Тройной лутц в фигурном катании что это
Аббревиатуры и термины в фигурном катании
Фото: РИА Новости/Алексей Куденко
В протоколах соревнований, проводимых по новой системе судейства, используется большое количестве аббревиатур. Аббревиатуры прыжков, пожалуй, наиболее понятны. Они состоят из двух частей: цифры (1,2,3,4), соответствующей числу оборотов, и буквы, соответствующей названию прыжка:
Прыжки
Тройной Аксель в исполнении Евгения Плющенко и Мао Асады.
На прыжок Аксель обычно заходят с подсечки назад-влево (то есть против часовой стрелки).Фигурист некоторое время скользит на правой ноге назад-наружу, после чего совершает выпад — разворачивается вперёд и наступает на левую ногу, одновременно проседая на ней.Скользя на левом коньке вперёд-наружу, фигурист выпрыгивает в воздух, одновременно тормозя коньком и выбрасывая правую (свободную) ногу вперёд. Только торможение и мах участвуют в закрутке, ошибкой считается доворачивать туловище.В воздухе нужно быстро сгруппироваться (разве что высокий и далёкий одиночный аксель реально исполнить без группировки). Приземление на маховую (правую) ногу на ход назад-наружу.
Четверной Тулуп в исполнении Евгения Плющенко.
Тройной Сальхов в исполнении Элене Гедеванишвили.
Тройной Риттбергер в исполении Дениса Тена.
Тройной Флип в исполнении Мао Асады.
Одной из ошибок при выполнении более сложного лутца является смена перед прыжком внешнего ребра на внутреннее, и как результат — непреднамеренный флип, неофициально называемый флутцем (flip + lutz). Реже случается лип (lip=lutz+flip) — непреднамеренный лутц, выполняемый вместо флипа.
Лутц (Lutz) обозначается как (Lz) Является зубцовым прыжком.
Заход. Обычно с подсечки назад-вправо.Изготовка. Длинная дуга назад на наружном ребре левого конька, туловище развёрнуто наружу (вправо).Прыжок. Фигурист приседает на левой ноге, упирается правым зубцом в лёд и исполняет прыжок. Раскручивается спортсмен в первую очередь за счёт замаха туловищем и руками.Вращение против часовой стрелки.Приземление на правую ногу, на ход назад-наружу.
Каскад Тройной Лутц с тройным тулупом в исполнении Ким Ён А и Эвана Лайсачека.
Каскады прыжков пишутся через + (4S+2T — каскад из четверного сальхова и двойного тулупа), для комбинаций прыжков добавляется слово SEQ (3T+2T+SEQ – комбинация тройной тулуп – шаги – двойной тулуп»). Иногда можно видеть запись типа 3Lz+COMBO — это означает, что фигурист не выполнил обязательного каскада (исполнил короткую программу без каскада или в произвольной дважды исполнил одинаковый тройной прыжок и оба раза без второго прыжка). Рядом с аббревиатурами прыжков могут также стоять различные пометки.
Фигуристы постоянно придумывают невероятные каскады. За какими из них будущее?
Евгений Плющенко заходил на четверной лутц еще в 2000-х и практически выехал как минимум с одной попытки на соревнованиях. Японка Микки Андо сделала первый четверной в женском одиночном катании в 2002-м. Сейчас мужчины регулярно прыгают все квады на соревнованиях (что-то реже, что-то, как квад тулуп, — постоянно), а девушки официально не исполняли только риттбергер. А ведь совсем недавно в такое сложно было поверить.
Олимпийский девиз «Быстрее, выше, сильнее» точно описывает все происходящее на тренировках и соревнованиях — спортсмены никогда не останавливаются на достигнутом и пытаются придумать и сделать все более сложные прыжки и каскады. О самых необычных — в этом материале.
