Труд облагораживает человека что это значит
Труд для человека – рабство или свободное созидание?
Фраза – «Труд облагораживает человека», в Советском Союзе имела огромный вес и популярность. Её воспринимали как руководство к действию и повторяли как заклинание. Она звучала отовсюду: с экранов телевизоров, радио, с трибун всевозможных собраний и съездов членов, правящей на тот момент, Компартии. Автором выражения является литературный критик Виссарион Белинский, чьи работы в Советском Союзе были в большом почете. Их изучали со школьной скамьи. Отчего же, взгляды Белинского на социальное устройство общества, пришлись настолько по душе советским идеологам?
Литератор и соцреализм
Мировоззренческие взгляды Белинского на исторический процесс, и на устройство государства, во многом переплетались с идеями социализма и коммунизма. В кругу знакомых литератор слыл абсолютным атеистом и придерживался самых смелых, передовых философских идей.
Белинский по праву считается родоначальником литературной критики. С его легкой руки появились новые способы понимания поэтических и прозаических произведений. Именно Белинский задал направление литературного творчества, как инструмента идеологического влияния на мировоззрение и мышление народных масс. Идея Белинского о том, что труд преображает и облагораживает человека, настолько понравилась политтехнологам периода Советского Союза, что ее заложили в основание идеологии целого государства.
Труд в Советском Союзе
Трудящийся человек в Советском Союзе был настоящим фетишем. Телевидение и радио использовались в качестве инструмента для массированной пропаганды. В ежедневной программе «Время» новости об этапах ударных строек, транслировались как военные сводки.
Государству постоянно требовалась недорогая рабочая сила для возведения промышленных объектов. Был запущен проект «Ударник соцтруда». Имена шахтёров, комбайнёров, ткачих и других представителей рабочих профессий, бьющих рекорды производительности, не сходили с первых полос газет. О них писались книги, снимались фильмы. Победители соц. соревнований награждались грамотами и медалями.
Удивительно, как вокруг одной фразы удалось построить такой удачный идеологический инструмент.
Отношение к безделью
В Советском Союзе, в обиходе часто можно было услышать слово «тунеядец» – человек, который нигде не работал, без веских на то причин. Систематическое тунеядство преследовалось властями. На бездельничающего человека могло быть наложено административное взыскание и даже заведено уголовное дело.
С легкой руки правящей власти, в Советском Союзе создавались специальные группы из гражданских лиц, которые назывались «отрядами народных дружин». Граждане, входящие в эти, так называемые «дружины», наделялись определенными полномочиями. Дружинники часто получали задания выявлять прохлаждающихся в рабочее время в кинотеатрах, скверах, кафетериях тунеядцев, и передавать данные о них в соответствующие органы, для привлечения к ответственности.
Подобное отношение к тунеядствующим гражданам со стороны государства, говорит о создании и поддержании в СССР целого культа труда. Со временем, стереотип «ударно трудящегося на благо родины гражданина» настолько глубоко проник в психику населения, что отсутствие работы стало восприниматься как нечто постыдное, а неработающий человек казался ущербным.
Интенсивность пропаганды зашкаливала. Ударники комсомольских строек и победители различных соц. соревнований счастливо улыбались народу с плакатов на улицах и экранов телевизоров в квартирах. Восприятие труда в обществе, построенном в соответствии с социалистическими идеалами, облагораживало и возвышало человека в глазах окружающих его людей и его собственных, но так ли это было на самом деле?
О труде с разных точек зрения
Многие факты говорят о том, что у трудовых рекордов была обратная сторона: уравниловка, подорванное, непомерно тяжелыми нагрузками, здоровье, неоправданно заниженная стоимость труда. У Максима Горького есть замечательное высказывание по этому поводу. Он говорит, что жизнь ощущается счастливый и хорошей только когда труд, в удовольствие. Как только он становится необходимостью, человек автоматически превращается в раба.
Разве, рабский труд облагораживает человека?
Труд, который осуществляется через усилия и нежелание, есть нечто противоестественное самой человеческой природе. Отсюда депрессии, сердечно-сосудистые заболевания, другие проблемы со здоровьем, спровоцированные, нелюбимой работой.
Труд, как инструмент развития
Любимое дело сложно назвать трудом.
Фраза Белинского о том, что труд облагораживает людей, обретёт смысл только когда система позволит людям искать и находить себя. Занимаясь интересным делом, погружаясь в него с головой, человек всегда будет стремиться узнать больше, приобрести новые навыки.
В этом состоянии, естественным образом, развивается интеллект. Человек растет. Получается, что труд побуждает мыслящего индивида к саморазвитию.
Принимал ли это во внимание Белинский, озвучивая свою фразу, неизвестно, но хотелось бы верить, что под словом «труд» он подразумевал интересное и любимое занятие, от которого человек получает не только удовольствие, но и материальные блага.
Труд или занятие по душе?
Как быть и что делать – вечные вопросы, не дающие спать по ночам мыслящим людям. Если, говорить о труде, то в свете вышесказанного, становится очевидным – следует заниматься только тем, что нравится. Человек, нашедший сам себя в профессии, каждое утро будет просыпаться с удовольствием, и торопиться приступить к увлекающей его работе. В процессе, естественным образом он будет развиваться.
Проблема тунеядства и вредных привычек, таких как пьянство и наркомания, даже не возникнет, а наградой за увлечённую трудовую деятельность, станет хорошее здоровье и материальный достаток. Человек, находящийся в гармонии с самим собой, максимально эффективен в любой сфере.
Главная задача государства и семьи – обеспечить детей выбором профессии по душе. Именно в этом и есть смысл жизни – создать государство счастливых людей, которые будут свободным трудом познавать мир, преображать его и преображаться сами.
Труд облагораживает человека (Виссарион Белинский)
В одном из самых известных своих высказывании известный литературный критик Виссарион Белинский касается роли труда в формировании человеческой личности. Автор высказывания убеждён: труд всегда оказывает благотворное, облагораживающее влияние на человека.
Я согласен с мнением Белинского лишь частично. Дело в том, что монотонный, тяжёлый и подневольный труд, выполняемый лишь ради того, чтобы заработать на пропитание, отнюдь не облагораживает человека. А наоборот – убивает в нём стремление к физическому и интеллектуальному совершенствованию. На это у человека попросту не остаётся времени и сил. Он постепенно деградирует, утрачивая чувство собственного достоинства, самостоятельность и уверенность в себе. Вот если труд приносит и удовольствие, и хороший доход – лишь тогда он облагораживает человека, и в этом случае Белинский, безусловно, прав.
Обратимся к теоретическому смыслу данного высказывания. В школьном курсе обществознания труд характеризуется как деятельность людей, направленная на создание материальных и духовных благ, при помощи использования физических или умственных способностей. Труд – это один из важнейших факторов производства, а также показатель социальной сущности человека. Результатом трудовой деятельности могут быть не только товары и услуги, но и произведения духовной культуры. Труд влияет на формирование мировоззрения личности: совокупности знаний и представлений о мире, природе, социуме.
Ярким примером человека, для которого труд является важнейшей частью жизни, является известный тележурналист Владимир Познер. Он не раз говорил о том, что для него работа имеет колоссальное значение. Что ему повезло в жизни: он нашёл своё предназначение. Даже после 80 лет Познер продолжает свою трудовую деятельность, постоянно повышает уровень своего развития и профессиональных умений.
В качестве отрицательного примера, взятого из отечественной истории, можно упомянуть рабский труд крепостных крестьян на земле своего помещика, в дни барщины. Эксплуатируемые землевладельцами крестьяне находились в прямой зависимости от них. Рутинная подневольная работа на барина не приносила им ничего положительного. Они не имели никакого интереса к ней и выполняли её лишь «из-под палки». Ни о каком облагораживании и самосовершенствовании речь в данном случае не шла. Крестьяне думали лишь о том, как прокормить свои семьи, и проводили всю жизнь в необразованности и невежестве.
Подводя итог своим рассуждениям, хочу подчеркнуть: изречение Белинского справедливо только в том случае, если: человек трудится по своей воле; занимается делом, которое ему нравится; видит достойные результаты своей работы и пользуется ими.