Тундра это что для детей
Конспект НОД «Знакомство с тундрой»
Светлана Чередникова
Конспект НОД «Знакомство с тундрой»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 1 «Светлячок»
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности
(для детей подготовительной группы)
Тема: «Знакомимся с тундрой«
1. Познакомить с климатом, природой, животным миром тундры, способами приспособления к данной среде обитания; такими явлениями, как пурга, вечная мерзлота; закрепить знания о других природных зонах;
2. Развивать представления об окружающем мире; развивать умение сравнивать, мыслить логически,объяснить некоторые особенности природно-климатической зоны в ходе экспериментальной деятельности;
3. Воспитывать бережное отношение к животным, чуткость, отзывчивость, умение видеть прекрасное в обычном явлении.
Словарная работа: пурга, вечная мерзлота, климат, лемминг.
Животные тундры, карта природных зон России, две коробки, емкости с землей, стаканы с водой, салфетки, корзинка с клюквой, слайды о тундре, фоновая музыка «ветер»,макеты материков,фигурки животных, «цветик-семицветик».
Предварительная работа: беседа о животных тундры, проведение опытов, проведение занятий о Антарктиде,о пустыне, изучение животных и особенностей климатических зон, работа с картой, заучивание согревающего массажа.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
В: Ребята, посмотрите сколько к нам пришло гостей, давайте с ними поздороваемся.
В:Ребята, а в коробке ещё что- то есть (достает светло-фиолетовые квадраты небольшого размера) Какого они цвета и зачем они нам нужны? На карте все природные зоны обозначены разным цветом. Наш зверек живет в природной зоне, которая обозначена светло- фиолетовым цветом, я предлагаю вам подойти к карте и найти его местообитание. (подходят к карте и прикладывают квадраты к карте) Как же называется эта природная зона? (читают дети на карте – тундра) Ну что отправимся туда?
В: Где же наш цветик- семицветик, который помогает нам в путешествии. Какой лепесток мы отрывали в прошлый раз? А какой же лепесток мы оторвем сейчас? (светло- фиолетовый) Почему?Скажем слова: Лети, лети лепесток с запада на восток и нам помоги тундру найти. (фоновая музыка – ветер)
В: Вот мы и на месте (выключается свет, звучит музыка, создаётся «звёздное небо»).
Рассказ воспитателя сопровождается слайдами из мест тундры и фоновой музыкой: тому,кто впервые увидит тундру зимой, укутанную снегами она покажется Спящей царевной. В тундре холодно, пустынно и просторно. Метель и вьюги поют животным и людям песни, которые навевают белые сны. Климат в тундре мягче и теплее, чем в Антарктиде. Снег не очень глубокий (около 0.5 метра, сухой и сыпучий. Ветер сдувает его, а пурга несет крутящие снежные вихри за собой. Во время пурги люди стараются не выходить из своих жилищ, потому что в такую метель можно легко заблудиться и потеряться даже недалеко от дома. Снег постепенно становится очень плотным и по нему можно ездить не проваливаясь на вездеходах и лыжах. Как средство передвижения люди используют оленьи упряжки. Поверхность тундры напоминает волны. Вот такие причудливые формы можно здесь увидеть.
В: Вы не замерзли? Давайте немного погреемся? Что же нам нужно сделать, чтобы не провалиться в снег и не потеряться? (надеть лыжи и держаться рядом)
Нам мороз не страшен,
Лишь ленивым он опасен.
Щечки дружно растираем
И про нос не забываем!
Чтобы уши не болели
Разомнем мы их скорее
И ладошки прижимаем
Сильно- сильно растираем.
Нам согреться помоги!
В: А как вы думаете в тундре всегда так холодно? А здесь бывает весна, лето, осень.? Да действительно, лето в тундре, конечно же, бывает! И сейчас в тундре произойдет чудо и мы попадем в лето! Давайте закроем глаза и повернемся вокруг себя! (просмотр слайдов «Лето в тундре).Весной быстро, как будто по взмаху волшебной палочки, суровый пейзаж оживает, все растения словно торопятся использовать лето для цветения. Лето короткое и прохладное, вечерами бывают заморозки. В июле тундра расцветает- полярные маки, одуванчики, незабудки! Тундра богата ягодными кустарниками- клюквой, морошкой, голубикой. Поверхность тундры оттаивает только на 10- 30 см, вода не впитывается, а остается на поверхности и образуются многочисленные болота. Особенно красива тундра осенью! Она напоминает цветущий разноцветный ковер.
Ребята, а чем летом покрыта земля в тундре? (болотами). А почему же летом становится много болот, ведь здесь не выпадает много дождей? А почему вода не просачивается в землю? Попробуем в этом разобраться, проведем эксперимент. Подходите к нашей лаборатории, будем разбираться вместе!
Возьмём две одинаковые непрозрачные емкости, наполненные землей. В одной из ёмкостей, под небольшим слоем земли находится стекло, закрывающее всю поверхность (детям об этом неизвестно) и два стакана с водой.
В: Емкости одинаковые по размеру, земли одинаково? В одной емкости земля нашей местности, а в другой земля тундры.
Выльем воду в первую ёмкость. Что с ней произошло (Вода ушла в землю)
— В какой же природной зоне Земли мы сегодня побывали?
Ребята, на этом наши путешествия не заканчиваются, в следующий раз мы отправимся с вами на родину вот этого животного (показывает фотографию тушканчика).
Дидактическая игра-презентация «Кто, где живет?» Дидактическая игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Может быть использована, как часть занятия, и как дидактическая.
Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Постановка [Л]» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 8 станицы Ленинградской муниципального.
Природная зона тундра – характеристика, птицы, животные, растительность, типы
Природная зона тундра расположена в основном за Полярным кругом и ограничена с севера арктическими (полярными) пустынями, а с юга – лесами. Она находится в субарктическом поясе между 68 и 55 градусами северной широты. На тех небольших территориях, куда холодным воздушным массам с Северного Ледовитого океана летом путь преграждают горы – это долины рек Яны, Колымы, Юкона – в субарктику поднимается тайга. Следует отдельно различать горную тундру, характеризующуюся изменением природы с высотой гор.
Тундра
Слово “тундра” происходит от финского tunturi, что означает “безлесная, голая возвышенность”. В России тундра занимает побережье морей Северного ледовитого океана и прилегающих к нему территорий. Ее площадь составляет около 1/8 части всей площади России. В Канаде природной зоне тундра принадлежит значительная часть северных территорий, которые практически не заселены. В США тундра занимает большую часть штата Аляска.
Краткая характеристика
Тундра – природная зона России
Как всем известно из школьных уроков, природа и климат на территории России имеет четко выраженную зональность процессов и явлений. Это связано с тем, что территория страны имеет большую протяженность с севера на юг, и на ней в основном господствует равнинный рельеф. Каждая природная зона характеризуется определенным соотношением тепла и влаги. Природные зоны иногда называют ландшафтными или географическими.
Тундра занимает территорию, прилегающую к побережью Северного Ледовитого океана и является самой суровой населенной природной зоной России. Севернее природной зоны тундры находятся лишь арктические пустыни, а южнее начинается зона лесов.
На равнинах России представлены следующие природные зоны, начиная с севера:
Природные зоны России на карте
Интересные факты
Тундра характеризуется суровыми климатическими условиями, относительно небольшим количеством осадков и тем, что ее территория находится преимущественно за полярным кругом. Перечислим факты о тундре:
Основные занятия населения в тундре:
Население тундры ограничено в выборе занятий из-за особенностей природных условий и относительной изоляции от крупных городов, так же как и население на Мальдивах, изолированное на небольших островах посреди Индийского океана.
Типы тундры
В Северном полушарии выделяются следующие типы тундры, имеющие характерную растительность:
Арктическая тундра
В Арктике, на северной кромке Европейской и Азиатской частей России, а также на крайнем севере Северной Америки находится арктическая тундра. Она занимает прибрежную территорию северных морей и представляет собой равнинную болотистую территорию. Лето там приносит лишь недолгую оттепель, а растения не водятся из-за слишком холодного климата. Многолетняя мерзлота покрывается талыми озерами из растаявшего снега и льда. Многолетние растения в таких условиях способны произрастать лишь недолгий срок – в конце июля и августа, группируясь в пониженных и защищенных от ветров местах, а однолетние растения здесь не приживаются, так как из-за суровых природных условий очень короткий вегетативный период. Преобладающими видами являются мхи и лишайники, а кустарники вовсе не произрастают в арктической тундре.
Средняя субарктическая тундра
Более южные типы тундры до зоны лесотундры называют Субарктикой. Здесь холодный арктический воздух в летний период на короткое время уступает более теплому воздуху умеренного пояса. День там длинный, и под влиянием проникновения более теплого климата успевают развиться растения тундры. В основном это карликовые растения, которые прижимаются к излучающей небольшое тепло земле. Так они прячутся от ветров и от промерзания, стремясь перезимовать под снеговым покровом словно в шубе.
В средней тундре встречаются мхи, лишайники и мелкие кустарники. Здесь водятся мелкие грызуны – лемминги (пеструшки), которыми питаются песцы и полярные совы. Большинство животных зимой в тундре покрыто снежно-белым мехом или оперением, а летом они становятся бурыми или серыми. Из крупных животных в средней тундре обитают северные олени (дикие и домашние), волки, тундровая куропатка. Из-за обилия болот в тундре водится просто гигантское количество всевозможной мошкары, привлекающей летом для выведения птенцов в тундру диких гусей, уток, лебедей, куликов и гагар.
Земледелие в субарктической тундре невозможно ни в каком виде из-за низкой температуры почвы и ее бедности питательными веществами. Территория средней тундры используется оленеводами как летние оленьи пастбища.
Лесотундра
На границе тундры и лесных зон находится лесотундра. В ней значительно теплее, нежели в тундре: в некоторых районах средняя суточная температура превышает +15 градусов в течение 20 дней за год. За год в лесотундре выпадает до 400 мм осадков, и это значительно больше испаряемой влаги. Поэтому почвы лесотундры, также как и субарктической тундры, сильно переувлажнены и заболочены.
В лесотундре встречаются редкие деревья, растущие разреженными рощицами или по-одиночке. Леса состоят из низкорослых изогнутых берез, елей и лиственниц. Обычно деревья далеко отстоят друг от друга, так как их корневая система располагается в верхней части грунта, над многолетней мерзлотой. Встречаются как тундровые, так и к лесные виды растений.
В восточной части лесотундры находятся тундролесья, отличающиеся зарослями низкорослых деревьев. В субарктических горных районах преобладает горная тундра и бесплодные каменистые поверхности, на которых растут лишь мхи, лишайники, да мелкие скальные цветы. Ягель в лесотундре растет значительно быстрее, нежели в субарктической тундре, поэтому для оленей здесь раздолье. Помимо оленей, в лесотундре обитают лоси, бурые медведи, песцы, зайцы-беляки, глухари и рябчики.
Сельское хозяйство в тундре
В лесотундре возможно овощеводство в открытом грунте, тут можно выращивать картофель, капусту, репу, редис, салат, зеленый лук. А также разработаны приемы создания на территории лесотундры высокоурожайных лугов.
А знаете ли вы что…
В Исландии, целиком находящейся в природной зоне тундры, в прошлом разводили картофель и даже культивировали ячмень. Получался неплохой урожай, ведь исландцы – народ упертый и трудолюбивый. Но сейчас на смену открытому земледелию пришло более доходное занятие – выращивание растений в теплицах, обогреваемых теплом горячих источников. И сегодня в тундре Исландии прекрасно растут различные тропические культуры, особенно бананы. Их Исландия даже экспортирует в Европу.
Горная тундра
Существуют также горные тундры, которые образуют высотную зону в горах умеренного и субарктического пояса. Они располагаются выше границы горных лесов и характеризуются господством лишайников, мхов и некоторых холодостойких трав, кустарников и кустарничков. В горной тундре выделяется три пояса:
Горная тундра (выделена фиолетовым цветом)
Антарктическая тундра
На Антарктическом полуострове и островах в высоких широтах южного полушария имеется природная зона, сходная с тундрой. Она получила название Антарктическая тундра.
Тундра в Канаде и США
В северной части Канады и в штате Аляска США весьма значительные территории находятся в природной зоне тундра. Она расположена в Арктике в северных районах Западных Кордильер. Выделяют 12 типов тундр в Канаде и США:
Флора и фауна тундры
Поскольку для всей территории тундры характерна многолетняя мерзлота и сильные ветра, растениям и животным приходится приспосабливаться для жизни в непростых холодных условиях, прижимаясь к земле или камням.
Растения тундры
Растения в тундре имеют характерные формы и свойства, отражающие их адаптированность к суровому континентальному климату. В тундре встречается множество мхов и лишайников. Из-за короткого и холодного лета и длинной зимы большая часть растений тундры представлена многолетними и вечнозелеными растениями. Брусника и клюква являются примерами таких многолетних кустарничковых растений. Они начинают свой рост сразу же, как только растает снег (нередко лишь в начале июля).
А вот кустистый лишайник ягель (“олений мох”) растет очень медленно, всего по 3-5 мм за год. Становится понятным, почему оленеводы постоянно кочуют от одного пастбища к другому. Они вынуждены делать это вовсе не от хорошей жизни, а от того, что восстановление оленьих пастбищ происходит очень медленно, на это требуется 15-20 лет. Среди растений в тундре много также черники, морошки, княженики и голубики, а также встречаются заросли кустистой ивы. А на заболоченных участках преобладают осоки и злаки, у некоторых из которых вечнозеленые листья покрыты сизым восковым налетом, придающем тусклые краски.
1 | Голубика |
2 | Брусника |
3 | Вороника черная |
4 | Морошка |
5 | Лойдия поздняя |
6 | Лук скорода |
7 | Княженика |
8 | Пушица влагалищная |
9 | Осока мечелистная |
10 | Березка карликовая |
11 | Ива клинолистная |
Животные и птицы тундры
Отличительной особенностью тундры является большая численность, но малый видовый состав животных. Это связано в том числе и с тем, что тундра находится буквально на самом краю земли, где живет очень мало людей. К суровым условиям тундры приспособились лишь немногие виды, такие как лемминги, песец, северный олень, белая куропатка, полярная сова, заяц-беляк, волк, овцебык.
Летом в тундре появляется масса перелетных птиц, привлекаемая разнообразием насекомых, водящихся в болотистой местности в избытке и особенно активных летом. Они выводят и выкармливают тут птенцов, чтобы вскоре улететь в теплые края.
Многочисленные реки и озера тундры богаты разной рыбой. Здесь водится омуль, ряпушка, чир и нельма. А вот холоднокровные пресмыкающиеся и амфибии в тундре практически не водятся из-за низких температур, ограничивающих их жизнедеятельность.
1 | Белоклювая гагара | 29 | Песец |
2 | Малый лебедь | 30 | Заяц-Беляк |
3 | Гусь гуменник | 31 | Варакуша |
4 | Белолобый гусь | 32 | Лапландский подорожник |
5 | Канадская казарка | 33 | Пуночка |
6 | Черная казарка | 34 | Краснозобый конек |
7 | Краснозобая казарка | 35 | Рогатый жаворонок |
8 | Розовая чайка | 36 | Длиннохвостый суслик |
9 | Длиннохвостый поморник | 37 | Черношапочный сурок |
10 | Вилохвостая чайка | 38 | Сибирский лемминг |
11 | Американский лебедь | 39 | Копытный лемминг |
12 | Белый гусь | 40 | Норвежский лемминг |
13 | Голубой гусь | 41 | Полевка Миддендорфа |
14 | Малый белый гусь | 42 | Журавль стерх |
15 | Морянка | 43 | Тундреная куропатка |
16 | Очковая гага | 44 | Белая куропатка |
17 | Гага гребенушка | 45 | Кулик турухтан |
18 | Хохлатая чернеть, самец и самка | 46 | Кулик песочник |
19 | Кречет | 47 | Золотистая ржанка |
20 | Сапсан | 48 | Кулик чернозобик |
21 | Мохноногий канюк | 49 | Плосконосый плавунчик |
22 | Ласка | 50 | Малый веретенник |
23 | Горностай | 51 | Бекасовидный веретенник |
24 | Землеройка-бурозубка | 52 | Снежный баран |
25 | Волк | 53 | Углозуб |
26 | Белая сова | 54 | Мальма |
27 | Овцебык | 55 | Арктический голец |
28 | Северный олень | 56 | Даллия |
Тундреная куропатка – одна из самых известных птиц тундры
Посмотрите интересное видео о природной зоне тундра:
Читайте также:
Литература
При подготовке статьи были использованы материалы из книг:
НОД «Путешествие в тундру» для детей подготовительной группы
Наталия Павленко
НОД «Путешествие в тундру» для детей подготовительной группы
Цель: Формировать представление воспитанников о северных широтах
(особенности климата, природы, жизни человека, развивать монологическую и диалогическую связную речь старших дошкольников.
1. Расширять знания детей о климатических зонах и их особенностях (тундра);
2. Расширять понятийный и активный словарь воспитанников (мох, тундра, яранга, северное сияние, чукчи, полярная ночь);
3. Развивать связную речь средствами мнемотехники (описательный рассказ по моделям);
4. Формировать познавательные способности средствами решения проблемных ситуаций;
5. Познакомить детей с новым материалом и техникой изображения (пастель);
6. Воспитывать эмпатию, толерантность к людям другой национальности,
Материалы: Мягкие модули, демонстрационный материал с изображением тундровой зоны, национальной одежды, животных Севера; карта России; маска солнца для игры; модели; разрезные картинки (медведь, олень); макет льдинки, видео запись (северное сияние, аудио запись мелодии, пастель.
Предварительная работа: знакомство детей с художественной литературой о тундре; заучивание стихотворения ; художественное творчество по теме (аппликация).
— А где находится царство льдов и снегов? (Ответы детей).
— Я предлагаю доставить льдинку домой в тундру. Заодно посмотрим, какая там природа, какие животные, какие люди живут и чем занимаются.
— Ребята, как можно добраться до тундры? (Ответы детей).
— Полетим на самолете. Помогите мне расставить посадочные места.
Дети и воспитатель расставляют мягкие сидения.
-Занимайте свои места. Посмотрите на карту России, вот здесь вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи километров тянется тундра. Сюда мы с вами полетим.
— Ребята, кто рассказывает в самолете о полете, о погоде за бортом, сообщает о взлете самолета и его посадке? (Предполагаемый ответ: стюардесса). Правильно, я буду стюардессой. Итак, пристегнули ремни. Самолет взлетает (Включить музыкальное сопровождение).
В. :- Чтобы скрасить время пребывания в полете,я прочту вам стихотворение:
На севере снега, мороз,
На небе хороводы звезд.
А солнца нет полгода.
Наш самолет подлетает к тундре,а нам пора размяться:
Руки в стороны – летим,
И внимательно глядим.
Левое крыло вперед,
Правое крыло вперед.
Наш над тундрой самолет.
Он взлетает выше – выше,
Уж не видно чума крыши.
Давайте вспомним, что мы знаем о тундре. (Возможные рассказы детей).
Дети, мы летим вдоль берега Ледовитого океана, каких животных мы могли бы увидеть? (Ответы детей).
Педагог предлагает детям рассмотреть иллюстрации.
3. Строение туловища
6. Детеныши
Выслушиваются рассказы детей.
В. :- Молодцы. Справились с заданием. У меня есть знакомый журналист, попрошу его напечатать ваши рассказы в газете «Крайний Север». Продолжаем полет,и я предлагаю размяться:
Мои руки – это волны (имитация волны руками)
Ветер гонит их вперед (вытягиваем руки вперед волнообразными движениями).
Мои руки – крылья чаек (взмахи руками)
Небо их к себе зовет (вытягиваем руки вперед и тянемся вверх).
Мои руки – это крабы (растопыриваем пальцы и шевелим)
Плавают туда- сюда (движение рук из стороны в сторону).
В. :- Они живут в очень тяжёлых природных условиях, но, ни за что не променяют свою землю ни на какую-то другую. Чукчи разводят оленей и кочуют вместе с ними по тундре. Когда в одном месте мох, который едят олени, заканчивается, чукчи переезжают на новое место.
Когда в тундре наступает короткое лето, чукчи занимаются рыболовством, охотой.
Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом. Руками делают равномерные взмахи вперед – назад и на каждый шаг говорят «Солнце». На ведущего надевают маску Солнца, он сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда Солнце встает, выпрямляется, разводит руки в стороны. Все игроки должны увертываться от Солнца при его поворотах.
В. :- Пока мы резвились, уже ночь наступила. Посмотрите, какое красивое зрелище. Это северное сияние. (Слайд с изображением сияния). Давайте послушаем стихотворение о нем.
И в мороз трескучий
В. :- Пора возвращаться. Занимайте свои посадочные места. До свидания тундра, до свидания льдинка. (Музыкальное сопровождение). Ребята наш самолет совершил посадку. Вот мы и возвратились из Крайнего Севера в детский сад. Расскажите, где мы с вами сегодня побывали?
— Что особенного в природе Крайнего Севера?
— Как называется коренное население тундры?
— Как называется их жилище?
— Чем занимаются чукчи зимой? Летом?
— Каких животных Крайнего Севера вы знаете?
В. :- Ребята, у меня есть удивительные мелки, называются они пастель. С их помощью можно нарисовать широкие и узкие полосы, мелки можно растушевать. Используя различные цвета пастели, вы можете передать свое настроение в рисунке. Помните, мы сделали аппликации? Я предлагаю украсить ночное небо тундры на наших работах.
Все необходимые материалы дети берут в центре активности по художественному творчеству. Воспитатель напоминает о необходимости надеть нарукавники.
В. :- Ребята, ваши работы очень красивы. Понравилось рисовать пастелью? (Ответы детей). Давайте оформим выставку и обсудим оформление ваших аппликаций.
Интегрированное занятие в старшей группе по познанию «Путешествие в тундру» Интегрированное занятие в старшей группе по познанию «Путешествие в тундру». Воспитатель- Вокуева Любовь Петровна Цель: Углубить и обобщить.
Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Путешествие в страну математики» Задачи: Познавательное развитие: 1. Продолжать знакомить с целым и частями, учить делить предмет на две, четыре части. 2. Уточнить знания.
Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в мир сказочных героев» Тема: «Путешествие в мир сказочных героев» Цель: обогащение представлений о сказках и закрепление знаний о сказочных героях. Задачи: 1).
Конспект НОД для детей подготовительной группы «Путешествие в страну знаний» Задачи: Образовательные: Продолжать формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации).
Конспект НОД на тему: «Путешествие в Страну волшебной бумаги» (для детей подготовительной группы) Конспект НОДна тему: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ВОЛШЕБНОЙ БУМАГИ»(для детей подготовительной группы)Цель:Способствовать развитию навыков познавательной.
Конспект НОД «Путешествие в Африку» для подготовительной группы Конспект НОД для подготовительной группы. «Путешествие в Африку». Разработали и провели: Викулина Е. С. Ященко Л. Г. г. Благовещенск.
Конспект НОД «Путешествие в Арктику (путешествие по карте)» для детей подготовительной группы Путешествие в Арктику (путешествие по карте). Интеграция образовательных областей: познавательная деятельность, речевая деятельность, коммуникативная.