Тройной лутц + тройной флип
Это каскад выбивается из ряда прыжков ультра-си — тройные зубцовые прыжки делают все фигуристы более-менее высокого уровня. Да и два этих элемента, соединенных ойлером, сделать реально — такой каскад исполняет, к примеру, Екатерина Куракова из Польши. А вот добавить флип к лутцу без каких-то связующих шагов или элементов попытался только один спортсмен — сын двукратного олимпийского чемпиона Артура Дмитриева. Обычно фигуристы приземляются на правую ногу, поэтому и прицепляют к прыжку либо риттбергер, либо тулуп. Но можно рискнуть и приземлиться на левую, тогда получится добавить сальхов или флип. Этим воспользовался Артур Дмитриев — младший и сделал космический каскад на челленджере Nebelhorn Trophy в Германии в 2018 году. И даже получил за него небольшую надбавку в 0,24 балла. Но, честно говоря, исполнять этот элемент невыгодно — стоит он 11,2, что всего на четыре десятых больше тройного лутца + тройного риттбергера. А шансы на чистое исполнение минимальны.
Пятерной тулуп
Прыжки в пять оборотов — пока что утопия. Никто и не пытался зайти на пятерной, хотя многие наверняка думали о таком на будущее. Но весьма далекое. Только один смельчак смог не просто помечтать, а сделать. Пока что на удочке (специальном приспособлении для отработки прыжков), но это уже шаг вперед. Есть одно существенное «но» — даже если кто-то и зайдет в пятерной, то получит за него ноль баллов. Почему? Да просто прыжки в пять оборотов даже не прописаны в судейской системе Международного союза конькобежцев.
Четверной аксель
Кваксель как раз можно найти в шкале оценок ISU — он стоит 12,5 балла. Только аксель в принципе самый сложный прыжок, так как прыгается с хода вперед. То есть технически, к примеру, триксель — это прыжок в три с половиной оборота.
Трое дерзнули попробовать четверной аксель. По крайней мере, из тех, о ком известно болельщикам и СМИ. Двукратный олимпийский чемпион Юдзуру Ханю прыгал его на тренировках и мечтает о том, чтобы добить его и стать первым фигуристом, которому покорится этот элемент. Чемпион мира Натан Чен сделал попытку на закрытой тренировке, так что видео долгое время не было. Но в конце концов и оно просочилось в интернет. Но кваксель американца больше похож на перекрученный тройной. Артур Дмитриев, любитель экзотики в фигурном катании, зашел на прыжок на этапе «Гран-при России-2019», но не смог докрутить около половины оборота, упал и развалил всю остальную программу.
Кстати, Дмитриев вообще любил экспериментировать — на том же турнире в произвольной он попытался выполнить тройной аксель + ойлер + тройной риттбергер, но не докрутил последний прыжок. Зато именно попытками сделать такие безумные вещи Артур и запомнился.
— Впечатления интересные, потому что пошли на огромный риск. Не все удалось, но когда прыгаешь новые элементы (четверной аксель), то всегда есть риск. Я его взял на себя и ни о чем не жалею, — рассказывал Дмитриев «РИА Новости» о своей попытке квакселя.
Каскады из тройного акселя и четверного тулупа
Сами по себе эти прыжки ультра-си — одни из самых легких для мужчин. Триксель обычно первым учат и вставляют в программу (например, у юниоров запрещено исполнять четверные в короткой, зато аксель можно), а потом идет четверной тулуп. Но сделать комбинацию этих элементов гораздо сложнее.
— На тренировках я делаю много прыжков, например, тройной аксель — четверной тулуп. Но все это не имеет значения, если вы не делаете это на соревнованиях, — таково мнение японца Шомы Уно, которое он обозначил в разговоре с пресс-службой ISU.
Серебряный призер Олимпийских игр зашел на каскад из трикселя и квада тулупа на командном чемпионате мира-2019, сделал идеальный первый прыжок, но упал с второго. Оба элементы судьи признали докрученными, а сам каскад Уно попытался сделать во второй половине программы.
Есть пример и обратной последовательности этих прыжков — Юдзуру Ханю делает секвенцию из четверного тулупа и тройного акселя. В финале «Гран-при» в Турине олимпийский чемпион зашел и на два трикселя подряд, но устал после пяти четверных прыжков и не смог исполнить его (получился только один одинарный аксель). Секвенцию часто презрительно называют «чемпионской» — последовательность прыжков проще выполнить, а по базовой стоимости (сумме элементов) от секвенции отнимают 20%. Но скептицизм неприменим по отношению к элементам ультра-си.
Четверной прыжок + ойлер + четверной сальхов
Есть еще один уникальный фигурист в сборной России — Владимир Самойлов. Он успел потренироваться у Этери Тутберидзе, Евгения Плющенко и сейчас работает с Викторией Буцаевой. На турнирах особо выдающихся достижений у него пока нет, зато на тренировках этот спортсмен точно король.
Четверной сальхов/лутц (выберите сами, какой прыжок вам больше нравится, Самойлов может сделать здесь любой) + ойлер + четверной сальхов — как вам такое? Это на соревнованиях не запрещено делать, но риск огромный. Каскад с сальховом будет стоить 19,9, а с лутцем — 21,7 баллов. В ближайшем будущем на соревнованиях такого не будет (хотя кто знает), но такие вещи заставляют поверить, что возможности фигуристов безграничны.
Бонус: параллельные четверные прыжки
Обычно в конце гала-шоу или просто на тренировках спортсмены пытаются сделать что-то интересное — соревнуются в четверных прыжках, делают безумные каскады из нескольких прыжковых элементов или даже исполняют параллельные элементы ультра-си. За примерами далеко ходить не надо — Дмитрий Алиев и Макар Игнатов побаловались четверным сальховом; Александра Трусова заполучила в напарники по параллельному кваду тулупу самого Юдзуру Ханю, а через год с небольшим прыгала его уже вместе с Леонидом Свириденко и Владимиром Литвинцевым одновременно.
Почему лутц самый сложный прыжок фигурного катания
Нередко встречаю этот вопрос на форумах. Многие начинающие и даже некоторые опытные болельщики фигурного катания не знают в чём сложность и особенность лутца.
Начнём объяснения с самого лёгкого – наглядным видео, а потом закрепим ссылками на авторитетные источники.
Перевод комментария в видео:
«Лутц наиболее узнаваем по длинному заходу с хода назад. Главный аспект этого прыжка – наружное ребро (опорного конька – прим. авт.) при выполнении толчка, с чем у многих фигуристов бывают проблемы. В чём конкретно состоит сложность: при отталкивании фигурист скользит в одном направлении, а выезжает прыжок в противоположном.»
Вы видите, что прямо перед прыжком фигурист скользит по часовой стрелке, а крутится в прыжке и выезжает из него против часовой стрелки. Все равно что для футбольного вратаря бежать в один угол, но резко прыгнуть за мячом в другой.
Определение лутца от американской федерации катания:
«This jump is difficult because it is a counter-rotational jump, which means that the skater sets it up twisting one way and jumps the other. This jump is often “cheated” which gives it the nick-name of a “flutz” because the skater isn’t strong enough to maintain the counter-rotational edge. A Lutz should have a strong backward outside edge»
Вот что говорит об этом прыжке мэтр фигурного катания Виктор Кудрявцев:
«Если сразу ехать на ребре, то там дуга задает большой общий наклон, удержать плечи, а потом раскрутиться в обратную сторону сможет далеко не каждый.»
Примеры отличного лутца среди российских одиночников:
Некоторые спросят, если аксель дороже, тогда почему лутц самый сложный?
Ответ. Аксель имеет на пол оборота больше, т.к. его прыгают вперёд, а приземляют назад, потому и стоимость его выше. Особенность акселя для большинства фигуристов не представляет особую сложность. Просто задумайтесь, что двойной аксель (2,5) прыгают абсолютно все профи фигуристки, а тройной (3,5) почти все фигуристы. Но даже среди топ-фигуристов как у мужчин, так и у женщин есть те, кто не владеет лутцем.
Теперь все смотрят фигурку: пора разобраться в акселях, тулупах и флипах
Доступно о прыжках.
В середине XIX века фигурное катание существовало без прыжков: спортсмены коньками рисовали узоры (или фигуры – отсюда и название), после проката судьи осматривали следы на льду и оценивали симметричность, геометрию рисунка и правильность начертания.
Программ, как и сейчас, было две – обязательная и произвольная. Обязательная включала четкий набор фигур (круг, параграф, тройка, двукратная тройка, петля etc), а вот в произвольной спортсмен рисовал все, что хотел.
Постепенно фигуры в произвольной становились сложнее, для некоторых нужно было прерывать линию рисунка – а значит, и прыгать. Для одних фигур хватало обычного подскока, а для других желательным было приземление, к примеру, под углом. Вот почему возникли новые виды прыжков, а коньки изменились – для удобства отталкивания на носок добавили зубцы. Прыжки развивались быстро: росли дальность (одно время она даже влияла на оценку) и высота, добавилось вращение.
Сложность и красоту прыжков уже оценивали отдельно – так все пришло к тому фигурному катанию, которое мы знаем сейчас.
В наше время прыжки – основа любой программы. Например, Алина Загитова в произвольной на ЧМ-2019 набрала 81,16 балла за технику и почти 58 из них – прыжками.
Прыжки в современном катании делятся на два типа: реберные (сальхов, аксель и риттбергер) и зубцовые (тулуп, флип и лутц).
В первом случае фигурист отталкивается от ребра опорного конька (другими словами – прыгает с той ноги, на которой скользит), во втором – носком (зубцами) свободной ноги, как бы ударяя коньком по льду. Все прыжки можно крутить как по часовой, так и против часовой стрелки (как и делает большинство фигуристов).
Важную роль в исполнении играют и ребра коньков: внутреннее и внешнее. Внутреннее – ближе к большому пальцу ноги, внешнее – к мизинцу.
Разберемся, чем же все эти прыжки различаются.
Сальхов (обозначается как S)
Реберный прыжок. Один из самых простых в фигурном катании. Выполняется с левой ноги с характерным махом правой вокруг тела, приземление – на внешнее ребро правой ноги.
Как распознать: из-за маха ногой, которым фигурист как бы описывает полукруг.
В 1909 году его впервые исполнил швед Ульрих Сальхов – первый олимпийский чемпион в мужском катании и десятикратный чемпион мира. На летней Олимпиаде-1908 в Лондоне (зимней тогда не было) он победил в индивидуальной программе, а в специальных фигурах уступил Николаю Панину-Коломенкину. Тот настолько убедительно катал программу, что Ульрих снялся с соревнований, прекрасно понимая, что шансов на успех нет.
Наше первое золото Игр – в фигурке. Это была летняя Олимпиада (да-да), во времена Российской империи
Интересно, что поначалу исполнение сальхова женщинами считалось плохим тоном. Впервые этот прыжок сделала американка Тереза Вельд на Играх-1920 (там у нее бронза), но судьи не оценили попытку. По их мнению, сальхов не подходил леди – ведь при исполнении юбка задиралась выше колен. Вельд, кстати, стеснялась своей юбки и без прыжков – по ее мнению, она была неприлично короткая, всего 15 сантиметров ниже колена!
Двойной сальхов впервые покорился шведу Йиллису Графстрему (1920 год) и англичанке Сесилии Колледж (1936), тройной – американцу Ронни Робертсу (1955) и фигуристке из Чехословакии Яне Мразковой (1959).
Четверной сальхов у мужчин первым исполнил американец Тимоти Гейбл в 1998-м (хотя судьи долго спорили о том, был ли прыжок докручен), у женщин – японка Мики Андо в 2001-м.
На ЧМ-2019 четверной сальхов сделала казашка Элизабет Турсынбаева. Она стала первой фигуристкой в истории, которая прыгнула четверной на взрослых международных соревнованиях.
Четверной сальхов есть в арсенале двукратной чемпионки мира среди юниоров Александры Трусовой.
Риттбергер (Lo)
Реберный прыжок. По-английски – loop (петля). Выполняется с правой ноги, приземление на нее же. При заходе на прыжок спортсмен едет спиной, левая нога чуть впереди.
Как распознать: фигурист скрещивает ноги перед прыжком.
Официально впервые выполнен немцем Вернером Риттбергером в 1910 году, хотя есть сведения, что такой прыжок исполняли еще в 1880-м.
Риттбергер 11 раз выигрывал чемпионат Германии (хотя в те времена участников иногда хватало только на тройку), трижды был серебряным призером ЧМ (причем дважды проигрывал Сальхову), но золото так и не взял, а в Олимпийских играх не участвовал.
Во время Первой мировой Вернер был пилотом воздушных сил Германии, но потом вновь вернулся в фигурное катание. После Второй мировой работал тренером и судьей на международных соревнованиях – например, на Олимпиаде-1956.
Из мужчин двойной риттбергер первым исполнил австриец Карл Шафер (1925), а вот имя первой женщины с таким прыжком в истории не сохранилось.
Тройной риттбергер впервые сделали американец Дик Баттон на Олимпиаде-1952 (это был первый тройной прыжок в истории) и немка Габриэле Зейферт на чемпионате Европы-1968.
Первый четверной у мужчин дожидались 64 года – в 2016-м он покорился Юдзуру Ханю. У женщин пока не сделал никто.
Аксель (A)
Реберный прыжок. Единственный, который исполняется из движения вперед. Спортсмен скользит спиной на правой ноге, разворачивается вперед, одновременно перенося вес на левую, затем прыгает и приземляется на правую.
Это самый сложный прыжок в фигурном катании. Дело в том, что из-за необычного захода и приземления спиной спортсмен делает на пол-оборота больше, чем в обычном прыжке. То есть, если это тройной аксель, то оборотов в нем 3,5, если четверной – 4,5.
Как распознать: только аксель исполняют лицом вперед, остальные прыжки делаются из захода спиной.
А еще это самый старый из всех прыжков – назван в честь норвежца Акселя Паульсена, который исполнил его еще в 1882 году. Паульсен одновременно выступал в фигурном катании и коньках. Его отец хотел, чтобы Аксель сделал ставку именно на карьеру фигуриста, но Паульсен-младший больше любил скорость. Первый аксель он сделал именно на беговых коньках – судьи соревнований в Вене отправили его только на второе место.
В то время чемпионаты мира по фигурному катанию не проводили, а на Олимпиаде вид еще не дебютировал, так что официальных титулов у Паульсена нет. Но за победы на разных турнирах в 1883-м и 1884-м он получил звание «любительского чемпиона мира по фигурному катанию».
Считается, что Аксель Паульсен не только изобрел прыжок, но и придумал новую по тем временам технику бега на коньках – пригнувшись с руками за спиной и с широкими размашистыми шагами. Сын Акселя Гарри тоже стал фигуристом и выиграл чемпионат Норвегии пять раз подряд.
Первой женщиной, исполнившей аксель, стала норвежка Соня Хени в 1920-х (точная дата неизвестна).
Двойной аксель первыми сделали американцы Дик Баттон на Олимпиаде-1948 и Кэрол Хейсс в 1953-м.
С тройным акселем ситуация сложная. Официально первым его сделал канадец Верн Тейлор (1978-й), но прыжок получился с ошибками – были недокрут и не слишком удачное приземление. Первый чистый тройной аксель вышел у Александра Фадеева на чемпионате Европы-1981.
У женщин первой прыжок исполнила Мидори Ито (1988-й), но за прошедший с того момента 31 год тройной аксель на международных соревнованиях сделали только 8 фигуристок. Одна из них – Елизавета Туктамышева.
Японка Рика Кихира на ЧМ-2019 делала три таких прыжка (один – в короткой программе, два – в произвольной), но чистым получился только один.
Четверной аксель – по сути, граница между прыжками в четыре и пять оборотов, и пока он не покорился никому. Попытки, впрочем, были – в сезоне-2018/19 Артур Дмитриев пробовал дважды, но падал.
Русский фигурист чуть не исполнил прыжок в 4,5 оборота. Мы поговорили с ним
Двукратный олимпийский чемпион Юдзуру Ханю тренирует четверной аксель и хочет стать первым фигуристом, исполнившим его на международном турнире.
Тулуп (T)
Зубцовый прыжок. По-английски toeloop (toe – носок конька, loop – петля). Фигурист скользит назад на внутреннем ребре правой ноги, затем резко отталкивается левой и приземляется на внешнее ребро правой ноги.
Как распознать: спортсмен прыгает после удара по льду одной ногой, а приземляется на другую.
В 1920-м тулуп изобрел американец Брюс Мэйпс: изначально прыжку присвоили имя автора – мэйпс, но название почему-то не прижилось. А вот в соревнованиях по фигурному катанию на роликах (да-да, есть и такие) тулуп до сих пор зовется именно мэйпсом. Брюс не добился ничего выдающегося, рано закончил, перешел на тренерскую работу, а потом и вовсе стал художником по свету на американском телеканале NBC.
Кто и когда впервые сделал двойной тулуп – неизвестно. Тройной первым исполнил американец Томас Литц на ЧМ-1964, четверной – канадец Курт Браунинг в 1988-м.
Тулуп Браунинга стал первым в истории четверным прыжком, исполненным на международных соревнованиях. Но Курт ошибся на приземлении, а первый чистый четверной тулуп удался Алексею Урманову в 1991-м.
В женском катании имена первых исполнительниц двойного и тройного тулупов не сохранились. А вот четверной сделала Александра Трусова на юниорском ЧМ-2018. На взрослых международных соревнованиях не справился пока никто.
Флип (F)
Зубцовый прыжок. Делается так же, как тулуп, разница только в том, что толкается спортсмен правой ногой (а не левой) и приземляется на ту же ногу.
Как распознать: все как с тулупом, только в толчке и приземлении участвует одна и та же нога.
Точно не известно, кто первым придумал флип. Самая распространенная теория – что изобретатель тулупа Брюс Мэйпс. Американец действительно делал флип (отчего прыжок тоже иногда называли мэйпсом), но был ли он первым – сказать сложно. Швейцарский тренер Гюстав Люсси, в 1920-е работавший в США, утверждал, что флип придумал именно он, а жена Мэйпса просто подсмотрела его тренировки и поделилась с Брюсом.
Дик Баттон, вошедший в историю как первый исполнитель двойного акселя и тройного риттбергера, был как раз учеником Люсси.
Флип получил название из-за характерного звука, с которым носок конька врезался в лед во время прыжка.
Исполнители двойного и тройного флипа неизвестны, хотя мужчины делали тройной уже в 1970-х. У женщин первыми стали немки: Катарина Витт и Мануэла Рубен (чемпионат Европы-1981).
Четверной флип впервые сделал японец Шома Уно на командном ЧМ-2016.
В апреле 2019-го Анна Щербакова прыгнула четверной флип на тренировке.
Лутц (Lz)
Зубцовый прыжок. Второй по сложности после акселя: спортсмен скользит на внешнем ребре левой ноги, отталкивается правой и приземляется тоже на правую.
Как распознать: главное отличие от флипа – заход на прыжок с внешнего ребра конька, а не с внутреннего. В этом его основная сложность, и вот почему фигуристы довольно часто делают флип вместо лутца – случайно переходят на внутреннее ребро конька. Такой случайный флип обычно называют флутцем.
Прыжок придумал австриец Алоиз Лутц в 1913 году. Он жил в Вене и выступал за местный клуб, никаких особых результатов не добился и умер в 19 лет от воспаления легких. В истории не осталось почти никаких сведений об Алоизе Лутце, кроме прыжка, названного в его честь.
Двойной лутц первыми сделали австриец Карл Шафер в 1925 году (с которым сам Алоиз пересекался на соревнованиях) и канадка Барбара Энн Скотт в 1942-м, тройной – канадец Дональд Джексон на ЧМ-1962 и швейцарка Дениз Бильман в 1978-м.
Четверной лутц прыгнуть пытались многие еще с 1998-го, но впервые его исполнил американец Брэндон Мроз в 2011 году.
Женщины на взрослых соревнованиях этот прыжок пока не делали, но в финале Гран-при среди юниоров-2018 он удался Александре Трусовой.
Базовая стоимость всех прыжков меняется год от года, но относительно друг друга они всегда на одной шкале: тулуп – самый дешевый, аксель – самый дорогой.
Нестандартные прыжки
Сейчас фигуристы исполняют только стандартные шесть видов прыжков на соревнованиях (не считая ойлера – одиночного прыжка, который оценивается как риттбергер в один оборот и используется в качестве связки в комбинациях), но так было не всегда.
Американский фигурист Терри Кубичка на Олимпиаде-1976 сделал полноценное сальто назад.
Правда, успеха это не принесло – Кубичка занял только 7-е место, да и сальто сразу запретили: потому что травмоопасно, а спортсмен приземлялся на две ноги – это против правил.
Но Кубичка спорил: «Многие элементы потенциально опасны. Но если ты много тренировался, чтобы хорошо сделать какой-то элемент, то никакой опасности не будет. Уж точно не больше, чем в том, что делают в парном катании. Как-то раз я упал с этого сальто на тренировке: ударился головой, но в целом все было в порядке.
Когда сальто запретили, я перестал его исполнять. Потому что не хотел запомниться как фигурист, из-за которого кто-то вдохновился опасным прыжком, а потом получил травму. Кстати, в том же году выступал русский, который тоже делал необычный прыжок, но его за это не штрафовали».
Русский с необычным прыжком – это бронзовый призер ЧМ Игорь Бобрин. Он делал фирменный Bobrin-jump – единственный из всех прыжков с горизонтальной осью вращения. Этот прыжок был полностью легален, в отличие от сальто Кубички, и Бобрина действительно не оштрафовали.
Несмотря на запрет сальто, Кубичка не был единственным экстремалом.
Пятикратная чемпионка Европы француженка Сюрия Бонали на Олимпиаде-1998 в Нагано пошла даже дальше Кубички – она сделала сальто назад с приземлением на одну ногу! Самодеятельность не понравилась судьям – они значительно снизили оценки: Бонали заняла 10-е место, но навсегда запомнилась рискованным трюком.
Визуально не всегда просто определить, какой именно прыжок делает фигурист – все происходит очень быстро. Но есть несколько способов отличать один прыжок от другого даже без замедленного повтора.
Несколько фактов о прыжках в фигурном катании
• во время многооборотного прыжка спортсмен испытывает нагрузки до 10g, что больше, чем переносит космонавт при спуске с орбиты. Но такие перегрузки длятся доли секунды, поэтому фигуристы их практически не чувствуют;
• средняя высота прыжка – 40-50 сантиметров, но некоторые отрывались ото льда на 80-85 см;
• фигуристы приземляются с силой, превышающей их вес в 5-8 раз;
• теоретически спортсмены способны делать прыжки в 5 оборотов (и уже делают на тренировках!), но это – вероятно, предел человеческих возможностей.