Триз что это в доу

Что такое ТРИЗ в детском саду

ТРИЗ – это аббревиатура, которая расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Как и любая другая теория, она имеет свою структуру, функции и алгоритм. Многие родители используют элементы ТРИЗ в своих занятиях с детьми, даже не подозревая об этом.

ТРИЗ для дошкольников – программа, которая не претендует на то, чтобы заменить основную, она создана для того, чтобы увеличить эффективность уже имеющихся способов обучения.

На сегодняшний день многие приемы теории решения изобретательских задач постепенно внедряются в систему классического дошкольного образования для того, чтобы развивать у малышей аналитическое мышление.

Основателем теории решения изобретательских задач в 1956 году стал Генрих Саулович Альтшуллер – советский инженер. По его мнению, любой желающий может научиться изобретать, и для этого не нужно иметь врожденный талант.

Сам изобретал с самого детства и уже в 17 лет имел авторское свидетельство. Кроме того, он еще был писателем-фантастом, среди произведений которого известные «Икар и Дедал», «Баллада о звездах», «Легенды о звездных капитанах» и многие другие.

ТРИЗ для дошкольников – это занятия, на которых ребенок радуется своим первым творческим открытиям. Здесь детям некогда скучать, потому что во время обучения используются диалоги, живое общение, дискуссии.

Воспитатели, которые придерживаются ТРИЗ для дошкольников предлагают воспитанникам посмотреть на интересное событие или предмет с разных сторон, найти что-то хорошее, потом плохое. Если изучаемый объект позволяет, то можно провести интересные опыты, но при этом не объяснять ребенку, почему получился именно этот результат. Все это развивает в ребенке любознательность и интерес к новым открытиям.

Таким образом, цель ТРИЗ не просто развивать фантазию, а учить ребенка творчески подходить к решению той или иной проблемы.

Дело в том, что в современном обществе необходимы люди, которые умеют мыслить нестандартно, находить и предлагать смелые решения, не боящиеся делать что-то не так, как все. Этому посвящена ТРИЗ для дошкольников. Занятия построены таким образом, что дети легко усваивают предложенный материал благодаря четко выстроенной исследовательской деятельности.

Основные методы и приемы ТРИЗ:

1. Мозговой штурм. В процессе этого занятия перед детьми ставится изобретательская задача. Учащиеся же, в свою очередь, стараются найти различные способы ее решения при помощи перебора ресурсов. Необходимо приложить все усилия, чтобы найти идеальное решение.

2. Каждый предложенный вариант решения оценивается с позиции «что такое хорошо, что такое плохо«. Из всего имеющегося выбирается оптимальное. Этот метод развивает у ребенка способность анализировать, оказывает стимулирующее воздействие на творческую активность в поиске новых ответов, показывает, что любую проблему можно решить.

3. «Да-нет-ка» – своеобразная игра, которая позволяет детям научиться выделять главный признак предмета, классифицировать вещи по общим показателям, а также быть внимательным к высказываниям других ребят, строить на основе их ответов свои предложения. Этот метод ТРИЗ в развитии речи дошкольников играет не последнюю роль.

4. Синектика – метод аналогий.Он подразделяется на несколько направлений: эмпатию, прямую аналогию и фантастическую. В первом случае детям предоставляется возможность побыть в качестве объекта проблемной ситуации. В прямой аналогии ребенок ищет сходные процессы в других сферах. Фантастическая аналогия отвечает за все, что находится за гранью реальности, и тут можно предложить самые невероятные выходы из сложной ситуации.

5. Морфологический анализ необходим для того, чтобы проверить все варианты решения поставленной задачи, которые могли быть упущены в ходе обычного перечисления.

6. Метод фокальных объектов заключается в том, что к определенному явлению или предмету пытаются подставить свойства и характеристики того, что ему совершенно не подходит (на первый взгляд).

7. Метод Робинзона научит дошкольников искать применение любым, даже совершенно ненужным, на первый взгляд, предметам.

