Триз педагогика что это

ТРИЗ как метод развития творческого мышления

Теория решения изобретательских задач одна из самых противоречивых методик. Кто-то активно внедряет в свои проекты, а кто-то до сих пор не может разобраться, что это такое и как это работает. Разбираемся.

Триз педагогика что это. Смотреть фото Триз педагогика что это. Смотреть картинку Триз педагогика что это. Картинка про Триз педагогика что это. Фото Триз педагогика что это

Откуда взялась ТРИЗ

В 1946 году советский инженер, учёный и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер начал изучать приёмы решения задач, чаще всего используемые изобретателями. Всего он выделил 40 приёмов, которые назвал теорией решения изобретательских задач.

Он пришёл к выводу, что решение технической задачи приводит к моменту, когда ответа на вопрос ещё нет, а вариантов много. В такой ситуации оказывается каждый изобретатель. Также Альтшуллер заключил, что самое эффективное решение задачи достигается при помощи ресурсов (материальных, временных, пространственных, человеческих и так далее), которые у вас уже есть. Тогда ответ станет очевидным.

В 80-х годах эту теорию брали за основу методики преподавания в советских школах и использовали на заводах. Но позже эта практика забылась.

Триз педагогика что это. Смотреть фото Триз педагогика что это. Смотреть картинку Триз педагогика что это. Картинка про Триз педагогика что это. Фото Триз педагогика что это

Сегодня ТРИЗ имеет широкое признание во всем мире. Ведущие производственные компании используют методы и инструменты ТРИЗ в своей работе — Samsung, LG, Gillette, HP, Intel, Boeing, Xerox, Ford, Toyota, Kodak, Johnson&Johnson и другие.

Каждый год проходят всемирные конференции ТРИЗ, активно ведут свою деятельность Международная, Азиатская и Европейская ассоциации ТРИЗ. В 1998 году в США открылся Институт Альтшуллера для обучения инженеров и менеджеров.

Что такое ТРИЗ

ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач — набор методов решения задач и усовершенствования систем, в основе которых лежит креативный подход. То есть это едва ли не единственная системная теория обучения творчеству, поэтому в решении задач по ТРИЗ нет оценок и единственного правильного ответа.

Цель ТРИЗ: развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи изящным и эффективным способами.

Например, как избавиться от шнуровки на кроссовках, но сделать их закрытыми?

Сейчас мы легко представляем эту фурнитуру в своей повседневной жизни. До 80-х годов липучки не существовало. Её роль выполняли плоды репейника. Так что липучка — изобретение, которое появилось в ходе решения какой-то подобной задачи.

Триз педагогика что это. Смотреть фото Триз педагогика что это. Смотреть картинку Триз педагогика что это. Картинка про Триз педагогика что это. Фото Триз педагогика что это

Как понять, что нужно использовать ТРИЗ

Расшифровка аббревиатуры ТРИЗ намекает, что есть некие изобретательские задачи. И именно тогда, когда они возникают, начинается потребность в применении теории.

Изобретательская задача — это задача, которую не удается решить известными или очевидными способами. Поэтому возникает необходимость в изобретении, которое позволит выиграть, при этом ничего не проиграв.

Первый шаг на пути к изобретению: переформулировать задачу так, чтобы сама формулировка отсекала неэффективные пути решения.

Таким образом, обычная задача становится изобретательской, когда для её решения необходимо устранить противоречие или другими словами — прийти к идеальному конечному результату (ИКР).

Например, автобус должен быть коротким, чтобы иметь высокую маневренность на узких улицах. С другой стороны, автобус должен быть длинным, чтобы вмещать больше пассажиров. Это простой пример противоречия — автобус одновременно должен быть длинным и коротким.

Прорывное решение — автобус с гармошкой или двухэтажный автобус: одновременно и длинный и короткий.

