Турксиб картина что изображено

История Турксиба Разное

Идея постройки железнодорожной линии, которая связала бы Туркестан, Семиречье и Сибирь, родилась ещё в 1887 году. Предполагалось, что линия усилит военное присутствие России в пограничном с Китаем регионе, а также существенно упростит вывоз хлопка из Туркестана в Сибирь и дешёвого семиреченского и cибирского зерна — в Туркестан. Рассматривались разные варианты трассы (например, Омск — Кулунда — Семипалатинск и далее), но в конце концов межминистерский комитет постановил в 1906 г. выделить деньги на строительство линии Барнаул — Семипалатинск — Верный (ныне Алма-Ата) — Луговая — Арысь. Участок Барнаул — Семипалатинск был сдан во временную эксплуатацию в 1913 г. (в постоянную — в 1916 г.), а Арысь — Луговая — Пишпек (ныне Бишкек) — уже после октябрьской революции, в 1924 году. Оставалось соединить Луговую и Семипалатинск…

Турксиб картина что изображено. Смотреть фото Турксиб картина что изображено. Смотреть картинку Турксиб картина что изображено. Картинка про Турксиб картина что изображено. Фото Турксиб картина что изображено

Картина А. Кастеева «Турксиб»

Туркестано-Сибирская железная дорога, выполнившая эту миссию, стала одной из самых известных строек первой пятилетки.
Решение о строительстве Турксиба было принято на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) в 1926 году (по другим данным — в 1924 г.) Возможно, в те годы перевозки хлопка и зерна были уже не так актуальны: недаром даже официально одной из задач, которую призвана была решить постройка Турксиба, называлось «предотвращение проникновения западноевропейского капитализма в Синцзян».
1451 километр рельсовой колеи был проложен через горные реки, скалистые хребты Джунгарского Алатау, раскалённые пески. Укладка первого звена трассы от станции Семипалатинск была начата 15 сентября 1927 года, с другого конца от станции Луговая — 19 ноября того же года. За ходом строительства наблюдал член политсовета Среднеазиатского военного округа Мрачковский, репрессированный в 1936 году по обвинению в саботаже того самого строительства. «Серебряный» костыль на месте стыковки рельсов — станции Айна-Булак — был забит 28 апреля 1930 года (по другим данным — 25 апреля или 1 мая), на 8 месяцев раньше срока. Первый поезд пришел в Алма-Ату 19 июля 1929 г., а в постоянную эксплуатацию дорога была принята 31 декабря 1930 г. Строительство магистрали обошлось в 203,5 млн. рублей в ценах 1930 года — 141 тыс. рублей за километр.

Источник

Удивительные истории картин музея искусств РК имени Абылхана Кастеева: фоторепортаж

Фото: Бауыржана Жуасбаева

Интерес любителей изобразительного творчества не угасает. Они возвращаются, чтобы узнать новые удивительные истории картин.

Картины Абылхана Кастаеева

Картина Николая Хлудова «В Юрте»

Картина Алексея Бортникова «Письмо колхозников животноводов»

Картины Канафии Тельжанова «Звуки домбры» и «Кок-пар»

Народный художник СССР Канафия Тельжанов в своих работах повествует культуру и традиции казахской степи. Он использовал монументальные полотна и с помощью ярких цветов передавал атмосферу того времени.

Художник живописец Тельжанов выбирал динамичные сюжеты к своим картинам. Одна из таких работ «Кок-пар» изображает казахскую национальную игру.

Картина Гульфайрус Исмаиловой «Казахский вальс. Портрет Народной артистки КазССР Ш. Жиенкуловой «

Картина Сергея Калмыкова «Две кариатиды и море»

Триптих Камиля Муллашева

Камиль Муллашев выдающийся казахстанский художник. Он является автором триптиха, куда входят три композиции «Над белой пустыней. Земля и время. Казахстан « (левая часть триптиха), «Юность. Земля и время. Казахстан « (центральная часть триптиха), «Хлебная страда. Земля и время. Казахстан « (правая часть триптиха).

Картина Салихитдина Айтбаева «Обед на полевом столе»

Художник и график Салихитдин Айтбаев ярко изображал в своих работах сельскую жизнь. Так он написал картину «Обед на полевом столе».

Картина Абдрашита Сыдыханова «Девятый микрорайон»

Заслуженный деятель искусств Казахской ССР Абдрашит Сыдыханов известен, как художник-живописец и художник кино. Одна из ярких картина «Девятый микрорайон». В этой работе художник отобразил образ своей супруги и ребенка. Тем самым, он хотел передать истинный смысл счастья.

Сегодня государственный музей искусств РК имени Абылхана Кастеева стал одним из центров притяжения новых культурных инициатив. При этом фонд музея связывает прошлое и будущее изобразительного искусства страны. Здесь также регулярно проходят персональные выставки работ казахстанских мастеров, а также ближнего и дальнего зарубежья. По словам работников музея, интерес любителей изобразительного творчества не угасает. Они возвращаются, чтобы узнать новые удивительные истории картин.

Источник

Знаменитая стройка Турксиба в судьбе Кастеева

Сегодня о Великом Турксибе мы знаем по кинофильмам, книгам, воспоминаниям ветеранов. Одним из знаковых произведений о грандиозном строительстве первой пятилетки советской страны является знаменитая картина «Турксиб» народного художника Республики Казахстан Абылхана Кастеева. О знаменитой стройке в судьбе Кастеева рассказал ведущий научный сотрудник Государственного музея искусств РК имени Абылхана Кастеева, кандидат искусствоведения Амир Джадайбаев.

– Какую роль в судьбе Абылхана Кастеева занимает Турксиб?

– Турксиб для Кастеева стал знаковым событием. Можно сказать, что он разделил его жизнь на две половины – до и после. Когда Абылхан услышал о стройке, он с группой своих ровесников отправился из аула на объекты первой пятилетки.

Казахскую молодежь тогда принимали только чернорабочими, потому что квалификации у них не было. Стройки первых пятилеток, к которым относился и Турксиб, помимо своей основной задачи – создания материальной базы и повышения обороноспособности советского государства – выполняли также и социальную задачу так называемой «перековки» прежде «несознательного элемента» и создания на их базе национального пролетариата, которого в Казахстане в те годы не существовало.

Таким образом, для Кастеева Турксиб стал не только трудовой школой, где он приобретал конкретную специальность, но и его классового роста. Он стал одним из представителей пролетариата.

Прошел помимо этого школу советского коллективизма, который пришел на смену прежнего, дореволюционного – человека индивидуума. В советской стране доминировало понятие коллективного сознания. Это касалось и искусства, и всех других сфер деятельности.

И все же для Кастеева Турксиб стал знаковым событием в плане того, что впервые здесь на него обратили внимание как на начинающего художника. Он самостоятельно пытался освоить изобразительную грамоту. В перерывах между работой что-то изображал. Заметив его увлечение, руководители стали обсуждать, как помочь развить талант и, может быть, учиться дальше.

– Известно ли, на каких участках трудился Кастеев?

– Есть данные, что первоначально он прибыл на станцию Айна-Булак. Далее сведений нет, документы практически не сохранились. Но однажды в его судьбе произошло важное событие. Кастеев сам рассказывал об этом журналистам.

В те годы была политическая установка – из состава национальных кадров формировать рабочий класс, интеллигенцию. Этому уделялось огромное внимание. Способности людей замечались, брались на заметку, пытались помочь им продвинуться, направляли на учебу на рабфаки в Москву, Ленинград и другие города. Кастеев попал именно в эту струю.

Сохранилась легенда о том, что к концу строительства Кастеев, забравшись на скалу, изобразил профиль Ленина.

Предполагается, что это красивая легенда, может, было, может, не было. Характерно для того времени, что такие люди обрастали социалистической мифологией. Главная цель в том, что советская власть способствовала, чтобы обычный аульный паренек, пастух из бедной семьи стал одним из лидеров национальной социалистической культуры.

Такая сказочная история. Своего рода коммунистическая мифология. Она присутствовала во всех республиках. Тем не менее, сам факт показателен. Он говорит о том, что Кастеев впервые заявил о себе как о художнике портретом вождя мирового пролетариата. Получил признание своего трудового коллектива.

– Партия его заметила?

– Да, именно на одном из партсобраний его рекомендовали на учебу в Алма-Ату, которая тогда уже стала столицей республики. Было только одно препятствие – Кастееву надо было доказать свое происхождение. Он отправил запрос в аул, чтобы подтвердить свое не байское проис хождение. Долго ждал справку о том, что он происходит из семьи пастухов, которая до сих пор хранится в семье.

– Творчество его тоже во многом связано с Великой стройкой?

– Конечно, в своем творчестве он часто обращался к теме Турксиба. Первая из того, что мы знаем – графическая работа 1932 года «Турксиб».

Довольно известная, небольшого размера, была создана с Николем Крутильниковым, в то время известным в Казахстане художником, теоретиком, написавшим много статей, работавшим над плакатами, с живописью.

Такая была практика в 30-е годы, к каждому национальному молодому художнику приставлялся куратор, как правило, из русских квалифицированных мастеров.

Совместно с ним Кастеев сделал эту работу. На ней казах на верблюде едет вдоль железнодорожного полотна, по которому в сторону зрителя движется паровоз.

Рисунок станковый, простой по композиции, доходчивый, в нем противопоставлялись два мира – прошлое и настоящее.

Кастеев начинает осознавать миссию советского искусства – подчеркивать преимущества нового социалистического строя и критически относиться ко всему прошлому. Фигура казаха на верблюде в левом углу символизирует дореволюционный Казахстан.

А справа – «железный конь», «огненная арба». При этом казахи сначала со страхом воспринимали поезд, а потом постепенно пришло понимание, что пришло новое время. Люди поняли его преимущества, мощь и силу.

– Интересно, что на его полотнах встречается много различной техники. Таково было его увлечение?

– Турксиб развил в Кастееве особый пиетет техники. Индустриализация была важнейшим фактором конца XIX-начала XX века. И впоследствии Кастеев будет скрупулезно изображать различные технические средства – трактора, поезда, самолеты, машины.

Такова была тенденция времени. На выставки приходили рабочие, крестьяне, простые люди, которые хорошо разбирались в различных механизмах, потому что работали на этих машинах. Они очень быстро замечали в картинах художников погрешности.

Об этом сохранились записи, статьи в газетах, где утверждалось, что некий художник неправильно нарисовал комбайн или косилку. В первом рисунке Кастеева поезд изображен несколько стилизованно, упрощенно. Тогда это было допустимо, еще достаточно лояльно относились к этому.

Позже, в середине 30-х годов стали относиться более строго. Этот первый профессиональный рисунок, тем не менее, в нем проявился характер кастеевского искусства. Все его творчество можно разделить как серию: старый и новый быт.

– Конечно же, грандиозное строительство железной дороги подходило для решения такой задачи как нельзя лучше!

– Кастеев, изображая Турксиб, овладевал методом соцреализма, чтобы показать все преимущества советского строя в деле преобразования его родной страны, степи: как менялся ландшафт, появлялись заводы и фабрики. В течение 30 лет Кастеев обращался к теме великой стройки. Основные работы – это помимо рисунка 1932 года, наиболее значимая его картина 1969 года – большое живописное произведение «Турксиб».

Оно было написано в преддверии 100-летия Ленина, широко отмечавшегося в стране. Художникам были даны большие заказы, Кастеев тогда написал две большие картины – «Турксиб» и портрет Амангельды Иманова.

– Сегодня его «Турксиб» известен многим!

