Туалетная ложечка египет для чего

Косметическая ложечка в форме плывущей девушки. Новое царство, 18–19 династии, 1550–1185 до н. э.

Косметическими ложечками в Древнем Египте принято называть фигурные сосуды для хранения косметических красок или благовонных масел, особенно популярные в эпоху 18–19 династий. Однако до сих пор в науке нет единого мнения относительно точного назначения этих предметов: были ли они лишь просто красивыми контейнерами для благовоний либо культовыми предметами. Если правильно последнее, то в ложечке содержалась субстанция, необходимая для совершения жертвоприношения или иного культового действия.

Иконография ложечек чаще всего связана с миром женщины, нильских зарослей или прекрасного сада. Ручки ложечек часто изображаются в виде обнаженных девушек – несомненно, служанок или наложниц, которые должны доставить своему хозяину драгоценное вещество. Известно несколько типов ложечек, среди которых распространены миниатюрные фигурки пловчих, держащих в вытянутых руках сосудики различной формы.

К числу самых искусных, почти завораживающих своей красотой образцов такого рода относится ложечка из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Сосуд выполнен в форме цветка розового лотоса и снабжен крышечкой, которая отодвигается в сторону. Ручка из слоновой кости представляет собой фигурку плывущей обнаженной девушки. На ее голове темно-коричневый парик из эбенового дерева, разделенный на прямоугольные рубчики, имитирующие локоны. Шея обрамлена выгравированным ожерельем из лепестков лотоса, талия украшена орнаментальным пояском. Снизу на бедрах видны схематичные изображения (возможно, татуировка) бога Бэса, покровителя домашнего очага, оберегавшего женщин и детей. На деликатно моделированном лице девушки выделяются обведенные черным штрихом большие миндалевидные глаза и плавно изогнутые брови.

Источник

Девушка с лотосом

Туалетная ложечка египет для чего. Смотреть фото Туалетная ложечка египет для чего. Смотреть картинку Туалетная ложечка египет для чего. Картинка про Туалетная ложечка египет для чего. Фото Туалетная ложечка египет для чего Туалетная ложечка египет для чего. Смотреть фото Туалетная ложечка египет для чего. Смотреть картинку Туалетная ложечка египет для чего. Картинка про Туалетная ложечка египет для чего. Фото Туалетная ложечка египет для чего

На фото — косметическая ложечка, сделанная в Древнем Египте приблизительно в XIV веке до нашей эры, во времена Нового царства, XVIII династии и правления фараона Аменхотепа III. Ручка ложечки исполнена в виде хрупкой обнаженной плывущей девушки, чье лицо обрамляет черный парик, выполненный из эбенового дерева. Парики из заплетенных косичек были характерны для Нового царства. Длина ложечки — 19,4 см. Посмотреть на нее можно в Пушкинском музее в зале «Искусство Древнего Египта».

Сама девушка и розовый цветок лотоса выполнены из слоновой кости. Глаза девушки инкрустированы и обведены черной краской, а шею украшает гравировка в виде ожерелья из двух рядов лепестков лотоса. На пояснице вырезан орнамент, имитирующий пояс, а на ее бедрах изображен бог Бес — карликовое существо, покровитель домашнего очага и счастья.

Туалетная ложечка египет для чего. Смотреть фото Туалетная ложечка египет для чего. Смотреть картинку Туалетная ложечка египет для чего. Картинка про Туалетная ложечка египет для чего. Фото Туалетная ложечка египет для чего Туалетная ложечка египет для чего. Смотреть фото Туалетная ложечка египет для чего. Смотреть картинку Туалетная ложечка египет для чего. Картинка про Туалетная ложечка египет для чего. Фото Туалетная ложечка египет для чего

Нижняя сторона косметической ложечки из Пушкинского музея. На бедрах видны изображения Беса. Фото с сайта pikabu.ru

Нагая купальщица символизирует плывущую в небе богиню Нут, которую тоже обычно изображали обнаженной. Она была покровительницей неба, звезд и быков. Лотос — символ Солнца, которое Нут ежедневно проглатывает и рождает снова на следующее утро. Получается, что в образе купальщицы соединяются представления о дне и ночи, о жизни и смерти. Также встречаются ложечки в виде девушки, держащей перед собой утку, которая в этом случае обозначает иероглиф «сын», то есть Нут как бы рожала сына — Солнце.

Туалетная ложечка египет для чего. Смотреть фото Туалетная ложечка египет для чего. Смотреть картинку Туалетная ложечка египет для чего. Картинка про Туалетная ложечка египет для чего. Фото Туалетная ложечка египет для чего Туалетная ложечка египет для чего. Смотреть фото Туалетная ложечка египет для чего. Смотреть картинку Туалетная ложечка египет для чего. Картинка про Туалетная ложечка египет для чего. Фото Туалетная ложечка египет для чего

Косметическая ложечка в виде девушки, держащей утку. Основная часть изготовлена из рожкового дерева, голова и шея утки — из слоновой кости. Фото с сайта en.wikipedia.org, Лувр, XVIII династия

Косметические ложечки археологи находят даже в неолитических погребениях, но их формы довольно-таки примитивны. Особое распространение косметические ложечки получили в начале III тысячелетия, когда к каменным образцам добавились изделия из слоновой кости. Самая часта форма косметических ложечек — это плывущая девушка, держащая в руках цветок или чашу для подношений.

Туалетная ложечка египет для чего. Смотреть фото Туалетная ложечка египет для чего. Смотреть картинку Туалетная ложечка египет для чего. Картинка про Туалетная ложечка египет для чего. Фото Туалетная ложечка египет для чего Туалетная ложечка египет для чего. Смотреть фото Туалетная ложечка египет для чего. Смотреть картинку Туалетная ложечка египет для чего. Картинка про Туалетная ложечка египет для чего. Фото Туалетная ложечка египет для чего

Ложечки, выполненные из раскрашенного дерева. Такие формы были характерны для периода с раннего Нового царства до прихода христианства. Изображение из P. D’Avennes, 2007. Atlas of Egyptian Art

Несмотря на распространенность ложечек в Древнем Египте, ученые до сих пор не сошлись во мнении, для чего они использовались. Долгое время археологи и египтологи Д. Г. Брэстед и У. М. Флиндерс Питри предполагали, что ложечки могли использовать во время еды, так как в погребениях они находились около рук или лица покойного. Но позже ложечки были найдены вместе с палетками, гребнями для волос и другими косметическими предметами, так что версия Брэстеда и Флиндерса Питри не выглядит убедительно.

По мнению ряда исследователей, косметические ложечки не использовались в быту, а служили скорее в культовых целях, например, для черпания вина во время ритуальных церемоний или закладывания в них благовоний. В таком случае оказывается, что фигурка девушки с лотосом была обращена к главному герою ритуала — покойному или богу: изображения, где богу или усопшему подносили букеты лотоса, встречаются во многих росписях и рельефах гробниц. Но пока нельзя уверенно утверждать, что ложечки использовались для хранения косметики или благовоний, так как лабораторных анализов не проводилось.

Источник

Косметическая ложечка в форме плывущей девушки. Новое царство, 18–19 династии, 1550–1185 до н. э.

Косметическими ложечками в Древнем Египте принято называть фигурные сосуды для хранения косметических красок или благовонных масел, особенно популярные в эпоху 18–19 династий. Однако до сих пор в науке нет единого мнения относительно точного назначения этих предметов: были ли они лишь просто красивыми контейнерами для благовоний либо культовыми предметами. Если правильно последнее, то в ложечке содержалась субстанция, необходимая для совершения жертвоприношения или иного культового действия.

Иконография ложечек чаще всего связана с миром женщины, нильских зарослей или прекрасного сада. Ручки ложечек часто изображаются в виде обнаженных девушек – несомненно, служанок или наложниц, которые должны доставить своему хозяину драгоценное вещество. Известно несколько типов ложечек, среди которых распространены миниатюрные фигурки пловчих, держащих в вытянутых руках сосудики различной формы.

