Тута куревка что это

Илья Муромец, Муранка и Мурья

Илья Муромец, Муранка и Мурья

Рядом с Усой, устьем Усы, есть культовые Яблоновые горы с «молодильными яблоками» и Муромский городок – урочище с ведической историей. И сама Уса имеет левый приток – реку Муранку; Муранский овраг и Муранский бор.

Урочища Муромский городок, Муранский бор, речка Муранка – топонимы древние и связаны одним корнем. Позднее археологи по звучному урочищу дали название развалинам города булгар, который в X–XI вв. стоял в стороне от волжского берега, на плато. Булгарский город, видимо, построен на месте разрушенного города древних россов. Разделим название города, поименованного археологами (они не знают имени булгарского города), и урочища с многотысячелетней историей.

Урочище Муромский городок (на берегу Волги, в районе современного города Жигулевска) пытаются связать с русским богатырем Ильей Муромцем (чье имя идет то ли от травы муравы, то ли от города Мурома). Гипотезы чисто гадательные, неразвернутые, недоказательные. Вместе с тем они имеют под собой некоторую основу, если вспомнить, что в былинах Илья Муромец (Муровец) плавал до Хвалынского (Каспийского) моря. Это возможно только по Волге, на берегах которой есть урочище Муромский городок.

Однако все сложнее. В культовом месте и урочища с древней архаикой связаны с древними культами. Мы знаем, что квас, сура, раса и другие священные напитки, изливаемые в реки и огонь во время ведических обрядов, не просто почитались, но и дали имена многим рекам, урочищам, а впоследствии и городам-селениям.

В дар богам приносили и кушанья: пироги, обрядовый хлеб – боговица. А что еще? Муру.

«Мура – тюря, тюрка, крошеный хлеб в квасу» (В. Даль). Мура – ритуальный хлеб, ритуальное блюдо со священным напитком квасом. Не тюря, не окрошка (холодное блюдо из кваса и крошеной зелени, мяса или рыбы), а именно мура дала название многим урочищам и городам.

Мура – блюдо, приготовляемое в Муромском городке для жертвоприношения богам.

Видимо, неслучайно и трудяги муравьи получили название от корня «мур», а их горки-жилища называются муравейниками. Муравейник – город.

Играли ли муравьи какую-либо роль в древних обрядах волхвов, неизвестно, но то, что этот «лесной народец» почитался уважаемым, несомненно.

В. Даль приводит две характерные русские поговорки: «Муравей не велик, а горы копает», «Муравей не велик, да никто спасибо ему не скажет, а пчела по искорке носит, да Богу и людям угождает».

Тут видим, что у муравья образ трудяги. Муравьи в избе не нужны, а в лесу полезны, да и муравьиная кислота полезна, и спасибо муравьям все же говорили многие люди. Заприметим и то, что пчела «по искорке таскает», то есть пчела – посланница бога. Огонь, огненный змей, мед и сура взаимосвязаны «искоркой»; огонь и напиток едины, огонь возносит напиток к Богу.

Вдоль Усы топоним с корнем «мура» встречается не однажды. Помимо упомянутых, есть у Переволок Муравельная дубрава. И это подчеркивает культовое значение реки Усы.

Есть на Волге и другие старинные слова, связанные со священными реками, судоходством, и урочищем Муромский городок.

«Мурья – лачуга, земляная пещерка. На Волге – пространство между грузом и палубой, где укрываются в непогоду бурлаки, трюм» (В. Даль).

Мурья (от слова «мура») – одно из названий схрона (кельи) волхва и паломника, ходока по святым рекам, изготовителя муры.

Тута куревка что это. Смотреть фото Тута куревка что это. Смотреть картинку Тута куревка что это. Картинка про Тута куревка что это. Фото Тута куревка что это

Олени (символ солнца) на наличнике избы в селе Большая Левшинка Самарской области

Богомольцы древности ходили по святым криницам, по святым родникам и истокам рек и приносили жертвы Роду, Сурье, Солнцу-Арко в виде ритуальных кушаний и священных напитков. Существовали целые дороги (вдоль Оки, Волги, Камы, Самары, Сакмары) с десятками священных криниц.

Одна из паломнических дорог между бассейнами Дона и Днепра называлась Муравский шлях. Современные историки в отрыве от ведических традиций предполагают, что название дороги от того-де, что крымские татары ходили в набеги по шляху, и было их много, как муравьев. Ой ли. Крымчане налетали быстро, и ассоциировать их с муравьями сложно. Усилились набеги из Крыма только после появления монгольских орд в XII веке. Дороге с названием Муравский шлях на несколько тысячелетий больше, чем крымско-татарской орде. Торговые россы до Крыма «плавились» по Дону и Днепру. Орда тоже ходила в набег по льду замерзших рек. А кряжи были зарощены дремучими лесами, непроходимыми для конницы. По тропе на кряжах задолго до нашей эры ходили волхвы, поклонявшиеся родникам и истокам рек.

«Шлях миновал 27 верховьев рек с западной стороны и 24 реки со стороны восточной». Вот здесь-то, на таинственной тропе волхвов, и стояли скиты-мурьи, где готовили священную муру, квас и другие жертвы богам. Отсюда и пошло названием Муравельный шлях.

От муры и мурьи поименована «дорожная» трава-мурава (спорыш, или птичий горец) и многочисленные муромские городки, речка Муранка, Муранский бор, урочище и город Мурманск. Да и имя волхва-богатыря Ильи Муромца идет оттуда же. У имени Муромец корни русские, более того – ведические.

Подобные кусты ведических топонимов видим и в Пензенской области, где соседствуют топоним Муран(овка), святой родник Паник (Пану-богу никни-поклонись), овраг Колояр (Коло-Солнце).

Все достаточно ясно. А кому не ясно, тех отправим в дремучие Брянские леса, в далекую от Самарской луки Брянскую область. Тут видим множество ведических урочищ и гидронимов. Вот и река Самара, вот в нескольких километрах река Уса. И здесь вдоль священной Усы по правому берегу село Муравка, а на левобережье село Муравьи. Есть в Брянской области и другие урочища, села и, видимо, речушки с корнем «мура». Для нас же особо важно, что и тут Самара, Уса, Муранка находятся в одном кусте, одном букете, что исключает всякую случайность и ведет нас к ведам Ригведы, древнерусской мифологии.

По траве-мураве и ходил богатырь Илья Муромец, способный обращаться и зверем, и птицей, способный чародействовать. В более поздней эпохе Илья Муромец – борец с волхвом Соловьем Рахмановичем. Но это уже отражение более поздней эпохи, когда воины-дружинники, люди служивые, стали на сторону князей, принявших христианство.

А для России интересно увидеть свою античность. И по примеру греков (от которых переняли христианство) сохранить русские старины. Свои-то старины греки сохранили. А русские? Русское русским сохранять.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Илья Муромец

Илья Муромец Главный герой русского былинного эпоса. Как старший по возрасту, он в большинстве сюжетов возглавляет дружину русских богатырей. Вместе с Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем входит в так называемую богатырскую триаду.Илья Муромец совершает множество

Илья Муромец и Святогор

Илья Муромец и Соловей-разбойник

Илья Муромец и Соловей-разбойник Из того ли-то из города из Муромля,Из того села да с КарачароваВыезжал удаленький дородный добрый молодец;Он стоял заутреню во Муромли,А и к обеденке поспеть хотел он в стольныйКиев– град,Да и подъехал он ко славному ко городук Чернигову.У

Илья Муромец и Идолище в Киеве

Илья Муромец и Идолище в Киеве Ай во славном было городе во КиевиАй у ласкового князя у ВладимираИшше были-жили тут бояры кособрюхие,Насказали на Илью-ту всё на Муромця,– Ай такима он словами похваляется:«Я ведь князя-та Владимира повыживу,Сам я сяду-ту во Киев на его

Илья Муромец и Калин-царь

Илья Муромец и Калин-царь Во славном во Киеве-городеБыл сильныя славныя богатырь Илья Муромец,Он ездил далече-далече во чистом поли,Он ездил много времени.Цветно платье его истаскалося,Золота казна у него издержалася.Приезжает во Киев-град,Захотел он с пути, с дорожки

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ Самый популярный русский былинный герой. Исследователи Древней Руси склонны считать, что Илья Муромец является личностью исторической, вполне реальной. Ведь не случайно все былины называют местом рождения крестьянина-богатыря, защитника родной земли, село

Тайна самолета «Илья Муромец»

Тайна самолета «Илья Муромец» Наиболее известный русский самолет Первой мировой войны «Илья Муромец» был разработан конструктором Игорем Сикорским. Он имел несколько предшественников.В марте 1913 года в петербургском отделении «Русско-балтийского

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ Среди молодых сильных могучих богатырей один только стар: богатырь Илья Муромец, далеко превосходящий силою всех остальных. Песня не придает ему обыкновенного присловья: удалый; и точно — в нем нет удальства. Все подвиги его степенны, и все в нем степенно: это

Глава IX УСА, УСЫНЯ, УСОНЬША, ВИНЕДУС, ИЛЬЯ МУРОМЕЦ, МУРАНКА И МУРЬЯ

Глава IX УСА, УСЫНЯ, УСОНЬША, ВИНЕДУС, ИЛЬЯ МУРОМЕЦ, МУРАНКА И МУРЬЯ Уса, Усыня Случается, что реставраторы живописи под красками обнаруживают более древнюю картину. Так и в этнографическом исследовании в историческом наследии России обнаруживаются все более древние

Илья Муромец и другие

Илья Муромец и другие Мы давно привыкли думать, что Илья Муромец, Добрыня Никитич, Соловей-разбойник, царь Салтан, Кощей Бессмертный и другие персонажи русских народных сказок – мифические герои, которых в действительности никогда не было. Однако на самом деле они не

Илья Муромец

Илья Муромец Один из главных героев славянского эпоса. Свидетельство популярности образа Ильи Муромца – количество былин и былинных сюжетов о нем. Сюжетов больше десяти, каждый из них имеет много вариантов, что дает право этому герою занимать главное место в героическом

Источник

Былина Святогор и Илья Муромец читать:

У Святогора конь да будто лютый зверь,
А богатырь сидел да во косу сажень,
Он едет в поле, спотешается,
Он бросает палицу булатную
Выше лесушку стоячего,
Ниже облаку да ходячего,
Улетает эта палица
Высоко да по поднебесью;
Когда палица да вниз спускается,
Он подхватывает да одной рукой.

Говорит Святогор да он про себя:
«А много я по свету езживал,
А такого чуда я не видывал,
Что маленькая сумочка да не сшевелится,
Не сшевелится да не сдымается,
Богатырской силы не сдавается».

Как схватился он да за уздечику серебряну,
Он за ту подпругу золоченую,
За то стремечко да за серебряно,
Богатырский конь да принатужился,
А повыдернул он Святогора из сырой земли.

Тут садился Святогор да на добра коня,
И поехал по чисту полю
Он ко тем горам да Араратскиим.

Утомился Святогор, да он умаялся
С этой сумочкой да скоморошноей,
И уснул он на добром коне,
Заснул он крепким богатырским сном.

Из?под далеча?далеча из чиста поля
Выезжал старой казак да Илья Муромец,
Илья Муромец да сын Иванович,
Увидал Святогора он богатыря:
«Что за чудо вижу во чистом поли,
Что богатырь едет на добром кони,
Под богатырем?то конь да будто лютый зверь,
А богатырь спит крепко?накрепко».

Как скричал Илья да зычным голосом:
«Ох ты гой еси, удалой добрый молодец!
Ты что, молодец, да издеваешься,
А ты спишь ли, богатырь, аль притворяешься,
Не ко мне ли, старому, да подбираешься?
А на это я могу ответ держать».
От богатыря да тут ответу нет.
А вскричал Илья да пуще прежнего,
Пуще прежнего да зычным голосом,
От богатыря да тут ответа нет.
Разгорелось сердце богатырское
А у старого казака Ильи Муромца,
Как берет он палицу булатную,
Ударяет он богатыря да по белым грудям,
А богатырь спит, не просыпается.

Рассердился тут да Илья Муромец,
Разъезжается он во чисто поле,
А с разъезду ударяет он богатыря
Пуще прежнего он палицей булатною,
Богатырь спит, не просыпается.
Рассердился тут старый казак да Илья Муромец,
А берет он шалапугу подорожную,
А не малу шалапугу – да во сорок пуд,
Разъезжается он со чиста поля,
И ударил он богатыря по белым грудям,
И отшиб он себе да руку правую.
Тут богатырь на кони да просыпается,
Говорит богатырь таково слово:
«Ох, как больно русски мухи кусаются!»
Поглядел богатырь в руку правую,
Увидал тут Илью Муромца,
Он берет Илью да за желты кудри,
Положил Илью да он к себе в карман,
Илью с лошадью да богатырскоей,
И поехал он да по святым горам,
По святым горам да Араратскиим.

Как день он едет до вечера,
Темну ноченьку да он до утра,
И второй он день едет до вечера,
Темну ноченьку он до утра,
Как на третий?то да на денечек
Богатырский конь стал спотыкатися.
Говорит Святогор да коню доброму:
«Ах ты, волчья сыть да травяной мешок,
Уж ты что, собака, спотыкаешься?
Ты идти не мошь аль везти не хошь?»

Говорит тут верный богатырский конь
Человеческим да он голосом:
«Как прости?тко ты меня, хозяйнушко,
А позволь?ка мне да слово вымолвить.
Третьи суточки да ног не складучи
Я вожу двух русскиих могучиих богатырей,
Да й в третьих с конем богатырскиим».

Тут Святогор?богатырь да опомнился,
Что у него в кармане тяжелешенько;
Он берет Илью за желты кудри,
Он кладет Илью да на сыру землю
Как с конем его да богатырскиим.
Начал спрашивать да он, выведывать:
«Ты скажи, удалый добрый молодец,
Ты коей земли да ты какой орды?
Если ты богатырь святорусский,
Дак поедем мы да во чисто поле,
Попробуем мы силу богатырскую».

Говорит Илья да таковы слова:
«Ай же ты, удалой добрый молодец!
Я вижу силушку твою великую,
Не хочу я с тобой сражатися,
Я желаю с тобой побрататися».
Святогор?богатырь соглашается,
Со добра коня да опущается,
И раскинули они тут бел шатер,
А коней спустили во луга зеленые,
Во зеленые луга они стреножили.
Сошли они оба во белой шатер,
Они друг другу порассказалися,
Золотыми крестами поменялися,
Они с друг другом да побраталися,
Обнялись они, поцеловалися,
– Святогор?богатырь да будет больший брат,
Илья Муромец да будет меньший брат.

Хлеба?соли тут они откушали,
Белой лебеди порушали
И легли в шатер да опочив держать.
И недолго, немало спали – трое суточек,
На четверты они да просыпалися,
В путь?дороженьку да отправлялися.
Как седлали они да коней добрыих,
И поехали они да не в чисто поле,
А поехали они да по святым горам,
По святым горам да Араратскиим.
Прискакали на гору Елеонскую,
Как увидели они да чудо чудное,
Чудо чудное да диво дивное:
На горы на Елеонския
Как стоит тута да дубовый гроб.
Как богатыри с коней спустилися,
Они ко гробу к этому да наклонилися,
Говорит Святогор да таковы слова
«А кому в этом гробе лежать сужено?
Ты послушай?ка, мой меньший брат,
Ты ложись?ка во гроб да померяйся,
Тебе ладен ли да тот дубовый гроб».

Илья Муромец да тут послушался
Своего ли братца большего,
Он ложился, Илья, да в тот дубовый гроб.
Этот гроб Ильи да не поладился,
Он в длину длинен и в ширину широк.
И ставал Илья да с того гроба,
А ложился в гроб да Свягогор?богатырь.
Святогору гроб да поладился,
В длину по меры и в ширину как раз.
Говорит Святогор да Ильи Муромцу:
«Ай же ты, Илья да мой меньший брат,
Ты покрой?ка крышечку дубовую,
Полежу в гробу я, полюбуюся».
Как закрыл Илья крышечку дубовую,
Говорит Святогор таковы слова:
«Ай же ты, Илюшенька да Муромец!
Мне в гробу лежать да тяжелешенько,
Мне дышать?то нечем, да тошнешенько,
Ты открой?ка крышечку дубовую,
Ты подай?ка мне да свежа воздуху».
Как крышечка не поднимается,
Даже щелочка не открывается.
Говорит Святогор да таковы слова:
«Ты разбей?ка крышечку саблей вострою».
Илья Свягогора послушался,
Берет он саблю вострую,
Ударяет по гробу дубовому.
А куда ударит Илья Муромец,
Тут становятся обручи железные.
Начал бить Илья да вдоль и поперек,
– Все железные обручи становятся.

Говорит Святогор да таковы слова:
«Ах ты, меньший брат да Илья Муромец!
Видно, тут мне, богатырю, кончинушка.
Ты схорони меня да во сыру землю,
Ты бери?тко моего коня да богатырского,
Наклонись?ка ты ко гробу ко дубовому,
Я здохну тебе да в личко белое,
У тя силушки да поприбавится».
Говорит Илья да таковы слова:
«У меня головушка есть с проседью,
Мне твоей?то силушки не надобно,
А мне своей?то силушки достаточно.
Если силушки у меня да прибавится,
Меня не будет носить да мать сыра земля.
И не надо мне твоего коня да богатырского,
А мне?ка служит верой?правдою
Мне старой Бурушка косматенький».
Тута братьица да распростилися,
Святогор остался лежать да во сырой земли,
А Илья Муромец поехал по святой Руси
Ко тому ко городу ко Киеву
А ко ласковому князю ко Владимиру.
Рассказал он чудо чудное,
Как схоронил он Святогора да богатыря
На той горы на Елеонскии.
Да тут Святогору и славу поют,
А Ильи Муромцу да хвалу дают.
А на том былинка и закончилась.

Источник

Тута куревка что это

СЛОВАРЬ
ДИАЛЕКТНЫХ, УСТАРЕВШИХ И МАЛОУПОТРЕБИТЕЛЬНЫХ
СЛОВ1

Аншпук — аншпуг, т. е. шест, дубинка; рычаг.

Багрецовые сукна — ткань пурпурного цвета (от «багрец», «багряный»).

Баса́ — красота, украшение; баско — красиво.

Башлык — глава рыбацкой артели.

Безопсылышно — без предупреждения.

Белояровая — светлая, отборная; постоянный эпитет в былинах, указывающий на идеальное качество зерна.

Беседушка — сиденье, скамейка; особое место под навесом на судах; компания, вечеринка.

Блады — млад, молодой.

Божатушка — крестная мать.

Братчина — пиршество, устраивавшееся по праздникам в складчину.

Братынечка, братыня — брати́на, металлическая чаша для питья.

Вальяк, вальячный, вальящатый — литой, чеканный, резной, точеный, искусно сделанный.

Вереды — чирьи, болячки.

Вереи — столбы, на которых навешены ворота.

Веретенище (змеище-веретенище) — возможно, имеется в виду веретеница, т. е. вид медяницы — безногой, змееподобной ящерицы.

Верста — ровня, пара, чета.

Верста толченая — вероятно, от «гверста» — крупный песок, щебень.

Водонос — сосуд для переноски и хранения воды, питья.

Волжаная — таволжаная, из таволги.

Волокитной (лук) — обыденный, будничный, затасканный.

Вотчина — имение (наследственное, родовое); отчество; «по вотчине» — по наследственному праву, по отцу.

Выжлок — охотничья собака, гончая; предположительно: волк, ведущий стаю.

Выряжать — выговорить себе что-либо.

Выть — еда, прием пищи; количество еды за раз; час еды.

Выходы — дань, подать.

Выходы высокие — балконы.

Вяз, вязиночка — дубинка из гибкого дерева, идущего на изготовление полозьев, ободьев и т. д.

Глуздырь — птенец, не умеющий летать; в ироническом смысле — умник.

Гольняя — голая, оголенная, лишенная растительности и камней.

Горчит — сердит, раздражает.

Гостебище, гостебьице — пирушка.

Гренёшь — наскочишь, налетишь (от «грянуть»).

Гриденка, гридня, гриня, грынюшка — приемная, столовая, покой; вообще комната во дворце.

Грядка, грядочка — подвесная жердь, перекладина в избе для одежды.

Гудок — музыкальный трехструнный смычковый инструмент.

Гужики — петли в упряжи поверх оглобли.

Гусли, гуселышки, гусёлки — струнный щипковый инструмент.

Дедина-отчина — вероятно, родословная героя.

Дел — паевой дележ добычи («дел делить»).

Держать — тратить; не держится — не истрачивается, не иссякает.

Довлеет — подобает, приличествует; довольно, достаточно.

Долюби — достаточно, вдоволь, сколько нужно.

Достали́ (вдостали́) — под конец, после всего.

Дума — совет, обсуждение («к ней в думу нейдет»).

Дуродний — дородный, статный, видный.

Дядина-вотчина — родовое имение, перешедшее во владение по боковому наследованию.

Епанечка — короткая безрукавка, шубейка.

Жаровчато (дерево) — высокоствольное.

Живот — достояние, имущество, добыча.

Жупеть — петь пташкой.

Забуду́щие — усыпляющие, отнимающие память (о питье).

Зазорко, зарко — завидно, досадно.

Займище — место, предназначенное для расчистки под пашню.

Заколодела — завалена колодьем, павшими деревьями; стала непроходимой.

Замуравела — заросла муравой (т. е. травой).

Запо́лье, за́поля — дальнее поле или пашня, залежь.

Заработки — сделанное, представленное в очень больших размерах.

Зарудилось — окровавилось (от «руда» — кровь).

Заряжайдали (кости) — затрещали.

Засельщина — деревенщина, невежа.

За́тохоль — затхлый запах.

Затресье — часть водоема, поросшая травой, осокой.

Згодить — угодить, попасть.

Здынуть — то же, что вздынуть (см.).

Знадебка родимая — родинка, знак на теле.

Знаменуется — видится, показывается.

Зобать — жевать, есть что-нибудь мелкое, рассыпающееся.

Зябель — холод, стужа.

Издериха — будний женский головной убор, повойник.

Изменяться — быть неверным; «дружина не изменяется» — не нарушает верности, не уходит, не предает.

Изучение — поведение, учтивость.

Ископыть — след, яма от удара копытом; комья земли из-под копыт.

Исполать — хвала, слава; спасибо.

Источники, источенки — пояса разноцветные.

Калика — паломник, странник; странствующий богатырь.

Камка — дорогая узорчатая ткань, цветная, с разводами.

Канун — мед, пиво, брага, сваренные к празднику; общий праздник.

Кармазинные — из ярко-алого сукна.

Кережка — северные оленьи или собачьи сани.

Кивер — военный головной убор.

Кисовая (кровать) — тесовая.

Кичига — верхняя (короткая) палка цепа.

Клюха — клюка, посох.

Княгиня обручёная — невеста, молодая в день брака.

Кодолы — канаты, цепи.

Кокошник — женский головной убор в виде округлого щита.

Ко́мени, комони — кони.

Корба́ — сырые низменные места под ельником, частый лес; трущоба.

Ко́ржинья — стояки, служившие основой носа или кормы судна.

Корзни́ — валежник; неровности (оба значения предположительные).

Коросты сливные — чесотка.

Косевчатое, косивчатое, косящатое и др. (окошко) — окно с косяками; постоянный эпитет, указывающий на добротность окна, сделанного из косяков, в отличие от волокового — маленького задвижного оконца.

Кошка — якорь; каменная гряда на взморье.

Красенца, красна — деревенские холсты, простое полотно.

Крежик — овраг, обрыв.

Крековый, крякновистый, кряковистый и т. п. — кряжистый, с корявыми пнями; особо крепкий.

Крестовые братья — побратимы, в знак братства поменявшиеся нательными крестами.

Кубоч, кубач — обмолоченный сноп.

Купав — красивый, чистый, белый, гордый.

Курева, куревка — пыль, дым.

Куяк — старинные латы из кованых пластинок по сукну.

Летная (сторона) — южная.

Ломливая — спесивая, чванная.

Луда, лудья — подводная россыпь камней, близко находящаяся к поверхности воды; мели.

Лучилося — случилось; оказалось.

Лясы — обманные речи, хитрости.

Мазовицы — возможно, маковицы.

Маломожный — бедный, недостаточный.

Матица — главная часть войска, середина, центр.

Меделянские (кобели) — порода собак: большеголовые, крупные.

Меженный (день) — летний, теплый; долгий.

Мелен — рукоять ручной мельницы; ручные жернова.

Мерная (верста) — старинная мера в 700 саженей; верста, содержащая полную, определенную меру.

Меть — конская пробежка, короткая скачь.

Мост — пол в избе, в тереме.

Мостово — пошлина за причаливание и проезд по мосту.

Мосты — мостовые на улице.

Муравая, муравленая, муравленка и т. п. (печь) — покрытая глазурью.

Мурзамецкое, муржемецкое — татарское, восточное (от «мурза» — татарский феодал).

Мучник, мушник — печеный яровой хлеб; ржаной пирог без начинки, лепешка.

Наволевалася — побыла на воле, нагулялась.

Наволок, наволочек — коса, низкий берег, вдающийся в море или в озеро.

Наволочная — покрытая пенкой.

Надзолушка, назола — досада, огорчение («надзолу дают» — досаждают, огорчают).

Након — раз; один прием.

Накрутилася — переоделась, нарядилась.

Налучище, налучье — чехол для лука, в котором помещаются и стрелы.

Наоко́л — вокруг («наокол скакал» — объезжал, ехал кругом).

Напу́ск — натиск, нападение, наезд.

Нарочитая — значительная, отличная.

Нарочны (борцы) — специальные, посланные; отличные.

Насад — старинное гребное и парусное судно.

Насадочки — место на копье, где наконечник прикрепляется к древку.

Небылое — выдумка, ложь; «небыльные слова» — не соответствующие истине.

Недоладом, неладом — с яростью, сильно; неистово.

Нежилецкие (кони) — хилые, дряхлые.

Неприказываный — явившийся без приказа; не ожидающий чьих-то забот.

Неумильные — неразумные, неугодные, неприятные.

Нунчу, нунь — нынче, теперь.

Обгалчить — оговорить; «не обгалчат» — не оклевещут, не сглазят.

Обезвичить — изувечить, искалечить, обидеть.

Обжи — оглобли у сохи.

Обирать — убирать, складывать.

Обло́чкана — расщеплена, разбита, обтрепана.

Обманслива — обманчивая, таящая обман, зло.

Ободверина — притолока или косяки у двери.

Одинцовые (сукна) — вытканные из одних шерстяных ниток; темно-зеленые.

Окатистый — крутой, обрывистый.

Окольные (скамеечки) — вокруг столов.

Олови́на — хмельной напиток; гуща, осадок напитка.

Опальная (одежда) — возможно, дорожная, военная; надеваемая попавшими в опалу, в беду; худая, плохая.

Опричь, опришно — кроме, помимо.

Опружинки — возможно, подпруги.

Орать, оратай — пахать, пахарь.

Осек — забор, изгородь; огороженный участок, куда не допускался скот.

Ослышаться — не слушаться, не повиноваться; услышать.

Останное, в остатки — последнее, в последний раз.

Отперлись — отреклись, отказались.

Отстудили — обидели; вызвали неприязнь, ненависть.

Охапляли — обнимали, обхватывали.

Очестливый, очетливый — вежливый, воспитанный.

Па́бедье — время около полудня; полдник.

Падёра — буря с вихрем, с дождем, снегом; зимнее ненастье.

Падовая улица — идущая под уклон.

Панове, пановья — обычное в былинах название приближенных чужого царя, короля.

Паробок — младший товарищ, слуга, оруженосец богатыря.

Пельки — женские груди.

Переброжая — бродячая, шатающаяся.

Переладец — вероятно, то же, что гудок (см.).

Пересметить — пересчитать, учесть.

Перецки — персты, пальцы.

Печальное (платье) — траурное, черное.

Печатная (сажень) — казенная, мерная, в 3 аршина.

Пластина — половина разрубленного тела.

Пленицы — узы, которыми связывались группы невольников; по ним — и название самих групп, уводимых в плен.

Пляшший, пляштый — жгучий.

Побасче — осанистее, щеголеватее (от «баской» со многими оттенками значений красоты, щегольства, изящества).

Победная (головушка) — горемычная, горькая.

Поветерь, поветерье — попутный ветер; полный ветер.

Повыздынуть — поднять, вытащить.

Подколенные (князья) — младшие.

Подлавечье — место под лавкой у стены.

Подчереза — вероятно: подчерев, подчеревье, т. е. подбрюшье.

Пожня — сенокосный луг; целина, залежь, подготавливаемая под пашню.

Покляпая, покляпова — кривая, изогнутая.

Положенье — пожертвование в пользу церкви или монастыря.

Полохаться — беспокоиться, пугаться.

Полсть — полость, кошма, подстилка.

Поляковать — ездить в поле ради воинских подвигов.

Поляница — богатырка; неизвестный богатырь; собират.: удальцы, богатыри.

Поприще — старая мера для определения пути, приравнивавшаяся к суточному переходу, около 20 верст.

Порато — очень, сильно; много.

Порный — сильный, крепкий, видный, возмужалый.

Порок — порука, залог, заклад.

Поршни — кожаная обувь без голенищ.

Поспехи — доспехи, снаряжение.

Поспешнички — пособники, помощники.

Поторчины — торчащие колья, столбики.

Похабно — стыдно, гадко на душе.

Почелок — головной девичий убор в виде венца с лентами.

Прави́льные — крайние перья особого вида в крыльях птиц.

Прелестные (слова) — соблазняющие, обольщающие.

Прешпехтивная — проспектная (от «проспект»).

Прибыточён — с прибылью, с удачей.

Примется — обращает внимание (от «примечать»); «к речам не примется» — отвергает, не принимает.

Присадочки — возможно, древки копий.

Присошечек — лопаточка у сохи для отворачивания земли.

Притка — беда, неожиданный несчастный случай, порча.

Прихватка — встречается в сочетании: «со прихваткою» — решительно.

Причалины — оконные петли; возможно, наличники.

Прогрязнуть — провалиться, обрушиться.

Прорезь — внутренний жир, сало.

Протаможить — пропускать через таможню, разрешать торговлю.

Прохлупался — промахнулся («разума прохлупался» — сглупил).

Пурхае — шевелится, копается, разгребает.

Пустынь, пустыня — келья, жилье отшельника; монастырь.

Пядь — мера длины в четверть аршина.

Пята — шип в гнезде, на котором ходит дверь («на пяту» — настежь), тупой конец стрелы, противоположный острию.

Раздернуть (шатер) — раскинуть, разбить.

Разрывчатый (лук) — тугой, упругий.

Расторгнуть — растерзать, разорвать.

Раструбистые — широкие в подоле.

Ратиться, ратовать — воевать, драться.

Ратовищо — древко копья, бердыша или рогатины.

Ребьядая — видимо, рыбьядая; «ребьядая бесёдушка» — то же, что «беседа дорог рыбий зуб», т. е. скамейка из моржовой кости.

Ременчат стул — походный, складной, раскидной на ремнях.

Ретливое — ретивое, горячее.

Рогачик — рукоятка сохи.

Росстань — распутье, перекресток дорог; собственно расходящиеся дороги, предмет выбора богатыря.

Рудо-желтая — красно-желтая, буро-желтая.

Рядобная (чара) — идущая по ряду, передаваемая строго по порядку; «нерядобная» — та, которой обнесли сидящего за столом.

Семья — жена или муж.

Середы (кирпичные) — полы; пол-середа — часть пола в избе, особо настланная; женская часть избы.

Сиверик — северный ветер.

Силышка — силки для ловли птиц.

Скачен — скатный, круглый, ровный, отборный.

Скима — схима, монашеский обет, особо строгий.

Скрянуться — двинуться; «не скрянется» — не двинется с места.

Скурлат — цветное сукно.

Слонятся — слоняются, бродят.

Слега, сляга — бревно, перекладина.

Смекал — считал; смечать — считать.

Смерд — мужик, холоп, человек из черни.

Смета — счет, число, цена.

Снарядная (одежда) — нарядная, красивая.

Сокрутились — оделись, нарядились, переоделись.

Сороковка — бочка, вмещающая сорок ведер.

Сорочинская — сарацинская, происходящая с Востока.

Спадсливый — склонный к чему-либо, подверженный чему-либо.

Спинаючи — возможно, спиной вперед.

Спичечка, спичка — деревянный гвоздь в стене, на который вешают платье.

Способная — попутная, удобная.

Спутьё — встреча; «на спутьё» — навстречу, по пути.

Ставочка — вставочка, камешек в перстне.

Стамед — шерстяная ткань.

Станица — группа, толпа.

Становина, становица — нижняя половина женской рубахи.

Степь — спина у лошади; хребет конской шеи.

Стольки, столько — только.

Стоснулось — стало скучно, грустно (от «стоскнулось»).

Струг — общее название столярного инструмента.

Стряпчие — служащие при князе.

Ступью́ — шагом, медленно.

Субой — водоворот или сильное встречное течение.

Сузём, сузёмочек — ширь, пространство; дремучий лес.

Сукрой — кусок, ломоть хлеба, отрезанный во всю ковригу.

Супротивная, супротивница — жена, невеста.

Сып, сыпь — доля в складчине, пай, вклад в братчину (см.).

Тати-подорожники — воры, грабители на дорогах.

Томный — усталый, утомленный.

Тонцы — музыкальные мотивы; «тонцы водить» — заниматься музыкой, исполнять определенную музыку.

Тоня — рыбная ловля; одна закидка невода; сеть.

Тощиться — оскудевать, уменьшаться; «не тощится» — не уменьшается.

Трубное (окно) — вероятно, раздвижное.

Трубчата (коса) — долгая.

Туес — берестяная кубышка с крышкой.

Туры — дикие быки; корзины, набиваемые землей, служили для прикрытия в укреплениях.

Уброси — оставь, прекрати.

Увалистая — волнистая, грядами, уступами.

Уветливо (слово) — убеждающее, ласковое, склоняющее к добру.

Удроба — робость, трусость (от «удробить»); «не с удробою» — не робея.

Укатистая — крутая, обрывистая.

Укидалась — согласилась, прельстилась.

Украина, украинка — окраина; пограничная область; дальняя земля.

Уланове, улановье — то же, что панове (см.).

Уносная (поветерь) — ветер от берега.

Упадка — страх, робость; «не с упадкою» — без страха.

Упалый — притаившийся; смелый (оба значения — предположительно).

Учёвствовать — чествовать, воздать честь.

Харчевнички — хозяева харчевни.

Хоботы — встречается в выражении: «хоботы метал по темным лесам» — кружил, плутал по лесам.

Храпы — путы, цепи, крюки.

Хрусчатая — с узорами; возможно также — шуршащая, хрустящая.

Хрящ — крупный песок, щебень.

Цапенка — царапина, ссадина.

Чебурак — тяжелая гиря на бурлацкой лямке.

Чембуры — повода, за которые привязывают коня.

Червчатая — червленая, багряная.

Черкальское — черкасское, особо высокого качества.

Чернизина — черное пятно.

Черные мужички — из простонародья, тягловые.

Чёснула — скребла (от «чеснуть»).

Чумак — сиделец в кабаке.

Шалыга подорожная — дубина, плеть.

Шамахинская — из Шемахи (на Кавказе); эпитет, обозначающий восточное происхождение предмета и его высокое качество.

Шамшура, шемшура — род шапочки, надеваемой под платок замужними женщинами.

Шаньги — ватрушки, лепешки.

Шебур — домотканая грубая ткань, рабочая одежда из нее; сермяга, зипун.

Шесток — площадка перед русской печью, между устьем и топкой.

Шорлопина — гора, скала, утес.

Шурмовать — разорять, ударять, бросать.

Щап — щеголь, франт; щапливый — нарядный, щегольской, изысканный.

Щапить — щеголять, красоваться.

Щелейки, щелья — горы на морском побережье; утесистые, гранитные берега.

Щеточки — часть ноги коня над сгибом копыта.

Яндома — яндова (ендова), посуда для питья, жбан.

Яровчаты (гусли) — из явора, чинара; постоянный эпитет для гуслей.

Ярыжки — наемные работники, слуги.

Ячные (пива) — ячменные.

1 В Словарь включены также пояснения нескольких общеупотребительных слов, имеющих необычное значение в былинных текстах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *