Ту би шват что за праздник
Ту би-Шват
Ту би-Шва́т ивр. ט»וּ בִּשְׁבָט | |
---|---|
Тип | Еврейский |
Значение | Новый год деревьев |
Установлен | В период раннего Средневековья (эпоха гаонов) |
Отмечается | евреями |
в период с | 15 швата |
В 2011 году | 20 января |
В 2012 году | 8 февраля |
В 2013 году | 26 января |
Празднование | пробовать до 30 видов плодов, молитва, веселье, посадка молодых деревьев, песнопение |
Традиции | Молитва в синагоге, чтение Торы Праздничная трапеза |
Ту би-Шва́т (ивр. ט»וּ בִּשְׁבָט , `пятнадцатое число месяца шват`; также חֲמִישָׁה עָשָׂר בִּשְׁבָט) — еврейский праздник, Новый год деревьев. Ту би-шват установлен согласно школе Хиллела (школа Шаммая считала, что Новый год для деревьев совпадает с первым швата). Наибольшее количество необходимых для деревьев осадков выпадает в Израиле (Эрец-Исраэль) до 15 швата. Плоды, созревающие после этой даты, считают урожаем следующего года, когда с них отчисляют десятину. С празднованием Нового года для деревьев связаны и другие обычаи. [1]
Содержание
История праздника
Происхождение
Становление традиции
Важнейшую роль в создании обычаев праздника Ту би-Шват сыграл расположенный в Верхней Галилее город Цфат. В XVI веке, после изгнания евреев из Испании (в 1492 году), многие из которых поселились в Цфате, этот город стал крупным центром каббалистов, изучавших Тору и ее заповеди и искавших в них тайный, скрытый смысл. Каббалисты по-новому осмыслили праздник Ту би-Шват и ввели новые обычаи, в том числе «седер в ночь на празднество деревьев», чем-то напоминающий пасхальный «седер». [2]
Обычаи праздника
Плоды, упоминаемые в Торе и связанные с празднованием Ту Бишвата
Ссылки
Сноски и источники
Полезное
Смотреть что такое «Ту би-Шват» в других словарях:
Шват — (Шеват) (ивр. שְׁבָט) пятый месяц еврейского года (при отсчёте по данным Торы одиннадцатый). Соответствует обычно январю февралю. Всегда состоит из 30 дней. В пятнадцатый день месяца отмечается «Новый год деревьев» (Ту би Шват). Этот … Википедия
шват — сущ., кол во синонимов: 1 • месяц (135) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Шват — Одиннадцатый месяц, считая от Нисана*, и пятый, считая от Тишри*. Шват насчитывает тридцать дней. В пятнадцатый день месяца Шват празднуется Новый год деревьев … Энциклопедия иудаизма
Иудейский праздник Ту би-Шват (Новый год деревьев) — Среди ежегодных иудейских праздников Ту би Шват (Новый год деревьев) считается одним из важнейших. Он отмечается 15 числа месяца Швата по еврейскому календарю, по григорианскому календарю дата праздника ежегодно объявляется особо. В 2010 году она … Энциклопедия ньюсмейкеров
Ту би-шват — (Пятнадцатый день месяца шват) Т.б.Ш. новый год деревьев. В этот день заканчивается один год и начинается другой. Если начали плоды созревать до Т.б.Ш., то созревшие плоды будут отнесены к предыдущему году, и с них не взимается десятина*… … Энциклопедия иудаизма
Пирог Ту Би-Шват (израильский праздничный) — Тип блюда: Категория: Время приготовления (минуты): 20 Рецепт приготовления … Энциклопедия кулинарных рецептов
Ту-Би-Шват — … Википедия
Праздники Израиля — В Государстве Израиль широко, на государственном уровне, отмечаются только еврейские религиозные и национальные праздники. Общегосударственные праздники отмечаются по еврейскому календарю, в котором год начинается в сентябре октябре, а месяцы… … Википедия
Еврейские праздники — Праздники Израиля В Государстве Израиль широко, на государственном уровне, отмечаются только еврейские религиозные и национальные праздники. Общегосударственные праздники отмечаются также по еврейскому календарю, в котором год начинается в… … Википедия
Иудейские праздники — Праздники Израиля В Государстве Израиль широко, на государственном уровне, отмечаются только еврейские религиозные и национальные праздники. Общегосударственные праздники отмечаются также по еврейскому календарю, в котором год начинается в… … Википедия
Ту би-Шват или Новый год деревьев в Израиле
Праздник Ту би-Шват или Новый год деревьев в Израиле буквально означает «15-е число еврейского месяца Шват». Помимо этого к нему применимо название «Сельскохозяйственный Новый год». Прочитав статью, вы узнаете о том, что это за праздник, а также, когда и как израильтяне отмечают его.
1. Когда в Израиле отмечается Ту би-Шват?
«15-е число Швата» обычно приходится по Григорианскому календарю на январь или февраль. Праздник в 2020 году начнётся вечером в воскресенье 9 февраля и закончится в ночь на понедельник 10 февраля. В последующие годы Ту би-Шват состоится в следующие даты: в 2021 году (28 января), 2022 году (17 января), 2023 году (6 февраля), 2024 году (25 января).
2. Чему посвящён праздник Ту би-Шват в Израиле?
Как вы поняли, Ту би-Шват буквально означает 15-е число еврейского месяца Шват. Это название мало что говорит о том, что это за празднество. Однако праздник имеет другие имена, которые более показательны. Одно из них — «Новый год деревьев», а другое — «Сельскохозяйственный новый год». Второе название объясняется тем, что праздник имеет связь в сельскохозяйственными законами Израиля. Первое название также легко объясняется. В Израиле большое значение имеет возраст деревьев. Почему это так важно?
При вкушении плодов, выращенных в Израиле, они должны быть должным образом облагаемы десятиной. В противном случае фрукты не являются «кошерными». В храмовые времена на земле Израиля урожай (плоды деревьев) каждого года рассматривался отдельно. В разные годы семилетнего цикла Шемитты плоды облагались разными видами десятин. В первый, второй, четвёртый и пятый годы это была десятина, называемая Ma’Aser Sheini (Маасер Шени). В третий и шестой годы — «Ma’Aser Ani» (Маасер Ани). А плоды, которые росли в 7-й год, являлись священными плодами Шемитты.
Таким образом для каждого дерева имеет значение время его посадки и возраст. Каждое дерево на Ту би-Шват считает деревом первого, второго и т.д. года рождения. Это необходимо не только для отчисления десятин. Плоды, выросшие на дереве, возраст которого меньше трёх лет, нельзя есть.
В современном Израиле Ту би-Шват — это своего рода еврейский «день экологического сознания», когда деревья высаживаются в честь праздника. Это может показаться немного забавным, но, на самом деле, Ту би-Шват — это просто празднование первых признаков весны в этом году. В Израиле это время, когда самые ранние деревья начинают цвести здесь. Это является обнадеживающим знаком нового плодоносящего года.
Кстати иудаизм — не единственная религия, прославляющая плодородие земли. У римлян было несколько подобных праздников. Это празднование сельскохозяйственного бога Сатурна за то, что он положил конец зиме. Это фестиваль Юноны (14 февраля), который праздновал очищение природы от «бесплодия зимы».
3. Как в Израиле празднуют Ту би-Шват?
Поскольку Ту би-Шват рассматривается в Израиле, как Новый год деревьев, то он следует той же традиции празднования, что и другие новогодние праздники здесь. Его отмечают с праздничной едой, известной как «седер».
Популярные продукты на «Новый год деревьев» упомянуты в Торе, где про земли Израилевы говорится: «. земля пшеницы, ячменя, (виноградных) лоз, смоковниц и гранатов, земля оливковых деревьев и (финикового) мёда «.
При употреблении фруктов израильтяне произносят благословения или Браха. Правильное благословение перед употреблением любого плода может звучать следующим образом: «Благословен Ты, Бог, Царь Вселенной, который творит плоды с дерева». Вообще на разные фрукты имеются разные Брахи. На Ту би-Шват также принято есть «новый плод» — сезонный фрукт, который еще не пробовали в этом году.
Если планируется съесть более одного вида фруктов, то принцип следующий. Необходимо произнести благословение (Браха) над более важным из двух продуктов. Отметим, что у израильтян существует Кодекс еврейского права, определяющий, какой продукт более важный, а также, какая пища съедается первой. Правило состоит в том, что плод или зерно, которое упоминается ближе к слову «земля» считается более важным. Внутри семи видов порядок важности таков: пшеница, ячмень, оливки, финики, виноград, инжир, гранаты.
Из этих семи продуктов готовятся различные блюда, употребляемые на Ту би-Шват. Это могут быть ячменные блюда: например, суп или плов.
Следующие блюда готовятся из фиников: тажины в стиле Моррокан, фаршированные орехами финики, финиковые и ореховые квадраты, десерты, приготовленные с финиковым сиропом.
Еврейские блюда из винограда представлены в виде фаршированных виноградных листьев, куриной запеканки с виноградом, виноградного сока и виноградных салатов.
Блюда из инжира могут быть следующими: салат из инжира, пекана и сыры, шарики из инжира и миндаля, инжир с корицей.
Оливковые блюда — это любые блюда с использованием оливкового масла, например, в качестве заправки для салатов. Также используются и целые оливки.
Гранатовый салат, или гранатовый сок представляют блюда из граната.
Блюда из пшеницы — это цельнозерновой хлеб или кубех, приготовленный специально к празднику.
Разнообразными могут быть блюда с добавлением орехов, например, курица с миндалем, шарики с начинкой из молотого миндаля, молотые миндальные овощи, миндальный торт, ореховое печенье, марципан.
Некоторые евреи сохраняют свой этрог (плод из семейства цитрусовых, напоминающий лимон) с праздника Суккот и едят его на Ту би-Шват. Это может быть маринованный или засахаренный этрог.
Другие блюда могут включать фрукты, которые едят в высушенном виде, от более ранних урожаев, так и свежие фрукты тоже.
Каббалистическая традиция даже включает в себя мистическое служение на Ту би-Шват. Седер (концептуально похож на пасхальный седер) включает употребление 10 определённых фруктов и четырёх чаш вина в определенном порядке, включая молитвы. Он может приблизить человека к духовному совершенству.
О пасхальном седере вы можете прочитать, перейдя по ссылке ниже:
4. Другие мероприятия в Израиле на праздник Ту би-шват
В этот день в Израиле имеет место традиция, связанная с посадкой деревьев. В диаспорах, за пределами родной страны, израильтяне часто посылают деньги благотворительным организациям, чтобы за них посадили деревья. Эта традиция помогла превратить ландшафт Израиля в гораздо более зелёный, чем это было бы при естественном ходе событий.
«Организации зелёных» используют Ту би-шват, как возможность привлечь внимание общественности к экологии, сделав этот праздник своего рода еврейским «Днём Земли».
Некоторые родители в честь праздника вместе со своими детьми занимаются творчеством, изготавливая различные поделки. Они рисуют, лепят, делают с помощью разных приёмов деревья и растения. Традиция включает исполнение песен на тему цветущих деревьев.
Многие израильтяне совершают прогулки на природу, где наблюдают за оживающей природой.
Вот так Ту би-Шват или Новый год деревьев отмечается в Израиле! Про другие праздники в Израиле вы можете прочитать, перейдя по ссылке ниже:
Уважаемые читатели! Пишите комментарии! Читайте статьи на сайте «Мир праздников»!
Ту би-Шват
Ту би-Шват — еврейский праздник, Новый год деревьев
Ту би-Шват — еврейский праздник, отмечаемый в 15-й день еврейского месяца шват.
Его также называют «Рош ха-Шана ла’Иланот», буквально «Новый Год деревьев».
Мидраш говорит о том, как деревья, увидев, что Бог даровал людям праздник Нового года, преисполнились зависти и попросили Его, чтобы и им был установлен такой же день.
Так как в месяце шват деревья просыпаются после зимней спячки, то именно это время и было избрано.
Ту би-Шват начинает трёхмесячную серию приходящихся на середину месяца полнолуний, которая кульминирует на Песах.
В современном Израиле этот день празднуется как день экологического сознания, и отмечается посадкой деревьев.
Талмуд
Ту би-Шват упоминается в Мишне в трактате Рош ха-Шана, как один из четырёх новых годов еврейского календаря. Дискуссия по поводу времени прихода Нового Года была предметом дебатов между раввинами:
«И есть четыре даты нового года: — Первое нисана — новый год для царей и праздников — Первое элула — новый год для десятин от животных. Рабби Элазар и Рабби Шимон говорят: — Первое тишрея — новый год для исчисления календаря, субботних и юбилейных лет, для посадок и посева — Первое швата, согласно школе Шаммая; школа Гиллеля говорит: Пятнадцатое швата» (Рош ха-Шана:2a)
Раввины Талмуда вынесли решение по этому вопросу в пользу Гиллеля. Таким образом, 15е швата стало датой, от которой рассчитывается начало сельскохозяйственного цикла для нужд библейских десятин.
Сушеные фрукты и миндаль традиционно едят европейские евреи в Ту би-Шват. Gilabrand, CC BY-SA 3.0
Орла обозначает библейский запрет (Левит 19:23) употреблять в пищу плоды, созревшие на деревьях в течение первых трёх лет после их посадки. Из числа тех талмудических предписаний касательно фруктовых деревьев, которые используют Ту би-Шват в качестве точки отсчёта в еврейском календаре для расчета возраста плодоносящего дерева, Орла до сего дня сохраняет, в сущности, ту же форму, какую она имела в талмудические времена.
В ортодоксальном еврейском мире эта практика сегодня по-прежнему соблюдаются, как часть Галахи — еврейского закона. Плод, созревший на трёхлетнем дереве до Ту би-Швата, считается орла, и есть его запрещено, в то время как плод, созревший в третий год дерева на Ту би-Шват или после — разрешён.
Члены кибуца Ган Шмуэль на посадке деревьев в честь Ту би-Шват. Конец 1940-х. Члены кибуца Ган Шмуэль, детей и взрослых, посадка деревьев в честь Ту би-Шват. Конце 40-х., CC BY 2.5
В талмудической литературе нет описания обрядов праздника Ту би-Шват, но в эпоху гаонов евреи Эрец-Исраэль читали в этот день особые благословения.
Библейские десятины
15 швата был последний день еврейского налогового года для плодоносящих деревьев. Наибольшее количество необходимых для деревьев осадков выпадает в Израиле до 15 швата; плоды, созревающие после этой даты, считают урожаем следующего года.
Маасэр Шени в наши дни соблюдается в 1-й, 2-й, 4-й и 5-й годы цикла Шмита посредством церемонии исполнения обязательств десятины при помощи монеты; в 3-й и 6-й годы, эту церемонию заменяет Маасэр Ани, и для его исполнения монета не нужна.
Традиции в Израиле
На Ту би-Шват 1890 г. Рабби Зеев Явец, один из основателей движения Мизрахи, привёл своих учеников сажать деревья в сельскохозяйственной колонии Зихрон Яаков.
На Ту би-Шват часто едят сушёные плоды рожкового дерева, хотя они не являются одним из Семи Видов Земли Израиля Osvaldo Gago, CC BY-SA 2.5
В 1908 г. эта традиция была воспринята Союзом Еврейских Учителей, а позже — Еврейским национальным фондом, основанным в 1901 г. для надзора за мелиорацией и лесоразведением в Земле Израиля.
Плоды, упоминаемые в Торе и связанные с празднованием Ту Бишвата: Гранат fir0002, CC BY-SA 3.0
В начале XX в. Еврейский национальный фонд посвятил этот день посадке эвкалиптовых деревьев, дабы остановить эпидемию малярии в долине Хула; в наши дни Фонд планирует на каждый Ту би-Шват крупные акции по посадке деревьев в больших лесах.
Плоды, упоминаемые в Торе и связанные с празднованием Ту Бишвата: Инжир Fir0002, CC BY-SA 3.0
В проводимых Еврейским национальным фондом мероприятиях по посадке деревьев на Ту би-Шват принимает участие более миллиона израильтян, в основном дети и новые репатрианты.
Исполняются особые песни, посвященные этому празднику.
Плоды, упоминаемые в Торе и связанные с празднованием Ту Бишвата: Плоды, упоминаемые в Торе и связанные с празднованием Ту Бишвата: Финики Stan Shebs, Public Domain
В соответствии с идеей о том, что Ту би-Шват отмечает возрождение природы, многие из крупных израильских институтов выбрали этот день для своих инаугураций.
Закладка краеугольного камня Еврейского университета в Иерусалиме состоялась на Ту би-Шват 1918 г.; Техниона в Хайфе — на Ту би-Шват 1925 г.; а Кнессета — на Ту би-Шват 1949 г.
Плоды, упоминаемые в Торе и связанные с празднованием Ту Бишвата: Оливки Rodrigo Nuno Bragana da Cunha, CC BY-SA 3.0
Ту би-Шват — это израильский День посадки деревьев,, и в международных медиа его часто называют этим именем. Экологические организации в Израиле и диаспоре восприняли этот праздник для продвижения программ осознания значимости окружающей среды. В израильских кибуцах Ту би-Шват отмечается, как сельскохозяйственный праздник.
Фотогалерея
Ту би-Шват
ивр. »
досл. пятнадцатое число месяца шват
также
Новый год деревьев
ивр.
Кратко о Ту би-Шват
Значение | Новый год деревьев |
Установлен | В период раннего Средневековья (эпоха гаонов) |
Отмечается | евреями |
в период с | 15 швата |
В 2019 году | 21-22 января– |
В 2020 году | 10-11 февраля |
В 2021 году | 28-29 января |
Празднование | пробовать до 30 видов плодов, молитва, веселье, посадка молодых деревьев, песнопение |
Традиции | Молитва в синагоге, чтение Торы Праздничная трапеза |
Этимология
Название Ту би-Шват происходит от ивритской даты празднования. «Ту» — это ивритские буквы (тэт) и вав, имеющие числовое значение 9 и 6, что в сумме даёт 15. Ту би-Шват — сравнительно недавнее наименование; изначально эта дата именовалась «Хамиша Асар би-Шват» (- ), что также означает «пятнадцатый день швата».
Седер Ту би-Шват
В Средние века, — или, возможно, несколько раньше, — Ту би-Шват начали отмечать небольшой церемонией поедания фруктов, поскольку в Мишне он был назван «Рош ха-Шана» («Новый Год»), и это было впоследствии интерпретировано, как надлежащий момент для празднования.
Каббалистическая традиция
Важнейшую роль в создании обычаев праздника Ту би-Шват сыграл расположенный в Верхней Галилее город Цфат. В XVI веке, после изгнания евреев из Испании (в 1492 году), многие из которых поселились в Цфате, этот город стал крупным центром каббалистов, изучавших Тору и её заповеди и искавших в них тайный, скрытый смысл. Каббалисты по-новому осмыслили праздник Ту би-Шват и ввели новые обычаи.
В XVIв. каббалист «святой Ари» (рабби Ицхак Лурия Ашкенази) из Цфата и его ученики учредили в Земле Израиля седер Ту би-Шват «в ночь на празднество деревьев», — нечто похожее на седер Песах, — в ознаменование Древа Жизни (каббалистической карты Сефирот). Плодам и деревьям Земли Израиля в праздничном фруктовом блюде придавалось символическое значение. Главная идея состояла в том, что съедание десяти специфических фруктов и выпивание четырёх бокалов вина, в определённом порядке, произнося при этом соответствующие благословения, приблизит человеческие существа, — и весь мир, — к духовному совершенству.
Традиционный седер Ту би-Шват заканчивался молитвой, в части которой говорится: «Да вернутся все искры, просыпанные нашими руками, или руками наших предков, или чрез прегрешение первого человека против плода от древа, и да будут они включены в величественную мощь Древа Жизни». В то время как каббалистическая интерпретация этого древа довольно специфична, образ Древа Жизни оказался весьма подходящим для новой интерпретации.
В Израиле каббалистический седер Ту би-Шват возрождён и справляется сегодня многими евреями, религиозными и светскими. Для этой цели написаны специальные агадот.
В хасидском сообществе, некоторые евреи маринуют или засахаривают этрог (цитрон), оставшийся от Суккота, и съедают его на Ту би-Шват. Некоторые молятся о том, чтобы быть достойными прекрасного этрога на следующий Суккот.
Экологическая интерпретация
Хотя седер Ту би-Шват возник, как каббалистический способ отмечания праздника, некоторые экологически ориентированные евреи решили возродить традицию седера (или «седарим») Ту би-Шват во отражение вопросов и тем, относящихся к экологической или сионистской интерпретациям этого дня. В стиле седера Песах, в доме, — куда могут быть приглашены некоторые друзья, — съедаются различные символические фрукты и другие блюда, наряду с вином или виноградным соком. Многие седеры также следуют и каббалистическому формату Четырёх Миров, часто придавая им современную окраску в смысле (физического, эмоционального, интеллектуального и духовного) значения, или реинтерпретируя их культурно (социально, космически, национально, экологически). Седеры могут также концентрироваться на одном аспекте или одной теме.
Экологическую интерпретацию седера Ту би-Шват можно проследить начиная с 1970-х г.г.; в какой-то степени она развилась из осознания, которое было порождено еврейской кампанией протеста против применения США Агента Оранж под названием «Деревья для Вьетнама». Один из более ранних экологически-окрашенных седеров Ту би-Шват, созданный Джонатаном Вулфом, инкорпорировал информацию от групп типа Израильского Общества Охраны Природы и Еврейского Национального Фонда непосредственно в каббалистический формат.
Традиционные фрукты
Европейские евреи празднуют Ту Бишват, вкушая пятнадцать различных видов фруктов. Многие произносят один из пятнадцати псалмов (Псалмы 120—134) после каждого вида фруктов. Восточные евреи следуют мнению «святого Ари» и каббалистов Цфата, которые установили, какие именно фрукты нужно есть в Ту Би-шват. По одному из обычаев, нужно вкусить пятьдесят видов фруктов.
В каббалистических терминах съедаемые фрукты, сушёные или свежие, могут быть разделены по восходящей от низших, или более явных, до высших, или более духовных, следующим образом:
Каббалистическая традиция учит, что съедание фруктов в этом порядке порождает связь с Древом Жизни, которое, — как о том упомянуто в Книге Бытия, — Бог расположил в Эдеме, куда после своего сотворения были помещены Адам и Ева — что также воплощено в Сефирот. В результате человек перемещается от самого внешнего, или явного, измерения реальности, символизируемого фруктами с оболочкой, к самому внутреннему измерению, символизируемому даже не полностью съедобными фруктами, но скорее четвёртым уровнем, который может быть уподоблен аромату. В то же время человек пьёт красный и белый виноградный сок или вино в различных пропорциях, от полностью белого к красному с лишь каплей добавленного в него белого — также в соответствии с этими уровнями.
Хотя часто при съедании фруктов и орехов на Ту би-Шват соблюдается какая-то версия каббалистической последовательности, в целом даже среди тех, кто не следует каббалистическому ритуалу, принято есть сушёные фрукты и орехи. Особенно популярны фиги, финики, изюм, плоды рожкового дерева и миндаль. Многие включают в свои седеры также Семь Видов (плодов), ассоциируемых с Землёй Израиля и Торой — каковыми, согласно Второзаконию 8:8 являются пшеница, ячмень, виноград, фиги, гранаты, оливки и финики.