– Именно «Турксиб» является знаковым для художника, в советское время соединял его ранний период со зрелым поздним периодом, показывая ценность его искусства.

Если сравнить две эти работы, можно ярко увидеть прогресс, эволюцию его творчества.

Эти две работы, во-первых, отличаются размером. Маленький, даже миниатюрный рисунок и монументальное живописное полотно большого формата, демонстрируют кардинальные изменения.

Во-вторых, развилось техническое художественное мастерство, Кастеев стал в полном смысле профессиональным художником, хотя не имел формального академического образования. Его мастерство активно росло со временем.

В-третьих, сам подход к теме стал более сложным, диалектическим. Сюжет, конечно, достаточно простой.

Группа людей встречает подходящий поезд. Тем не менее, живописец идет не то что против истины, а показывает в идеалистическом ключе, что народ приближается к поезду. Если разобраться, идет против правды, реальности. Но в советское время именно так и надо было изображать.

Если разбираться в советских картинах, они не настолько правдивы, как провозглашалось соцреализмом.

– У него на картинах очень тщательно выписаны лица. Есть прототипы? Или все они – плод воображения?

– Прототипы существовали всегда. Кастеев относится к таким художникам, которые всегда основываются на натуре, каждый персонаж у него портретен. Другое дело, как это портретное сходство достигалось, до какой степени. Но Кастеев был очень дотошным.

Обратите внимание, что люди на этом полотне изображены со спины. У него был такой метод, он давал эффект присутствия зрителя в толпе: мы видим перед собой спины впереди стоящих.

– Как будто сам находишься там на месте.

– Поэтому зрители, приходя на выставку, стоя перед его картинами, ощущали себя участниками действа. Сейчас разрабатываются 3D, 5Dмодели.

В то время тоже была эта новация. Возникал эффект личного участия, присутствия. Для того времени люди с их зрительным опытом так и считывали. Этот момент не все понимают. Поэтому его мастерство визуальной пространственности передачи для этого и работало.

Ты смотришь на картину, и как бы в реальности глаз проваливается. И зритель стоит не перед картиной, а перед событием. А поезд буквально идет на тебя. Слышишь его звук, движение, крики людей. Все это ощущаешь. Сегодня мы, избалованные телевидением, воспринимаем несколько по-другому. А в то время эффект был очень сильный!

– Существует конкретное место, которое изображено на полотне?

– Такого исследования не проводилось, но могу предположить, что это конкретное место. Всегда пейзаж, любой предмет, момент, персонаж у Кастеева имеет прототип. Это можно точно сказать. В советском искусстве не было свободы творчества.

Очень жестко следила цензура, картину проверяли на выставочных худсоветах. Художники были как под ярмом. Может, они внутренне страдали от этого, но должны были этому следовать.

– И детали паровоза выписывались не только для зрителей, но и для цензуры?

– Хотя тех требований в чем-то нашим художникам и не хватает. Реальность теряется в произведениях. Еще интересный момент.

В первом рисунке 1932 года человек на верблюде и поезд ассоциируются с традиционной мифологией народной встречи батыра с каким-то драконом, чудовищем. Они должны сразиться.

Но у Кастеева не такой подход. В капиталистическом обществе машина служит для эксплуатации человека, она мертвая, холодная, подавляет личность человека.

В советском социалистическом обществе машина – одушевленное существо, которое призвано помогать пролетариату. В данном случае внешне ассоциируется с этим мифом – богатырь и дракон. Но здесь дракон приручается, и нет резкого антагонизма.

– Как все это интересно. Кстати, есть другие работы кисти художника об этом периоде?

– Существует еще несколько рисунков, на которых Кастеев изображает строительство Турксиба. Зарисовки более позднего времени. Они хранятся в семье Кастеева, на них он себя изображает, других людей периода строительства железной дороги.

– Интересно, кого еще вдохновила эта стройка?

– Всесоюзную стройку изобразил не только Абылхан Кастеев. К примеру, Молдахмет Кенбаев на картине «Карайгыр» (черный жеребец) изобразил символически романтический поезд.

В фондах музея хранится много работ, посвященных Турксибу. Сюда командировались и советские деятели искусства Александр Дейнека, писатели Ильф и Петров, многие другие. Абылхану Кастееву повезло, что он попал на эту великую стройку, он сам всегда это признавал. Она сыграла в его судьбе знаменательную роль.

Источник

Турксибу исполнилось 90 лет

Сегодня о Великом Турксибе мы знаем по кинофильмам, книгам, воспоминаниям ветеранов. Одним из знаковых произведений о грандиозном строительстве первой пятилетки советской страны является картина Народного художника Казахстана Абылхана Кастеева.

Турксиб картина что изображено. Смотреть фото Турксиб картина что изображено. Смотреть картинку Турксиб картина что изображено. Картинка про Турксиб картина что изображено. Фото Турксиб картина что изображено

Родился художник 1 января 1904 г. в ауле Чижин Джаркентского района Талды-Курганской области в семье бедняка-скотовода. Его произведения находятся во многих крупнейших музеях Казахстана, а также России, Украины, Кыргызстана, и в частных собраниях ближнего и дальнего зарубежья. Его работы, в числе которых и знаменитая картина «Турксиб», по праву называют художественной летописью республики. Мало кто знает, что сам Кастеев трудился на великой стройке.

О Кастееве на Турксибе и Турксибе в судьбе Кастеева нам рассказал ведущий научный сотрудник Государственного музея искусств РК имени Абылхана Кастеева, кандидат искусствоведения Амир ДЖАДАЙБАЕВ.

Турксиб картина что изображено. Смотреть фото Турксиб картина что изображено. Смотреть картинку Турксиб картина что изображено. Картинка про Турксиб картина что изображено. Фото Турксиб картина что изображено

Коллективное сознание в искусстве

— Какую же роль в судьбе Кастеева занимает Турксиб?

— Турксиб для Кастеева стал знаковым событием. Можно сказать, что он разделил его жизнь на две половины – до и после.

Таким образом, для Кастеева Турскиб стал не только трудовой школой, где он приобрел конкретную специальность, но и школой его классового роста. Он стал одним из представителей пролетариата.

— Известно ли на каких участках трудился Кастеев?

— Есть данные, что первоначально он прибыл на станцию Айнабулак. Далее сведений нет, документов практически не сохранилось.

Но однажды в его судьбе произошло важное событие. Кастеев сам рассказывал об этом журналистам. В те годы была политическая установка – из состава национальных кадров формировать рабочий класс, интеллигенцию. Этому уделялось огромное внимание. Способности людей замечались, брались на заметку, пытались помочь им продвинуться, направляли на учебу на рабфаки в Москву, Ленинград и другие города. Кастеев попал именно в эту струю.

Сохранилась легенда о том, что к концу строительства Кастеев, забравшись на скалу, изобразил профиль Ленина. Такой эпизод описан во всех его биографиях, статьях советского и постсоветского периода. Доказательств, конечно, сейчас нет, не сохранилось изображение вождя пролетариата, ни фото, никаких других свидетельств. Тем не менее, сам факт показателен. Он говорит о том, что Кастеев впервые заявил о себе, как о художнике, портретом вождя мирового пролетариата. Получил признание своего трудового коллектива.

— Партия его заметила?

— Да, именно на одном из партсобраний его рекомендовали на учебу в Алма-Ату. Было только одно препятствие. Кастееву надо было доказать свое происхождение. Он отправил запрос в аул, чтобы подтвердить свое не байское происхождение. Долго ждал справку, которая до сих пор сохранилась в семье, что он из семьи пастухов.

Турксиб картина что изображено. Смотреть фото Турксиб картина что изображено. Смотреть картинку Турксиб картина что изображено. Картинка про Турксиб картина что изображено. Фото Турксиб картина что изображено

«Казахи сначала со страхом воспринимали поезд»

— Творчество его тоже во многом связано с Великой стройкой?

— Конечно, в своем творчестве он часто обращался к теме Турксиба.

Первая из того, что мы знаем – графическая работа 1932 года «Турксиб». Довольно известная, небольшого размера, была создана с Николем Крутильниковым, в то время известным в Казахстане художником. Такая была практика в 30-е годы, к каждому национальному молодому художнику приставлялся куратор, как правило, из квалифицированных мастеров. Такую миссию по отношению к Абылхану на себя взял Крутильников. Совместно с ним Кастеев сделал эту работу. На ней казах на верблюде едет вдоль железнодорожного полотна, по которому в сторону зрителя движется паровоз. Предполагаю, что это был рисунок к плакату. В те годы работы были в основном прикладного характера. Свободы творчества не было, все делалось на заказ – социальный, партийный. Надо все воспринимать в этом русле.

Рисунок станковый, простой по композиции, доходчивый, где противопоставлялись два мира – прошлое и настоящее. В нем Кастеев начинает осознавать миссию советского искусства – подчеркивать преимущества нового социалистического строя и критически относиться ко всему прошлому. Фигура казаха на верблюде в левом углу символизирует дореволюционный Казахстан. А справа – «железный конь», «огненная арба». При этом казахи сначала со страхом воспринимали поезд, а потом постепенно пришло понимание, что пришло новое время. Люди поняли его преимущества, мощь и силу.

— Интересно, почему на его полотнах встречается много различной техники? Таково было его увлечение?

— Турксиб развил в Кастееве особый пиетет техники. Индустриализация была важнейшим фактором конца XIX, начала XX века. И впоследствии Кастеев будет скрупулезно изображать различные технические средства – трактора, поезда, самолеты, машины. Такова была тенденция времени.

На выставки приходили рабочие, крестьяне, простые люди, которые хорошо разбирались в различных механизмах, потому что работали на этих машинах. Они в картинах художников очень быстро замечали все погрешности. Об этом сохранились записи, статьи в газетах, где утверждалось, что некий художник не правильно нарисовал комбайн или косилку. К этим замечаниям художники серьезно относились, тщательно изображали все детали.

В первом рисунке Кастеева поезд изображен несколько стилизованно, упрощенно. В тот период это было допустимо, еще достаточно лояльно относились к этому. Позже, в середине 30-х годов стали относиться более строго. Этот первый профессиональный рисунок, тем не менее, в нем проявился характер кастеевского искусства.

Кастеев, изображая Турксиб, овладевал методом соцреализма, чтобы показать все преимущества советского строя в деле преобразования его родной страны. В течение 30 лет Кастеев обращался к теме великой стройки. Основные работы – это помимо рисунка 1932 года, наиболее значимая его картина 1969 года – большое живописное произведение «Турксиб». Оно было написано в преддверие 100-летия В.Ленина, широко отмечавшегося в стране. Художникам были даны большие заказы, Кастеев тогда написал две картины, наряду с «Турксибом» еще и портрет Амангельды Иманова.

— Сегодня его «Турксиб» известен многим!

— Именно «Турксиб» является знаковым для художника, объединившим ранний со зрелым поздним периодом, показывая ценность его искусства. Если сравнить две эти работы, можно ярко увидеть прогресс, эволюцию его творчества.

Эти две работы, во-первых, отличаются размером. Миниатюрный рисунок и монументальное живописное полотно, демонстрируют кардинальные изменения. Во-вторых, развилось техническое мастерство, Кастеев стал в полном смысле профессиональным художником. Хотя он не имел формального академического образования, тем не менее, мы все считаем его профессиональным художником. В-третьих, сам подход к теме стал более сложным, диалектическим. Сюжет, конечно, достаточно простой. Группа людей встречает подходящий поезд. Хотя присутствует социалистическая мифология – приходящий поезд издавал громкие звуки, кони, верблюды и люди разбегались в разные стороны, паровоз внушал какой-то страх. Тем не менее, живописец идет не то что против истины, а показывает в идеалистическом ключе, что народ приближается к поезду. Если разобраться, идет против правды, реальности. Но в советское время именно так и надо было изображать. На этом полотне люди в нарядных костюмах, подчеркнуто ликование. И опять же противопоставление настоящего и прошлого, идет вереница верблюдов слева. От сравнения старого и нового быта советский художник не мог отойти, потому что к этому были особые требования. И Кастеев им следовал.

Турксиб картина что изображено. Смотреть фото Турксиб картина что изображено. Смотреть картинку Турксиб картина что изображено. Картинка про Турксиб картина что изображено. Фото Турксиб картина что изображено

«А поезд буквально идет на тебя»

— Прототипы существовали всегда. Кастеев относится к таким художникам, которые всегда основываются на натуре. Другое дело, как это портретное сходство достигалось, до какой степени. Но Кастеев был очень дотошным. Обратите внимание, что люди на этом полотне изображены со спины. У него был такой метод, он давал эффект присутствия зрителя в толпе.

— Как будто сам находишься там на месте.

— Поэтому зрители, приходя на выставку, стоя перед его картинами, ощущали себя участниками действа. Сейчас разрабатываются 3D, 5D-модели. В то время тоже была эта новация. Сейчас мы это не воспринимаем, а тогда это было достаточно инновационно для того времени. Возникал эффект личного участия, присутствия. Для того времени люди с их зрительным опытом так и считывали. Этот момент не все понимают. Поэтому его мастерство визуальной пространственности передачи для этого и работало. И зритель стоит не перед картиной, а перед событием. А поезд буквально идет на тебя. Слышишь его звук, движение, крики людей. Все это очень ощущаешь. Сегодня мы, избалованные телевидением, воспринимаем несколько по-другому. А в то время эффект был очень сильный!

— Существует конкретное место, которое изображено на полотне?

— Такого исследования не проводил, но, могу предположить, это конкретное место. Всегда пейзаж, любой предмет, момент, персонаж у Кастеева имеют прототип. Это можно точно сказать. В советском искусстве не было свободы творчества. Очень жестко следила цензура, картину проверяли на выставочных худсоветах. Художники были под таким ярмом. Может, они внутренне страдали от этого, но должны были этому следовать.

— И детали паровоза выписывались не только для зрителей, но и для цензуры?

— Хотя тех требований в чем-то нашим художникам и не хватает. Реальность теряется в произведениях.

Еще интересный момент. В первом рисунке 1932 года человек на верблюде и поезд ассоциируются с традиционной мифологией народной встречи батыра с каким-то драконом, чудовищем. Они должны сразиться. Но у Кастеева не такой подход. В капиталистическом обществе машина служит для эксплуатации человека, она такая мертвая, холодная, подавляет личность человека. В социалистическом обществе машина такое одушевленное существо, которое призвано помогать пролетариату. В данном случае внешне ассоциируется с этим мифом – богатырь и дракон. Но здесь дракон приручается, и нет резкого антагонизма.

— А есть другие работы кисти художника об этом периоде?

— Существует еще несколько рисунков, на которых Кастеев изображает строительство Турксиба. Зарисовки более позднего времени. Они хранятся в семье Кастеева, на них он себя изображает, других людей периода строительства железной дороги.

— Интересно, кого еще вдохновила эта стройка?

— Всесоюзную стройку изобразили не только Кастеев. Молдахмет Кенбаев, который на картине «Карайгыр» (черный жеребец), изобразил символически романтический поезд. В фондах музея хранится много работ, посвященных Турксибу. Сюда командировались и советские деятели искусства Александр Дейнека, писатели Ильф и Петров, многие другие.

Абылхану Кастееву повезло, что он попал на эту великую стройку, он сам всегда это признавал. Она сыграла в его судьбе знаменательную роль.

Ирина Бектиярова, Алматы

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *