Триз ртв что это
ТРИЗ-РТВ-технология раннего развития
Теория решения изобретательских задач учит детей самостоятельно искать ответы на самые разные вопросы и находить выход даже из самых непредвиденных ситуаций, эффективно взаимодействовать с окружающим миром и мыслить рационально. Она не ограничивает разум рамками, которые неминуемо насаждает стандартная система образования, а расширяет его.
ТРИЗ-РТВ или теория решения изобретательских задач – это методика раннего развития, направленная на развитие творческого воображения, которая получает все большее распространение в современном мире. Цель методики указана в самом названии – она призвана развивать гибкость и подвижность ума, творческое начало, а вместе с тем и умение систематизировать полученные знания.
Примечательно, что в первоначальном варианте ТРИЗ предназначалась для специалистов, которым нужно было повысить эффективность решения технических проблем или изобретательских задач. Данная методика позволяла изобретателям усовершенствовать свои навыки и максимально быстро находить решения. Но со временем стало очевидно, что явные преимущества ТРИЗ-РТВ позволяют применять эту методику и для обучения детей дошкольного возраста.
Теория решения изобретательских задач учит детей самостоятельно искать ответы на самые разные вопросы и находить выход даже из самых непредвиденных ситуаций, эффективно взаимодействовать с окружающим миром и мыслить рационально. Она не ограничивает разум рамками, которые неминуемо насаждает стандартная система образования, а расширяет его.
ТРИЗ-РТВ – это система увлекательных занятий и коллективных игр, которые не изменяют основную программу обучения, а дополняют ее и позволяют сделать максимально эффективной.
Несколько слов об авторе методики
ТРИЗ-РТВ методику создал советский инженер-изобретатель и по совместительству писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. Он начал работу над теорией в 1946-1948 годах и совершенствовал ее на протяжении всей жизни, посвятив ТРИЗ около 40 лет.
Генрих Саулович называл ТРИЗ управляемым процессом создания нового, который соединяет в себе интуицию, логику и точный расчет.
Свои первые изобретения Альтшуллер совершил еще в детстве, а главным его изобретательским достижением стал газотеплозащитный скафандр, спроектированный в соавторстве с Рафаэлем Шапиро. Начиная с 1946 года он внимательно изучил и проанализировал более сорока тысяч патентов и, основываясь на полученных данных, вывел 40 приемов, которые обычно используют изобретатели.
В 1956 году Генрих Саулович вместе с Шапиро опубликовал статью, в которой изложил основы ТРИЗ. Уже два года спустя – в 1958 – Альтшуллер провел первый семинар. Затем он устраивал семинары по всему СССР, а с 1970 года по методике ТРИЗ начали обучать школьников. В том же 1970 он основал в Баку первый центр обучения ТРИЗ – Школу молодого изобретателя, позднее переросшую в АзОИИТ.
В течение почти десяти лет (с 1989 по 1998) Г. Альтшуллер возглавлял Ассоциацию ТРИЗ, и в 1997 по инициативе изобретателя на ее основе сформировали Международную ассоциацию ТРИЗ. Альтшуллер много публиковался, его книги издавали не только в Советском Союзе, но и за границей (в частности в Японии и США). В результате в 1990-х данная методика получила признание в самых крупных странах мира.
В своих литературных произведениях Генрих Саулович ставил перед собой цель показать, как научно-технический прогресс движется в сторону идеала. В жизни же он и сам стремился продвигать науку и технику к идеалу.
Особенности методики
ТРИЗ учит детей не только свободно ориентироваться в мире, но и находить оптимальные решения, которые сочетают простоту и точность, с минимальными временными затратами. Главная задача преподавателя – не столько подать новые знания, сколько научить, где ребенок может найти их самостоятельно. Поскольку в силу возраста внимание дошкольника сосредоточено преимущественно на том, что его интересует, занятия, как правило, проводятся в игровой форме.
Технологии ТРИЗ направлены на развитие сразу нескольких видов деятельности:
Отметим, что на занятиях ТРИЗ-РТВ детям необходимо не только самостоятельно найти решение проблемы или создать что-либо, но и добиться взаимопонимания с другими участниками. Поэтому ребенок, обучающийся по методике Альтшуллера, радует родителей сообразительностью и смекалкой, а также становится общительнее и смелее, не боится высказывать и отстаивать свое мнение.
Для занятий педагоги выбирают сюжеты (сказок, мультфильмов), которые близки детям и, следовательно, могут их увлечь. Увлекательность занятий является важным элементом, от которого во многом зависит и результативность методики. Ведь чем сильнее ребенок заинтересуется, тем больше активности он проявит и тем серьезнее воспримет историю. На примере сказочных сюжетов также воспитывают положительные личностные качества.
Основная цель занятий по методике раннего развития ТРИЗ-РТВ – показать, что главным богатством являются знания.
Кстати, при использовании ТРИЗ очень часто используется НФЛ (научно-фантастическая литература), которую можно рассматривать как бесконечный источник задач для развития воображения. НФЛ также делает мышление человека гибче и готовит его ум к восприятию диких на первый взгляд идей, без которых невозможен научно-технический прогресс.
Как проходят занятия
ТРИЗ-интрументарий может быть использован как эпизодически, так и системно. Но в любом случае педагоги стараются придерживаться определенного плана, который, как правило, состоит из нескольких этапов:
Как уже было сказано, занятия проводятся главным образом в формате игры. Можно выделить несколько методов ТРИЗ.
Метод мозгового штурма подводит ребенка к пониманию того, что из любой, даже самой сложной ситуации, можно легко найти выход. Это формирует основу рационального мышления. Например, дошкольникам предлагается обсудить различные «безвыходные» ситуации: как спасти Колобка от Лисы, как помирить Лису и Волка, чем писать, если нет ручки и карандаша и так далее.
Еще один широко применяемый метод – каталог, где детям предлагают составить сказку из случайно выбранных слов. Преподаватель задает вопросы, выстраивающие сюжет, дети же указывают на определенное место в тексте, и таким образом отвечают педагогу.
Альтернативный вариант – метод фокальных объектов. Дети называют несколько предметов, которые приходят им на ум, и перечисляют как можно большее количество их свойств. Затем один из выбранных предметов изменяют, постепенно причисляя ему свойства других предметов. В ходе такого урока дети описывают, что получается, когда и как это может получиться. Возможность находить и озвучивать нестандартные и яркие решения раскрепощают фантазию ребенка и побуждают его сочинять. Специалисты отмечают, что результаты игры с фокальными объектами хорошо зарисовывать.
Недостатки методики
Главным недостатком ТРИЗ-РТВ методики в обучении детей является то, что она недостаточно разработана. Хотя сегодня существует даже Мировая Ассоциация ТРИЗ, полное содержание программы обучения, его формы и методы, пока не проработаны на должном уровне. Поэтому педагогам, чаще всего, приходится самостоятельно изучать особенности методики ТРИЗ-РТВ и подбирать наиболее подходящую программу занятий.
Определенные ограничения касаются и сюжетов для игр. Безусловно, есть много сказок, которые можно использовать, изменив их в той или иной степени. Однако до сих пор никто не систематизировал отвечающие целям методики сказочные истории и не собрал их в единую базу сюжетов, откуда преподаватели могли бы черпать материал. Тем более никто еще не придумывал сюжеты специально для занятий по методам ТРИЗ-РТВ.
Еще одним недостатком данной методики раннего развития можно считать тот факт, что сам автор рекомендовал отдавать ребенка на групповые занятия ТРИЗ в возрасте не раньше 4,5 лет. Индивидуальные же занятия родители могут практиковать самостоятельно с самого раннего возраста – как только малыш начнет говорить фразами.
ТРИЗ, РТВ и ТРТЛ на практике: разбираемся с советским интеллектуальным прошлым
Проблемы, вызовы, решения – неотъемлемая часть жизни любого человека. Человечество всегда пыталось найти универсальный метод их решения, придумывало различные техники по типу дизайн-мышления, метода фокусирования, метода шаблона, бинома фантазии и т.д. В этой же статье расскажем о методике ТРИЗ, разработанной в СССР в середине прошлого столетия.
Имена
ТРИЗ расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Многие ученые спорят в отношении правомерности названии её как теории, приписывая ей лишь статус техники или методики. (Кстати, интересно как вы отнесетесь к этому аспекту ТРИЗ – пишите свое мнение в комментариях.) Тем не менее, название она получила от своего основателя Генриха Сауловича Альтушеллера, который был советским изобретателем, писателем-фантастом, знаменитым лектором.
Генрих Альтшуллер проделал громадную работу по изучению и анализу около 40 тысяч изобретательских патентов, он сформировал идею о том, что вообще-то генерация идей в целях создания качественно нового продукта – удел не только талантливых или гениальных людей. Развитие воображения подвластно каждому человеку, а ТРИЗ – как раз-таки техника, помогающая систематизировать и ускорить этот процесс.
Помимо инициатора идеи Г. Альтшуллера разработкой теории решения изобретательских задач занимался Рафаэль Шапиро. Ученые своей целью считали создать алгоритм решения таких задач, так как все технические системы развивались по определённым законам. Что это за законы? Давайте посмотрим подробнее.
Законы ТРИЗ
Итак, среди основополагающих законов (или принципов, или закономерностей) проследим следующие:
Стремление к идеальному результату
Объектом совершенствования ТРИЗ стали искусственные системы, развивающиеся с определенной спецификой, к примеру, бизнес-системы будут оперировать доходами, расходами, учитывать денежные законы, физические системы будут ориентированы на объективные законы природы и т.п. Однако при любом раскладе мы должны стремиться к совершенному результату.
И тут выход такой: мечтайте! Представляйте то, что было бы в идеальной ситуации, в таком случае решение придет быстрее. Прямо сейчас подумайте о своей проблеме, вообразите её разрешение (то есть то самое идеальное состояние) и спросите себя, как к этому прийти? Вашу голову однозначно посетят какие-то мысли, цепляйтесь за них.
Противоречия неминуемы
И это правда. Мы думаем, что по своему жизненному опыту вы уже смогли в этом убедиться, и ведь действительно, в какую сферу ни подайся, за что ни возьмись, во всем нужно искать компромисс. Сама жизнь человека – сплошное противоречие: мы рождаемся, зная, что в конечном итоге нас не станет, однако принципиально важно, что мы способны жить и радоваться.
Альтшуллер говорил: «… в одном выиграешь – в другом проиграешь… Мы пытаемся как-то улучшить одно свойство [технического объекта], невольно ухудшаем другое». В пример ученый привёл автобус, который, с одной стороны, должен быть длинным и, соответственно, вместительным, с другой не нагромождать улицы и дороги. Явное противоречие было решено с помощью прицепа, который соединял два коротких автобуса в один длинный, но технически компактный и разворотливый.
Обратите внимание: любое противоречие может быть решено. Генриху Альтшуллеру понадобилось много времени, чтобы составить специальную таблицу устранения противоречий, по которой возможно решить множество технических проблем путем сопоставления параметров, образующих противоречие. Таблица по сей день служит инструментарием при решении технических задач.
Ресурсы системы
Чтобы найти компромиссное решение системы, мы должны осознавать весь её потенциал, а если быть более точным – её ресурсы, их функции и возможности. Если вы хотите передать своему другу длинный, но информативный текст, то, воспользовавшись ресурсами мессенджера, вы можете отправить голосовое сообщение, таким образом решая проблему.
Или другой пример. Допустим, вам нужно выучить много слов на иностранном языке, но времени у вас не так много. Отличным вариантом может служить использование техник для запоминания иностранных слов, в числе которых ассоциации, составление рассказов сразу из нескольких слов, использование изображений. Однако если вы не знаете об этих техниках (о ресурсах данной системы), то вы не придете к этому решению. Учитесь и развивайтесь!
Таким образом, три основополагающих принципа ТРИЗ, описанные выше, составляют в сущности алгоритм решения изобретательских задач или АРИЗ. Этот алгоритм является содержательной базой ТРИЗ и заодно результатом долговременного труда Генриха Альтшуллера. Подробнее лекции Альтшуллера можно посмотреть в этом видеоролике:
Теория решения изобретательских задач не является монотонно изложенным материалом и включает в себя кое-какие составляющие. Давайте рассмотрим одну из них – РТВ.
РТВ: развитие творческого воображения
Именно это и есть один из важнейших курсов, входящих в программу ТРИЗ. Развитие творческого воображения – важная составляющая теории решения изобретательских задач. Г. С. Альтшуллер, помимо изобретательских и исследовательских способностей, обладал талантом писателя-фантаста, что в значительной мере определяло развитие его смекалки, воображения, фантазии, творческих навыков. К тому же было выявлено, что инженеры, увлекающиеся чтением фантастики, проявляли лучшие способности в творческих заданиях, нежели другие. Напишите в комментариях, какие книги нравятся вам и чувствуете ли вы развитие воображения от прочтения этих книг.
Важным фактором творческого процесса являлось снятие психологических барьеров или «психологической инерции», как выражался автор ТРИЗ. Когда мы сталкиваемся с проблемой, волей-неволей мы начинаем мыслить в тех категориях и тех формулировках, которые даны в задаче. Это накладывает рамки мышления и ограничивает при поиске решения. Согласитесь, расширить психологические границы – дело непростое, но не невозможное. Обратитесь к другим сферам, отвлекитесь, задумайтесь об иных вещах, возможно, решение кроется совсем рядом. Управление психологической инерцией – важный шаг к раскрытию воображения.
Когда вы думаете о творчестве, вы, наверное, сразу представляете кружки рисования или самоделия, танцевальные студии или музыкальные школы. На самом же деле, творчество – это процесс, посвященный созданию качественно нового продукта, причем сфера его применения может быть и не связана с искусством. Конечно же, изобретения самым что ни на есть наилучшим образом подходят под данную категорию, поэтому в ТРИЗ много внимания уделено развитию творческого воображения.
Особенно актуально для родителей развитие воображения их детей, что может быть достигнуто разными способами. В небольшом видеоролике ниже можно послушать полезные советы на эту тему:
А самим родителям (и не только родителям) мы могли бы порекомендовать нашу онлайн-программу «ТРИЗ на практике», которая поможет оценить и развить свои творческие способности, научит применять алгоритмы решения задач в различных областях всего за 4 недели.
Здесь вкратце опишем методы РТВ:
Помимо развития отдельной составляющей человека, его воображения, ТРИЗ останавливается на развитии целого ряда качеств личности. Эта концепция стала основой для следующей аббревиатуры.
ТРТЛ: теория развития творческой личности
Как думаете, вы – творческая личность? Если да, то как это проявляется? Какие факты вашей биографии говорят об этом? Постарайтесь дать честные ответы, а мы пока расскажем о взгляде часто упоминаемого Генриха Сауловича на данную тему.
Исследовав множество биографий изобретателей, Альтшуллер на пару с И. М. Верткиным заметили, что все они обладали рядом одинаковых качеств, соответственно, ученые пришли к выводу, что выдающийся изобретатель появляется не от рождения, а воспитывается по ходу жизни, соответственно, каждый может преуспеть в изобретательском ремесле. Давайте посмотрим, какие именно качества предлагали развивать в себе советские исследователи:
ТРТЛ была создана в 80-е годы прошлого века, когда пришло понимание того, что воображение – не панацея нового изобретения. Личность должна развивать комплекс качеств, которые будут способствовать воспитанию изобретательского духа. Не останавливаясь на этих наработках, Альтшуллером и Верткиным была создана и жизненная стратегия творческой личности (ЖСТЛ), построенная по аналогии с шахматной игрой между личностью изобретателя и жизненными обстоятельствами. Довольно подробно это описано в этой статье
Кстати говоря, в последнее время все чаще применение ТРИЗ становится заметным в бизнес-сфере. Если вы заинтересованы в поиске стартап-идеи или совершенствовании уже имеющейся, можете взять на заметку эту методику. Ряд крупнейших компаний, к примеру, Samsung, LG, Procter&Gamble, Boeing, Caterpillar и др. используют в своей практике методику ТРИЗ.
Заключение
Мы часто слышим сегодня слова и словосочетания «инновации», «инновационный продукт», «эпоха инноваций», но, в сущности, понимаем ли мы это понятие? Основной любой инновации служит какая-то новая жизнеспособная особенность объекта, его характеристика, доселе не существовавшая и меняющая мир к лучшему. Фактически, вся изобретательская деятельность направлена именно на это, и примеры тому доказательство: компас в Древнем Китае, лампочка Эдисона, ручной типографский станок Гутенберга, термоскоп Галилея, печь Франклина, вакцинация Дженнера, кинематограф братьев Люмьер, компьютер Конрада Цузе и многое другое. Все эти объекты толкали человеческое общество к прогрессу, являлись базой для создания новых инноваций.
ТРИЗ – еще одна методика, первоначально служившая дополнительным инструментом в технической, изобретательской среде, но, тем не менее, сегодня область ее использования гораздо шире и объемнее.
Помните, что для создания чего-то качественно нового и полезного необходимо тренировать изображение, саморазвиваться и формировать образ жизни, толкающий на созидание, а не разрушение. В этом и кроется суть любого творчества – в какой бы области оно вам ни пригодилось.
Проект «ТРИЗ – РТВ технология в образовательном процессе ДОУ как фактор повышения качества дошкольного образования»
«ТРИЗ – РТВ технология в образовательном процессе ДОУ как фактор повышения качества дошкольного образования»
Ранний возраст – это важный и ответственный этап развития человека. Ребенок – дошколник не только познает мир, но учится познавать себя. Взрослея, он должен учиться самостоятельно выбирать индивидуальный путь развития, ответственно принимать решения, эффективно и разумно действовать в современном меняющемся мире.
Поэтому педагоги и родители нашего детского сада не только освоили, но успешно применяют технологии решения изобретательских задач (ТРИЗ) – развитие творческого воображения (РТВ) для развития малышей. Девиз совместной деятельности: «Пусть творческих людей станет как можно больше, творец всегда поймет творца. И мир изменится к лучшему». Родители и педагоги вместе с детьми учились решать изобретательские задачи любой сложности и направленности, которые обеспечивают пробуждение, тренировку и использование природных способностей человека в изобретательской деятельности (прежде всего образного воображения и системного мышления).
За годы работы накопился богатый практический материал, который не только используют педагоги, но родители. Встал вопрос: «Каким образом сделать процесс применения данных технологий более открытым, материалы доступными?». Так родилась идея создания WEB – страницы на сайте детского сада «ТРИЗ – РТВ технологии в развитии ребенка».
В процессе работы по ТРИЗ – РТВ технологии ребенок учится:
Методы ТРИЗ – РТВ технологии, используемые в МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 51»
Групповое обсуждение с целью формирования умения давать большое количество идей в рамках заданной темы.
Морфологический анализ (МА)
Позволяет систематизировать перебор вариантов, увеличивать их число.
Для усиления возникновения процесса возникновения ассоциаций.
Метод фокальных объектов (МФО)
Усовершенствованный метод каталога.
