Туристическая карта что это такое
Как читать туристскую карту и ориентироваться на местности
Содержание статьи
За картами кладов охотились пираты, мореплаватели наносили на карты новые материки, тысячи лет человечество собирало информацию о нашей планете и сегодня у нас под рукой огромное количество инструментов для планирования собственных приключений. Всё, что нам остаётся – научиться читать карты, как когда-то, каждый из нас, учился читать книги. В целом всё просто, но информации много, поэтому приготовьтесь сделать ещё один важный шаг навстречу самостоятельным путешествиям!
Тип карты
Для начала определимся, какие карты нужны нам — туристам и путешественникам. По содержанию выделяют множество карт: политические, социально-экономические, ботанические и т.д. и т.п. Но рассматривать мы будем в основном топографические.
Топографическая карта — географическая карта универсального назначения, на которой подробно изображена местность. Топографическая карта содержит сведения об опорных геодезических пунктах, рельефе, гидрографии, растительности, грунтах, хозяйственных и культурных объектах, дорогах, коммуникациях, границах и других объектах местности.
Топографические карты отлично подойдут для пешего или вело туризма. При сплавах по рекам они тоже хорошо помогут, но не менее полезной будет ещё и лоция участка реки, где вы планируете плыть.
Для авто путешествий больше подойдут дорожные или схематические карты. На них гораздо меньше информации о рельефе и характере местности, что ускоряет чтение карты, при этом здесь нагляднее показаны дороги, заправки, ночлег и прочая дорожная инфраструктура.
Легенда карты
Легенда карты — список или таблица условных обозначений с разъяснением их значения. Легенды карт в основном не унифицированы, но стандартизованы и обязательны к применению на топографических картах. Легенда помещается на свободном пространстве (например, в углах), чтобы не скрывать нужные объекты на карте. В атласах может размещаться на отдельных страницах.
Легенда — своего рода азбука для чтения карт, из неё вы узнаете, что означают символы, линии и текст, изображённый на вашей карте. Все элементы местности подразделяются на группы, для каждой из которых установлена своя система условных обозначений: населённые пункты, местные предметы, дорожная сеть, гидрография, рельеф, почвенно-растительный покров и границы.
Прежде чем отправиться в очередной поход, внимательно изучите условные обозначения элементов, которые могут попасться на вашем пути. Так вы убережёте себя от попадания в большое болото, не запланируете ночёвку прямо под линиями электропередач и будете лучше представлять характер местности, по которой вам предстоит передвигаться.
Рельеф местности на топографической карте
На топографических картах рельеф изображается кривыми замкнутыми линиями — горизонталями, которые дают трёхмерное (объёмное) представление о местности.
Горизонталь — линия на карте, соединяющая точки рельефа местности с одинаковой высотой над уровнем моря. Элементы рельефа, которые невозможно изобразить горизонталями (обрывы, овраги, промоины, скалы, курганы, ямы и т. п.), показываются специальными условными знаками.
Горизонтали на карте проводятся через равные промежутки высоты (например, каждые 10 метров подъёма, очередная линия), поэтому число горизонталей позволяет определять высоту и характер местности: чем больше горизонталей и чем ближе они друг к другу, тем круче подъём. Понять что изображено на карте овраг или гора, позволяют дополнительные элементы, такие как бергштрих.
Бергштрих — перпендикулярная короткая черта на горизонталях топографических карт, указывающая направление вниз по склону.
Также определить направление склона помогают цифровые подписи на некоторых горизонталях, указывающие их высоту над уровнем моря. Эти цифры всегда обращены верхней частью в сторону повышения ската. В отдельных местах, где необходимы подробности рельефа, между основными горизонталями проводят вспомогательные, их вычерчивают прерывистыми линиями с короткими звеньями. Для удобства чтения каждую пятую или каждую четвёртую горизонталь (в зависимости от сечения высоты) рисуют утолщённой.
Иногда, для большей наглядности, изображение дополняется так называемой отмывкой и послойной раскраской по ступеням высот.
Благодаря отмывке хорошо выделяются основные горные хребты и массивы, их важнейшие отроги и вершины, перевалы, уступы нагорий, глубокие долины и каньоны. Отчетливо воспринимается направление и сравнительная крутизна склонов. Поэтому, для походов по гористой местности, найти карту с отмывкой будет весьма кстати.
участок карты с отмывкой и без
Масштаб карты
При попытке прочесть карту, не зная её масштаба, вы не поймёте какого размера объекты в реальности. Масштаб указывается в виде соотношения, например 1 : 100 000. Такое обозначение дает понять, что 1 единица расстояния на карте равна 100 000 единиц в реальном мире. Мы пользуемся метрической системой, поэтому в данном случае 1 сантиметр карты равен 100 000 сантиметрам в реальной жизни. Удобнее сразу переводить в метры или километры, здесь на один сантиметр карты получаем один километр местности. Измерив линейкой участки карты, вы легко поймёте, какое расстояние до объектов, какого размера лес, какой ширины река и так далее. Чем меньше соотношение, тем подробнее карта и в зависимости от ваших целей, нужно подбирать карту подходящего масштаба: если вы ищите контрольную точку на краю поляны во время соревнований по ориентированию, тогда вам понадобится карта с соотношением 1 : 25 000 и менее; а если вы едете на автомобиле по трассе, лучше выбрать с масштабом два и более километра на сантиметр.
детализация карт с разным масштабом
Главное не забывайте, что мы говорим о бумажных картах, на которых изображение статично. В интернете и на электронных устройствах чаще всего вы сможете динамически менять масштаб, так например, на картах яндекса или google, масштаб отображается в правом нижнем углу.
На изображении выше я нарочно увеличил изображение 250-метровой карты, чтобы показать разницу детализации, в действительности же обе карты, напечатанные в правильном масштабе, будут выглядеть иначе.
разница карт в реальном масштабе
Координатная сетка и географические координаты
Кроме условных изображений местности на топографические карты наносят систему координат в виде сетки взаимно перпендикулярных линий. Линии сетки проводятся на равных расстояниях одна от другой и образуют сетку квадратов, которая называется координатной или километровой сеткой. Километровой ее называют потому что стороны квадратов равны целому числу километров в масштабе карты. Для каждого масштаба установлены размеры сторон квадратов сетки:
Для определения местоположения объектов на топографических картах используют географические координаты, они определяют положение точки относительно земного экватора и нулевого меридиана.
Не будем углубляться в термины и принципы построения координат, так как это довольно-таки объёмная тема и для наших целей в этом нет необходимости. Пройдём только по основным понятиям, вспоминая школьные уроки географии
Экватор – это воображаемая круговая линия, которая опоясывает весь земной шар и проходит через центр Земли. Линия экватора перпендикулярна оси вращения нашей планеты и находится на равном расстоянии от обоих полюсов.
Меридианы — кратчайшие линии, условно проведенные на поверхности Земли от одного полюса к другому.
Начальный или нулевой меридиан проведен по Гринвичской обсерватории (Лондон, Великобритания).
Зная цифры широты и долготы объекта, вы сможете определить его точное месторасположение на карте. В век технологий все измерительные процессы мы доверяем электронике, что весьма упрощает процесс планирования маршрута. Однако, возможно когда-нибудь вам всё-таки придётся искать точку по координатам на бумажной карте с помощью линейки и циркуля. Поэтому не поленитесь, возьмите в руки карту и потренируйтесь до того как окажетесь в неловкой ситуации.
Определение географических координат по карте
Географические координаты на карте определяют по рамкам листа, которые являются меридианами и параллелями. Рамки подписанны в углах, и залиты штрихами — минутным делениями (не перепутайте со временем, в данном случае минуты и секунды будут обозначать расстояние).
Долгота определяется аналогично. Измеряют кратчайшее расстояние от точки до западной рамки карты, прикладывают измеритель к южной рамке, определяют количество минут и секунд (2’35») складывают полученное значение с долготой юго-западного угла рамки- 45°00′. Долгота точки A на карте будет равна: 45°00’+2’35» = 45°02’35»
Форматы записи географических координат
Положительные знаки координат представляются буквами: «N» — северная широта и «E» — восточная долгота. Отрицательные знаки координат представляются либо знаком «−», либо буквами: «S» — южная широта и «W» — западная долгота. Буквы могут стоять как впереди, так и сзади.