Этапы проведения занятий:

1. На первом этапе ребенок учится обнаруживать и различать несоответствия и противоречия, окружающие нас в обычной жизни. Что общего у дерева и травы? Что общего у бумаги и коры дерева?

2. Второй этап учит ребенка проявлять фантазию и изобретательность при решении поставленных задач. Например, придумать игрушку, в которую хотелось бы играть постоянно, чтобы никогда не было скучно.

3. На третьем этапе перед детьми ставятся сказочные задачи и предоставляется возможность сочинить собственные истории. При этом нужно использовать приемы ТРИЗ для дошкольников.

4. Четвертый этап дает возможность детям применить новые знания для нестандартного решения задач.

Два главных правила занятий по ТРИЗ:

1. На каждом этапе занятия детям предлагают предметы, явления из областей,которые понятны: «Я и природа», «Я и Я», «Я и другой человек», «Я и предмет». Это помогает ребенку легче усвоить противоречия окружающего его мира.

2. Все занятия по ТРИЗ для дошкольников проводятся в игровой форме. При этом каждая игра, каждое задание должно сопровождаться наглядным материалом.

Взаимодействие между воспитателем и ребенком.

Во время проведения ТРИЗ (игры для дошкольников)общение между детьми и взрослым должно строиться по определенным принципам:

• При ответе детей их необходимо слушать внимательно, восхищаться новой идеей.

• Отсутствие отрицательных оценок и критики в адрес ребенка.

• Привычные оценочные слова заменяются и разбавляются синонимами, например, использовать не слово «правильно», а слова «замечательно», «здорово», «интересное решение», «необычный подход».

• Поддерживать ребенка, когда он хочет возразить взрослому, не пресекать этих попыток, наоборот, учить доказывать, возражать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения.

• Не бояться ошибок, а применять их для того, чтобы взглянуть на решение проблемы с другой стороны.

Общение детей и воспитателя должно сопровождаться только положительными впечатлениями: радостью нового открытия, творчества, осознанием собственной значимости.

• Мотивация ребенка на активное участие в играх и занятиях.

Какие игры бывают в ТРИЗ?

Картотека этой методики очень разнообразна. Рассмотрим некоторые примеры характерных игр для теории решения изобретательских задач.

• «Да-нет-ка». Взрослый придумывает слово. От ребенка требуется задавать наводящие вопросы. При этом тому, кто задумывает слово, можно отвечать только односложное «да» или «нет», пока не будет получен правильный ответ.

• «Черно-белое». Взрослый показывает детям карточку с изображением предмета белого цвета. Дети должны назвать все положительные качества этого объекта. Потом демонстрируется карточка с тем же предметом, только черного цвета. В этот раз надо назвать все отрицательные черты.

• «Перевертыши». Для игры нужен мяч. Взрослый бросает малышу мяч и говорит слово, а ребенок придумывает слово, которое противоположно по значению, и кидает мяч обратно.

Консультация «Адаптация ребенка в детском саду — что это такое?» Адаптация ребенка в детском саду — что это такое? Детские слезы, маленькие ручонки, протянутые в пустоту вслед уходящей маме и отчаянная.

Что такое натуральные нормы питания в детском саду НОРМА питания детей в детских садах с длительностью пребывания 12 часов (граммов в день на одного ребенка) Продукты / Для детей в возрасте.

Триз что это в доу. Смотреть фото Триз что это в доу. Смотреть картинку Триз что это в доу. Картинка про Триз что это в доу. Фото Триз что это в доуФотоотчет об исследовательской деятельности в детском саду «Что такое сухой лед?» В преддверии «Дня защиты детей» воспитанники детского сада 104 г. Владивостока превратились в настоящих исследователей. Ребята изучили состав.

Консультация для родителей в первой младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Консультация для родителей в 1 младшей группе на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель занятия: беседуя с детьми о плохом и.

ТРИЗ-технология в детском саду (из опыта работы с детьми младшего возраста) Младший дошкольный возраст знаменуется наступлением нового этапа в жизни малыша. Ребенок постепенно становится самостоятельным, и прежняя.

