Финансовая грамотность в школе что это
Российских школьников в обязательном порядке начнут учить финграмотности
С 1 сентября 2022 года учащимся первых и пятых классов российских школ в обязательном порядке начнут преподавать «элементы финансовой грамотности»; по согласованию с родителями это может произойти уже в нынешнем году, говорится в сообщении Банка России.
В ЦБ пояснили, что обязательное преподавание финансовой грамотности с 1-го по 9-й класс закреплено в разработанных при участии регулятора новых федеральных государственных стандартах начального и основного общего образования.
При этом речь идет об изучении «элементов финансовой грамотности» на уроках математики, географии и обществознания.
«Часть математических заданий будет посвящена расчету цен товаров, стоимости покупок и услуг, налогов, а уроки географии дадут определения качества жизни человека, семьи и финансового благополучия», — говорится в сообщении ЦБ.
В Банке России пояснили, что детям с первого класса будут прививать навыки безопасного совершения финансовых операций через интернет, а также учить анализировать доходы и расходы семьи, составлять личный финансовый план. Школьникам постарше расскажут, как оценивать риски предпринимательской деятельности и избегать разных видов финансового мошенничества. Кроме того, их научат самостоятельно составлять и заполнять некоторые документы — заявления, обращения, декларации, доверенности.
«Правильные навыки обращения с финансами должны закладываться с самого детства, со школы. Введение новых образовательных стандартов позволит каждому школьнику в нашей стране гарантированно получить необходимый для жизни запас знаний о финансах, чтобы понимать, как распорядиться своими доходами, приумножить сбережения и защитить их от финансовых мошенников. Следующее поколение уже сможет более разумно решать финансовые проблемы, а значит повышать уровень благополучия своей семьи и населения в целом», — сказал первый зампред Банка России Сергей Швецов.
По словам первого замглавы Центробанка, благодаря сотрудничеству Минпросвещения с ЦБ и Минфином азы финансовой грамотности уже сейчас проходят в 86% российских школ. В 2019 году Минпросвещения сообщало, что уроки финансовой грамотности входят в программу около 30 тыс. российских школ (более 70% от общего числа), а в 35% учебных заведений элементы финансовой грамотности присутствуют уже в программах начальных классов.
Уроки финансовой грамотности в школе: для чего нужны и что дадут?
О чем конкретно будут рассказывать ребятам на уроках финансовой грамотности и для чего они вообще нужны? Об этом вы узнаете в рамках данной статьи.
Программы обучения действующей сегодня системы российского образования охватывают практически все сферы жизнедеятельности современного человека, что обеспечивает качественную подготовку школьников к взрослой жизни. Исключением до недавнего времени являлась только практическая подготовка учеников к нынешним экономическим условиям, то есть финансовая грамотность детей. И это несмотря на то, что Россия входит в список стран с высоким уровнем развития экономики.
2016 году этот пробел образовательной программы школьников устранен – в российских школах ввели уроки финансовой грамотности, в ходе которых детей не только научат бережно обращаться с деньгами, но и расскажут, как можно и нужно отстаивать свои права в случае необходимости. О чем конкретно будут рассказывать ребятам на уроках финансовой грамотности и для чего они вообще нужны? Об этом вы узнаете в рамках данной статьи.
Зачем нужны уроки финансовой грамотности?
В сентябре 2016 года во многих российских школах был введен новый предмет по развитию финансовой грамотности среди школьников в рамках такого предмета, как обществознание. В дальнейшем аспекты из курса по финансовой грамотности планируется внедрить в такие предметы как математика, ОБЖ, география и история.
Специалисты уверены, чтобы российское общество научилось оперативно реагировать на изменения в экономической ситуации, что положительно скажется на всеобщем благосостоянии, ребенок должен знакомиться с темами денежных валют и операций с ними, накопления и ведения семейного бюджета, обретения финансовой независимости и т.д. уже на школьной скамье. Тем более что мировая практика показала неплохой результат развития государств за счет внедрения программ обучения в сфере денежных взаимоотношений.
Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.
Главной задачей введения обучения финансовой грамотности, конечно же, является стремление остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям в целом. Ведь большая часть взрослого населения нашей страны, к сожалению, до сих пор финансово безграмотна и ничем не защищена в случае непредвиденных обстоятельств или потери работы. Во многих семьях не ведутся учеты расхода и дохода. И это печально сказывается на развитии экономики в сфере потребления.
Реализация проекта
В процессе внедрения уроков финансовой грамотности в школах в первую очередь было решено два основных вопроса:
На сегодняшний день уже успешно решена проблема подготовки качественных учебных материалов. В их создании принимали участие самые разные специалисты: банковские работники, преподаватели, финансисты, сотрудники кафедр менеджмента и экономики, работники органов образования и другие.
А вот решение второго вопроса потребовало гораздо больших усилий, поскольку необходимо было организовать подготовку преподавательских кадров. Учителям пришлось пройти обучение на спецкурсах, где они познакомились с основами финансово-экономических отношений и такими понятиями, как:
Ожидается, что до конца 2017 года в специально созданных федеральных и региональных методических центрах пройдут обучение больше 15 тысяч преподавателей, которые затем будут вести в школах уроки финансовой грамотности.
Зачем такие сложности и дополнительная нагрузка?
Сложно отрицать тот факт, что для социальной адаптации детей в современном обществе школьникам необходимо знать обо всех механизмах взаимоотношений и связей. И одной из составляющих частей выступают денежные операции. Имея практические знания в этой области, ребенок получит больше шансов не растеряться при возникновении проблем в ходе проведения денежной операции и справиться с реальной жизненной ситуацией.
Школьный курс финансовой грамотности охватывает следующие понятия и темы:
Отметим, что при разработке учебных материалов, направленных на раскрытие каждой темы, были учтены возрастные особенности отдельных групп школьников. Например, для самых маленьких информация преподносится в игровой форме, а школьники старших классов разбирают конкретные ситуации и решают их. Такой подход позволил сделать обучение финансовой грамотности максимально доступным для понимания, что дает возможность ребят избежать совершения ошибок во взрослой жизни и правильно распоряжаться деньгами уже сейчас.
Ожидаемые результаты
Естественно, для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы с новой программой. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители. Хотя бы только потому, что некоторые темы в учебнике незнакомы даже взрослым и изучение школьной программы финансовой грамотности позволит родителям восполнить пробелы в своих знаниях.
Специалисты также отмечают, что родительская помощь неоценима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение за знания (но не за отметки в дневнике) или поощрение за инициативу в помощи по разным делам. Кроме того, совместное образование учителей, школьников и родителей поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере.
Статья «Финансовая грамотность в школе»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Финансовая грамотность в школе
В настоящее время, вопрос о внедрении элементов финансовой грамотности в базовую школьную программу решен не полностью, несмотря на то, что последние годы над этим вопросом особо активно работают: Министерство финансов, Центр финансовой грамотности НИФИ Минфина РФ, методические центры на базе НИУ ВШЭ и РАНХиГС.
Недавние события, связанные со вспышкой COVID-19, стали резким напоминанием о важности финансовой грамотности, поскольку каждый человек и нация сталкиваются с серьезными финансовыми проблемами и экономическими спадами. Следует сказать, что экономический рост страны поддерживается уровнем финансовой грамотности населения. В грамотном обществе всегда легче понять финансовые процессы, которые могут повлиять на благосостояние и защитить от потенциальных потерь из-за преступности в финансовом секторе.
Бесспорно, финансовая грамотность важнейший навык необходимый молодому поколению, так как 21 век требует от людей ряда навыков, помогающих преуспеть в жизни. Молодым людям необходимы навыки, которые можно передавать между профессиями, например: решение проблем, коммуникативные навыки, цифровая грамотность, командная работа, навыки презентации, критическое мышление, творчество и финансовая грамотность.
Финансовая грамотность детей, формируемая в условиях школы, предполагает его способность понимать финансы. Её можно разделить на два аспекта, а именно, знания и навыки.
Я считаю, что финансовое образование в школах должно стать частью скоординированной национальной стратегии, для обеспечения его актуальности и долгосрочной устойчивости. Педагогам следует понимать, что финансовые знания и навыки напрямую зависят и от финансового отношения/подхода. При «мудром» подходе к финансам, финансовые навыки проявляются в процессе определения индивидуальных финансовых целей, организации финансового планирования, а также управления финансами, принятия качественных финансовых решений.
Очевидно, что финансовые знания и навыки положительно коррелируют, так же как финансовые знания и финансовое отношение. Поэтому, финансовую грамотность школьника можно определить следующим образом: «Финансовая грамотность школьника – это наличие у него соответствующих знаний, навыков и отношения к повседневному/долгосрочному финансовому обеспечению или финансовому благополучию».
В большинстве стран, включение финансовых элементов в учебную программу школы демонстрирует, что содержание стандартов обучения не концентрируется на конкретной области или предмете. Тем не менее, большинство финансовых задач все-таки связаны с уровнем математики, учителям этого предмета необходимо вовлекать детей в процесс решения финансовых проблем, который приведет учащихся к критическому знанию и оценке при принятии решений. Отмечу, что согласно статистическим данным «Программы международной оценки образовательных достижений учащихся в 2020 году», около 45% стран, демонстрирующих отличные результаты в предмете «математика», занимают самые высокие позиции и в списке финансовой грамотности.
Высокое положительное значение указывает на сильную взаимосвязь между финансовой грамотностью и математикой среди учащихся. Именно математические навыки, такие как: рассуждение, построение графиков, использование числовых баз и соотношений/процентов, можно применять при решении различных финансовых задач.
Повышение мотивации учащихся к изучению математики позволит школьникам использовать математические концепции для планирования или организации своих привычек в расходах и повышении качества жизни осознанным, ответственным и независимым образом. Так как интеграция финансовой грамотности в образование постоянно увеличивается, деятельность учителей, выступающих в качестве проводников социальных изменений требует помощи и профессиональной поддержки для развития самоэффективности учителей.
Прежде чем учителя смогут ответить на «призыв» по улучшению финансовых знаний своих учеников, им потребуется собственное базовое образование в области финансовой грамотности. С 2018 года в нашей стране началась разработка основных программ о методике преподавания финансовой грамотности в рамках школьных предметов. Они направлены на повышение квалификации учителей обществознания, математики, географии, английского языка, ОБЖ, истории и информатики. К 2021 году программу освоили около 10 тыс. учителей. Кроме того, начиная с 2021 года, на базе региональных и межрегиональных центров, каждый год будут проходить обучение не менее 5 тыс. учителей. В настоящее время, по каждой из программ, уже предусмотрены все необходимые учебно-методические и контрольно-измерительные материалы для учителей, а также родителей и учеников 2-11 классов. Их число составило 17 млн экземпляров пособий, которые уже поступили более чем в 51 российский регион. В рамках проекта Минфина России, направленного на повышение уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в России, в некоторых городах уже организованы курсы повышения квалификации учителей по программе: «Финансовая грамотность педагога». Осваивая данную программу, учителя могут не только повысить уровень своей финансовой грамотности, но и изучить эффективные меры обучения детей финансовой грамотности в рамках урока.
Резюмируя все вышесказанное, отмечу, что финансовое образование должно начинаться как можно раньше и продолжаться до конца школьного курса. В идеале, финансовое образование должно быть отдельным предметом школьной программы, но его интеграция в другие предметы, такие как математика, география, право также может быть весьма эффективным, при соблюдении главного условия – это возрастное соответствие материала. Финансовое образование детей на уроках обязательно должно соответствовать их возрасту, так как потребности и способность и осознанию детей и молодежи значительно отличаются от потребностей взрослых. В свою очередь, учителя должны быть надлежащим образом подготовлены и обеспечены ресурсами, осведомлены о важности финансовой грамотности и соответствующих педагогических методах. Также следует обеспечить для педагогов постоянную поддержку в виде обучения, направленного на совершенствование собственного уровня финансовой грамотности.
Каким должен быть курс основ финансовой грамотности в школе
Основы финансовой грамотности в школе
Курс финансовой грамотности, представленный корпорацией «Российский учебник», универсален. Его можно внедрять как отдельным предметом, так и в других организационных формах. Материалы курса подходят для внеурочной деятельности (например, «Клуб знатоков финансовой грамотности»), для уроков по обществознанию и прочих занятий. Некоторые элементы курса целесообразно использовать в 6-7 классах, в 8 классе модули особенно актуальны при изучении экономической системы. Подробно просвещать детей в сфере финансовой грамотности лучше в 9-11 классах, когда ученики становятся активными участниками товарно-денежных отношений и могут применить полученные знания сразу после уроков.
Новые пособия «Сборники специальных модулей по финансовой грамотности» содержат методические рекомендации, программы для интеграции в традиционные курсы и во внеурочную деятельность, сценарии уроков-практикумов, задания на знание финансовых структур и на грамотность в других сферах. Используя эти материалы, педагог формирует необходимые в современной жизни компетенции, что соответствует новым образовательным стандартам.
Финансовая грамотность как элемент новой грамотности
Создание курса финансовой грамотности имело серьезные предпосылки, такие как переход к компетентностному подходу в обучении, введение личностных и метапредметных результатов, формирование представлений о новой грамотности.
В наше время смысл знаменитого выражения философа Фрэнсиса Бэкона «Знание — это сила» видоизменяется: знание становится средством достижения целей, способом саморазвития. Конечно, традиционный набор знаний остается ядром образовательного процесса, однако передача информации перестает быть главной задачей педагогов. В век высоких технологий, когда человек может получить любую информацию из цифровых источников, школа обретает новую роль в жизни общества. Главной целью обучения становится подготовка ученика к взрослению: воспитание думающего, мыслящего человека, в своем поведении ориентирующегося на определенные ценностные установки. Снова в моду вошло понятие «грамотность», но значение его расширилось.
Базовая грамотность. Когнитивная (использование знаковых систем как инструментов коммуникации) и некогнитивная (понимание себя: управление эмоциями, управление телом).
Отраслевая грамотность. Знание важных сфер повседневности, привязка к предмету или определенной области: например, финансы, здоровье, экология.
На занятиях по финансовой грамотности сокращается разрыв между системой образования и требованиями реальной жизни, реализуется модель: «Школа, которая готовит к завтрашнему дню». Полностью спрогнозировать будущее невозможно, однако современные методисты активно работают над тем, чтобы дети получили навыки, которые им точно пригодятся.
Что нужно объяснить детям о мошенничестве
Одна из актуальнейших тем, включенных в курс финансовой грамотности — мошенничество. С развитием цифровых ресурсов оно получило широчайшее распространение и дети могут столкнуться с ним повсеместно. Авторы пособий представляют информацию, которую необходимо донести ученикам, чтобы те могли противостоять киберпреступности и не стали жертвами финансовых махинаций.
Законодательная база (Статья 159 УК РФ).
Виды кибермошенничества (скимминг, фишинг, вишинг, смишинг, фарминг, «нигерийские письма», кликфрод, кликджекинг).
Виды нецифрового финансового мошенничества (брачные аферы, махинации с арендой и покупкой недвижимости или автомобилей, раздолжнители, использование чужих паспортов для сомнительных сделок, нелегальные азартные игры).
Негативные поведенческие стереотипы (нарушение регламента пользования финансовыми инструментами, нежелание погружаться в детали сделки, потеря бдительности при взаимодействии с незнакомыми или малознакомыми контрагентами, высокая готовность к риску и др.)
Способы социального манипулирования.
Обсуждение таких тем как финансовые махинации раскрывает перед учеником разные грани жизни современного общества, дает ценные умения для обеспечения собственной безопасности. Подростки сразу начинают проявлять свою финансовую грамотность на практике.
Приглашаем вас пройти бесплатный онлайн-курс повышения квалификации «Финансовая грамотность».
|
|
|
|