBC (в России — Амедиатека) завершился показ третьего сезона «Убивая Еву» — разудалого шпионского триллера BBC, спродюсированного королевой новой британской комедии Фиби Уоллер-Бридж. Игорь Кириенков пытается подобрать ключи к сериалу, который с редкой сноровкой притворяется немудреным жанровым развлечением.
Итак, она звалась Оксана: длинные светлые волосы, чуть выкаченные, с безуминкой, глаза, отсутствие сантиментов, сильный — когда переходит на английский — акцент и владение четырьмястами способами лишить жизни другого человека — как правило, отягощенного властью. Неуязвимая ассасинка, она отзывается на имя Вилланель (Джоди Комер) и кружит по миру, выполняя заказ за другим, но только очень небрежный наблюдатель назовет эту работу ни к чему не обязывающим фрилансом: птичка то и дело упирается крыльями в клетку — и вот уже приходится объяснять куратору, зачем нужно было так размашисто, с такой помпой убивать очередного толстосума. Единственная отрада — гедонизм: отлежаться на дорогом покрывале, лечь в постель с кем-нибудь симпатичным (-ой), нарядиться — хотя бы по делу. Все меняется, когда на ее след выходит Ева Поластри (Сандра О) — кулема из британской разведки, которая восхищается расторопностью неведомой киллерши и мечтает познакомиться поближе. Профессиональное любопытство вскорости сменяется тем, что в гетеронормативные времена называли нездоровым интересом, и этой психофизической ситуацией мечтают воспользоваться обе стороны конфликта — стоящая за Вилланель организация «Двенадцать» и MI6.
Шпионская — кто кого перехитрит — составляющая, как водится, самое неинтересное, о чем можно говорить в связи с «Убивая Еву»: Люк Дженнингс — автор книг, по которым поставлен один из самых обсуждаемых проектов BBC последних лет, — слишком внимательно читал бывшего оперативника Джона Ле Карре, чтобы обольщаться на счет спецслужб и добра, которое они должны символизировать. Перефразируя знаменитую максиму князя-анархиста Петра Кропоткина, люди всегда интереснее учреждений — и трудно всерьез сочувствовать как тем, кто стремится сохранить существующий порядок (увязая в противных интригах: см. финал второго сезона), так и тем, кто на него посягает — хаотически убивая влиятельных людей, руководствуясь скорее коммерческими, чем идеологическими соображениями.