Турки сельджуки и турки османы в чем разница
Сельджуки и Османская империя
Сельджуки и Османская империя
В начале XI в. полукочевые племена огузов-туркмен во главе с предводителями из рода Сельджуков вторглись на территорию Ирана и за короткий срок завоевали Иран, Ирак, значительную часть Малой Азии. Приняв ислам, тюркские племена осели в отвоеванной у Византии Малой Азии. В начале XIII в. под ударами крестоносцев с запада и затем монголов с востока сельджукское государство распалось. Нашествие монголов положило конец и существованию Халифата Аббасидов; монголы были остановлены в своем победоносном продвижении на Ближнем Востоке лишь мамлюкскими султанами Египта. Под властью монгольских ильханов оказались Иран, Ирак, Закавказье и значительная часть Малой Азии, включая бывший сельджукский султанат.
В начале XIV в. в западной части Малой Азии стало усиливаться небольшое тюркское (турецкое) государство бея Османа. Походы против соседней Византии привели к успеху: вскоре большая часть Малой Азии оказалась под властью османских турок. Во второй половине XIV в. турки вторглись на Балканы и завоевали значительную часть их. Кроме того, турецкие султаны распространили свою власть на восток вплоть до Ирака. Столкновение с армией победоносного Тимура, в конце XIV в. разгромившего монгольское государство ильханов и объединившего под своей властью Среднюю Азию, Иран и значительную часть Ближнего Востока, отбросило турецких султанов на исходные позиции.
Однако после распада империи Тимура турки продолжили свою экспансию. Создав регулярную армию из янычар, султаны уничтожили Византию (захват Константинополя в 1453 г. сопровождался варварскими разрушениями), завершили завоевание Малой Азии и Балкан, а в начале XVI в., сильно потеснив иранских Сефевидов, присоединили значительную часть Армении и северный Ирак. Повернув затем войска на юго-запад, турецкие султаны завоевали Египет и Сирию, установили свою власть в Аравии и заставили последнего из халифов уступить турецкому султану прерогативы повелителя правоверных. Вслед за тем власть турецкого султана была распространена на всю арабскую северную Африку, а в Европе турецкие войска штурмовали Вену. Кроме того, вассалом турецкого султана считался крымский хан, под властью которого находилась значительная часть Причерноморья.
Объединив под своей властью подавляющее большинство мусульманских стран и народов, турецкий султан стал фактическим повелителем правоверных, преемником верховной власти арабских халифов. Однако он уже не мог претендовать на религиозную власть в пределах всего исламского мира. Самостоятельным политическим образованием в позднем средневековье был сефевидский Иран с его в основном шиитским населением, не говоря уже об Индии.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Османская империя: династические традиции
Османская империя: династические традиции Наследницей первых тюрок-завоевателей стала Османская империя, или, официально, Высокое Османское Государство. Государство османских султанов образовалось в 1299 году. В Европе его часто называли Оттоманской империей или
Глава 4 Османская империя (Турция)
Глава 4 Османская империя (Турция) Первые волны тюркоязычных племен в Малой Азии датируются эпохой Великого переселения народов (сер. I тысячелетия н.э.), но в период эффективной власти византийских императоров эти племена достаточно быстро ассимилировались местным
Тамерлан и Османская империя
Тамерлан и Османская империя Тамерлан одержал победы над чингизханидами Кашгарии, южной России и Султанатом Индии. Мы только что рассмотрели тот факт, насколько мало он ценил султана Египта. Единственной силой с которой ему приходилось считаться, так это была Османская
Глава 14 Бывшая Османская империя
Глава 14 Бывшая Османская империя Если Иранское нагорье — это наиболее важное географическое формирование на Большом Ближнем Востоке, то значение полуострова Анатолии (Малой Азии), далеко выдвинутого на запад, по сравнению со всеми остальными частями Азии, является
ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ В КОНЦЕ XV–XVI ВЕКЕ
ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ В КОНЦЕ XV–XVI ВЕКЕ ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОСМАНСКИХ ЗАВОЕВАНИЙ XIV–XV ВЕКОВ Османские завоевания XIV–XV вв. сопровождались турецкой колонизацией завоеванных территорий, ассимиляцией отдельных групп местных жителей, обращением части
ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ В XVII ВЕКЕ
ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ В XVII ВЕКЕ НАРАСТАНИЕ ВНУТРЕННИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ В ИМПЕРИИ К началу XVII в. Османская империя объединила в своих пределах огромные территории Ближнего Востока, Северной Африки и Юго-Восточной Европы. Она вовлекла в единый государственный организм области и
ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ
ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ Гасратян M.A., Орешкова С.Ф., Петросян Ю.А. Очерки истории Турции. М., 1983.Еремеев Д.Е., Мейер М.С. История Турции в средние века и новое время. М., 1992.Зеленев Е.И. Мусульманский Египет. СПб., 2007.Жюльен Ш.А. История Северной Африки. Тунис. Алжир. Марокко. М., 1961. Т. 2: От
Глава 7 Османская империя
Глава 7 Османская империя Истоки государства Османов В конце 1270-х гг. на северо-западе Анатолии возникло владение, вошедшее в историю как бейлик Османов – по имени предводителя тюркской племенной группы. «Анатолия» или «Восток» – так греки называли в античное время
Османская империя и Россия
Османская империя и Россия Одним из внешнеполитических факторов, оказывающих значительное влияние на общее положение Османской империи на рубеже XVII–XVIII вв. становятся отношения с Россией. И хотя характер открытого военного противостояния русско-турецкие отношения
12.4. ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ В XVII В.
12.4. ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ В XVII В. Мятежи янычар показали, что на сцену выходит новое военное сословие, осознавшее свои интересы и требующее перераспределения ресурсов в свою пользу. Оказалось, что воины с ружьями могут точно также отстаивать свои сословные интересы, как
Османская империя и герои Алжира
Османская империя и герои Алжира Алжирский вызовК началу XVI столетия берега Северной Африки превратились в яблоко раздора, ввергнувшее страны Средиземноморья в непрекращающиеся военные столкновения. Эта полоска земли, протянувшаяся тысячью километрами скалистых
9. Османская империя
9. Османская империя После распада Сельджукской державы на территории Малой Азии остался Румский султанат Сельджукидов (Карта 48) с военно-ленной системой землевладения. Правители Рума провели своего рода «социальную революцию», освободив рабов и крепостных, что
Сельджуки: тюркская империя и мусульманское единство
Сельджуки: тюркская империя и мусульманское единство Довольно успешную попытку восстановить единство мусульман предприняли султаны Сельджукиды: идеал единого исламского государства все еще влиял на умы жителей земель вокруг Багдада, где пришли к власти сельджуки.
Упадок государственности сельджуков и зарождение Османского государства
В течение 30 – 90-х гг. XI в. происходящие из Средней Азии туркмены – исповедовавшие ислам племена огузской ветви кочевых тюрок, возглавляемые предводителями из рода Сельджукидов, создали могущественную державу, владения которой простирались от Малой Азии и восточного побережья Средиземного моря до территорий современных Афганистана и крайнего запада Китая. В нее входили Сирия, Ливан и Палестина, Курдистан, Ирак, Южное и Восточное Закавказье, Иран и собственно Туркмения, а также земли других тюркоязычных народов в Средней Азии, юго-восток Аравийского полуострова. А в отвоеванной у Византийской империи – наследницы Древнего Рима, Малой Азии местное население, состоявшее в основном из иранцев, армян и греков, массово приняло ислам и для облегченного межнационального общения переняло у туркмен тюрко-огузский язык. Арабы, а вслед за ними – и европейцы, стали называть перешедшее на огузский язык местное население вместе с переселившимися в Малую Азию туркменами общим словом «тюрк», как туркмены обычно называли сами себя. Так было заложено начало формирования турецкого этноса. Основатель сельджукского государства Тогрул-бек (1038 – 1063) получил от заседавшего в иракском Багдаде халифа аль-Каима – духовного предводителя мусульман, титул султана. Преемники Тогрул-бека Альп-Арслан и Мелик-шах продолжали расширять территорию державы.