Представление незнакомого – знакомым, а привычное – чужим.
Приемы типового фантазирования
Обучение фантастическим преобразованиям как самого объекта, так и его составляющих.
Для педагогических и руководящих работников МДОУ города и региона:
Инновационный проект «ТРИЗ – РТВ технология в образовательном процессе ДОУ как фактор повышения качества дошкольного образования» (представлен в областном конкурсе дошкольных образовательных организаций муниципальных образований Московской области на присвоение статуса Региональной инновационной площадки Московской области в 2014 году)
Пояснительна язаписка. (алгоритмическая последовательность мыслительных действий по фантастическому преобразованию объектов).
Методические разработки:
Сборники игр и творческих заданий.
Конспект непосредственно образовательной деятельности:
Что же такое ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технология?
Что же такое ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технология?
общая теория сильного мышления
теория решения изобретательских задач
развитие творческого воображения
ТРИЗ – это «волшебная палочка», с помощью которой можно научить:
Цель: развитие умений выделять общие признаки путем сравнения, развитие аналитического и логического мышления, активного словаря, речи, памяти; воспитание интереса к окружающему.
Игра «Хорошо-плохо»
Игра «Ты моя частичка»
Цель: развитие умений вычленять основные и второстепенные части в объектах рукотворного и природного мира; активного словаря детей, логического мышления.
Цель: развитие умений подбирать объекты по одному определенному признаку, речи, активного словаря, памяти, творческого мышления; воспитание культуры познания.
Пособие кольца Луллия: уточняет представления в различных предметных областях, развивает вариативность воображаемых
Пособие «Системный лифт»: используется для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта.
Пособие «Волщебная дорожка»: помогает формировать умение давать большее количество разных категорий ответов в рамках заданной темы. Данное пособие может использоваться, как по сезонам, по цветам, по геометрическим фигурам, а также как «дорожка анализаторов» (глаза, ухо, нос, язык, рука).
Пособие «Волшебный телевизор» (СО): используется для рассмотрения частей изучаемого объекта и как части другого более крупного объекта, его прошлое, настоящее и будущее .
Пособие «Ящик ощущений»: используется для получения сенсорной информации об объекте исследования, повышает уровень познавательной активности детей при работе с природным объектом, развивает эмоциональную сферу.
Целью ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технологии в дошкольном возрасте:
Основная задача использования ОТСМ-ТРИЗ-РТВ- технологии в дошкольном возрасте – это привить ребёнку радость творческих открытий.
ДЕВИЗ: «ТВОРЧЕСТВО ВО ВСЁМ!»
Принципы подбора игр, задач и упражнений для ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технологии:
ДЕВИЗ: «МОЖНО ГОВОРИТЬ ВСЁ!»
-ТЕРМИНЫ, МЕТОДЫ и ПОСОБИЯ:
любой рассматриваемый объект, совокупность его элементов и связей между ними, имеющая качества, которыми элементы по отдельности не обладают.
цель, обычное назначение объекта.
всякое точное предписание, которое задаёт вычислительный процесс и направленный на получение полностью определенного этими исходными данными результата.
сложная задача, для решения которой необходимо выявить и разрешить противоречие, лежащее в глубине задачи, т.е. найти первопричину (корень проблемы) и устранить эту причину.
предъявляемое к одному объекту противоположных требований.
приём фантазирования объекта, при котором вначале выделяются составные части исходного объекта, а затем придумываются различные варианты, которыми могут быть представлены эти части.
метод систематизации представлений, формирование чувствительности к системным взаимосвязям, обучение сравнению по признаку объектов.
Метод фокальных объектов
прием фантазирования, при котором на исходный (фокальный) объект переносятся свойства других объектов.
Типовые приемы фантазирования
метод освоения детьми приёмами преобразования признаков объекта для развития воображения и решения проблем.
Метод маленьких человечков
приём фантазирования, при котором конкретный объект рассматривается с помощью плана (этажей).