Тринадцатый подвиг геракла чему учит этот рассказ
Чему учит рассказ Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»?
Рассказ Фазиля Абдуловича Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» не только интересный, но и поучительный.
Причем есть несколько очень нужных моментов. Во первых хотелось бы отметить поведение учителя математики Харлампия Диогеновича. Его настолько уважали ученики, что тишина на уроках была гробовая. А добивался он этого не жесткостью и не плохими отметками, а смехом. При этом он не унижал ребенка, не высмеивал его, а только его поступки. Такому отношению к детям можно поучится не только нынешним учителям, но и каждому человеку.
Еще одним важным моментом в произведении является отношение к учебе. Нужно всегда делать домашнее задание, ведь не просто так его учитель задает. Ну а если уж что то помешало тебе или ты не смог решить задачу, не стоит выворачиваться и пытаться как то отвертеться. Нужно принять свою ошибку и попытаться ее исправить.
Думаю в данном произведении нужные по жизни уроки (Не только по математике) учитель своим ученикам дал.
Автор Ф.Искандер написал рассказ под названием «Тринадцатый подвиг Геракла».Он весьма поучительный.
Учителя математики в классе очень уважали и любили, а ребята на его уроках очень старались. Однако в этот раз задание по математике этот главный герой рассказа не выполнил. Он просто пораньше пришел в школу, а затем пошел в футбол с ребятами играть. А когда пришло время отвечать, попытался от вполне заслуженного наказания увильнуть.
Мудрый учитель очень точно тринадцатым подвигом Геракла такое поведение этого ученика назвал. На деле 13-го подвига Геракл не совершал. Учитель хотел сказать, что подвигом поступок этого ученика не является. Но учитель сказал это с юмором. Это позволило герою рассказа осознать свои ошибки.
На всю жизнь запомнил главный герой: к жизни нужно ответственно относиться, чтобы для едких насмешек не стать объектом. Этот рассказ учит, что не следует обманывать. Нужно к выполнению домашнего задания относиться серьёзнее. А еще одна мысль: к жизни нужно относиться с юмором, поскольку смотреть проще на многие сложные вещи позволяет юмор, отвлекает нас от проблем, несет радость.
Замечательный и остроумный рассказ Фазиля Абдуловича Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» преподносит несколько важных уроков. Рассказ ведется от лица ученика. Он рассказывает о своем учителе, снискавшем уважение учеников, и о своих одноклассниках. Юный рассказчик честно признается на страницах книги в своем проступке, рассказывает, как пытался скрыть его, и как получил «возмездие» в виде насмешек от всего класса за свою хитрость.
Читая это произведение, понимаешь, как важно быть честным и стараться не обманывать хороших людей, они этого не заслуживают. Учитель Харлампий Диогенович сразу понял мотивацию поступков ученика. Он не стал прямо ругать его, но помог ему осознать, как низка была его хитрость. Сравнив его действия с «подвигом» Геракла, мудрый учитель показал, в чем разница между поступками, совершаемыми из трусости, и настоящими героическими делами. Мальчик осознал, насколько плохо скрывать свои проступки, делая вид, что помогаешь другим. Только себя он хотел спасти, хотя делал вид, что старается ради других. Рассказ помогает понять, что такое двуличное поведение неприятно и некрасиво. Лучше сразу признать свои ошибки и принять наказание, нежели пытаться с помощью уловок скрыть их. Только сильные люди умеют признавать свои ошибки и стараются их исправить. Мальчик понял это и решил более ответственно относится к домашним заданиям. Он решил больше никогда не хитрить, пытаясь скрыть свои промахи. После этого урока, который преподал ему мудрый учитель, он будет с ответственностью относиться к любой работе на протяжении всей жизни.
Рассказ показывает, как важна работа учителей. Они своим примером и отношением способны привить детям хорошие качества личности, они помогают замечать свои недостатки, побуждают становиться лучше. Нелегкую работу учителей нужно ценить.
Однажды рассказчик тоже оказался в положении, когда над ним смеются. Он не выполнил задачу «про артилеррийский снаряд», который летел из одного пункта в другой и даже отклонился от направления. Чтобы схитрить, паренек воспользовался ситуацией, когда мимо класса шли доктор с медсестрой, собираясь делать прививки, они искали пятый «А» класс. Но главный герой вызвался сначала подсказать дорогу, а затем убедил сделать прививки сначала в его классе. Учителю пришлось смириться, что урок прервали. Но когда доктор и медсестра ушли, то мальчик был вызван к доске. Вот тогда выяснилось, что он совершил «13-й подвиг Геракла», то есть слукавил.
Рассказ учит поступать честно, по совести, иначе есть риск оказаться в глупом и смешном положении, по меньшей мере. Чем искать окольные пути, лучше прямо сразу признаться, что не готов к уроку, а не путать учителя в опасении, что вызовет к доске, прибегая к различным хитрым способам, манипуляциям, используя ситуацию себе во благо. В итоге все равно раскроется правда, так лучше сообщить о том, как есть на самом деле и добавить, что не хотел, чтобы так вышло, чем потом все раскроется уже с последствиями. Хорошо, что учитель пользуется своими особенными приемами, которые лучше помогают, чем «пинки» или «оскорбления».
В рассказе речь идет об ученике, который не выучил домашнее задание по математике. Он пытается любым способом избежать того, чтобы учитель его спросил. Так он просит медсестру взять весь класс на прививку. Однако, ему это не удается, и ученик становится объектом иронии учителя. Его попытку избежать ответа домашнего задания учитель называет тринадцатым подвигом Геракла.
Рассказ учит тому, что нужно более ответственно подходить к выполнению домашнего задания, чтобы потом не нервничать и не краснеть на уроке.
Также рассказ учит тому, как плохо врать. Рано или поздно о твоей лжи все узнают и будет очень стыдно за свой проступок.
Всего в этом задании семь вопросов. Ответы на часть из них короткие, но есть и вопросы, требующие объемных ответов. В кратком изложении ответы звучат так:
Первый вопрос: рассказчик это бойкий мальчик, живущий в Грузии, учится в пятом классе и обожает футбол.
Третий вопрос: отчество «Диогенович» учитель получил потому, что был остроумным и философом, а еще научил рассказчика относиться к себе и людям с юмором. За это он благодарен учителю.
Четвертый вопрос: Харлампий Диогенович смеялся над недостатками учеников и учил их решать свои проблемы, исправлять недостатки. Смех над собой помогал это делать.
Пятый вопрос: Смех всегда помогал человеку раскрыть свой характер. А когда смеешься над своими ошибками, то это помогает их исправить.
Шестой вопрос: все знают, что никакого тринадцатого подвига у Геракла не было (было двенадцать всего). Значит, поступок героя не считается подвигом.
Посмотреть детали можно здесь.
Рассказ Гайдара «Голубая чашка» в каком-то смысле автобиографичен. Говорят, что прообразами основных героев обнаруживаются родные писателя, первая жена Мария, а также дочь Светлана. Произведение Гайдара интересно и легко читать. «Голубая чашка» учит нас, что не надлежит долго держаться за собственную обиду, а родного и любимого человека необходимо постараться понять и простить. Нужно уметь сделать первый шаг. Однако с другой стороны, делать первый шаг и прощать обязаны все, иначе выйдет, что один вечно неправ, а другой – всегда прав.
В рассказе «Ученая обезьянка» мы наблюдаем ситуацию с обезьянкой, которая умела считать и показывала число. Иногда она даже звала других обезьянок, чтобы те помогли показать большое число. А потом хозяин пообещал ей отдать все яблоки, если та сосчитает их. Обезьянка не стала звать другую обезьянку, ведь не хотела делиться. В итоге она съела 20 яблок и скорее всего объелась.
Автор учит нас, что нельзя жадничать. Жадность это один и пороков человека, который животным не подвластен. Автор просто на примере обезьянки показывает, как некрасиво и плохо быть жадным.
Здесь можно прочитать краткое содержание рассказа.
Здесь можно прочитать главную мысль и о главных героях рассказа.
Здесь можно прочитать отзыв о рассказе.
В цикл «Донские рассказы» вошли
Сборник опубликован в 1925 голу. Рассказы касаются событий Гражданской войны. Столкновение красного и белого качества. Раскола отцов и сыновей, мужей и жен.
А рассказе «Шибалково семя» повествование ведется от лица красноармейца. Его зовут Яков Шибалок.Яков с товарищами спасают казачку Дарью. У Якова и Дарьи роман. Рождается малыш. А Дарья оказывается предателем.И Яков ее казнит. П ребенка относит в дом малютки. Ведь он не сможет за ним ухаживать пока воюет.
По мне нет ничего страшнее когда сын против отца, брат против брата. И по мне эти рассказы очень предостерегают людей от раскола общества. Я не хочу повторений тех страшных лет.
«Тринадцатый подвиг Геракла» — читательский дневник по рассказу Ф. Искандера
Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» Фазиля Искандера был впервые опубликован в апреле 1964 года в журнале «Сельская молодёжь».
Описание книги для читательского дневника
Автор: Фазиль Абдулович Искандер
Название произведения: «Тринадцатый подвиг Геракла»
Жанр: рассказ
Год написания: 1964
Издательство: АСТ
Год издания: 2021
Главные герои и их краткая характеристика
Мальчик-рассказчик, автор — ученик 5 класса. Недисциплинированный, хитрый, ловкий, трусливый.
Харлампий Диогенович — учитель математики, грек. Ехидный, насмешливый, лукавый, умный.
Алик Комаров — троечник. Сосед по парте.
Сахаров — отличник, прилежный ученик
Шурик Авдеенко — мрачный двоечник.
Краткое содержание и сюжет
Все математики оказываются неряшливыми, рассеянными и гениальными. Но вот этого математика нельзя было назвать слабохарактерным или неряшливым. Звали его Харлампий Диогенович и он сразу установил в классе образцовую тишину. Она была такой полной, что директор часто заглядывал в класс, проверить, не сбежали ли ученики на стадион.
Но сбежать с урока математики было немыслимо. Харлампий Диогенович если и заставлял класс смеяться, то по своей инициативе и для доказательства от противного. Он радостно встречал каждого опоздавшего ученика и придумывал ему какое-нибудь смешное прозвище, например принц Уэльский. И класс начинал хохотать.
Списать у Харлампия Диогеновича было невозможно. Он сразу узнавал списанную работу и начинал ее высмеивать. Это была тактика математика, делать человека смешным. И разумеется никто не хотел становиться смешным, но никто не избежал этой участи. Коснулась она и героя.
Герой не решил задачу, которая никак не сходилась с ответом. Он решил, что ответ неправильный и на всякий случай спросил у мальчика, с которым играл в футбол, про задачу. Тот ее не тоже не решил. После футбола герой спросил про задачу у отличника Сахарова, и оказалось, что Сахаров решил задачу, причем ответ совпал с ответом учебника. Пришел учитель и спросил дежурного. Так как такового не оказалось, учитель заставил старосту стирать с доски и прочитал ему лекцию об его обязанностях.
Герой дрожал от страха. И тут в класс заглянул доктор и спросил не пятый ли это «А». Учитель сказал, что нет, а герой набрался отчаянной храбрости и вызвался показать доктору пятый «А». Герой догнал доктора и медсестру и сказал, что его класс на следующем уроке идет в музей, а потому лучше поставить уколы сперва им. Доктор легко согласилась, думая, что герою не терпится испытать храбрость. Но герой сказал, что он малярик и ему уколы ставили тысячу раз.
Герой вернулся в класс в хорошем настроении, и даже похвалил соседа по парте, Алика Комарова, за то, что тот решил домашнюю задачу.
Тут пришла доктор и ученикам стали делать уколы, вызывая их по алфавиту. Первым укол получил Авдеенко, а Комаров все больше бледнел — он боялся уколов. Когда пришла его очередь, Алик так побледнел, что чуть не упал в обморок и ему дали понюхать флакончик.
Класс смеялся. Смеялись все, отличник Сахаров и Алик Комаров, смеялся даже мрачный Шурик Авдеенко. Прозвенел звонок и учитель поставил герою двойку. С тех пор герой стал ответственно относиться к домашним заданиям и он с благодарностью вспоминал Харлампия Диогеновича, который смехом закалял детские души и заставлял детей относится к своей персоне с юмором.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Учитель математики Харлампий Диогенович умел выставить смешным любого ученика. Герой не сделал задачу и боялся насмешек учителя. Он обманул доктора и добился, чтобы на уроке им поставили уколы от тифа. Больше всех боялся Алик Комаров, а герой не боялся уколов. Учитель вспомнил Геракла и вызвал к доске героя. Он выставил героя смешным и над мальчиком потешался весь класс.
План пересказа
Основная мысль
Нужно работать над своими слабостями, бороться с ними, чтобы в дальнейшем они не вошли в привычку.
Чему учит
Рассказ учит относится ответственно к выполнению домашнего задания. Учит не бояться уколов. Учит уметь отвечать за свои проступки. Учит не боятся насмешек и относится к себе с юмором. Учит не пытаться избежать справедливого наказания.
Отзыв и что понравилось
Мне понравился этот рассказ и больше всего его главный герой, мальчик. Это был умный и хитрый мальчик, который проявил смекалку, но все равно не смог обмануть учителя. Он проиграл и был наказан. Но его старания заслуживают уважения. А вот учитель мне показался излишне жестоким. Он смеялся над учениками и тем самым унижал их достоинство.
Вывод и мое мнение
Этот урок оставил глубокий след в душе мальчика, он понял, что смехом учитель воспитывал их лучше, чем любыми нотациями и поучениями. Автор запомнил этот урок на всю жизнь и написал свой рассказ, чтобы на своем примере научить других. Рассказ иллюстрирует, как чувство юмора, ирония может в корни изменить ситуацию, показать, чего на самом деле стоит человек, выставить его в истинном свете, чтобы все увидели его настоящую сущность.
Анализ «Тринадцатый подвиг Геракла» Искандер: история создания, жанр, суть, тема, чему учит.
Автором уникального философского произведения, созданного прежде всего для детской аудитории, является советско-абхазский поэт и писатель Фазиль Абдулович Искандер. Рассказ написан в 1964 году.
История создания
Принято считать, что предпосылкой к созданию «Тринадцатого подвига Геракла» стали трагичные события, которые произошли с самим автором, когда он был еще маленьким.
Детская поэзия принесла Фазилю Абдуловичу известность. Однако истинное общественное признание Искандер получил благодаря прозаическим работам.
В апреле 1964 года состоялась дебютная публикация произведения в печатном издании «Сельская молодежь».
Фазиль Абдулович Искандер решил обратиться к детям через свои литературные истории неспроста. Автор стремился сформировать верную картину ценностей в еще неокрепшем детском сознании.
Направление
Рассказ (рассказы о детях). Философский рассказ.
События рассказа разворачиваются в очень непростой исторический период, когда бушевала Вторая мировая война, лютая и беспощадная. Ключевой герой – это ученик пятого класса, которые давно вырос и рассказывает читателям произошедшую с ним историю.
Автор показывает нам обычные будние дни в школе. Однако в этой школе работает совершенно необычный учитель математики с таким же незаурядным именем. Зовут его Харлампий Диогенович.
Методы учителя позволяли детям тянуться к знаниям и стремиться следовать дисциплине. Только вот педагог никогда не кричал на ребят, но умел уместно подшутить. Разумеется, никто из учеников не хотел, чтобы его высмеивали, поэтому весь класс старался демонстрировать прилежность.
Шутки Харлампия Диогеновича никогда не были злыми, наоборот, он веселил школьников остроумными замечаниями, давал ребятам интересные прозвища, если они в чем-то провинились. На его уроках частенько звучали отрывки из басен Эзопа. Иными словами, учитель отдал предпочтение своей особой системе, отказавшись от привычных методов запугивания и агрессивного давления.
Само название рассказа отсылает нас к мифам Древней Греции, собственно, как и отчество педагога. В древнегреческой мифологии описаны двенадцать подвигов Геракла. А в произведении Искандера тринадцатый подвиг оказывается совсем не подвигом, а трусливым поступком ученика-рассказчика (Здесь дополнительно читайте краткий пересказ произведения «Тринадцатый подвиг Геракла» для читательского дневника).
Главные герои и характеристики
Ключевой персонаж рассказа – это учитель математики Харлампий Диогенович. Образованный, интеллигентный, остроумный, мудрый, любящий детей человек.
А также сам рассказчик, который не обиделся на учителя и даже через много лет вспоминает его с благодарностью и теплом.
Смех и добродушие в борьбе с обманом и недобросовестностью. Воспитание детей.
Проблематика
Ложь и предательство, правда и справедливость. Нравственные проблемы.
Здесь можно посмотреть анализы других произведений для 6 класса.
Основная мысль
Только искренний и безобидный юмор со стороны взрослых способен победить детскую трусость и заложить в сознание ребенка крупицы доброты, честности и добросовестности.
Чему учит
Не стоит обижаться на шутки. Юмор позволяет нам посмотреть на себя с иной стороны, увидеть ошибки или какие-то плохие качества, стать лучше.
«Тринадцатый подвиг Геракла».Чему он учит. Можно побыстрей плиз
В новом учебном году в школе появляется новый учитель математики, грек Харлампий Диогенович. Ему сразу удаётся установить на уроках «образцовую тишину». Харлампий Диогенович никогда не повышает голос, не заставляет заниматься, не грозит наказаниями. Он только шутит над провинившимся учеником так, что класс взрывается хохотом.
Однажды ученик 5-«Б» класса, главный герой рассказа, не сделав домашнего задания, ожидает со страхом, что станет объектом насмешек. Неожиданно в начале урока в класс входят доктор с медсестрой, которые проводят вакцинацию от тифа среди учеников школы. Сначала уколы должны были сделать 5-«А» классу, а в 5-«Б» они зашли по ошибке. Наш герой решает воспользоваться случаем и вызывается проводить их, мотивируя тем, что 5-«А» класс находится далеко, и они его могут не найти. По дороге ему удаётся убедить врача, что лучше начать делать уколы с их класса.
Одному из учеников класса становится плохо, и наш герой решает вызвать «скорую помощь», но медсестра приводит мальчика в чувство. После ухода медсестры и доктора остаётся немного времени до конца урока, и Харлампий Диогенович вызывает нашего героя к доске, но тот не справляется с задачей. Харлампий Диогенович рассказывает классу о двенадцати подвигах Геракла и сообщает, что сейчас был совершён тринадцатый. Но Геракл совершал свои подвиги из храбрости, а этот был совершён из трусости.
Спустя годы наш герой понимает, что человек не должен бояться показаться смешным, ведь наверное и Древний Рим погиб из-за того, что его правители не держали шутов и были спесивы. Харлампий Диогенович смехом закалял их детские души.
Фазиль Искандер — Тринадцатый подвиг Геракла:
Краткое содержание
И тут математик сообщает: у Геракла было 12 подвигов, а «один молодой человек» из трусости дополнил его тринадцатым. Он вызывает рассказчика к доске. Тот теряется, соглашается, что проглотил «снаряд». Математик предлагает позвать военрука-минера. Класс взрывается смехом. С тех пор герой старался решать все. И понял, что смехом учитель «закалял лукавые детские души», учил относиться к себе с юмором.
Читательский дневник по рассказу «13-й подвиг Геракла» Искандера
Сюжет
Рассказчик, школьник из 5 «б», не смог решить задачу по математике. Он боится реакции нового учителя грека Харлампия Диогеновича: тот шутит над растяпой и тугодумом так, что все смеются. И зазывает в класс докторшу для прививки от тифа, хотя она шла не к ним. После ее ухода учитель вызывает рассказчика, труса, совершившего «13-й подвиг Геракла», к доске. Весь класс над ним хохочет: и тихий Алик Комаров, который так боялся уколов, и отличник Сахаров. Герой понял, что смех – лекарство от лукавства, хитрости и самомнения.
Отзыв
В названии рассказа насмешка над мальчиком, фальшивым «Гераклом». Геракл совершил свои подвиги, как герой, выполняя волю богов, честно служил царю. А рассказчик схитрил из трусости, страха, самолюбия, сделал ненужный «подвиг». Сорвал урок, обманул учителя, доктора, подверг одноклассников испытанию. Он боялся не уколов, даже не двойки, а заслуженного смеха. Имя по-своему гениального учителя (он грек, как Геракл) «говорящее». Харлампий значит «радостный». Диогенович – намек на философа Диогена, днем с огнем искавшего в толпе достойного человека.
Примеры комического в рассказе: назвать списывающего ученика лебедем (вытягивающим шею), приглашать минера для ученика, «проглотившего снаряд». Рассказ учит бороться со своими недостатками, признавать ошибки, быть благодарным, бояться быть подлым, а не смешным, ответственно относиться к учебе – и с юмором к себе самому.
План «Тринадцатый подвиг Геракла»
Вопросы к рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла»
Синквейн Харлампий Диогенович
Эпитеты, сравнения и метафоры в рассказе «13-й подвиг Геракла»
Эпитеты: людьми неряшливыми, слабохарактерными, гениальными, образцовую тишину, растерянная физиономия, радостное гостеприимство, задача запутанная и глупая, никудышный подвиг.