Но после смерти Мелик-шаха, последовавшей в 1092 г., сама Сельджукская империя погрузилась в долгую череду междоусобных войн, которые продолжались более ста лет. То и дело начинали сражаться за право воссесть на трон разные представители рода Сельджукидов, восставали наместники провинций, сами желавшие быть султанами, а границы государства подвергались нашествиями врагов. Византийская империя предпринимала попытки возвратить отобранные у нее сельджуками земли в Малой Азии, в начале XII в. пришедшие из Европы крестоносцы отвоевали у Сельджукского государства восточное побережье Средиземного моря, на востоке территории сельджуков атаковали новые возникшие в Центральной Азии державы кочевников – сначала каракитаев, а затем монголов. В глубине державы в труднодоступных горных крепостях укрывались отряды вооруженной религиозно-политической оппозиции шиитов-низаритов – ассасины, считавшие власть султанов – ортодоксальных мусульман, незаконной и совершавшие набеги на сельджукские гарнизоны, убивавшие государственных должностных лиц. Сельджукская империя, как и все державы того времени, была организована по феодальному принципу: наместник каждой провинции был в ней по сути собственным султаном, имевшим собственные войска (хотя и обязанный защищать с ними общие интересы империи), самостоятельно собиравшим подати, и уже затем часть собранных налогов отдававшим в казну верховного правителя, самостоятельно решавшим большинство вопросов местного управления. Наместник правил, в свою очередь опираясь на имевшую в своих уделах большое влияние местную знать. Поэтому наместники часто желали либо отделить свои провинции от империи и стать в них полностью независимыми правителями, либо еще больше расширить свою власть и занять султанский трон. В конце концов после долгих усобиц это привело к распаду Сельджукской империи на несколько независимых султанатов. К концу XII в. все они, кроме Конийского султаната в Малой Азии, также распались на более мелкие государства или были поглощены соседними державами, правящие ветви Сельджукидов в них пресеклись.
Конийский (Румский) султанат и окружавшие его государства
Конийский султанат, которому угрожала опасность от пытавшейся вернуть малоазиатские земли Византии и наступавших на мусульманский Восток крестоносцев, оказался более консолидированным. Он просуществовал до 1307 г. Арабы и персы называли его Румским, то есть, Римским, потому что его территория до сельджукских завоеваний принадлежала Византийской империи. В европейскую историографию он вошел под названием Конийского, потому что с 1096 г. главная резиденция его правителей находилась в городе Конья (бывший греческий Иконий). Конийский султанат охватывал бóльшую часть Малой Азии (Анатолии), тяготея к ее центру. Крайний запад Малой Азии оставался в руках Византии, на востоке султанат граничил с другими мусульманскими государствами и Киликийской Арменией. Конийский султанат располагался на той самой территории, где огузский язык стал активно использоваться среди принявшего ислам исконного населения, то есть, где начал складываться турецкий этнос.
В течение XIII в. Конийский султанат продолжал страдать от внутренних усобиц и придворной борьбы, хотя необходимость давать отпор внешним врагам удерживала его вассальных правителей от сепаратизма. С 40-х гг. столетия он стал подвергаться систематическим опустошительным вторжениям со стороны активно завоевывавшей земли мусульманского Востока Монгольской империи. Султаны были вынуждены признать вассальное подданство от монгольского хана, сначала довольно номинальное, но затем становившееся все более ощутимым. Во второй половине XIII в. монгольские наместники уже в ультимативной форме вмешиваются во внутренние конфликты султаната, стремясь посадить на трон наиболее покорных им представителей правящей династии.
Одновременно султанат продолжал отражать попытки византийцев взять реванш. В первой половине
XIII в. султан Ала ад-Дин Кей-Кубад с целью укрепления западных границ разрешил пришедшей из Средней Азии небольшой ветви кочевого туркменского племени кайы поселиться на землях недалеко от современного турецкого города Эскишехир – у византийских рубежей. Предводитель пришедшей группы туркмен по-имени Эртогрул получил эти земли как удж – феодальное владение на приграничной территории, условием предоставления которого было постоянное несение войском его обладателя пограничной службы (что-то вроде европейской марки). Как гласит предание, кайы сами спасались от монгольских притеснений, и султан принял их в своих владениях за то что они помогли ему выиграть битву с монголами. Туркмены кайы, как и сельджуки, говорили на тюрко-огузском языке, поэтому хорошо понимали и сельджукскую знать, и местное перенявшее огузский язык население.
В конце XIII – начале XIV вв. против султана Кей-Кубада III начал войну его двоюродный племянник Масуд, бывший наместником восточной части султаната. В 1302 г. Кей-Кубад III умер. Его сын Гиясу-д-Дин не был поддержан большинством вассальных правителей, но и у Масуда не хватало авторитета, чтобы быть признанным султаном. В 1307 г. Конийский султанат – последняя держава, управляемая династией Сельджукидов, распался на ряд независимых относительно небольших феодальных владений – бейликов (от «бей», т.е., «знатный, богатый», как тюрки-огузы называли вассалов султана). Самостоятельным бейликом стал и удж на северо-западе Анатолии, пожалованный Ала ад-Дином кайы Эртогрула. К тому времени им правил сын Эртогрула Осман, его центром был небольшой город Сёгют (под властью Византии называвшийся Февасий). Монголы, заключившие с Византийской империей союзный договор, признали права византийских императоров на территорию бейлика кайы, поэтому не совершали на него походов. У самой Византии же, все больше погружавшейся в политический упадок, сил вернуть эти земли под свою власть уже не было. Так небольшой поначалу бейлик мог в относительном спокойствии развиваться и набирать силу.
Поначалу бейлик Османа управлялся во многом по традиционным принципам кочевых туркмен: бея избирал совет старейшин, возглавлявших населявшие владение туркменские роды. Бей командовал войском и выполнял верховные административные функции, тогда как основную внутреннюю политику вершили старейшины и чиновники. Государственное устройство бейлика кайы, прежде являвшегося глухой окраиной Конийского султаната, тоже было гораздо проще, чем в бейликах Центральной Анатолии. Долгое время в нем даже не существовало налогообложения подданных, и это очень способствовало дальнейшему расширению его территории: население и других бывших сельджукских владений, и византийских территорий было само радо вступать в подданство
наследников Эртогрула, даже если те завоевывали его земли силой. Осман присоединял к своим владениям новые земли, захватывая еще остававшиеся под контролем Византии области Малой Азии. Война велась им под идеей распространения исламского закона, таким образом, исключая традиционные для потомков степных кочевников разорительные грабежи мирного населения. Неудивительно, что византийские греки воспринимали его власть лучше власти облагавших их тяжелыми налогами императорских наместников, а затем под влиянием приходивших на завоеванные земли проповедников переходили в ислам. Византия, с трудом поддерживавшая у себя внутренний порядок, была не в состоянии оказать эффективного сопротивления набиравшему силу поначалу небольшому мусульманскому государству. Новыми присоединенными областями Осман назначал управлять членов своей семьи и родственников.
Расширение территории государства требовало усложнения системы его управления. При этом Осман ориентировался не на иранские, как было принято в Сельджукском государстве, а на византийские образцы, поскольку тогда административные порядки на присоединенных землях не требовали глубокого реформирования. При Османе в бейлике началась чеканка собственных денег. Содержание постоянного войска и широкого штата чиновников требовало затрат из казны бейлика, в связи с чем Осман в конце концов ввел определенные налоги и пошлины, однако они были гораздо меньше византийских. Правление Османа особенно поддерживали городские ремесленники и торговцы, составлявшие производственные объединения – ахи.