Опыт работы «Технология ТРИЗ в детском саду» На протяжении длительного периода воспитание в дошкольном учреждении ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков,.

Родительское собрание «Адаптация к детскому саду. Что это такое?» Родительское собрание. Задачи: Образовательная: 1. Дать представление родителям об адаптации, рассказать о критериях успешной адаптации,.

Презентация «ТРИЗ — технология в детском саду» ТРИЗ-технология в детском садуТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий,.

Триз что это в доу. Смотреть фото Триз что это в доу. Смотреть картинку Триз что это в доу. Картинка про Триз что это в доу. Фото Триз что это в доуТРИЗ в детском саду. Играем с «Волшебным пояском» Он взрослых изводил вопросом «почему»? Его прозвали «Маленький философ». Но только он подрос, как начали ему Преподносить ответы без вопросов.

Источник

Использование технологии ТРИЗ в ДОУ

Триз что это в доу. Смотреть фото Триз что это в доу. Смотреть картинку Триз что это в доу. Картинка про Триз что это в доу. Фото Триз что это в доу Светлана Скоробогатова
Использование технологии ТРИЗ в ДОУ

Технология ТРИЗ с успехом используется в ДОУ. ТРИЗ-технология – это технология коллективных игр и занятий, и не заменяет основную программу, а максимально увеличивает ее эффективность. Технологию ТРИЗ можно использовать во всех образовательных областях. Педагог в работе с детьми основывается таким средством, как педагогический поиск, где не дает готовые знания, а учит находить истину. Не стоит давать готовый ответ на вопрос ребенка, а спросить, что думает он сам. Происходит процесс рассуждения, а наводящие вопросы взрослого подводят к тому, что ребенок самостоятельно находит ответ.

Например: в познавательном развитии, давая воспитанникам знания о свойствах дерева, металла,стекла можно начать с вопроса: «Что было бы, если бы на Земле не было?»После множества вариантов суждений задать вопрос: «Чем полезно дерево, металл или стекло?» Появляются ответы, в которых раскрываются новые свойства и качества предметов, веществ. Таким образом, создавая цепочку вопросов, мы получаем разнообразные ответы, находим противоречия, выявляем предметное окружение. Исследовательская деятельность позволяет проводить опыты, делает занятие интересным и познавательным.

Таким образом, в непосредственной деятельности мы проводим поиск истины и сути.

Технология ТРИЗ собрала множество приемов противоречий, которые педагоги находят в окружающих объектах природного и предметного мира и используют их в работе с детьми. Основной задачей является научить детей искать и находить решение – этап изобретательства, который проявляется в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового.

Выявление противоречий или «тайна двойного» в объекте, явлении мы определяем, что может быть хорошо или плохо, вредно или полезно.Например: дождь – это хорошо потому, что питает растения, они нас радуют. Дождь – это плохо, потому что нельзя гулять на улице, становиться мокро и грязно.

Воспитатель учит воспитанников не только находить противоречия, но и научиться их разрешать.Пример задачи: «Чем может быть хорош или не удобен зонт?» Чтобы защитить от дождя, он должен быть большим. Если нет дождя, для удобства он должен быть маленьким.Решение: зонт должен быть складным – в одно время большой, в другое – маленький.

В речевом развитии технологию ТРИЗ можно использовать в решении сказочных проблем или придумывании новых сказок, используя специальные методы. Например, детям предложить придумать сказку, в которой лиса не будет съедать Колобка. Решить сказочную ситуацию, как помочь деду без помощи других героев сказки вытащить большую репку и т. д.

Для того чтобы повысить эффективность творческого мышления, необходимо учить применять аналогии. Аналогия может быть прямой и фантастической.

1.Прямая аналогия имеет несколько видов:

Аналогия по форме. (Схожесть предметов по внешнему виду)

Структурная аналогия. (Сходство объектов аналогичной структуры)

Функциональная аналогия. (Схожие функции объектов)

Аналогия по цвету. (Схожесть предметов по цвету)

Аналогия по ситуации. (Схожесть по состоянию явлений)

Аналогия по свойствам. (Схожесть по материалу)

2. Фантастическая аналогия. Данная аналогия способна в стандартную ситуацию внести волшебство, фантазию, сказку. Такие решения проблем позволяют развивать у воспитанников смекалку, фантазию.

Таким образом, технология ТРИЗ не только формирует творческое мышление, но и учит подходить к нестандартным решениям задач, жизненных проблем.

Триз что это в доу. Смотреть фото Триз что это в доу. Смотреть картинку Триз что это в доу. Картинка про Триз что это в доу. Фото Триз что это в доуФотоотчёт с занятия по познавательному развитию с применением технологии ТРИЗ «Муравьиная история» Мои любознательные дети всегда готовы прийти на помощь. Вот и в этот раз помощь понадобилась муравьишке, который оказался далеко от дома,.

Триз что это в доу. Смотреть фото Триз что это в доу. Смотреть картинку Триз что это в доу. Картинка про Триз что это в доу. Фото Триз что это в доуКонспект интегрированного занятия с использованием технологии ТРИЗ «Спасти заколдованную Снегурочку» Тема: «Спаси заколдованную Снегурочку» Цель: Развитие творческих способностей малышей в процессе игровой деятельности с помощью ТРИЗ-РТВ.

Конспект НОД в старшей группе с использованием ТРИЗ — технологии «Путешествие в зимний лес» Образовательная область: «Речевое развитие» Цель: развивать речь детей, сформировать умение соотносить увиденный на картине зимний пейзаж.

Триз что это в доу. Смотреть фото Триз что это в доу. Смотреть картинку Триз что это в доу. Картинка про Триз что это в доу. Фото Триз что это в доуКонсультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

НОД по познавательному развитию с применением технологии ТРИЗ «Космическое приключение» Цель и основные задачи: Систематизировать знания о космосе; познакомить детей с правилами и ходом игр по технологии ТРИЗ. Закрепить виды.

Триз что это в доу. Смотреть фото Триз что это в доу. Смотреть картинку Триз что это в доу. Картинка про Триз что это в доу. Фото Триз что это в доуРазвитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехнику На сегодняшний день развитие познавательных способностей, познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем.

Семинар-практикум «Нетрадиционное использование сказочного материала по рекомендациям ТРИЗ технологии в детском саду» Добрый день, уважаемое жюри, уважаемые коллеги! Для меня огромная честь снова выступать перед вами. Готовясь к сегодняшнему дню, я стала.

Источник

Консультация «Что такое ТРИЗ. ТРИЗ??-технологии в детском саду. Теория решения изобретательских задач»

Триз что это в доу. Смотреть фото Триз что это в доу. Смотреть картинку Триз что это в доу. Картинка про Триз что это в доу. Фото Триз что это в доу Марина Попова
Консультация «Что такое ТРИЗ. ТРИЗ??-технологии в детском саду. Теория решения изобретательских задач»

Что такое ТРИЗ? ТРИЗ-технологии в детском саду.

Теория решения изобретательских задач

Воспитатель: Попова М. В.

Что такое ТРИЗ?

Эта аббревиатура расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Что она собой представляет? Это наука о том, как современный человек должен решать задачи. Теория была разработана советским ученым Генрихом Альтшуллером. Кто он такой? Это писатель-фантаст и изобретатель-инженер в одном лице. Этот человек вывел теорию, а потом и подтвердил ее на практике, что если взглянуть на любую проблему, то решение к ней можно найти одним и тем же способом. То есть, совершая одинаковый алгоритм действий, можно решить все задачи. Если уже в 40-х годах прошлого века было разработано такое чудесное пособие, то почему же сегодня перед человеком встают какие-то непреодолимые преграды? Дело в том, что не все преподаватели знают, что такое ТРИЗ. Ведь все мы слышали о скорочтении, но как много людей на земле им владеет? То же самое касается и систем изучения языков. Есть много различных пособий и курсов, но почему-то лишь малая часть наших соотечественников владеет в совершенстве двумя-тремя языками.

Зачем была создана ТРИЗ?

Принципы ТРИЗ

Изобретения. Благодаря им человек улучшает мир, в котором живет. А как известно, мы живем по законам, уже созданным природой. Люди улучшают систему многими способами. Те, которые наилучшим образом вписываются в повседневную жизнь, остаются, другие с течением времени просто забываются.

Всегда есть противоречия. Этот принцип проще всего понять на примере. Эффективность любого механизма будет прямо пропорциональна его объему, именно так долгое время думали инженеры, которые собирали компьютеры. И ведь действительно, еще 10 лет назад самыми мощными вычислительными машинами были те устройства, которые имели очень увесистые габариты. Но с изобретением новых способов хранения данных размеры компьютера уменьшились. Противоречие исчезло.

Для каждой проблемы есть свое решение. Все будет зависеть от ресурсов, которыми располагает человек или система. Объясним на примере. Взрослые хотят дать детям как можно больше информации. Но детские книжки всегда маленькие. Как же получается сжать рассказы? Благодаря картинкам и стихам можно сократить часть текста.

На кого рассчитана система

Что такое ТРИЗ, мы выяснили, а теперь нужно понять, кого же можно обучать этой теории. Как и большинство экспериментов, этот ученые ставили на детях. Ведь ни на ком другом нельзя проверить успешность нового метода воспитания. Поэтому дети дошкольного возраста становились «подопытными кроликами». Когда система ТРИЗ показала, что ученые не ошиблись, и детей получилось научить мыслить более систематически, с ними продолжали заниматься и в школьном возрасте. Здесь решались уже более сложные задачи. Детям давались задания, но ни наводок, ни подсказок не было.

А также система ТРИЗ вполне неплохо себя зарекомендовала в качестве программы усовершенствования взрослых людей. Понятно, что мозг в юном возрасте пластичнее, но стоит понимать, что человек способен воспринимать новую информацию в любом возрасте. Поэтому сегодня у человека любой возрастной группы есть возможность заниматься по системе ТРИЗ. Причем это можно делать как дома, так и в специальных заведениях, которые проводят курсы, семинары и интенсивы.

Сколько времени занимает обучение

Теория решения изобретательских задач – это целая наука. Причем по аналогии с физикой или с химией можно сказать, что учить ее следует всю жизнь. Как же так, ведь в детском саду и школе детей тренируют упражнениями, а поступая в высшее учебное заведение, человек уже не практикует ТРИЗ постоянно? Все, что у него осело на подкорке, тем он и пользуется.

Именно так и живут многие люди в нашей стране. Но если провести параллели с языком, например с английским, то становится понятно, что вполне можно выучить его за 10 лет. Но если потом не применять язык на практике, знания быстро испарятся. Поэтому ответить на вопрос о том, за сколько времени можно научиться применять ТРИЗ,можно так: освоить основы любой взрослый человек способен за месяц, а вот оттачивать на практике полученные знания придется не один год.

ТРИЗ в детском саду

Теория решения изобретательских задач имеет одну и ту же структуру. Чтобы ее понять, нужно разбить ее на пункты и иллюстрировать примерами. Первый этап – перед детьми ставится задача, и они должны без помощи взрослых ее решить. Как же может выглядеть задача? Она должна быть сформулирована в виде краткого вопроса, в котором можно найти ответ.Примеры: как можно выяснить, который сейчас час, если на руке нет часов; как найти самого умного человека в мире?Можно даже загадать стандартную загадку: как засунуть слона в холодильник? ТРИЗ в детском саду подразумевает нахождение противоречий. Приведем пример. Солнце – это хорошо, оно дает земле свет и тепло. Но если не будет дождя, то начнется засуха, которая потом может преобразиться в пожар. Завершающим этапом является решение противоречий. Когда поставлена задача,например: идет дождь, что нужно сделать?Найдено противоречие: взять зонт, но он слишком большой и не помещается в рюкзак.Остается только сделать логичный вывод: следует взять складной зонт, который и от дождя защитит, и в сумку отлично поместится.

Какие игры проводить с ребятами

ТРИЗ для дошкольников – это не только способ решать воображаемые проблемы, но еще и путь к развитию фантазии. Поэтому когда в бытовой ситуации требуется быстро прийти к какому-то выводу, ребенок это сможет сделать с легкостью. Каким же образом? Чем больше человек прорешает всевозможных задач, тем больше в его голове останется аналогий, благодаря которым можно будет быстро находить ответы. Например, если ребенок уже решал задачу о том, что хлеб можно нарезать не только ножом, но и линейкой или ложкой, то в походе он сможет быстро сориентироваться, когда под рукой не окажется чего-то режущего. Главная задача ТРИЗ – это не решать задания ради самого решения, а находить ответы на жизненные вопросы.

Задача с готовым решением

ТРИЗ-игры в саду пользуются популярностью. Но не все воспитатели могут быстро придумать детям подходящие задания. Поэтому мы предлагаем такой вариант. Керамическая кружка хорошо сохраняет тепло, но и быстро нагревается. Нужно придумать, как же сделать так, чтобы, не меняя материала, изготовить предмет того же вида, но с условием, что его будет удобно держать в руках. Дети могут предлагать использовать различные оберточные материалы, подстаканники или же вязаную «одежду». Стоит сказать, что в производстве такие кружки будут очень дорогими, так как человеку помимо столового прибора придется покупать еще дополнительные предметы. Стоит ждать до тех пор, пока какому-нибудь ребенку не придет в голову идея приделать к кружке ручку. Этот ответ будет правильным. Ведь ручка изготавливается из того же материала, что и кружка, а значит, на производстве не будет никаких лишних затрат. Занятие с элементами ТРИЗ можно придумывать быстро, стоит только потренироваться. Вот еще примеры. Как перемещать кресло по квартире, чтобы оно не оставляло следов на поверхности? Как быстро разморозить еду?

После проведения месяца занятий ТРИЗ в подготовительной группе уже можно видеть первые результаты. Дети начинают интересоваться окружающим миром и пытаться решить парадоксы. И это стремление похвально. Технология ТРИЗ в ДОУ по ФГОС с каждым годом набирает обороты. Если и дальше дошкольное образование будет применять эту теорию и осваивать ее на практике, то, может быть, следующее поколение детей вырастет гениями. А что можно получить от тренинга ТРИЗ? Способность взглянуть на проблемы под другим углом и находить решение там, где раньше его не было видно. Причем больше не потребуется тратить часы на коллективный мозговой штурм, один человек благодаря своей силе воображения вполне способен справиться даже с самой сложной задачей.

Игры по ТРИЗ технологии Игры по ТРИЗ технологии «Сказка наизнанку». Это один из вариантов игры в » перевирании» сказок. Он состоит в умышленном и более органичном.

Консультация для родителей по ТРИЗ технологии в изобразительной деятельности Консультация для родителей по ТРИЗ технологии. Для того чтобы успешно развивать творческие способности дошколят, родители должны знать, чем.

Методы и приемы технологии ТРИЗ в детском саду ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды.

Технология ТРИЗ в детском саду (1 слайд) ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. ТРИЗ – схема системного, талантливого мышления, используя которую, Вы сможете.

ТРИЗ технологиии в детском саду В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, требуют от человека качеств, позволяющих.

ТРИЗ в детском саду и дома Слайд 2 ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. ТРИЗ – схема системного, талантливого мышления, используя которую, Вы сможете.

Консультация для родителей и воспитателей «ТРИЗ в детском саду и дома» Методика ТРИЗ была разработана писателем – фантастом Г. С. Альтшуллером. Сначала эта методика была не востребована, потому что была не понята,.

Волшебные круги Луллия. Использование элементов ТРИЗ в детском саду Не всегда легко и просто объяснить ребенку сложившиеся ситуации и как их можно разрешить. В этой связи необходимо развивать в ребенке качества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *