Триз ртв технологии что это

Опыт работы по внедрению ТРИЗ –Отсм — РТВ

1. Статья по ТРИЗ – ОТСМ – РТВ

Современный мир, меняющийся за короткий отрезок, времени, требует от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям.

В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности.

Задача развития творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения, поставленная в Законе РФ «Об образовании» является одной из социально значимых задач современного общества.

От нас, воспитателей, зависит, каким станет в будущем малыш.

Так, в сентябре 2015 года, наряду с программой «Детство», я начала внедрять технологию ТРИЗ – ОТСМ – РТВ в свою работу.

На начальном этапе был разработан маршрутный лист. Для более плодотворной работы с детьми, сделала своими руками много игр по ТРИЗ. Например, игра «Паровозик», где у нас водителем какой-нибудь объект, а в каждом вагончике признаки и мы разбираем объект по признакам. Или игра «Ромашка» с божьими коровками. Эти игры очень нравятся детям.

«Ароматные баночки» нам дают более полно использовать анализатор обоняния.

Мы учимся с детьми правильно задавать вопросы. Для этого у нас у всех детей есть свои планшеты, сделанные своими руками. У нас в ТРИЗе 7 видов вопросов. На данном этапе нами изучены восполняющий (какой? какая? какие, описательный (кто?что?где?как, каузальный (почему? отчего? зачем, начали изучать оценочный (что хорошего? что плохого) вопрос. С помощью самодельных игр дети учатся выбирать правильный корректный вопрос.

Также к нам в гости приходят волшебники. Они нам помогают создавать новые объекты, попасть в любое измерение времени или сделать что-то наоборот.

Дети играют кругами Луллия, где они находят реальные сочетания объектов, а также нереальное сочетание и фантазируют, как например, может оказаться цыпленок в конуре собаки и что из этого может получиться?

Мы придумываем с детьми сказки фантастического содержания на основе сказок, которые мы хорошо знаем.

По 2 методу Эмпатии мы вживаемся в роль кого-то. Например, что чувствует собака, которую не кормили?

Технологию ТРИЗ я использую и на занятиях, не в ущерб основной образовательной программе, в режимных моментах, в совместной с детьми деятельности, а игры я всегда держу в поле зрения детей, чтобы они свободно играли.

Второй год в неделю один раз я веду творческие мастерские по ТРИЗ – ОТСМ – РТВ с детьми других групп. Мы играем в разные игры, знакомимся с человечками твердого, жидкого и газообразного вещества, придумываем разные сказки.

В ходе своей работы я вижу результаты своего труда. У детей формируется своя точка зрения на различные вещи, появляется смелость общения, умение работать в команде, развивается гибкость мышления, речь и творческое воображение. Мы получаем раскрепощенного ребенка, который не стесняется выражать свои мысли.

ТРИЗ – ОТСМ – РТВ для дошкольников – это система игр, занятий, призванная не изменить основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

Я стараюсь более глубоко изучить эту технологию и дальше намерена применять в своей работе.

Дидактическая игра по технологии ТРИЗ-ртв «Найди прадеда» Данная дидактическая игра разработана на основе ТРИЗ Технологий. Цель игры:учить находить аналоги современным объектам рукотворного мира.

Доклад «Опыт работы педагогов ДОУ по внедрению этнокультурного компонента» Добрый день уважаемые участники конференции. Коллектив Унэгэтэйского детского сада «Колосок» спешит поздравить всех с началом учебного года.

Игротека к универсальному пособию по освоению дошкольниками способов познания (ОТСМ-ТРИЗ) Использование методического комплекса «Я познаю мир» направлено на освоение детьми способов интеллектуально-творческой и познавательной.

Конспект НОД с использованием ОТСМ-ТРИЗ технологий «Спешим на помощь солнышку» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» г. Белоярский Занятие подготовила.

Консультация для воспитателей «Использование ТРИЗ и РТВ в воспитательно-образовательном процессе старших дошкольников» В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа должна предусматривать решение программных образовательных задач в совместной.

Триз ртв технологии что это. Смотреть фото Триз ртв технологии что это. Смотреть картинку Триз ртв технологии что это. Картинка про Триз ртв технологии что это. Фото Триз ртв технологии что этоЛепбук по математическому развитию с элементами технологии ТРИЗ — ОТСМ — РТВ «Машина математика» Лепбук – интерактивная самодельная папка, которая содержит внутри множество кармашков, книжек-раскладушек, картинок, конвертиков, окошек,.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с элементами ТРИЗ — РТВ «Кто живет на Севере Земли» Цель: развитие связной речи и мышления детей старшего дошкольного возраста методами ТРИЗ-РТВ при закреплении темы: «Животные севера». Задачи:.

Источник

Технология ТРИЗ и РТВ

Триз ртв технологии что это. Смотреть фото Триз ртв технологии что это. Смотреть картинку Триз ртв технологии что это. Картинка про Триз ртв технологии что это. Фото Триз ртв технологии что это Татьяна Половникова
Технология ТРИЗ и РТВ

В нашем детском саду помимо традиционной программы воспитания и обучения, мы применяем технологию ТРИЗ во всех возрастных группах. Что же такое ТРИЗ? Процесс воспитания и обучения ребенка — это взгляд современного человечества в будущее. Основная задача системы образования — подготовка подрастающего поколения к жизни в завтрашнем дне. Для того, чтобы понять, как это сделать, необходимо разобраться, чем же отличается уходящее «сегодня» от наступающего «завтра».

ТРИЗ-педагогика — это педагогическое направление, которое раскрывает сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения и основана она на теории решения изобретательских задач. Эффективность ТРИЗ-педагогики заключается в ее инструментальности, относительной универсальности и достаточной гарантированности формирования исследовательских умений у обучающихся. Все творчество детей дошкольного возраста заключается в рамках работы по познанию и преобразованию признаков объектов и их значений.

Я в своей работе с детьми младшего дошкольного возраста на начальном этапе знакомлю воспитанников с некоторыми методами и приемами развития у детей творческого воображения. Авторы данной технологии рекомендуют пользоваться универсальными пособиями, которые позволяют детям системно думать, знакомиться со значением признака, классифицировать, обобщать, устанавливать системные связи.

Итак, первое пособие называется «Имя признака — значение имени признака».В основе этого метода лежит: 1)умение описывать элемент как набор его свойств;2) умение описывать элемент через его признаки — одно имя признака и несколько его значений (например, цвет — синий, красный, желтый и так далее). В младшем дошкольном возрасте к изучению и описанию предметов используются такие имена признаков, как цвет, форма, размер, количество, части, звук, вкус.

Следующее пособие, которое мы хотим предоставить вашему вниманию, называется «Сенсорный ящик». Это многофункциональная игра, цель которой научить детей системно думать и осваивать имена признаков с помощью сенсорных анализаторов — вкуса, зрения, слуха, обоняния и осязания.Первый вариант игры с этим пособием: «Путешествие предмета по сенсорным комнатам». Рассматриваемый объект кладется на каждую их картинок-подсказок и ребенок описывает этот предмет. По мере освоения данной игры, к концу младшего дошкольного возраста ее усложняют с помощью систематизации признаков при угадывании объекта. Детям предлагается игра «Угадай, что внутри». Дети задают наводящие вопросы, пытаясь по ответам воспитателя угадать, какой предмет находится внутри ящика. И последний вариант игры. После того, как дети угадали предмет, загаданный воспитателем, ящик раскладывается на так называемую «пятиэкранку». Что же это такое? Детям предлагается с помощью стихотворения рассмотреть признаки данного предмета.

«Если мы рассмотрим что-то,

Это что то для чего-то.

Если мы рассмотрим что-то,

Это что-то часть чего-то.

Если мы рассмотрим что-то,

Это что-то из чего-то.

Если мы рассмотрим что-то,

Это что-то было чем то.

Если мы рассмотрим что-то,

Чем-то будет это что то.

Что-то ты сейчас возьми

На экране рассмотри».

Применение данного пособия позволяет воспитателю решать основные задачи сенсорного воспитания детей, речевого и познавательного развития.

Именно таким образом мы вводим детей в работу по технологии ТРИЗ В дальнейшем каждый из этих методов имеет свои усложнения и выводят ребенка на творческий уровень. Благодаря применению методов сильного мышления, 86% детей на конец учебного года достигли среднего и высокого уровня развития.

Использования приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Инновации в образовании. ТРИЗ педагогика. Презентация к педсовету. Представлен материал по работе с детьми дошкольного возраста по методике.

Источник

Что же такое ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технология?

Что же такое ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технология?

общая теория сильного мышления

теория решения изобретательских задач

развитие творческого воображения

Триз ртв технологии что это. Смотреть фото Триз ртв технологии что это. Смотреть картинку Триз ртв технологии что это. Картинка про Триз ртв технологии что это. Фото Триз ртв технологии что это

ТРИЗ – это «волшебная палочка», с помощью которой можно научить:

Цель: развитие умений выделять общие признаки путем сравнения, развитие аналитического и логического мышления, активного словаря, речи, памяти; воспитание интереса к окружающему.

Игра «Хорошо-плохо» Триз ртв технологии что это. Смотреть фото Триз ртв технологии что это. Смотреть картинку Триз ртв технологии что это. Картинка про Триз ртв технологии что это. Фото Триз ртв технологии что это

Игра «Ты моя частичка»

Цель: развитие умений вычленять основные и второстепенные части в объектах рукотворного и природного мира; активного словаря детей, логического мышления.

Цель: развитие умений подбирать объекты по одному определенному признаку, речи, активного словаря, памяти, творческого мышления; воспитание культуры познания.

Пособие кольца Луллия: уточняет представления в различных предметных областях, развивает вариативность воображаемых

Пособие «Системный лифт»: Триз ртв технологии что это. Смотреть фото Триз ртв технологии что это. Смотреть картинку Триз ртв технологии что это. Картинка про Триз ртв технологии что это. Фото Триз ртв технологии что этоиспользуется для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта.

Пособие «Волщебная дорожка»: помогает формировать умение давать большее количество разных категорий ответов в рамках заданной темы. Данное пособие может использоваться, как по сезонам, по цветам, по геометрическим фигурам, а также как «дорожка анализаторов» (глаза, ухо, нос, язык, рука).

Пособие «Волшебный телевизор» (СО): Триз ртв технологии что это. Смотреть фото Триз ртв технологии что это. Смотреть картинку Триз ртв технологии что это. Картинка про Триз ртв технологии что это. Фото Триз ртв технологии что этоиспользуется для рассмотрения частей изучаемого объекта и как части другого более крупного объекта, его прошлое, настоящее и будущее .

Пособие «Ящик ощущений»: используется для получения сенсорной информации об объекте исследования, повышает уровень познавательной активности детей при работе с природным объектом, развивает эмоциональную сферу.

Триз ртв технологии что это. Смотреть фото Триз ртв технологии что это. Смотреть картинку Триз ртв технологии что это. Картинка про Триз ртв технологии что это. Фото Триз ртв технологии что этоЦелью ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технологии в дошкольном возрасте:

Основная задача использования ОТСМ-ТРИЗ-РТВ- технологии в дошкольном возрасте – это привить ребёнку радость творческих открытий.

ДЕВИЗ: «ТВОРЧЕСТВО ВО ВСЁМ!»

Принципы подбора игр, задач и упражнений для ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технологии:

ДЕВИЗ: «МОЖНО ГОВОРИТЬ ВСЁ!»

-ТЕРМИНЫ, МЕТОДЫ и ПОСОБИЯ:

любой рассматриваемый объект, совокупность его элементов и связей между ними, имеющая качества, которыми элементы по отдельности не обладают.

цель, обычное назначение объекта.

всякое точное предписание, которое задаёт вычислительный процесс и направленный на получение полностью определенного этими исходными данными результата.

сложная задача, для решения которой необходимо выявить и разрешить противоречие, лежащее в глубине задачи, т.е. найти первопричину (корень проблемы) и устранить эту причину.

предъявляемое к одному объекту противоположных требований.

приём фантазирования объекта, при котором вначале выделяются составные части исходного объекта, а затем придумываются различные варианты, которыми могут быть представлены эти части.

метод систематизации представлений, формирование чувствительности к системным взаимосвязям, обучение сравнению по признаку объектов.

Метод фокальных объектов

прием фантазирования, при котором на исходный (фокальный) объект переносятся свойства других объектов.

Типовые приемы фантазирования

метод освоения детьми приёмами преобразования признаков объекта для развития воображения и решения проблем.

Метод маленьких человечков

приём фантазирования, при котором конкретный объект рассматривается с помощью плана (этажей).

Источник

ТРИЗ-РТВ-технология раннего развития

Теория решения изобретательских задач учит детей самостоятельно искать ответы на самые разные вопросы и находить выход даже из самых непредвиденных ситуаций, эффективно взаимодействовать с окружающим миром и мыслить рационально. Она не ограничивает разум рамками, которые неминуемо насаждает стандартная система образования, а расширяет его.

Триз ртв технологии что это. Смотреть фото Триз ртв технологии что это. Смотреть картинку Триз ртв технологии что это. Картинка про Триз ртв технологии что это. Фото Триз ртв технологии что это

ТРИЗ-РТВ или теория решения изобретательских задач – это методика раннего развития, направленная на развитие творческого воображения, которая получает все большее распространение в современном мире. Цель методики указана в самом названии – она призвана развивать гибкость и подвижность ума, творческое начало, а вместе с тем и умение систематизировать полученные знания.

Примечательно, что в первоначальном варианте ТРИЗ предназначалась для специалистов, которым нужно было повысить эффективность решения технических проблем или изобретательских задач. Данная методика позволяла изобретателям усовершенствовать свои навыки и максимально быстро находить решения. Но со временем стало очевидно, что явные преимущества ТРИЗ-РТВ позволяют применять эту методику и для обучения детей дошкольного возраста.

Теория решения изобретательских задач учит детей самостоятельно искать ответы на самые разные вопросы и находить выход даже из самых непредвиденных ситуаций, эффективно взаимодействовать с окружающим миром и мыслить рационально. Она не ограничивает разум рамками, которые неминуемо насаждает стандартная система образования, а расширяет его.

ТРИЗ-РТВ – это система увлекательных занятий и коллективных игр, которые не изменяют основную программу обучения, а дополняют ее и позволяют сделать максимально эффективной.

Триз ртв технологии что это. Смотреть фото Триз ртв технологии что это. Смотреть картинку Триз ртв технологии что это. Картинка про Триз ртв технологии что это. Фото Триз ртв технологии что это

Несколько слов об авторе методики

ТРИЗ-РТВ методику создал советский инженер-изобретатель и по совместительству писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. Он начал работу над теорией в 1946-1948 годах и совершенствовал ее на протяжении всей жизни, посвятив ТРИЗ около 40 лет.

Генрих Саулович называл ТРИЗ управляемым процессом создания нового, который соединяет в себе интуицию, логику и точный расчет.

Свои первые изобретения Альтшуллер совершил еще в детстве, а главным его изобретательским достижением стал газотеплозащитный скафандр, спроектированный в соавторстве с Рафаэлем Шапиро. Начиная с 1946 года он внимательно изучил и проанализировал более сорока тысяч патентов и, основываясь на полученных данных, вывел 40 приемов, которые обычно используют изобретатели.

В 1956 году Генрих Саулович вместе с Шапиро опубликовал статью, в которой изложил основы ТРИЗ. Уже два года спустя – в 1958 – Альтшуллер провел первый семинар. Затем он устраивал семинары по всему СССР, а с 1970 года по методике ТРИЗ начали обучать школьников. В том же 1970 он основал в Баку первый центр обучения ТРИЗ – Школу молодого изобретателя, позднее переросшую в АзОИИТ.

В течение почти десяти лет (с 1989 по 1998) Г. Альтшуллер возглавлял Ассоциацию ТРИЗ, и в 1997 по инициативе изобретателя на ее основе сформировали Международную ассоциацию ТРИЗ. Альтшуллер много публиковался, его книги издавали не только в Советском Союзе, но и за границей (в частности в Японии и США). В результате в 1990-х данная методика получила признание в самых крупных странах мира.

В своих литературных произведениях Генрих Саулович ставил перед собой цель показать, как научно-технический прогресс движется в сторону идеала. В жизни же он и сам стремился продвигать науку и технику к идеалу.

Особенности методики

ТРИЗ учит детей не только свободно ориентироваться в мире, но и находить оптимальные решения, которые сочетают простоту и точность, с минимальными временными затратами. Главная задача преподавателя – не столько подать новые знания, сколько научить, где ребенок может найти их самостоятельно. Поскольку в силу возраста внимание дошкольника сосредоточено преимущественно на том, что его интересует, занятия, как правило, проводятся в игровой форме.

Технологии ТРИЗ направлены на развитие сразу нескольких видов деятельности:

Отметим, что на занятиях ТРИЗ-РТВ детям необходимо не только самостоятельно найти решение проблемы или создать что-либо, но и добиться взаимопонимания с другими участниками. Поэтому ребенок, обучающийся по методике Альтшуллера, радует родителей сообразительностью и смекалкой, а также становится общительнее и смелее, не боится высказывать и отстаивать свое мнение.

Для занятий педагоги выбирают сюжеты (сказок, мультфильмов), которые близки детям и, следовательно, могут их увлечь. Увлекательность занятий является важным элементом, от которого во многом зависит и результативность методики. Ведь чем сильнее ребенок заинтересуется, тем больше активности он проявит и тем серьезнее воспримет историю. На примере сказочных сюжетов также воспитывают положительные личностные качества.

Основная цель занятий по методике раннего развития ТРИЗ-РТВ – показать, что главным богатством являются знания.

Кстати, при использовании ТРИЗ очень часто используется НФЛ (научно-фантастическая литература), которую можно рассматривать как бесконечный источник задач для развития воображения. НФЛ также делает мышление человека гибче и готовит его ум к восприятию диких на первый взгляд идей, без которых невозможен научно-технический прогресс.

Триз ртв технологии что это. Смотреть фото Триз ртв технологии что это. Смотреть картинку Триз ртв технологии что это. Картинка про Триз ртв технологии что это. Фото Триз ртв технологии что это

Как проходят занятия

ТРИЗ-интрументарий может быть использован как эпизодически, так и системно. Но в любом случае педагоги стараются придерживаться определенного плана, который, как правило, состоит из нескольких этапов:

Как уже было сказано, занятия проводятся главным образом в формате игры. Можно выделить несколько методов ТРИЗ.

Метод мозгового штурма подводит ребенка к пониманию того, что из любой, даже самой сложной ситуации, можно легко найти выход. Это формирует основу рационального мышления. Например, дошкольникам предлагается обсудить различные «безвыходные» ситуации: как спасти Колобка от Лисы, как помирить Лису и Волка, чем писать, если нет ручки и карандаша и так далее.

Еще один широко применяемый метод – каталог, где детям предлагают составить сказку из случайно выбранных слов. Преподаватель задает вопросы, выстраивающие сюжет, дети же указывают на определенное место в тексте, и таким образом отвечают педагогу.

Альтернативный вариант – метод фокальных объектов. Дети называют несколько предметов, которые приходят им на ум, и перечисляют как можно большее количество их свойств. Затем один из выбранных предметов изменяют, постепенно причисляя ему свойства других предметов. В ходе такого урока дети описывают, что получается, когда и как это может получиться. Возможность находить и озвучивать нестандартные и яркие решения раскрепощают фантазию ребенка и побуждают его сочинять. Специалисты отмечают, что результаты игры с фокальными объектами хорошо зарисовывать.

Недостатки методики

Главным недостатком ТРИЗ-РТВ методики в обучении детей является то, что она недостаточно разработана. Хотя сегодня существует даже Мировая Ассоциация ТРИЗ, полное содержание программы обучения, его формы и методы, пока не проработаны на должном уровне. Поэтому педагогам, чаще всего, приходится самостоятельно изучать особенности методики ТРИЗ-РТВ и подбирать наиболее подходящую программу занятий.

Определенные ограничения касаются и сюжетов для игр. Безусловно, есть много сказок, которые можно использовать, изменив их в той или иной степени. Однако до сих пор никто не систематизировал отвечающие целям методики сказочные истории и не собрал их в единую базу сюжетов, откуда преподаватели могли бы черпать материал. Тем более никто еще не придумывал сюжеты специально для занятий по методам ТРИЗ-РТВ.

Еще одним недостатком данной методики раннего развития можно считать тот факт, что сам автор рекомендовал отдавать ребенка на групповые занятия ТРИЗ в возрасте не раньше 4,5 лет. Индивидуальные же занятия родители могут практиковать самостоятельно с самого раннего возраста – как только малыш начнет говорить фразами.

Источник

Проект «ТРИЗ – РТВ технология в образовательном процессе ДОУ как фактор повышения качества дошкольного образования»

«ТРИЗ – РТВ технология в образовательном процессе ДОУ как фактор повышения качества дошкольного образования»

Ранний возраст – это важный и ответственный этап развития человека. Ребенок – дошколник не только познает мир, но учится познавать себя. Взрослея, он должен учиться самостоятельно выбирать индивидуальный путь развития, ответственно принимать решения, эффективно и разумно действовать в современном меняющемся мире.

Поэтому педагоги и родители нашего детского сада не только освоили, но успешно применяют технологии решения изобретательских задач (ТРИЗ) – развитие творческого воображения (РТВ) для развития малышей. Девиз совместной деятельности: «Пусть творческих людей станет как можно больше, творец всегда поймет творца. И мир изменится к лучшему». Родители и педагоги вместе с детьми учились решать изобретательские задачи любой сложности и направленности, которые обеспечивают пробуждение, тренировку и использование природных способностей человека в изобретательской деятельности (прежде всего образного воображения и системного мышления).

За годы работы накопился богатый практический материал, который не только используют педагоги, но родители. Встал вопрос: «Каким образом сделать процесс применения данных технологий более открытым, материалы доступными?». Так родилась идея создания WEB – страницы на сайте детского сада «ТРИЗ – РТВ технологии в развитии ребенка».

В процессе работы по ТРИЗ – РТВ технологии ребенок учится:

Методы ТРИЗ – РТВ технологии, используемые в МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 51»

Групповое обсуждение с целью формирования умения давать большое количество идей в рамках заданной темы.

Морфологический анализ (МА)

Позволяет систематизировать перебор вариантов, увеличивать их число.

Для усиления возникновения процесса возникновения ассоциаций.

Метод фокальных объектов (МФО)

Усовершенствованный метод каталога.

Представление незнакомого – знакомым, а привычное – чужим.

Приемы типового фантазирования

Обучение фантастическим преобразованиям как самого объекта, так и его составляющих.

Для педагогических и руководящих работников МДОУ города и региона:

Инновационный проект «ТРИЗ – РТВ технология в образовательном процессе ДОУ как фактор повышения качества дошкольного образования» (представлен в областном конкурсе дошкольных образовательных организаций муниципальных образований Московской области на присвоение статуса Региональной инновационной площадки Московской области в 2014 году)

Пояснительна язаписка. (алгоритмическая последовательность мыслительных действий по фантастическому преобразованию объектов).

Методические разработки:

Сборники игр и творческих заданий.

Конспект непосредственно образовательной деятельности:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *