Ты станешь настоящим человеком лишь тогда когда познаешь что такое трудно текст

ТЫ СТАНЕШЬ НАСТОЯЩИМ ЧЕЛОВЕКОМ ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА ПОЗНАЕШЬ, ЧТО ТАКОЕ ТРУДНО

Каждый человек периодически встречает на своём пути какие-либо испытания, препятствия, невзгоды. Возникает вопрос: почему трудности являются неотъемлемой составляющей жизни? Для чего они вообще существуют? И стоит ли их избегать?

Большинство людей трудности не любит. Кто-то даже их боится как огня и всячески стремится выстроить свой путь так, чтобы ненароком не наткнуться на неприятности. Казалось бы, жизнь без затруднений – это рай, о котором должен мечтать каждый нормальный человек.

Но так ли это? К сожалению, нет. В действительности трудности – это то, без чего нашу жизнь невозможно представить. И вовсе не потому, что земной шар так несовершенен. Это большая удача и свидетельство того, что человек движется вперед, совершенствуется. Это задача, с которой нам необходимо справиться, чтобы перейти на новый уровень. Фридрих Ницше писал: «Все препятствия и трудности – это ступени, по которым мы растем ввысь…».

Задумайтесь, благодаря чему мы приобретаем новый опыт? Конечно же, благодаря познанию неизведанных ситуаций и решению неизвестных вопросов. Проблемы помогают становиться мудрее. Они являются жизненными уроками, о которых не стоит жалеть, а необходимо извлекать пользу и учиться на собственных ошибках.

Примером человека, повидавшего большое количество трудностей, пережившего глубокие страдания, но при этом стремящегося найти выход из сложных ситуаций является Ван Гог. Его жизненный путь весьма нелегок. Он наполнен болью. Тем не менее, это не мешало художнику видеть истинную красоту. В картинах живописца преобладают светлые оттенки: золотой и желтый символизируют свет; а голубой и синий соотносятся с мудростью и познанием. И Борис Пастернак, судьба которого была наполнена трагизмом и горестью. Поэт пережил революцию, три войны, развод с двумя женами и эмиграцию. Тем не менее, все эти тяготы не стали помехой для написания величайших произведений. Каждое испытание делало Бориса Пастернака сильнее и мудрее.

Не стоит забывать и о культовом советском поэте Евгении Евтушенко, пользовавшимся огромной популярностью при жизни. Его именем даже назвали планету, но такое признание далось ему нелегко. Евтушенко пережил Вторую Мировую Войну. После этого у поэта началась любовь к цветной одежде: он насмотрелся на заключенных в серых формах в Сибири.

Евтушенко учился в институте имени Горького, однако поэта исключили за «неправильные высказывания». Несмотря на народную любовь, критики не понимали его творчества. Более того, Евгений Александрович часто становился фигурантом скандалов из-за неоднозначных произведений.

Таким образом, не стоит забывать, что понятие «трудности» произошло от слова «труд». Только лишь работа над своими ошибками позволяет нам получить ценный опыт и необходимые знания, являющимися вознаграждением за приложенные усилия.

Источник

43. КАК СОЕДИНИТЬ В ПОСТУПКАХ РЕБЕНКА «НАДО», «ТРУДНО» И «ХОРОШО»

Самая большая победа — это победа над самим собой. С детства учись повелевать собой. Приказывать самому себе, владеть собой учись с малого. Заставляй себя делать то, что надо, в должное станет для тебя желанным. Эта гармония — основа твоей дисциплинированности. Долг в действии — главный источник воли.

Если ты только умеешь подчиняться воле других — ты вырастешь бледной тенью человека. Настоявши человек умеет приказывать себе и умеет видеть те обстоятельства, где надо приказывать себе. Это и есть умение жить.

Ты станешь настоящим человеком лишь тогда, когда поймешь, что такое трудно. Если в детстве, отрочестве, ранней юности тебе все легко — ты можешь вырасти тряпкой. Легко только тому, кто не заставляет себя делать то, что надо. Слияние надои трудно — это мудрость самовоспитания и путь настоящего человека. Определи сам себе, что надои что ты будешь заставлять себя делать.

Не иди по легкому пути. Иди по самому трудному! Преодоление трудностей возвышает человека. Тот, кому нестерпимо трудно и кто преодолел трудности, совсем по-другому — по-взрослому — видит мир и понимает людей. Знание людей — это особая н особенная человеческая мудрость, для ее постижения нет уроков в расписании. Мудрость эта постигается только тем, что в душе твоей сливается надо и трудно. Овладевай даром знания людей! Это предостережет тебя от многих опасностей н неожиданностей. В знании людей самое главное — строгая требовательность, уважение и учет возможностей человеческой личности. Нетребовательный не может ни ценить, ни уважать, ни дорожить человеком.

Поставь над тобой н сто учителей, они будут бессильны, если ты сам не можешь заставить себя и требовать от себя. Если человека заставляют учиться другие, заставляют трудиться другие, заставляют быть хорошим сыном своих родителей и хорошим отцом своих детей другие, такой человек становится чужеродным телом для общества, дух и сущность которого — в творчестве.

Источник

Анализ текстов для ЕГЭ

Данная разработка представляет собой систематизированные дидактические материалы для использования на уроках русского языка в старших классах, имеющих целью подготовку к ЕГЭ посредством комплексного анализа текста, и предназначена учителям-словесникам, слушателям курсов повышения квалификации.

Просмотр содержимого документа
«Анализ текстов для ЕГЭ»

Комплексный анализ текста

на уроке русского языка

как средство подготовки к ЕГЭ

Данная разработка представляет собой систематизированные дидактические материалы для использования на уроках русского языка в старших классах, имеющих целью подготовку к ЕГЭ посредством комплексного анализа текста, и предназначена учителям-словесникам, слушателям курсов повышения квалификации.

Комплексный анализ текста на уроке русского языка

как средство подготовки к ЕГЭ 4

Варианты заданий к комплексному анализу текста 6

Список литературы 29

Комплексный анализ текста на уроке русского языка

как средство подготовки к ЕГЭ

Подготовка учащихся к ЕГЭ – актуальная цель каждого учителя, работающего не только в старших классах, но и в среднем звене. Существует множество форм подготовки к ЕГЭ, описанных в методической литературе. Данная разработка посвящена использованию текста на уроках русского языка как одной из эффективнейших форм подготовки учащихся к ЕГЭ. Как самая крупная языковая единица, текст интегрирует в себе значения всех других единиц языка: предложений, словосочетаний, слов, морфем, звуков – и помогает любой языковой единице выступать в своей функциональной роли. Учащиеся, работая над анализом текста, воспринимают язык как единое целое, у них развивается орфографическая и пунктуационная зоркость, мобилизуются теоретические знания по языку. Работа с текстом позволяет охватить повторение многих разделов лингвистики, включённых в кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения ЕГЭ по русскому языку. Комплексный анализ текста, являясь универсальной формой работы на уроках по повторению и обобщению изученного материала, позволяет использовать широкий спектр заданий, отражающих наиболее трудные вопросы ЕГЭ.

При подходе к тексту как к средству создания на уроках русского языка развивающей речевой среды особую важность приобретают критерии отбора текстов и заданий к ним. Особую роль в воспитании современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре, памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о проблемах экологии, красоте и величии природы, о богатстве языка, о глубине слова. При этом самого пристального внимания учителя требует эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передаёт автор. Для современного ученика особенно важны тексты, вызывающие светлые, добрые чувства, дающие возможность ощутить себя в гармонии с окружающим миром, помогающие сформировать оптимистические мироощущения. В любом случае, выбирая текст для работы, нужно помнить о том, что в условиях классно-урочной системы он, с одной стороны, должен содержать смысловую информацию и стать стимулом для обсуждения различных проблем, обеспечивающего воспитание общечеловеческих ценностей, а с другой стороны, должен предоставлять необходимые факты и языковой материал для реализации практической направленности обучения и создания собственного речевого высказывания.

Выразительное чтение произведения помогает приблизиться к разгадке авторского замысла, глубже понять содержание, испытать эстетические чувства – всё это и создает на уроке ту речевую среду, которая должна стать естественной для учащихся.

В начале комплексного анализа текста необходимо проводить работу, направленную на проверку адекватности его восприятия в разных аспектах: понимание основной идеи, смысловой структуры, понимание и запоминание фактов и оценок, логической связи между суждениями, а затем переходить к анализу лингвистических особенностей текста.

Работа с текстом должна превратиться в полилог, активным участником которого станет каждый ученик. Создание на уроке русского языка атмосферы совместной творческой деятельности учителя и учащегося пробуждает интерес школьников к работе с текстом, которая постепенно приобретает исследовательский характер, что определяется тем, какие именно задания предлагаются к тексту, как сформулированы эти задания, какова последовательность их выполнения. При этом ученикам должно быть ясно, почему они выполняют эти, а не другие задания: от урока к уроку они должны убеждаться в том, что исследование особенностей употребления языковых средств в тексте как речевом произведении помогает им глубже понять содержание текста, замысел автора.

Как уже было сказано выше, важным критерием при отборе текстов для уроков русского языка является возможность осуществления на основе анализа текста функционального подхода к изучению языковых явлений. На уроках рассмотрения новой темы работа с текстом позволяет учащимся ответить на вопрос, какова роль изучаемой категории в речи, то есть в тексте, так как каждый текст является конкретным проявлением речевой деятельности. В процессе работы с текстами ученики узнают особенности наиболее распространённых стилей: публицистического, художественного и научно-популярного. Работа с текстом создает реальные условия для реализации внутрипредметных, межуровневых связей. Основные умения текстовосприятия, которым следует обучать школьников в первую очередь, организуются в форме учебных лингвистических задач. Такие задачи включаются в разделы курса, где усваиваются новые знания и совершенствуются имеющиеся умения и навыки.

Таким образом, работа с текстом на уроках русского языка создаёт оптимальные условия для подготовки к ЕГЭ и для осуществления функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса; для формирования представлений о языковой системе; реализации внутрипредметных (межуровневых) связей, а также межпредметных связей курсов русского языка, литературы, истории и др.; для личностно ориентированного преподавания русского языка; для формирования языковой личности. Методика комплексной работы с текстом представляет собой многоаспектную деятельность, включающую элементы лингвистического, стилистического, литературоведческого (филологического) анализа, задания речеведческого характера, разные виды разбора, вопросы по орфографии и пунктуации, подготовку к выразительному чтению, в ряде случаев – к пересказу, к изложению.

Сфера использования комплексного анализа текста – уроки повторения и обобщения пройденного материала, подготовки к ГИА и ЕГЭ, диагностики и контроля знаний, умений и навыков. Задания к тексту выполняются на уроке, за исключением тех, которые требуют времени и дополнительных источников информации. В разработке имеются краткие ответы на задания.

В данном сборнике представлены тексты разной стилистической принадлежности и примерные задания к ним. Учителя, которые воспользуются сборником, безусловно, могут корректировать задания, исключать некоторые из них, включать другие задания в зависимости от своих целей и уровня подготовленности класса.

Варианты заданий к комплексному анализу текста:

— Изменил ли текст ваше настроение?

— Какой интонацией следует читать текст и почему?

— С какой музыкой ассоциируется у вас содержание текста?

— Попробуйте заменить заглавие текста. Обоснуйте свой выбор.

— Укажите ключевые слова.

— Составьте план текста.

— Используя словари, объясните значение слова/слов.

— Исследуйте в тексте роль звукописи (эпитетов, метафор, сравнений, приёма параллелизма и т.д.).

— Объясните роль многоточия (других знаков препинания) в тексте.

— Какие языковые средства (лексические, грамматические) помогают автору передать своё отношение к высказываемому, дать ему оценку.

— С помощью каких языковых средств осуществляется связь между предложениями?

— Какое значение вносят в слово/слова приставка или суффикс?

— Используя словари, объясните значение фразеологиизма/фразеологизмов.

— Какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

— Составьте схему предложения.

— Выпишите предложение, в котором сказуемое выражено наречием. В чём причина возникновения трудностей при выполнении этого задания?

— Выберите из текста материал для словарного диктанта.

— Выписать слова, интересные с точки зрения:

(1) Рядом с нашим домом лежит старое, трухлявое бревно.

(2) После обеда вышел я посидеть на бревне, а на нём – бабочка.

(3) Я остановился в стороне, а бабочка вдруг перелетела на край – дескать, присаживайся, на нас-то двоих места хватит.

(4) Я осторожно присел с нею рядом.

(5) Бабочка взмахнула крыльями и снова распластала их, прижимаясь к бревну, нагретому солнцем.

(6) – Тут неплохо, – ответил ей я, – тепло.

(7) Бабочка помахала одним крылом, потом другим, потом и двумя сразу.

(8) – Вдвоем веселей, – согласился я.

(9) Говорить было вроде больше не о чем.

(10) Был тёплый осенний день. (11) Я глядел на лес, в котором летали между сосен чужие бабочки, а моя глядела на небо своими огромными глазами, нарисованными на крыльях.

(12) Так мы и сидели рядом до самого заката.

1. Какое настроение вызывает миниатюра?

2. Какие средства выразительности помогают этому?

3. Используя разные источники информации, подготовьте сообщение об авторе текста.

4. Определите тему и идею миниатюры.

5. Почему она так озаглавлена?

6. Определите стиль и тип речи, назовите их признаки.

7. Каково значение слова трухлявый? Проверьте себя по словарю. Почему именно это слово употребил автор в миниатюре?

8. Чем осложнено 5-е предложение?

9. Выпишите из текста слова, морфемный состав которых соответствует схеме: приставка + корень + суффикс + суффикс + окончание.

10. Выпишите предлоги из 1-го, 2-го и 11-го предложений; частицы из 3-го, 7-го и 12-го предложений; из 11-го предложения выпишите все местоимения, определите их разряды.

11. Дайте морфологическую характеристику слову веселей (8-е предложение). Можно ли без контекста определить, какая это часть речи?

12. Выпишите из 12-го предложения два словосочетания с подчинительной связью примыкание.

13. Дайте синтаксическую характеристику 9-го предложения.

(1)Ты станешь настоящим человеком лишь тогда, когда познаешь, что такое трудно. (2)Если в детстве, отрочестве, ранней юности тебе даётся всё легко, ты можешь стать тряпкой… (3)Преодоление трудностей возвышает человека. (4)Тот, кому нестерпимо трудно и кто одолел трудности, похож на альпиниста, достигшего высочайшей вершины.

1. Озаглавьте текст.

2. Определите стиль и тип речи, назовите их признаки.

3. Определите тему и идею. Какая проблема поставлена в тексте?

4. Согласны ли вы с позицией автора? Аргументируйте свой ответ.

5. К кому обращается автор? Интернет-ресурсы помогут вам найти ответ.

6. Какова роль глаголов 2 лица, единственного числа в тексте?

7. Какой смысл вкладывает автор в понятие «настоящий человек»?

8. Используя словари, определите значение слова отрочество.

9. Какова роль сравнений в тексте?

10. Дайте морфологическую характеристику слов: тогда, когда, лишь, что, такое (1 предложение); всё (2 предложение); высочайшей (4 предложение). Последнее слово разберите по составу.

11. Выполните словообразовательный разбор слова познаешь.

12. Можно ли без контекста определить морфологическую принадлежность слов: нестерпимо, трудно (4 предложение)?

13. Составьте схему 1 предложения.

14. Проиллюстрируйте примерами из текста правила правописания Ь после шипящих.

15. Объясните пунктуацию в 4 предложении.

(1)Владеете ли вы русским языком?

(2)Не спешите отвечать на этот вопрос утвердительно. (3)Всё зави­сит от того, что понимать под «владением» языком.

(4)Начнём с того, что русским языком во всём богатстве его грамматики и особенно словаря вообще никто не владеет. (5)Число слов в современном русском литературном языке приближается к 120 тысячам. (6)Но если мы возьмём число слов, употребляемых даже самыми крупными русскими писателями, то оно далеко не будет достигать этого числа. (7)Например, А.С. Пушкин, к произведениям которого сейчас составлен полный словарь, употреблял «всего-навсего» 21 тысячу слов.

(8)Дело даже не в этом. (9)Владеть языком — значит максимально использовать все выразительные возможности, скрытые в нём; уметь вложить даже в самый малый запас слов, выражений всё то, что можно в него вложить; уметь понять сказанное так, как оно было сказано. (10)Всё это не так просто.

1. Озаглавьте текст.

2. Определите тему и идею.

3. Каков стиль текста – научный или научно-популярный? Обоснуйте свой выбор.

4. Попробуйте определить уровень своего словоупотребления. Подумайте, как вы будете это делать.

5. Составьте план текста.

6. Какова композиционная роль 1-го предложения?

7. Определите средства связи между двумя последними предложениями текста.

8. Найдите пример иронии в тексте.

9. Дайте морфологическую характеристику слова что в 3-м и 4-м предложениях.

10. Выпишите частицы из 1-го и 8-го предложений.

11. Выпишите из 9-го предложения примеры словосочетаний с разными видами подчинительной связи, назовите виды связи.

12. Объясните пунктуацию в 6-м предложении.

13. Объясните правописание слов сказанное и сказано (9 предложение).

(1)Гроза утихала над нашим кровом, но дождь ещё долго кропил Бобришный угор. (2) В доме было тепло и спокойно, отблески молний вспыхивали за окнами, пахло освежённою зеленью. (3) Гром ещё рычал где-то, но всё тише и тише, и сквозь разряды «Спидола» негромко играла прекрасную музыку. (4) Было слышно, как с крыши капают последние капли, и музыка, похожая на эту капель, звучала в домике. (5) Кажется, это была одна из шопеновских мазурок, та самая, в которой звучит спокойная радость жизни, светлая послегрозовая усталость и гармоничное, счастливое созерцание мира. (6) И оттого, что в доме струилась эта светлая прекрасная музыка, что в твоём голосе была поддержка, и дружба, и мужество, хотелось снова что-то сделать для людей и для времени в этом непостижимом мире.

1. Сформулируйте проблему, представленную автором в тексте.

2. Прокомментируйте эту проблему.

3. Какова позиция автора по отношению к поставленной проблеме?

4. Выразите собственную позицию по отношению к проблеме и приведите литературные аргументы.

5. Из 3, 5, 6-го предложений выпишите частицы.

6. Дайте морфологическую характеристику слову как и похожая из 4-го предложения; оттого из 6-го предложения.

7. Из предложений 3, 6-го выпишите предлоги.

8. Дайте синтаксическую характеристику 4-го и 6-го предложений.

9. Выпишите грамматическую основу 1-й части 5-го предложения; 1-й части 6-го предложения.

10. Выпишите из 3-го предложения словосочетания со связью примыкание, из 4-го предложения – со связью управление, из 6-го предложения – со связью согласование.

11. В каком предложении есть уточняющее распространённое определение?

12. Определите способ словообразования слов: зеленью, отблески, разряды, поддержка, послевоенный.

13. Проиллюстрируйте примерами из текста правила правописания приставок.

14. В каких предложениях есть олицетворение, звукопись, развёрнутая метафора, метонимия?

(1)С чего начать разговор о России? (2)Мне, русскому, это непросто: большое видится на расстоянии. (3)Россия велика. (4)На её территории можно разместить тридцать Франций или почти два Китая. (5)Вспоминаю, школьный учитель говорил: солнцу и тому нужно десять часов, чтобы от Берингова пролива дойти до Москвы. (6)Может, разговор начать с того, какая Россия разная? (7)Это и безлесная, насквозь промёрзшая тундра на Крайнем Севере, и дремучая тайга в Сибири; это и горы Урала и Забайкалья, и ширь пшеничных полей Дона и Кубани; это и города-миллионеры, и крохотные деревеньки, никогда не слышавшие паровозного гудка.

1. Сформулируйте проблему, представленную автором в тексте.

2. Прокомментируйте эту проблему.

3. Какова позиция автора по отношению к поставленной проблеме?

4. Выразите собственную позицию по отношению к проблеме и приведите литературные аргументы.

5. Дайте морфологическую характеристику словам: (с) чего из 1-го предложения; русскому и большое – из 2-го; почти – из 4-го; насквозь и это из 7-го предложения.

6. Объясните постановку двоеточия во 2-м и 5-м предложениях.

7. Объясните дефисное написание слов города-миллионеры.

8. Выпишите грамматическую основу 4-го предложения.

9. Выпишите из 4-го предложения словосочетания со связью управление, из 7-го – со связью примыкание.

10. Определите способ подчинительной связи в словосочетаниях: на её территории, тридцать Франций.

11. В каком предложении есть уточняющее распространённое дополнение?

12. Определите способ словообразования слов: тишь, разговор, Забайкалья.

13. Назовите синтаксическое средство выразительности, использованное в 7-м предложении.

(1) Зацвела ива. (2) Каждый ивовый барашек как пуховый жёлтый цыплёнок: сидит и светится. (3) Пальцем тронешь – пожелтеет палец. (4) Щёлкнешь – золотой дымок запарит. (5) Понюхаешь – мёд!

1. Что вы видите и чувствуете после прослушивания текста?

2. Какую иллюстрацию вы могли бы нарисовать к этому тексту?

3. Озаглавьте текст.

4. Найдите средства выразительности в тексте и определите их функции.

5. Выпишите номер(а) нераспространённого(ых) предложения(й).

6. Выпишите местоимение и союзы из 2-го предложения. Укажите разряд местоимения.

7. Выпишите из текста слова, морфемный состав которых соответствует схеме: приставка + корень + суффикс + окончание.

8. Выпишите из текста словосочетание с подчинительной связью управление.

9. Проиллюстрируйте примерами из текста правила правописания глагольных окончаний.

(1)Что такое красота? (2)Одинаково ли мы воспринимаем красивое? (3)Можно ли оценить красоту? (4)Меняются ли со временем представления о красоте? (5)Часто мы называем красивым то, что соответствует нормам и идеалам нашего времени. (6)Идеалы и мода у каждой эпохи свои. (7)Но есть красота нетленная, непреходящая, к которой человечество обязательно возвращается. (8)Нас никогда не перестанут радовать пропорции Парфенона, гармоничность и единство с природой церкви Покрова на Нерли… (9) Я огорчаюсь всякий раз, когда слышу фразу: «На вкус и цвет товарищей нет…» (10)Как раз обратное – удивляешься тому, как много людей одинаково оценивают красоту.

1. Какое из высказываний вы бы выбрали в качестве эпиграфа к данному тексту?

1) Красота не прихоть полубога,

А хищный глазомер простого столяра.

2) …чтобы не нарушить, не расстроить,

Чтобы не разрушить, а построить…

3) Чему бы жизнь нас ни учила,

Но сердце верит в чудеса:

Есть не скудеющая сила,

Есть и нетленная краса.

4) Из тяжести недоброй

2. С помощью какого языкового средства связаны 6-е и 7-е предложения текста?

1) лексический повтор

2) противительный союз

3) личное местоимение

3. Какие средства выразительности не используются в этом тексте?

2) ряды однородных членов

3) ряд вопросительных предложений

4. Сколько имён существительных во 2-м предложении?

5. Выпишите из 5-го предложения словосочетание(я) с подчинительной связью согласование.

6. Напишите небольшое сочинение (не более 100 слов).

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Сформулируйте авторскую позицию. Напишите, согласны или не согласны с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт.

(1)В юности мы бываем жестоки к непохожести. (2)Мы её не понимаем, а поэтому не любим. (3)Есть такой набор тестов, по которым определяют, скажем, настоящего мужчину. (4)Но есть ведь и другие тесты, по которым определяют настоящего человека.

(5)Это ведь только в плохом фильме: если герой не поражает красотой, отвагой и белозубостью, значит, он отрицательный. (6)А «косая сажень», открытый взгляд и широкая улыбка несут в себе исключительно положительный заряд.

(7)В жизни как раз не всё совпадает. (8)И то, что выдаётся за обаяние, при ближайшем рассмотрении может оказаться эластичной, податливой маской, которая, в зависимости от обстоятельств, то растягивается в улыбку, то собирается в кулак.

1. Какую из предложенных пословиц вы бы выбрали в качестве заголовка к данному тексту?

1) Не место красит человека, а человек место.

2) Мал золотник, да дорог.

3) Не всё золото, что блестит.

4) Муравей невелик, а горы сворачивает.

2. Какое из средств связи предложений не используется в первых двух абзацах данного текста?

3) личное местоимение и лексический повтор

3. В каком ряду перечислены все средства выразительности, которые используются в последнем абзаце текста?

1) вводные слова, ряды однородных членов, антитеза

2) метафора, антонимы, синонимы

3) эпитеты, фразеологизм, антонимы

4) разговорные выражения, эпитеты, гипербола

4. Выпишите из 3-го предложения местоимение(я).

5. Выпишите из 3-го предложения словосочетание(я) с подчинительной связью управление.

6. Напишите небольшое сочинение (не более 100 слов).

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Сформулируйте авторскую позицию. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт.

(1)Сколько на российских просторах раскидано больших и маленьких селений! (2)И у каждого из них есть своё лицо, своя история. (3)Редко найдёшь в печатных источниках или в памяти народной год рождения той или иной деревеньки. (4)Иногда лишь летописная строка или старинная книжка донесёт до нас из глубины веков имя основателя или интересное событие, которое произошло в этой местности. (5)И мы часами размышляем о прошлой жизни, пытаемся найти в ней для себя что-то нужное нам сегодня. (6)Что мы там ищем? (7)Свою родословную? (8)Истоки народного характера? (9)Что бы мы ни искали, ясно одно: без памяти не прожить.

1. В каком предложении заключена основная мысль этого текста?

1) в 1-м 2) во 2-м 3) в 5-м 4) в 9-м

2. С помощью каких языковых средств связаны 3-е и 4-е предложения?

1) наречие и частица;

2) лексический повтор и местоимение;

3) синоним и частица;

4) указательное местоимение и контекстный синоним

3. Какое из перечисленных языковых средств не используется в этом тексте?

1) вопросительные предложения;

2) однородные члены;

4. Выпишите из 9-го предложения частицу(ы).

5. Выпишите из 9-го предложения словосочетание(я) с подчинительной связью управление.

6. Напишите небольшое сочинение (не более 100 слов).

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Сформулируйте авторскую позицию. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт.

(1)Кто из нас в детстве не мечтал стать отважным путешественником, чтобы, ступив на неизведанные земли, рассказать затем соотечественникам об открытых таинственных племенах и о своих удивительных, полных романтики и риска приключениях. (2)Путешественник – первооткрыватель, если пользоваться терминологией Стругацких, – ещё и своеобразный «сталкер». (3)Популяризируя новые маршруты, под иным углом показывая старые, он прокладывает путь своим соотечественникам. (4)Это внешняя сторона. (5) Только спустя много лет я уяснил для себя совершенно определённо: путешествие – это не только романтика, но и тяжёлое испытание не столько сил, сколько духа. (6)Это изнурительная работа, если хотите – ремесло. (7)А ещё – целая наука, включающая в себя много составляющих, в том числе искусство выживания.

1. Почему автор текста называет путешественников первооткрывателями? Укажите номер предложения, где содержится ответ на этот вопрос.

1) 1, 2 2) 2 3) 3 4) 5, 6

2. С помощью каких языковых средств связаны 6-е и 7-е предложения?

3) союз и лексический повтор;

3. Какое из перечисленных языковых средств не используется в этом тексте?

1) ряды однородных членов;

4) контекстные антонимы

4. Выпишите из 5-го предложения союз(ы).

5. Выпишите из 7-го предложения словосочетание(я) с подчинительной связью управление.

6. Напишите небольшое сочинение (не более 100 слов).

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Сформулируйте авторскую позицию. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт.

(По Г. Троепольскому)

1. Какова основная тема этого текста?

1) взаимоотношения человека и природы;

2) пробуждение природы;

3) лучшие нравственные качества человека;

4) первые весенние цветы

2. С помощью каких языковых средств связаны 3-е и 4-е предложения?

1) указательное местоимение;

2) лексический повтор;

3. С помощью какого языкового средства в 1-м предложении автор показывает, что описываемые события происходят одновременно?

1) несовершенный вид глаголов, повтор слова когда;

2) одно и то же время всех глаголов;

4) употребление частицы не

4. Сколько имён существительных в 5-м предложении?

5. Выпишите из 7-го предложения словосочетание(я) с подчинительной связью согласование.

6. Напишите небольшое сочинение (не более 100 слов).

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Сформулируйте авторскую позицию. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский опыт.

(1)Человек без Родины – что цветок сорванный. (2)Внешне, быть может, ещё и красив, но в сущности уже мёртвый. (3)Очень хочу, чтобы вы услышали, чтобы научились достойно трудиться и жить на родной земле. (5)Полюбите землю. (6)Ту самую, что лежит у вашего порога. (7)Ведь с неё начинается Родина.

1. Определите тему текста.

2. Сформулируйте проблему, поставленную автором.

3. В каком предложении выражена авторская позиция?

4. Согласны ли вы с ней? Аргументируйте свою точку зрения, используя жизненный и читательский опыт.

5. Пользуясь Интернетом, найдите информацию об авторе текста.

6. Определите стиль и тип речи.

7. Укажите номер(а) предложения(ий), где встречается развёрнутая метафора.

8. Какие предложения или части предложений являются определённо-личными?

9. Какими частями речи являются слова: ещё, и, красив, уже (2 предложение); ту, самую, что (6 предложение).

10. Объясните пунктуацию во 2 и 3 предложениях.

11. Определите виды придаточных в 3 и 6 предложениях.

12. Выпишите из текста 3 словосочетания с разными видами подчинительной связи, укажите виды связи.

13. Определите способ словообразования слов: услышали, достойно.

(1)Что ты делаешь, чтобы Родина стала краше и сильнее? (2)Ответить на этот вопрос каждый из нас должен не завтра, не потом, а сейчас. (3)Ответить трудом, делами, нужными стране. (4)Из наших дел и складывается общая победа.

1. Определите тему текста.

2. Сформулируйте проблему, поставленную автором.

3. В каком предложении выражена авторская позиция?

4. Согласны ли вы с ней? Аргументируйте свою точку зрения, используя жизненный и читательский опыт.

5. Пользуясь Интернетом, найдите информацию об авторе текста.

6. Как вы понимаете смысл 4 предложения?

7. Какими частями речи являются слова: краше, сильнее (1 предложение); этот, каждый, должен, завтра, потом, сейчас (2 предложение).

8. Определите виды сказуемых в 1 и 2 предложениях?

9. Выпишите из текста 3 словосочетания с разными видами подчинительной связи, укажите их.

10. При помощи каких частей речи осуществляется связь между 4 и 3 предложениями?

(1)Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого. (2)Но в каждом листике есть что-то общее с другими, и эта общность неумолимо перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего дерева.

1. Определите тему текста.

2. Сформулируйте проблему, поставленную автором.

3. В каком предложении выражена авторская позиция?

4. Согласны ли вы с ней? Аргументируйте свою точку зрения, используя жизненный и читательский опыт.

5. Пользуясь Интернетом, найдите информацию об авторе текста.

6. Какими частями речи являются слова: согласно, своей, и, как, каждый, другого (1 предложение); что-то, и, эта, всего (2 предложение).

7. Дайте синтаксическую характеристику 1 и 2 предложений.

8. Выпишите из текста 3 словосочетания с разными видами подчинительной связи, укажите виды подчинительной связи.

9. Определите способ словообразования слов: мощь, общность.

10. Определите вид сказуемого в 1 части 1 предложения.

11. При помощи чего осуществляется связь между 1 и 2 предложениями?

(1)Учение… (2)Казалось бы, какое отношение оно имеет к гражданственности? (3)Осознаёшь ли ты гражданский смысл учения? (4)Если ты помнишь, что приобретаешь знания для того, чтобы отдать их Родине, ты и учишься совсем по-другому.

1. Определите тему текста.

2. Сформулируйте проблему, поставленную автором.

3. В каком предложении выражена авторская позиция?

4. Согласны ли вы с ней? Аргументируйте свою точку зрения, используя жизненный и читательский опыт.

5. Пользуясь Интернетом, найдите информацию об авторе текста.

6. Какова функция многоточия в тексте?

7. Какие правила правописания глаголов проиллюстрированы в тексте?

8. Какими частями речи являются слова: какое (2 предложение); ли (3 предложение); если, что, того, чтобы, их, и, совсем, по-другому (4 предложение)?

9. Какие виды односоставных предложений представлены в тексте?

10. Дайте синтаксическую характеристику 4 предложения.

11. Выпишите из текста 3 словосочетания с разными видами подчинительной связи, укажите их.

12. Определите способ словообразования слов: учение, гражданственности, гражданский, по-другому.

(1)Начинает смеркаться. (2)Солнце уже опускается за лес. (3)Оно бросает несколько чуть-чуть тёплых лучей, которые прорезываются огненной полосой через весь лес, обливая золотом верхушки сосен.

(4)Всё слилось сначала в серую, потом в тёмную массу. (5)Пение птиц постепенно ослабевало. (6)Вскоре они совсем замолкли, кроме одной какой-то упрямой, которая, будто наперекор всем, монотонно чирикала с промежутками, но всё реже и реже.

1. Определите тему текста.

2. Что вам известно об авторе текста?

3. Каков стиль текста? Аргументируйте свой ответ.

4. Определите тип(ы) речи во фрагменте.

5. Какие средства выразительности использует автор?

6. Определите грамматическую основу 1 и 4 предложений.

7. Какими частями речи являются слова: уже, чуть-чуть, которые, через, весь, совсем, кроме, одной, какой-то, будто, наперекор, реже?

8. Определите способ словообразования слов: чуть-чуть, огненной, монотонно.

9. Объясните постановку знаков препинания в 6 предложении.

10. Выпишите из текста 3 словосочетания с разными видами подчинительной связи, укажите их.

Стилистическое использование синонимов

(1)Смелый, храбрый, отважный. (2)Так отзываются о герое. (3)А ещё о нём можно сказать бесстрашный, безбоязненный, неустрашимый, удалой, лихой. (4)Все эти слова объединяет общее значение: «не испытывающий страха», а различия между ними едва заметны. (5)Слова, близкие или тождественные по значе­нию, но отличающиеся друг от друга смысловыми оттенками или стилистической окраской, называются синонимами.

(6)Синонимы образуют гнёзда, или ряды: кружиться, кру­титься, вертеться, вращаться, виться; равнодушный, холодный и т. д. (7)На первом месте в словарях обычно ставят «главный» сино­ним, который выражает общее значение, объединяющее все слова этого ряда с их дополнительными смысловыми и стилистически­ми оттенками.

(8)Одни и те же слова могут входить в разные синонимические ряды, что объясняется многозначностью. (9)Например: холодный взгляд — бесстрастный, безучастный, равнодушный; холодный воздух — морозный, студёный, леденящий’, холодная зима — суровая, морозная.

(10)Совершенно однозначных слов в языке немного: здесь — тут, потому что — так как, языкознание — лингвистика. (11)Обычно меж­ду синонимами есть незначительные, часто очень тонкие смысло­вые различия.

(Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб «Занимательная стилистика»)

1. Пользуясь Интернетом, найдите информацию об авторах текста.

2. Определите тему текста.

3. В каком предложении выражена главная мысль авторов?

4. Каков стиль текста? Аргументируйте свой ответ.

5. Объясните постановку знаков препинания в 6 предложении.

6. Найдите в тексте односоставные неопределённо-личные предложения, в том числе и в составе сложных.

7. Какими частями речи являются слова: так (2 предложение), ещё (3 предложение), все, эти, между, едва (4 предложение), который, их(7 предложение), те, же (8 предложение); совершенно (10 предложение).

8. Определите способ словообразования слов: бесстрашный, безбоязненный, неустрашимый, окраской, бесстрастный, безучастный.

9. Выпишите из текста 3 словосочетания с разными видами подчинительной связи, укажите виды связи.

10. Назовите вид придаточного в 8 предложении.

2. Антонимические эпитеты («старое, трухлявое бревно» и «тёплый осенний день»; «чужие бабочки» – «моя» бабочка); метафора («огромными глазами, нарисованными на крыльях»); олицетворение (бабочка – человек, друг) и т.д.

4. Тема взаимоотношений человека и природы. Идея – взаимосвязь всего живого на земле, благотворное влияние природы на человека.

5. Заглавие отражает как тему, так и идею миниатюры: именно бабочка подняла настроение лирического героя, заставила его посмотреть на мир другими глазами.

6. Художественный стиль (наличие образной речи, изобразительно-выразительных средств, лирического героя и т.д.) Тип речи – повествование с элементами описания.

7. Трухлявый – рассыпающийся от гнили, превращающийся в труху (С.И. Ожегов). Именно это слово позволяет определить настроение лирического героя перед встречей с бабочкой.

8. Предложение осложнено однородными сказуемыми; обособленными обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, и определением, выраженным причастным оборотом.

9. Пере-лет-е-л-а. Вз-мах-ну-л-а. Рас-пласт-а-л-а. По-мах-а-л-а. При-с-е-л. (Наложение морфем – суффикса Е и части корня СЕ. Нулевое окончание.)

10. Предлоги из 1-го предложения: рядом с; из 2-го предложения: после, на, на; из 11-го предложения: на, в, между, на, на.

Частицы из 3-го предложения: то; из 7-го предложения: и; из 12-го предложения: и.

Местоимения из 11-го предложения: я (личное), котором (относительное), моя, своими (притяжательные).

11. Веселей – наречие в неполном предложении (Вдвоём [сидеть] веселей). Без контекста морфологическую принадлежность слова веселей определить нельзя: оно может быть прилагательным в форме простой сравнительной степени (Дети веселей взрослых.)

12. Так сидели. Сидели рядом.

13. Предложение простое, односоставное, безличное, неосложнённое.

1. Предполагаемые заглавия: Настоящий человек. Значение трудностей в жизни человека. Трудно – это хорошо или плохо? и т.д.

2. Публицистический стиль речи (Ярко выраженная позиция автора, наличие средств выразительности и т.д.). Тип речи – рассуждение. (Наличие тезиса, аргументов и вывода).

3. Тема: воспитание человека. Идея: только преодолевая трудности, можно стать настоящим человеком. Проблемы: трудно – это хорошо или плохо? Проблема становления личности.

5. Автор обращается к своему сыну, представлен отрывок из книги В.А. Сухомлинского «Письма к сыну».

6. Эти глаголы входят в обобщённо-личные предложения, делая текст важным не только для конкретного человека, а для множества других людей.

8. Отрочество – возраст между детством и юностью (С.И. Ожегов).

9. Сравнения помогают автору текста глубже выразить мысль о необходимости в жизни человека умения преодолевать трудности как о важном средстве воспитания в себе лучших качеств: смелости, мужества, решимости, достоинства, целеустремлённости.

10. 1-е предложение: тогда – наречие (местоимённое наречие); когда – союз; лишь – частица; что, такое – местоимения. 2 предложение: всё – местоимение. 4 предложение: высочайшей – прилагательное. Высоч-айш-ей.

12. Слова нестерпимо и трудно могут быть в определённых условиях краткими прилагательными, словами категории состояния или наречиями. В данном предложении это слова категории состояния.

14. Станешь, познаешь, можешь – глаголы 2 лица, ед.ч.; лишь – частица, оканчивающаяся на шипящую; похож – краткое прилагательное, оканчивающееся на шипящую.

15. Сложноподчинённое предложение с придаточными, связанными однородным подчинением; главное предложение осложнено обособленным определением.

1. Предполагаемые заглавия: Владеете ли вы русским языком? Что значитвладеть языком? И т. д.

2. Тема: культура речи; грамотность и яркость речи. Идея: владеть русским языком – это не только знать много слов, а умело их использовать и понимать то, что хотят выразить другие при помощи русского языка.

3. Научно-популярный стиль, поскольку наряду с данными статистики и терминами («грамматика», «словарь», «современный русский литературный язык») автор использует приёмы публицистики (вопросительное предложение, наличие слов и выражений разных стилей и т.д.).

5. План может быть цитатным.

1. «Владеете ли вы русским языком?»

2. «Что понимать под “владением” языком»?

а) «…русским языком во всём богатстве… никто не владеет»;

б) «…если мы возьмём число слов, употребляемых… крупными русскими писателями, то оно… не будет достигать… 120 тысяч» существующих сейчас слов;

в) «А.С. Пушкин… употреблял…21 тысячу слов».

3. «Владеть языком — значит максималь­но использовать все» его «выразительные возможности… уметь вложить… в… малый запас слов…всё то, что можно в него вложить; уметь понять сказанное…»

6. В первом предложении обозначена проблема, над которой автор размышляет в тексте.

7. Местоимения всё и это.

8. «Например, А.С. Пушкин, к произве­дениям которого сейчас составлен полный словарь, употреблял «всего-навсего» 21 тысячу слов».

9. В 3-м предложении слово что является относительным местоимением, а в 4-м – подчинительным союзом.

10. 1 предложение: ли; 8 предложение: даже, не.

11. Владеть языком (управление), максималь­но использовать (примыкание), выразительные возможности (согласование).

12. Запятая не ставится на стыке союзов но и если при наличии второй части союза то; придаточное предложение осложнено обособленным определением.

13. Сказанное – суффикс -нн- в полном страдательном причастии. (В данном случае сказанное – существительное). Сказано – суффикс -н- в кратком страдательном причастии.

1. Насколько велико влияние прекрасного (природы и искусства) на человека? Какова роль прекрасного в жизни человека, художника?

2. Проблема актуальна, поскольку всё чаще люди проявляют равнодушие к природе, искусству, внутреннюю глухоту к восприятию красоты.

3. В. Белов уверен, что влияние прекрасного на душу человека, художника огромно: оно вдохновляет на творчество, добрые дела, обогащает душу.

4. Л.Н. Толстой «Война и мир» (Состояние Николая после проигрыша Долохову меняется после пения Наташи; влияние представшего перед глазами Андрея Болконского зелёного дуба на всю его последующую жизнь; Андрей Болконский и небо над Аустерлицем и т.д.); Н.А. Некрасов «Зелёный шум» (С приходом прекрасной весны герой прощается со своим желанием отомстить неверной жене) и т.д.

6. 4 предложение: как – союз, похожая – прилагательное. 6 предложение: оттого – наречие (местоимённое наречие).

7. Сквозь, в, в, для, для, в.

8. 4-е предложение – сложное, с подчинительной и сочинительной связью. 6-е предложение – сложное, с однородным подчинением.

9. 1-я часть 5-го предложения – была одна из мазурок; 1-я часть 6-го предложения – хотелось сделать (действие выполняет одно лицо).

10. 3-е предложение: рычал ещё, рычал где-то, рычал тише, играла негромко; 4-е предложение: капают с крыши, похожая на капель, звучала в домике; 6-е предложение: эта музыка, светлая музыка, прекрасная музыка, в твоём голосе, в этом мире, непостижимом мире.

11. В 5-м предложении – та самая.

12. Зеленью отблески

13. Отблески, вспыхивали, негромко, прекрасную, последние, поддержка, сделать, непостижимом.

14. В 3-м – олицетворение рычал, звукопись гром рычал. В 5-м – развёрнутая метафора …звучит спокойная радость жизни, светлая послегрозовая усталость и гармоничное, счастливое созерцание мира. В 6-м – метонимия «Спидола»… играла…музыку; хотелось сделать для времени.

1. Проблема сформулирована в 1-м вопросительном предложении. Проблема патриотизма.

2. Проблема любви к родине всегда актуальна, важна. В данном тексте она связана с восприятием России автором, который пытается охарактеризовать её, по-блоковски разгадать её вечную тайну.

3. Авторская позиция: «Россия великая и разная».

4. Аргументы: лирика Ф.И. Тютчева («Умом Россию не понять…»), патриотическая лирика М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, А.А. Блока; Гоголь о России в поэме «Мёртвые души» и др.

5. (С) чего – местоимение; русскому и большое – существительные; почти – наречие; насквозь – наречие; это – частица.

6. 2 предложение – бессоюзное сложное; вторая часть содержит причину того, о чём говорится в первой. 5 – бессоюзное сложное предложение, вторая часть поясняет первую.

7. Миллионеры – приложение, нарицательное существительное.

8. Можно разместить.

9. Разместить на территории; разместить тридцать Франций; разместить два Китая. Промёрзшая насквозь; не слышавшие никогда.

10. Согласование; управление.

1. Метафоры («ивовый барашек», «золотой дымок запарит»); сравнение («как пуховый жёлтый цыплёнок»), метонимия («мёд»). Средства выразительности рисуют художественные образы, создают эффект присутствия в предлагаемых обстоятельствах.

2. 1 предложение. 1 часть 4-го и 1 часть 5-го предложений. (2 часть 5-го предложения «мёд» неполная, сказуемое «почувствуешь» пропущено, его состав – дополнение «мёд»).

3. Каждый – определительное местоимение; как, и – союзы.

4. Зацвела, пожелтеет, понюхаешь.

6. Светится, тронешь, щёлкнешь, понюхаешь, пожелтеет.

6. Проблемы сформулированы в 4-х вопросительных предложениях текста.

Проблема актуальна для художников, творцов – людей, пытающихся выявить критерии красоты природы, произведений искусства.

Позиция автора – в тексте («…есть красота нетленная, непреходящая. »).

Для литературных аргументов: пейзажная лирика А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова, С.А. Есенина и т.д.; очерк Г. Успенского «Выпрямила» и др.

5. Набор тестов, определяют по которым, определяют мужчину.

6. Проблема истинного и ложного.

Проблема особенно актуальна сейчас, когда размыты границы между настоящим и эфемерным и часто одно принимается за другое.

Позиция автора – не внешность определяет истинную красоту.

Для литературных аргументов – Л.Н. Толстой «Война и мир» (княжна Марья, Наташа Ростова, Пьер Безухов, капитан Тушин – Элен и Анатоль Курагины); В. Быков «Сотников» (Рыбак и Сотников); стихотворение Н.А. Заболоцкого «Некрасивая девочка» и др.

5. Ни искали что, не прожить без памяти.

6. Проблема исторической памяти.

Проблема важна и актуальна, так как именно память формирует характер человека, укрепляет его дух и душу, поддерживает в трудностях.

Позиция автора – в тексте («…ясно одно: без памяти не прожить»).

Для литературных аргументов: В. Каверин «Два капитана», В. Распутин «Прощание с Матёрой», В. Быков «Обелиск» и т.д.

4. не только, но и; не столько, сколько

5. Включающая в себя, включающая много составляющих, искусство выживания.

6. Проблема постижения истинного смысла того или иного явления, понятия.

Проблема важна для более глубокого понимания человеком самого

себя и окружающего мира.

Позиция автора – «Только с годами приходит осознание истинного значения слова путешественник».

Для литературных аргументов: Д. Дефо «Робинзон Крузо», А. Чехов «Мальчики», М. Зощенко «Великие путешественники», В. Обручев «Земля Санникова» и др.

6. Проблема взаимоотношений человека и природы.

Позиция автора – в тексте («Много общего в жизни человека и природы»)

Для аргументов из читательского опыта – пейзажная лирика; Л.Н. Толстой «Война и мир»; А.С. Пушкин «Евгений Онегин», В. Астафьев «Царь-рыба» и т.д.

2. Какое значение в жизни человека имеет родина?

3. «Человек без Родины – что цветок сорванный».

4. Для аргументов из читательского опыта – М.Ю. Лермонтов «Листок», «Мцыри», В. Распутин «Прощание с Матёрой», «Последний срок»; Л. Улицкая «Цюрих» и др.

6. Публицистический стиль, рассуждение.

8. 1-я часть 3-го предложения, 5 предложение, 1 часть 5-го предложения (неполная, восстановленное предложение «Полюбите ту самую землю»).

9. Ещё – наречие, и – частица, красив – прилагательное, уже – наречие (2 предложение); ту – указательное местоимение, самую – определительное местоимение, что – относительное местоимение (6 предложение).

10. 2 предложение: осложнено вводной конструкцией и однородными сказуемыми, соединёнными противительным союзом НО. 3 предложение: сложноподчинённое с однородным подчинением.

11. 3 предложение – придаточное изъяснительное; 6 предложение – придаточное определительное.

12. Очень хочу – примыкание, на родной земле – согласование, лежит у порога – управление.

13. Услышали – начальная форма услышать

1. Тема служения Родине.

2. Проблема сформулирована в 1-м предложении. Проблема патриотизма.

3. В 4-м предложении.

4. Для аргументов из читательского опыта – Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном», В.А. Сухомлинский «Письма к сыну».

5. Труд каждого человека делает страну «краше и сильнее».

6. Краше, сильнее – прилагательные в простой сравнительной степени (1 предложение); этот – указательное местоимение, каждый – определительное местоимение, должен – прилагательное в краткой форме, завтра, потом, сейчас – наречия (2 предложение).

7. 1 предложение: 1 часть – простое глагольное сказуемое, 2 часть – составное именное сказуемое; 2 предложение: составное глагольное сказуемое.

8. Ответить трудом – управление, из наших дел – согласование, ответить сейчас – примыкание.

9. Повтор и местоимение.

1. Человек и общество.

2. Что образует «мощь» и «единство» государства?

3. Во 2-м предложении.

4. Для аргументов из читательского опыта – Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», Л.Н. Толстой «Война и мир».

6. 1 предложение: согласно – предлог, своей – местоимение, и – союз, как – союз, каждый – местоимение, другого – местоимение; 2 предложение: что-то – местоимение, и – союз, эта – местоимение, всего – местоимение.

7. 1 предложение – сложное, союзное, сложноподчинённое. 2 предложение – сложное, союзное, сложносочинённое.

8. Своей природе – согласование, образует мощь – управление, неумолимо перебегает – примыкание.

10. Составное глагольное сказуемое.

1. Тема образования, «учения».

2. В чём заключается «гражданский смысл учения»?

3. В 4-м предложении.

4. Для аргументов из читательского опыта – Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном», В.А. Сухомлинский «Письма к сыну».

6. Умолчание – представление темы.

7. Правописание безударных личных окончаний глаголов, правописание ь в окончаниях глаголов после шипящих.

8. 2 предложение: какое – вопросительное местоимение. 3 предложение: ли – частица. 4 предложение: если – союз, что – союз, того – местоимение, чтобы – союз, их – личное местоимение, и – частица, совсем – наречие, по-другому – наречие.

9. Назывное (1 предложение), определённо-личное (2-я часть 4-го предложения), безличное (3-я часть 4-го предложения), остальные – двусоставные.

10. Сложное, союзное, сложноподчинённое с последовательным подчинением.

11. Какое отношение – согласование, приобретаешь для того – управление, учишься по-другому – примыкание.

3. Художественный стиль, так это фрагмент из художественного произведения, отличающегося образностью, наличием изобразительно-выразительных средств: олицетворения, эпитетов, метафор, гиперболы и др.

4. Описание, повествование.

6. 1 предложение: «начинает смеркаться» – составное глагольное сказуемое. 4 предложение: «Всё слилось в массу» – подлежащее и составное именное сказуемое.

7. Уже – наречие, чуть-чуть – наречие, которые – относительное местоимение, через – предлог, весь – определительное местоимение, совсем – наречие, кроме – предлог, одной – числительное, какой-то – неопределённое местоимение, будто – сравнительный союз, наперекор – предлог, реже – наречие.

9. Кроме какой-то упрямой – обособленное распространённое дополнение.

которая, будто наперекор всем, монотонно чирикала с промежутками, но всё реже и реже – придаточное определительное предложение.

будто наперекор всем… – сравнительный оборот.

но всё реже и реже… – однородные обстоятельства, соединённые противительным союзом но.

10. Опускается уже – примыкание, тёплых лучей – согласование, прорезываются через лес – управление.

2. Богатство русского языка. Синонимы.

3. В 11 предложении.

4. Научно-популярный стиль, так как в тексте присутствуют термины (синонимы; гнёзда, ряды синонимов; смысловые и стилистические оттенки; многозначность; однозначные слова и др.), однако тексту присуща относительная лёгкость чтения, частные явления рассматриваются без общего обзора и классификации.

5. Предложение осложнено уточняющим обособленным дополнением, присоединённым союзом или, и однородными членами с обобщающим словом.

6. 2-е предложение, 1-я часть 7-го предложения.

7. Так – наречие (2 предложение); ещё – наречие (3 предложение); все – местоимение, эти – местоимение, между – предлог, едва – наречие (4 предложение); который – местоимение, их – местоимение (7 предложение); те – местоимение, же – частица (8 предложение); совершенно – наречие (10 предложение).

9. Отзываются о герое – управление; отзываются так – примыкание; общее значение – согласование.

10. Придаточное присоединительное.

1. Рухленко, Н.М. Комплексная работа с текстом в старших классах// Н.М. Рухленко (По каким текстам готовиться к ЕГЭ). – Русский язык (1 сентября). – 2008. – № 13. – С. 7-13.

2. Пахнова, Т.М. Комплексная работа с текстом как путь подготовки к итоговой аттестации в IX классе// Т.М. Пахнова. – Русский язык в школе. – 2010. – № 10. – С. 3-8.

3. Рябухина, Е.А. Создание контрольно-измерительных материалов по русскому языку на компетентностной основе// Е.А. Рябухина. – Русский язык в школе. – 2009. – № 6. – С. 37-42.

4. Войлова, К.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. Классы 10-11/ К.А. Войлова, В.В. Леденева. – М.: Дрофа, 1996.

5. Купалова, А.Ю. Текст в занятиях родным языком. Сборник задач и упражнений / А.Ю. Купалова. – М.: Флинта. – 1996.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *