Трисвятое это что за молитва

Текст молитвы Трисвятое на русском, когда и как правильно нужно читать

«Трисвятое» – это короткое название молитвы, славящей Святую Троицу. Эти старинные слова стали известны людям благодаря чудесному происшествию. В наши дни славословие приняло особый статус. Каждый христианин знает эти строки наизусть. Текст молитвы «Трисвятое» можно найти во множестве источников, правда, не везде пишут историю появления этого текста.

Происхождение молитвы

«Трисвятое» занимает важное место в ряду христианских молитв. В наши дни эти строки известны каждому христианину. Их читают во время богослужений и при самостоятельном обращении к Богу. «Трисвятое» известно со времен раннего христианства, о чем упоминал Иоанн Златоуст. История о том, как эта молитва вошла в православное богослужение, известна из старинного византийского предания.

Согласно легенде, в 438 или 439 году, во время Великого поста в Константинополе произошло страшное землетрясение. Люди выходили из домов на улицу и присоединялись к крестным ходам и процессиям. Священники во главе шествий просили Бога о даровании спасения горожанам и прекращении содроганий земли. Среди испуганных людей оказался мальчик, с которым произошло невероятное.

Божественные силы подняли ребенка на небо, где слышались дивные голоса ангелов, поющих «Трисвятое». Когда мальчик оказался на земле, то поспешил сообщить о произошедшем взрослым. Сведения тут же дошли до византийского патриарха, который велел петь услышанное ребенком прославление на улицах, дабы Бог смилостивился. И произошло чудо: землетрясение прекратилось.

В благодарность Господу за спасение города могущественная императрица Пульхерия постановила своим приказом читать «Трисвятое» в ходе богослужений. Позже, во время Вселенского собора, это постановление было закреплено.

Существует еще одно мнение о возникновении молитвы. Некий монах Иов объясняет формулировку текста соединением двух цитат из Священного Писания и прошения о помиловании. Подразумевается, что обращение к Троице было известно и до событий, описываемых в предании. Так или иначе, священный текст вошел в православную и католическую традицию.

Трисвятое это что за молитва. Смотреть фото Трисвятое это что за молитва. Смотреть картинку Трисвятое это что за молитва. Картинка про Трисвятое это что за молитва. Фото Трисвятое это что за молитва

Текст пытались исказить сторонники еретического учения монофизитов. В какой-то момент им удалось захватить власть в Византии и навязать свой чин богослужения. Однако спустя недолгое время они потерпели поражение, и еретические правила отменили. Изначально «Трисвятое» записано на греческом языке, в Русской Православной церкви читают дословный перевод.

Когда и для чего нужно читать «Трисвятое»

Так как эта молитва относится к числу вступительных, ее часто читают в православном богослужении. Например, во время Литургии, молебна, погребального обряда и перед началом любого значимого служения.

«Трисвятое», «Пресвятая Троице» и «Отче наш» открывают утреннее и вечернее молитвенное правило, акафисты, каноны, молебны, чтение псалтыри. Поэтому этот важнейший текст обязан знать каждый православный.

В некоторые дни эта молитва не читается. На Пасху, во время Светлой седмицы, на Троицу и Рождество, вместо «Трисвятого», читают праздничные тропари. И во дни Креста Христова (Воздвижение Креста Господня, крестопоклонная неделя, Происхождение честных древ Креста Животворящего) поют крестное песнопение.

Согласно источникам, «Трисвятое» не служит каким-то конкретным целям. То есть невозможно через эту молитву получить некий «оберег» или мгновенно излечить болезни. «Трисвятое» – это прославление Святой Троицы. Задача здесь в том, чтобы приблизиться к Богу, настроиться на духовное совершенствование через напоминание о величии Господа.

Трисвятое это что за молитва. Смотреть фото Трисвятое это что за молитва. Смотреть картинку Трисвятое это что за молитва. Картинка про Трисвятое это что за молитва. Фото Трисвятое это что за молитва

Поэтому, если сердцу человека отзывается эта молитва, то, конечно, полезно ее читать. Но не стоит сокращать ее смысл до каких-то собственных ожиданий. Можно обращаться с этими словами вкупе с другими вступительными молениями, за благословением Божьим перед важными начинаниями.

Как правильно молиться

Молитва всегда читается трижды, ведь в «Трисвятом» каждая строка посвящена одному из ликов Троицы: Богу Отцу, Сыну и Святому Духу. При каждом повторении полагается осенить себя крестным знамением и совершить поклон. Можно земной, встав на колени, или поясной, в зависимости от физического состояния и того, какой период богослужебного года идет в данный момент.

Несмотря на то, что молиться можно в любом месте и в любое время, для самостоятельного обращения к Богу лучше выбирать тихое место, где никто не потревожит и не отвлечет. Хорошо, если при этом есть иконы, и особенно если есть образ Святой Троицы. В остальном, правила все те же: отрешитесь от мирских дел и забот и направьте разум свой ко Христу. Господь поможет и вразумит не из-за особенных молитв, а благодаря усердию, искренней вере и стремлении к благодетели.

Трисвятое это что за молитва. Смотреть фото Трисвятое это что за молитва. Смотреть картинку Трисвятое это что за молитва. Картинка про Трисвятое это что за молитва. Фото Трисвятое это что за молитва

Полный текст на русском языке

Обычно «Трисвятое» читается перед началом больших богослужений, в комплексе с другими вступительными молитвами. Чаще всего имеет место нижеприведенная последовательность. После прочтения этих молитв приступают к более важным и крупным служебным правилам.

Текст

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Молитва Святому Духу

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́шеи́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вищеблаги́х и жи́зниПода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́стины от вся́кияскве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́шина́ша.

Трисвятое это что за молитва. Смотреть фото Трисвятое это что за молитва. Смотреть картинку Трисвятое это что за молитва. Картинка про Трисвятое это что за молитва. Фото Трисвятое это что за молитва

Трисвятое

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас.

Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва Пресвятой Троице

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Го́споди, поми́луй. (Трижды). Сла́ва, и ны́не:

Молитва Господня

О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Прииди́те, поклони́мсяЦаре́вина́шемуБо́гу. (Поклон)

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́вина́шемуБо́гу. (Поклон)

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гуна́шему. (Поклон)

Источник

Молитва Трисвятое

Трисвятая молитва, она же Трисвятая песнь, известна всем христианам, кто хоть раз побывал на службе в храме. Её часто произносят после чтения длинных молитв и псалмов, поэтому она всегда на слуху. Данную молитву очень легко запомнить, поскольку состоит из небольшого количества слов. Некоторые люди считают, что текст молитвы Трисвятое правильно произносить по Отче Наш, но это не совсем так, поскольку она используется как прямое обращение к Господу, а значит её можно произносить после каждого прошения.

Происхождения молитвы

Молитва Трисвятое является одной из самых древних молитв, дошедших до нашего времени практически в неизмененном варианте. Её происхождение приписывают древне-христианской церкви, согласно указаниям Иоанна Златоуста. Первый пришедший в обиход вариант был на греческом языке, но вскоре текст молитвы Трисвятое на русском языке появился благодаря Архиепископу Константинопольскому святого Прокла в 437-447 годах, поэтому достоверно не известно, как долго использовался греческий перевод в русских православных церквях.

Трисвятое это что за молитва. Смотреть фото Трисвятое это что за молитва. Смотреть картинку Трисвятое это что за молитва. Картинка про Трисвятое это что за молитва. Фото Трисвятое это что за молитва

Согласно церковным преданиям, в 438 году за несколько недель до Пасхи в Константинополе произошло сильное землетрясение, прямо во время крестного хождения по улицам города. В этот момент, один маленький мальчик из толпы взмыл в небо и услышал пение ангелов. Ангелы поведали ему молитву – Трисвятое, про которую он и рассказал всем, как только спустился на землю. Все люди, вместе с Патриархом, тут же начали петь её, добавив слова – «помилуй нас». После этого землетрясение тут же прекратилось. Прознав про такое чудо и божественное избавление от землетрясения, императрица Пульхерия издала указ о том, чтобы молитва Трисвятое вошла в обиход ежедневного богослужения.

Но это не единственная версия происхождения молитвы, поскольку другие церковные источники гласят о том, что молитва произошла в V веке нашей эры, во время проведения четвертого Вселенского собора. По словам некоторых древних монахов, включая монаха Иова, жившего в 16 веке, молитва произошла благодаря упрощению распространенных церковных песнопений.

Достоверно не известно, какая из этих версий является реалистичной. Но как бы то ни было, текст молитвы несколько раз изменялся на протяжении долгих лет, пока не дошел в своем виде до нашего времени.

В чем помогает молитва Трисвятое?

Трисвятое это что за молитва. Смотреть фото Трисвятое это что за молитва. Смотреть картинку Трисвятое это что за молитва. Картинка про Трисвятое это что за молитва. Фото Трисвятое это что за молитва

Молитва Трисвятое является мощным оберегом, который защищает человека от различных невзгод. Многие православные христиане предпочитают читать её вместе с другими ежедневными молитвами. Согласно словам церковных деятелей, является одной из самых главных молитв, которые необходимо знать православному человеку. Поскольку молитва заключает в себе обращение к лику Святой Троицы, то она способна помочь от любых недугов и тревог. В православных летописях датируется несколько случаев о том, как после прочтения данной молитвы происходили различные чудеса, в том числе и исцеление болезней.

В народе данная молитва известна как: «Святый Боже» и не раз упоминается в церковной литературе. В древние времена её часто использовали как напутствие в дальнюю дорогу. Также она используется во время всех церковных богослужений, особенно в праздничные дни, включая Пасху, Троицу и Рождество. Поэтому православные христиане произносят эту молитву ежедневно.

Трисвятое это что за молитва. Смотреть фото Трисвятое это что за молитва. Смотреть картинку Трисвятое это что за молитва. Картинка про Трисвятое это что за молитва. Фото Трисвятое это что за молитва

Как правильно читать молитву?

Молитву Трисвятое лучше всего читать вместе с другими короткими молитвами, например с «Отче Наш». Также, согласно церковным заветам, перед чтением и во время него необходимо:

Текст молитвы

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Поклон)

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Поклон)

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Поклон)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник

Сокращенные обозначения молитв, принятые в молитвословах

В молит­во­сло­вах и бого­слу­жеб­ных кни­гах неко­то­рые часто упо­треб­ля­е­мые молит­вы и даже неболь­шие ряды молитв не при­во­дят­ся каж­дый раз пол­но­стью, а обо­зна­ча­ют­ся сокра­щен­но. Такие сокра­ще­ния — напри­мер, сокра­ще­ние «Сла­ва, и ныне:» — есть почти во всех молит­во­сло­вах. Это не толь­ко эко­но­мит место, но и очень удоб­но для опыт­ных чте­цов и пев­цов. Одна­ко начи­на­ю­ще­го молит­вен­ни­ка порой могут сбить с тол­ку еще не зна­ко­мые ему сокра­ще­ния. Поэто­му мы при­во­дим для наших чита­те­лей спи­сок наи­бо­лее упо­тре­би­тель­ных сокра­щен­ных обо­зна­че­ний, кото­рые могут встре­тить­ся в молитвословах.

В бого­слу­жеб­ных кни­гах сокра­ще­ний подоб­но­го рода гораз­до боль­ше: они рас­счи­та­ны на твер­дое зна­ние чита­ю­щим весь­ма широ­ко­го кру­га молитв и пес­но­пе­ний. В цер­ков­но­сла­вян­ской тра­ди­ции пока­за­те­лем тако­го сокра­ще­ния слу­жит двое­то­чие (:) — оно выпол­ня­ет здесь роль, подоб­ную роли мно­го­то­чия (…) в совре­мен­ной рус­ской письменности.

«Сла­ва, и ныне: (либо: «Сла­ва: И ныне:» ) — Сла­ва Отцу и Сыну, и Свя­то­му Духу, и ныне и прис­но, и во веки веков. Аминь.

«Сла­ва:» — Сла­ва Отцу, и Сыну, и Свя­то­му Духу.

«и ныне:» — И ныне и прис­но, и во веки веков. Аминь.

Вни­ма­ние! В Псал­ти­ри каж­дая из кафизм — два­дца­ти частей, на кото­рые раз­де­ле­на Псал­тирь для чте­ния — делит­ся на три части, после каж­дой из кото­рых обыч­но напи­са­но: «Сла­ва:» (эти части поэто­му и назы­ва­ют­ся «Сла­ва­ми»). В этом (и толь­ко этом) слу­чае обо­зна­че­ние «Сла­ва:» заме­ня­ет сле­ду­ю­щие молитвословия:

Сла­ва Отцу, и Сыну, и Свя­то­му Духу, и ныне и прис­но, и во веки веков. Аминь.

Алли­лу­иа, алли­лу­иа, алли­лу­иа, сла­ва Тебе, Боже. (Три­жды)

Гос­по­ди, поми­луй. (Три­жды)

Сла­ва Отцу, и Сыну, и Свя­то­му Духу, и ныне и прис­но и во веки веков. Аминь.

«Алли­лу­иа» (Три­жды)Алли­лу­иа, алли­лу­иа, алли­лу­иа, сла­ва Тебе, Боже. (Три­жды)

«Три­свя­тое. По Отче наш» или «Три­свя­тое. Пре­свя­тая Тро­и­це… Отче наш…» — чита­ют­ся после­до­ва­тель­но молитвы:

Свя­тый Боже, Свя­тый Креп­кий, Свя­тый Без­смерт­ный, поми­луй нас. (Три­жды)

Сла­ва Отцу, и Сыну, и Свя­то­му Духу, и ныне и прис­но, и во веки веков. Аминь.

Пре­свя­тая Тро­и­це, поми­луй нас; Гос­по­ди, очи­сти гре­хи наша; Вла­ды­ко, про­сти без­за­ко­ния наша; Свя­тый, посе­ти и исце­ли немо­щи наша, имене Тво­е­го ради.

Гос­по­ди, поми­луй. (Три­жды)

Сла­ва Отцу, и Сыну, и Свя­то­му Духу, и ныне и прис­но, и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на Небе­сех, да свя­тит­ся имя Твое, да при­и­дет Цар­ствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небе­си и на зем­ли. Хлеб наш насущ­ный даждь нам днесь; и оста­ви нам дол­ги наша, яко­же и мы остав­ля­ем долж­ни­ком нашим; и не вве­ди нас во иску­ше­ние, но изба­ви нас от лукаваго.

Сокра­ще­ние «При­и­ди­те, покло­ним­ся…» сле­ду­ет читать:

При­и­ди­те, покло­ним­ся Царе­ви наше­му Богу. (Поклон)

При­и­ди­те, покло­ним­ся и при­па­дем Хри­сту, Царе­ви наше­му Богу. (Поклон)

При­и­ди­те, покло­ним­ся и при­па­дем Само­му Хри­сту, Царе­ви и Богу наше­му. (Поклон).

Вме­сто Бого­ро­ди­чен обыч­но гово­рим: Пре­свя­тая Бого­ро­ди­це, спа­си нас, а вме­сто Тро­и­чен : Пре­свя­тая Тро­и­це, Боже наш, сла­ва Тебе, или Сла­ва Отцу и Сыну и Свя­то­му Духу.

Источник

Молитва Трисвятого

Молитва Трисвятого читается так: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас». Очевидно, что наименование сей молитвы произошло от троекратного повторения в ней слова: Святый.

К одному ли из Лиц св. Троицы, или ко всем Лицам св. Троицы мы обращаемся с молитвою Трисвятого? Ко всем Лицам, а не к одному. Так, а не иначе научает нас разуметь эту молитву св. Церковь, когда в праздник Пятидесятницы словами сей молитвы воспевает св. Троицу так: «Святый Боже, вся содеявый Сыном, содейством Святаго Духа; Святый крепкий, имъже Отца познахом, и Дух Святый прииде в мир; Святый безсмертный, утешительный Душе, от Отца исходяй и в Сыне почиваяй: Троице святая, слава Тебе».

В молитве Трисвятого, обращаясь ко всем Лицам св. Троицы, мы произносим: «помилуй нас», а не «помилуйте нас». Почему так? Потому, что все Лица св. Троицы, раздельные по личным свойствам (Отец не рождается, Сын от Отца рождается, Дух Святый от Отца исходит), нераздельны по божеству. Нечестиво было бы думать, что Отец, Сын и Св. Дух суть три отдельные божества, а не един Бог, во св. Троице покланяемый и славимый. И от сего-то нечестия св. Церковь предостерегает нас, научая нас взывать к трем Лицам св. Троицы о помиловании не в множественном, а в единственном числе: помилуй нас; обращаться к ним, не как к трем отдельным богам, а как к единому Божескому существу. Подобное предостережение заключается и в кратких возгласах священника: «яко твое (а не ваше) есть царство и сила и слава Отца и Сына и Святаго Духа. – Твое бо есть еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем (Тебе, а не вам славу возсылаем), Отцу и Сыну и Святому Духу».

По объяснению св. Иоанна Дамаскина, в состав молитвы Трисвятого вошли слова из серафимского славословия, слышанного пророком Исаией ( Ис.6:1–3 ): «свят, свят, свят Господь Саваоф».

Серафимское славословие Исаия слышал во время того таинственного видения, которым он призван был к пророческому служению. Он удостоился видеть Господа, седящего в храме, или над храмом, на величественном престоле. Пред Ним были Серафимы, из которых каждый имел по шести крыл: двумя они закрывали лица свои, двумя прикрывали ноги, и двумя летали. И взывали друг к другу (т. е. попеременно, на два лика): «свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!». Стены здания потрясались от их восклицания; и по всему храму разносилось курение. Славословие чистых духов произвело скорбь в душе пророка. Он желал бы и сам принять участие в их славословии, но не дерзнул на это, помыслив, что его нечистые уста недостойны воспевать хвалу Богу вместе с чистыми голосами безгрешных певцов. «Жалкий я человек! сказал он: стою на краю погибели. Уста мои нечисты, и живу среди людей с нечистыми устами». Господь повелел одному из Серафимов очистить Исаию прикосновением к его устам горящего угля и послал его очищенными устами возвещать народу угрозы и обетования.

Какое понятие о Боге внушают нам серафимское славословие и молитва Трисвятого, когда именуют Его святым? Понятие о Его святочтимости, то есть вообще о беспредельном Его величии, по которому Ему единому принадлежит божеская слава, честь и поклонение. В значении святочтимого Бог именуется святым во многих местах св. Писания, напр. в тех местах, где Он называется святым Израилевым, святым во Израиле (в израильском народе): воспою Тебе в гуслех, Святый Израилев ( Пс.70:22 ; Ис.1:4 ; Иез.39:7 ; Ос.11:9 ), – или где называется просто Святым: «так говорит Высокий и превознесенный, вечно живущий, и Которого имя – Святый» ( Ис.57:15 ). В смысле святочтимых, правда, именуются святыми и сотворенные существа и вещи, напр. священнослужебные лица, храмы Божии, алтари, книги Слова Божия. Но в Боге достоинство святочтимости не допускает никакого сравнения ни с чем, что только именуется в этом мире святым, святочтимым. По своему существу вечному и неизменяемому, по своим беспредельным совершенствам, Он столько превознесен над всем существующим, что всякая святость, или святыня, в мире, как бы ни была велика, исчезает пред Его неизреченной святостью; и потому-то Писание называет Его не только святым, но «единым святым» ( 1Цар.2:5 ), тем паче, что все, что мы называем в мире святым как священное, святочтимое, не само по себе свято, а получило свое освящение от Него. Он един есть самобытная Святость, и единственный источник святости. Что касается до понятия о святости, как о нравственной чистоте, то во многих местах Писания Бог называется святым и в этом смысле, напр.: несть свят, яко Господь, и несть праведен, яко Бог наш ( 1Цар.2:2 ). И должно признать, что в серафимском славословии и в молитве Трисвятого, равно как и во всех других случаях, где наименование Бога святым значит святочтимый, не исключается понятие и о том, что Бог чист от всякого греха, ненавидит зло и любит одно добро. Но только не исключается, т. е. оно, как часть, подразумевается в общем, гораздо обширнейшем понятии о святости Божией в смысле святочтимости. Если Бог святочтим, един достоин божеского чествования по своей природе и совершенствам, то само собою разумеется, что Он безгрешен и любит добро, иначе достоинство святочтимости не было бы в Нем полно.

Для чего каждому Лицу св. Троицы в серафимском славословии и в молитве Трисвятого присвояется одинаковое наименование: Святый? Для того, чтобы видно было, что все три Лица равночестны, достойны одинаковой божеской чести и славы, и нет между ними ни большего, ни меньшего по божеству.

Но выражаемое в молитве Трисвятого исповедание равночестия Божеских Лиц не теряет ли силы от того, что в ней только первому Лицу присвояется имя Бога: Святый Боже, – а Сын Божий называется крепким, Дух Святый безсмертным? На этот вопрос так ответствует св. Иоанн Дамаскин 3 : «Святый Боже, это относим мы к Отцу, не усвояя однако Ему одному имени Бога; но знаем, что и Сын и Дух Святый есть Бог. Святый крепкий прилагаем к Сыну, не отнимая силы у Отца и Духа святаго. Святый безсмертный относим к Духу Святому, но не лишаем бессмертия Отца и Сына». В самом деле, если молитва Трисвятого именует только первое Лице Богом, то этим именованием точно так же не уничижаются прочие Лица, как и Сам Бог Отец не уничижается тем, что наименование крепкого и безсмертного в той же молитве присвояется не Ему, а одно Богу Сыну, другое Богу Духу Святому. Почему так? Потому что все эти именования равносильны и легко могут быть заменяемы одно другим. Когда я произношу слово Бог, я уверен, что говорю о существе крепком (всемогущем) и бессмертном. Эти свойства неотделимы от понятия о Боге. Равным образом в наименованиях крепкого и бессмертного, усвоенных Сыну и Святому Духу, необходимо подразумевается мысль о Боге, судя по тому, что в Писании именуется крепким и бессмертным, в собственном смысле, только Бог; Он есть един сильный, един имеяй безсмертие ( 1Тим.6:15–16 ), то есть Он – такое существо, равного которому по крепости и бессмертию нет другого; которое не только само обладает крепостью, всемогущей силою, но вместе есть источник всякой крепости и силы в существах сотворенных, хотя бы это были ангелы, сильные крепостью; которое не только само бессмертно, как существо вечное, безначальное и бесконечное, но вместе служит единственным началом, или источником всякой жизни и бессмертия. Само собой разумеется, что такие понятия о крепком и бессмертном равносильны понятию о Боге, ибо о ком же, как не о едином Боге, можно все это сказать? Впрочем, признавая равносильное значением молитве Трисвятого слов: Бог, крепкий, бессмертный, и взаимную их удобозаменяемость, мы не отвергаем, чтобы они в то же время не имели особого значения в приложении к каждому Лицу св. Троицы отдельно. Так, имя Бога обще всем Лицам, но если в рассматриваемой нами молитве оно присвояется одному Отцу, это значит, что Он есть неточное начало Божества, что от Него рождается Сын, и исходит Св. Дух. Крепкий, – это общее имя всех Лиц, но в приложении к Сыну оно напоминает нам о том, что, по свидетельству Писания, «Тем создана быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли» ( Кол.1:16 ), что «Словом Господним (т. е. Сыном) небеса утвердишася» ( Пс.32:6 ), что под руководством Его, как Пастыря, овцы Его стада «не погибнут во веки, и не восхитит их никтоже от руки Его» ( Ин.10:28 ), что созданной Им церкви не одолеют врата адова ( Мф.16:18 ), что Он подобно Отцу, их же хощет живит ( Ин.5:21 ), что вообще Он есть Божия сила ( 1Кор. 1:24 ). Безсмертный, – это опять есть общее имя всех Лиц Божества; но в отношении к Св. Духу оно напоминает нам о том особенном участии Его в сообщении жизни тварям, которое выражено словами Бытописания: и Дух Божий ношашеся верху воды ( Быт.1:2 ), а также о благодатном обновлении человека к жизни духовной силою Духа Святаго, как единого бессмертного и животворящего.

Рассматриваемое нами прибавление в молитве Трисвятого достойно осуждения не по своей только злонамеренной цели распространить еретическое учение о Лице Христа, но вместе и потому, что подавало повод к недоразумениям о Пресвятой Троице. Всем известно было отношение этой молитвы ко всем Лицам Божества, и все принимали ее в этом, а не в другом каком-либо смысле. И вдруг православный, пришедши в храм, слышит пение, или чтение молитвы Трисвятого в ином составе. Что мог он при этом подумать? До сих пор он знал и верил, что распятие претерпел вочеловечившийся Сын Божий, а теперь его, по-видимому, хотят убедить, что распялась вся св. Троица. Люди не размышляющие легко могли себя успокоить, сказавши про себя: должно быть и в самом деле распялся Бог в Троице; когда так, то и будем веровать так: разве мы умнее старших, которые предписали к Богу в Троице покланяемому обращаться с воззванием: распятый за нас. – И вот таким образом возобновлялась древняя ересь патрипассиан, лжеучителей, которые, сливая три Ипостаси Божества в одно Лицо, Сына и Св. Духа почитая только явлениями Отца, допускали, что в Лице Христа вочеловечился и пострадал сам Бог Отец. Положим, Петр Гнафей далек был от намерения своим прибавлением к Трисвятому утверждать и распространять эту грубую ересь; но если его нововведение могло подать повод к таким толкованиям, то кто как не он виноват в этом? 7

Таким образом, добавочные слова к Трисвятому, с какой стороны их ни рассматривать, имели злокачественный характер: они служили покровом еретической мысли о Лице Христа, и кроме того подавали повод к недоразумениям касательно Пресвятой Троицы, – и потому были отринуты православными пастырями церкви, и сам Петр Гнафей в 465 г. был низложен с епископской кафедры. На его место в Антиохию вступил некто Каландион. Для устранения соблазна, произведенного нововведением его предшественника, он сделал было новое дополнение в молитве Трисвятого, предписав произносить ее так: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, Христе царю, распятый за нас, помилуй нас». Новое дополнение: Христе Царю – сделано было с благою целью предостеречь православных от нечестивой мысли о распятии Бога в Троице, но и оно не могло удовлетворить их: их трудно было заставить обращаться к одному Христу с тою молитвою, которою они привыкли славословить св. Троицу. Петру Гнафею удалось снова вступить на антиохийскую кафедру и восстановить в прежнем виде сделанное им прибавление. Против него восстали с обличениями Акакий патриарх Константинопольский, папа Феликс 3-й и другие епископы. Они посланиями убеждали его оставить произвольное нововведение. Император Анастасий, следуя внушениям единомышленников Петра Гнафея, не раз покушался ввести в Константинополе его прибавление к Трисвятому, но каждый раз встречал противодействие в стороне православных, строго державшихся определений Халкидонского собора. Вообще должно заметить, что прибавление к Трисвятому: «распятый за нас», было принимаемо и защищаемо в церквах восточных, а в церкви Константинопольской и в западных оно было отвергаемо, или в некоторых из них было заменяемо словами: «святая Троица, помилуй нас». После неоднократного осуждения на разных поместных соборах, это прибавление окончательно было осуждено на 6-м вселенском (в 681 г) соборе Трульском; 81-е правило сего собора гласит так: «поелику мы уведали, яко в неких странах, в трисвятой песни, после слов: Святый безсмертный, в качестве дополнения, возглашают: распныйся за ны, помилуй нас; но сие древними св. отцами, как чуждое благочестию, от сея песни отринуто, купно с беззаконным еретиком – нововводителем сих слов: то и мы прежде благочестно постановленное св. отцами нашими утверждая, по настоящем определении, таковое слово в церкви приемлющих, или иным каким-либо образом к трисвятой песни примешивающих, анафематствуем. И аще нарушитель постановленнаго есть священнаго чина, то повелеваем обнажати его от священническаго достоинства, аще же мирянин, или монах, отлучати от общения церковнаго». Несмотря на строгость этого приговора, Армяне доселе удерживают в молитве Трисвятого слова: распныйся за ны. Напрасно они оправдывают себя тем, что относят Трисвятое не ко всей Троице, а только ко второму Лицу – Сыну Божию, и что не разделяют еретического мнения о страдании и распятии Божества. Соборное правило весьма ясно воспретило прибавление помянутых слов не только в смысле еретическом, но вообще в каком-то ни было смысле.

Св. Василий Великий в 3 кн. о Св. Духе говорит: «Думаю, что у Исаии написано о троекратном возглашении серафимами: свят, потому между прочим, что естественная святыня умосозерцается в трех Ипостасях».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *