Турецкий гамбит о чем
Турецкий гамбит (Акунин)
1877 год. Идёт русско-турецкая война. Молодая девушка Варвара Суворова, придерживающаяся передовых взглядов, тайно отправляется из Петербурга к жениху в зону боевых действий. Однако на последнем участке пути её обворовывает проводник. Варвара остаётся одна без денег в сомнительной придорожной корчме. На помощь ей приходит Эраст Фандорин, который пробирается из Видина. Он рассказывает, что был в турецком плену, но выиграл у местного паши свободу, после того как узнал, что на Плевну выступил корпус Османа-паши. Фандорин выигрывает в кости осла для Вари и герои отправляются в дорогу. В дороге спутники едва не становятся жертвой отряда башибузуков, но их спасает казачий разъезд под командованием генерала Соболева. Казаки также спасают пленного русского офицера Еремея Перепёлкина, и доставляют героев в расположение русских войск.
Находившийся при армии начальник Третьего отделения генерал Мизинов сообщает Фандорину, что резидент турецкой разведки Анвар-эфенди отправился к театру военных действий и, возможно, уже проник в лагерь русских для подготовки некой секретной операции. Он зачитывает письмо своего друга посла России в Турции Гнатьева о перипетиях смены власти в Турции, в которых Анвар и его покровитель Мидхат-паша сыграли немалую роль. Фандорин получает задание найти и разоблачить Анвара. По просьбе Мизинова Ставка немедленно отдаёт приказ Криденеру занять Плевну и укрепиться в ней.
Варин жених, шифровальщик Пётр Яблоков, спешит встречать Варю и оставляет свой пост. Британский корреспондент Маклафлин объявляет, что Криденер занял Никополь. Подоспевшие жандармы арестовывают Яблокова, поскольку в переданной им депеше содержался приказ взять Никополь, вместо Плевны, в которую к тому времени вошли передовые части корпуса Османа-паши. Варя Суворова, ставшая случайной свидетельницей разговора Фандорина с шефом жандармов, оказывается поставлена перед выбором: удаление с театра военных действий и временная изоляция для неразглашения секретнейших сведений, которые оказались ей известны, или роль помощницы, ассистента и связника Фандорина. Чтобы иметь возможность помочь своему жениху, она соглашается помогать Эрасту Петровичу.
Попытка взять город наскоком проваливается как и несколько последующих штурмов. Герои отправляются в Букарешт, где Варя пытается разоблачить румынского полковника Лукана, который по подозрениям продал план штурма туркам. Возникает ссора, разгорячённый Лукан вызывает на дуэль на саблях графа Зурова и французского корреспондента д’Эвре, но погибает от руки последнего.
В ходе генерального штурма отряд Соболева неожиданно врывается в Плевну. Однако все его курьеры погибают от рук башибузуков. Прорвавшийся граф Зуров тоже не доезжает до Ставки, Соболев так и не получает подкрепления и Осман-паша выбивает его из города. Жандармы находят тела Зурова и Казанзаки, Мизинов считает, что Казанзаки сотрудничал с турками, став жертвой компромата.
Краткое содержание Акунин Турецкий гамбит
События развиваются во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Эраст Фандорин тоже является участников военных действий. Воюет он как сербский волонтер. В один из дней он встречает в корчме девушку – Варвару Андреевну Суворову. Дело в том, что этой петербургской барышне пришла идея поехать на фронт, чтобы увидеться со своим мужем? Женихом? Да, впрочем, неважно! С этим она решила разобраться позже. Итак, Варя ехала на встречу к Пете Яблокову.
Сначала путешествие казалось молодой красавице забавным приключением: всю дорогу молодые военные добивались ее внимания, преподносили угощения и просто развлекали. Но в какой-то момент все изменилось. Варвара Андреевна оказалась в жуткой корчме, полной грубых недоброжелательных людей. Проводник, которого она там наняла, сбежал с вещами девушка, прихватив все ее деньги. Хозяин корчмы стал угрожать и требовать, чтобы Варя расплатилась с ним. Неизвестно, чем бы кончилось дело, но на выручку растерявшейся и напуганной барышне пришел Фандорин.
Эраст Петрович Решается заработать игрой в кости и выигрывает ослика. Он отдает его Варваре. Они отправляются в лагерь. Дорогу молодым людям преграждают воинственно настроенные башибузуки. На выручку им приходят казаки. Ими же был освобожден взятый в плен русский офицер Еремей Перепелкин. Всю троицу препровождают в русский военный лагерь.
Генерал Мизинов извещает Эраста Петровича о том, что турецкий шпион Анвар-эфенди проник в места боевых действий и, скорее всего, уже находится в расположении русских. Заслан он туда с целью подготовить секретную операцию. Перед Фандориным была поставлена задача выявить и обезвредить вражеского резидента.
Петр Яблоков, штабной шифровальщик, узнав о приезде Вари, прибежал ее встречать, позабыв о том, что находится на посту. Русские получают телеграмму, приказывающую взять Никополь. Командиры недоумевают – ведь раньше было указание оборонять Плевну. Однако подчиняются и захватывают Никополь. Оставшаяся без защиты Плевна достается туркам. Яблоков арестован.
Роман учит патриотизму, верности.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Сейчас читают
Трудно определить, какая профессия является самой важной в театре. Интересная история, связанная с этим, произошла когда-то в одном из городов, расположенном недалеко от Туркестана. Там в местном театре трудился монтёром И.К. Мякишев
Рассказ о том, как французский клоун зашёл пообедать в московский ресторан. Он сделал заказ, и в ожидании блюда, принялся наблюдать за остальными посетителями ресторана
В Древнем греческом городе Афины живет известный мастер Дедал. Он славится своими прекрасными картинами и скульптурами, архитектурными сооружениями, а также на его счету множество изобретений
Сказка о царе Берендее, у которого была борода до колен. Жил он с женой несколько лет, но не было у них детей. Однажды пришлось царю отлучиться и осмотреть территорию государства. Простившись с женой, царь уехал на восемь месяцев.
Было летнее погожее утро. Солдат сидел на берегу и ждал переправы на другой берег. Совсем рядом бушевала война, но он не хотел обращать на это внимание, просто сидел и наслаждался хорошей погодой.
Турецкий Гамбит (фильм)
Турецкий Гамбит (фильм)
Турецкий гамбит | |
Жанр | |
---|---|
Содержание
Сюжет
1877 год, русско-турецкая война. Принимавший участие в военных действиях в качестве сербского волонтёра титулярный советник Эраст Фандорин попадает в плен к туркам. Бежав из плена, Фандорин пробирается к русским войскам, чтобы передать командованию важные сведения, обладателем которых он стал случайно во время побега. По пути он знакомится с очаровательной барышней, Варварой Андреевной Суворовой, направляющейся в расположение русских войск, чтобы повидаться с женихом Петей Яблоковым — шифровальщиком Генерального штаба.
Добравшись до «своих», Фандорин сообщает генералу Скобелеву о хитром фланговом маневре, задуманном турками. Из него следует, что русским надо срочно занять Плевну, ибо туда движется корпус Османа-паши. У генерал-адъютанта Мизинова, бывшего шефа Фандорина, уже заготовлен на этот счёт приказ главнокомандующего, который Пётр Яблоков срочно шифрует и отправляет. К тому же у Мизинова есть для Фандорина ещё одна задачка не из простых. Речь идёт об Анваре, секретаре султана Абдул-Хамида II-го. Сей интересный турок — господин отчаянный, с авантюрной жилкой. Он вполне может сам появиться в русской ставке и сойти за «своего» благодаря европейской внешности и безупречному владению несколькими языками. Вечером того же дня становится известно, что русские войска заняли Никополь. А чуть позже арестовывают Петю Яблокова: в отправленной им шифровке вместо слова «Плевна» появилось слово «Никополь». Результатом этой дезинформации явилось взятие турецкими войсками незащищённой Плевны.