Триз педагогика что это. Смотреть фото Триз педагогика что это. Смотреть картинку Триз педагогика что это. Картинка про Триз педагогика что это. Фото Триз педагогика что это

Как работать с противоречиями

Противоречие — отношение двух понятий и суждений, каждое из которых является отрицанием другого.

В ТРИЗ существует три вида противоречий. В списке они расположены от самого простого по разрешению к самому сложному:

Это противоречие может быть нейтрализовано изучением дополнительных материалов или принятием административных решений — то есть поиском ресурсов, с помощью которых это противоречие можно разрешить.

Например, крыло самолёта должно быть прочным — для этого нужно больше материала. Но оно должно быть лёгким — но тогда оно не будет прочным.

Это самое сложное противоречие, потому что оно упирается в физические законы природы.

Пример ТРИЗ-задачи. От «морской болезни» страдают ещё и космонавты. В космосе лекарства усваиваются организмом иначе, чем на суше, поэтому принимать их нужно часто и небольшими порциями, потому что в больших дозировках препарат будет вреден для организма.

Как сделать так, чтобы космонавтам не приходилось регулярно отвлекаться на приём лекарства, учитывая, что большая доза препарата будет слишком вредна для организма?

Вариант решения. Нужно, чтобы при минимуме действий препарат поступал в организм и при этом усваивался поэтапно. Для этого учёные изобрели пластырь, избавляющий от симптомов морской болезни: активное вещество проникает в организм через кожу, и дозировка при этом не нарушена. По этому же принципу появились противозачаточные и противоникотиновые пластыри.

Триз педагогика что это. Смотреть фото Триз педагогика что это. Смотреть картинку Триз педагогика что это. Картинка про Триз педагогика что это. Фото Триз педагогика что это

Как мы написали выше, устранение противоречия должности привести к идеальному конечному результату (ИКР).

Что такое идеальный конечный результат в ТРИЗ

Идеальный конечный результат (ИКР) — это ситуация, когда нужное действие получается без каких-либо затрат (потерь), использования внешних ресурсов, усложнений и нежелательных эффектов.

Немного идеального объяснения из книги М.М. Кане «Основы исследований, изобретательства и инновационной деятельности в машиностроении»:

Идеальная машина — машина которой нет, а её функции выполняются.

Идеальный процесс — процесс, которого нет, а результат от процесса есть.

При формулировании идеального конечного результата желательно применять слово «самостоятельно» (сам, сама, само, сами). Обычно используют три формулировки:

Правильная формулировка ИКР заставляет сделать так, чтобы достижение решения задачи было по возможности бесплатным, то есть с использованием только тех ресурсов, которые у нас уже есть.

Виды ресурсов

Для начала обозначим, что ресурсами называется всё, что может быть полезно для решения задачи.

Триз педагогика что это. Смотреть фото Триз педагогика что это. Смотреть картинку Триз педагогика что это. Картинка про Триз педагогика что это. Фото Триз педагогика что этоКурсы Нетологии

Soft Skills

Приёмы решений по ТРИЗ

Всего по Альтшуллеру выделяется 40 приёмов. Расскажем о нескольких из них:

Триз педагогика что это. Смотреть фото Триз педагогика что это. Смотреть картинку Триз педагогика что это. Картинка про Триз педагогика что это. Фото Триз педагогика что этоПринцип дробления

Триз педагогика что это. Смотреть фото Триз педагогика что это. Смотреть картинку Триз педагогика что это. Картинка про Триз педагогика что это. Фото Триз педагогика что этоПринцип объединения

Триз педагогика что это. Смотреть фото Триз педагогика что это. Смотреть картинку Триз педагогика что это. Картинка про Триз педагогика что это. Фото Триз педагогика что этоПринцип посредника

Триз педагогика что это. Смотреть фото Триз педагогика что это. Смотреть картинку Триз педагогика что это. Картинка про Триз педагогика что это. Фото Триз педагогика что этоПринцип проскока: вести процесс или отдельные его этапы (например, вредные или опасные) на большой скорости.

Триз педагогика что это. Смотреть фото Триз педагогика что это. Смотреть картинку Триз педагогика что это. Картинка про Триз педагогика что это. Фото Триз педагогика что этоПринцип дешевой недолговечности взамен долговечности: заменить дорогой объект набором дешёвых объектов, поступившись при этом некоторыми качествами (например, долговечностью).

Таблица ТРИЗ

Так как ТРИЗ изначально применялась для решения технических изобретательских задач, была разработана специальная таблица, в которой по вертикали располагаются технические характеристики, которые по условиям задачи необходимо улучшить, а по горизонтали — характеристики, которые недопустимо ухудшить.

На пересечении граф таблицы указаны номера приемов, которые с наибольшей вероятностью могут устранить возникшее техническое противоречие.

Триз педагогика что это. Смотреть фото Триз педагогика что это. Смотреть картинку Триз педагогика что это. Картинка про Триз педагогика что это. Фото Триз педагогика что это

Как связаны ТРИЗ и креативный подход

ТРИЗ основывается на следующих методах поиска решений:

Триз педагогика что это. Смотреть фото Триз педагогика что это. Смотреть картинку Триз педагогика что это. Картинка про Триз педагогика что это. Фото Триз педагогика что этоМозговой штурм — когда проблема активно обсуждается несколькими участниками. Каждому из них нужно высказывать как можно больше вариантов решения задачи, в том числе самых фантастичных.

Триз педагогика что это. Смотреть фото Триз педагогика что это. Смотреть картинку Триз педагогика что это. Картинка про Триз педагогика что это. Фото Триз педагогика что этоСинектика или метод аналогий — сравнение и нахождение сходства между объектами. Или представление себя в качестве предмета или явления в проблемной ситуации. Этот метод эффективен в паре с мозговым штурмом.

Триз педагогика что это. Смотреть фото Триз педагогика что это. Смотреть картинку Триз педагогика что это. Картинка про Триз педагогика что это. Фото Триз педагогика что этоМорфологический анализ — поиск решений для отдельных частей задачи. С целью последующего сочетания этих решений.

Триз педагогика что это. Смотреть фото Триз педагогика что это. Смотреть картинку Триз педагогика что это. Картинка про Триз педагогика что это. Фото Триз педагогика что этоМетод фокальных объектов — поиск ассоциаций исследуемого объекта со случайными объектами. К объекту примеряются свойства других, никак не связанных с ним объектов.

Триз педагогика что это. Смотреть фото Триз педагогика что это. Смотреть картинку Триз педагогика что это. Картинка про Триз педагогика что это. Фото Триз педагогика что этоМетод Робинзона — поиск максимально разнообразных способов применений к предмету.

Триз педагогика что это. Смотреть фото Триз педагогика что это. Смотреть картинку Триз педагогика что это. Картинка про Триз педагогика что это. Фото Триз педагогика что этоСистемный оператор — поиск связей между объектами, которые в дальнейшем можно связать в систему

Как применять ТРИЗ

Триз педагогика что это. Смотреть фото Триз педагогика что это. Смотреть картинку Триз педагогика что это. Картинка про Триз педагогика что это. Фото Триз педагогика что этоСформулируйте изобретательскую задачу.

Триз педагогика что это. Смотреть фото Триз педагогика что это. Смотреть картинку Триз педагогика что это. Картинка про Триз педагогика что это. Фото Триз педагогика что этоОпределите, к какому виду противоречий она относится.

Триз педагогика что это. Смотреть фото Триз педагогика что это. Смотреть картинку Триз педагогика что это. Картинка про Триз педагогика что это. Фото Триз педагогика что этоСформулируйте идеальный конечный результат.

Триз педагогика что это. Смотреть фото Триз педагогика что это. Смотреть картинку Триз педагогика что это. Картинка про Триз педагогика что это. Фото Триз педагогика что этоОпределите, какие ресурсы, которыми вы обладаете, могут быть использованы для ее решения.

Триз педагогика что это. Смотреть фото Триз педагогика что это. Смотреть картинку Триз педагогика что это. Картинка про Триз педагогика что это. Фото Триз педагогика что этоПримените один из приемов решений одним из методов решения.

Триз педагогика что это. Смотреть фото Триз педагогика что это. Смотреть картинку Триз педагогика что это. Картинка про Триз педагогика что это. Фото Триз педагогика что этоПроанализировать результат.

Таким образом, ТРИЗ — это поиск решения нестандартных проблем в известном поле знаний. Несмотря на множество терминов, как можно увидеть из описания приёмов и методов, ТРИЗ — это то, что мы ежедневно применяем в своей жизни, но просто не называем этой аббревиатурой.

Источник

Что такое ТРИЗ-педагогика?

ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалась в нашей стране в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной (т. е. российской, а еще точнее советской) школы Г. С. Альтшуллера.

ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Ее отличие от известных средств проблемного обучения — в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики.

Под методами решения изобретательских задач прежде всего подразумеваются приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ; а также такие известные методы как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и их разновидности.

Современная ТРИЗ-педагогика включает в себя курсы, рассчитанные на возрастные группы от дошкольников до студентов и взрослых специалистов. Особенностью работы с каждой возрастной группой являются выбор объектов изобретательской деятельности, соответствующих возрасту. Так, дошкольники и младшие школьники изобретают игрушки, загадки, пословицы, подвижные игры и т. п.

Для развития творческих навыков ТРИЗ-педагогами накоплен фонд учебных изобретательских и исследовательских задач в таких областях как: физика, биология, экология, искусство, техника и бизнес.

Для каждой возрастной группы разрабатываются алгоритмические процедуры, методики. Они позволяют учащимся изобретать новое, самореализоваться в творчестве. Следует различать ознакомительный и инструментальный уровень освоения ТРИЗ-методик. Обязательным условием качественного, инструментального обучения в ТРИЗ-педагогике является не только освоение соответствующих методик, но и освоение способов их создания.

Особое место занимает курс развития творческого воображения (РТВ), предназначенный для преодоления стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями.

На сегодняшний день издано более 60 методических пособий, книг по педагогической тематике.

Рекомендуем также посмотреть материал
«Нас ждут серьезные изменения в системе обучения» (Размышления о новой функции образования и о ТРИЗ-педагогике).

Источник

ТРИЗ — педагогика.

Триз педагогика что это. Смотреть фото Триз педагогика что это. Смотреть картинку Триз педагогика что это. Картинка про Триз педагогика что это. Фото Триз педагогика что это Ольга Постник
ТРИЗ — педагогика.

Триз педагогика что это. Смотреть фото Триз педагогика что это. Смотреть картинку Триз педагогика что это. Картинка про Триз педагогика что это. Фото Триз педагогика что это

ТРИЗ – педагогика.

Ребёнок появляется на свет с врождённой познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться на первых порах к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность- состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющейся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

С самого раннего детства можно научить ребёнка системно думать, решать задачи творческого характера, придумывать сказки, стихи и многое другое. Многолетний исследовательский опыт показал, что ребёнок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет сам учиться. У него высокий уровень познавательной активности, ярко выраженное творческое мышление, развитое воображение.

В российском образовательном процессе существует направление, называемое ТРИЗ – педагогикой. В её основе лежит воспитательная система, построенная на теории развития личности (ТРТЛ).

Основным средством педагогического воздействия в ТРИЗ-педагогике является система творческих заданий, что в достаточной степени гарантирует формирование исследовательских умений у обучающихся. Предлагая детям творческие задания, важно учитывать следующие дидактические принципы.

Принцип свободы выбора. В любом обучающем действии предоставлять ребёнку право выбора.

Принцип открытости. Предоставлять ребёнку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условиях творческого задания закладываются разные варианты решения.

Принцип деятельности. Любое творческое задание включает практическую деятельность.

Принцип обратной связи. Воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций,

так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

Принцип идеальности. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

Умение манипулировать признаками объекта и их значениями

необходимо при решении творческих задач. Это способствует развитию воображения и является первым шагом в формировании творческих способностей человека. В репродуктивной деятельности по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математике могут использоваться круги Луллия.

Круги Луллия представляют дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги. Для каждой возрастной группы целесообразно брать определённое количество кругов и секторов.

РЗ: найти маме детёныша.

2. Взрослый раскручивает круги. Например, под стрелкой оказались

изображения собаки и Цыплёнка.

РЗ: выбрать объект (ягода вишни, подобрать соответствующую ему геометрическую форму (круг) и количество (например, цифра 2).

объектов (квартира, улица, лес, космический корабль). Четвёртый

РЗ: выбрать объект, подобрать материал, из чего он изготовлен, его

цвет и определить место его нахождения (телефон- пластмасса-

2. Раскрутить круги.Под стрелкой оказались: стул стекло космический корабль, голубой цвет.

ФЗ: объяснить практическую значимость получившегося объекта.Обсуждается ситуация: на космическом корабле необходим стеклянный стул голубого цвета, потому что. (Ответы детей).При помощи кругов Луллия можно играть в игры с творческими заданиями : «Необычайное место», «Новая сказка», «Необычные вещи».

Цель: учить детей определять части объектов. Побуждать к объяснению практической значимости необычного сочетания известных им объектов или их частей.

РЗ: «Посмотри, какотгобъект оказался под стрелкой на первом круге, и найди его часть на втором».

ФЗ: «Раскрути круги, посмотри и назови, что оказалось под стрелкой (например, здание и крылья самолёта». Придумай историю о том, как дом научился летать.»

Цель: закреплять знание текстов знакомых сказок. Учить изменять текст сказки в зависимости от введения новых объектов.

РЗ: «Посмотри, иллюстрация к какой сказке оказалась под стрелкой». («Красная Шапочка» Ш. Перро.» «Вспомни героев сказки, найди подходящий предмет». (Корзина).

ФЗ: «Раскрути круги и посмотри, что оказалось под стрелкой (Иллюстрация из сказки «Три поросёнка» и сковорода из сказки «Федорино горе»). Как сковорода может помочь поросятам справиться с волком?»

Цель: учить детей различать места, в которых происходили события, описанные в сказке; изменять текст знакомой сказки в зависимости от смены места действия.

РЗ: «Выбери героя, вспомни название сказки и найди место, где разворачивается сюжет». (Черепаха Тортилла живёт болоте.»

ФЗ: «Раскрути круги и посмотри, что оказалось под стрелкой. Назови героя и его новое место жительства». (Черепаха Тортилла

живёт в волшебном саду.) Предлагается детям подумать и рассказать, как в этом случае будет развиваться сюжет сказки.

Все эти игры направлены на формирование воображения, умение выдвигать идеи, отличающиеся от общепринятых или типичных, доказательно отстаивать своё мнение, уважительно относиться к высказываниям другим детей.

самостоятельно создавать развёрнутые рассказы о ней.

На каждой ступеньке лестницы в виде символов отображены методы и приёмы ТРИЗ и РТВ. Желательно, чтобы в выборе символов принимали участие дети, тогда они с удовольствием будут работать со схемой в дальнейшем. Можно менять количество ступенек от того, какие методы и приёмы ТРИЗ и РТВ используются на занятии и на какой возрастной группе.

Воспитатель показывает карточку с изображением дома. Беседуя с детьми, воспитатель передвигает карточку по ступенькам лестницы.

1 ступенька. Вопрос о выбранной системе.

— Где можно увидеть много домов? (В городе, в селе).

3 ступенька. Сектор круга (подсистемы).

— Из каких частей состоит дом? (Фундамент, стены, окна, Балкон,

4ступенька. Геометрические фигуры и формы (сравнение в целом или частично).

— Какую форму имеют стены, окна, крыша? (Форму прямоугольника, квадрата, треугольника).

5ступенька. Цветовые пятна (определение цвета).

— Какими карандашами мы будем рисовать дом? (коричневым.)

6 ступенька. Соотношение по размеру.

-Какой может быть дом? (Большой, маленький).

7 ступенька. Маленькие человечки (физическое состояние системы:

твёрдое жидкое газообразное).

— Из каких маленьких человечков состоит дом (Твёрдое).

8 ступенька. Знак равенства (на что или на кого похожа данная

— С чем можно сравнить дом? (С муравейником,.).

9 ступенька. Рука. (символизирует функции системы).

— Какая польза (вред) от дома?

10 ступенька. Продвижение во времени.

— Что нужно делать, чтобы дом долго оставался красивым?

11 ступенька. Крестик. (система исчезла во всё мире, как без неё

обходиться, чем заменить).

— Что произойдёт, если исчезнут все дома?

Решение проблемной задачи: что случиться, если на Земле вообще не будет домов?

12 ступенька. Буква Я и знак равенства (представить себя в роли

данной системы и рассказать от его имени о своих чувствах и

— Что чувствует дом (ночью, днём.? О чём он думает и мечтает?

По мере усложнения материала и увеличения его объёма

целесообразно переходить от отдельных занятий у циклу,

объединённому единой темой.

Например: цикл под общим названием «Космическое путешествие».

В цикле поставлены следующие цели, основанные на методах РТВ и базовых положениях ТРИЗ:

1. Моделирование объектов и явлений.

2. Закрепление умения решать изобретательские ситуации.

3. Установление системности различных элементов и явления в

4. Снижение психологической инерции.

5. Развитие творческого, созидательного мышления.

На этих занятиях дети разбирают и «преобразовывают» такие компоненты окружающего мира, как «огонь», «камень», «стекло» «дерево», «бумага». ; закрепляют знания о космосе (планеты, звёзды, Солнце).

Например: Мы отправляемся в путешествие на планету

— На чём полетим в космос? (На летающей тарелке, ракете).

Дети рисуют аппарат.

— Что мы оденем, чтобы выглядеть как настоящие космонавты? Дети рисуют скафандр.

-Что нам понадобится в путешествии? (Еда, лекарства, книги,

Дан старт. Первая планета, которая встретилась на нашем пути, называется «Стеклянная».

1. Когда стеклянные жители маленькие, они все прозрачные. Но

когда становятся взрослыми,то приобретают цвет: учитель- синий,

милиционер- серый. Какого цвета пожарные (красного, врачи

2. В школе дети пишут на стеклянных досках и в стеклянных

тетрадках. Что нужно сделать для того, чтобы были видны буквы?

(Рисовать и писать цветными мелками).

3. Дома на Стеклянной планете тоже сделаны из прозрачного

стекла. Подумайте, что нужно сделать для того, чтобы никто не

смог увидеть, что происходит внутри каждой квартиры? (Строить

стены из темного стекла).

Изучение материала, таким образом, даёт возможность заинтересовать детей в познании окружающего мира, развивать у детей творческое мышление, изобретательность.

Триз педагогика что это. Смотреть фото Триз педагогика что это. Смотреть картинку Триз педагогика что это. Картинка про Триз педагогика что это. Фото Триз педагогика что это Триз педагогика что это. Смотреть фото Триз педагогика что это. Смотреть картинку Триз педагогика что это. Картинка про Триз педагогика что это. Фото Триз педагогика что это

Использования приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. Инновации в образовании. ТРИЗ педагогика. Презентация к педсовету. Представлен материал по работе с детьми дошкольного возраста по методике.

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Целью использования ТРИЗ – технологии является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность,.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *