Туалетные ложечки древнего египта для чего
Косметическая ложечка в форме плывущей девушки. Новое царство, 18–19 династии, 1550–1185 до н. э.
Косметическими ложечками в Древнем Египте принято называть фигурные сосуды для хранения косметических красок или благовонных масел, особенно популярные в эпоху 18–19 династий. Однако до сих пор в науке нет единого мнения относительно точного назначения этих предметов: были ли они лишь просто красивыми контейнерами для благовоний либо культовыми предметами. Если правильно последнее, то в ложечке содержалась субстанция, необходимая для совершения жертвоприношения или иного культового действия.
Иконография ложечек чаще всего связана с миром женщины, нильских зарослей или прекрасного сада. Ручки ложечек часто изображаются в виде обнаженных девушек – несомненно, служанок или наложниц, которые должны доставить своему хозяину драгоценное вещество. Известно несколько типов ложечек, среди которых распространены миниатюрные фигурки пловчих, держащих в вытянутых руках сосудики различной формы.
К числу самых искусных, почти завораживающих своей красотой образцов такого рода относится ложечка из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Сосуд выполнен в форме цветка розового лотоса и снабжен крышечкой, которая отодвигается в сторону. Ручка из слоновой кости представляет собой фигурку плывущей обнаженной девушки. На ее голове темно-коричневый парик из эбенового дерева, разделенный на прямоугольные рубчики, имитирующие локоны. Шея обрамлена выгравированным ожерельем из лепестков лотоса, талия украшена орнаментальным пояском. Снизу на бедрах видны схематичные изображения (возможно, татуировка) бога Бэса, покровителя домашнего очага, оберегавшего женщин и детей. На деликатно моделированном лице девушки выделяются обведенные черным штрихом большие миндалевидные глаза и плавно изогнутые брови.
Девушка с лотосом
На фото — косметическая ложечка, сделанная в Древнем Египте приблизительно в XIV веке до нашей эры, во времена Нового царства, XVIII династии и правления фараона Аменхотепа III. Ручка ложечки исполнена в виде хрупкой обнаженной плывущей девушки, чье лицо обрамляет черный парик, выполненный из эбенового дерева. Парики из заплетенных косичек были характерны для Нового царства. Длина ложечки — 19,4 см. Посмотреть на нее можно в Пушкинском музее в зале «Искусство Древнего Египта».
Сама девушка и розовый цветок лотоса выполнены из слоновой кости. Глаза девушки инкрустированы и обведены черной краской, а шею украшает гравировка в виде ожерелья из двух рядов лепестков лотоса. На пояснице вырезан орнамент, имитирующий пояс, а на ее бедрах изображен бог Бес — карликовое существо, покровитель домашнего очага и счастья.
Нижняя сторона косметической ложечки из Пушкинского музея. На бедрах видны изображения Беса. Фото с сайта pikabu.ru
Нагая купальщица символизирует плывущую в небе богиню Нут, которую тоже обычно изображали обнаженной. Она была покровительницей неба, звезд и быков. Лотос — символ Солнца, которое Нут ежедневно проглатывает и рождает снова на следующее утро. Получается, что в образе купальщицы соединяются представления о дне и ночи, о жизни и смерти. Также встречаются ложечки в виде девушки, держащей перед собой утку, которая в этом случае обозначает иероглиф «сын», то есть Нут как бы рожала сына — Солнце.
Косметическая ложечка в виде девушки, держащей утку. Основная часть изготовлена из рожкового дерева, голова и шея утки — из слоновой кости. Фото с сайта en.wikipedia.org, Лувр, XVIII династия
Косметические ложечки археологи находят даже в неолитических погребениях, но их формы довольно-таки примитивны. Особое распространение косметические ложечки получили в начале III тысячелетия, когда к каменным образцам добавились изделия из слоновой кости. Самая часта форма косметических ложечек — это плывущая девушка, держащая в руках цветок или чашу для подношений.
Ложечки, выполненные из раскрашенного дерева. Такие формы были характерны для периода с раннего Нового царства до прихода христианства. Изображение из P. D’Avennes, 2007. Atlas of Egyptian Art
Несмотря на распространенность ложечек в Древнем Египте, ученые до сих пор не сошлись во мнении, для чего они использовались. Долгое время археологи и египтологи Д. Г. Брэстед и У. М. Флиндерс Питри предполагали, что ложечки могли использовать во время еды, так как в погребениях они находились около рук или лица покойного. Но позже ложечки были найдены вместе с палетками, гребнями для волос и другими косметическими предметами, так что версия Брэстеда и Флиндерса Питри не выглядит убедительно.
По мнению ряда исследователей, косметические ложечки не использовались в быту, а служили скорее в культовых целях, например, для черпания вина во время ритуальных церемоний или закладывания в них благовоний. В таком случае оказывается, что фигурка девушки с лотосом была обращена к главному герою ритуала — покойному или богу: изображения, где богу или усопшему подносили букеты лотоса, встречаются во многих росписях и рельефах гробниц. Но пока нельзя уверенно утверждать, что ложечки использовались для хранения косметики или благовоний, так как лабораторных анализов не проводилось.
Косметическая ложечка в форме плывущей девушки. Новое царство, 18–19 династии, 1550–1185 до н. э.
Косметическими ложечками в Древнем Египте принято называть фигурные сосуды для хранения косметических красок или благовонных масел, особенно популярные в эпоху 18–19 династий. Однако до сих пор в науке нет единого мнения относительно точного назначения этих предметов: были ли они лишь просто красивыми контейнерами для благовоний либо культовыми предметами. Если правильно последнее, то в ложечке содержалась субстанция, необходимая для совершения жертвоприношения или иного культового действия.
Иконография ложечек чаще всего связана с миром женщины, нильских зарослей или прекрасного сада. Ручки ложечек часто изображаются в виде обнаженных девушек – несомненно, служанок или наложниц, которые должны доставить своему хозяину драгоценное вещество. Известно несколько типов ложечек, среди которых распространены миниатюрные фигурки пловчих, держащих в вытянутых руках сосудики различной формы.
К числу самых искусных, почти завораживающих своей красотой образцов такого рода относится ложечка из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Сосуд выполнен в форме цветка розового лотоса и снабжен крышечкой, которая отодвигается в сторону. Ручка из слоновой кости представляет собой фигурку плывущей обнаженной девушки. На ее голове темно-коричневый парик из эбенового дерева, разделенный на прямоугольные рубчики, имитирующие локоны. Шея обрамлена выгравированным ожерельем из лепестков лотоса, талия украшена орнаментальным пояском. Снизу на бедрах видны схематичные изображения (возможно, татуировка) бога Бэса, покровителя домашнего очага, оберегавшего женщин и детей. На деликатно моделированном лице девушки выделяются обведенные черным штрихом большие миндалевидные глаза и плавно изогнутые брови.
Туалетные ложечки древнего египта для чего
Туалет Египетской дамы. Рисунок из книги П. Монтэ ‘Египет Рамсесов’
ревние египтяне отличались чистоплотностью и очень заботились о чистоте тела, одежды и своих жилищ. Когда помилованный Синухет возвратился в Египет, одной из многих радостей для него было наконец сбросить с себя одежду из крашеной шерсти, которую он носил, живя среди бедуинов. Подобно Улиссу (Одиссею) у феакийцев, он стряхнул груз лет со своей плоти. Он стрижет волосы, причесывается, натирается, но уже не древесным маслом, а наилучшими умащениями, вероятно хранившимися в золотом или обсидиановом сосуде вроде того, что фараон Аменемхат III подарил правителю Библа Абишему, и облачается в льняные одежды.
Везиры, высшие судьи, правители номов тоже превращали свой утренний туалет в церемонию. Младшие братья и прочие родственники собирались вокруг хозяина дома.
Банки для хранения различных косметических средств
Особенно сложный рецепт, содержавшийся в трактате по хирургии, носит довольно хвастливое название: «Как превратить старика в молодого человека». Надо собрать метелки сочевнка или тригонеллы (арабская «хелба»): высушить, обмолоть и отделить плоды от шелухи. Из растертых плодов и шелухи в равных частях заместить тесто. Выпарить воду. Сухую лепешку высушить. Затем растереть ее в порошок. Замешать из этого порошка тесто и нагреть: на поверхности выступят капельки масла. Остается только собрать это масло, очистить, осветлить и слить в сосуд из твердого камня, например обсидиана. Это драгоценное масло придает коже чудесный цвет. Оно же помогает от облысения и уничтожает бурые и красные пятна, которые с годами появляются на коже как печальные вестники старости.
Средство это с успехом применялось тысячи раз. У него был только один недостаток: его слишком долго и сложно готовить, а чудодейственного масла получалось слишком мало, и потому оно стоило очень дорого. Люди победнее обращались к уличному цирюльнику, сидевшему где-нибудь в тени деревьев. Ожидая своей очереди, они болтали или засыпали сидя. Склонив голову на колени и обхватив ее руками. Иногда ожидавшие вдвоем устраивались на одном табурете. Когда подходила очередь, клиент садился на трехногий табурет и доверял свою голову цирюльнику, который выбривал ее так чисто, что она становилась похожей на голыш с морского пляжа.
Туалетная ложечка с купальщицей дерево. Лувр, Париж
Куда более скромная жена крестьянина Анупу причесывается сама, пока ее муж и его брат работают в поле. Она не любит, чтобы ей мешали. Если ее потревожат, прическа не получится и все придется начинать сначала.
2. Туалет фараона
Пробуждение царя ото сна, вероятно, было связано с целым рядом сложных церемоний. Один из высших сановников, Птахмос, рассказывает, что каждый день он вставал вместе с солнцем, чтобы первым поприветствовать своего повелителя. К сожалению, мне не известно ни одно изображение утреннего выхода царя, но в гробнице Птахотепа мы можем видеть, каким образом происходил утренний туалет знатного вельможи: цирюльник, мастера маникюра и педикюра хлопочут над ним, вокруг собрались вся семья и слуги. Надо полагать, фараону уделяли не меньше внимания.
Царский наряд не просто превосходил роскошью одеяния номархов, высоких вельмож и военачальников – он должен был подчеркивать божественную сущность его величества. Фараон никогда не появлялся с непокрытой головой и даже в семейном кругу носил парик. Волосы он стриг коротко, чтобы носить разные головные уборы, самый простой из которых – круглый парик, завязанный узлом сзади и со спускавшимися по бокам свободными концами. Его венчала диадема, обвитая золотым уреем – священной коброй с раздутым капюшоном, – поднимавшимся над серединой лба царя. Парадными головными уборами были короны юга и севера, а также двойная корона. Первая представляла собой что-то вроде высокого колпака, по форме напоминающего кеглю, вторая походила на удлиненную ступку с прямой стрелкой позади, от основания которой вверх отходила металлическая лента, закругленная на конце. Двойная корона содержала элементы обеих. Кроме того, фараон охотно надевал, особенно во время военных парадов и на войне, изысканный и простой голубой шлем с уреями и двумя лентами на затылке.
Фараон в короне (Лепсий. Иллюстрированный журнал, III)
И короны и шлем надевали прямо на голову, без парика. Немее (специальный царский платок) был достаточно велик, чтобы прикрыть круглый парик. Это был просто кусок белой ткани с красными полосками, который закрывал лоб и завязывался на затылке, сзади большим треугольником свисая до середины спины. Иногда царь надевал готовый немее, который крепился на голове золотым обручем, одновременно служившим основанием для надевавшейся поверх платка двойной короны, короны юга или короны севера. Иногда немес венчали два длинных пера или убор под названием атеф – корона Верхнего Египта с двумя перьями, помещенными на рогах барана со сверкающим золотым диском посередине и двумя уреями, увенчанными такими же золотыми дисками, по бокам. Совершенно очевидно, что подобные головные уборы могли использоваться только во время таких церемоний, когда фараон должен был сидеть неподвижно.
Еще одна непременная принадлежность торжественного убранства – накладная борода, заплетенная в косичку на манер жителей Пунта – Божественной Земли, откуда произошли многие египетские боги. Накладную бороду соединяли с париком две подвязки. Обычно фараон сбривал бороду и усы, но иногда оставлял короткую квадратную бородку.
Основной частью одеяния фараона, как и у всех египтян, была набедренная повязка, но в отличие от простых смертных царь носил большой гофрированный набедренник, который держался на широком поясе с металлической пряжкой, украшенной иероглифами царского картуша. Сзади к поясу крепился бычий хвост. Иногда к поясу подвязывали еще и передник в форме трапеции. Этот передник был целиком сделан из драгоценного металла или же из нитей бус в металлической рамке. С обеих сторон передник украшали уреи, увенчанные солнечными дисками. Фараон не стеснялся ходить босиком, хотя у него было множество сандалий – кожаных, металлических или плетенных из тростника.
3. Косметика и парфюмерия
Маска, на которой явно видны следы древнеегипетского макияжа
В Древнем Египте, по свидетельству Геродота, жители отличались редкой чистоплотностью и совершали омовения по нескольку раз в день. Для омовения использовали воду, очищенную путём добавления солей натрия, и особую моющую пасту, состоявшую из смеси золы и сукновальной глины, которая обладала обезжиривающим и отшелушивающим эффектом.
После умывания делали маникюр и педикюр, а на лицо накладывали макияж. Это была длительная процедура, для которой требовалось множество всяческих приспособлений и принадлежностей. Слишком тёмную кожу осветляли с помощью краски на основе жёлтой охры; охрой же румянили щёки. Ногти, ладони и ступни красили хной в оранжевый цвет, как это и сейчас принято на Востоке. Вены на висках подчёркивали голубыми линиями.
Особенно тщательно разрисовывались глаза. Женщины (а нередко и мужчины) обводили глаза тёмной линией (это должно было придать взгляду особую выразительность). Краску для век долгое время делали из малахитового порошка (любопытно, что в эпоху Древнего царства той же краской подкрашивали губы — видимо, чтобы подчеркнуть белизну зубов); позднее стали использовать порошок галенита. Зубы чистили содой. Чтобы устранить неприятный запах изо рта, жевали шарики кифи — ароматического вещества, в состав которого входили 16 компонентов (сухой ладан, семена сосны, дыня, фисташки, можжевельник, корица, мёд и др.). Кожу умащали благовонными маслами (в сухом и жарком климате это не только придавало телу приятный запах, но и предохраняло кожу от обезвоживания). Известны были мази, очищающие и омолаживающие кожу, удаляющие пятна и прыщи, а также средства для эпиляции.
Волосы тоже требовали постоянных забот. Отдельные седые волоски просто выдёргивали, но если их становилось слишком много, или же если начиналось облысение, прибегали к магическим средствам. так, для избавления от седины применяли жир чёрных змей, кровь чёрных быков и вороньи яйца. Чтобы волосы были длинными и пышными, рекомендовалось применять львиный жир, потому что у льва густая грива.
Славились во всём тогдашнем мире египетские духи; самые дешёвые представляли собой просто воду, в которой вымачивались раздавленные цветы лотоса, а самые дорогие могли включать в себя десятки разнообразных ароматических веществ. Ароматические масла защищали кожу от обезвоживания и солнечных ожогов, поэтому воинов и ремесленников снабжали ими наравне с провиантом.
На изображениях головы знатных египтян и их супруг очень часто увенчаны небольшими беловатыми конусами, сделанными, вероятно, из воска или твёрдого жира, смешанного с благовониями. В ходе праздника или пира конус постепенно таял, придавая волосам своего владельца изысканный аромат.
Производство парфюмерии продолжалось в Египте и в эллинистический период. Знаменитая царица Клеопатра (69-30 гг. до н. э.) владела даже настоящей парфюмерной фабрикой на побережье Мёртвого моря. При раскопках археологи нашли в этом месте не только остатки строений, но и котлы, горшки для выпаривания и кипячения, ручные жернова для растирания трав и кореньев. Свои познания по данному вопросу Клеопатра изложила в книге «О лекарствах для лица». Это был первый известный в истории косметический справочник, где приводились рецепты приготовления губной помады, румян, пудры и т. д. Некоторые из этих рецептов дошли до наших дней.
ЭССЕ На тему: «Памятник косметическая ложечка в виде плывущей девушки из коллекции ГМИИ им. А. С. Пушкина как пример искусства. Эссе Герасимова В.В. гр. BVR07-BPF1701. Памятник косметическая ложечка в виде плывущей девушки из коллекции гмии им. А. С. Пушкина как пример искусства Древнего Египта периода Нового царства
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский педагогический государственный университет»
На тему: «Памятник косметическая ложечка в виде плывущей девушки
из коллекции ГМИИ им. А. С. Пушкина как пример искусства
Древнего Египта периода Нового царства»
Герасимова Вероника Валерьевна
Целью данной работы является детальное исследование произведения искусства Древнего Египта косметической ложечки в виде плывущей девушки из коллекции ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве (рис.1), в особенности исследование культурно-исторического контекста появления данного памятника, его индивидуальных художественных особенностей и его культурной ценности. Кроме того, будет произведён краткий анализ влияния художественного образа данного памятника
на искусство ХХ века на примере конкретных произведений.
Появление в коллекции музея
Яркий памятник древнеегипетского искусства косметическая ложечка в виде плывущей девушки стала собственностью ГМИИ в 1911 году. Ранее она принадлежала Владимиру Семеновичу Голенищеву, блестящему учёному-востоковеду, собравшему за свою жизнь обширнейшую коллекцию египетских древностей. В 1909 году Голенищев был вынужден выставить её на продажу из-за финансовых трудностей,
и 10 мая 1909 г. был принят закон о приобретении его коллекции
в государственную собственность.
Именно в эти годы по инициативе профессора И.В. Цветаева строится Музей изящных искусств в Москве. Для него заказаны слепки
с наиболее известных статуй и рельефов, начиная с эпохи Древнего Египта и кончая Высоким Возрождением. Архитектор музея Р.И. Клейн, вдохновленный гипостильным залом в Луксоре, проектирует Древнеегипетский зал музея с расписным потолком и папирусообразными колоннами (рис. 2).
4 апреля 1911 г. двести двадцать четыре ящика с египетскими памятниками прибывают в Москву, и московский Музей изящных искусств становится обладателем превосходной коллекции из восьми тысяч экспонатов, дающей представление обо всех периодах развития египетского искусства, начиная с Додинастического и кончая памятниками коптского Египта.
Художественные особенности памятника
Материалами для ложечки в виде плывущей девушки послужили слоновая кость и эбеновое дерево. Деревянный сосуд для косметической смеси, выкрашенный в розовый цвет, имеет форму цветка лотоса
и снабжен крышечкой, отодвигающейся в сторону. Ручка из слоновой кости выполнена в форме фигурки плывущей обнаженной девушки. Голова девушки украшена темно-коричневым париком из эбенового дерева. На парик нанесены прямоугольные рубчики для имитации локонов. Вокруг шеи девушки выгравировано ожерелье из лепестков лотоса,
по линии талии со стороны спины – орнаментальный поясок. Снизу на бедра нанесены схематичные изображения бога Бэса, покровителя домашнего очага, оберегавшего женщин и детей. Есть предположение,
что данные рисунки имитируют татуировки. Лицо девушки смоделировано
и расписано очень филигранно. Выделяются большие миндалевидные глаза с чёрной обводкой по краю, плавные линии бровей
и аккуратный носик.
Согласно оценкам учёных, ложечка относится к периоду Нового царства (1550–1185 до н. э).
В это время после изнурительной борьбы и долгожданной победы над завоевателями гиксосами Египет вновь объединяется под властью сильных и умелых правителей. Искусство этого периода очень разнообразно, варьируется от жёсткого консерватизма до выдающегося новаторства, от угнетающей помпезности до изысканной утонченности. Ранее носившее преимущественно поминальный характер искусство Египта теперь поворачивается лицом к человеку, становится более жизненным. Появляется изящество, эмоциональность, внимательность
к красоте деталей. Михаил Алпатов во «Всеобщей истории искусств»
так высказывается об этом периоде: «Искусство Нового царства поражает своей занимательностью, высоким мастерством, доходящим порою
до виртуозности».
Именно в этот период особенно сильно развивается область прикладного искусства. Вот что пишет об этом Алпатов: «Своей элегантной внешностью египтяне славились среди народов древнего Востока. Истоки этой культуры тела следует искать в пережитках древних суеверий; но теперь татуировка превращалась в косметику, амулеты —
в безделушки, колдовские чары — в утонченный эстетизм. Безупречный вкус, усидчивый многолетний труд, потраченный на каждую мелочь, тонкость работы — все это придавало дорогим материалам… обработанным египтянами, особое благородство.»
До нас дошли различные женские украшения и туалетные принадлежности периода Нового царства. Подобные предметы отмечены особенной эстетической прелестью: сосуды для благоуханий имеют форму полураспустившегося цветка, а коробочки для косметики поддерживаются как бы плывущими обнаженными женщинами. Их стройные, изящно выполненные тела демонстрируют нам превосходное мастерство египетских резчиков.
История египетских туалетных ложечек
Туалетные, или косметические ложечки в Древнем Египте были весьма популярны в эпоху Нового царства. Они представляют собой фигурные сосуды для хранения косметических красок или благовонных масел. До сих пор учёные дискутируют относительно точного назначения этих предметов: были ли они лишь просто изящными вместилищами для благовоний или косметики либо имели культовый смысл. Если правильно последнее, то в ложечке хранилась смесь, необходимая для совершения религиозных обрядов, например, жертвоприношений.
В самом начале IV тысячелетия на конце или в средней части ручки делали три-пять круглых врезов, напоминающих винтовую нарезку. Особенной замысловатостью отличались ручки позднедодинастического времени. Вырезали их из кости в виде извивающихся змей и в виде веревки, на которой видны витки. Придавали им форму и человеческой руки, причем показывали на ней даже браслеты.
В период Нового царства форма ложечек и изображения на них чаще всего связаны с миром женщины, нильских зарослей или прекрасного сада. Часто ручки ложечек изображались в виде обнаженных девушек, вероятно, служанок или наложниц. Известно несколько типов ложечек, среди которых распространены миниатюрные фигурки пловчих, держащих
в вытянутых руках сосудики различной формы.
Влияние на современное искусство
Памятники древнеегипетского искусства служат источником вдохновения для многих мастеров последующих столетий.
Та чувствительность к телу, которая видна в фигурке пловчей, начинает проявляться в искусстве начала ХХ века.
Арт-критик и культуролог Ирина Кулик усматривает общие
с ложечкой черты в картине В. Серова «Портрет Иды Рубинштейн» (рис. 3). Здесь мы встречаем тот же типаж женской красоты: особенное очарование угловатых черт тела, стройность и изящество. Характерна и цветовая гамма: соединение тёплого бежевого оттенка кожи и тёмно-коричневой копны волос. Черты лица натурщицы так же схожи с личиком маленькой пловчихи: тот же изящный нос, аккуратно очерченный маленький рот, большие тёмные глаза под изящными линиями бровей.
В работах австрийского живописца начала 20 века Эгона Шиле так же усматриваем схожий типаж: та же угловатость черт, которую художник для большей выразительности подчёркивает тонким контрастным контуром (рис. 4,5).
Если говорить об изображении женского тела в соединении
с неживым предметом, вспоминаются работы выдающейся художницы-скульптора ХХ века Луиз Буржуа.
В её скульптурах человеческое тело перестаёт быть просто объектом изображения, оно предстаёт перед зрителем как выражение глубоких душевных переживаний. В таких работах как серия Femme-Maison (женщина-дом, рис. 6,7), границы человеческого тела и неодушевлённого предмета сливаются воедино, придавая произведению особенную остроту художественного выражения.
В заключение, говоря о косметической ложечке как о примере древнеегипетского искусства Нового царства важно отметить, что данное произведение демонстрирует верх изящества и виртуозности, достигнутого древнеегипетскими мастерами. Это воплощение египетского представления о красоте, не раз вдохновлявшее последующие поколения художников.
Косметическая ложечка выставлена в постоянной экспозиции в зале №1 отдела Древнего Востока в Главном здании ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Косметическая ложечка в виде плывущей девушки, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Новое царство, 18–19 династии, 1550–1185 до н. э.
Гипостильный зал, ГМИИ им. А. С. Пушкина
В. Серов «Портрет Иды Рубинштейн», 1910 г.
Эгон Шиле, «Сидящая обнаженная», 1910 г, японская бумага, акварель, уголь, черный карандаш.
Стоящая девушка, закутанная в плед, 1907–1910 гг.
Louise Bourgeois «Femme-Maison», 1983 г.
Louise Bourgeois «Femme-Maison», 1994 г.
Список литературы и электронных источников:
4. Алпатов, М. В. «Всеобщая история искусств. Том І. Искусство древнего мира и средних веков.» — Москва; Ленинград, Государственное издательство «Искусство», 1948.