Потрясенная Варя умоляет Фандорина помочь жениху. Эраст Петрович уверен: вызволить Петю можно, лишь найдя истинного виновника случившегося. Похоже, это дело рук Анвара, беспрепятственно действующего в русской ставке. Необходимо срочно вычислить турка. Но как? Ведь подозреваются все…
В ролях
Съёмочная группа
Музыкальные композиции
Технические данные (DVD)
Знатоки исторических реалий нашли в фильме массу анахронизмов и просто несоответствий во внешнем виде, одежде, манере поведения героев, используемом оружии и так далее. Достаточно объёмные списки киноляпов можно найти в статьях, приведённых в разделе Ссылки. Вот некоторые характерные примеры:
Книга «Турецкий Гамбит» Бориса Акунина
Мы довольно часто, слушая или смотря новостные сводки, узнаем о нестабильной обстановке на международной арене. Пожалуй, лидером конфликтов в настоящее время является Ближний Восток, страны мусульманского мира. Но, если окунуться в историю, то будет предельно ясно, что и за прошедшие два столетия обстановка там была ничуть не радужнее. Особенно для нашей страны, на тот момент называвшейся Российской Империей.
К примеру, в 1877 году Российская Империя, при царствовании Александра II, была вынуждена ввязаться в открытый вооруженный конфликт с Османской империей (нынешняя Турция). Эта война существенно изменила баланс сил в мире и границы государств.
Те, кто хочет более детально узнать о ходе этой военной кампании, естественно может обратиться к исторической литературе. Для тех же, кому нужно лишь приятно скоротать пару вечеров за увлекательным чтивом, идеально подойдет книга «Турецкий Гамбит» Бориса Акунина.
О чем книга «Турецкий Гамбит»?
«Турецкий Гамбит*» — вторая часть цикла приключений Эраста Фандорина. Книга все так же носит детективный характер, но на этот раз со шпионским оттенком. Действия развиваются в 1877 году на Балканском полуострове, в самый разгар русско-турецкой войны.
Главным действующим лицом событий является отнюдь не Фандорин, а молодая особа – Варвара Андреевна Суворова. Она пытается из Петербурга тайно пробраться на балканскую линию фронта с целью воссоединиться с женихом Петей Яблоковым, служащем шифровальщиком при русском штабе.
Конечно, путешествие, подобное этому в столь опасное время не могло пройти гладко. И девушка тут же влипает в неприятности. На помощь ей приходит уже знакомый нам Эраст Петрович Фандорин.
С этого момента пути двух противоположностей сходятся, и герои вместе отправляются в штаб русской армии. Фандорин должен донести важную информацию до своего начальства, Суворова — встретиться со своим возлюбленным.
По прибытию в штаб, Эраст Петрович получает серьезное задание – найти в своих рядах турецкого шпиона, который уже успел изменить текст недавней шифровки, в результате чего Петя Яблоков оказался за решеткой, как главный подозреваемый.
Фандорин в «Турецком гамбите» больше не государственный чиновник самого низшего 14 класса, как в предыдущем романе. Он имеет чин титулярного советника*.
Я не зря ранее упомянул о двух противоположностях. На протяжении всего романа, читатель будет сталкиваться с различными мировоззренческими взглядами. Варвара Суворова – женщина новой формации, её взгляды проходят где-то между нигилизмом и либерализмом. Акунин напрямую попытался воссоздать прототип Веры Павловны из романа Чернышевского «Что делать?»
«С унизительной зависимостью от родительских подачек было покончено. На Выборгской сняли квартиру — с мышами, но зато в три комнаты. Чтобы жить, как Вера Павловна с Лопуховым: у каждого своя территория, а третья комната — для совместных бесед и приема гостей. Хозяевам назвались мужем и женой, но сожительствовали исключительно по-товарищески: вечером читали, пили чай и разговаривали в общей гостиной, потом желали друг другу спокойной ночи и расходились по своим комнатам»
Роману «Что делать?» будет уделено особое внимание на Hobbibook, поэтому следите за обновлениями блога.
Фандорин же, несмотря на свою молодость (в романе ему 21 год), имеет весьма зрелое суждение об устройстве государства. К примеру, прочтите его диалог всё с той же Варварой Андреевной:
«- Если живешь в государстве, надобно либо его беречь, либо уж уезжать — иначе получается паразитизм и лакейские пересуды.
— Есть и третья возможность, — парировала Варя, уязвленная «лакейскими пересудами». — Несправедливое государство можно разрушить и построить взамен него другое.
— К сожалению, Варвара Андреевна, государство — это не дом, а скорее дерево. Его не строят, оно растет само, подчиняясь закону природы, и дело это долгое. Тут не каменщик, тут садовник нужен.
— Мы живем в такое тяжелое, сложное время! Честные люди стонут под бременем тупости и произвола, а вы рассуждаете как старик, про какого-то садовника толкуете!
— Милая Варвара Андреевна, я устал слушать нытье про «наше тяжелое время». Во времена царя Николая, когда время было потяжелей нынешнего, ваши «честные люди» по струнке ходили да неустанно свою счастливую жизнь нахваливали. Если стало можно сетовать на тупость и произвол, значит, время на поправку пошло.»
Борис Акунин также наделил свое произведение многими известными историческими прототипами.
Основной такой фигурой стал генерал Соболев – в действительности Михаил Дмитриевич Скоболев (1843 – 1882 гг.) Вошедший в историю, как «Белый генерал», признанный у народа Болгарии национальным героем.
Николай Дмитриевич Дмитриев-Оренбургский. Генерал М.Д. Скобелев на коне. 1883
В книге вы встретите начальника Третьего отделения (высший орган политической полиции) Николая Мезенцова (в романе Лаврентий Мизинов), генерала Алексея Куропаткина (капитан Перепелкин), русского государственного деятеля Николая Игнатьева (посол Гнатьев). И обрамляется вся эта плеяда исторических деятелей образом самого Александра II.
«Турецкий Гамбит» в кино
В основном это обусловлено яркими спецэффектами и целой армией известных актеров задействованных в фильме: Ольга Красько, Гоша Куценко, Александр Балуев, Виктор Вержбицкий, Александр Лыков, Марат Башаров, Дмитрий Певцов, Владимир Ильин, Алексей Гуськов и многих других.
Фильм красочный, динамичный и хорошо передающий атмосферу того времени. Но, тем не менее, он оставляет у меня много вопросов, если рассматривать его с точки зрения адаптивности к первоисточнику. При его просмотре необходимо дать себе установку – полностью абстрагироваться от источника, это совершенно иная история. И вдобавок не думать, как у главной героини короткая стрижка за пару недель вновь превратилась в шикарные длинные локоны.
Если резюмировать все вышесказанное, то книга «Турецкий гамбит» — достойное продолжение истории Эраста Петровича, в котором мы видим становление личности главного героя, узнаем о его внутренних противоречиях и мироощущении. К тому же Акунину удается ненавязчиво погрузить читателя в исторические события, которые, так или иначе, имели последствия для нашей страны.
Естественно, в дальнейшем мы продолжим знакомить вас с этой серией книг. Оставайтесь с нами, подписывайтесь на группу в социальных сетях. Читайте книги – это интересно!
Идейный вдохновитель проекта. Род деятельности: сельское хозяйство. Хобби: литература, кинематограф, спорт, вкусно покушать. Мой профиль в социальной сети ВКонтакте
«Это было очень сильное чувство»: закадровая история фильма «Турецкий гамбит»
10 августа замечательный российский актер Андрей Краско должен был отмечать свой 63-ий день рождения. Однако его жизнь трагически оборвалась еще 14 лет назад. И хотя его карьера была не самой простой, у актера есть много заметных и запоминающихся ролей. Одной из таких стала роль унтер-офицера в фильме «Турецкий гамбит», премьера которого состоялась 15 лет назад. Только недавно стали известны многие секреты съемок, которые оставались за кадром.
Сценарий
За основу сюжета был взят роман Бориса Акунина. В книге рассказывается о Русско-турецкой войне. Главным героем стал Эраст Фандорин, который появлялся в целой серии исторических детективов Акунина. Режиссером картины выступил Джаник Файзиев. За его плечами уже была работа над проектами «Пятый угол», «Остановка по требованию» и «Старые песни о главном-2».
«Турецкий гамбит» был не первой экранизацией серии детективов Акунина. Тремя годами ранее вышел фильм «Азазель». Продюсером картины был Файзиев, а роль Эраста исполнял Илья Носков. Егор Бероев, который сыграл этот образ в «Турецком гамбите», также пробовался на роль, но его не утвердили. В 2005 году был экранизирован еще один фильм о Фандорине – «Статский советник». Главная роль в этот раз досталась Олегу Меньшикову.
Главный персонаж
То, что в трех фильмах одного и того же персонажа играли разные актеры, вносило некоторую путаницу. Однако своя логика в этом была: Илья Носков сыграл молодого Фандорина – 26 лет, Егор Бероев изобразил его в уже более зрелом возрасте – 28 лет, а персонажу Меньшикова по книге уже 43 года. Согласно мнению режиссера Джаника Файзиева, логика в таком выборе актеров все же была. Юный актер смог бы сыграть этого же героя только через 10 и 20 лет. Кроме того, на долю Фандорина выпадает слишком много испытаний, в результате которых человек мог очень сильно меняться. Чего только стоит пережить гибель невесты в конце картины «Азазель».
Сотрудничество с автором
Во время работы над картиной «Турецкий гамбит» режиссер очень тесно сотрудничал с Борисом Акуниным. Автор не возражал против того, что фильм не будет точной экранизацией книги. Хотя он непосредственно не принимал решения относительно подбора актеров, утвердили на роль всех только после его одобрения. Кроме того, Акунин выбирал и декорации к съемкам. Так получилось, что когда-то давно Акунин снял на камеру старинные города в Болгарии, где разворачивались события романа. Приступая к съемкам, Джаник Файзиев попросил у писателя этот материал. В результате получилось так, что место съемок картины выбрал сам автор романа.
Главная роль
Не секрет, что Егор Бероев долгое время мечтал сыграть Эраста Фандорина. Он был очень рад тому, что его желание исполнилось. Его кинокарьера на тот момент длилась всего 4 года, но он успел сыграть в большом количестве фильмов и стать успешным актером. Громкую популярность Бероев получил именно после премьеры «Турецкого гамбита».
Актер на съемках старался все трюки выполнять самостоятельно. Позже в своих воспоминаниях о съемочном процессе актер говорил, что у них был очень напряженный рабочий график. Перед съемками Бероев даже специально прошел учебный курс в конном полку милиции. Он учился ездить без седла. Поэтому во всех сценах верховой езды зрители могут видеть самого Бероева. Снимали фильм в горах на высоте 250 метров над уровнем моря. Чтобы почувствовать на себе всю атмосферу места, Егор специально оставался ночевать в лагере, хотя всю съемочную группу разместили в отеле.
Главная женская роль в фильме досталась Ольге Красько. Эта работа стала одной из первых ее ярких ролей, благодаря которой она стала известна широкой публике. Сама Ольга признавалась, что процесс съемок был для нее настоящим удовольствием. Она даже не чувствовала себя на работе. Данная роль для актрисы стала судьбоносной.
Изначально ходили слухи, что у Ольги закрутился роман с режиссером, но точных подтверждений не было. Спустя время актриса дала интервью и рассказала, что у них действительно были отношения с Джаником, но до свадьбы так и не дошло. Но они до сих пор остаются родными людьми, так как воспитывают совместную дочь.