Тру тематик что это
Дети смерти Готов боялись и убивали. Их жизнь — вечный траур
Фото: Carsten Koall / Getty Images
«Лента.ру» продолжает серию рассказов об эстетике субкультур. В прошлой статье речь шла о байкерах и кафе-рейсерах, сегодня наш рассказ посвящен субкультуре готов. И если для байкеров центр вселенной — это мотоцикл, то для готов огромную роль играет внешний вид.
У каждой субкультуры есть база, вокруг которой она выстраивается. У байкеров и кафе-рейсеров — это мотоцикл, у серферов и скейтеров — доска, у растаманов — религия, у тедди-бойз — одежда, а у панков — музыка. Но первоначальные смыслы со временем меняются. Субкультура готов выросла как подвид движения панков, все отличия которого сводились к преимущественно черному цвету в одежде и готик-року в качестве любимой музыки.
Последняя, собственно, играла основополагающую роль в формировании субкультуры. Но со временем необычная эстетика субкультуры вышла на первый план, и многие готы новой волны пришли в нее ради красивой одежды и яркого внешнего вида. Более того, готический стиль оказал заметное влияние и на высокую моду. Но обо всем по порядку.
Имидж — все
В отличие от многих других субкультур у готов есть день рождения и создатель. В октябре 1967 года музыкальный критик Джон Стикни использовал определение «готический» для того, чтобы описать музыку группы The Doors. В том же году историк музыки Курт Лодер назвал новую композицию All Tomorrow’s Parties группы Velvet Underground «завораживающим готическим рок-шедевром». Тем не менее сам стиль готик-рок сформировался гораздо позже — в конце 1970-х и вырос из постпанка.
Готической стали называть атмосферу на концертах таких постпанк-групп, как Siouxsie and the Banshees, Magazine и, конечно же, Joy Division. Помимо оригинального звучания и тематики текстов их выделял среди других постпанк-коллективов и необычный внешний вид, который тут же начал копироваться фанатами. Рецепт создания облика тру-гота первой волны прост и незамысловат: растрепанные волосы, густо подведенные глаза, бледная кожа, обильный пирсинг и total-black в одежде.
Первое время поклонников готики даже называли dark punks — темные панки, так как их стиль отличался от панковского исключительно преобладанием черного цвета. Одним из редких предметов одежды, характерных именно для готов первой волны, были рукава-сетки, которые носили как мужчины, так и женщины. Многие готы продолжали носить ирокезы, которые они модифицировали, выбривая волосы по бокам головы. Но большинство просто обходились растрепанными волосами.
Фото: Andi Southam / REX / Shutterstock
К концу 1980-х популярность готического рока пошла на спад, но это не помешало субкультуре развиваться, а ее эстетике — становиться сложнее. В стилистике одежды наметился явный крен в сторону винтажной одежды в духе викторианской и елизаветинской эпох. У готов складывается свой набор символов: древнеегипетский анх, кресты, серебряные украшения (серебристый — цвет луны и ночи) и запрет на золотые украшения (золотой — цвет солнца и дня). Внешний вид и замкнутая модель поведения готов начинает восприниматься как пассивный протест и уход от общепринятых норм.
В силу того что на первый план вышел именно внешний вид, поведение и мировоззрение, музыка для готов стала лишь сопровождением. Поэтому в 1990-е годы готическая субкультура окончательно вышла за рамки рока. Дарк-металл, дэт-рок, постпанк теперь существовали параллельно с готабилли, дарк-электро, EBM, дарквэйвом и другими стилями, сочетающими эстетику готов с отличной от рока музыкой. Да и классические готы разделились на антикварных готов, киберготов, джипси-готов, стимпанк-готов и вампиров. За пределами западного мира готическая субкультура и вовсе начала мутировать.
Загадочные ГосуРори
Готическая субкультура с ее красивыми костюмами, атмосферой декаданса, обреченности и грусти пришлась ко двору в Японии. Токио стал одной из готических столиц, а сама субкультура тут же дала целый ряд местных ответвлений. Из смеси готического рока, глэм-рока, J-рока и металла родился удивительный стиль Visual kei. Его суть в том, что объектом творчества является не только музыка, но и внешний вид исполнителей.
Одним из его ответвлений стал стиль «готическая Лолита», который иногда еще называют Gothic & Lolita в честь одноименного ежеквартального журнала. Особенности японского произношения превратили gothic Lolita в «госу Рорита» или просто «госу Рори» (в России чаще используется вариант написания «ГосуРори»).
Костюм типичной ГосуРори состоит из длинной черной юбки и корсета или кружевного платья, украшен лентами и оборками. Прическа готической Лолиты должна быть максимально сложной, поэтому представители субкультуры часто пользуются париками. Облик немыслим без зонтика, шляпки и обуви на двойной платформе. Несмотря на то что изначально субкультура ГосуРори была протестом против общества потребления и его ценностей, в 1990-е годы «Лолиты» стали охотно тратить большие суммы денег на дизайнерскую одежду. В частности, любимым брендом ГосуРори стал Vivienne Westwood.
РазвлеченияПочему женщины так любят тру-крайм?
И что они добавляют этому жанру
В последнее время многие женщины всё чаще говорят о своей любви к жанру тру-крайм: в самых популярных тиктоках замечают, что девушки могут бояться вымышленных хорроров, но с упоением смотрят о реально произошедших убийствах, а в других роликах героини объясняют, что в «заботу о себе» входит не только маска для лица и любимое хобби, но и тру-крайм-подкаст на фоне. В скетче «SNL» тоже обыграли любовь женщин к шоу об убийствах и просмотр таких передач для того, чтобы расслабиться. Но почему женщин так привлекает этот жанр, ведь пострадавшие в таких историях тоже в большинстве именно женщины?
Почему женщин так привлекает тру-крайм?
Одним из объяснений популярности тру-крайма среди женщин считается то, что зрительницы чувствуют, осознанно или нет, что могут чему-то научиться при просмотре. Об этом же говорят и в видео The Take о зрительницах тру-крайма, в комментариях к которому женщины поделились историями о том, как просмотр шоу и правда помог им в опасных ситуациях. Для многих шоу — это возможность «пережить» опасную ситуацию в безопасной обстановке и, учитывая комментарии экспертов и пострадавших, подумать, как бы сами поступили в случае нападения. В жанре женщины находят выход страху и гневу — вот почему многие любят фильмы ужасов. Кроме этого, важным фактором становится эмпатия, зрительницы сочувствуют пострадавшим, отчего в конце им важно увидеть торжество справедливости, когда преступник предстаёт перед судом и получает по заслугам.
По мнению психотерапевтки Реи Ганди в материале Vogue, женщины в патриархальных обществах часто чувствуют себя небезопасно, а желание чувствовать себя защищённой правоохранительной системы «сублимируется» при просмотре тру-крайма, где побеждает справедливость. Она добавляет: «То чувство справедливости, которое мы испытываем в конце тру-крайм-фильма или сериала, отражает наше желание быть частью социальных и правовых систем, которые неустанно работают над обеспечением безопасности и защиты женщин». В материале i-D любительницы тру-крайма отметили и терапевтический эффект от такого контента, некоторым истории помогли пережить или осмыслить свой опыт пережитого насилия, а также найти поддерживающее сообщество.
И всё же многие зрительницы не скрывают, что за любовью к тру-крайму также стоит любопытство по поводу мотивации серийных убийц, «болезненное любопытство» (morbid curiosity), как уточняют подписчицы The Take в комментариях. Впрочем, это тоже отчасти относится к возможности вынести что-то важное из шоу. Поэтому особое значение имеет психологический портрет преступника и анализ того, что могло повлиять на его жестокое поведение. Многих интересует и расследовательский аспект историй — сейчас есть множество детективов-любителей, истории которых рассказывают в тру-крайм-проектах. Так, в сериале «The Keepers» женщины решили взяться за нераскрытое дело об убийстве их преподавательницы-монахини — героиням удалось раскрыть важные новые подробности.
Мы уже писали о том, что мировой тру-крайм всё реже фокусируется на преступниках и в большей степени говорит о пострадавших и расследователях. Этот новый фокус, при котором пострадавшие показаны как люди, преодолевшие то, что произошло, применяют часто именно женщины, создающие проекты в жанре тру-крайм, писательницы и сценаристки, кинематографистки и ведущие подкастов (тру-крайм в соцсетях, пожалуй, заслуживает отдельного анализа). Что же именно авторки привносят в жанр и существует ли «женский взгляд» в тру-крайме?
Что женщины привносят в жанр?
Пожалуй, один из первых проектов, ознаменовавших новую волну популярности тру-крайма, — это подкаст «My favorite murder» юмористки Карен Килгарифф и сценаристки Джорджии Хардстарк. Женщины начали вести его для себя из-за любви к жанру и историям преступлений. Выпуски построены так, что каждая из ведущих рассказывает второй о своём «любимом убийстве» — это отражено в названии подкаста, которое сопровождает и тематическая песня. В первых эпизодах Карен Килгарифф и Джорджия Хардстарк много шутят и даже переживают из-за этого, но затем объясняют, что все шутки сводятся к тому, насколько они тревожные люди, и что больше всего они боятся разделить судьбу тех пострадавших, о ком рассказывают в своём шоу. Поэтому ведущие много говорят и о том, что выносят для себя из историй в плане самообороны или возможных мер предосторожности, а завершают выпуски фразой «Stay sexy and don’t get murdered».
Недавно у подкаста вышел трёхсотый выпуск, а в январе 2022 года «My favorite murder» исполнится шесть лет. Килгарифф и Хардстарк удалось создать вокруг своего шоу комьюнити — они часто выступают и с живыми шоу, во время которых записывают новые эпизоды, — и с юмором говорить о сложных вещах. При этом они уважительно относятся к пострадавшим, а также обсуждают исторические и культурные контексты, в которых происходили преступления. Кроме этого, у шоу есть рубрика, в которой гости и подписчики рассказывают о преступлениях из их родных городов. Таким образом, ведущие говорят не только о знаменитых убийствах, но и о локальных и о том, как они расследовались и как повлияли на местное сообщество.
Шоу «My favorite murder» как раз основано на переживаниях женщин и желании научиться чему-то, узнавая о преступлениях, — юмористический аспект служит той самой разрядкой и создаёт для слушательниц атмосферу болтовни с подругами, разделяющими интерес к жанру.
Высказывания о системе и отношении к женщинам
«My favorite murder» повлиял на многие другие проекты, подходящие к теме с юмором, и всё же тру-крайм чаще ассоциируется с большой журналистской работой и более серьёзным тоном повествования. В России среди подкастов самым популярным, пожалуй, является проект издания «Холод» под названием «Трасса 161». Первый сезон подкаста, давший ему название, посвящён убийствам в Хакасии и их расследованию — в основу проекта лёг текст Таисии Бекбулатовой «Дорога в Аскиз» (с ним и появилось издание «Холод»). Каждый сезон «Трассы 161» строится на материалах журналисток, но в подкасте они добавляют не вошедшие в тексты детали, а также рассказывают о том, как работали над историями, и делятся своими впечатлениями. Материалы также в первую очередь говорят о пострадавших и их родственниках, а сюжетные линии строятся вокруг расследования дела. В текстах и подкастах есть истории самих преступников и исследование их мотивации, однако на первый план зачастую выходит вопрос о том, почему преступления против женщин так долго и неэффективно расследуются — например, убийцу из Абакана могли задержать на несколько лет раньше. Личные истории становятся частью большого высказывания о системе.
Системе посвящена и книга Саши Сулим «Безлюдное место», подзаголовок которой гласит: «Как ловят маньяков в России» (Саша говорит о своей работе и во втором сезоне «Трассы 161»). В книге журналистка подробно рассказывает истории пострадавших от рук серийного убийцы и насильника женщин, общается с их родственниками, описывает новую жизнь выживших женщин. Главными героями книги при этом являются неравнодушные следователи, которые упорно работали над делом «ангарского маньяка», зачастую вопреки системе, а затем делились своим опытом и участвовали в поимке других преступников, нападавших на женщин. В книге приведены слова и самого преступника — по словам Саши Сулим, ей важно было включить своё интервью с ним, при этом оно занимает совсем небольшую часть в книге и нужно для анализа его личности и поведения. Однако гораздо более важной оказывается реакция самой журналистки на маньяка: Саша Сулим описала контраст между тем, как он подавал себя, общаясь с ней, и её впечатлением, когда она увидела его со стороны разговаривающим с полицейскими.
Не только преступлениям, но и системе посвящена французская документальная лента «Женщины и убийца». Режиссёрки Мона Ашаш и Патриция Тураншо взяли за основу фильма истории нескольких женщин, матери одной из пострадавших девушек, главы отдела преступлений, а также журналистки, следившей за расследованием. Кроме этого, в фильме показаны воспоминания представительницы стороны обвинения, представляющей интересы пострадавших (и её важный вклад в исход дела), а также адвоката, которая в суде защищала преступника. Каждая женщина в фильме представила свою уникальную точку зрения: мать одной из убитых девушек добивалась правосудия и сетовала на медлительность полиции, глава расследования рассказала о сложностях своей работы в конце 1990-х годов, а журналистка затронула вопросы этики освещения расследования. Жертвами преступника стали очень молодые девушки — и в фильме их родные рассказали об их увлечениях, учёбе и планах на будущее, которым не суждено было сбыться.
Личный взгляд
Абсолютно другой подход к описанию преступления и опыту его осмысления можно увидеть в книге писательницы Мэгги Нельсон «Красные части: Автобиография одного суда». Книгу сложно чётко отнести к привычному жанру тру-крайм, но она точно раздвигает границы его возможностей. В «Красных частях» Мэгги Нельсон описала судебный процесс над мужчиной, обвиняемым в убийстве её тёти Джейн в 1969 году. Писательница не была знакома с тётей, она родилась после её гибели, однако всегда интересовалась ею и её судьбой. Благодаря развитию технологии распознавания ДНК и введению соответствующих баз данных полиции удалось найти подозреваемого — более 30 лет спустя. Когда дело возобновили, Мэгги Нельсон как раз заканчивала книгу о своей тёте, сборник, включавший в себя поэзию Мэгги и записи из дневников Джейн.
В «Красных частях» Нельсон поделилась своими переживаниями о том, что написала книгу о человеке, которого не знала, и своём облегчении, когда она понравилась её матери. Подзаголовок «Автобиография одного суда» очень точно описывает следующее произведение, связанное с тётей: Нельсон написала о своём «заскоке на убийстве», а затем посещении заседаний, на которых демонстрировались фотографии с места убийства и сохранившиеся личные вещи Джейн. Писательница показала опыт изнутри истории: делилась результатами собственных исследований, поиска крупиц информации в романах, посвящённых убийствам (смерть её тёти сначала считали частью серии), а также собственным опытом участницы телепередач и широко освещаемого судебного процесса. Общение с детективами, непростое сожительство с матерью во время заседания, параллельное переживание разрыва с партнёром — всё это сделало личную историю Нельсон во время сложного процесса, затронувшего семейную травму, объёмной.
При этом очень личная история может получиться и у людей, не связанных напрямую с процессом. В прошлом году сенсацией стал сериал Лиз Гарбус «Я исчезну во тьме» по книге Мишель Макнамары. Мишель интересовалась делом «Убийцы из Золотого штата» — именно она дала ему новое имя, ведь до этого у него было несколько разных прозвищ в прессе из-за обширной географии преступлений. Писательница вела популярный блог «My true crime diary», одна из последних записей — Макнамара умерла в 2016 году, до ареста убийцы — в нём как раз посвящена прозвищу, которое она дала убийце. Новое прозвище прижилось благодаря большой статье Мишель Макнамары для Los Angeles Magazine в 2013 году. В ней она описала своё увлечение страшными преступлениями из 70–80-х годов и тру-краймом в целом. Мишель часто сидела на форумах, посвящённых преступлениям, и с другими энтузиастами искала зацепки. В статье она описала своё общение с такими «диванными детективами», они затем помогали ей работать над книгой, которая вышла уже после смерти писательницы.
Основной заслугой Мишель Макнамары стало то, что она своими публикациями подогревала интерес к делу — полиции продолжала поступать новая информация. Кроме того, писательница делилась с детективами своими наработками, а некоторые из них, видя её профессионализм, посвящали её в ход расследования. Мишель Макнамара открыто говорила о своём увлечении тру-краймом, даже её статья начиналась с того, как она в ночи выискивала улики онлайн. Поэтому она и стала одной из главных героинь фильма «Я исчезну во тьме», наравне с пострадавшими людьми и расследователями, профессионалами и любителями. Мишель двигало искреннее желание добиться справедливости для всех пострадавших, истории которых она рассказывала, в фильме зачитывают её эмоциональное письмо, в котором она обещает убийце и насильнику, что его, уже старика, вскоре поймают. В фильме помимо этого раскрыли и другую личную мотивацию Мишель Макнамары, которая долгое время считала себя несостоявшейся в плане карьеры и стремилась сделать что-то значимое. И статья, и книга, и фильм стали очень личными историями, которые показали интерес женщины к делу, превратившийся для неё в одержимость, лишивший её времени на семью, но значительно повлиявший на расследование одного дела и на развитие жанра тру-крайм.
Тематика
Полезное
Смотреть что такое «Тематика» в других словарях:
ТЕМАТИКА — ТЕМАТИКА, тематики, мн. нет, жен. (книжн.). Совокупность, система тем (см. тема в 1 знач.). Советская тематика в художественных произведениях. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
тематика — сущ., кол во синонимов: 6 • автотематика (1) • велотематика (1) • гей тематика (1) … Словарь синонимов
тематика — и, ж. thématique adj. Совокупность тем произведения, творчества писателя в целом и т. д.; подбор, группа тем. СИС 1954. Все эти предварительные работы осветили мне предварительную архивную тематику и более или менее научили меня, как брать… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ТЕМАТИКА — ТЕМАТИКА, и, жен. Совокупность, круг тем (в 1 знач.). Т. лекций. Т. художественных произведений. | прил. тематический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Тематика — ТЕМАТИКА совокупность литературных явлений, составляющих предметно смысловой момент поэтического произведения. Определению подлежат следующие, связанные с понятием тематики, термины тема, мотив, сюжет, фабула художественно литературного… … Словарь литературных терминов
тематика — система взаимосвязанных тем художественного произведения. Рубрика: Тема и идея Часть: Тема Прочие ассоциативные связи: Литературная проблематика … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
тематика — тема, тематика. Произношение [тэма], [тэматика] устарело … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Тематика — ж. Совокупность тема I. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
тематика — тематика, тематики, тематики, тематик, тематике, тематикам, тематику, тематики, тематикой, тематикою, тематиками, тематике, тематиках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Сообщество тру-крайм: как интерес к убийствам превратился в подростковую субкультуру
Подростки, которые устроили поножовщину в пермской школе, были подписаны на паблики о школьных бойнях — это часть большого комьюнити под названием тру-крайм. И пока Роскомнадзор призывает блокировать такие группы, «Афиша Daily» объясняет, как появилось тру-крайм-сообщество и что это вообще такое.
Как все узнали о пабликах про массовые убийства
За неделю в России произошло сразу три вооруженных нападения в школах. Сначала двое подростков устроили поножовщину в пермской школе: более 10 человек получили ранения, а учительница попала в реанимацию. Следом в Челябинской области девятиклассник ранил ножом сверстника — его госпитализировали, а на нападавшего завели уголовное дело об умышленном причинении легкого вреда здоровью. Утром 19 января в Улан-Удэ подросток пришел в школу с топором и коктейлями Молотова: пострадали учитель и несколько школьников. Известно, что одной ученице грозит ампутация пальца, а другой ученик получил травмы головы, спины и конечностей. После нападения подросток попытался покончить с собой.
Знакомые Льва и Александра, устроивших драку в Перми, говорят, что подростки вдохновлялись бойней в школе «Колумбайн» и подражали Эрику Харрису и Дилану Клиболду. О связи нападения в пермской школе с «Колумбайном» также сообщают в СМИ. Также есть предположения, что «Колумбайном» интересовался Антон, который совершил нападение в Улан-Удэ. В полиции считают, что подростки могли состоять в закрытых пабликах, «побуждающих к насилию в школах». Что это за группы, неизвестно, но в Минкомсвязи их прямо связывают с темой «Колумбайна» и просят уничтожить.
Что произошло в школе «Колумбайн» и почему это спровоцировало другие преступления
Когда Харрис и Клиболд вошли в школу, о нападении уже знала часть учащихся и преподавателей. При этом некоторые воспринимали происходящее как розыгрыш, ведь Эрик и Дилан были известны эксцентричными выходками. Один из учеников школы Брайан Андерсон даже не верил, что все происходит взаправду, и выбежал остановить нападавших; его застрелили в упор.
Смерть Андерсона произошла на глазах учительницы искусств Патти Нильсон. Поняв, что происходящее не шутка, она побежала в библиотеку, чтобы вызвать полицию и предупредить остальных учеников. Когда Эрик и Дилан зашли в библиотечный зал, школа была оцеплена полицейскими и спецназом SWAT, но это не остановило их — с криками «Это вам за все дерьмо, которым вы нас кормили четыре года» они продолжали стрельбу. Харрис и Клиболд покинули библиотеку в 11.36. К этому времени 13 школьников были убиты и более 20 человек ранены.
По мнению психологов, причиной бойни могла стать многолетняя травля Эрика и Дилана со стороны других учеников школы. Кроме того, усилить озлобленность также могла их увлеченность компьютерной игрой Doom. Но, если верить дневникам школьников, буллинг не главная причина их поступка. В первую очередь они хотели войти в историю самых жестоких убийц, стать примером для подражания, обзавестись последователями и поклонниками.
Что такое тру-крайм-комьюнити и как они появились
Тру-крайм-комьюнити (от английского true crime — настоящее преступление. — Прим. ред.) — общее название пабликов, блогов и сайтов, посвященных известным убийцам и их жестоким деяниям. Как говорит 18-летняя Лера Жданова (имя изменено по просьбе героини. — Прим. ред.), активная участница таких групп, они начали формироваться примерно в 2000-х годах, объединяя одновременно людей, которые просто интересуются смертью ради любопытства, и тех, кто пытается идеализировать и романтизировать преступников.
Тру-крайм-комьюнити ничем не отличается от любого другого фанатского сообщества вроде групп про Лану Дель Рей или Мэрилина Мэнсона. В них публикуется фан-арт, фанфики, фотографии и интересные факты — например, записи из школьной анкеты преступников. «Само по себе происшествие в „Колумбайне“ ужасное и трагичное, и мы всегда в нашем сообществе высмеивали их поступок, а ни в коем случае не поощряли», — говорит 19-летний Аарон Винклер, который ведет в «ВКонтакте» один из самых популярных пабликов по теме «Колумбайна».
Почему подростки интересуются тру-крайм-культурой
15-летняя Оля впервые узнала о тру-крайм-комьюнити четыре года назад, посмотрев видео про массовое убийство в «Колумбайне». «Тогда я посчитала Эрика и Дилана идиотами, которые не сумели пережить трудные школьные годы и выйти во взрослую жизнь, начатую с чистого листа, а потом, возможно, стать довольно успешными людьми. На тот момент мое отношение к „Комбайну“ было, мягко говоря, негативное, а всех фанатов данного случая я считала больными на голову», — говорит Оля.
Спустя несколько лет «по причине банального интереса» школьница вновь вернулась к теме «Колумбайна» как к главной части тру-крайм-культуры. «Изучая факты, показания свидетелей, записи в личных дневниках стрелков, я поняла, что причиной стрельбы стало банальное безразличие общества», — рассказывает Оля, отмечая, что события в «Колумбайне» — это отражение важной социальной проблемы. По ее словам, в школе была ужасная дисциплина: например, ученики, которые считались школьными героями, постоянно издевались над слабыми — разливали на пол масло и с улыбкой наблюдали, как те падали. Администрация школы была в курсе буллинга, но никогда не пыталась решить эту проблему.