Тсп 15к или тад 17 что лучше
Тэп-15 или Тад-17. Что гуще? Отличия
Обе марки трансмиссионного масла, указанные в названии, очень схожи, да и вязкость смазок различается незначительно. Тэп-15 или Тад-17 – какую смазку оптимально выбрать для механических передач своего автомобиля?
Тэп-15 или Тад-17: отличия
Тэп-15 или Тад-17? Если рассматривать химический состав данных смазок, то отличий найдётся немного. Обе относятся к минеральным, поскольку изготавливаются в процессе перегонки и дистилляции нефти определённых сортов. Тэп-15 дешевле, а потому там снижена концентрация противозадирных и противоизносных присадок. Кроме того, вязкость Тэп-15 несколько ниже, хотя для многих подвижных узлов автомобилей (особенно отечественного производства) этот показатель малокритичен.
Наоборот, Тэп-15, которая не содержит такое количество химически активных реагентов, менее чувствительна к степени маслостойкости резины и марке медных сплавов.
Что гуще — Тэп-15 или Тад-17?
При сравнении важно оценить не только абсолютное значение вязкости, но и её изменение в процессе повышения температуры.
Масло марки Тэп-15 по ГОСТ 17479.2-85 относится к трансмиссионным маслам 2 группы, оно содержит только противоизносные присадки, а потому рассчитано на эффективное применение при внешних нагрузках до 2 ГПа и объёмных температурах до 130 º С. В то же время Тад-17 включает в себя также и противозадирные присадки, и относится к 5 группе, для которой внешние нагрузки на валы и передачи могут достигать 3 ГПа и более, при объёмных температурах до 150 º С.
Таким образом, оптимальными узлами для применения Тэп-15 устанавливаются цилиндрические, конические и – частично – червячные передачи, которые функционируют при относительно невысоких скоростях скольжения, а для Тад-17 – преимущественно гипоидные передачи, где такие скорости достигают 5…7% от скорости вращения шестерённой пары. Соответственно показатель износа в таких условиях возрастает с 0,4 до 0,5.
Оценка стабильности показателей вязкости в зависимости от температуры в объёме узла даёт следующие значения. Для Тэп-15 вязкость изменяется следующим образом:
Соответственно, аналогичные показатели для Тад-17 составляют:
Всё таки, Тэп-15 или Тад-17? Сравнивая показатели смазок, приходим к выводу, что нагрузочная способность трансмиссионного масла марки Тад-17 выше, следовательно, оно может использоваться при повышенных нагрузках на механизм, где длительное существование разделяющей трущиеся части поверхностной масляной плёнки является обязательным. В то же время Тэп-15 эффективнее для применения в коробках передач тракторов, а также грузовых автомобилей средней грузоподъёмности.
Трансмиссионное масло ТСП-15к и существующие аналоги
Одной из российских смазок, успешно переживших поток западных аналогов после развала СССР, сегодня является трансмиссионное масло ТСП-15к. Этот продукт выпускается несколькими крупными фирмами, причем спрос на него довольно велик до сих пор.
Причин этому несколько. Во-первых, многие заводы, занимающиеся выпуском тяжелой техники в России, по-прежнему делают зубчатые и червячные передачи с небольшими контактными нагрузками и относительно малыми частотами вращения, что позволяет эффективно использовать ТСП-15к.
Во-вторых, цена на эту жидкость невысока. Ниже детально рассмотрим, что собой представляет масло ТСП-15к и где оно применяется.
Технические характеристики
Согласно ГОСТам, смазочные материалы должны походить большое количество разнообразных испытаний. Это порождает внушительный перечень характеристик.
Некоторые из них весьма специфичны и используются в узких областях. Другие же значимы и напрямую определяют, где может использоваться та или иная смазка.
Ниже рассмотрим несколько значимых технических характеристики трансмиссионного масла ТСП-15к:
Характеристики ТСП-15к сейчас подросли в качественном плане относительно этой же смазки, выпускаемой в советские времена. Причина заключается в использовании более технологичного пакета присадок и более чистой базы.