К числу самых искусных, почти завораживающих своей красотой образцов такого рода относится ложечка из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Сосуд выполнен в форме цветка розового лотоса и снабжен крышечкой, которая отодвигается в сторону. Ручка из слоновой кости представляет собой фигурку плывущей обнаженной девушки. На ее голове темно-коричневый парик из эбенового дерева, разделенный на прямоугольные рубчики, имитирующие локоны. Шея обрамлена выгравированным ожерельем из лепестков лотоса, талия украшена орнаментальным пояском. Снизу на бедрах видны схематичные изображения (возможно, татуировка) бога Бэса, покровителя домашнего очага, оберегавшего женщин и детей. На деликатно моделированном лице девушки выделяются обведенные черным штрихом большие миндалевидные глаза и плавно изогнутые брови.

Источник

Туалетная ложечка египет для чего

Туалетная ложечка египет для чего. Смотреть фото Туалетная ложечка египет для чего. Смотреть картинку Туалетная ложечка египет для чего. Картинка про Туалетная ложечка египет для чего. Фото Туалетная ложечка египет для чего

Туалетная ложечка египет для чего. Смотреть фото Туалетная ложечка египет для чего. Смотреть картинку Туалетная ложечка египет для чего. Картинка про Туалетная ложечка египет для чего. Фото Туалетная ложечка египет для чего

Тропинки познания запись закреплена

Привет из прошлого.
Тайны древнеегипетской купальщицы.

Нагая купальщица символизирует плывущую в небе богиню Нут, которую обычно изображали обнаженной. Она была покровительницей неба, звезд и быков. Лотос — символ Солнца, которое Нут ежедневно проглатывает и рождает снова на следующее утро. Получается, что в образе купальщицы соединяются представления о дне и ночи, о жизни и смерти. Также встречаются ложечки в виде девушки, держащей перед собой утку, которая в этом случае обозначает иероглиф «сын», то есть Нут как бы рожала сына — Солнце.

Несмотря на распространенность ложечек в Древнем Египте, ученые до сих пор не сошлись во мнении, для чего они использовались. Долгое время археологи и египтологи Д. Г. Брэстед и У. М. Флиндерс Питри предполагали, что ложечки могли использовать во время еды, так как в погребениях они находились около рук или лица покойного. Но позже ложечки были найдены вместе с палетками, гребнями для волос и другими косметическими предметами, так что версия Брэстеда и Флиндерса Питри не выглядит убедительно.

По мнению ряда исследователей, косметические ложечки не использовались в быту, а служили скорее в культовых целях, например, для черпания вина во время ритуальных церемоний или закладывания в них благовоний. В таком случае оказывается, что фигурка девушки с лотосом была обращена к главному герою ритуала — покойному или богу: изображения, где богу или усопшему подносили букеты лотоса, встречаются во многих росписях и рельефах гробниц. Но пока нельзя уверенно утверждать, что ложечки использовались для хранения косметики или благовоний, так как лабораторных анализов не проводилось.

1-3. Косметическая ложечка, сделанная в Древнем Египте приблизительно в XIV веке до нашей эры, во времена Нового царства, XVIII династии и правления фараона Аменхотепа III. Ручка ложечки исполнена в виде хрупкой обнаженной плывущей девушки, чье лицо обрамляет черный парик, выполненный из эбенового дерева. Парики из заплетенных косичек были характерны для Нового царства. Длина ложечки — 19,4 см. ГМИИ им. Пушкина. Сама девушка и розовый цветок лотоса выполнены из слоновой кости. Глаза девушки инкрустированы и обведены черной краской, а шею украшает гравировка в виде ожерелья из двух рядов лепестков лотоса. На пояснице вырезан орнамент, имитирующий пояс, а на ее бедрах изображен бог Бес — карликовое существо, покровитель домашнего очага и счастья.

4. Туалетная ложечка. Неизвестный автор. Около 1350 до н.э. Дерево, роспись. Египетский национальный музей. Каир.

5. Косметическая ложечка в виде девушки, держащей утку. Основная часть изготовлена из рожкового дерева, голова и шея утки — из слоновой кости. XVIII династия. Лувр.

6. Ложечки, выполненные из раскрашенного дерева. Такие формы были характерны для периода с раннего Нового царства до прихода христианства.

7-8. Фаянсовая косметическая ложка. Ок. 600 г до н.э. Приобретена на Родосе королем Эдуардом VII во время тура по Ближнему Востоку в 1862 году.

9. Косметическая ложечка. Травертин, стеатит. Ок. 1390–1352 гг. до н.э. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Источник

Туалетная ложечка египет для чего

Туалетная ложечка египет для чего. Смотреть фото Туалетная ложечка египет для чего. Смотреть картинку Туалетная ложечка египет для чего. Картинка про Туалетная ложечка египет для чего. Фото Туалетная ложечка египет для чего

Туалет Египетской дамы. Рисунок из книги П. Монтэ ‘Египет Рамсесов’

Туалетная ложечка египет для чего. Смотреть фото Туалетная ложечка египет для чего. Смотреть картинку Туалетная ложечка египет для чего. Картинка про Туалетная ложечка египет для чего. Фото Туалетная ложечка египет для чегоревние египтяне отличались чистоплотностью и очень заботились о чистоте тела, одежды и своих жилищ. Когда помилованный Синухет возвратился в Египет, одной из многих радостей для него было наконец сбросить с себя одежду из крашеной шерсти, которую он носил, живя среди бедуинов. Подобно Улиссу (Одиссею) у феакийцев, он стряхнул груз лет со своей плоти. Он стрижет волосы, причесывается, натирается, но уже не древесным маслом, а наилучшими умащениями, вероятно хранившимися в золотом или обсидиановом сосуде вроде того, что фараон Аменемхат III подарил правителю Библа Абишему, и облачается в льняные одежды.

Везиры, высшие судьи, правители номов тоже превращали свой утренний туалет в церемонию. Младшие братья и прочие родственники собирались вокруг хозяина дома.

Туалетная ложечка египет для чего. Смотреть фото Туалетная ложечка египет для чего. Смотреть картинку Туалетная ложечка египет для чего. Картинка про Туалетная ложечка египет для чего. Фото Туалетная ложечка египет для чего

Банки для хранения различных косметических средств

Особенно сложный рецепт, содержавшийся в трактате по хирургии, носит довольно хвастливое название: «Как превратить старика в молодого человека». Надо собрать метелки сочевнка или тригонеллы (арабская «хелба»): высушить, обмолоть и отделить плоды от шелухи. Из растертых плодов и шелухи в равных частях заместить тесто. Выпарить воду. Сухую лепешку высушить. Затем растереть ее в порошок. Замешать из этого порошка тесто и нагреть: на поверхности выступят капельки масла. Остается только собрать это масло, очистить, осветлить и слить в сосуд из твердого камня, например обсидиана. Это драгоценное масло придает коже чудесный цвет. Оно же помогает от облысения и уничтожает бурые и красные пятна, которые с годами появляются на коже как печальные вестники старости.

Средство это с успехом применялось тысячи раз. У него был только один недостаток: его слишком долго и сложно готовить, а чудодейственного масла получалось слишком мало, и потому оно стоило очень дорого. Люди победнее обращались к уличному цирюльнику, сидевшему где-нибудь в тени деревьев. Ожидая своей очереди, они болтали или засыпали сидя. Склонив голову на колени и обхватив ее руками. Иногда ожидавшие вдвоем устраивались на одном табурете. Когда подходила очередь, клиент садился на трехногий табурет и доверял свою голову цирюльнику, который выбривал ее так чисто, что она становилась похожей на голыш с морского пляжа.

Туалетная ложечка египет для чего. Смотреть фото Туалетная ложечка египет для чего. Смотреть картинку Туалетная ложечка египет для чего. Картинка про Туалетная ложечка египет для чего. Фото Туалетная ложечка египет для чего

Туалетная ложечка с купальщицей дерево. Лувр, Париж

Куда более скромная жена крестьянина Анупу причесывается сама, пока ее муж и его брат работают в поле. Она не любит, чтобы ей мешали. Если ее потревожат, прическа не получится и все придется начинать сначала.

2. Туалет фараона

Пробуждение царя ото сна, вероятно, было связано с целым рядом сложных церемоний. Один из высших сановников, Птахмос, рассказывает, что каждый день он вставал вместе с солнцем, чтобы первым поприветствовать своего повелителя. К сожалению, мне не известно ни одно изображение утреннего выхода царя, но в гробнице Птахотепа мы можем видеть, каким образом происходил утренний туалет знатного вельможи: цирюльник, мастера маникюра и педикюра хлопочут над ним, вокруг собрались вся семья и слуги. Надо полагать, фараону уделяли не меньше внимания.

Царский наряд не просто превосходил роскошью одеяния номархов, высоких вельмож и военачальников – он должен был подчеркивать божественную сущность его величества. Фараон никогда не появлялся с непокрытой головой и даже в семейном кругу носил парик. Волосы он стриг коротко, чтобы носить разные головные уборы, самый простой из которых – круглый парик, завязанный узлом сзади и со спускавшимися по бокам свободными концами. Его венчала диадема, обвитая золотым уреем – священной коброй с раздутым капюшоном, – поднимавшимся над серединой лба царя. Парадными головными уборами были короны юга и севера, а также двойная корона. Первая представляла собой что-то вроде высокого колпака, по форме напоминающего кеглю, вторая походила на удлиненную ступку с прямой стрелкой позади, от основания которой вверх отходила металлическая лента, закругленная на конце. Двойная корона содержала элементы обеих. Кроме того, фараон охотно надевал, особенно во время военных парадов и на войне, изысканный и простой голубой шлем с уреями и двумя лентами на затылке.

Туалетная ложечка египет для чего. Смотреть фото Туалетная ложечка египет для чего. Смотреть картинку Туалетная ложечка египет для чего. Картинка про Туалетная ложечка египет для чего. Фото Туалетная ложечка египет для чего

Фараон в короне (Лепсий. Иллюстрированный журнал, III)

И короны и шлем надевали прямо на голову, без парика. Немее (специальный царский платок) был достаточно велик, чтобы прикрыть круглый парик. Это был просто кусок белой ткани с красными полосками, который закрывал лоб и завязывался на затылке, сзади большим треугольником свисая до середины спины. Иногда царь надевал готовый немее, который крепился на голове золотым обручем, одновременно служившим основанием для надевавшейся поверх платка двойной короны, короны юга или короны севера. Иногда немес венчали два длинных пера или убор под названием атеф – корона Верхнего Египта с двумя перьями, помещенными на рогах барана со сверкающим золотым диском посередине и двумя уреями, увенчанными такими же золотыми дисками, по бокам. Совершенно очевидно, что подобные головные уборы могли использоваться только во время таких церемоний, когда фараон должен был сидеть неподвижно.

Еще одна непременная принадлежность торжественного убранства – накладная борода, заплетенная в косичку на манер жителей Пунта – Божественной Земли, откуда произошли многие египетские боги. Накладную бороду соединяли с париком две подвязки. Обычно фараон сбривал бороду и усы, но иногда оставлял короткую квадратную бородку.

Основной частью одеяния фараона, как и у всех египтян, была набедренная повязка, но в отличие от простых смертных царь носил большой гофрированный набедренник, который держался на широком поясе с металлической пряжкой, украшенной иероглифами царского картуша. Сзади к поясу крепился бычий хвост. Иногда к поясу подвязывали еще и передник в форме трапеции. Этот передник был целиком сделан из драгоценного металла или же из нитей бус в металлической рамке. С обеих сторон передник украшали уреи, увенчанные солнечными дисками. Фараон не стеснялся ходить босиком, хотя у него было множество сандалий – кожаных, металлических или плетенных из тростника.

3. Косметика и парфюмерия

Туалетная ложечка египет для чего. Смотреть фото Туалетная ложечка египет для чего. Смотреть картинку Туалетная ложечка египет для чего. Картинка про Туалетная ложечка египет для чего. Фото Туалетная ложечка египет для чего

Маска, на которой явно видны следы древнеегипетского макияжа

В Древнем Египте, по свидетельству Геродота, жители отличались редкой чистоплотностью и совершали омовения по нескольку раз в день. Для омовения использовали воду, очищенную путём добавления солей натрия, и особую моющую пасту, состоявшую из смеси золы и сукновальной глины, которая обладала обезжиривающим и отшелушивающим эффектом.

После умывания делали маникюр и педикюр, а на лицо накладывали макияж. Это была длительная процедура, для которой требовалось множество всяческих приспособлений и принадлежностей. Слишком тёмную кожу осветляли с помощью краски на основе жёлтой охры; охрой же румянили щёки. Ногти, ладони и ступни красили хной в оранжевый цвет, как это и сейчас принято на Востоке. Вены на висках подчёркивали голубыми линиями.

Особенно тщательно разрисовывались глаза. Женщины (а нередко и мужчины) обводили глаза тёмной линией (это должно было придать взгляду особую выразительность). Краску для век долгое время делали из малахитового порошка (любопытно, что в эпоху Древнего царства той же краской подкрашивали губы — видимо, чтобы подчеркнуть белизну зубов); позднее стали использовать порошок галенита. Зубы чистили содой. Чтобы устранить неприятный запах изо рта, жевали шарики кифи — ароматического вещества, в состав которого входили 16 компонентов (сухой ладан, семена сосны, дыня, фисташки, можжевельник, корица, мёд и др.). Кожу умащали благовонными маслами (в сухом и жарком климате это не только придавало телу приятный запах, но и предохраняло кожу от обезвоживания). Известны были мази, очищающие и омолаживающие кожу, удаляющие пятна и прыщи, а также средства для эпиляции.

Волосы тоже требовали постоянных забот. Отдельные седые волоски просто выдёргивали, но если их становилось слишком много, или же если начиналось облысение, прибегали к магическим средствам. так, для избавления от седины применяли жир чёрных змей, кровь чёрных быков и вороньи яйца. Чтобы волосы были длинными и пышными, рекомендовалось применять львиный жир, потому что у льва густая грива.

Славились во всём тогдашнем мире египетские духи; самые дешёвые представляли собой просто воду, в которой вымачивались раздавленные цветы лотоса, а самые дорогие могли включать в себя десятки разнообразных ароматических веществ. Ароматические масла защищали кожу от обезвоживания и солнечных ожогов, поэтому воинов и ремесленников снабжали ими наравне с провиантом.

На изображениях головы знатных египтян и их супруг очень часто увенчаны небольшими беловатыми конусами, сделанными, вероятно, из воска или твёрдого жира, смешанного с благовониями. В ходе праздника или пира конус постепенно таял, придавая волосам своего владельца изысканный аромат.

Производство парфюмерии продолжалось в Египте и в эллинистический период. Знаменитая царица Клеопатра (69-30 гг. до н. э.) владела даже настоящей парфюмерной фабрикой на побережье Мёртвого моря. При раскопках археологи нашли в этом месте не только остатки строений, но и котлы, горшки для выпаривания и кипячения, ручные жернова для растирания трав и кореньев. Свои познания по данному вопросу Клеопатра изложила в книге «О лекарствах для лица». Это был первый известный в истории косметический справочник, где приводились рецепты приготовления губной помады, румян, пудры и т. д. Некоторые из этих рецептов дошли до наших дней.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *