Тургенев в березовой роще что описывает
Конспект урока чтения в 6 классе. Урок 19. И.С. Тургенев. осенний день в березовой роще.
Урок 19. Тема: И. С. Тургенев «Осенний день в березовой в роще».
Цель: создать условия для познавательного интереса на основе ознакомления с жизнью и творчеством И. С. Тургенева.
Задачи:
8. Физминутка.
9. Закрепление прочитанного материала.
10. Чтение рассказа обучающимися вслух по отрывкам. /по цепочке/
11. Работа над содержанием рассказа.
– Итак, с какого же времени дня начинается описание? (с утра.)
Что происходило в роще утром? (Перепадал мелкий дождик.)
Что, по-вашему, означает слово перепадал? (Шел мелкий дождь. Перепадал – то шел, то прекращался.)
Когда дождь прекращался, что приходило ему на смену? (Теплое солнечное сияние.)
Как пишет об этом Тургенев, как он называет смену дождя солнечным сиянием? («Была непостоянная погода».)
Как вы думаете, в целом погода хорошая или плохая? (Да, хорошая. Ведь даже когда идет дождь, небо не темное и пасмурное, а светлое, так как оно закрыто белыми облаками.)
Действительно, несмотря на дождь, в роще было прекрасно. Наверное, поэтому и не хотел ее покидать писатель.
Чем же занимался Тургенев, находясь в роще? (Он сидел и глядел кругом, слушал, как шумят листья).
Какая погода стояла в тот день, который описывает автор?
Прочитайте её описание.
Что говорит автор о шуме листвы?
Какие звуки слышались в осенней роще? Прочитайте.
12. Работа с поговорками.
Осень – любимое время года многих писателей, поэтов, художников, да и русского народа. И в таких видах устного народного творчества как поговорки, пословицы отображены осенние изменения в природе, приметы. Прочитайте поговорки.
Какие из представленных поговорок подходят к рассказу «Осенний день в березовой роще»?
1.Осень короткая – зима будет долгая. Тамахин Н.
2.Осень – припасиха, а зима – подбериха. Поляков С.
3.Осень – перемен восемь. Калайтанова Д.
Обучающиеся выбирают третью поговорку и объясняют ее связь с рассказом.
13. Итог урока. Оценки. Домашнее задание: с. 30 выразительное чтение.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Открытый урок по чтению и развитию речи на тему И.С.Тургенев «Осенний день в берёзовой роще» (отрывок из рассказа «Свидание»)
КСКОУ ОО «Болховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
по чтению и развитию речи
Тема: И.С.Тургенев «Осенний день в берёзовой роще» (отрывок из рассказа «Свидание»)
Учитель: Клюзова Елена Алексеевна
1. познакомить детей с новым произведением, формировать навык правильного сознательного выразительного чтения целыми словами;
2. развивать зрительно – слуховое восприятие, воссоздающее воображение, вербальную память, умение анализировать и делать выводы, устную речь детей, расширять словарный запас детей;
4. воспитывать эмоциональную отзывчивость детей, любовь к чтению. любовь к природе родного края, положительную мотивацию к обучению.
Оборудование: осенние листья, портрет И.С. Тургенева; записи поговорок и примет осени; грамзапись (голос синицы); иллюстрация с изображением осенней березовой рощи; выставка книг писателя; презентация.
Учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети повторяют за ним.
— Из глубокого колодца (руки «О»)
— Солнце медленно встает (руки над головой),
— Свет его на нас прольётся (руки вытянуты перед собой, ладошками вверх.)
— Луч его нам улыбнется ( руки параллельно вытянуты)
— Новый день она начнет (руки вниз широко).
На сегодняшнем уроке
Будем думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
1.Целеполагание: ребята, как вы понимаете «выразительно читать»?
Ответы детей (выделять голосом главные слова, выбрать правильный темп чтения, делать паузы).
А) Есть еще один рассказ,
Замечательный, для вас.
Вы вдохните – не дышите,
Ветра в поле не будите,
А тихонько выдыхайте,
Подул ветер – У_У_У!
Пожелтели, задрожали листья – Ф_Ф_Ф!
Полетели на землю – П_П_П!
Б.) Представьте, что на вашей ладони опавший осенний листок. Мы должны на него дуть медленно и равномерно, чтобы он кружился в воздухе над ладонью и не улетал. Вдох через нос, медленный выдох через рот. Смотрим во время выдоха на листок. Он должен кружиться над ладонью. Приготовились, начали.
II . Проверка домашнего задания.
1. Соотнесение иллюстраций с текстом рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы» со стр. 23, 26, 28.
2. Выборочный пересказ «Найдите в рассказе примеры, которые говорят о доброте и отзывчивости людей»
III . Сообщение темы урока, постановка учебной цели.
1) Работа с загадкой.
Послушайте загадку и скажите, о чем пойдет речь на нашем уроке чтения?
В золотистой круговерти
Это я пришла с дождями,
Листопадом и ветрами. (Осень)
— Назовите осенние приметы.
2) У. Сегодня на уроке мы отправимся на экскурсию в березовую рощу, посмотрим, как меняется роща с приходом осени. Поможет нам в этом отрывок из рассказа «Свидание», написанный Иваном Сергеевичем Тургеневым. (сл. 1)
-Кто будет на занятии самым внимательным, тот узнает сегодня много нового и интересного.
IV .Работа по теме урока.
1) Вступительная слово учителя об авторе.
У. Иван Сергеевич Тургенев (сл. 2) родился 28 октября 1818 года. Как видите, тоже осенью. Детство его прошло в селе Спасском в нашей Орловской области. Маленький Ваня очень любил сад рядом со своим домом. Он любил слушать птичье пенье, с интересом слушал рассказы садовника, лесных сторожей о жизни зверей и птиц. С детства он полюбил природу.
Учитель показывает слайды с видами Спасского-Лутовинова.(сл. 3)
– Тургенев был страстным охотником, ездил по полям, степям, лугам, лесам. Там, бродя с ружьём, любознательный и проницательный охотник много видел и наблюдал. Из богатого запаса своих охотничьих встреч и наблюдений он отобрал самое интересное для своих рассказов. Серию таких рассказов он назвал «Записки охотника». В этот сборник вошли такие рассказы, как «Бежин луг», «Лес и степь», «Малиновая вода» и много-много других.
2) Работа с выставкой книг И.С.Тургенева
Учитель показывает книгу.
– Рассказ «Свидание», отрывок из которого мы прочитаем сегодня, тоже входит в «Записки охотника».
-Ребята, а приходилось ли вам бывать в осенние дни в березовой роще?
Учитель показывает иллюстрацию с изображением осенней березовой рощи.(сл. 4)
У. А вот какой увидел Тургенев березовую рощу, мы с вами узнаем из рассказа «Осенний день в березовой роще», который является отрывком из рассказа «Свидание».
Я прочитаю вам этот отрывок, а вы слушайте внимательно и подумайте, о каком периоде осени рассказывает писатель.
3) Чтение текста учителем (первичное восприятие текста)
Учитель зачитывает отрывок.
«Я сидел в березовой роще осенью, около половины сентября. С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием; была непостоянная погода. Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновенье, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая…
Я сидел, и глядел кругом, и слушал, листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня. Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам. Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаком, она то озарялась вся, словно вдруг в ней все улыбнулось…то вдруг опять все кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли … и украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь.
Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела, лишь кое-где стояла одна молоденькая, вся красная или вся золотая.
Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы.»
— Какое настроение возникло у вас во время моего чтения?
– Итак, о каком же периоде осени рассказывается в этом отрывке? (Ранняя осень)
5) Словарная работа (сл. 5)
У. Какие трудные и непонятные слова встретились нам в тексте?( чтение слов хором по одному, выяснение их лексического значения)
Д. Говор, трепет, шущуканье, лепетанье, болтовня.
У. Кто из вас может объяснить значение этих слов?
6) Чтение текста детьми по цепочке. (сл. 6 – пустой))
У. Ребята, давайте внимательно рассмотрим всё, что окружало автора в роще. Для этого прочитаем теперь текст и найдём ответ на вопрос: с какого времени дня начинается описание рощи?
Дети читают отрывок по «цепочке».
7) Беседа по прочитанному.
– Итак, с какого же времени дня начинается описание? (С утра.)
У. Что происходило в роще утром? ( Перепадал мелкий дождик.)
У. Когда дождь прекращался, что приходило ему на смену?( Теплое солнечное сияние.)
У. Как пишет об этом Тургенев, как он называет смену дождя солнечным сиянием?( «Была непостоянная погода».)
У. Прочитайте, каким было небо, когда перепадал дождь? ( «Небо. все заволакивалось рыхлыми белыми облаками. «)
У. Как выглядело небо, когда светило солнце?( Тучи раздвигались, и показывалась лазурь ясная и ласковая, как прекрасный глаз).
У. Что означает выражение «как прекрасный глаз»? ( Было приятно смотреть: красиво и тепло от «взгляда» лазури.)
У. Итак, какие две картины, описанные в рассказе Тургеневым, мы увидели в роще?
Первая картина: идет дождь. Вторая картина: дождь прекращается, и роща озаряется солнцем.
У. Как вы думаете, в целом погода хорошая или плохая? (Да, хорошая. Ведь даже когда идет дождь, небо не темное и пасмурное, а светлое, так как оно закрыто белыми облаками.)
У. Действительно, несмотря на дождь, в роще было прекрасно. Наверное, поэтому и не хотел ее покидать писатель.
У. Чем же занимался Тургенев, находясь в роще? ( Он сидел и глядел кругом, слушал, как шумят листья.)
-Давайте послушаем шум осенней листвы (листики в вазе)
7. Физминутка «Листики осенние».
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим,
Дунул ветер — полетели,
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал,
И листочки все поднял.
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
8. Выборочное чтение текста о шуме листьев.
У. Прочитаем этот фрагмент текста и посмотрим, с чем сравнил шум листьев ранней осенью в роще Тургенев?
Дети зачитывают от слов «Я сидел и глядел. » до слов «. едва слышная, дремотная болтовня».
– С чем же сравнил шум листьев Иван Сергеевич? ( С едва слышной, дремотной болтовней.)
У. Как вы думаете, почему? ( Едва слышная – потому что ветра почти нет.– Дремотная болтовня – потому что листочки как бы дремали, то есть не спали, но уже и не бодрствовали.)
У. Как еще написал Тургенев об этом? (Листья чуть шумели.)
У. Всегда ли в роще листья шумит одинаково? ( Нет.)
У. Прочитайте эти предложения ещё раз и заполните таблицу «Шум листвы».
Учащиеся выполняют задание на карточках.
– Давайте проверим, что у вас получилось.
На экране открывается заполненная таблица.
весёлый смеющийся трепет
мягкое шушуканье, долгий говор
едва слышная, дремотная болтовня
робкое и холодное лепетанье
У. Как вы понимаете смысл каждого выражения?
У. В какой период жизни листья трепещут? (Когда листочки молоденькие, только появились на свет весной)
У. Когда слышен их говор? ( В полном расцвете летом.)
У. Когда листья издают едва слышную дремотную болтовню? ( Ранней осенью: едва слышная – потому что ветра почти нет.– Дремотная болтовня – потому что листочки как бы дремали, то есть не спали, но уже и не бодрствовали.)
У. Когда слышно лепетанье? ( Поздней осенью, когда листья умирают. Поздней осенью очень холодно, ветрено, иногда морозно, листьев на деревьях почти нет, поэтому они лепечут (невнятно говорят) «робко и холодно».)
У. Давайте проследим, как меняются действия листвы в роще. (сл. 9)
У. В какой период жизни листья трепещут? (Когда листочки молоденькие, только появились на свет.)
У. Когда слышен их говор, шушуканье? ( В полном расцвете.)
У. Когда слышна болтовня? (В процессе увядания.)
У. Когда слышно лепетанье? ( Когда листья умирают.)
У. Тургенев был настоящим охотником и знатоком природы. По одному шуму листьев он мог узнать, какое стояло время года. Видите, не по цвету листьев, а только по шуму. Не каждый из нас сможет сделать это.
9. Беседа по содержанию с опорой на выборочное чтение текста. (сл.10)
А) Выборочное чтение отрывка о роще и дожде.
У. Продолжим нашу экскурсию в берёзовую рощу по отрывку из рассказа И.С.Тургенева.
У. Что пишет о ветре Тургенев? Найдите прочитайте. (Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам.)
У. Итак, ветер был слабый.
Внутренность рощи тоже беспрестанно изменялась. Посмотрим, какие картины изображает Иван Сергеевич. Что происходит с рощей, когда светит солнце? Для этого прочитайте текст от слов «Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно менялась…» до слов «Ни одной птицы…»
Дети зачитывают фрагмент текста.
– Вот как выглядит роща во время солнечного сияния. Вам нравится? ( Да.)
У. Но вдруг опять дождь. Что тогда меняется в роще?( Яркие краски гаснут, березы уже стоят без блеска, белые, как снег.)
У. Как пишет о дожде писатель?(«. Украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь».)
У. Почему Тургенев использует при описании дождя слово «мельчайший»?
У. Что значит это прилагательное?( Очень-очень мелкий, почти незаметный.)
У. Какие ещё слова использует автор для описания дождя?( Украдкой, лукаво шептал.)
У. С кем сравнивает дождь писатель с живым существом или неживым? (С человеком.)
У. Очень часто природа у Тургенева «оживает», то есть описывается как живое существо.
У. Как описывает листву Тургенев? (Почти еще зеленая, но уже побледнела, кое-где красная или золотая. Когда светило солнце, ярко вспыхивала.)
У. Итак, какие картины мы увидел глазами Тургенева в берёзовой роще?
Д. Небо, закрытое облаками; небесная лазурь. Пестрая листва. Стволы берез: белые, как только что выпавший снег. Сверкающий дождь.
10. Физкультминутка – релаксация под музыку «Времена года. Осень» Вивальди. (сл. 10)
У тучек сегодня плохие причёски
( круговые движения руками над головой)
Тучки рыдают и капают слёзки:
(наклоны головы вправо – влево)
(руки поднять вверх, плавные движения вправо – влево)
С листиков капают, капают слёзки:
(опускание рук, встряхивание кистями)
(повороты туловища влево – вправо)
Плачут деревья, и тучки и ветер.
(руки поднять вверх и расслабленно опустить вниз со встряхивающими движениями кистей)
11.Выборочное чтение текста о голоске синицы (последнее предложение)
У. Расскажите, а какие звуки, кроме шума листвы, услышал Тургенев в роще?
У. Зачитайте последнее предложение.
У. Голос какой птицы услышал автор? Почему только голос синички звучал в берёзовой роще? (Остальные птицы улетели или притаились из-за дождя)
Д. Нет. Автор хотел передать нежное и трепетное отношение к природе.
12. Прослушивание записи голоса синички. (сл. 11)
У. Давайте представим себе, что мы находимся в берёзовой роще и слышим голосок синички.( Прослушивание голоса синички.)
У. Какие чувства вызывают у вас эти звуки? А у автора? Почему вы так думаете?
У. Мы с вами уже сказали, что природа у Тургенева описывается как живое существо. Таким образом, Тургенев, используя различные изобразительно-выразительные средства, смог так мастерски передать красоту и силу осенней природы.
13. Работа над особенностями текста-описания.
У. О чем говорилось в отрывке «Осенний день в берёзовой роще»? Какова его тема? ( Об описании изменчивого осеннего дня в березовой роще.)
У. Выделите главную мысль рассказа.( Главная мысль – погода осенью непостоянна, может меняться даже в течение дня.)
У. Все это описание помог нам увидеть автор. Тургенев всегда мастерски описывал природу в своих рассказах. Тургенев замечает тончайшие оттенки цвета, световые изменения. Как вы думаете, а почему это удавалось писателю? ( Он мог часами наблюдать за природой. Он «сидел и глядел вокруг, слушал». Если прийти в лес, рощу и просто поверхностно любоваться, то нельзя подметить все оттенки цвета, увидеть краски, заметить запахи.)
У. Действительно, только такому чуткому человеку была подвластна красота и тайна природы, ее душа, понять которую удается не каждому из нас.
V. Работа с поговорками, приметами.
У. Какие из представленных поговорок подходят к рассказу «Осенний день в березовой роще»? На экране (сл. 12)
1.Осень короткая – зима будет долгая.
2.Осень – припасиха, а зима – подбериха.
3.Осень – перемен восемь.
Учащиеся выбирают третью поговорку и объясняют ее связь с рассказом.
— Какими красками художник изобразил осень?
— Какая пора осени здесь изображена?
-Какие строки можно отнести к этой репродукции?
— Зачитайте строки, которые это подтверждают. (Дети зачитывают строки из текста)
V II . Обобщение. Итог урока.
У. Какое произведение мы читали сегодня на уроке?
У. Какие звуки и краски наблюдал Тургенев в роще?
Дети отвечают, опираясь на текст.
– Какие описания рощи особенно понравились вам, ребята? Зачитайте.
Выслушиваются ответы детей.
– О чем говорится в тексте-описании?
-Молодцы, ребята! Вы хорошо сегодня потрудились. (Выставление отметок за урок)
1. читать отрывок И.С.Тургенева «Осенний день в берёзовой роще»;
Лариса саломатина у природы нет плохой погоды
вернуться в начало
скачать Тема. «И.С. Тургенев. «Осенний день в березовой роще» (отрывок из рассказа «Свидание»). Тип текста – описание. Состав слова (повторение)». Цели. Знакомство с творчеством И.С. Тургенева; с основными особенностями текста-описания; уточнение представления учащихся о словообразующей роли приставок и суффиксов; совершенствование умения разбирать слова по составу; расширение лексического запаса слов. Оборудование. Портрет И.С. Тургенева; диафильм «И.С. Тургенев в Спасском-Лутовинове»; записи поговорок и примет осени; грамзапись (голос синицы); иллюстрация с изображением осенней березовой рощи; выставка книг писателя; проигрыватель. I. Организационный момент II. Сообщение темы занятия Учитель. Сегодня на занятии мы отправимся на экскурсию в березовую рощу, посмотрим, как изменилась роща с приходом осени. Поможет нам в этом отрывок из рассказа «Свидание», написанного Иваном Сергеевичем Тургеневым. ^ III. Вступительная беседа У. Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября 1818 года. Как видите, тоже осенью, как и Иван Алексеевич Бунин. Детство его прошло в селе Спасском. Маленький Ваня очень любил сад в своем родном имении. Он любил слушать птичье пенье, с интересом слушал рассказы садовника, лесных сторожей о жизни зверей и птиц. С детства он полюбил природу. ^ Учитель показывает кадры из кинофильма. – Тургенев был страстным охотником, ездил по полям, степям, лугам, лесам. Там, бродя с ружьем, любознательный и проницательный охотник много видел и наблюдал. Из богатого запаса своих охотничьих встреч и наблюдений он отобрал самое интересное для своих рассказов. Серию таких рассказов он назвал «Записки охотника». В этот сборник вошли такие рассказы, как «Бежин луг», «Лес и степь», «Малиновая вода» и много-много других. ^ Учитель показывает книгу. – Рассказ «Свидание», отрывок из которого мы прочитаем сегодня, тоже входит в «Записки охотника». В этом рассказе описывается последнее свидание девушки-крестьянки Акулины с ее возлюбленным. Рассказ заканчивается трагично: жених бросает ее. Конец безрадостной любви совпадает с моментом осеннего увядания природы. Автор случайно оказался свидетелем грустной сцены. Ребята, а приходилось ли вам бывать в осенние дни в березовой роще? У. Какая она? Опишите ее. ^ Учитель показывает иллюстрацию с изображением осенней березовой рощи. У. А вот какой увидел Тургенев березовую рощу, мы с вами узнаем из рассказа «Осенний день в березовой роще», который является отрывком из рассказа «Свидание». ^ IV. Первичное восприятие текста Учитель зачитывает отрывок. «Я сидел в березовой роще осенью, около половины сентября. С самого утра перепадал мелкий дождик, сменяемый по временам теплым солнечным сиянием; была непостоянная погода. Небо то все заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновенье, и тогда из-за раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз. Я сидел, и глядел кругом, и слушал, листья чуть шумели над моей головой; по одному их шуму можно было узнать, какое тогда стояло время года. То был не веселый, смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье, не долгий говор лета, не робкое и холодное лепетанье поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня. Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам. Внутренность рощи, влажной от дождя, беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаком, она то озарялась вся, словно вдруг в ней все улыбнулось: тонкие стволы не слишком частых берез внезапно принимали нежный отблеск белого шелка, лежавшие на земле мелкие листья вдруг пестрели и загорались червонным золотом, а красивые стебли высоких кудрявых папоротников, уже окрашенных в свой осенний цвет, подобный цвету переспелого винограда, так и сквозили, бесконечно путаясь и пересекаясь перед глазами; то вдруг опять все кругом слегка синело: яркие краски мгновенно гасли, березы стояли все белые, без блеску, белые, как только что выпавший снег, до которого еще не коснулся холодно играющий луч зимнего солнца; и украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь. Листва на березах была еще почти вся зелена, хотя заметно побледнела, лишь кое-где стояла одна молоденькая, вся красная или вся золотая, и надобно было видеть, как она ярко вспыхивала на солнце, когда его лучи внезапно пробивались, скользя и пестрея, сквозь частую сетку тонких веток, только что смытых сверкающим дождем. Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли; лишь изредка звенел стальным колокольчиком насмешливый голосок синицы.» – Итак, о каком же периоде осени рассказывается в этом отрывке? У. Подтвердите это словами из текста. Д. «. Около половины сентября»; «ясная и ласковая лазурь». V. Словарная работа У. Какие трудные и непонятные слова встретились вам в тексте? У. Кто из вас может объяснить значение этих слов? Д. Заволакивалось – закрывалось. VI. Работа над содержанием рассказа Учитель раздает детям текст отрывка из рассказа «Свидание». У. Ребята, прочитайте теперь текст самостоятельно и ответьте затем на вопрос: с какого времени дня начинается описание рощи? ^ Дети читают отрывок. – Итак, с какого же времени дня начинается описание? У. Что происходило в роще утром? Д. Перепадал мелкий дождик. У. Что, по-вашему, означает слово перепадал? Д. Шел мелкий дождь. Перепадал – то шел, то прекращался. У. Когда дождь прекращался, что приходило ему на смену? Д. Теплое солнечное сияние. У. Как пишет об этом Тургенев, как он называет смену дождя солнечным сиянием? ^ Д. «Была непостоянная погода». У. Прочитайте, каким было небо, когда перепадал дождь? Д. «Небо. все заволакивалось рыхлыми белыми облаками. « У. Как вы думаете, почему Тургенев использовал глагол заволакивалось, а не закрывалось? Д. Потому что облака были рыхлыми. У. Как выглядело небо, когда светило солнце? Д. Тучи раздвигались, и показывалась лазурь ясная и ласковая, как прекрасный глаз. ^ У. Посмотрите, какие эпитеты и сравнения использует Тургенев при описании неба. Д. Небо в белых облаках. Лазурь ясная и ласковая. Сравнение: как прекрасный глаз. У. Подумайте, почему лазурь автор называет ясной и ласковой? Д. Ясная, потому что светит солнце. Ласковая, потому что тепло и хорошо. У. Что означает выражение «как прекрасный глаз»? Д. Было приятно смотреть: красиво и тепло от «взгляда» лазури. ^ У. Итак, какие две картины описывает в начале рассказа Тургенев? Д. Первая картина: идет дождь. Вторая картина: дождь прекращается, и роща озаряется солнцем. ^ У. Как вы думаете, в целом погода хорошая или нет? Д. Да, хорошая. Ведь даже когда идет дождь, небо не темное и пасмурное, а светлое, так как оно закрыто белыми облаками. У. Действительно, несмотря на дождь, в роще было прекрасно. Наверное, поэтому и не хотел ее покидать писатель. ^ Д. Он сидел и глядел кругом, слушал, как шумят листья. У. Прочитаем этот фрагмент текста и посмотрим, с чем сравнил шум листьев ранней осенью в роще Тургенев? ^ Дети зачитывают от слов «Я сидел и глядел. » до слов «. едва слышная, дремотная болтовня». – С чем же сравнил шум листьев Иван Сергеевич? Д. С едва слышной, дремотной болтовней. У. Как вы думаете, почему? Д. Едва слышная – потому что ветра почти нет. – Дремотная болтовня – потому что листочки как бы дремали, то есть не спали, но уже и не бодрствовали. ^ У. Как еще написал Тургенев об этом? Д. Листья чуть шумели. У. Всегда ли в роще листва шумит одинаково? У. Прочитайте это предложение и заполните таблицу «Шум листвы». На доске:
^ Учащиеся выполняют задание в тетрадях, один ученик – у доски для дальнейшей проверки. – Давайте проверим, что у вас получилось. На доске открывается заполненная таблица. На доске:
^ У. Как вы понимаете смысл каждого выражения? Д. Поздней осенью очень холодно, ветрено, иногда морозно, листьев на деревьях почти нет, поэтому они лепечут (невнятно говорят) «робко и холодно». ^ Аналогично объясняется смысл остальных выражений. У. Давайте проследим, как меняются действия листвы в роще. У. В какой период жизни листья трепещут? Д. Когда листочки молоденькие, только появились на свет. ^ У. Когда слышен их говор? Д. В полном расцвете. У. Когда слышно лепетанье? Д. Когда листья умирают. У. Видите, как все эти процессы от рождения до смерти смог назвать одним словом Тургенев. А что же все-таки объединяет эти слова: говор, шушуканье, болтовня, лепетанье? ^ Д. Их общее значение – разговор. У. Как называют такие слова? У. Являются ли слова трепет, говор, шушуканье, болтовня, лепетанье синонимами в этом тексте? Почему? ^ Д. Да, являются, обозначают одно и то же – шум листвы. У. Тургенев был настоящим охотником и знатоком природы. Можете ли вы, пользуясь данным фрагментом, подтвердить это? ^ Д. По одному шуму листьев он мог узнать, какое стояло время года. У. Видите, не по цвету листьев, а только по шуму. Не каждый из нас сможет сделать это. Можем ли мы, читая текст, услышать шум листьев? У. Помните, как называется этот прием в литературе? У. Прочитайте этот фрагмент еще раз внимательно и заметьте, с помощью какого звука, часто повторяющегося в словах, можно как бы услышать шум листвы. ^ Д. С помощью звука [ш] в словах слушал, шумели, по шуму, шушуканье, слышная. Ветер дует нам в лицо ^ VIII. Работа над содержанием рассказа (продолжение) У. Что пишет о ветре Тургенев? Д. Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам. У. Итак, ветер был слабый. ^ Д. Она озаряется, даже улыбается. У. Что описывает в этот момент автор? Д. Березы, листья, папоротники. У. Как выглядят березы? Д. Березы стоят не слишком часто, стволы берез Тургенев сравнивает с белым шелком. ^ У. Что сказано про листья? Д. Листья пестрели и загорались червонным золотом. У. Как описаны папоротники? Дети зачитывают фрагмент текста. – Вот как выглядит роща во время солнечного сияния. Вам нравится? У. Но вдруг опять дождь. Что тогда меняется в роще? ^ Д. Яркие краски гаснут, березы уже стоят без блеска, белые, как снег. У. Как пишет о дожде писатель? Д. «. Украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь». ^ У. Какой эпитет использует Тургенев при описании дождя? У. Что значит это прилагательное? Д. Очень-очень мелкий, почти незаметный. У. Какие олицетворения использует автор? ^ Д. Украдкой, лукаво шептал. У. С кем сравнивает дождь писатель? У. Очень часто природа у Тургенева «оживает», то есть описывается как живое существо. ^ Д. Почти еще зеленая, но уже побледнела, кое-где красная или золотая. У. Какие картины увидел Тургенев в роще? Д. Небо, закрытое облаками; небесная лазурь. Пестрая листва. Стволы берез: белые, как шелк или как только что выпавший снег. Сверкающий дождь. Папоротник, как переспелый виноград. ^ IХ. Упражнение в разборе слов по составу У. Расскажите, а какие звуки, кроме шума листвы, услышал Тургенев в роще? У. Зачитайте последнее предложение. Как вы думаете, случайно ли в тексте использованы слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – колокольчиком, голосок? Д. Нет. Автор хотел передать нежное и трепетное отношение к природе. У. Попробуйте прочитать предложение, убрав суффиксы -чик и -ок. Дети зачитывают текст. – Возможна ли такая замена? У. Предложение получается некрасивое. Как видите, Тургенев не случайно использовал слова с такими суффиксами. Тщательный отбор слов, их словообразовательных частей помогает точно выразить и мысль, и настроение. Найдите в рассказе еще слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. У. Какую же роль в тексте произведения играют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? Д. Они отражают отношение автора к тому, что он описывает. У. Сделаем вывод. Одно из средств, помогающее нам выразить свои чувства, свое отношение к чему-либо, свое настроение, дать оценку тому, о чем мы говорим, – суффиксы. ХI. Работа с изобразительно-выразительными средствами У. Итак, мы с вами уже сказали, что природа у Тургенева описывается как живое существо. Оказывается, природа становится еще как бы участницей всего происходящего. Как я уже сказала, на фоне описания осенней рощи автор повествует затем о горестных переживаниях бедной девушки Акулины. Давайте сравним, как меняется ветер на протяжении всего рассказа. Вначале: «Слабый ветер чуть-чуть