Единых правил записи координат не существует. Например, на картах поисковых систем по умолчанию показываются координаты в градусах с десятичной дробью без букв. На картах Google и картах Яндекс вначале широта, затем долгота (до октября 2012 на картах Яндекс был принят обратный порядок: сначала долгота, потом широта). Пример: 55.755831, 37.617673
На топографических картах чаще используется исконный способ записи с градусами, минутами и секундами. В настоящее время координаты могут записываться одним из множества способов или дублироваться двумя основными. Пример: 55°45′20.9916″N, 37°37′3.6228″E — градусы, минуты и секунды с буквами.
При необходимости форматы можно пересчитать самостоятельно: 1°(градус) = 60′ (минутам), 1′ (минута) = 60″ (секундам). Или воспользоваться сервисом онлайн конвертации.
Ориентирование на местности по топографической карте
Итак, азбуку мы изучили и уже неплохо читаем все символы и условные обозначения, следующий шаг — научиться ориентироваться по читаемой нами карте.
Ориентироваться на местности по карте – значит найти направление сторон света (север, юг, запад, восток); определить свое местоположение («точку стояния») относительно окружающих объектов и форм рельефа; найти нужный объект или направление движения и выдержать это направление в пути.
Процесс ориентирования по карте можно разделить на три этапа:
На первом этапе мы придаём карте такое положение, при котором северная сторона рамки карты будет обращена на север, и все направления на карте будут параллельны соответствующим направлениям на местности. Правильно сориентировать карту можно по линиям местности, по направлениям на ориентир или с помощью компаса.
ориентирование карты по линии местности / по направлению
Если вы находитесь рядом с каким-нибудь линейным ориентиром, будь то линия электропередач, автомобильная или железная дорога, или что-то подобное, то сориентироваться проще всего по линии местности. Поверните карту так, чтобы изображение линейного объекта на карте совпало с направлением объекта на местности и все объекты, расположенные справа и слева от линейного ориентира на карте, располагались соответственно справа и слева на местности.
Если линейных ориентиров нет, можно спозиционировать карту по направлению на ориентир, в том случае, когда виден какой-нибудь явный объект, обозначенный на карте (мост, гора, одиноко стоящее дерево, строение и т.д.).
Когда хороших ориентиров нет, например, в густом лесу или на ровной местности без явных ориентиров, придётся воспользоваться компасом. Компас нужно приложить к одной из вертикальных линий карты (к линии километровой сетки или к рамке карты) таким образом, чтобы линия, соединяющая отметку «север-юг» на компасе, совпадала с выбранной вертикальной линией на карте. При этом отметка «север» на компасе должна быть направлена в сторону северного (верхнего) конца карты. Затем карту вместе с компасом нужно повернуть в горизонтальной плоскости таким образом, чтобы верхняя сторона рамки карты совпадала с северным направлением магнитной стрелки.
Для точного ориентирования по компасу нужно учитывать разницу между истинным и магнитным севером, делая поправку на угол, который зависит от вашего местонахождения и меняется со временем. Информация о склонении может быть напечатана в легенде карты, но она становится неактуальной на старых картах. Для приблизительного позиционирования карты этой поправкой можно пренебречь.
Определение своего местоположения
Точку своего местоположения проще всего определить, находясь около явного ориентира изображенного на карте (перекресток дорог, мост, отдельно стоящее дерево и т.д.). Например, вы стоите на мосту через реку, тогда находите на карте соответствующее обозначение моста, если он один — это и есть ваша точка стояния (т.с.), если их несколько, то постарайтесь найти дополнительные ориентиры, чтобы определить какой и из мостов ваш. В остальных случаях местонахождение можно приблизительно определить следующими способами: промером пройденного расстояния; по ближайшим ориентирам на глаз; засечкой по местным объектам; обратной засечкой и так далее. Основные принципы использования некоторых способов изображены на рисунке ниже.
промером пройденного расстояния / по ближайшим ориентирам на глаз / засечкой по местным объектам
После того, как вы правильно сориентировали карту, определили своё местоположение, нашли интересующие вас объекты и установили ориентиры вы можете начинать движение, периодически сопоставляя карту с реальной местностью или как говорят по науке — сличать карту.
В ходе движения необходимо регулярно сличать карту с местностью. Это позволяет быстро и полно изучать окружающую территорию, уточнять расположение наблюдаемых целей, ориентиров и других важных объектов, определять расстояния до них и так далее.
От теории к практике
Полезные ресурсы и дополнительные материалы
Мы рассмотрели далеко не все нюансы касающиеся карт для туризма, но для того чтобы начать самостоятельные путешествия этого вполне достаточно. Для тех, кто всерьёз решит заняться ориентированием или запланирует сложную экспедицию, необходимо углубиться в изучение темы; в этом вам помогут ссылки на ресурсы, которые представлены в этой статье выше.
В следующий раз мы поговорим о навигаторах, смартфонах и прочих современных устройствах и онлайн-сервисах, которые помогут вам с ещё большей лёгкостью изучать нашу планету. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи. Приятных вам путешествий!
Карта туриста или City Card, что это и какие карты бывают
Прямо здесь вы можете забронировать выгодные туры, билеты, отели, и другие услуги для путешествия ▼
Выезжая на отдых за границу, да и не только, каждый из нас ощущает как быстро тает содержимое кошелька и уменьшается баланс пластиковой карты. Находясь в историческом и красивом месте возникает желание осмотреть как можно больше его достопримечательностей и появляются незапланированные траты. Как раз в этих случаях и выручает карта туриста или City Card, а еще ее называют Travel Pass.
Что такое карта туриста или City Card
Карта туриста или City Card, это своеобразный абонемент, который дает возможность посетить популярные туристические места с хорошей экономией. Только задумайтесь, в одном Париже, помимо Лувра, еще 130 популярных музеев, 2 тысячи архитектурных достопримечательностей и почти все они платные. Чтобы посетить хотя бы малую часть интересующего, придется раскошелиться, а еще проезды, еда…
City Card дает возможность приобретать билеты в интересные места с хорошей скидкой, а то и бесплатно. Кроме этого обладатель карты бесплатно передвигается на общественном транспорте, имеет бонусы и скидки в определенных кафе и ресторанах, и даже в торговых центрах.
Программы City Card, то есть размер бонусов, скидок, места действия карт разрабатывают муниципалитеты, а сама карта выглядит как смарт-карта.
Преимущества карты туриста City Card
Со списком мест, где распространяется действие City Card надо ознакомиться заранее, он публикуется на официальном сайте продажи карт.
Преимущество такой карты измеряется не только в сэкономленных деньгах. Имея ее, вы значительно экономите свое время, не простаивая в очередях при покупке билета или на входе в музей. Счастливый обладатель City Card, как правило, проходит в желаемое место без очереди.
Кроме этого, при покупке карты туриста вам вручают карту города и путеводитель по нему.
Какие бывают карты туриста
City Card бывают двух видов:
Срок действия City Card
Как и любая карта City Card имеет срок действия. Как правило, он сопоставляется и определяется со стандартным сроком пребывания туриста в одном городе: от 1 до 7 дней. Срок действия, программа карты, масштаб ее действия – это проект определенной страны и города. Подробности о сроках и о привилегиях, которые вы получите по ней, надо узнавать на официальны сайтах нужной вам карты.
Как и где купить City Card. Сколько стоит
До того, как купить карту стоит ознакомиться с ее условиями:
Карту туриста можно приобрести в туристических центрах, магазинах и отелях той страны, где находитесь, а можно онлайн, в этом случае можно получить неплохую скидку. За карту можно заплатить безналичным путем, то есть даже не имея денег в кармане вы сможете получить приятные бонусы и впечатления от прогулки.
Оплатив карту, вы получаете код активации, которым надо воспользоваться при непосредственном получении карты. А получить карту вы сможете по прилету в аэропорту, или в специальных автоматах, или туристической фирме партнере.
Стоимость карты зависит от срока ее действия, количества людей, имеющих право ей воспользоваться, и мест действия. Так что лучше заранее составлять свой план и маршрут.
После того, как вы активируете City Card, устроить «перерыв» ее действия не получится. Если карта активирована в 13:00 сегодняшнего дня, а срок ее действия 3 дня, то ее заблокируют ровно в 13:00 третьего дня.
Если вы путешествуете с семьей или компанией, то выгоднее всего приобрести семейную карту, или карту на нескольких человек. Подробнее о стоимости City Card и их возможностях ниже.
Цены на карты туриста указаны для ориентировки, могут изменяться, поэтому уточняйте на официальных туристических сайтах городов.
Туристские карты: сущность и классификация.
КАРТЫ ТУРИСТСКИЕ – ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ТУРИЗМА
(ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ТУРИСТА. – М., 1993. – С. 47)
Туристские карты составляют особую группу карт, предназначенных для нужд туристов и отдыхающих. В соответствии с назначением в содержание туристских карт включают:
а) объекты, представляющие интерес для туристов:
— архитектурные и исторические памятники,
— заповедники и парки,
— музеи и т.п.
б) объекты обслуживания туристов:
— гостиницы,
— турбазы,
— кемпинги.
Характерные черты туристских карт:
— выразительность и наглядность оформления;
— сопровождаются иллюстрациями, текстом;
— оснащение справочными сведениями.
Карты туристские имеют свою классификацию, включая две группы карт: общие туристские карты, специализированные туристские карты.
Общие туристские карты
Общие туристские карты служат для ознакомления с районом, его достопримечательностями, учреждениями по обслуживанию туристов, карты используются для выбора маршрута путешествия.
На этих картах отображаются
— общегеографические элементы (населенные пункты, пути сообщения, реки и водоемы, леса, рельеф и т.п.);
— подробно передается размещение объектов туризма: туристских организаций, туристских комплексов, музеев, архитектурных и исторических памятников, парков, заповедников и т.п.
По охвату и характеру изображения общие туристские карты можно разделить на: обзорные, карты-схемы маршрутов, планы городов, туристские атласы городов (Рис. 1).
Обзорные карты туристские охватывают: страну в целом, отдельные административно-
Рис. 1
территориальные единицы и географические регионы, представляющие особый интерес для туристов. По масштабу обзорные карты – среднемасштабные и мелкомасштабные. Масштаб таких карт от 1: 200 000 до 1:1 000000 и мельче.
Карты-схемы маршрутов (маршрутные туристские карты) – схемы, показывающие узкую полосу водных, пешеходных, автомобильных и других маршрутов. Туристские карты пешеходных маршрутов обычно издаются в масштабе от 1:100 000 до 1:400 000.
Туристские планы городов издаются отдельно или как дополнение к обзорным и маршрутным картам или атласам.
Туристские атласы городов состоят из собрания отдельных туристских карт (планов), имеющих разное содержание или разные по охвату территории города.
Специализированные туристские карты
Группа специализированных туристских карт обширная и имеет свою классификацию (Рис. 2).
Рис. 2.
В туристской зоне формируется определенный туристский продукт, то есть туристское предложение, включающее такие элементы, как: осмотр достопримечательностей, посещение музеев, театров, участие в фестивалях, отдых (активный и просто прогулки), посещение сувенирных магазинов, художественных салонов и галерей, организация питания, размещение туристов в гостиницах, транспортные услуги, услуги гида и т.д.
В России выделяется 13 туристских зон федерального значения. Они различаются между собой по характеру и значимости сосредоточенных в них ресурсов, общему уровню развития туризма и перспективности для туристского освоения.
1. Север (Архангельская, Вологодская, Мурманская области, республика Карелия)
2. Северо-Запад (Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская, Псковская области)
3. Балтийское побережье (Калининградская область)
4. Москва и Московская область
5. Золотое кольцо древних русских городов (Владимирская, Ивановская, Костромская, Ярославская и Тверская области)
6. Поволжье (Нижегородская, Самарская, Ульяновская, Волгоградская, Астраханская области, республики Чувашия и Татарстан)
9. Горный Алтай (Алтайский край)
10. Горная Шория (Кемеровская область)
11. Байкал (Иркутская, Читинская области, республика Бурятия)
12. Якутия (Якутия, река Лена)
13. Дальний Восток (Камчатка, Курилы)
Туристско-рекреационный комплекс Дальнего Востока и Байкальского региона характеризуется значительным потенциалом и невысоким уровнем его реализации.
Основными видами специализации туристско-рекреационного комплекса Дальнего Востока и Байкальского региона являются культурно-познавательный, лечебно-оздоровительный, экологический туризм и морская рекреация. В перспективе на этой территории будут развиваться экстремальный, спортивный, приключенческий, экспедиционный, рыболовный и другие виды активного отдыха.
Развитие туризма на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе осложняется суровыми природно-климатическими условиями. Так, развитие зимних видов туризма ограничивается коротким весенним сезоном, поскольку в зимнее время температура воздуха на большинстве территорий крайне низкая, развитие активных видов отдыха на Камчатке, Курильских островах, острове Сахалин и в меньшей степени в Приморье ограничивается высокой циклонической активностью, затрудняющей перемещение и выполнение туров.
Проблемы развития въездного туризма связаны с низким уровнем развития туристической инфраструктуры, а также с дефицитом трансграничного транспортного сообщения (недостатком инфраструктуры и соответствующих маршрутов, в том числе авиационных). Существенно ограничивает развитие туристического обмена с европейской частью страны высокая стоимость авиабилетов.
Туристический рынок Дальнего Востока и Байкальского региона станет важнейшей и неотъемлемой частью национального рынка и важной составляющей рынка стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Специализацией туристско-рекреационного комплекса на территории Дальнего Востока и Байкальского региона станет экологический, спортивный, морской круизный, рыболовный, лечебно-оздоровительный и культурно-этнографический туризм. Особое значение приобретет развитие сферы активного отдыха, в частности горнолыжный туризм, экстремальный, экспедиционный туризм и др.
Важнейшими секторами туристско-рекреационного комплекса Дальнего Востока и Байкальского региона станут бизнес-туризм, событийный и культурно-исторический туризм с высоким потенциалом спроса на исторический туризм со стороны жителей стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В связи с этим следует ожидать развития гостиничного бизнеса в крупнейших агломерациях Дальнего Востока и Байкальского региона, а также на приграничной территории. Развитие въездного культурно-исторического туризма на территории Дальнего Востока и Байкальского региона станет важным механизмом формирования образа России как страны, благоприятной для туризма, обладающей уникальными природными ресурсами и богатой историей. Межрегиональная интеграция, в том числе инфраструктурная, будет содействовать развитию внутреннего туризма. Сформируются межрегиональные туристические маршруты «Восточное кольцо России» (Республика Бурятия, центральная часть Республики Саха (Якутия), Забайкальский край, Камчатский край, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область) и «Великий чайный путь» (Республика Бурятия, Забайкальский край, Пермский край, Иркутская область).
Развитие туристической сферы, в частности различных форм сельского туризма, будет иметь высокую значимость с точки зрения формирования системы расселения в приграничных районах Дальнего Востока и Байкальского региона и снижения интенсивности эмиграции.
Конкурентоспособность ключевых для Дальнего Востока рекреационных зон (озеро Байкал, Камчатка, бассейн р. Амура, Приморье, центральная часть Республики Саха (Якутия)) будет повышена за счет субсидирования авиационных предприятий, осуществляющих перевозки из европейской части России.
Развитие въездного туризма из зарубежных стран в значительной степени определяется состоянием приграничной и таможенной инфраструктуры. В связи с этим будут проведены работы по реконструкции портов в местах организации высадки туристов и стоянок туристических поездов. Важным направлением развития транспортной инфраструктуры станет развитие малой авиации, модернизация аэропортов, вокзалов и строительство дорог к ключевым объектам туристического показа, а также к центрам активного отдыха.
Отдельным направлением станет рекламно-информационная и имиджевая политика. Повышение интереса в области туризма к Дальнему Востоку и Байкальскому региону на международном и внутреннем туристических рынках будет осуществляться посредством создания и развития информационного банка курортных территорий, формирования брендов курортных городов и туристических продуктов с четким определением адресатов маркетинговой политики. Особого внимания требует позиционирование озера Байкал, бассейна р. Амура и Камчатки как мировых центров экологического туризма и эксклюзивного активного отдыха.
85. Управление персоналом туристского предприятия. Мотивация как функция управления.
Персонал – это совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация: люди со сложным комплексом индивидуальных качеств – социальных, психологических, профессиональных, мотивационных и др.; сотрудники организации, а также партнеры по реализации некоторых проектов, эксперты, привлеченные для проведения исследований, разработки стратегии, реализации конкретных мероприятий и т.д.
Персонал – это личный состав организации, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев.
Управление персоналом организации – целенаправленная деятельность руководящего состава организации и специалистов подразделений, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом организации. Управление персоналом организации заключается в формировании системы управления персоналом, планировании кадровой работы, разработке оперативного плана работы с персоналом: проведении маркетинга персонала: определении кадрового персонала и потребности организации в персонале.
Иными словами управление персоналом – это совокупность форм и методов, направленных на активизацию деятельности работников предприятия.
Сущность управления персоналом: 1. планирование потребностей в трудовых ресурсах; 2. профотбор и найм; 3. организация труда и адаптация; 4. аттестация и оценка труда; 5. оплата и стимулирование труда; 6. увольнение; 7. продвижение по службе; 8. обучение и повышение квалификации.
Функции управления персоналом: прием, увольнение, найм, отбор и прием персонала; деловая оценка персонала при приеме, аттестации; профориентация и трудовая адаптация; мотивация трудовой деятельности персонала; организация труда и соблюдение этики деловых отношений; управление конфликтами и стрессами; обеспечение безопасности персонала; управление инновациями; обучение и повышение квалификации; управление деловой карьерой.
Управление персоналом в организации предусматривает информационное, техническое, нормативно-методическое, правовое и документационное обеспечение системы управления.
Руководители и работники подразделений системы управления персоналом организации решают вопросы оценки результативности труда руководителей и специалистов управления, оценки экономической и социальной эффективности совершенствования управления персоналом, аудита.
Блок «Функциональные системы» включает: 1 планирование и маркетинг персонала; 2. управление наймом и учетом персонала; 3. управление трудовыми отношениями; 4. обеспечение нормальных условий труда; 5. управление развитием персонала; 6. управление мотивацией поведения персонала; 7. управление социальным развитием; 8. развитие оргструктуры управления; 9. правовое обеспечение системы управления персоналом; 10. информационное обеспечение системы управления персоналом.
Организационная структура системы управления персоналом —это совокупность взаимосвязанных подразделений системы управления персоналом и должностныхлиц. Формирование организационной структуры системы управления предприятия включает следующие этапы: структуризация целей системы управления персоналом; определение состава функций управления, позволяющих реализовывать цели системы; формирование состава подсистем оргструктуры; установление связей между подсистемами оргструктуры; определение прав и ответственности подсистем; построение конфигурации оргструктуры.
Кадровая политика организации – генеральное направление кадровой работы, совокупность принципов, методов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, на создание квалифицированного и высокопроизводительного сплоченного коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка с учетом стратегии развития предприятия. Кадровое планирование—это направленная деятельность пот подготовке кадров, обеспечению пропорционального и динамичного развития персонала, расчету его профессионально-квалификационной структуры, определению общей и дополнительной потребности, контролю за его использованием. Сущность кадрового планирования заключается в предоставлении людям рабочих мест в соответствии с их способностями. Сферы кадровой политики направлены на регулирование процесса, связанного с наймом на работу, деловой оценкой персонала, аттестацией персонала организации; текучестью кадров; нормированием, программированием, мониторингом персонала.
Мотивация как основная функция управления связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей и целей организации. В процессе мотивации предполагается использование определенной последовательности взаимозависимых категорий: потребности людей – интересы людей – мотивы деятельности – действия людей.
Мотивация, как функция управления это процесс создания у членов организации, у сотрудников внутреннего побуждения к действиям, для того чтобы человек сам захотел что-то делать. Внешняя мотивация – это мотивация, которая не связанная с содержанием определенной деятельности, но которая определена по отношению к субъекту какими-то обстоятельствами. Внутренняя мотивация – это абсолютно не связанная с каким-то влиянием извне, это человек сам хочет что-то делать. Как правило, внутренняя мотивация очень тесно связана с самим содержанием деятельности.
Согласно Хакману существует три условия для создания той самой внутренней мотивации, то о чем говорят все менеджеры. Где у человека та «кнопка», чтобы он с горящими глазами выполнял свою работу? Первое – исполнитель должен знать результат своей работы. Второе – он должен чувствовать ответственность за уровень выполненной работы, то есть, на сколько, качественно эта работы будет сделана. То есть ощущать личную, персональную ответственность за тот результат, которого он достигает. Третье – исполнитель должен воспринимать свою работу, как важную или необходимую. То есть, понимать, что результат работы влияет на жизнь и работу других людей, то есть это поднимает значимость сотрудников.
У разных сотрудников есть разные типы мотиваций, то есть люди мотивируются разными вещами. Один из типов это инструментальный тип. Это люди, которые очень подвержены влиянию внешних стимулов, то есть их нужно постоянно извне «подкармливать». Это выдача премий, это социальные пособия, это увеличение соц. пакета, это возможно какие-то поездки, то есть это те вещи, которые можно человеку физически дать, он может это ощутить. Это инструментальный тип. О чем говорят такие люди, как это выявить? Эти люди, как правило, будут при постановке задачи спрашивать: « Что нам за это будет? Будет ли дополнительная премия?» То есть все разговоры будут идти вокруг этого. Они не будут интересоваться содержанием работы, не будут задаваться вопросом, что нужно сделать, у них первый вопрос, что они за это получат.
Следующий тип мотивации – это профессиональный тип. Это люди, которых мотивирует практически сама работа. Люди любят расти профессионально. Им менее необходимы стимулы извне, им просто нужно дать больше работы, где они могут себя развить, то есть расширить их круг обязанностей. Они выполнили одну работу, затем выполнили другую работу, соответственно, они растут, они расширяются вширь. Это профессиональный тип. Чем мотивируются эти люди? Они любят наставничество, то есть они очень любят обучать, они любят делиться своим опытом, они любят узнавать что-то новое, они любят улучшать свой процесс работы. Люди, как правило, направлены на процесс.
Следующий тип мотивации – патриотический. Это люди, направленные больше на команду, на достижение каких-то высоких, амбициозных целей. Это люди, у которых можно спросить совета и они его всегда тоже дадут с большим удовольствием и будут при этом сильно мотивированы. Для них важно получать грамоты, вывешивание на доску почета, все то, что нравится людям с патриотическим типом. Следующий тип мотивации – люмпенизированные. Для этих людей характерна мотивация «я такой же, как все», чтобы всем все было поровну, все одинаково, желают выполнять одинаковый объем с остальными, то есть это те люди, которые любят уравниловку – всем одинаково, всем поровну. Таких, к сожалению, очень много. На первый взгляд таких людей можно расшевелить, но это необходимо вести с ними разговоры, выявлять потребности, только тогда можно понять, что нужно делать с этим человеком.
В жизни не встречаются в «чистом» виде хозяйский, патриотический, профессиональный тип мотивации и так далее. Естественно, эти типы будут смешаны. Но единственное что, ярко выраженным будет какой-то один. Предположим: человек сильно инструментально мотивирован, ему обязательно нужно за что-то платить, но при этом он еще где-то интересуется работой, хотя бы ему это интересно. То же самое, как с хозяйским, так и с патриотическим. Эти два типа очень часто встречаются совместно, это совместное достижение целей.