После смерти Османа в 1324 г. старейшины кайы избрали правителем бейлика его сына Орхана. Орхан продолжил завоевательную политику отца. Им был завоеван крупный византийский город Бурса, куда он перенес столицу молодого государства. Также армия Орхана отвоевала у византийцев города Никею и Никомидию. Орхан создал регулярное войско вместо традиционного туркменского родового ополчения, а также для большей эффективности боевых действий учредил пехотный корпус (прежде туркмены сражались только конными, что затрудняло штурм неприятельских укреплений, удержание захваченных позиций при сильном натиске врага). По знамена Орхана стекались воины из других бейликов, желавшие сражаться с Византией. В битве у Пелеканона в начале лета 1329 г. в плен Орхану едва не попал сам византийский император Андроник III. В 40-е гг. XIV в. уже сама византийская знать стала призывать Орхана на помощь против своих врагов. Оказав военную поддержку, Орхан способствовал возведению на византийский трон императора Иоанна VI и женился на
его дочери Феодоре. Византия окончательно была вытеснена из Малой Азии, где установилось полное турецкое господство. Только на западном малоазиатском побережье оставались города, которыми владели генуэзцы: ранее они были отданы генуэзской знати византийскими правителями. В 1353 г. войско, ведомое сыном Орхана Сулейманом, переправилось через пролив Дарданеллы и заняло Галлипольский полуостров, ставший первым турецким владением в Европе. Даже сельджукской армии не удавалось преодолеть проливы Мраморного моря. Позже воины Орхана расширили европейские владения бейлика, заняв с Галлипольского полуострова часть Фракии – области между Балканским полуостровом и Константинополем.
Расширение территории Османского бейлика
В 50-е гг. XIV в. Орхан воевал с другим сильным бейликом в Центральной Анатолии – государством потомков Эретны – полководца монгольской династии Хулагуидов, имевшего тюркское происхождение. У Эретнидов Орхан отвоевал город Анкару. В 1357 г. генуэзцам города Фокея удалось похитить младшего сына Орхана Халила, которого они освободили за большой выкуп, уплаченный тестем Орхана императором Иоанном VI. В обмен Орхан подписал договор, согласно которому его государство прекращало всякую вражду с Византией. Некоторые историки считают, что похищение Халила было нарочно инициировано византийцами, чтобы больше обезопасить свои владения от экспансии Орхана.
Итогом правления Орхана, умершего в 1362 г., стало превращение весьма скромного бейлика – бывшего ленного владения туркмен кайы, в сильное, политически активное государство, охватившее своей территорией всю северо-западную четверть Малой Азии. По имени первого его независимого правителя – сына Эртогрула Османа, оно стало устойчиво называться Османским. После окончательного развала сельджукской державности на территориях, казалось бы, бесповоротно погрузившихся в разобщенность и упадок вновь воссоздавалось мусульманское могущество. И все же тогда еще никто не мог предположить, что это государство не только заставит соперников снова уважать исламский мир, не только положит конец византийским надеждам на возвращение Малой Азии, и даже не только в итоге окончательно сокрушит державную наследницу Древнего Рима. В последующие десятки и сотни лет ему было суждено овладеть огромными территориями в Западной Азии, Европе (включая древнейшие политические и культурные центры континента), Северной Африке, активно освоить мореплавание и даже присоединить некоторые земли к югу от экватора. На века оно должно было стать одним из главных вершителей европейской и азиатской политики, своего рода культурным и экономическим «мостом» между Западом и Востоком. В годы его расцвета, до которых в период правления Османа и Орхана было еще довольно долго, мусульманский мир вновь вышел в авангард мировой политики, откуда отступил после распада Арабского Халифата. С XVI в. его правители были провозглашены халифами. Сама же эта держава, вошедшая в историографию под названием Османской империи, просуществовала вплоть до 20-х гг. XX в., то есть, практически до Новейшего Времени.
Как появились турки
История заселения Малой Азии тюрками восходит к завоевательным походам турок-сельджуков. Сельджуки были одной из ветвей тюрок-огузов, проживавших до X века в степях Центральной Азии. Ряд ученых считает, что огузы сформировались в степях Приаралья в результате смешения тюркютов (племена Тюркского каганата) с сарматскими и угорскими народами.
В Х веке часть огузских племен переместилась на юго-восток от Приаралья и стала вассалами местных династий Саманидов и Караханидов. Но постепенно тюрки-огузы, воспользовавшись ослаблением местных государств, создали собственные государственные образования — государство Газневидов в Афганистане и государство Сельджукидов в Туркмении. Последнее и стало эпицентром дальнейшей экспансии тюрок-огузов, называемых также сельджуками, на запад — в Иран, Ирак и далее в Малую Азию.
Великая миграция тюрок-сельджуков на запад началась в XI веке. Именно тогда сельджуки во главе с Тогрул-беком двинулись на Иран. В 1055 г. они захватили Багдад. При преемнике Тогрул-бека Алп-Арслане были завоеваны земли современной Армении, а затем нанесено поражение войскам Византии в битве при Манцикерте. В период с 1071 по 1081 гг. была завоевана практически вся Малая Азия. Огузские племена расселились на Ближнем Востоке, дав начало не только собственно туркам, но и многим современным тюркским народам Ирака, Сирии и Ирана. Первоначально тюркские племена продолжали заниматься привычным для них кочевым скотоводством, однако постепенно происходило их смешение с проживавшими в Малой Азии автохтонными народами.
Ко времени вторжения тюрок-сельджуков население Малой Азии было невероятно пестрым в этническом и конфессиональном отношении. Здесь проживали многочисленные народы, на протяжении тысячелетий формировавшие политический и культурный облик региона.
Среди них особое место занимали греки — народ, игравший ключевую роль в средиземноморской истории. Колонизация Малой Азии греками началась еще в IX в. до н. э., а в эпоху эллинизма греки и эллинизированные аборигенные народы составляли большую часть населения всех прибрежных районов Малой Азии, а также ее западных территорий. К ХI веку, когда в Малую Азию вторглись сельджуки, греки населяли не менее половины территории современной Турции. Наиболее многочисленное греческое население было сосредоточено на западе Малой Азии — побережье Эгейского моря, на севере — на побережье Черного моря, на юге — на побережье Средиземного моря вплоть до Киликии. Кроме того, внушительное греческое население проживало и в центральных районах Малой Азии. Греки исповедовали восточное христианство и являлись главной опорой Византийской империи.
Пожалуй, вторым по значимости после греков народом Малой Азии до завоевания региона тюрками были армяне. Армянское население преобладало в восточных и южных районах Малой Азии — на территории Западной Армении, Малой Армении и Киликии, от берегов Средиземного моря до юго-западного Кавказа и от границ с Ираном до Каппадокии. В политической истории Византийской империи армяне также играли огромную роль, было много знатных фамилий армянского происхождения. С 867 до 1056 года в Византии правила Македонская династия, имевшая армянское происхождение и также называемая некоторыми историками Армянской династией.
Третьей многочисленной группой народов Малой Азии к Х-XI вв. были ираноязычные племена, населявшие центральные и восточные районы. Это были предки современных курдов и родственных им народов. Значительная часть курдских племен также вела полукочевой и кочевой образ жизни в горных районах на границе современных Турции и Ирана.
Кроме греков, армян и курдов, в Малой Азии проживали также грузинские народы — на северо-востоке, ассирийцы — на юго-востоке, многочисленное еврейское население — в крупных городах Византийской империи, балканские народы — в западных районах Малой Азии.
Вторгшиеся в Малую Азию турки-сельджуки первоначально сохраняли свойственное кочевым народам племенное деление. На запад сельджуки продвигались в привычном порядке. Племена, входившие в правый фланг (бузук), занимали более северные территории, а племена левого фланга (учук) — более южные территории Малой Азии. Стоит отметить, что вместе с сельджуками в Малую Азию пришли и присоединившиеся к тюркам земледельцы, которые также осели на малоазийских землях, создав свои поселения и постепенно тюркизировавшись в окружении сельджукских племен. Переселенцы занимали преимущественно равнинные территории в Центральной Анатолии и лишь затем продвинулись на запад — к Эгейскому побережью. Поскольку большинство тюрок занимали степные земли, горные районы Анатолии в большей степени сохранили автохтонное армянское, курдское и ассирийское население.
Формирование единой турецкой народности на основе многочисленных тюркских племен и ассимилируемого тюрками автохтонного населения происходило достаточно долго. Оно не было завершено даже после окончательной ликвидации Византии и создания Османской империи. Даже внутри тюркского населения империи сохранялось несколько групп, весьма отличавшихся по образу жизни. Во-первых, это были собственно кочевые тюркские племена, которые не спешили отказываться от привычных форм хозяйствования и продолжали заниматься кочевым и полукочевым скотоводством, осваивая равнины Анатолии и даже Балканского полуострова. Во-вторых, это было оседлое тюркское население, включавшее в том числе и земледельцев Ирана и Средней Азии, пришедших вместе с сельджуками. В-третьих, это было ассимилированное автохтонное население, включая греков, армян, ассирийцев, албанцев, грузин, принимавших ислам и тюркский язык и постепенно смешивавшихся с тюрками. Наконец, четвертая группа пополнялась постоянно за счет выходцев из самых разных народов Азии, Европы и Африки, также переселявшихся в Османскую империю и тюркизировавшихся.
По некоторым данным, от 30% до 50% населения современной Турции, считающегося этническими турками, на самом деле составляют исламизированные и тюркизированные представители автохтонных народов. Причем цифру в 30% озвучивают даже националистически настроенные турецкие историки, тогда как российские и европейские исследователи считают, что процент автохтонов в составе населения современной Турции гораздо выше.
На протяжении всего своего существования Османская империя перемалывала и растворяла самые разные народы. Некоторым из них удалось сохранить этническую идентичность, однако большинство ассимилированных представителей многочисленных этносов империи окончательно смешались между собой и превратились в фундамент современной турецкой нации. Помимо греческого, армянского, ассирийского, курдского населения Анатолии, весьма многочисленными группами, принимавшими участие в этногенезе современных турок, были славянские и кавказские народы, а также албанцы. Когда Османская империя распространила свою власть на Балканский полуостров, под ее контролем оказались обширные земли, населенные славянскими народами, в большинстве своем исповедовавшими православие. Некоторая часть балканских славян — болгар, сербов, македонцев — предпочла принять ислам, чтобы улучшить свое социальное и экономическое положение. Сформировались целые группы исламизированных славян, такие как боснийские мусульмане в Боснии и Герцеговине или помаки в Болгарии. Однако многие славяне, принявшие ислам, просто растворялись в турецкой нации. Очень часто тюркская знать брала в жены и наложницы славянских девушек, которые потом рожали турок. Славяне составляли значительную часть янычарского войска. Кроме того, многие славяне в индивидуальном порядке принимали ислам и переходили на службу Османской империи.
Что касается кавказских народов, то они также с самого начала очень тесно контактировали с Османской империей. Наиболее развитыми связями с Османской империей обладали адыго-черкесские народы, проживавшие на Черноморском побережье. Черкесы издавна шли на военную службу к османским султанам. Когда Российская империя покорила Крымское ханство, в Османскую империю начали переселяться многочисленные группы крымских татар и черкесов, не желавших принимать российское подданство. В Малой Азии расселилось большое количество крымских татар, которые смешались с местным тюркским населением. Процесс ассимиляции был быстрым и безболезненным, учитывая очень большую языковую и культурную близость крымских татар и турок.
Присутствие кавказских народов в Анатолии существенно увеличилось после Кавказской войны, когда многие тысячи представителей адыго-черкесских, нахско-дагестанских и тюркских народов Северного Кавказа переселились в Османскую империю, не желая проживать в российском подданстве. Так в Турции сформировались многочисленные черкесские, абхазские, чеченские, дагестанские общины, которые влились в состав турецкой нации. Некоторые группы мухаджиров, как назывались переселенцы с Северного Кавказа, сохранили этническую идентичность вплоть до настоящего времени, другие практически полностью растворились в тюркской среде, особенно если и сами изначально говорили на тюркских языках (кумыки, карачаевцы и балкарцы, ногайцы, татары). В полном составе в Османскую империю были переселены воинственные убыхи — одно из адыгских племен. За полтора столетия, прошедшие со времени Кавказской войны, убыхи полностью растворились в турецкой среде, а убыхский язык прекратил свое существование после смерти последнего носителя — Тевфика Эсенча, который скончался в 1992 году в возрасте 88 лет. Многие выдающиеся государственные и военные деятели как Османской империи, так и современной Турции имели кавказское происхождение. Например, убыхом по национальности был маршал Берзег Мехмет Зеки-паша, кабардинцем — один из военных министров Османской империи Абук Ахмедпаша.
На протяжении XIX — начала ХХ вв. османские султаны постепенно переселяли в Малую Азию многочисленные группы мусульманского и тюркского населения с окраин империи, особенно из регионов, где преобладало христианское население. Например, уже во второй половине XIX века началось централизованное переселение греков-мусульман с Крита и некоторых других островов в Ливан и Сирию — султан беспокоился о безопасности мусульман, проживавших в окружении христиан-греков. Если в Сирии и Ливане такие группы сохраняли собственную идентичность в силу больших культурных отличий от местного населения, то в самой Турции они стремительно растворялись в среде тюркского населения, также вливаясь в состав единой турецкой нации.
После провозглашения независимости Греции, Болгарии, Сербии, Румынии, а особенно — после Первой мировой войны и распада Османской империи, — началось вытеснение тюркского и мусульманского населения из стран Балканского полуострова. Были проведены т.н. обмены населением, главным критерием которых была религиозная принадлежность. Христиане выселялись из Малой Азии на Балканы, а мусульмане — из балканских христианских государств в Малую Азию. В Турцию были вынуждены переселиться не только очень многочисленные балканские турки, но и исповедовавшие ислам группы славянского и греческого населения. Наиболее масштабным был Греко-турецкий обмен населением 1921 года, в результате которого в Турцию переселились греки-мусульмане с Кипра, Крита, Эпира, Македонии и других островов и регионов. Аналогичным образом происходило и переселение турок и исламизированных болгар — помаков из Болгарии в Турцию. Общины греческих и болгарских мусульман в Турции ассимилировались довольно быстро, чему способствовала большая культурная близость между помаками, греками-мусульманами и турками, наличие многовековой общей истории и культурных связей.
Практически одновременно с обменами населением в Турцию стали прибывать и многочисленные группы новой волны мухаджиров — на этот раз с территории бывшей Российской империи. Установление советской власти было очень неоднозначно воспринято мусульманским населением Кавказа, Крыма и Средней Азии. В Турцию предпочли переселиться многие крымские татары, представители кавказских народов, народов Средней Азии. Появились и иммигранты из Китая — этнические уйгуры, казахи, киргизы. Эти группы также частью влились в состав турецкой нации, частью — сохранили собственную этническую идентичность, которая, однако, все больше «размывается» в условиях проживания в среде этнических турок.
Современное турецкое законодательство считает турками всех, кто рожден от отца — турка или матери — турчанки, распространяя понятие «турок», таким образом, и на потомство от смешанных браков.