тянул по верхушкам». Когда же после свидания брошенная девушка горько рыдает, все вокруг проникается ощущением тревоги. Затем: «Порывистый ветер быстро мчался мне навстречу через желтое, высохшее жнивье; торопливо вздымаясь перед ним, стремились мимо, через дорогу, вдоль опушки, маленькие, покоробленные листья». С чем можно сравнить «покоробленные листья»? ^ Д. С разрушенными мечтами героини о счастье. У. Вы видите, как меняется описание природы на протяжении всего рассказа. Рассказ завершается словами от автора: «Мне стало грустно; сквозь невеселую, хотя свежую улыбку увядающей природы, казалось, прокрадывался унылый страх недалекой зимы. « Таким образом, Тургенев, используя различные изобразительно-выразительные средства, смог так мастерски передать красоту и силу осенней природы. ^ ХII. Упражнение в разборе слов по составу У. Посмотрим еще раз, как менялась погода осенью в роще. Выпишите из текста только глаголы в два столбика: в один – с приставками, в другой – без приставок. ^ Дети выписывают глаголы. – Каких глаголов в тексте больше? У. Автор насытил свое описание такими глаголами именно потому, что эти приставки передают изменения в природе, что соответствует описанию изменчивого осеннего дня. Например, заволакивалось, расчищалось, показывалась, побледнела. Какую роль в тексте играют бесприставочные глаголы: сидел, глядел, звенел, тянул, стояла, слушал, светило и другие? ^ Д. Они называют действия, которые длятся во времени. Они не связаны со сменой событий. У. Приставочные глаголы помогают передать динамику движения в явлениях природы, одна картина сменяет другую, нет постоянства, «была непостоянная погода». ^ ХIII. Работа над особенностями текста-описания У. О чем говорилось в этом отрывке? Какова его тема? Д. Об описании изменчивого осеннего дня в березовой роще. У. Выделите главную мысль рассказа. Д. Главная мысль – погода осенью непостоянна, может меняться даже в течение дня. У. Сегодня мы с вами работаем с текстом-описанием. Возьмите в руки листы с таблицами. Подберите к существительным прилагательные из текста. ^ Учащиеся заполняют таблицу :
– Видите, как много прилагательных использует Тургенев! ^ Учащиеся приходят к выводу, что таких предложений нет. – Именно использование имен прилагательных делает рассказ Тургенева таким красочным и образным. В тексте-описании просто невозможно обойтись без имен прилагательных, как в тексте-повествовании – без глаголов. К какому же типу текста относится этот рассказ? У. В тексте-описании говорится о признаках предмета или явлениях, которые можно увидеть одновременно. К такому тексту можно поставить вопрос: какой предмет? Что является объектом описания в рассказе? У. Все это описание помог нам увидеть автор. Тургенев всегда мастерски описывал природу в своих рассказах. Вот что сказал по этому поводу Лев Николаевич Толстой: «Одно, в чем он мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета, – это природа. Две-три черты – и пахнет». Действительно, Тургенев замечает тончайшие оттенки цвета, световые изменения. Как вы думаете, а почему это удавалось писателю? Д. Он мог часами наблюдать за природой. Он «сидел и глядел вокруг, слушал». Если прийти в лес, рощу и просто поверхностно любоваться, то нельзя подметить все оттенки цвета, увидеть краски, заметить запахи. У. Действительно, только такому чуткому человеку была подвластна красота и тайна природы, ее душа, понять которую удается не каждому из нас. ^ ХIV. Работа с приметами и поговорками На доске:
^ У. Прочитайте примету. Подходит ли она к отрывку? У. Правильно. Если мы прочитаем далее рассказ, то убедимся в этом. Учитель зачитывает фрагмент рассказа. «. Погода расчистилась, и в воздухе чувствовалась та особенная, сухая свежесть, которая, наполняя сердце каким-то бодрым ощущением, почти всегда предсказывает мирный и ясный вечер после ненастного дня». У Тургенева есть словосочетание «сухая свежесть». Как вы думаете, что оно означает? ^ Д. Солнце светит, все высохло, но в воздухе свежо. У. Какие из представленных поговорок подходят к рассказу «Осенний день в березовой роще»? На доске:
^ Учащиеся выбирают третью поговорку и объясняют ее связь с рассказом. У. Какие звуки и краски наблюдал Тургенев в роще? Дети отвечают, опираясь на текст. – Какие описания рощи особенно понравились вам, ребята? Зачитайте. – Вспомните описание осеннего яблоневого сада у Бунина. Кому какое описание больше понравилось? Объясните почему. Выслушиваются ответы детей. – О чем говорится в тексте-описании? ^ Д. Описываются какие-то предметы и явления. У. Какие вопросы можно поставить к тексту-описанию? Д. Какой предмет? Как выглядит? У. Какая часть речи постоянно используется в тексте для создания образности и красочности описания? ^ Д. Имя прилагательное. ХVI. Домашнее задание У. Напишите сочинение-миниатюру «Осенний день в лесу». Расскажите, какая погода была в тот день, как выглядел лес, какие звуки ты услышал, какие запахи ощутил в осеннем лесу. ^ Перед написанием сочинения учитель проводит экскурсию в лес. Примечание. Рассказ «Осенний день в березовой роще» взят из книги: Тургенев И.С. Записки охотника. – Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1979. – 359 с.; с. 237–238. Тема. «Л.Н. Толстой. «Сырость». Тип текста – рассуждение. Правописание гласных и согласных в корне слова (повторение)». Цели. Знакомство с текстом-рассуждением; совершенствование умения проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корнях слов; расширение лексического запаса слов учащихся. Оборудование. Портрет Л.Н. Толстого, иллюстрация с изображением лозины, паркета, кленовые листья. I. Организационный момент II. Сообщение темы занятия Учитель. Ребята, сегодня на занятии мы познакомимся с третьим типом текста – рассуждением. И снова на занятии вас ждет много нового и интересного. ^ III. Вступительная беседа У. Лев Николаевич Толстой, с творчеством которого мы уже начали знакомиться, написал несколько рассказов-рассуждений на разные темы – «Кристаллы», «Солнце – тепло», «Для чего ветер», «Отчего в темноте видно», «Осязание и зрение», «Тепло», «Отчего бывает ветер» и др. Эти рассказы написаны специально для детей. В них писатель размышляет над различными явлениями природы. Сегодня на занятии мы поработаем с текстом-рассуждением Льва Николаевича Толстого «Сырость». Догадались ли вы, почему выбрано рассуждение на тему «Сырость»? ^ Дети. Потому что на дворе осень. У. Все вы знаете, что с приходом осени погода начинает портиться, часто идут дожди, дует ветер, словом, становится сыро, холодно и грязно. Всегда ли осенью бывает сыро? У. Когда чаще всего стоит сырая и мокрая погода? ^ Д. Когда часто идут дожди, а высохнуть земля не успевает. Много влаги – оттого и сырая погода. У. В народе существует такая примета: «Осень дождливая – весна будет ясная». Видите, все друг с другом в природе согласовано: сыро осенью, зато весна будет ясная и теплая. Еще люди заметили, что если соль отсыреет, будет дождь. ^ IV. Первичное восприятие текста У. А вот какие рассуждения привел на тему «Сырость» Лев Николаевич Толстой, мы сейчас узнаем. Слушайте внимательно. ^ Учитель читает текст. «Отчего осенью и зимой двери разбухают и не затворяются, а летом ссыхаются и притворяются? – Итак, что же вы узнали про сырость из рассуждений писателя? Д. Мы узнали, почему двери осенью и зимою не закрываются, почему слабые деревья больше разбухают, чем сильные. Еще мы узнали, что колоды для пчел лучше делать из гнилого дерева. Мы узнали, почему сырые доски коробятся. ^ V. Работа над содержанием текста Учитель раздает детям текст рассказа «Сырость». У. Прочитайте текст самостоятельно и скажите, сколько вопросов задает Толстой. – Сколько вопросов ставит писатель и рассуждает, отвечая на них? Д. Писатель задает четыре вопроса. Д. Отчего осенью и зимою двери разбухают и не затворяются, а летом ссыхаются и притворяются? У. Как же Толстой отвечает на все эти вопросы? Поработаем для этого с текстом-рассуждением. Почему осенью и зимою двери разбухают и не затворяются? ^ Д. Весною и зимою дерево насыщается водой, как губка, и его распирает. У. Как вы понимаете сравнение «насытится водой, как губка»? Д. Если на губку налить воды, то она всю воду вберет в себя. Губка обычно полностью заполняется водой, не оставляя ни малейшего пространства пустым. Так же и дерево полностью впитывает в себя воду. ^ У. Что происходит летом с водой, которой насытилось дерево? Д. Она выходит паром. У. Как вы понимаете это выражение? Д. Вода испаряется. Пар – мелкие частицы, капельки воды. У. Как вы думаете, а откуда берется вода в дереве? ^ Д. Осенью идут дожди, а зимой – снег. От сырости и влаги двери насыщаются водой. У. Автор при постановке вопроса использует следующие глаголы: «не затворяются», «притворяются». Как можно сказать по другому? ^ Д. Не затворяются – закрываются. У. Правильно. Затворяться – устаревшая форма слова. Это слово вы можете встретить в сказках, написанных много лет назад. Например: «Внученька, затвори дверь». Как можно назвать слова не затворяются и затворяются? У. Выпишите эту пару слов в тетрадь. Выделите корень и приставку. ^ Дети записывают в тетрадях: затворяются, притворяются. – А можно записать слово притворить с приставкой пре-? У. Какое получится слово? У. Что оно означает? Д. Исполнить что-либо. У. Запишем два предложения в тетрадь. Разберем их по членам предложения. ^ Дети записывают предложения в тетрадях, один ученик – у доски. На доске:
– Какое еще значение вам известно у слова притвориться? ^ Д. Прикинуться перед кем-то или чем-то. У. Составьте с этим словом предложение и запишите его в тетрадь. Д. Мальчик прикинулся больным и не пошел в школу. У. Найдите в первом рассуждении Толстого еще пары слов, которые являются антонимами. ^ Д. Разбухают – ссыхаются, разопрет – съежится. У. Определите, а какие слова в этих парах являются между собой синонимами? Д. Разбухает, распирает. У. Видите, как мастер слова использует синонимы. Как вы думаете, почему? ^ Д. Чтобы в вопросе и ответе не повторялись одни и те же слова, писатель использует синонимы. Тогда и текст становится выразительным. У. Интересный ответ находим в тексте на второй вопрос, заданный писателем. Зачитайте его. ^ Учащиеся зачитывают вопрос и ответ. – На примере каких деревьев выстраивает свои рассуждения Лев Толстой? Д. На примере дуба и осины. У. Почему же дуб меньше разбухает? Д. В нем меньше пустого места. ^ У. Какой вывод можно из этого сделать? Куда набирается вода? Д. Вода заполняет только пустые места. У. Почему в гнилом дереве больше пустого места? ^ Д. Дерево гниет и становится рыхлым. У. Что значит «дерево разбухает и больше садится»? Д. Под тяжестью воды оно уходит немного в землю, не выдерживает такой массы. У. Теперь вы можете догадаться, почему так ценится дуб в мебельной промышленности? ^ Д. Из дуба получается красивая и прочная мебель, так как дуб крепкое, а не рыхлое дерево, почти не вбирает в себя воду. У. Как бы мы ни хотели сохранить их, деревья гниют. В лесу очень много сухих и гнилых деревьев. Как вы думаете, следует ли очищать лес от гнилых деревьев? Д. Они заражают другие деревья. У. Можно ли с пользой применять сухие деревья? Д. Можно, например, сделать колоды для пчел. У. Что такое колода? ^ Д. Короткое толстое бревно, обрубок бревна, бревно с выдолбленной серединой. У. По-другому это улей. Почему же колоды для пчел лучше делать из сухого и гнилого дерева? ^ Д. Через сухую колоду проходит воздух, а для пчел в такой колоде воздух легче. У. Из какого дерева получаются лучшие улья? Д. Из гнилой лозины. ^ Учитель показывает иллюстрацию с изображением лозины (ивового прута). У. Что интересного вы узнали из ответа на последний вопрос текста? Д. Как делают пол и паркет. У. Можно ли делать полы из сырых досок? Д. Полы будут коробиться. У. Как же поступить, чтобы полы не коробились? ^ Д. Нужно делать их из сухих досок либо делать паркет. У. Расскажите, пользуясь текстом, как делают паркет. Д. Сухие доски режут на куски, куски вываривают в кипятке. Когда из них вода вся выкипит, их клеят. ^ Учитель показывает иллюстрацию с изображением паркета. У. Как вы думаете, какой пол легче делать? У. Паркет – очень красивый пол, но дорогой. Настилать его – работа очень трудоемкая. Ухаживать за паркетом тоже сложно. Раньше начищали паркет воском, затем полировали, то есть натирали щеткой. Сейчас паркет покрывают лаком. Из текста мы узнали, что часто сырость бывает и полезна. В каком случае? ^ Д. От сырости гниют деревья, и из них можно сделать улья для пчел. У. И все-таки сырость – явление не очень приятное. Например, есть такая примета: «Если для постройки дома лес срублен в сыром месте, дом быстро сгниет». А вот «дом из сосны долго будет стоять, не сгниет». Значит, сосна – крепкое дерево. Помните, если вы разведете у себя дома сырость, могут завестись мокрицы, плесень. Как можно этого избежать? ^ Д. Нужно следить за чистотой в доме. У. Срость – это враг нашего дома, и с ней нужно бороться. У. Ребята, давайте немного отдохнем. ^ У детей в руках кленовые листья. Они выполняют различные движения руками. Стихи читает учитель. У. Разыгрался ветер И листок с березы Облетели листья клена, ^ VII. Выявление особенностей текста-рассуждения У. Текст-рассуждение – это третий тип текста, с которым мы сегодня познакомились. Какие вам уже известны? ^ Д. Повествование и описание. У. Вспомним, сколько рисунков (кадров) требуется для изображения текста-повествования? У. А для текста-описания? У. Возможны ли рисунки для текста-рассуждения? У. В рассуждении дается объяснение какому-либо явлению, предмету, факту, событию. Что это такое? Почему это произошло, случилось? Почему так? Вот основные вопросы, ответы на которые составляют рассуждение. С чего начинаем строить рассуждение? У. В рассказе Льва Николаевича Толстого вместо тезиса, то есть мысли, которую следует доказать, – вопрос. Запишите вопросы, встречающиеся в тексте, в виде тезисов. Например, вопрос «Отчего сырые доски коробятся?» замените тезисом «Сырые доски коробятся». ^ Учащиеся первый, второй и третий вопросы, встречающиеся в тексте, устно заменяют тезисами. – Как же доказать тезис? Как подтвердить сказанное? Следует доказать, то есть привести факты, аргументы. Эта часть – основная. ^ Рассуждение заканчивается выводом, то есть итогом рассуждения. – Какие же части мы выделяем в рассуждении? Д. Тезис, доказательство, вывод. У. Запишите схемы в тетрадях. Учитель записывает образец схемы на доске, учащиеся – в тетради. На доске:
– Обычно тезис совпадает с выводом. – В тексте-рассуждении говорится о причинах явлений. Эти причины нельзя увидеть, их можно только понять. К такому типу текста можно поставить вопрос: почему это так? – На примере второго вопроса проследим, соответствует ли ход рассуждения в тексте Толстого схеме. Образец рассуждения учитель записывает на доске. 1. Слабое дерево – осина – больше разбухает, а дуб – меньше. Ученики зачитывают доказательство, опираясь на текст. Учитель записывает на доске вывод. 3. Слабые и гнилые деревья больше разбухают и садятся, а крепкие – меньше. ^ VIII. Упражнение в составлении текста-рассуждения У. Попытаемся с вами построить рассуждение. В слове сырость букв больше, чем звуков. Учитель вместе с детьми выстраивает рассуждение. 1. Тезис. Я знаю, что в слове сырость букв больше, чем звуков. 2. Доказательство. В слове сырость семь букв. У буквы ь нет соответствующего звука, она только обозначает мягкость согласного, который идет перед ь. Следовательно, звуков на один меньше, то есть шесть. 3. Вывод. Значит, в слове сырость букв больше, чем звуков. – В художественной литературе встречаются все три типа текста, чаще всего тексты бывают смешанных типов. Например, повествование с элементами описания, описание с элементами рассуждения. Посмотрите на первое рассуждение в тексте Толстого. Обратим внимание на то, какая часть речи чаще используется в тексте? ^ Д. Имя существительное встречается чаще, меньше – глаголы. У. Есть ли имена прилагательные? У. Как вы думаете, почему? Д. Они не требуются: без них все ясно. У. Если вы обратите внимание, то заметите, что во втором, третьем и четвертом рассуждениях имена прилагательные есть, но используются они не для выразительности описания, а в функции обозначения качества предметов, например: сырое дерево, гнилое дерево, лучшие ульи. Таким образом, текст-рассуждение обычно обходится без имен прилагательных. Если же они есть, то у них исключительно назывная функция. ^ IХ. Упражнение в написании гласных и согласных в корне У. На уроках русского языка мы повторяем правила, которые помогают грамотно написать корень слова. Вспомните их. ^ Учащиеся рассказывают три правила. – Перед вами слова из текста Толстого с пропущенными безударными гласными в корне. Вставьте нужные гласные и подберите проверочные слова. На доске:
^ Д. Доска – доски, полы – пол, варили – варит, вода – воды, паркет – мы не можем проверить. У. Для закрепления правил поработаем и с другими словами из текста Толстого. Закроем текст «Сырость» и посмотрим на доску. Перед вами слова из текста с пропущенными буквами в корне. Вы должны догадаться, в какие две группы следует распределить эти слова. ^ Д. В одну группу – слова с безударными гласными в корне, в другую – со звонкими и глухими согласными в корне. У. Выпишите слова в два столбика, вставьте пропущенную букву, рядом запишите проверочное слово. На доске:
^ Выполненная работа проверяется устно. – Итак, как же проверять слова с безударными гласными в корне, с глухими и звонкими согласными в корне, с непроизносимой согласной в корне? ^ Дети отвечают на поставленные вопросы. У. Сегодня на занятии мы работали с текстом-рассуждением «Сырость» Л.Толстого. Что вам больше всего запомнилось и понравилось на занятии? ^ Выслушиваются ответы детей. – Советую вам прочитать и другие рассуждения Льва Николаевича Толстого. Учитель показывает книгу. – Какие типы текста вы знаете? Д. Повествование, описание, рассуждение. ^ У. Из каких частей состоит текст-рассуждение? Д. Из трех частей: тезиса, доказательства, вывода. У. Можно ли построить истинное рассуждение, не зная предмета рассуждения? ХI. Домашнее задание У. Напишите сочинение-миниатюру (рассуждение) на тему «Почему синиц мы видим осенью и зимой, но не летом». При написании сочинения можете воспользоваться рассказом взрослых, личными наблюдениями, энциклопедическим материалом. Примечание. Рассказ «Сырость» взят из книги: Толстой Л.Н. Детям. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»,» 1998. – 272 с.; с. 194.
|