Тройной аксель у женщин что это
Почему все так носятся с акселем Валиевой? Объясняем на пальцах и цифрах
Казалось бы, делов: 14-летняя девочка на внутреннем турнире сделала триксель. Самый дешевый из суперпрыжков, который фигуристки выполняют уже более тридцати лет. Это ж не четверные…
Так-то оно так – да не совсем. Начнем с того, что оба крупных международных турнира, состоявшихся за последний год, – финал Гран-при и чемпионат Европы, выиграла Алена Косторная, которая тройным акселем владеет, а четверными нет, – в отличие от своих основных конкуренток Анны Щербаковой и Александры Трусовой. И дело здесь не только в качестве катания Косторной, ее высоких надбавках и компонентах. Без технической сложности топ-уровня, только за счет вращений, хореографии и прочей «красоты», большие победы сегодня невозможны, тут не о чем спорить. Просто правила «фигурки» таковы, что триксель, несмотря его на относительно невысокую базовую стоимость в 8 баллов, дает практически тот же «навар», что и четверные с их «ценой» от 9,5. В каком-то смысле он даже выгоднее.
ВСПОМИНАЕМ ПРАВИЛА
Прежде всего, тройной аксель можно включать в короткую программу, где четверные у женщин запрещены. Это означает, что Косторная может (точнее, могла в прошлом сезоне – в нынешнем триксель она еще не пробовала) распределить три суперпрыжка на два дня и две программы по схеме «1+2». В то время как Щербаковой и Трусовой приходится делать свои подряд, в произвольной, а это существенно тяжелее. Недаром даже такая космическая «летунья», как Трусова, не раз заявлявшая по четыре-пять четверных, больше трех «на плюс» не делала никогда. Сорванные же квады никакого преимущества не дают – скорее наоборот, особенно при падениях.
Другой важный момент из регламента ISU : аксель – единственный прыжок, который фигуристки должны минимум по разу исполнить в каждой из программ. 2,5 или 3,5 оборота – неважно, но делать надо обязательно. То есть, Щербакова с ее дупелями по 3,3 (совсем как маленькие раки у Жванецкого) автоматически давала трикселям Косторной почти десять баллов форы «по базе». А с учетом надбавок, этой базе пропорциональных, – так и добрую дюжину.
Там еще много разных нюансов (короткая – это 4 прыжка, включая один каскад, произвольная – 11, включая три, причем каскады нельзя компоновать, как угодно – в основном, они заканчиваются тулупом, реже – сальховом, совсем редко – ритбергером и больше ничем), но на них мы сейчас задерживаться не станем, дабы не замыливать суть. А она такова: чтобы вставить в программу суперсложный прыжок, надо какой-то другой оттуда непременно выбросить. И этот «другой» далеко не всегда может быть самым простым и дешевым.
ПАРАДОКСЫ ЛЕДОВОЙ АРИФМЕТИКИ
Для примера возьмем свеженькую произвольную Валиевой – с московского этапа КР и с двумя четверными тулупами. По сравнению с типовым набором фигуристок, не владеющих многооборотными прыжками, первый валиевский 4Т занимает место одного из двойных акселей, что означает «+6,2» по базе. Но проделать то же самое со вторым тулупом нельзя. Во-первых, один дупель в программе должен быть, как обязательный. А во-вторых, из-за двух 4Т мы получаем новый повтор и должны отказаться от какого-то из старых – тройных лутца или флипа.
Лутцы дороже, поэтому оставляем оба. Но флип, один из которых придется выкинуть, тоже весит неплохо, на два балла больше дупеля. Так что «навар» со второго четверного получится заметно скромнее, всего «+4,2». То есть (внимание!), на 0,5 меньше выигрыша от тройного акселя в короткой программе.
Врубаетесь потихоньку? Вот то-то и оно. Поймите, суперпрыжки хороши не только, когда их много, – тем более, что мы уже выяснили, что больше трех на одном турнире все равно никто не делал. Они хороши, когда они разные, – чтобы не повторяться и получать больше преимущества. А с этой точки зрения сочетание «триксель+четверной» – самое гибкое. Вот вам еще парочка наглядных иллюстраций на эту тему.
Если бы в воскресенье в «Мегаспорте» Валиева заменила один из четверных на триксель, который вроде дешевле (8 против 9,5), то только выиграла бы. Причем со всех сторон! По «оценочной» сложности – потому что, убрав дупель, вернула бы второй флип (см. выше), а по сложности реальной – потому что могла бы исполнить оба суперпрыжка отдельно, не рискуя включать их в каскады. При наличии повтора это привело бы к снижению «базы», а если прыжки разные – пожалуйста.
Или возьмем такую ситуацию. Допустим, одна фигуристка владеет четверными тулупом и сальховом, а другая – тройным акселем и четверным тулупом. Вопрос: если за две программы они делают по три суперпрыжка (разумеется, каждая – из своего арсенала), то у кого суммарная сложность будет выше?
Догадались? Правильно, у той, что с трикселем. Правда, всего на 0,2, но ведь по номиналу ее «2х3А+4Т» на три с лишним балла дешевле, чем «2х4С+4Т». И вдобавок размазаны по двум программам – между первым и вторым прыжками ультра-си можно отдыхать не секунды, а сутки.
КУРС – НА ПЕКИН
Вот почему все так носятся с Валиевой и ее акселем.
Вот почему все так опасаются камилиной ровесницы Алисы Лю – до минувшего воскресенья единственной фигуристки в мире, которая будет кататься на Олимпиаде-2022 и при этом исполняла на одном турнире и триксель, и четверной.
Вот почему Трусова, освоившая все квады, продолжает без особого успеха биться именно над акселем, а специалистки по акселю Рика Кихира и Елизавета Туктамышева – наоборот, корпят над четверным.
Плюс сюда же, как пример «от противного», можно добавить Щербакову. Да, она обыгрывала Косторную-2019/20 без трикселя, но это потому, что ее набор из трех четверных был уникален – два лутца и флип весом в 34 балла! Стоить больше три прыжка не могут физически, это вам не тулупы с сальховами. И на прошлогоднем чемпионате страны, где Щербакова единственный раз сделала всю эту убойную комбинацию «на плюс», она получила гигантские, невиданные в истории оценки – 261,87.
Хотя Косторная и там была недалеко, всего в паре баллов позади. Что же до Валиевой, то ее цель теперь очевидна: четырех чистых суперпрыжка на одном турнире. Триксель в короткой и еще три в произвольной – либо «2х3А+4Т», либо «3А+2х4Т». Это будет почти гарантия олимпийского золота, и к этому барьеру Камила подошла, пожалуй, ближе всех.
Вот что мы на самом деле узнали позавчера. На вроде бы проходном этапе Кубка России.
Чей аксель круче?
Аксель- единственный прыжок, исполняющийся с движения вперёд, в силу чего в нём «не целое» число оборотов. Этот прыжок коварный и невероятно сложный, поэтому исполняют его лишь единицы в женском одиночном катании.
Первооткрывателем тройного акселя у женщин стала японка Мидори Ито. О ней редко вспоминают, куда больше всем знакомо имя её соперницы Катарины Витт, тем не менее, именно Мидори Ито намного опередила развитие фигурного катания: с тем набором прыжков, что она исполняла, она могла бы конкурировать и сейчас.
На Олимпиаде-84 Ито не участвовала по возрасту, однако, попав на чемпионат Мира-84 произвела фурор: в короткой программе она единственная исполнила редчайший на тот момент каскад двойной риттбергер — тройной риттбергер и заняла четвёртое место, в произвольной сделала сложнейшие каскады двойной аксель — тройной тулуп, тройной тулуп — тройной тулуп, и ещё 4 тройных прыжка, однако лишь 16-е место в фигурах не позволило подняться высоко. Сезон 1984/85 Мидори пропустила из-за травмы, полученной во время исполнения четверного прыжка на тренировке, была на трибунах во время домашнего чемпионата мира-85 в Токио.
Постепенно улучшая результаты, она вплотную приблизилась к лидерам на Олимпиаде-88, заняв третье место в произвольной программе: абсолютно чисто выполнила 7 тройных прыжков, в том числе единственная исполнила каскад тройной тулуп — тройной тулуп и одна из двух участниц — тройной лутц (судьи выставили за технику 7 оценок 5,9).
В следующем сезоне Мидори решилась исполнять аксель в три с половиной оборота уже на соревнованиях, в том числе на чемпионате мира-89, где ей впервые покорились все 6 возможных разных тройных прыжков, в том числе каскад тройной тулуп — тройной тулуп. Учитывая огромный отрыв по сложности от остальных участниц, судьи поставили впервые феноменальные 5 оценок 6,0 за технику женщине, Ито впервые становится чемпионкой Мира.
Мидори так и не собрала самую внушительную коллекцию наград, но, безусловно, навсегда осталась в памяти людей, настоящих любителей фигурного катания, намного опередив развитие спорта.
Американская фигуристка Тоня Хардинг, известная в спорте своими многочисленными скандалами, стала следующей исполнительницей тройного акселя на соревнованиях.
1991-й год стал самым успешным в карьере Тони Хардинг. Она удачно выполнила свой первый тройной аксель на чемпионате США, завоевав титул чемпионки с оценкой «6.0» за технику (до неё «6.0» за технику получала Дениз Бильманн в 1978). На чемпионате Мира Тоня исполнила тройной аксель в произвольной программе, однако вместо тройного тулупа исполнила одинарный, а вместо тройного сальхова — двойной и заняла второе место, следом за Кристи Ямагучи.
За свою карьеру Хардинг выполнила четыре тройных акселя: все в 1991 году, когда она справилась с каждой попыткой — один на чемпионате США, один на чемпионате мира и два осенью 1991 на этапе Гран-при Skate America. Тоня стала второй женщиной в мире и первой американкой, которая смогла чисто исполнить такой сложный элемент.
Также Тоня имеет исторические достижения: первая женщина, исполнившая тройной аксель в короткой программе; первая женщина, выполнившая два тройных акселя на одном соревновании; стала первым человеком, выполнившим каскад с тройным акселем (тройной аксель — двойной тулуп).
Жаль, что её скандальная репутация помешала ей достичь должного успеха.
Российская фигуристка Людмила Нелидина стала первой европейской фигуристкой, освоившей тройной аксель. Подающая надежды спортсменка нулевых, к сожалению, не смогла выстроить долгую и успешную спортивную карьеру.
Ее тренерами были Татьяна Померанцева, Жанна Громова, Елена Чайковская и Виктор Кудрявцев. Именно они научили ее прыгать.
В 12 лет Людмила начала тренировать тройной аксель и четверной тулуп: «Нет никакого секрета в исполнении тройного акселя. Я обожаю прыгать и знаю когда я выступаю на соревновании, то я собираюсь исполнить тройной аксель. Этот прыжок в моей программе присутствует в течении двух последних сезонов и на соревнованиях в России я исполняла его три раза. Каждый имеет свои свойственные только ему способности и таланты. В этом нет ничего особенного.»
Ещё одной фигуристкой, которой покорился тройной аксель стала японская фигуристка Юкари Накано.
Талант Юкари ярко проявился ещё на юниорском уровне, когда она выиграла два этапа юниорского Гран-при в 2000 году и стала третьей в финале. В 2002 году завоевала серебряную медаль на чемпионате Мира среди юниоров.
Она вошла в историю фигурного катания, сделав в 2002 году на этапе Гран-при Скейт Америка прыжок тройной аксель и став третьей женщиной в мире, исполнившей его. В следующих двух сезонах (2003—2005) у Юкари произошёл спад, однако, в сезоне 2005—2006 она решительно вернулась в элиту мирового фигурного катания, став третьей в Финале Гран-при и второй на чемпионате Четырёх континентов.
Покорился тройной аксель и американской фигуристке Кимми Мейсснер. В сезоне 2003—2004 Кимберли выиграла чемпионат США среди юниоров и отправилась на чемпионат Мира среди юниоров, где стала второй.
В 2005 году на своём первом «взрослом» чемпионате США она стала третьей, исполнив сложнейший прыжок тройной аксель. На чемпионате мира среди юниоров она стала только четвёртой.
Похвастаться чистым исполнением тройного акселя на соревнованиях может и российская фигуристка Елизавета Туктамышева, причём Лиза смогла ещё и восстановить этот прыжок после нескольких лет неудачного исполнения его на стартах.
Туктамышева начала исполнять тройной аксель на тренировках ещё в раннем возрасте, будучи юниоркой, а на официальных соревнованиях она впервые успешно исполнила его в короткой программе на чемпионате Мира в 2015 году. Лиза впервые в женском одиночном катании исполнила четыре тройных прыжка в короткой программе. В произвольной программе Туктамышева смогла чисто приземлить тройной аксель на командном чемпионате Мира того же года.
В последующие несколько лет, после триумфального сезона 2014-2015, Лиза не смогла чисто исполнять триксель на соревнованиях, но последние два сезона Лиза показывает нам, что смогла восстановить этот прыжок и довольно успешно исполняет его на соревнованиях.
Ещё одной японкой, которой покорился аксель в три с половиной оборота, стала Рика Кихира. Кстати, Кихира – первая в истории одиночница, исполнившая каскад тройной аксель и тройной тулуп на официальных соревнованиях.
Рика Кихира начала свои попытки исполнения тройного акселя на юниорских соревнованиях. Тогда же, благодаря чистому тройному акселю, она стала первой девушкой, исполнившей на соревнованиях: 8 тройных прыжков в произвольной программе в Словении на этапе юниорского Гран-При в 2016 году, а также каскад 3 аксель + 3 тулуп в финале юниорского Гран-При в 2017 году.
Выступая на взрослых соревнованиях, Рика продолжила исполнять 3 аксель и каскад 3 аксель + 3 тулуп с различной степенью чистоты. Не всегда фигуристке удаётся выкатать чисто всю программу, но Кихира не сдается и даже учит четверной.
Ещё одна фигуристка, представляющая сборную Америки- Мираи Нагасу также исполняла тройной аксель на официальных соревнованиях.
Фигуристка тренировала тройной аксель несколько лет, но решилась исполнять его только в олимпийский сезон, очень уж хотела попасть в олимпийскую сборную США. В сборную она вошла и на Олимпиаде- 2018 в командных соревнованиях успешно исполнила аксель в три с половиной оборота, тем самым она стала третьей женщиной в истории, чисто прыгнувшей триксель на Олимпиаде.
Эстафету от своей соотечественницы подхватила юная восходящая звезда, «надежда Америки», как её прозвали болельщики, а также обладательница в своём прыжковом наборе тройного акселя Алиса Лю.
В 2018 году Алиса в 12 лет стала чемпионкой США среди юниоров, причём в произвольной программе исполнила 6 чистых тройных прыжков, включая две комбинации три-три. В 2019 году в 13 лет она дебютировала на чемпионата США и выиграла его. В произвольной программе фигуристка исполнила два тройных акселя, один в каскаде с тулупом.
В августе 2018 года на турнире Asian Open Trophy она успешно выполнила тройной аксель в каскаде с двойным тулупом в произвольной программе. Тем самым, Лю стала самой молодой фигуристкой в истории, исполнившей тройной аксель на международных соревнованиях и четвёртой американской фигуристкой, кому покорился этот прыжок.
Открытие этого сезона Алёна Косторная в этом сезоне удивила не только выразительным катанием, но чистейшим исполнением тройного акселя, который она начала исполнять только в сезоне 2019-2020.
В 2019 году на своём первом международном старте на взрослом уровне CS Finlandia Trophy в произвольной программе Алёна исполнила аксель в три с половиной оборота, став десятой женщиной, успешно исполняющей этот элемент на международных соревнованиях. Косторная- первая одиночница в истории фигурного катания, преодолевшая отметку в 85 балла в короткой программе и 247 баллов за общую сумму, а также обладательница текущих мировых рекордов в короткой программе и по сумме баллов.
Ну и совсем юные российские фигуристки радуют- 12-летняя Софья Самоделкина выиграла мемориал Волкова в Москве, она исполнила три тройных акселя на две программы.
В короткой программе Софья исполнила каскад из тройного акселя и тройного тулупа (первый прыжок был с недокрутом), в произвольной – два чистых тройных акселя, один из них – в каскаде с двойным тулупом.
Возможно, в следующем сезоне мы увидим тройной аксель в исполнении ещё одной фигуристки, по крайней мере Александра Трусова, несмотря на неудачные попытки исполнения, сдаваться не собирается. Так что число фигуристок, исполняющих тройной аксель, может увеличиться совсем скоро.
Чьё исполнение тройного акселя Вам нравится больше всего?
Тот самый ТРИКСЕЛЬ! История его исполнения в женском одиночном фигурном катании!
Слава богу, встречаются еще в сети очень интересные материалы, с одним из таких я предлагаю ознакомиться. Любитель фигурного катания собрал в одном видео все попытки исполнения женщинами тройного акселя на официальных соревнованиях и на тренировках. Получилось очень интересно и познавательно.
Мидори Ито (Япония) стала первой женщиной, приземлившей 3 аксель на соревновании в 1988г (NHK Тrophy). На олимпиаде 1992г Мидори упала с 3 акселя в начале своей произвольной программы, но следующая попытка его исполнения во второй половине программы была успешна. На тренировках Мидори Ито также успешно исполняла каскад 3 аксель+3 тулуп.
Следующей фигуристкой, успешно исполнявшей 3 аксель на соревнованиях, была скандально известная Тоня Хардинг (США). Впервые она сделала это на чемпионате мира в 1991г. Также Тоня была первой женщиной, удачно исполнившей 3 аксель в обеих своих программах (КП и ПП) на соревновании серии Гран-При Skate America в 1991 году.
Юкари Накано (Япония) исполняла откровенно недокрученный 3 аксель в 2002г и 2007г.
Людмила Нелидина (Россия) также исполнила 3 аксель в 2002г на Skate America, но, по всей видимости, большого успеха этот прыжок ей не принёс.
А вот в Сочи этот прыжок стал одной из причин проигрыша Мао, она упала с него в короткой программе, после чего развалились также другие ее прыжковые элементы. После жесткой критики японской федерации, усилием воли Мао смогла хорошо исполнить свою произвольную программу и приземлить 3 аксель, но судьба ее была уже решена по итогам короткой программы.
Как известно, Елизавета Туктамышева начала исполнять 3 аксель на тренировках в раннем возрасте, будучи еще юниоркой, а на официальных соревнованиях она впервые успешно исполнила его в КП на чемпионате мира в 2015 году. Причем Лиза впервые в женском одиночном катании исполнила четыре тройных прыжка в короткой программе. В произвольной программе Лиза смогла чисто приземлить 3 аксель на командном чемпионате мира того же года.
В последующие несколько лет, после триумфального сезона 2014-2015, Лиза не смогла чисто исполнять триксель на соревнованиях. Но в прошедшем сезоне 2018-2019 Лиза смогла вернуть себе былую уверенность и форму, а также прыжки, в том числе 3 аксель (Skate Canada, NHK Trophy, командный чемпионат мира).
Рика Кихира начала свои попытки исполнения трикселя (с переменным успехом) на юниорских соревнованиях. Тогда же, благодаря чистому 3 акселю, она стала первой девушкой, исполнившей на соревнованиях: 8 тройных прыжков в произвольной программе в Словении на этапе юниорского Гран-При в 2016г, а также каскад 3аксель + 3тулуп в финале юниорского Грап-При в 2017г.
Во взрослых соревнованиях Рика продолжила исполнять 3 аксель и каскад 3 аксель + 3 тулуп с различной степенью чистоты. При этом, свою очень амбициозную заявку на чистое исполнение обеих своих программ с тремя трикселями (одним 3 акселем в КП и в ПП: 3 аксель соло и каскад 3 аксель +3 тулуп), Рика так ни разу за прошедший сезон не выполнила. Результаты Рики в этом сезоне нам хорошо известны.
Мираи Нагасу тренировала 3 аксель много лет, но решилась исполнять его только в олимпийский сезон, поскольку очень хотела попасть в олимпийскую сборную США. В сборную она вошла и на ОИ 2018 в командных состязаниях успешно исполнила аксель в 3,5 оборота, тем самым она стала третьей женщиной в истории, чисто прыгнувшей триксель на олимпиаде. Хотя, лично я бы поспорила по поводу чистоты этого прыжка, там был явный недокрут. Но кто же даст его разглядеть у американского фигуриста? Сие невозможно по определению (и это не теория заговора).
На закуску, исполнения трикселя с тренировок различных фигуристок.
В Японии тройной аксель девушкам ставят на поток. Дело в хитрой технике прыжка
Миа Хамада обыграла Этери Тутберидзе?
Почему девушкам из «Самбо-70» легко даются четверные, но не покоряется тройной аксель и в чем секрет успеха японской школы?
АКСЕЛЬ ДАЖЕ ВАЖНЕЕ ЧЕТВЕРНОГО
Тройной аксель (в дальнейшем мы можем сокращённо назвать его триксель) – прыжок, который по совокупности даже важнее, чем четверной. По нескольким причинам:
Владеющие трикселем Кихира и Елизавета Туктамышева могут оторваться от исполняющей четверные Александры Трусовой за счёт более дорогой технической базы. Они могут вставлять свой дорогой элемент ультра-си в короткую программу, а Трусова – нет.
Рика Кихира / фото: Atsushi Tomura, Getty Images
Неважно, удачно прыгает фигурист аксель или неудачно. Владеет двойным акселем или тройным. Он обязан его прыгать. Так как тройной аксель стоит почти на пять баллов дороже двойного, разница по технической базе между фигуристками с тройным акселем и с двойным будет от десяти баллов.
Как показывает практика, девушки удачно исполняют тройной аксель чаще, чем четверные. Зачастую четверные не оправдывают риск. Разница между тройным акселем и четверными тулупом и сальховым меньше двух баллов и эту разницу можно покрыть надбавками по GOE за удачное исполнение.
ЯПОНКАМ ПОМОГАЕТ ПРЫГАТЬ СТРОЕНИЕ ТЕЛА
На международных соревнованиях тройной аксель прыгали только восемь женщин. Из них четыре – из Японии, в том числе Мидори Ито, которой первой удалось приземлить триксель на чемпионате мира-1989.
Суммарно есть информация более чем о 20-ти японских фигуристках, прыгавших тройной аксель. Просто далеко не все довели элемент до стабильности и рисковали выполнять его на международных соревнованиях.
При этом в Европе и Америке этот прыжок женщинам практически недоступен. В США успешно прыгали триксель Тоня Хардинг и Мираи Нагасу. Сейчас исполняет юниорка Алиса Лью. В России несколько раз выезжала с тройного акселя Людмила Нелидина, а сейчас прыгает Туктамышева. Кроме них, практически никто не исполнял этот элемент даже на тренировках. Данных о фигуристках из Европы, прыгающих тройной аксель, нет вообще.
Для успешного трикселя нужна высокая скорость крутки (количество оборотов в воздухе) вместе с высокой взрывной силой прыжка, которая даст высоту и пролёт. Анатомически девушкам сложно даётся этот элемент, так как сила берцовых и тазобедренных мышц у них в разы ниже, чем у мужчин.
Недокрут опасен по двум причинам. Во-первых, за сильный недокрут серьёзно снижается техническая оценка. Во-вторых, при недокруте очень вероятно падение, причём с травмами, так как тело и ноги в момент контакта со льдом будут в разных положениях.
Сатоко Миохара и Миа Хамада / фото: Lindsey Wasson, Getty Images
МИА ХАМАДА ИСПОЛЬЗУЕТ ЛАЗЕЙКИ В ПРАВИЛАХ
Победить это смогла ученица тренера Ямады – Хамада. У её ученицы Сатоко Миохары была предельно низкая скорость крутки, которой не хватало даже для чистых тройных прыжков. При этом общий потенциал спортсменки был высоким.
В профессиональной терминологии это называется prerotation. Самый точный переод – предварительное вращение. Такая техника позволяет часть прыжка скручивать ещё на льду и тем самым компенсировать разницу в скорости крутки.
Наглядно техника прыжка Миохары показана в этом видео на примере тройного флипа:
По такой технике Сатоко тренировала и тройной аксель, но так как у неё были проблемы с другими прыжками, изучать ультра-си тренер с ней не стала. Зато переняла опыт работы с Миохарой и поставила прыжок юниоркам своей группы.
По такой же технике аксель в три с половиной оборота прыгает Кихира, реально в воздухе прыгая только два оборота. Вместе с Кихирой сейчас прыжок изучает несколько других юных фигуристок. В частности конкурентка российской юниорки Камилы Валиевой на предстоящем этапе юниорского Гран-при в Гренобле Мана Кавабе.
Лучший пример – командный чемпионат мира 2019. На нём соревновались две трикселистки – Туктамышева и Кихира. Вот два их прыжка вместе для сравнения: