Триз что это для детей дошкольного возраста
ТРИЗ для дошкольников
Метки
Популярно на сайте
Одна из главных задач современной дошкольной педагогики – научить детей мыслить нестандартно, творчески, идейно. В отличие от традиционной образовательной схемы «знания – умения – навыки» сегодня актуальны педагогические системы и технологии, направленные на раскрытие и формирование у дошкольников индивидуальных, врожденных, творческих способностей, новаторского, креативного мышления, отступление от шаблонных решений и поиск собственных уникальных идей.
Одной из таких технологий является ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Она была разработана советским инженером Г. Альтшуллером для внедрения новаторства и решения технических проблем в индустрии, но позже приспособлена и успешно применена в образовательном и воспитательном процессах.
Суть ТРИЗ для дошкольников заключается в том, что ребенок, искатель от природы, нацеливается воспитателем на поиск альтернативных и эффективных решений любой проблемной ситуации, что, в свою очередь, развивает эвристические навыки поиска, гибкость ума и творческие способности. Как правило, это происходит в ходе коллективных игр, занятий, конструирования, моделирования, но может применяться и в режимных моментах деятельности группы детского сада.
Методы ТРИЗ-технологии в детском саду
Методы ТРИЗ – технологии в детском саду вот уже много лет используются как отечественными, так и зарубежными мастерами педагогики и не перестают восхищать своей эффективностью практиков дошкольных учреждений.
Наиболее используемые сегодня в практической дошкольной педагогике методы ТРИЗ – это такие, как
Например, возьмем за основной объект яблоко. И попробуем охарактеризовать другие наугад выбранные понятия: улица, дождь, игрушки. Улица – длинная, красивая, с деревьями; дождь – мокрый, серый, легкий; игрушки – любимые, цветные, разные. Теперь эти свойства вещей «примеряем» к яблоку и фантазируем: Яблоко
– длинное (Длинная срезанная от него кожура или выложенные в линию несколько яблок?)
— красивое (Спелое? Красное? Аппетитное?)
— с деревьями (Яблочко, сорванное с листьями? Яблоня?)
— мокрое (Помытое? Сорванное во время дождя?)
— серое (Испорченное? Покрашенное?)
— легкое (Засушенное? Игрушечное из пластмассы? Маленькое?)
— любимое (Вкусное? Кем – то подаренное?)
— цветное (Покрашенное в разные цвета? Спелое с одного бока?)
— разное (Зеленое или красное? Червивое? Испорченное?) и так далее.
Получается целая «яблочная история», которую можно домыслить с детьми, развить в интересный рассказ.
Например: «Посадил дед репку. Выросла репка большая – пребольшая. Стал дед репку тянуть. Тянет – потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку…». Убираем из сказки реально возможные события и оставляем фантастические, получаем «Жучка тянет за внучку…кошка за Жучку, мышка за кошку, тянут – потянут…». Так не бывает. Они могут не тянуть, а убегать. Они испугаются и побегут друг от друга назад. Мышка убежит от кошки, а кошка от Жучки. Может их связать веревкой? Развернуть в другую сторону и пусть бегут и вытаскивают репку? А без мышки никак не получится? Мышь может снизу под землей проделать норку и помочь другим способом? Да! Может! А еще можно позвать волшебника на голубом вертолете и сверху дернуть репку!
Кроме перечисленных, в детском саду используются такие методы, как:
Возраст, с которого применяют ТРИЗ
Стоит отметить, что Г.С. Альтшуллер разрабатывал свою теорию для взрослых и для детей с 12 – летнего возраста. Считалось, что к этому периоду дозревает головной мозг и именно с этого возраста дети способны мыслить абстрактно.
Во многих странах мира издаются учебники по ТРИЗ – педагогике для детей с 5 лет.
Современные педагоги, изучающие ТРИЗ, считают, что детей надо приучать к творческому изобретательству еще в возрасте до одного годика, когда они научатся сидеть, владеть своими пальчиками, могут лепить из соленого теста и рисовать натуральными пальчиковыми красками. Некоторые из них отмечают, что с 2,5 лет малыши способны решать простые задачи, если они преподнесены в увлекательной игровой форме.
Строгих ограничений применения ТРИЗ – технологии по возрастным критериям не существует. Как только ребенок научился выражать свои мысли и намерения, он может выдать результат применения методики, понятный педагогу.
Основные игры ТРИЗ в работе с дошкольниками принято классифицировать как
В любом случае использование ТРИЗ – технологии в детском саду от младшей до подготовительной групп даст положительный результат, побуждая детей к активной мыслительной деятельности, даря радость творческих открытий, реализуя детское «Я сам!».
ТРИЗ — игры в работе с дошкольниками
Игра «Как спасти колобка?» (Метод мозгового штурма, с 3 лет)
— Каким должен быть колобок, чтобы его не съели животные?
— Какие предметы можно подарить колобку, чтобы его не съели в лесу?
— Как обхитрить лисичку?
— Может ли колобок танцевать и отвлечь зверей?
— Кто может жить в лесу из героев других сказок и спасти колобка?
Игра «Необычные предметы» (Метод фокальных объектов, с 4 лет)
Детям предлагается выбрать окружающие объекты, примерить к ним свойства «Твердый – жидкий – воздушный» и обсудить как это возможно и что получилось. Возьмем то, что видим – стол, куклу, мячик и так далее.
Стол может быть жидкий? На него воду пролили? Он состоит из аквариума?
Кукла может быть воздушная? Резиновая? Из воздушных шариков?
Мячик может быть может быть жидкий? Игрушка – антистресс? Гелевый? Желейный?
Кисель может быть может быть твердый? Замерз? Из твердых орехов?
Цветок может быть может быть воздушный? Это облака? Из пыльцы? А может быть он из сладкой воздушной кукурузы?
Игра «Старые новые сказки» (Метод каталога, с 4 лет)
Детям предлагается выбрать из библиотеки ДОУ несколько книг с любимыми сказками и переселить героев из одной сказки в другую либо поменять их местами. Дошкольники могут предложить развитие сюжетной линии, действия сказочных персонажей. Воспитатель помогает оформить детские предложения в единую новую сказку, быстро и эмоционально реагируя на детские идеи. Игра отлично стимулирует творческое воображение.
Игра «Задача для фиксиков» (ММЧ, с 5 — 6 лет)
Детям предлагается одна из исходных ситуаций:
— В доме отключили отопление и замерзает вода в аквариуме, надо срочно спасти рыбок, как аккуратно согреть воду?
— На косметической фабрике разлили бочку с пахучими веществами, как остановить запахи?
— В банку с вареньем уронили эскимо в обертке, можно ли спасти продукты?
— Сосульки на крыше надо раскрасить в разные цвета, как лучше это сделать?
— Надо сфотографировать мыльный пузырь на морозе, что для этого потребуется?
С помощью теоретических маленьких человечков дети попытаются перевести состояние предметов из одного в другое или использовать их свойства, а на помощь к МЧ могут прийти еще и мультяшные фиксики с их инструментами – помогаторами и бытовыми приборами.
Подвижная игра «Свойства предметов» (ММЧ, с 3-4 лет)
В ходе игры дети научатся легко понимать физические состояния знакомых предметов и вещей. Воспитатель внушает дошкольникам, что они – маленькие человечки в составе главного предмета, в твердом состоянии этого предмета они стоят плотно друг к другу и при этом держатся за руки или друг за друга, в жидком состоянии просто стоят, немного покачиваясь из стороны в сторону, а в газообразном (воздушном) состоянии бегают по комнате. После этого воспитатель называет предмет, а дети должны определить какой он – твердый, жидкий или газообразный, и соответственно стоять рядышком, покачиваться или бегать по комнате.
Примеры для определения свойств: шкаф, вода, запах, чай, тарелка, велосипед, дым, молоко, сосулька, карандаш, пар, конфета и другие.
Тот, кто ошибается, выбывает из игры или садится придумывать новые слова – задания и сменяет воспитателя.
ТРИЗ – загадки для детей
Дошкольники обожают засыпать вопросами, загадывать и разгадывать загадки, раскрывать тайны и секреты. Очень много шаблонных головоломок они просто запоминают, порой не вникая в суть вещей, а выучив ответы. Гораздо полезнее научить детей самим сочинять новые загадки при помощи методов ТРИЗ. Для этого современные педагоги разработали несколько простых шаблонов.
Шаблон №1. Выделение свойств.
Выбирать объект – выделить главные свойства – подобрать к каждому свойству похожий объект – сформулировать загадку.
Пример: Сочиняем загадку про радугу.
Она цветная, высокая, красивая.
Получаем: Цветная, но не бумага, высокая, но не гора, красивая, но не картинка. Ответ – радуга.
Шаблон № 2. Обозначение действий.
Выбрать объект – обозначить его действия, эффекты – подобрать предметы с аналогичными движениями – сформулировать загадку.
Пример: Возьмем самолет.
Он летает, гудит, перевозит пассажиров, оставляет след.
Ищем аналогичные действия и эффекты:
Перевозит пассажиров – автобус.
Оставляет след – сапог.
Получаем: Летает, но не птица, гудит, но не паровоз, перевозит пассажиров, но не автобус, оставляет след, но не сапог. Ответ – самолет.
Шаблон № 3. Сходства и различия.
Выбрать объект – придумать похожие на него предметы либо подобрать ассоциативные образы – выделить свойства, сходства и различия – объединить описание, акцентируя различия.
Подбираем похожие, ассоциативные предметы или понятия:
Лисичка, шишки, запасы.
Выделяем признаки, дополняем образы:
Рыжая шубка, собирает шишки как медведь, делает запасы как маленькие грызуны, которые живут в норках.
Получаем: В рыжей шубке, но не лисичка, собирает шишки, но не косолапый зверь, делает запасы как маленькие грызуны, но прячет не в норку. Ответ – белочка.
На основании вышеперечисленных шаблонов с детьми можно придумать очень простые загадки, новые и хорошо понятные детской логике.
Теория решения изобретательских задач имеет не только сторонников, но и критиков. Существуют мнения, что ТРИЗ нужна только будущим математикам и технарям, что гениальность может быть только врожденной и развивать ее бесполезно, что все возможное уже изобретено и не стоит пичкать детей задачами. Однако, тесты креативности, проводимые на обучаемых по ТРИЗ – методам дошкольниках, показывают небывало высокий уровень гениальности и рост творческого потенциала. Выбор остается за педагогами.
ТРИЗ технологиии в детском саду
Наталья Богачкова
ТРИЗ технологиии в детском саду
В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы быстро и адекватно на них реагировать, человек должен постоянно активизировать свой творческий потенциал.
Перед педагогами детского сада сегодня стоит нелегкая задача – организовать педагогический процесс так, чтобы он соответствовал ФГОС и обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.
На протяжении длительного периода воспитание в ДОУ ориентировалось на формировании, прежде всего знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности.
Задача развития творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения, поставленная в Законе РФ «Об образовании», является одной из социально значимых задач современного общества.
Современные педагоги должны находить новые, неординарные технологии обучения и образования детей, которые дадут им возможности понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться и обучаться.
Теоретическое обоснование опыта:
Технология ТРИЗ имеет своей целью показать некоторые пути воспитания творческой личности в условиях детского сада на основе развития творческого воображения и сущности теории решения изобретательских задач. В основу моего опыта легли разработки О. Дыбиной, Л. Белоусовой, З. Шустермана, С. Гин и д. р., которые адаптировали технологию для дошкольников, в доступной форме разработали подачу разных методов этой технологии: метод фокальных объектов, метод каталога, метод морфолического анализа и т. д. Описанная на примерах и играх-занятиях методика ознакомления детей с окружающим миром позволяет не только формировать системное мышление, но и развивать воображение ребёнка. Эти качества в сочетании с диалектическим мышлением раскрывают творческий потенциал личности, позволяют оценить прошлое и настоящее, спрогнозировать будущее.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально- практическим путем. В связи с этим новизна моей работы заключается в том,что:
• Обучение детей методикам ТРИЗ подразумевает воспитание нравственности, которая воплощается в реальных условиях.
• Систематическое изучение тризовских методик и использование их на практике способствует разностороннему развитию личности ребенка.
• ТРИЗ-педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества.
• Методики ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения. Позволяют сделать и традиционное обучение развивающим.
• ТРИЗ-педагогика помогает воспитать у детей стремление к самосовершенствованию.
Практическая значимость опыта:
1. Комбинация методов и приёмов технологий ТРИЗ имеет развивающий эффект и творческий характер деятельности дошкольников.
2. Разработанные приёмы и методы могут быть адаптированы как в ДОУ, так и в семье для повышения эффективности развития творческого мышления, воображения, речи у детей, также для повышения взаимодействия педагогов с семьёй.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
• изучить научную и учебно-методическую литературу по теме исследования.
• обосновать целесообразность использования ТРИЗ в работе по развитию творческих способностей дошкольников, раскрыть роль ТРИЗ в формировании творческой активности детей дошкольного возраста.
• разработать методические рекомендации по использованию различных методов и приемов ТРИЗ для развития творческих способностей детей.
Для реализации намеченной цели спланировала свою работу по следующим направлениям:
2. Работа с родителями – консультирование, совместная деятельность.
3. Работа с педагогами – обобщение опыта, помощь в использовании методов и приёмов ТРИЗ.
Работа по системе ТРИЗ должна осуществляться постепенно.
Для решения тризовских задач можно выделить 4 этапа работы
1. Учим ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду.
2. Учим детей фантазировать, изобретать.
3. Решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ.
4. Учим детей находить выход из любой сложной ситуации, применяя полученные знания.
Основные методы ТРИЗиспользуемые мною в работе с детьми:
· Метод фокальных объектов
· Метод проб и ошибок
· Тризовские игры и т. д.
Рассмотрим более подробно деятельность и возможные методы на каждом этапе.
На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Учатся находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, знакомятся с проблемой многофункционального использования объекта,проводится исследование объекта: что- то в нем хорошо, а что- то плохо, что-то вредное, что- то мешает, а что- то нужно.Здесь можно использовать игры: «Хорошо-плохо», «Черное –белое», «Вперед- назад» «Паучок плетет паутину».
Игра- ТРИЗ «Чёрное и белое»
Детям предлагается классифицировать положительных и отрицательных персонажей по их домикам. (Кто может жить в черном домике? (волк; баба Яга, Бармалей и др.). А кто может жить в белом домике? (Белоснежка, Красная шапочка, Дюймовочка и др.). Затем детям предлагается проявить фантазию и предложить свои варианты ответов. Что будет если заяц, снег, сахар вдруг станут чёрными? Что будет если дорога, грязь, туча станут белыми?
Воспитатель сначала выкладывает домики по порядку и смешивает цифры, а дети находят каждой цифре свое место. Затем ставит цифры не в те домики, а дети находят для них правильное место или детям предлагаются неполные цифры, а они зрительно представляют, какая это цифра.
В игре «Лестница противоположностей» хорошо усваивается прием противоположные значения. Эта игра воспринимается детьми уже в 3-летнем возрасте. Вначале учим детей подбирать слова, противоположные по значению (функции).
Большое внимание уделяла систематичности проведения игр и упражнений: «Дорисуй», «Какая игрушка?», «Перевёртыши». Постоянно использовала в работе задачи-шутки, которые способствовали преодолению инерции мышления и являлись гимнастикой для ума.
Всестороннему знакомству с предметом или явлением помогает метод системного анализа. Он позволяет заглянуть в историю создания предмета, разложить предмет по деталям и даже заглянуть в будущее предмета. Системный оператор можно начинать использовать во 2-й младшей группе при знакомстве с предметами быта, ближайшего окружения, при описании игрушек. Вначале берём 3 экрана из 9. Со временем переходим к использованию всей 9-экранной системы. Систему характеризует оператор РВС (размер, время, стоимость). Меняя один из этих операторов, можно изменить свойства и качества предмета. Например, при решении задачи спасения Колобка, изменим оператор размер, увеличим Колобка так, чтобы лиса не смогла его проглотить.
Одним из методов, способствующих снятию психологической инерции, развитию воображения, является метод фокальных объектов (М. Ф. О.). Работу по М. Ф. О. можно начинать с детьми 4-го года жизни.При этом решаются следующие задачи:
· придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая реальный объект;
· познакомить детей с новым объектом;
· создать рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения;
· проанализировать художественное произведение.
Еще одним методом, снимающим инерцию мышления и позволяющим увеличить число перебираемых вариантов, является морфологический анализ. С помощью этого метода легче выявить все возможные варианты решения проблемы, которые при простом переборе могут быть упущены. Дети учатся находить ответы с помощью алгоритма, изобретать предметы с новыми свойствами и качествами. «Загадочный поясок», «Числовая да-нет-ка», «Предметная да-нет-ка»— морфологический анализ. Дети учатся мыслительному действию и умению работать с недостатком данных. Загадывается предмет, ребёнок по наводящим вопросам пытается отгадать его. Отвечать можно только словами да-нет.
Далее в работе с детьми я попробовала применить метод «Мозговой штурм». Суть его в том, что в ходе непринуждённой беседы предлагаются самые различные варианты решения предложенной задачи. Главным условием успеха работы является безусловное запрещение оценки и критики предложенных вариантов. Более того поощряются самые неожиданные необычные предложения. Последующим этапом метода является выборка идей или конкретных решений.
На третьем этапе работы с детьми решаем сказочные задачи и составляем сказки: «Сказки по схемам ТРИЗ», «Путешествие по сказочной стране». Но прежде чем составлять сказки, целесообразно научить детей решать сказочные задачи. Мы пытаемся помочь сказочным героям, попавшим в затруднительное положение. Решение проблемы зачастую зависит от выявления и использования ресурсов, дети стремятся к идеальному конечному результату. Они учатся искать выход из любой сложной ситуации, самостоятельно составлять описательные и сюжетные рассказы, строить сложные предложения с использованием сравнений, определений.
Игра «Теремок»— типовые приёмы фантазирования. Детям раздаются различные предметы. Воспитатель исполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок» сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него.
Применяю методики ТРИЗ не только на занятиях,но и во всех режимных моментах: в утренние часы, при умывании, одевании на прогулку, на прогулке и в игровой деятельности. Успешно вписывается ТРИЗ и в проектной деятельности, так как проект и начинается с проблемной ситуации. Здесь дети находят выход из проблемной ситуации, составляют план её решения, продумывают продукты проекта, а потом их реализуют в практической деятельности.
Как результат проводимой нашей работы, дети в нашей группе в значительной степени преодолели чувство застенчивости, скованности, «языкового барьера». У них постепенно развивается логика мышления, речевая активность, появилось видение многогранности окружающего мира, его противоречивости, закономерности развития; т. е они учатся мыслить системно. Я не перестаю удивляться их любознательности, активности в поисках ответов на интересующие их вопросы.
«Макетирование в детском саду» Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в дошкольном образовании направлен на создание оптимальных условий для развития детей.
Адаптация в детском саду. Знакомство родителей с ритмом жизни детей в детском саду Цель встречи: развитие взаимоотношений детей и родителей посредством включения в совместную деятельность. Задачи: • Содействовать возникновению.
Музейная педагогика в детском саду: новые подходы к организации мини-музея в детском саду Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как.
Лепка в детском саду Особо важное значение для воспитания и развития дошкольника имеет связь занятий рисованием, аппликации лепкой с разнообразными играми (сюжетно.
Одежда в детском саду. Если ваш ребенок посещает детский сад или в скором времени будет его посещать немаловажным делом будет подбор гардероба для детского сада.
Опыт работы по здоровьесберегающей технологиии Сохранение и укрепление здоровья детей, их физического развития через совместную деятельность с семьями воспитанников Здоровье ребенка.
Психогимнастика в детском саду Психогимнастика– это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики.
Робототехника в детском саду Задача, которая сейчас стоит перед системой российского образования – подготовка инженеров-творцов, которые могли бы изобретать и внедрять.
Собрание в детском саду «Адаптация в детском саду» Собрание в детском саду Тема: Адаптация в детском саду Цель: познакомить родителей друг с другом, с тем как протекает процесс адаптации.
Выпускной в детском саду Звучит фонограмма, голос за кулисами: «Здравствуйте уважаемые, радиослушатели! В эфире новости. Вчера в поселке Кромы, в детском саду группы.
ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста
ирина васильева
ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста
«Духовная жизнь вашего ребёнка полноценна тогда, когда он
живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.
Мы все хотим, чтобы наши дети были умными и здоровыми. А вот как конкретно это сделать, чтобы и получилось привычно и легко? На данном этапе ни школа, ни д/сад чётко и ясно на этот вопрос ответить не могут. Что же это такое, что может вдохнуть в нашу педагогику, психологию новый импульс – это труд, тория решений изобретательских задач. Труд поможет своими нестандартными приёмами сделать наших «средних» детей творческими личностями, т. е. даже поможет в укреплении их здоровья. Труд поможет нам найти ответ на вопрос, как воспитывать наших детей.
Так при знакомстве с ТРИЗ – вы не знаете, что он несёт, что он вам даст, поэтому не спешите, присмотритесь, приглядитесь и не делайте поспешных выводов. Что такое ТРИЗ – его расшифровка ничего не даёт, наоборот, может оттолкнуть.Но задача задаче рознь: ТРИЗ, конечно, поможет нам в решении задач по школьной программе, но он поможет и больше – ТРИЗ поможет решать задачи жизненно-важные каждому человеку. Почему? Потому что цель ТРИЗа – достижение достойной цели; разве воспитание и обучение наших детей здоровыми и умными, творческими личностями, не достойная задача. Она нам жизненно необходима. Триз заинтересовал миллионы людей, он лёг в основу нового предмета по технологии творчества, он лёг в основу медицинской терапии. Триз изучают в институтах, техникумах. Он усиленно изучается во всех промышленно развитых странах.
Основателем ТРИЗ является Г. С. Альтшуллер, который и поныне здравствует в Баку. В г. Ангарске его разработкой и творческим внедрением занимаются Иванов Г. И. – научный руководитель Ангарского Центра методологии научно-технического творчества и Кобец С. М. директор Центра методологии НТТ.
Главное достоинство этой теории в том, что она на основе диалектической логики позволяет резко повысить творческие способности каждого, а не в отдельности вундеркинда, т. е. то чего мы с вами хотели бы для своих детей.
Дорогие воспитатели, если вы хотите идти на работу, как на праздник. Если вам нравятся, когда глаза детей блестят на занятии, а активность превышает 100%; если вы хотите, чтобы каждое занятие было как мини-КВН или театрализованное представление, если вы хотите целый день смеяться, удивляться, петь и общаться с умными, думающими детьми – займитесь ТРИЗом.
На тризовских занятиях дети придумывают свои сказки и не одну, а столько, сколько детей в группе и даже больше, познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой игровой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают ежеминутно для себя открытия.
Дело в том, что основные идеи ТРИЗ как раз и заключаются в том, чтобы переложить умозрительные законы диалектики в конкретные формы. Теория решения изобретательских задач и вообще изобретательство вырабатывают умение решать возникшие противоречия. Они могут быть и в технической системе, и в бытовой ситуации. Ответы получаются разные, но способы решения одни. (Пример по сказке «Колобок».Дети дают множество ответов: «поиграть с Лисой в прятки», «Дед пошёл искать и выручил», «Охотники выручили2 и т. д.).
Итак, п р о т и в о р е ч и я. Вопрос «Почему?» заставляет детей постоянно находить в одном и том предмете, действии плохие и хорошие стороны.
Поиграем в игру «Хорошо – плохо». Возьмём самое простое хорошо знакомое слово «дождь».
Хорошо: Лягушкам весело. Всё растёт. Песни под дождь хорошо сочинять. Всё чистит, моет. Наступает весна. Бегать по лужам. Гулять в резиновых сапогах. Грибной дождь. Радуга. Ручьи бегут. От бегущих капель красивые узоры на стекле.
Плохо: Костёр не развести. Влажность большая. Плохая видимость. Можно простудиться. Нельзя гулять. Нарушает планы. Шумно. Грязь. Расходы на одежду. Наводнение.
Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире.
Занятия с элементами ТРИЗ и РТВ.
Одной из самых распространённых форм обучения в д/саду является занятие. Эта форма привычна и удобна тем, что охватывает целую группу детей. Однако нельзя не согласиться, что традиционные подходы к организации занятий не всегда бывают интересными и увлекательными, но их можно сделать интересными, если придать им принципиально новый вид. Дети скучают на занятии в том случае, когда их вынуждают к пассивности (сиди и слушай) или когда в предлагаемом материале нет новизны (это я уже слышал). Поэтому основной задачей, которую ставит перед собой педагог, является не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через грамотно организованное коллективное рассуждение, и через игры и тренинги. Одним из средства, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, является система творческих заданий на основе методов ТРИЗ – и РТВ-технологий.
Занятия будут интересней, если построить по следующим правилам.
• Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.
• Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций – мозговой штурм.
• Системный подход (всё в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).
• Включение в процесс познания всех доступных для ребёнка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно, предметно-схематичной наглядности и т. д.)
• Обязательная активация творческого воображения;
Существуют различные подходы к построению занятий с использованием ТРИЗ РТВ-технологий: построение занятия на основе одной алгоритмической цепочке (в этом случае на занятии основным содержанием является решение творческой задачи) или использование на традиционном содержании отдельных инструментов. Первый вариант более технологичен, второй – доступнее начинающему практику.
Перечень приёмов, игр и тренингов для использования в индивидуальной работе с дошкольниками на протяжении дня.
(Утренний приём, время прогулки, перерывы между основными режимными моментами, вечер).
1.Использование методов активации творческого мышления с целью развития речи:
• Сочинение сказок по методу каталога (для всех возрастных групп,
• Проведение игр и тренингов речевого характера по усвоению понятий о свойствах и структуре систем,
• Проведение игр и тренингов по усвоению сущности диалектических законов,
• Словесное описание фантастических образов, созданных на основе МФО,
• Словесное преобразование объекта материального мира с помощью типовых приёмов фантазирования,
• Тренинги с маленькими подгруппами детей по обучению решения задач на сужение поля поиска.
2. Использование методов активации творческого мышления, игр и тренингов с элементами изобразительной деятельности в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста:
• Рисование штампами и шаблонами,
• По каждому рисунку провести беседу с детьми: что нарисовано, на что похоже,
Рисование фантастических героев с использованием метода морфоанализа. (В мл. гр. Дети помогают придумать. Воспитатель рисует. Дети помогают раскрасить. В старшем возрасте дети сами рисуют или схематизируют).
3.Проведение игр и тренингов с элементами рисования:
• «Спаси букву от буквоеда» (дорисовка букв и цифр до сюжетного изображения).
4. Ситуативные задачи по сюжетам сказок.
Некто пострадал из-за собственной щедрости. («Заюшкина избушка» р. н. с.)
Он к ней пришёл, обманул и ушёл. («Каша из топора») р. н. с.
Он пострадал от её безответственности. («Гуси-лебеди» р. н. с.
Они вернули то, чего некто не смог удержать. («Из рога всего много») белорусская н. с.
Он был суров и справедлив, она – добра и беззащитна, поэтому он её наградил. («Морозко») р. н. с.
Он её освободил, потому что полюбил. («Царевна-лягушка» р. н. с.
Полюбив, она сделала невозможное. (А. Аксаков «Аленький цветочек»).
Она молчала, потому что любила. (Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»)
Он её потерял, потому что она торопилась, но именно поэтому он её и нашёл. (Ш. Перро «Золушка»).
Она была слишком доверчивой, поэтому произошло несчастье. (Ш. Перро «Красная шапочка»).
Некто по земле ходил и с природой говорил. («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкин).
Они ушли, она пришла. Они пришли её нашли. («Три медведя»).
Он был добрым, поэтому имел много друзей. (Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»).
5. Использование ТРИЗ и РТВ технологий в других видах деятельности.
• Придумывание сказки по предложенному началу.
• Составить сказку на свободно выбранную тему.
• Учить представлять событие в последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями.
• Учить «входить» в изображаемые обстоятельства.
• Учить использовать соответствующие выразительно-изобразительные средства для воплощения образов.
• Наделять героев действиями (свойствами) фантастического характера.
• Изменять заимствованные из сказок ситуации.
• Наделять известные сказочные персонажи качествами, которые им не присущи (добрая Баба Яга, щедрая Лиса).
• За счёт использования новых приёмов преобразований создавать новый образ.
• Учить детей не только изменять, но и преобразовывать, комбинировать прежние знания в новые сочетания и создавать на этой основе относительно новые (для ребёнка) образы и образные ситуации.
• Учить применять новые способы преобразования впечатлений – наделение людей действиями фантастического характера, заимствование из сказок отдельных фрагментов с незначительными их преобразованиями.
• Учит воспринимать образ средствами музыки, художественного слова, изобразительной деятельности.
• Развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их и выявлять противоречивые свойства.
• Развивать умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути к достижению цели.
• Воспитывать любовь и интерес к музыке, живописи, литературе путём анализа сказок, рисунков, песен.
Игры и тренинги на формирование у детей системного мышления.
• Функциональное назначение объектов.
Цель: научить детей определять назначение предметов, видеть возможности их использования в окружающем мире.
Дети кружатся по комнате, изображая снегопад,со словами:
Закружила метель, словно чудо карусель,
Все дорожки замела. Нам в подарок принесла…
И воспитатель называет любой объект. Все на последнем слове замирают на месте. Тот, кого укажет педагог, должен изобразить данный объект в действии.
Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а остальные дети «примеряют»эту функцию на себя:
• Я – лягушка. Я умею прыгать.
• Я – машинка. Я тоже прыгаю, когда еду по кочкам.
• Я – карандаш, я тоже прыгаю, когда рисую точечки. И т. д.
Основная сложность данного тренинга в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.
Для игры понадобится набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображениями вниз. Ребёнок объявляет: «Я еду в деревню и беру с собой…» и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в деревне. В игре участвуют 3-4 ребёнка.Конечный пункт путешествия периодически меняется: в деревню, в гости к обезьянкам, на северный полюс, на море отдыхать и т. д.
Ведущий начинает игру, называет предмет и несвойственную ему функцию. Следующий ребёнок называет тот объект, который данную функцию выполняет, а затем называет новую, несвойственную уже второму объекту функцию.Например: «Я воробей, я не умею танцевать». «А я балерина, я умею танцевать, но не умею перевозить грузы». Ит. д.
Предлагается детям соединить знакомые персонажи из разных сказок в одну и придумать свою – новую сказку. Приключения героев переплетаются, и получается новая сказка.
Выбор героев может быть произвольным. Дети выбирают героев по ходу сочинения сказки, перемещаясь по осям таблицы как по лесенке.2-й вариант: изменить место действия знакомой сказки. Мороз Иванович попал в лето и т. д. ; Золушка живёт в наши дни, в д/саду и т. д.
С детьми составляется модель сказки и по этой модели сочиняется новая сказка, с различными степенями узнаваемости или полностью измененная.
Используя буквенное обозначение, цветовое или геометрическое обозначение. По составленной модели сочиняется своя совершенно новая сказка, герои которой могут быть самые разнообразные.
Игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Эта игра аналогична игре «наоборот».
Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот.
Например: «Красная шапочка злая, а волк добрый», «Золушка – непослушная девчонка, а мачеха – добрая», «Колобок предлагает всех съесть и съедает всех по очереди».
«Разновидность фантастического бинома» или «метод картинок».
Игра состоит в том, что детям даются слова из одной сказки и одно слово из другой сказки, на основе которых они должны придумать какую-нибудь историю. Или предлагаются картинки из одной сказки и одна карточка с изображением героя из другой сказки.
Раздаются пронумерованные карточки. Дети должны разложить по порядку карточки и придумать свою сказку.
Работа со сказкой на уровне подсистемы, последовательно изменяя один из подсистемных элементов.
Например: «Жили – была девочка, звали её Желтая шапочка».
Дети: «Не жёлтая, а Красная!».
Взрослый: «Ах, да, Красная! Так назвал её папа и назвал…»
1 вариант: после того, как дети Вас исправили, продолжаете рассказывать немного текста реальной сказки, а потом снова меняется, но линию настоящей сказки ведём до конца.
2 вариант: изменяя сказку в самом начале, ведёте её за детьми, совершенно меняя сюжет настоящей сказки, включая в действие новые персонажи.
Дети очень любят продолжение сказки, с неохотой расстаются с полюбившимися героями. Можно в конце сказки предложить детям подумать «А что было потом?» или, оттолкнувшись от самого интересного места или вопроса, предложить детям подумать «А что было потом?»
НАПРИМЕР: «а что стало с туфелькой Золушки после её замужества?»
«Сочиняем сказки по опорным схемам»
Детям даются карточки с разными схематическими изображениями. Дети, пользуясь ими, могут сочинять рассказ или сказку. Схемы могут быть разными.
«Сочинение сказок с предметами – заместителями».
Детям предлагается придумать с помощью разных предметов – заместителей (палочки, кружочки, фигурки, человечки) разные сказки, предварительно разложив эти заместители по порядку на фланелеграфе. Фигурки можно менять местами и получится другая сказка.
• Кто быстрее плавает – утёнок или цыплёнок?
• Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница?
• На одном берегу цыплята, на другом утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывёт до острова?
• Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?
• Летели два крокодила – один красный, другой – синий. Кто скорее долетит?
• У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?
• Что едят крокодилы на северном полюсе?
• Что является второй подушкой для щеки?
•Кто громче замычит: петух или корова?
• Шёл зимой солдат лесом, полем. Вдруг река. Как перейти реку?
• Как лучше сорвать арбуз с дерева?
•Весной с юга кто раньше прилетает: ласточки или воробьи?
• Когда собака бывает в конуре без головы?
• Сколько вёдер соберут две бабочки, если у них по одному ведру?
• Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?
• Упали два горшка – железный и глиняный. Каких осколков будет больше?
• На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали. Сколько стало яблок?
Игровой стретчинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста Актуальность Охрана и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей образовательного процесса. В последнее время дети чаще.
Использование чистоговорок в работе с детьми дошкольного возраста Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Основной целью.
Использование технологии ТРИЗ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ Учитель-логопед МБДОУ № 22 Фомина Е. В.
Использование игрушек в работе с детьми младшего дошкольного возраста Уже с древних времен люди осознавали необходимость игрушек для развития ребенка. Сначала они были миниатюрными копиями реальных предметов.
Консультация «Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста по элементам ТРИЗ» Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста по элементам ТРИЗ. Консультация для воспитателей..
Краеведение в работе с детьми старшего дошкольного возраста КРАЕВЕДЕНИЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Городок – окраина России Снегом заметён, за ним – тайга. Ни правителя и ни.
Мастер-класс для педагогов «Использование методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста» Мастер- класс для педагогов «Использование методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста». Подготовила воспитатель: Потапова.
ТРИЗ-технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).