У моего батюшки и садовые не едятся что значит
«Гуси-лебеди»: сказка о духовной инициации
Сюжет этой сказочки кажется очень простеньким и наивным, но в ней, как, впрочем, и в других сказках, скрывается глубочайший смысл. Итак, начнём разбор. (Сказка в обработке А. Н. Толстого) «Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький. — Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях. Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся. Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава — что они пошаливали, маленьких детей уносили».
Гуси-лебеди – здесь тоже налицо глубочайший символизм. Гусь являет собой двойственный образ. В мифах он выступает и как творец вселенной, и как птица хаоса. В основном, это, конечно, светлый персонаж. Египтяне верили, что именно великий гусь Гоготун снёс золоте яйцо, из которого вылупился бог Солнца Амон-Ра. В римском храме Юноны гусь являлся священной птицей. У эллинов он ассоциировался с Бореем – богом северного ветра, что указывает на его нордическую сакральность. Он же был птицей гиперборейского Аполлона. Но есть у него и некая тёмная сторона. Как водоплавающая птица, он хоть и устремлен к небу, но одновременно связан и с водой – символом первобытного, изначального хаоса. К слову, с морем-окияном связаны и сакральные птицы – Стратим и Алконост.
Эллины считали, что именно гусь переносит души умерших в подземное царство Аида, то есть в страну теней, в Навь, в регион Души (не Духа).
Собственно говоря, туда же гуси (лебеди) и понесли Сына, ведь Лес – образ Нави. В данном плане указывается на искажение, инверсию изначальной, гиперборейской традиции Золотого Века. Гуси реализуют свою темную сторону. Нельзя пройти мимо метасоциального аспекта. В индоарийской традиции символом изначальной, гиперборейской касты Хамса является Лебедь, но её же символизирует и Гусь. (Сами Гусь и Лебедь являются птицей гиперборейского Аполлона.) Эта сверхкаста была тождественна всему гиперборейскому социуму, внутри неё не было раскола на священников, воинов и «хозяйственников», как нет его и внутри Царского начала.
Таким образом, Гуси-Лебеди символизируют некую ветвь гипербореев, которая переродилась. «Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь. — Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? Печка ей отвечает: — Съешь моего ржаного пирожка — скажу. — Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся… Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше — стоит яблоня. — Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели? — Поешь моего лесного яблочка — скажу. — У моего батюшки и садовые не едятся… Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах. — Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели? — Поешь моего простого киселька с молочком — скажу. — У моего батюшки и сливочки не едятся… Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего — надо идти домой. Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается. В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками».
Три «Объекта», с которыми встретилась девочка, являются некими «порталами» ввысь, в Рай. Печь обладала у наших предков сакральным значением, служила своеобразным святилищем. Яблоня – образ Мирового Древа, нетварной, Божественной вертикали, пронизывающей тварные миры. Молочная Река – образ великой Райской реки, которая ниспадала на Северный полюс, разделяя Гиперборею на четыре части – крестообразно. (Ниспадает она и сейчас, но сама Гиперборея, сокрытая льдами, чувственно незрима.)
Сестра отказывается принять дары из этих «порталов». Она не готова к духовной инициации, хотя и желает обрести потерянную духовность в лице Брата. В результате, ей приходится пройти душевную (контр)инициацию в регионе Души, в Нави, в Лесу, в логове Бабы-Яги. Сама Яга – есть Мировая Душа, точнее, её больной, ветхий аспект.
«Девочка вошла в избушку: — Здравствуй, бабушка! — Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась? — Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться. — Садись покуда кудель прясть. Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет — вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей: — Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу. Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала: — Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается. Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять: — Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду. Девочка взяла братца и побежала. А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает: — Девица, прядешь ли? Мышка ей отвечает: — Пряду, бабушка… Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба-яга закричала: — Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла. Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит — летят гуси-лебеди. — Речка, матушка, спрячь меня! — Поешь моего простого киселька. Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком. Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня… — Яблоня, матушка, спрячь меня! — Поешь моего лесного яблочка. Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами. Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели ее, загоготали — налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут. Добежала девочка до печки: — Печка, матушка, спрячь меня! — Поешь моего ржаного пирожка. Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем — в печь, села в устьице. Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге. Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой. А тут и отец с матерью пришли».
В древности пряжа выступала как некий мифопоэтический образ долгой жизни. Тут присутствовал и низший аспект, когда имелась ввиду жизнь, понимаемая сугубо в Душевном, «психическом» смысле, отличном от смысла Духовного. Именно бесконечного продления такой вот жизни и желают оккультные адепты, практикующие душевную, вампирическую инициацию (точнее, контр-инициацию). Эллины имели представление персонифицированной судьбе по имени Ананка. Она изображается женщиной, вращающей гигантское веретено. Это – Судьба, понимаемая как неумолимая, беспощадная закономерность. Тончайший мистик Юрий Стефанов считал, что именно Ананку имел ввиду Густав Майринк, когда рисовал образ черной «богини» Исаис-Асайи «Мы сможем понять, кто же она такая, только обратившись к тому эпизоду из «Серебряного башмачка», где ее космическая ипостась описывается в виде великанши в треугольнике, сотканном из черного дыма жертвоприношений; держа в своих бесчисленных руках бешено крутящееся веретено, она сучит пряжу из кровоточащей (вот и перекличка с вампиризмом – А. Е.) человеческой плоти».
В данном случае Мышь как бы искупает свою вину, исправляет своё инверсивно-разрушительное деяние. Если Гусь (Лебедь) реализует темную сторону, то она задействует сторону светлую, восполняя «убывающую» сакральность. Сестра проявляет свою волю к духовному преображению, к воссоединению с Братом. Она устремляется к светлой стороне Мыши, что означает преображение звериного, животного, душевного начала. И, таким образом, Сестра становится готовой к спасительной духовной инициации. Она принимает дары от Реки, Древа и Печи. Сказка завершается воссоединением Души (Сестры) и Духа (Брата), а также возвращением Райского Неба-Отца и просветленной им Матери-Земли.
Тайный шифр женских сказок
Истории, которые подбирает или сочиняет сказкотерапевт, а также их интерпретация должны умножать жизненную силу клиента. Даже когда происходит проблематизация. В этом случае сказкотерапевт напоминает человеку о том, что именно на долю главного героя любой истории выпадают основные трудности. Испытания даются сильнейшему.
Принцип «моста». Сказкотерапевт налаживает символический мост между реальностями – миром Яви и миром Нави. Мир Яви – это наш материальный мир, условно большинством людей называемый «реальностью». В мире Яви действуют социальные законы. Важна социальная сила, определяемая количеством денег, движимости и недвижимости, связями с влиятельными людьми, социальным статусом и прочим. Многие люди кладут жизнь лишь на умножение собственной социальной силы.
Мир Нави – это тонкий многоуровневый мир. Есть в нем пласт, связанный с нашей психикой: мыслями, чувствами, идеями, желаниями, стремлениями, возможностями. Есть пласт еще более тонкий, связанный с обитателями волшебного мира: гномами, русалками, феями, эльфами и другими. Есть пласт, связанный с общечеловеческими ценностями, верой. Есть еще множество таких пластов, о которых мы и не знаем, лишь догадываемся благодаря провидцам, гениальным деятелям науки и искусства, а также разнообразным сказочным и мифологическим историям. Есть люди, необычайно чувствительные именно к миру Нави, но их называют «не от мира сего», им непросто адаптироваться в социуме.
Согласно принципу «моста», задача сказкотерапевта гармонизировать Явь и Навь в жизненном сюжете человека. Если он слишком увлечен и «уплотнен» Явью, добавить ему информации из мира Нави. И наоборот. В примере с женщиной, воспринимающей происходящее с сыном как наказание, была рассказана история из мира Нави. Благодаря этому изменилось восприятие ситуации.
Миры Яви и Нави переплетаются в человеке, активно проявляясь в плоскости отношений. Может быть поэтому, мудрецы говорят, что самое важное в жизни человека – это качество его отношений. Качество повышается, когда в отношениях проявляется больше Любви. Через жизненные уроки человек постепенно преодолевает собственный эгоизм, и в его отношениях становится больше любви и заботы. Эта мысль не нова. Она многократно повторяется в сказках, легендах, мифах, философских трактатах и Священных Книгах.
Когда на консультацию к психологу приходит человек и рассказывает о своей проблеме, которая чаще всего лежит в плоскости мира Яви, сказкотерапевт выстраивает невидимый мост к миру Нави. Чтобы его выстроить достаточно задать себе вопрос: какой урок проходит этот человек? Урок выбора, урок любви, урок прощения, урок жертвенности или жизнестойкости, урок принятия собственной сути и предназначения, урок постижения Высших Ценностей? У сказкотерапевта появляется гипотеза относительно урока и ассоциативная память достает из закромов соответствующие истории. Герои разных времен уже проходили эти уроки, теперь достаточно вспомнить как у них это происходило.
Такой «мост» помогает сказкотерапевту довольно быстро припомнить сказку, притчу, другую историю и рассказать ее человеку.
Принцип «кристалла». Согласно этому принципу, каждая ситуация, событие – это кристалл со множеством граней. И урок, заключенный в ситуации также многогранен.
Лучше всего иллюстрирует этот принцип история о слепых и слоне. Каждый из слепцов осязал лишь часть слона и строил на этом основании свои суждения о целом. Тоже происходит и с человеком в проблемной ситуации. Поле сознания сужается и он становится «слепцом». Сказкотерапевт последовательно раскрывает различные грани ситуации, «расширяя» сознание клиента. В этом случае замечательным инструментом является работа с песочницей.
Эти три основных принципа составляют базис сказкотерапии. А сама технология сказкотерапии довольно проста. Основное воздействие сказкотерапевт осуществляет на уровне ценностных ориентаций человека. Благодаря сказочной истории смысл ценности осознается тоньше, переживания ценности становятся острее и живее. Меняется взгляд на событие и ситуацию, чуть позже перестраивается система поведения и взаимоотношений.
Вроде все просто. Но обычно именно простота требует виртуозности и профессионализма.
Нас часто спрашивают на семинарах начинающие сказкотерапевты: «Как это у вас так быстро и просто вспоминаются и сочиняются сказки? Что нужно чтобы этого добиться?» Мы всегда говорим: «Читать больше сказок, мифов, легенд, притч, других литературных произведений, ходить в театр и смотреть кино, с интересом наблюдать за людьми». И все?! Почти… Через некоторое время появится потребность сочинять собственные истории. А красивая история с достойным концом – это самая настоящая новая жизненная программа. Так сказки помогают менять свою жизнь.
Еще нас часто спрашивают: «А что нужно, чтобы сочинять сказки?». Действительно, что? У некоторых эта способность и потребность лежит на поверхности, у других проявляется с возрастом, а третьим ее можно развивать, ДОВЕРЯЯ САМОДВИЖЕНИЮ МЕТАФОРЫ.
Дело в том, что метафора обладает удивительным свойством – самодвижения. Как говорят: «Стоит только зацепиться». Стоит только придумать образ, как он начинает жить и развиваться. Свойство самодвижения прекрасно иллюстрирует ситуация, в которую попал Папа Карло, выстругивая из полена Буратино. Стоило только носу появиться, он сразу начал самопроизвольно расти. А что говорить о характере Буратино, он был настолько самостоятельным, что Папа Карло не мог за ним уследить.
Поэтому стоит только написать первую фразу, а дальше от нас требуется доверие свойству самодвижения. Сюжет родится сам. И он будет удивительным образом связан с нашей жизнью.
В сказкотерапии мы пользуемся пятью видами сказок: художественными, дидактическими, психокоррекционными, психотерапевтическими и медитативными. Об этом подробно написано в других книгах. В этой книге речь пойдет больше о художественных сказках – народных и авторских. Мы с вами постараемся найти ключ к их тайному шифру, постичь заключенный в них смысл, будем читать «между строк».
Зачем это нужно? Чтобы мы знали ЧТО читаем, и что записывается в подсознание ребенка. Чтобы научиться тонко подбирать сказки для девочек и мальчиков. А также затем, чтобы постичь тайну отношений между героем и героиней, между мужчиной и женщиной.
«Слоеный пирог» смыслов
Некоторые родители говорят, что их дети не любят сказки. Им гораздо интереснее смотреть телевизор или играть в компьютерные игры. Это означает, что время сказок прошло и наш современный мир не нуждается в них больше? Вовсе нет.
Когда не было кино и телевидения сказки слушали, читали, писали. Сегодня бабушку-сказительницу заменяет голубой экран. Собственно, и эта ситуация была давным-давно предсказана в сказках. Помните, яблочко катилось по серебряному блюдечку и показывало самые настоящие фильмы.
Поэтому совершенно естественно, что дети и взрослые упоенно утыкаются в телеэкран. Правда, есть здесь серьезная ловушка. Картинки и образы мелькают очень быстро, частота смены кадров стремительно возрастает. Ребенок воспринимает в единицу времени огромное количество зрительной и аудиальной информации. Он адаптируется к этому, привыкает именно к такому способу ее подачи, и в следующий раз уже ожидает того же. Постепенно у него формируется то, что некоторые режиссеры называют «клиповым мышлением». Такое мышление требует, чтобы в единицу времени происходило как можно больше ярких событий. Кстати, с этим связана сегодняшняя тяга кино и мультиндустрии к обилию спецэффектов в ущерб смыслу.
Но не стоит пугаться – это примета времени. Каким бы плохим не был фильм или мультфильм, он все равно в основе своей повторяет старую сказку. В любом случае, за спецэффектами и современным слэнгом будут просвечивать общечеловеческие ценности, острые жизненные ситуации. Любой фильм – это уже сказка. Можно называть некоторые фильмы суррогатами старых историй, но определенная часть публики все равно их будет смотреть. Самое важное – сформировать у ребенка хороший вкус и избирательность.
Некоторые родители спрашивают: «А, может, тогда вообще запретить ребенку смотреть телевизор?» Запретный плод всегда слаще доступного и полезного. От цивилизации, от ее приобретений и пороков не убережешь запретами.
Мы часто говорим родителям: «Давайте предложим ребенку альтернативу. Американские и корейские мультфильмы можно перемежать с русскими, старыми и новыми. Телевизионные программы можно перемежать с чтением книг и живым рассказываем историй». Главное, напитать душу ребенка добром и сформировать достаточный общекультурный уровень.
…Однажды на консультацию пришла мама четырехлетнего сына. Она сказала, что читала много книг по сказкотерапии, она со всем согласна, но у нее есть вопрос.
– Вы пишите, что нужно читать детям больше сказок, они формируют запас жизненной прочности, нравственный иммунитет, банк жизненных ситуаций. Я с этим полностью согласна. Но у меня проблема. А если мой сын меня слушать не хочет? Я начинаю ему читать, а он переворачивает страницы, или закрывает страницу, на которой я читаю, ладонью! Что это значит? Что мне делать? – озабоченно спросила молодая мама.
– Вам обидно, что он вас не слушает? Вы стараетесь сделать для него хорошо…
– Да дело даже не в том, что я стараюсь, просто это, наверное, ненормально, что он так себя ведет, – отвечала мама.
– Ну, отчего же ненормально? Многие дети так себя ведут.
– Но если так, зачем вы говорите, что сказки полезны и хороши для ребенка? Тогда получается, что сказки как лекарство, а оно не всегда приятно.
– Да, сказки нередко становятся лекарством, но это больше касается нас, взрослых. Дети не так нуждаются в лекарстве, как во внимании.
– Но я же уделяю ему внимание, когда читаю сказку! Я же ему читаю, а не себе! – возмутилась мама.
– Жаль, что вы читаете ему, а не себе… Скажите, а что, вам совсем не интересны те сказки, которые вы читаете сыну?
– Ну, а что может быть интересного для взрослого человека в сказке про Гусей-Лебедей?
– Неужели совсем ничего?!
– Вы шутите! Там все ясно: безответственная девочка не уберегла своего брата, а потом исправляла свою ошибку. Все ясно – выполняй порученное тебе дело ответственно и добросовестно.
– Когда в сказке, которую мы читаем ребенку, нет для нас самих никаких открытий, ничего нового, нам становится скучно. И чтение сказки превращается из таинства в обязанность.
– Ну, я бы так не сказала… – тянет мама. – Если и обязанность, что, скорее, приятная.
– Прекрасно, что «скорее приятная». Дело в том, что ребенок тонко чувствует ваше отношение к сказке. Вам не очень интересно, и ему тоже.
– А как мне может быть интересно то, что давно известно.
– Знаете, сказки не так просты как кажется. Они подобны слоеному пирогу. Самый верхний слой – он самый понятный, но не единственный. Вы хотите, чтобы ваш ребенок полюбил сказки?
– Конечно! Это ведь важно для его развития!
– Получается, что к каждой сказке нужно еще прилагать инструкцию для родителей, где было бы написано о чем эта сказка и как правильно ее читать? – иронично осведомилась мама.
– Можно сказать и так. Но таких инструкций пока к сказкам не прилагается. Предполагается, что родители захотят поразмышлять над сказкой сами, прежде чем читать ее ребенку.
– Я готова размышлять, расскажите, как это делать, – твердо сказала молодая мама.
Это была хорошая мама, стремящаяся все сделать в воспитании сына правильно, не наделать ошибок, которые сделали ее родители (так считала она). Что ж, это уже неплохой старт для сказкотерапии. С этой женщиной предметом консультирования стал анализ сказок. Надо сказать, что она уже прочитала немало психологической литературы, и книг по сказкотерапии, а потому считала себя неплохим, и даже компетентным, психологом. Она не собиралась говорить о себе, ей просто были нужны консультации специалиста по сказкам, сказкотерапевта. Так сказки стали «прикрытием» тонкой психологической работы с ней самой. В процессе расшифровывания сказок она стала спокойнее, преодолела свой страх совершить ошибки в воспитании, больше стала доверять Потоку Жизни. Постепенно она превратилась из Хорошей Мамы в Очаровательную Женщину.
А начали мы тогда, конечно же с «Гусей-Лебедей». Ведь эта сказка показалась молодой маме совершенно понятной и неинтересной.
Позвольте напомнить эту русскую народную сказку и вам.
Гуси-Лебеди[3] 3
«Народные русские сказки А. Н. Афанасьева», Л., 1983
Жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок маленький. «Дочка, дочка! – говорила мать. – Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора». Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказывали; посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках.
Пришла девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда – нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери, – братец не откликнулся.
Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Гуси-лебеди уже давно себе дурную славу нажили, много шкодили и детей крадывали; девочка угадала, что они унесли ее братца и бросилась их догонять.
Бежала-бежала, видит стоит печка.
– Печка, печка! скажи куда гуси-лебеди полетели?
– Съешь моего ржаного пирожка, – скажу!
– О, у моего батюшки и пшеничные не едятся!
Печь ничего ей не сказала.
Побежала дальше. Видит стоит яблоня.
– Яблоня, яблоня! скажи, куда гуси полетели?
– Съешь моего лесного яблочка – скажу!
– О, у моего батюшки и садовые не едятся!
Яблоня ничего ей не сказала. Побежала дальше. Видит речку кисельные берега.
– Молочная речка, кисельные берега! скажи куда гуси полетели?
– Съешь моего простого киселя с молоком, скажу!
– О, у моего батюшки и сливочки не едятся!
И речка ей ничего не сказала. И долго бы ей еще по полям, по долам ходить, да, к счастью, попался еж. Хотела она его толкнуть, да побоялась наколоться.
– Ежик, ежик! не видал ли куда гуси полетели?
– Вон туда-то! – указал ей еж.
Побежала девочка в указанном направлении. Видит стоит избушка на курьих ножках, стоит поворачивается. В избушке сидит баба-яга, костяная нога, сидит и братец на лавочке играет золотыми яблочками. Увидела его сестра, подкралась, схватила и унесла.
А гуси за ней в погоню летят, вот-вот нагонят! Куда ей деваться? Бежит речка кисельные берега.
– Речка, реченька, спрячь меня!
– Съешь моего киселька!
Поела девочка киселька, речка ее с братом под бережком укрыла. Гуси мимо пролетели, не заметили. Поблагодарила она речку и дальше с братцем побежала. А гуси воротились, летят навстречу. Что делать? Стоит яблоня.
– Яблоня-матушка, спрячь меня!
– Съешь моего лесного яблочка!
Съела поскорее девушка лесное яблочко, яблоня их с братом и укрыла, гуси пролетели. Поблагодарила она яблоню и побежали они дальше. А гуси увидели – и за ней, совсем налетают, крыльями бьют, того и гляди братца из рук вырвут. К счастью на дороге печка.
– Сударыня печка, спрячь меня!
– Съешь моего ржаного пирожка!
Поскорей съела она пирожок и залезла в печку. Гуси полетали-полетали, покричали и ни с чем улетели.
А она прибежала домой, а тут и отец с матерью пришли.
В тот раз мы разговаривали об этой сказке довольно долго.
– Вы услышали давно известную вам историю. Какой отклик она вызвала в вас?
– Сейчас я слушала ее по-другому, старалась искать скрытые смыслы, поэтому была в напряжении, – сказала молодая мама.
– Пожалуй нет, но я обратила внимание на некоторые странности сказки.
– Жили старичок со старухой и были у них маленькие детки. Речь идет о поздних детях или о внуках? И если они совсем старички, то как еще могут работать в поле?
– Здорово, что у вас появляются вопросы, значит, уже становится не все понятно!
– Да, но хотелось бы внести ясность.
– Полную ясность мы с вами все равно не внесем. Сказка всегда сохраняет частицу тайны. Может, речь идет о поздних детях, а может, старичок и старушка и не родные родители, а учителя, наставники девочки. Словом, люди, которые не только кормят-поят, но и воспитывают, создавая «учебные ситуации».
– А что это за «учебные ситуации»?
– Это своего рода провокации. Они предоставляют девочке полную свободу, но просят ее быть умной и не ходить со двора. То есть, с одной стороны, предоставляют свободу, а с другой стороны, ставят запреты. Интересно, как поведет себя девочка в такой ситуации, как расставит приоритеты.
– Но это же понятно! Конечно, она нарушит запрет!
– В этом и состоит суть провокации. Нарушение запрета – это вызов самостоятельности. Зачем нужен запрет? Чтобы оградить от беды. Кого нужно ограждать от беды? Сильного или слабого? Маленького или взрослого?
– Конечно, от беды родители ограждают ребенка. То есть слабого и маленького.
– Получается, что нарушить запрет – это означает претендовать на роль взрослого. Если ты нарушаешь запрет, то будешь играть по взрослым правилам и решать последующие проблемы самостоятельно. Такая вот «учебная ситуация».
– Получается, что в этой сказке героиня учится быть взрослой, самостоятельной! Она вступает в отношения с печкой, яблоней, речкой. Но их условия сотрудничества ей не нравятся. Помогает только еж – может, потому, что она его не пнула ногой, а может, по простоте душевной. Дальше она активно действует – забирает братца и убегает. Она не вступает в поединок с бабой-ягой, понимая, что лучшее сейчас – банальная кража. Но это не настоящая кража, потому что братец бабе-яге не принадлежит. А когда она понимает, что не может справиться с преследованием гусей сама, она принимает условия речки, яблони и печки…Так? – начала рассуждать молодая мама.
– А ведь действительно очень похоже на нашу жизнь! Тут и деловые переговоры и китайская стратегия – «дождись своего часа и возьми то, что тебе принадлежит»! – воодушевилась молодая мама.
– Похоже, что сказка уже становится вам интересной! Так старичок со старушкою, заложив в девочку фундамент жизнестойкости, решили ее проверить. Как вы считаете, выдержала она экзамен?
– Думаю да! Если бы она не заигралась, а все время приглядывала за братцем, она не получила бы свой урок, свой опыт. А теперь, получив его, она будет осторожнее.
– Помните, вы говорили, что эта сказка об ответственности…
– Теперь понимаю, что не совсем об ответственности. Я перепутала ответственность и подчинение правилам… – задумчиво тянет молодая мама.
– Допустим, но скажите теперь, зачем вы читаете эту сказку сыну, что она ему дает?
– Вот я тоже об этом задумалась. Сказка-то для девочки, а он мальчик, и притом очень активный. Братец героини в сказке вообще как вещь, от него ничего не зависит. Может, поэтому сыну эта сказка неинтересна?
– Все может быть. Сказки действительно можно условно разделить на «женские» и «мужские». В нашей сказке урок самостоятельности проходит девочка. Для мальчиков есть другие истории – «Колобок», «Три Поросенка», например.
– Получается, что я читала сыну не ту сказку! – расстроилась молодая мама.
– Не стоит печалиться! Сказки из-за своей многослойности не могут быть «не теми». Давайте зайдем с вами с другой стороны. Теперь вы знаете, что один из «слоев» этой сказки оставляет в нашем подсознании запись: «Тебе предстоит пройти свой урок самостоятельности, будь готова». Вы сама такой урок проходили?
– Конечно! Я с 18 лет живу отдельно от родителей и всего добиваюсь сама, – сказала молодая мама.
– Вы уже много добились. Но скажите, пожалуйста, бывает так, что вы иногда отдаете сына бабушкам?
– Я вообще-то стараюсь этого не делать часто, но иногда приходится…Но вы не хотите же сказать, что бабушка – это баба-яга?
– Почему вы так подумали?
– Наши бабушки любят внука до безумия и начинают его баловать. У нас на шестерых взрослых один ребенок, сами понимаете…
– Баба-яга похищает мальчика, сажает его на лавочку, дает ему золотые яблочки. Заметьте, в сказке этой нет указания на то, что она хочет его съесть. Он просто забавляется золотыми яблочками. Кстати, это непростой символ. Золотые яблоки, молодильные яблоки, – символ плодородия, молодости, здоровья, долголетия, мудрости.
– Выходит, в сказке описана ситуация, как молодая мама отправляет сына к бабушке, и ничего в этом страшного нет…