Область применения и аналоги
Традиционно область применения масла ТСП-15к – это российская сельскохозяйственная техника и грузовики, такие как КамАЗы, КрАЗы и УРАЛы.
Даже индекс «к» в названии смазки в народе до сих пор связываются со словом «камазовское». В основном оно льется в трансмиссии тех грузовиков, которые были произведены не позже, чем 10 лет назад.
По ГОСТ | По SAE | По ГОСТ | По API |
---|---|---|---|
9 | 75 W | ТМ-1| | GL-1 |
12 | 80W/85W | ТМ-2 | GL-2 |
18 | 90 | ТМ-3 | GL-3 |
34 | 140 | ТМ-4 | GL-4 |
— | — | ТМ-5 | GL-5 |
В новые узлы трансмиссии современных российских авто льется более технологичное масло. Хотя до сих пор с конвейера сходят некоторые экземпляры техники, в мосты и раздаточные коробки которых допустим к заливке смазочный материал из этой категории.
В техническом плане применение масла ТСП-15к подходят для их использования в любых агрегатах, в которых соблюдаются следующие условия:
Жидкость для узлов трансмиссии ТСП-15к по ГОСТу классифицируется как ТМ-3-18. При переводе на другие международные стандарты это означает, что масло близко по характеристикам к классу по API GL-3 и к классу по SAE 85-W80.
Американский стандарт GL-3 максимально близок, но не является полным аналогом ТСП-15к по ключевым параметрам.
Популярные производители ТСП-15к и отзывы об их продукции
Ниже приведем краткий перечень производителей трансмиссионного масла ТСП-15к:
Все вышеперечисленные масла не имеют резко отрицательных отзывов. Основное правило, чтобы их использовать максимально безопасно и эффективно – это своевременно производить замену и не лить в неподходящие узлы.
О трансмиссионном масле: какое-куда? GL-4, GL-5 или ТАД-17?
Вроде кажется, что «больше-лучше», но, оказывается, не всегда.
Суть в том, что ГЛ5 «перекрывает» требования к ГЛ4 по «скользкости» (противозадирным св-вам) из-за кол-ва присадок, присадки серно-фосфорные (раньше были свинцовые, но их «сократили» «зеленые») — они вызывают коррозию и износ цветмета (синхронизаторов).
«Однако, при контакте медных деталей оказывается, что это покрытие более прочное, чем поверхность деталей из меди или других мягких деталей. В результате происходит износ не только защитного слоя, но и поверхности элемента из мягкого металла.
www.drive2.ru/b/3066938/
Т.е. что хорошо шестерням — то не очень хорошо синхронизаторам. Получается, что в мост надо лить ГЛ5, а в коробку — ГЛ4.
А что с КПП, совмещенными с ГП (все переднеприводники)?
Ну хорошо, у «поперечных» нет гипоидной передачи, зато точно есть синхронизаторы. Указанная выше теория говорит лить ГЛ-4.
А у «продольных» и синхронизаторы и гипоид. Что туда?
«Для переднеприводных (где коробка совмещена с ГП) разработали компромиссный вариант — API GL-4+ и API GL-4/5 — для КПП с интегрированным дифференциалом (передний привод). Эти масла обладают лучшими противоизносными свойствами, чем ГЛ4 и не так агрессивно воздействуют на цветные металлы, как ГЛ5.»
В коробку АЗЛК 2141 (и не только) рекомендуют лить ТАД-17. Заинтересовало — а что это такое, какие там присадки и какому маслу по API оно соответствует?
Трибологические характеристики на четырехшариковой машине:
индекс задира (Из), Н (кгс), не менее — 568,4 (58)
нагрузка сваривания (Рс), Н (кгс), не менее — 3687 (376)
показатель износа (Ди) при осевой нагрузке Н(40 кгс) при (20±5) °С, в течение 1ч, мм, не более — 0,40
НО:
«Как уже выше было сказано — ТАД-17 ЗАКОНЧИЛИ производить в начале 90-х (точно не помню). И когда его производили — это было хорошее масло с пакетом импортных присадок.
То, что продается сейчас в канистрах с надписью Тад-17 — к тому (настоящему) маслу не имеет никакого отношения.»
«+100. Себе на Газелях, где залил ТАД-17(почти везде), имел умирание агрегата.Где Лукойл ТМ-5 п/с 75W-90, пока издит. «
«Готов подтвердить, что современный ТАД-17 лить никуда не следует. Это уже не масло вовсе, а какая-то «отработка», извиняюсь…
Для себя из бюджетного нашел в мосты и РК — ZIC G5 85w-140. У нас жестяная банка 4л стоит 600р.
Также говорили что из отечественного можно лить ТЭп-15. Не пробовал.»
— Подскажите ОЙЛРАЙТ ТАД-17(зеленые канистры) можно в коробку лить? Понимаю, что вроде там температура сваривания немного меньше чем у хороших масел, просто есть новое, а выкидывать жалко.
— Масло это плохое. Немногим лучше нигрола. Не стоит его туда лить. Можно его использовать в качестве основы для антикоррозийной обработки кузова. Правда оно воняет. Но в смеси с пушсалом вполне подойдет для внешних поверхностей днища и брызговиков (под защиту). Еще оно очень неплохо горит в костре. Вполне подходит для разведения огня в сырую погоду с сырыми дровами. Других применений для этого масла вроде нет.
УПС …
про ТАД-17: в 1987 году был введён в действие ГОСТ 17479.2-85, по которому это масло было переименовано в ТМ-5-18. В данное время ТАД-17 торговое имя — не более.
ТМ-5-18 — это минеральное масло
ТМ-5-18з — это полусинтетика
************************************************************************************************************************************
НИГРОЛ (от лат. niger — «чёрный» — и лат. oleum — «масло») — трансмиссионное масло без присадок, вязкая жидкость тёмного цвета, представляющая собой неочищенный остаток от прямой перегонки нафтеновых нефтей. Применялся для смазывания трансмиссий и других агрегатов (зубчатые передачи и т. п.) автомобилей, тракторов, промышленного оборудования, паровых машин с усиленной конденсацией пара и других машин и механизмов.
По ГОСТ 542-50 выпускался нигрол (масло трансмиссионное автотракторное) двух сортов: летний — остаток прямой перегонки нефти (вязкость 32—35 мм2/с при 100 °С), и зимний — смесь асфальтового гудрона с маловязким дистиллятным маслом (20 мм2/с при 100 °С). Оба сорта нигролов вырабатывались из нафтеновых нефтей, практически не содержащих парафина, преимущественно добытых на бакинских месторождениях (балаханская и сураханская).
Нигрол широко применялся в первой половине XX века, так как невысокие контактные напряжения в зубчатых передачах трансмиссий автомобилей тех лет (ГАЗ-АА, ЗИС-5 и др.) позволяли эксплуатацию на подобных недорогих смазочных маслах (по сути, отходах нефтеперегонки).
Благодаря высокому содержанию смол, нигрол обладал достаточно высокой смазывающей способностью и считался подходящим для любых имевшихся в автомобилях тех лет зубчатых пар, за исключением работающих с проскальзыванием гипоидных, требующих специального гипоидного масла с высокими противозадирными качествами, обеспечиваемыми присадками. Основным недостатком нигрола была его избыточная вязкость, что обуславливало большие потери энергии, особенно в непрогретых агрегатах, а также сильное загустение на морозе. Так, летний нигрол достигал критической вязкости уже при минус 5°С, а зимний — при минус 15°С. Кроме того, в тяжело нагруженных зубчатых передачах, работающих при больших скоростях скольжения (например, в редукторах ведущих мостов грузовых и быстроходных легковых автомобилей) нигрол работал неудовлетворительно, а из-за высокого содержания смолисто-асфальтеновых соединений, склонных к глубокому окислению при повышенных температурах, срок его службы в агрегатах был сравнительно невелик.
Поэтому в конце 1940-х годов начался процесс вытеснения нигролов более совершенными смазочными материалами (масло для коробки передач и рулевого управления специальное по ГОСТ 4002-48, масло для силовых передач автомобилей летнее по ГОСТ 3781-47, и так далее).
…
Термин «Нигрол» применялся, и иногда до сих пор применяется, автомобилистами для обозначения любого трансмиссионного масла (по привычке). На самом же деле настоящий нигрол постепенно выходил из употребления уже к шестидесятым — семидесятым годам, вытесняясь более совершенными смазочными материалами.
Окончательно выпуск товарных нигролов был прекращён в 1970-х — 1980-х годах (действие ГОСТа на него было прекращено в 1976)
ru.wikipedia.org/wiki/Нигрол
************************************************************************************************************************************
Для 2141:
Есть мнение, что при выборе масла в коробки с ГП надо смотреть на нагрузку сваривания.
«Выводы совпали: масло с нагрузкой сваривания менее 400 кгс для «сорок первого»(М2141) не годится. «
Elf TRANSELF TYPE B 80W90 GL-5 (нагрузка сваривания 447кгс)
Shell Spirax HD 80W90 GL-5 (нагрузка сваривания 500кгс) Рекомендовано производителем, проверено и в первую очередь стоит смотреть именно в его сторону.
Также «Велс-транс-5», «ЛУКойл ТМ-5», АО «ЛУКойл-Пермьнефтеоргсинтез» 85W90 GL-5 (нагрузка сваривания 422-473кгс)
Total TRANSMISSION RS FE 80W90, 80W140 (полусинтетика GL-5, по данным Total нагрузка сваривания не менее 450 кгс)
ТНК Trans Gipoid 80W-90 минералка — 376кгс
ТНК 85W-90 минералка — 400кгс
ТНК Trans Gipoid Super 75W-90 полусинтетика — 422кгс
Со слов МАМИшников для нашей гипоидной ГП не подходят масла с индексом вязкости 75, должен быть минимум 80. 75-ые масла для косозубых главных пар.
И ещё они же рекомендовали заливать масла
3,8 л, чтобы предотвратить голодание шестерни пятой передачи.»
Из «эффектов», которые, видимо, говорят о не том масле, указывают на «залипание» синхронизаторов:
«писец какой существенный недостаток, из-за которого я и вылил нафиг это масло — сразу, как тронешься (первая втыкается нормально), при переключении на вторую-третью рычаг кпп как приклеивается и выдрать его можно чуть ли не двумя руками.
Вы не подумайте, я лифтингом пару лет занимался, 140 на грудь пру, становая 200 — не от недоедания сил нет рычаг выдернуть. Видимо, чего-то как-то не подходит либо пакет присадок, либо вязкость либо хз.»
Отвечает заместитель главного конструктора АЗЛК Чарноцкий И.К.:
— … Только после многолетних эксплуатационных испытаний у завода появилась уверенность в пригодности моторных и трансмиссионных масел, применяемых на ‘Жигулях’, для агрегатов «москвичей».
… Для рулевых механизмов и коробок передач всех моделей «москвичей» можно использовать трансмиссионное масло ТАд-17и.
В задние мосты моделей «407» и «408», а также «2140» и «2138» выпуска до июля 1978 года первые 4-5 тысяч километров пробега следует заливать только масло для гипоидных передач (ГОСТ 4003-53). Почле этой обкатки можно с успехом (особенно зимой) эксплуатировать их на ТАд-17, применяемом на ВАЗах.
У моделей «2140» и «2138» производства второй половины 1978 года шестерни главной передачи проходят противозадирное фосфатирование, и на них можно с самого начала применять в заднем мосту масло ТАд-17.
По системе API GL масла подразделяются на классы качеств. Основными признаками классификации являются конструкция и условия работы передачи, дополнительными признаками — содержание противоизносных и противозадирных присадок.
Классификация описана в документе API «Обозначение эксплуатационных смазочных масел для коробок передач ручного управления и для мостов. Публикация API 1560, февраль 1976 г.» (API Publication 1560, Lubricant Service Designation for Automotive Manual Transmissions and Axles, February 1976).
Классы качества по API:
• Масла для передач, работающих в легких условиях.
• Состоят из базовых масел без присадок. Иногда добавляются в небольшом количестве антиокислительные присадки, ингибиторы коррозии, легкие депрессорные и противопенные присадки.
• Предназначены для спирально-конусных, червячных передач и механических коробок передач (без синхронизаторов) грузовых автомобилей и сельскохозяйственных машин.
• Масла для передач, работающих в условиях средней тяжести.
• Содержат противоизносные присадки.
• Предназначены для червячных передач транспортных средств.
• Обычно применяются для смазывания трансмиссии тракторов и сельскохозяйственных машин.
• Масла для передач, работающих в условиях средней тяжести.
• Содержат до 2.7% противоизносных присадок.
• Предназначены для смазывания конусных и других передач грузовых автомобилей.
• Не предназначены для гипоидных передач.
• Масла для передач, работающих в условиях разной тяжести — от легких, до тяжелых.
• Содержат 4,0% эффективных противозадирных присадок.
• Предназначены для конусных и гипоидных передач, имеющих малое смещение осей, для коробок передач грузовых автомобилей, для агрегатов ведущего моста.
• Масла API GL-4 предназначены для несинхронизированных коробок передач Североамериканских грузовых автомобилей, тягачей и автобусов (коммерческих автомобилей), для главных и других передач всех автотранспортных средств. В настоящее время эти масла являются основными и для синхронизированных передач, особенно в Европе. В таком случае на этикетке или в листе данных масла должны быть надписи о таком предназначении и подтверждение о соответствии требованиям производителей машин.
• Масла для наиболее загруженных передач, работающих в суровых условиях.
• Содержат до 6,5% эффективных противозадирных и других многофункциональных присадок.
• Основное предназначение — для гипоидных передач, имеющих значительное смещение осей.
• Применяются как универсальные масла для всех других агрегатов механической трансмиссии (кроме коробки передач).
• Для синхронизированной механической коробки передач применяются только масла, имеющие специальное подтверждение о соответствии требованиям производителей машин.
• Могут применяться для дифференциала повышенного трения, если соответствуют требованиям спецификаций MIL-L-2105D (в США) или ZF TE-ML-05 (в Европе). Тогда обозначение класса имеет дополнительные знаки, например, API GL-5+ или API GL-5 SL.
Для механических коробок передач (кроме гипоидных), в основном применяются масла API GL-3 и API GL-4;
для гипоидной главной передачи:
API GL-4 — для средне нагруженных передач и
API GL-5 — для сильно нагруженных передач, в том числе гипоидных со значительным смещением осей. Нефтекомпании выпускают универсальные масла, предназначенные одновременно как для коробки передач с синхронизаторами, так и для сильнонагруженных гипоидных передач.
В 1995 г. API ввел новую категорию МТ-1, ужесточив требования по термической стабильности и высокотемпературным отложениям.
• Масла для высоконагруженных агрегатов.
• Предназначены для несинхронизированных механических коробок передач мощных коммерческих автомобилей (тягачей и автобусов).
• Эквивалентны маслам API GL-5, но обладают повышенной термической стабильностью.
В 1998 г. API, работая в контакте с SAE и ASTM, предложил две новые категории оценки качества трансмиссионных масел: PG-1 и PG-2 (PG-1 — для ручных коробок передач тяжелых грузовых автомобилей и автобусов; PG-2 — для ведущих осей грузовых автомобилей и автобусов). В обеих категориях масел особое внимание было уделено высокотемпературным свойствам. Категорию PG-2 в технической литературе иногда обозначают группой GL-7.
• Масла для передач ведущих мостов мощных коммерческих автомобилей (тягачей и автобусов) и мобильной техники.
• Эквивалентны маслам API GL-5, но обладают повышенной термической стабильностью и улучшенной совместимостью с эластомерами.
Трансмиссионное масло ТАД-17: технические характеристики, куда заливают, аналоги
Российские водители до сих пор предпочитает механическую коробку автомату. Здесь слишком много причин, чтобы их перечислять. Все механизмы нуждаются в смазке, в том числе и трансмиссия. Правда, периодичность замены все-таки не такая, как у двигателя: примерно один раз на 60-80 тыс. км.
Рынок масел выпускаемых в России широк. Но при всем многообразии, по объему выпуска, одним из фаворитов является трансмиссионное масло ТАД 17 (ТМ 8-15), масло для механических коробок передач.
Общая характеристика продукта
Масло трансмиссионное «ТАД» относится к категории минеральных жидкостей. Если посмотреть на маркировку, то в первую очередь нужно обратить внимание на ГОСТ. Потому что по последнему документу, наименование ТАД 17 считается устаревшим, а на смену ему пришло ТМ 8-15, что зафиксировано в ГОСТ 17479.2-85. Эта маркировка больше отвечает международным стандартам. Хотя есть мнение, что эта маркировка принадлежит аналогу ТАД 17, что неправильно. Это одно и то же масло. Но старое наименование до сих пор можно встретить на этикетках.
Аббревиатура ТАД расшифровывается просто:
Если обратиться к международной классификации API, то оно попадает в группу смазочных продуктов GL 5 по наличию серо-фосфорных присадок. По SAE, где регламентируются смазочные материалы по вязкости, отечественный продукт аналогичен 85W-90.
Оно не вспенивается, обладает высокой термостойкостью, имеет устойчивые смазочные характеристики.
Назначение
Масло рекомендовано к применению в механических коробах передач, мостах и раздаточных механизмах для машин отечественного производства, но так же может применяться и в других областях механики:
Для автоматических коробок передач данную смазку не применяют.
ТАД 17 используется в целях:
Физико-механические свойства
Масло относится к категории высокоочищенных материалов с небольшим содержанием серных присадок. Технические характеристики зависят от его физических и химических свойств, которые выглядят в общих чертах таким образом:
Можно сказать, что все характеристики соответствуют ГОСТ для такого типа смазочных материалов.
ТАД 17 и ТАД 17И
Сравнительно недавно появилась разновидность масла, которая маркируется ТАД 17И.
Различие между этими двумя смазками не касается их основных свойств и можно говорить только о наполнении компонентами. Маркировка «И» обозначает, что при изготовлении использовались импортные компоненты. В основном были заменены присадки, которые отвечают за такие характеристики, как устойчивость к износу и образование пены. Если быть точными, то был заменен, например, дисульфид молибдена на более стабильную присадку для повышенных температур Molyslip XR250R.
Если сравнивать эти два масла в работе, то существенной разницы не ощущается. Обе разновидности имеют отличия, разве что, в цене.
Чем отличается ТАД 17 от ТАП 15 и ТЭП 15
Три типа трансмиссионных жидкостей имеют различные характеристики, поэтому сфера их применения различна.
ТАД 17 и ТЭП 15
По международным классификаторам ТЭП 15 (ТМ-2-18) относится к классу API GL-2, а по SAE его вязкость 90W. Его основное назначение это использование для сельскохозяйственной техники. Его аббревиатура читается:
Если взять основные характеристик, то они такие:
Сравнивая их, можно сделать вывод:
ТАД 17:
ТЭП 15:
Делая вывод, можно сказать, что ТЭП 15 эффективнее использовать в механизмах, работающих на низких оборотах. Это в основном машины сельскохозяйственного назначения. Для автомобилей больше подходит ТАД 17.
ТАД 17 и ТАП 15
Часто после типа масла у ТАП 15 ставится «В», что означает всесезонное. Технические характеристики ТАП 15:
Сравнивая эти два масла, отметим, что ТАП 15 больше применяется для специализированной техники. Оно используется в таких машинах и механизмах, как:
То есть, здесь тоже присутствует специфика применения для различного вида технических устройств.
Аналоги ТАД 17
К аналогичным ТАД 17 трансмиссионным жидкостям можно отнести такие зарубежные масла, как Gear Oil EP 80w-90, Multi Gear SAE 90 EP Esso, Mobilube ND90 BP, Spirax ND90 Mobil. Все эти марки имеют те же характеристики, что и отечественное масло, и даже в чем-то его превосходят. Но весь вопрос в цене. Зарубежные аналоги значительно дороже.
Для того чтобы купить 85W-90 нужно искать в продаже ТМ 8-15, или 75W90. Это и будет то, что вам нужно.