Тутаев достопримечательности икона под которой подлезают чему молиться
ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА «ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА» В ТУТАЕВЕ
В этом храме и находится Чудотворная Икона Всемилостивого Спаса. Эта огромная, около трех метров, икона называется «Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса». По преданию, принадлежит кисти святого преподобного Дионисия Глушицкого, уроженца Вологодской губернии, жившего в XV веке. Икона такая мутная из-за того, что в то время иконы покрывали подсолнечным маслом для сохранности, а оно от времени темнеет. Со всех икон собора слой масла сняли, а с этой почему-то не стали.
Воскресенский собор.Тутаев
Однако легендарные известия расходятся с мнением специалистов. В частности, историк искусства Л. В. Нерсесян, обстоятельно изучавший икону, утверждает, что по всем признакам образ следует относить к XVII столетию.
Изначально икона располагалась в куполе (являлась «небом») деревянного храма в честь святых князей Бориса и Глеба, чем и объясняются ее большие размеры (три метра в высоту). Когда был построен каменный храм, икону Спасителя перенесли в летнюю Воскресенскую церковь.
На потемневшей от времени иконе размещено погрудное изображение Иисуса Христа; Его правая рука сложена в благословляющем жесте; в левой руке — раскрытое Евангелие. Такой образ в иконографии Христа относится к типу «Пантократор» или, в переводе с греческого, «Вседержитель». Лик Спасителя занимает основную часть пространства иконы, благословляющая рука и Евангелие непропорциональны лику, что, возможно, свидетельствует об изменении первоначального замысла иконописца, предполагавшего создать образ типа «Спас Оплечный».По периметру иконы изображены витиеватые облачка.
За многие века пребывания в храме этот образ Всемилостивого Спаса неоднократно прославлялся чудесами — икона стала чудотворной. По этой причине с неё неоднократно делали списки. Один из них, созданный в Романове — важном иконописном центре Поволжья, ныне находится в Музее имени Андрея Рублёва.
В 1749 году по распоряжению митрополита Ростовского Арсения икону взяли из собора в архиерейский дом. И хотя в 1763 году за критику екатерининской политики Арсений был лишён сана митрополита, разжалован в монахи и сослан в монастырь, икона продолжала оставаться в митрополичьих покоях. Только почти через полвека, в 1798 году икону возвратили, уже в Воскресенский собор. От Ростова до Борисоглебска образ несли на руках.
В летний период образ Спаса Вседержителя находится в верхнем, холодном, храме Воскресенского собора, зимой — «переезжает» в нижний, отапливаемый.
Существует давняя традиция с молитвой проползать под чудотворной иконой Спасителя на коленях. Для этого в киоте под иконой устроено специальное окошко.
Каждый год, уже несколько десятилетий, 2 июля, в Тутаеве отмечается соборный праздник. Благочестивые христиане от Воскресенского храма по берегу Волги совершают крестный ход с иконой Спасителя.
Крестные ходы с чудотворной иконой совершаются дважды в год: в последнее воскресенье перед Ильиным днем по Романовской (левобережной) стороне Тутаева и в десятое воскресенье после Пасхи по Борисоглебской (правобережной) стороне.
Одно из проявлений «чудотворности» иконы заключается в том, что женщина, хоть раз изменившая мужу, не может увидеть на иконе Иисуса.
По преданию, за три версты до Борисоглебска, на берегу реки Ковать решили омыть образ от дорожной пыли, и на этом месте забил ключ, который доныне почитается святым и целебным. В память этого события около этого места совершаются молебны, а также установлен обычай совершать крестный ход с образом Спасителя по городу в десятое воскресенье по Пасхе. До конца XIX века процессия шла только по Борисоглебской стороне. После празднования 900-летия крещения Руси было установлено совершать крестный ход и по левому берегу — в последний воскресный день перед праздником Илии Пророка.
Икона Спас Всемилостивый
Икона Спас Всемилостивый относится к типу иконы Вседержителя. На таких иконах он предстает как Судия, центральный образ Господа. Первое изображение Вседержителя датировано примерно серединой XII века. Иисус Христос предстает в полный рост. Его взор печален и полон скорби, но не осуждает. Первое появление этой иконы пришлось на духовный подъем народа на Руси. Икона обладает чудотворными свойствами, поэтому с лика Господа сделано множество копий. На таких иконах Иисуса Христа изображают как в полный рост или сидя, так и по пояс или погрудно.
Наиболее прославленным списком в таком стиле является икона Всемилостивого Спаса в Тутаеве – погрудное изображение Христа, на котором в левой руке он держит раскрытое Евангелие, а правую поднял в благословляющем жесте. На других копиях с первоначального образа Вседержителя иногда в свиток заменяет книгу.
Икона Спаса в Тутаеве
Прославленная икона появилась предположительно в начале XV века для церкви русских князей Бориса и Глеба, сыновей великого киевского князя Владимира Святославича. Работал над святыней иконописец Дионисий Глушицкий. Изначально икона располагалась в куполе храма, лицезреть её можно было, лишь обратив взор в «небо». Размеры иконы внушительные: 2,78 м шириной и 3,20 м высотой. Поэтому она была достойным украшением купола. Точный вес иконы неизвестен, но для её переноски необходимо как минимум 30 мужчин, и при этом, каждый ощутит тяжесть иконы. Ежегодно с иконой совершают крестный ход, для этого используют специальный металлический каркас, для того чтобы было удобно нести святыню.
Недолго икона была в приделе святых Бориса и Глеба. Лишь в XVIII веке образ оказался в главном зале церкви. Но он недолго пребывал в покое. В 1749 году святыню перенесли в архиерейский дом по воле митрополита Арсения. В 1798 году образ пешком, неся на руках, доставили до Воскресенского собора, где она хранится по сей день. Так икона оказалась в Тутаеве, до 1918 именовавшегося Романов-Борисоглебск. В наше время по пути следования образа на одном из берегов реки Ковать, где его омывали от пыли и грязи, осевших по дороге, бьет святой ключ, обладающий целебными свойствами. Ежегодно в десятое воскресенье от Пасхи люди выходят на крестный ход. Это событие самый настоящий праздник: из Воскресенского собора икона Спаса Всемилостивого торжественно выносится, и процессия сопровождает её по пути через весь город. Такая традиция существует много лет, даже столетий, кажется, что время не властно над святынями и верой людей.
Икона Спаса в Тутаеве со временем начала темнеть, связано это с тем, что раньше иконы завершали слоем масла подсолнуха для закрепления красок. Эта икона единственная из всех в Воскресенском соборе, с которой не сняли масляный слой. Но лик Господа хорошо читаем с иконы и, кажется, смотрит в душу, обнажая её и освобождая. Металлическая рама, которую используют в Крестный ход, имеет особое устройство, чтобы мужчины могли опереть её на плечи и нести таким образом икону. В раме есть арки, чтобы верующие могли пройти под ликом Бога во время пешего хода или остановки. Как и в старину икону несут непокрытую, даже в дождь и непогоду.
Над головой Спасителя золотой венец, который по праву можно назвать произведением искусства. Венец украшен чеканными узорами. Спустя века работа мастера не затерлась и по-прежнему радует глаз.
Значение чудотворной иконы Спаса Всемилостивого
К иконе часто приходят просить о здоровье для тела и духа. Чудесным образом отступают болезни костей и суставов, но не только с этими проблемами обращаются к Богу через эту икону. Самое главное, что молятся не иконе, а Господу, его и нужно просить. Икона не раз проявляла чудотворные свойства. Интересным проявлением божественных сил иконы является то, что жена, даже единожды предавшая мужа, не различит на иконе Господа.
Икона, под которой пролезают
«Пролезать» – это слово может показаться кому-то совсем неуместным и даже грубым, когда речь идет о святынях. Но используется оно неспроста, его можно заменить словом «проползать», но тогда от взгляда ускользнет тот факт, что действие «проползать» осуществляется верующим на коленях и с молитвой на устах. Именно поэтому одна из церквей Воскресенского собора прославилась как церковь в Тутаеве, где пролезают под иконой.
В киоте под иконой сделан небольшой лаз – специальное окошко, в которое и нужно проползать верующим.
Верующие пролезают под иконой Спасителя, делать это нужно на коленях, читая молитву
Обычай существует уже не первое столетие и за это время на полу сквозь лаз пролегли отметины от колен прихожан.
Молитва, читаемая перед образом Спаса:
Благий Человеколюбче, Премилосердый Господи, недуги наша понесый и ранами Твоими нас исцеливый. Пред Твоим Величеством припадающе смиренно молим Тя: призри, Благосерде, на рабы Твоя; и якоже древле исцелил еси разслабленнаго, тако и ныне, Целителю Благий, милостию и щедротами Твоими рабы Твоя посети, и уврачуй нашу болезнь греховную. Недуги наша душевныя и телесныя во здравие претвори, немощи в силу преложи, печали в радость и скорбь во утешение премени. Отыми же от нас всякое уныние и забвение, ум наш укрепи и утверди во еже всегда в заповедех Твоих поучатися; вся уды наша исправи во еже волю Твою благую и совершенную творити, Ты бо еси целитель душ и телес наших и Тебе славу возсылаем во веки веков. Аминь.
Церковь в тутаеве пролезать под иконой с какой молитвой
Святой текст: Церковь в тутаеве пролезать под иконой с какой молитвой специально для Вас!
Церковь в тутаеве пролезать под иконой с какой молитвой
ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР- это памятник архитектуры второй половины ХVII века. Находится в Тутаеве, в 10-ти минутах езды от Ярославля.
О соборе я узнала от подруги. Главным фактом посещения именно этого собора являлась икона Всемилостивого Спаса.
Собор расположен на берегу Волги в западной части города (бывшей Борисоглебской слободе), которая в настоящее время является центром города. Он расположен на площади (кольце), перекрывая перспективу выходящих к нему улиц, которые ранее были центральными улицами слободы.
По летописным источникам на этом месте раньше была построена деревянная церковь во имя князей Бориса и Глеба, построенная ещё в ХIII веке, но в 1652 году ее заменили каменной церковью. Но в проектировании были допущены ошибки и из-за трещин в стенах пришлось реконструировать старую церковь. Добавили крытые галереи и изменили конфигурацию крыши. В 1678 году строительство закончилось. Город получил пятиглавый собор с шатровой колокольней в традиционном стиле Ярославского зодчества.
Со времен Советской власти собор ни разу не закрывался и не был разорен, поэтому в нем сохранилось все убранство, вся его внутренняя красота, иконостас, росписи и иконы.
Особенностью храма являются богатые росписи наружных стен.
Позолоченный иконостас собора был выполнен в ХVIII веке, но отличается от иконостасов этой эпохи.
Одной из наиболее почитаемых икон в соборе является трехметровый поясной образ Всемилостивого Спаса, созданный, по преданию Дионисием Глушицким.
Деревянное распятие выполнено в условной, геометрической манере.
На южной стене храма находится выдающаяся икона Оранта.
Надпрестольная сень и резной киот со скульптурным изображением Николы Можайского, созданные в 1554 году представляют собой образец русской пластики.
۩۞۩ † ╬╬╬ ╬ ИКОНА ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА † ╬╬╬ ╬ ۩۞۩
По преданию, икона долгое время хранилась в митрополитовых покоях Ростовского кремля, но в 1798 году ее вернули в Воскресенский собор. Люди несли ее на руках и по дороге ее решили отмыть в реке Ковать, и на том месте забил родник, поэтому с тех пор икона стала считаться святой и обладающей целебной силой.
Ранее считалось, что жена, изменившая мужу хоть раз, не могла увидеть лик Спаса.
С иконой Спасителя дважды в год совершается крестный ход. Образ Всемилостивого Спаса является самой почитаемой иконой для всей ярославской епархии.
У иконы в левом углу имеется целебный лаз, пролезть через который не составит труда. В нем и заключается вся могущественная целебная сила. Можно излечиться от какой-либо болезни.
Фотографировать в храме запрещено, поэтому нет фотографий изнутри, но поверьте на слово, там очень красиво и царит атмосфера тепла и успокоения.
Войдя в храм, с правой стороны находится лавка, где можно купить различные сувениры, магнитики, книги, иконы, свечки, а также кольца и цепочки из серебра и золота, а с левой стороны находится выставка, посвященная новомученикам и исповедникам ЦЕРКВИ РУССКОЙ и посвящена Отечественной войне 1812 года.
Экспозиция прибыла из Рыбинска. На выставке представлены уникальные вещи, принадлежавшие преподобномученице великой княгине Елизавете Федоровне и Великому князю Сергею Александровичу.
1 декабря, 2014 — 11:30
Воскресенский собор в Тутаеве — место особенное. Формально собор был построен в 1678 году. Однако первый храм на этом месте, называемом в народе Борисоглебской слободой, появился еще в 1238 году в честь святых князей Бориса и Глеба. По преданию вплоть до строительства нынешнего собора здесь всегда была монашеская обитель, что создает особую атмосферу.
Долгое время левый и правый берег Волги были самостоятельными поселениями, пока в 1822 году их не объединили в один город — Романов-Борисоглебск, а еще сто лет спустя не переименовали в современный Тутаев.
Благодаря месторасположению на возвышении и своим мощным габаритам Воскресенский собор является своего рода доминантой этой части города. Высота собора до вершины креста составляется почти 50 метров. Храм создан и расписан ярославскими мастерами, которые умели сохранять гармонию своих архитектурных творений даже в таких величественных масштабах.
Собор неординарен со многих позиций. Его необычное внешнее оформление, богатейшие внутренние интерьеры, старейшие иконы не оставляют никого равнодушным. Еще более удивительно, что храм никогда не закрывался.
Кроме того, храму удалось сохранить и все свое внутреннее убранство, что тоже практически уникально — таких православных храмов в России буквально единицы.
Колокольный звон Воскресенского собора в Тутаеве (видео)
Ежедневно в соборе проходит божественная литургия. В особые дни (воскресенье, двунадесятые и великие праздники) служба совершается утром и вечером.
Крестные ходы проходят в праздник Десятого воскресенья по Пасхе по правой, Борисоглебской стороне города, перед Ильиным днем — по левой, Романовской стороне города.
Обратите внимание, что правилами собора внутри него запрещена любая фотосъемка.
Чтобы попасть в Воскресенский собор, вам нужно доехать до Тутаева. Ближайшие к нему крупные города — это Ярославль и Рыбинск. Оба города связаны с Тутаевым хорошим автобусным сообщением.
Ежедневно из Ярославля в Тутаев отправляются рейсовые автобусы. Автобус отходит от ярославского автовокзала и прибывает на автовокзал в Тутаеве. Первый автобус отправляется в 5.20, последний в 21.30. Расстояние между городами 43 км, время в пути около 1 часа. Обратите внимание, что автобусы, прибывающие на Левый берег Тутаева не подходят в этом случае.
Две части города находятся по разные стороны реки и не имеют прямого сообщения. Летом работает паромная переправа, зимой из одной части города в другую можно попасть только в объезд через Ярославль.
Из Рыбинска так же есть множество автобусных рейсов в Тутаев, как прямых, так и транзитных. Расстояние между городами 49 км. Первые рейсы отправляются из Рыбинска в 6 утра, последние в 23 часа. Периодичность 15–30 минут, время в пути от 40 минут до 2 часов.
От автовокзала до Воскресенского собора около 2 км, вы легко сможете пройти это расстояние пешком.
Если вы едете личным автомобилем, держитесь трассы Р151. Рядом с собором организована стоянка для личных автомобилей.
Из Ярославля и Рыбинска также можно добраться, используя приложения Яндекс Такси или Maxim.
Парковка перед Воскресенским собором — панорама Google Maps
Икона Спас Всемилостивый
Икона Спас Всемилостивый относится к типу иконы Вседержителя. На таких иконах он предстает как Судия, центральный образ Господа. Первое изображение Вседержителя датировано примерно серединой XII века. Иисус Христос предстает в полный рост. Его взор печален и полон скорби, но не осуждает. Первое появление этой иконы пришлось на духовный подъем народа на Руси. Икона обладает чудотворными свойствами, поэтому с лика Господа сделано множество копий. На таких иконах Иисуса Христа изображают как в полный рост или сидя, так и по пояс или погрудно.
Наиболее прославленным списком в таком стиле является икона Всемилостивого Спаса в Тутаеве – погрудное изображение Христа, на котором в левой руке он держит раскрытое Евангелие, а правую поднял в благословляющем жесте. На других копиях с первоначального образа Вседержителя иногда в свиток заменяет книгу.
Икона Спаса в Тутаеве
Прославленная икона появилась предположительно в начале XV века для церкви русских князей Бориса и Глеба, сыновей великого киевского князя Владимира Святославича. Работал над святыней иконописец Дионисий Глушицкий. Изначально икона располагалась в куполе храма, лицезреть её можно было, лишь обратив взор в «небо». Размеры иконы внушительные: 2,78 м шириной и 3,20 м высотой. Поэтому она была достойным украшением купола. Точный вес иконы неизвестен, но для её переноски необходимо как минимум 30 мужчин, и при этом, каждый ощутит тяжесть иконы. Ежегодно с иконой совершают крестный ход, для этого используют специальный металлический каркас, для того чтобы было удобно нести святыню.
Недолго икона была в приделе святых Бориса и Глеба. Лишь в XVIII веке образ оказался в главном зале церкви. Но он недолго пребывал в покое. В 1749 году святыню перенесли в архиерейский дом по воле митрополита Арсения. В 1798 году образ пешком, неся на руках, доставили до Воскресенского собора, где она хранится по сей день. Так икона оказалась в Тутаеве, до 1918 именовавшегося Романов-Борисоглебск. В наше время по пути следования образа на одном из берегов реки Ковать, где его омывали от пыли и грязи, осевших по дороге, бьет святой ключ, обладающий целебными свойствами. Ежегодно в десятое воскресенье от Пасхи люди выходят на крестный ход. Это событие самый настоящий праздник: из Воскресенского собора икона Спаса Всемилостивого торжественно выносится, и процессия сопровождает её по пути через весь город. Такая традиция существует много лет, даже столетий, кажется, что время не властно над святынями и верой людей.
Икона Спаса в Тутаеве со временем начала темнеть, связано это с тем, что раньше иконы завершали слоем масла подсолнуха для закрепления красок. Эта икона единственная из всех в Воскресенском соборе, с которой не сняли масляный слой. Но лик Господа хорошо читаем с иконы и, кажется, смотрит в душу, обнажая её и освобождая. Металлическая рама, которую используют в Крестный ход, имеет особое устройство, чтобы мужчины могли опереть её на плечи и нести таким образом икону. В раме есть арки, чтобы верующие могли пройти под ликом Бога во время пешего хода или остановки. Как и в старину икону несут непокрытую, даже в дождь и непогоду.
Над головой Спасителя золотой венец, который по праву можно назвать произведением искусства. Венец украшен чеканными узорами. Спустя века работа мастера не затерлась и по-прежнему радует глаз.
Значение чудотворной иконы Спаса Всемилостивого
К иконе часто приходят просить о здоровье для тела и духа. Чудесным образом отступают болезни костей и суставов, но не только с этими проблемами обращаются к Богу через эту икону. Самое главное, что молятся не иконе, а Господу, его и нужно просить. Икона не раз проявляла чудотворные свойства. Интересным проявлением божественных сил иконы является то, что жена, даже единожды предавшая мужа, не различит на иконе Господа.
Икона, под которой пролезают
«Пролезать» – это слово может показаться кому-то совсем неуместным и даже грубым, когда речь идет о святынях. Но используется оно неспроста, его можно заменить словом «проползать», но тогда от взгляда ускользнет тот факт, что действие «проползать» осуществляется верующим на коленях и с молитвой на устах. Именно поэтому одна из церквей Воскресенского собора прославилась как церковь в Тутаеве, где пролезают под иконой.
В киоте под иконой сделан небольшой лаз – специальное окошко, в которое и нужно проползать верующим.
Верующие пролезают под иконой Спасителя, делать это нужно на коленях, читая молитву
Обычай существует уже не первое столетие и за это время на полу сквозь лаз пролегли отметины от колен прихожан.
Молитва, читаемая перед образом Спаса:
Благий Человеколюбче, Премилосердый Господи, недуги наша понесый и ранами Твоими нас исцеливый. Пред Твоим Величеством припадающе смиренно молим Тя: призри, Благосерде, на рабы Твоя; и якоже древле исцелил еси разслабленнаго, тако и ныне, Целителю Благий, милостию и щедротами Твоими рабы Твоя посети, и уврачуй нашу болезнь греховную. Недуги наша душевныя и телесныя во здравие претвори, немощи в силу преложи, печали в радость и скорбь во утешение премени. Отыми же от нас всякое уныние и забвение, ум наш укрепи и утверди во еже всегда в заповедех Твоих поучатися; вся уды наша исправи во еже волю Твою благую и совершенную творити, Ты бо еси целитель душ и телес наших и Тебе славу возсылаем во веки веков. Аминь.
Икона всемилостивый спас тутаев какую читать молитву перед иконой
Изображение Христа Спасителя на Руси почиталось с особым уважением. Его иконы не раз являли чудеса исцеления. А появление первого образа в таком стиле датируется еще XII веком.
Видео (кликните для воспроизведения). |
В пропорциях рук Спасителя по отношению к остальному телу наблюдается некоторое несоответствие. Исследователи объясняют это тем, что художник изначально планировал писать икону другого типа.
Икона имеет очень внушительные размеры. Её ширина составляет 2,78 м, а высота — 3,20 м.
На ней изображён лик Христа, увенчанный венцом тонкой работы. С течением времени образ сильно потемнел. Это связано с традицией, которая существовала много веков назад — покрывать картины подсолнечным маслом для закрепления красок. Икону не стали очищать от масляного слоя в наше время и оставили в первозданном виде.
Считается, что человек, не верящий в Бога, не способен увидеть его лица на иконе. Господь открывает себя только духовному зрению.
Интересно! Среди мирян бытует мнение, что жена, изменившая хоть раз своему супругу, не сможет разглядеть на образе лик Всевышнего.
В 1798 году образ перенесли в Воскресенский собор, который находится в Тутаеве. Несли икону пешим ходом. Возле реки Ковать с изображения решили смыть дорожную пыль. Как раз на месте остановки забил ключ, который считается целебным. В связи с этим появилась традиция совершать ежегодный крестный ход с образом Спасителя. Процессия выходила из Воскресенского собора и несла икону через весь город, а потом шла вдоль берега реки к забившему источнику.
Для того чтобы транспортировка такого большого образа была возможной, для него соорудили специальную металлическую раму.
Интересно! Под аркой, в которой стоит икона, есть специальный лаз. Через него пролезают верующие люди на коленях с молитвой. Такой обычай появился достаточно давно. От коленей прихожан даже образовались потёртости.
Сегодня к храму, где находится икона, организовываются паломнические экскурсии. На верующих образ производит неизгладимое впечатление. К Отцу Небесному приходят за помощью в любой сложной ситуации и по молитвам своим обязательно получают её.
Образ Спаса Всемилостивого очень почитаем во всём православном мире. С него на протяжении нескольких веков делали многочисленные списки, которые расходились по монастырям и храмам.
С этой иконой совершаются крестные ходы, а количество паломников, приходящих просить помощи, из года в год становится только больше. Всё это говорит о том, что древнее изображение Христа Спасителя по-прежнему помогает верующим людям, и Господь отвечает на их молитвы, совершаемые перед образом.
К иконе Спаса приходят с разными просьбами. Бог помогает справляться как с духовными проблемами, так и с телесными.
Данный образ считается чудотворным. После молитвы перед ним необъяснимым образом отступают серьёзные заболевания костной системы, суставов. Человек ощущает прилив сил. Его вера крепнет, появляется чувство искреннего покаяния и смирения перед лицом Всевышнего.
Изображение огрудное; правая рука Иисуса Христа поднята для благословения, в левой — раскрытое Евангелие. От времени икона сильно потемнела.
За многие века пребывания в храме этот образ Всемилостивого Спаса неоднократно прославлялся чудесами — икона стала чудотворной. По этой причине с неё неоднократно делали списки. Один из них, созданный в Романове — важном иконописном центре Поволжья, ныне находится в Музее имени Андрея Рублёва.
В 1749 году по распоряжению митрополита Ростовского Арсения икону взяли из собора в архиерейский дом. И хотя в 1763 году за критику екатерининской политики Арсений был лишён сана митрополита, разжалован в монахи и сослан в монастырь, икона продолжала оставаться в митрополичьих покоях. Только почти через полвека, в 1798 году икону возвратили, уже в Воскресенский собор. От Ростова до Борисоглебска образ несли на руках.
По преданию, за три версты до Борисоглебска, на берегу реки Ковать решили омыть образ от дорожной пыли, и на этом месте забил ключ, который доныне почитается святым и целебным. В память этого события около этого места совершаются молебны, а также установлен обычай совершать крестный ход с образом Спасителя по городу в десятое воскресенье по Пасхе. До конца XIX века процессия шла только по Борисоглебской стороне. После празднования 900-летия крещения Руси было установлено совершать крестный ход и по левому берегу — в последний воскресный день перед праздником Илии Пророка.
Икона Спас Всемилостивый относится к типу иконы Вседержителя. На таких иконах он предстает как Судия, центральный образ Господа. Первое изображение Вседержителя датировано примерно серединой XII века. Иисус Христос предстает в полный рост. Его взор печален и полон скорби, но не осуждает. Первое появление этой иконы пришлось на духовный подъем народа на Руси. Икона обладает чудотворными свойствами, поэтому с лика Господа сделано множество копий. На таких иконах Иисуса Христа изображают как в полный рост или сидя, так и по пояс или погрудно.
Наиболее прославленным списком в таком стиле является икона Всемилостивого Спаса в Тутаеве – погрудное изображение Христа, на котором в левой руке он держит раскрытое Евангелие, а правую поднял в благословляющем жесте. На других копиях с первоначального образа Вседержителя иногда в свиток заменяет книгу.
Недолго икона была в приделе святых Бориса и Глеба. Лишь в XVIII веке образ оказался в главном зале церкви. Но он недолго пребывал в покое. В 1749 году святыню перенесли в архиерейский дом по воле митрополита Арсения. В 1798 году образ пешком, неся на руках, доставили до Воскресенского собора, где она хранится по сей день. Так икона оказалась в Тутаеве, до 1918 именовавшегося Романов-Борисоглебск. В наше время по пути следования образа на одном из берегов реки Ковать, где его омывали от пыли и грязи, осевших по дороге, бьет святой ключ, обладающий целебными свойствами. Ежегодно в десятое воскресенье от Пасхи люди выходят на крестный ход. Это событие самый настоящий праздник: из Воскресенского собора икона Спаса Всемилостивого торжественно выносится, и процессия сопровождает её по пути через весь город. Такая традиция существует много лет, даже столетий, кажется, что время не властно над святынями и верой людей.
Икона Спаса в Тутаеве со временем начала темнеть, связано это с тем, что раньше иконы завершали слоем масла подсолнуха для закрепления красок. Эта икона единственная из всех в Воскресенском соборе, с которой не сняли масляный слой. Но лик Господа хорошо читаем с иконы и, кажется, смотрит в душу, обнажая её и освобождая. Металлическая рама, которую используют в Крестный ход, имеет особое устройство, чтобы мужчины могли опереть её на плечи и нести таким образом икону. В раме есть арки, чтобы верующие могли пройти под ликом Бога во время пешего хода или остановки. Как и в старину икону несут непокрытую, даже в дождь и непогоду.
Над головой Спасителя золотой венец, который по праву можно назвать произведением искусства. Венец украшен чеканными узорами. Спустя века работа мастера не затерлась и по-прежнему радует глаз.
К иконе часто приходят просить о здоровье для тела и духа. Чудесным образом отступают болезни костей и суставов, но не только с этими проблемами обращаются к Богу через эту икону. Самое главное, что молятся не иконе, а Господу, его и нужно просить. Икона не раз проявляла чудотворные свойства. Интересным проявлением божественных сил иконы является то, что жена, даже единожды предавшая мужа, не различит на иконе Господа.
В киоте под иконой сделан небольшой лаз – специальное окошко, в которое и нужно проползать верующим.
Верующие пролезают под иконой Спасителя, делать это нужно на коленях, читая молитву
Обычай существует уже не первое столетие и за это время на полу сквозь лаз пролегли отметины от колен прихожан.
Молитва, читаемая перед образом Спаса:
Благий Человеколюбче, Премилосердый Господи, недуги наша понесый и ранами Твоими нас исцеливый. Пред Твоим Величеством припадающе смиренно молим Тя: призри, Благосерде, на рабы Твоя; и якоже древле исцелил еси разслабленнаго, тако и ныне, Целителю Благий, милостию и щедротами Твоими рабы Твоя посети, и уврачуй нашу болезнь греховную. Недуги наша душевныя и телесныя во здравие претвори, немощи в силу преложи, печали в радость и скорбь во утешение премени. Отыми же от нас всякое уныние и забвение, ум наш укрепи и утверди во еже всегда в заповедех Твоих поучатися; вся уды наша исправи во еже волю Твою благую и совершенную творити, Ты бо еси целитель душ и телес наших и Тебе славу возсылаем во веки веков. Аминь.
Икона Божией Матери «Прибавление ума»
Образы Пресвятой Богородицы изображены даже не на десятках, а на сотнях православных икон. Многие из них уникальны, неповторимы по своей композиции, истории возникновения, их почти невозможно увидеть в стенах церквей, но от этого они не становятся менее известными. К числу таких редкостных икон относится и икона Прибавление ума с удивительным происхождением.
История иконы
Существуют несколько преданий в соответствии с которыми появилась икона Божией Матери «Прибавление ума». И одно из них гласит, что это случилось в XVII веке. Тогда Россия потерпела раскол, вызванный исправлением церковных книг патриархом Никоном. Эта история повествует о неизвестном художнике, молящемся о вразумлении Деве Марии. Он благословлял Пресвятую, пока однажды Ее образ не явился с велением изобразить увиденное – написать икону. Живописцу не удалось с первого раза запечатлеть образ Богоматери, отсутствовали важные детали, они будто ускользали из памяти мастера. Тогда Дева явилась вновь и вновь, до тех пор, пока ее лик достоверно не закрепился на доске. После завершения работы, художник приклонился пред новым созданным образом и вмиг почувствовал просветление, которое помогло разрешить мучившее его вопросы. С тех самых времен престала верующим икона о прибавлении ума
Кроме этого, существует еще один похожий вариант развития этой истории, который более близок с событиями раскола. В нем автором иконы выступает не просто художник, а иконописец, «мучившими вопросами» которого было непонимание никоновской реформы, посеявшее в нем сомнения относительно того, какие церковные книги истинны: новые или старые. Так, в поисках правильности к нему пришел лик Девы Марии, который вскоре иконописец изобразил на иконе.
За историческими сведениями, свое начало икона для прибавления ума берет в Италии
Именно там, в городе Лорето, хранилась католическая статуэтка Пресвятой Марии, которая считается прототипом. Она находилась в «Святом домике», обители Девы, которая пострадала от нашествия арабов. К счастью, одной греческой семье удалось спасти деревянную фигурку Божьей Матери с Младенцем до того, как она, скорее всего, исчезла бы с лица земли. Статуя Матери с Сыном выполнена полностью из кедрового дерева и покрыта жемчужными нитками и бриллиантами так, что виднеются лишь две головки. Богоматерь одета в драгоценный далматик (плащ без рукавов), из-за чего русская икона Подательница ума подобна иконе Богоматери Лоретской, которая была написана за образом скульптуры.
На сегодняшний день известным местом хранения чудотворной иконы считается Покровский храм в городе Тутаев, куда за прошением просветления приезжают верующие. Икона Богородицы «Прибавление ума» традиционно раз в год покидает храм и переезжает в Ярославль – областной центр на день знаний. Место, где находится икона Прибавление ума в Москве, также почитаемо и знаменито среди жителей столицы и расположено оно на Церковной Горке в Тихвинской церкви, более узнаваемой под названием храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском.
Значение иконы «Прибавление ума»
Славится икона Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» не только своим таинственным происхождением, но и значением, носимое святыней. Небо, на фоне которого находится Дева с Младенцем, усыпано яркими звездами, символизирующими Царство Небесное. Божья Матерь с Дитем стоит перед райскими вратами, куда открывается дорога человеку лишь с помощью Ее молитвы. Под ногами Богородицы раскинулись белые здания, означающие Небесный Иерусалим и рядом Ангелы, имеющие шесть крыльев – четыре серафимы, исполняющие Божию волю. Четыре главных Архангела с обеих сторон убраны в апостольские одеяния и со свечами несут в руках свет истины. Кроме это, на иконе для ума есть еще один важный элемент – так называемые светильники мудрых дев, что светят их Женихам.
В чем помогает икона Божией Матери «Прибавление ума»
Еще с времен создания икона Богородицы «Подательница ума» помогает нуждающимся в просветлении.
Она способствует успешной учебе и дает сил для выполнения сложной работы, научных проектов
Икона ума благоприятствует непоседливым детям, помогает как взрослым, так и детям концентрироваться в учебе, выполнять трудные задания, и также содействует излечению при душевных расстройствах.
Молитва перед иконой
Молиться перед иконой Прибавление ума можно в любое время суток. Богоматерь услышит и поможет всегда.
Особенно чтится Ее образ 28 августа, в день празднования
Искреннее прошение перед иконой помогает верующим обрести необходимые силы для умственной работы.
Покровительствует Дева Мария школьникам и студентам, поэтому перед важными экзаменами именно к иконе Подательницы ума стоит обращаться за поддержкой, проговаривая:
Молитва первая
О Пресвятая Дево! Ты – Невеста Бога Отца и Матерь Божественнаго Его Сына Иисуса Христа! Ты — Царица Ангелов и спасение людей, обличительница грешников и наказательница богоотступников. Помилуй и нас, тяжко согрешивших и не исполнивших заповедей Божиих, нарушивших обеты крещения и обеты монашества и многие другие, которые обещали исполнять. Когда Дух Святый отступил от царя Саула, тогда боязнь и уныние напали на него и тьма отчаяния и безрадостное состояние души мучили его. Теперь и мы за грехи наши все лишились благодати Духа Святаго. Ум осуетился суетою помышлений, забвение о Боге омрачило души наша, и теперь теснят сердце всякаго рода печали, скорби, болезни, ненависть, зло, вражда, мстительность, злорадство и прочие грехи. И, не имея радости и утешения, зовем к Тебе, Мати Бога нашего Иисуса Христа, да умолиши Сына Твоего простить нам все наши согрешения и послать к нам Духа Утешителя, как послал Он Его на апостолов, да утешенные и просвещенные им воспоим Тебе благодарственную песнь: радуйся Пресвятая Богородице, ко спасению прибавившая нам ума. Аминь.
Молитва вторая
Царице моя Преблагая, Надеждо моя пресвятая, приятелище сирым и странным заступнице, бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь; отовсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть. Ты убо Сама помози ми яко немощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждша, уврачуй и спаси яко безнадежна. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся. Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина чистая и благословенная. Аминь.
Молитва третья
Молитва четвертая
Премудрости Наставнице и смысла Подательнице, немудрых Вразумительнице и нищих Заступительнице, Мати Христа Бога нашего, утверди, вразуми сердце мое, Владычице, и разума прибави, ко Христу молящи усердно. Ты даждь ми слово, рождшая Отчее Слово, имаши бо дерзновение просити Сына Твоего о нас. Аминь.
Отзыв: Воскресенский собор (Россия, Тутаев) — Чудотворное местечко.
ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР- это памятник архитектуры второй половины ХVII века. Находится в Тутаеве, в 10-ти минутах езды от Ярославля.
О соборе я узнала от подруги. Главным фактом посещения именно этого собора являлась икона Всемилостивого Спаса.
Собор расположен на берегу Волги в западной части города (бывшей Борисоглебской слободе), которая в настоящее время является центром города. Он расположен на площади (кольце), перекрывая перспективу выходящих к нему улиц, которые ранее были центральными улицами слободы.
По летописным источникам на этом месте раньше была построена деревянная церковь во имя князей Бориса и Глеба, построенная ещё в ХIII веке, но в 1652 году ее заменили каменной церковью. Но в проектировании были допущены ошибки и из-за трещин в стенах пришлось реконструировать старую церковь. Добавили крытые галереи и изменили конфигурацию крыши. В 1678 году строительство закончилось. Город получил пятиглавый собор с шатровой колокольней в традиционном стиле Ярославского зодчества.
Со времен Советской власти собор ни разу не закрывался и не был разорен, поэтому в нем сохранилось все убранство, вся его внутренняя красота, иконостас, росписи и иконы.
Особенностью храма являются богатые росписи наружных стен.
Позолоченный иконостас собора был выполнен в ХVIII веке, но отличается от иконостасов этой эпохи.
Одной из наиболее почитаемых икон в соборе является трехметровый поясной образ Всемилостивого Спаса, созданный, по преданию Дионисием Глушицким.
Деревянное распятие выполнено в условной, геометрической манере.
На южной стене храма находится выдающаяся икона Оранта.
Надпрестольная сень и резной киот со скульптурным изображением Николы Можайского, созданные в 1554 году представляют собой образец русской пластики.
۩۞۩ † ╬╬╬ ╬ ИКОНА ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА † ╬╬╬ ╬ ۩۞۩
По преданию, икона долгое время хранилась в митрополитовых покоях Ростовского кремля, но в 1798 году ее вернули в Воскресенский собор. Люди несли ее на руках и по дороге ее решили отмыть в реке Ковать, и на том месте забил родник, поэтому с тех пор икона стала считаться святой и обладающей целебной силой.
Ранее считалось, что жена, изменившая мужу хоть раз, не могла увидеть лик Спаса.
С иконой Спасителя дважды в год совершается крестный ход. Образ Всемилостивого Спаса является самой почитаемой иконой для всей ярославской епархии.
У иконы в левом углу имеется целебный лаз, пролезть через который не составит труда. В нем и заключается вся могущественная целебная сила. Можно излечиться от какой-либо болезни.
Фотографировать в храме запрещено, поэтому нет фотографий изнутри, но поверьте на слово, там очень красиво и царит атмосфера тепла и успокоения.
Войдя в храм, с правой стороны находится лавка, где можно купить различные сувениры, магнитики, книги, иконы, свечки, а также кольца и цепочки из серебра и золота, а с левой стороны находится выставка, посвященная новомученикам и исповедникам ЦЕРКВИ РУССКОЙ и посвящена Отечественной войне 1812 года.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Экспозиция прибыла из Рыбинска. На выставке представлены уникальные вещи, принадлежавшие преподобномученице великой княгине Елизавете Федоровне и Великому князю Сергею Александровичу.