Трикстер что это значит в психологии простыми словами
Кто такие Трикстеры? И как их распознать?!
Приветствую вас, господа и дамы! С вами снова Volfgert. Сегодня я решил посвятить вас в тему «трикстерства», скажем так.
Кто такой трикстер? Это вид персонажей (хотя, не только персонажи ибо и обычный человек может быть им). Трикстер, в основном — плут, ловкач, обманщик. Редко бывает однозначным антагонистом, но даже будучи им, наделён чертами, способными вызвать у людей неимоверную симпатию. Трикстер переполнен энтузиазмом, вносит в действие оживление (проще говоря, учиняет хаос и беспорядки). Он может открыто издеваться над другими персонажами, за это ему редко что бывает, но даже если заслуженная кара настигнет трикстера, то он всё равно не прекратит своей бурной деятельности благодаря своему неукротимому весёлому духу (или в редких случаях — столь же неукротимой тупости).
В фантастических произведениях трикстер часто не только хитрец и манипулятор, но и обладатель каких-нибудь магических сил. Особенно «ценится» у этих героев способность перевоплощаться и исчезать в самый подходящий момент.
Трикстер отличается от мошенника тем, что действует не ради собственного обогащения как такового, а по-приколу. Этим он похож на благородного разбойника. Зачастую трикстер обманывает просто так, чтобы доказать, что он способен на это.
Основные черты трикстера.
Трикстер появляется для нарушения сложившихся устоев и традиций, он привносит элемент хаоса в существующий порядок, способствует деидеализации, превращению мира идеального в мир реальный. В основном, но и не только!
Трикстер — не подконтрольная никому фундаментальная Сила, результат действия которой даже для самого Трикстера непредсказуем, благодаря его неустойчивой психике. Трикстер — это провокатор и инициатор социально-культурного действия!
Он делает неявное явным, первым вторгаясь в область неизведанного.
Трикстер — господин многих искусств, мастер на все руки, иногда он — спутник культурного героя (главного или не очень персонажа в каком-нибудь произведении), его проводник или его Тень, а то и сам культурный герой. Трикстер — добытчик знаний через нарушение социального запрета, инициатор архетипического действия.
С точки зрения существующей этической системы культурного героя Трикстер аморален. Он стоит на грани мира людей и первобытного мира Дикой Природы, поэтому с точки зрения человека как общественного существа смешон, нерассудителен или бессознателен. Зачастую обладает ярко выраженными чертами соблазнителя-гиперсексуала и обжоры. Склонен к перемене пола.
Трикстер — иллюзионист, мистификатор, оборотень, перевёртыш, игрок, для него не существует привычного представления о жизни и смерти, ибо игра всякий раз может быть начата сначала и в любой момент прекращена. Он не всегда выходит победителем из затеянной игры и может попасть впросак, став жертвой собственной хитрости, если созданная им иллюзия (например, Силы или Правды) не убедительна.
Трикстер выступает как Старый мудрец, с одной стороны, и как юнец — с другой (в зависимости от того, каков находящийся рядом с ним культурный герой, чьё чувство значимости Трикстер умаляет).
А сейчас я приведу примеры Трикстеров.
А)Мифология и фольклор:
1)Эрида, Гермес и Дионис у греков.
3)Локи и Один у скандинавов.
Чеширский кот у Кэрролла.
Остап Бендер у Ильфа и Петрова.
Тирион Ланнистер у Джорджа Мартина в «Песни Льда и Пламени».
«Стальная крыса» Гарри Гаррисона.
И стоит особо отметить «трикстера поневоле» (налицо деконструкция архетипа) — мистера Бильбо Бэггинса у Толкина в «Хоббите».
Назёмникус Флетчер в книгах о Гарри Поттере — трикстер-неудачник (всё время попадается).
Частично под троп подходит и полтергейст Пивз, но чаще он просто мучитель и разрушитель. Иногда выполняет секретные приказы Дамблдора.
Явные трикстеры — близнецы Уизли.
Да и группировка «Мародёры» — тоже из той же оперы
«Пираты Карибского моря» — капитан Джек Воробей.
«Чёрные паруса» — в команде Флинта их аж два: Джон Сильвер (некоторые фанаты отмечают его сходство с Джеком Воробьём) и полусумасшедший кок Рендал.
Г)Мультфильмы и мультсериалы:
Кселлос из вселенной Slayers.
Профессор Нова, стоящий вне принципов морали, из Gunnm (в интервью мангака пояснил, что это не главгад, впоследствии совершивший поворот в другую сторону, а трикстер).
Локи в комиксах Marvel.
Также трикстерами (злыми трикстерами) уже во вселенной DC можно назвать Риддлера и с натяжкой — Джокера.
Шеогорат и Сангвин из The Elder Scrolls.
Шен Скупец из Diablo 3 — по игровой функции крафтер, а вот по историям как бы не аватара лукавого божества Зея.
Darkstalkers: Морриган Аэнсланд — весёлая и оптимистичная суккуба.
Как достать соседа — Вуди.
Warhammer 40000 — Цегорах, Смеющийся Бог Эльдар. Единственный, кто остался цел и невредим при рождении Слаанеш, а ныне прячется от Той-Что-Жаждет в эльдарской Паутине. Ему поклоняются Арлекины — и они тоже те ещё трикстеры.
На этом думаю, можно и окончить мой ролик. А в следующем я обещаю сделать вам топ 10 самых известных трикстеров из жанра фэнтези и фантастики!
Трикстер – что это, определение, в психологии и фольклоре
Что такое трикстер
Термин «трикстер» пришел из мифологии. В переводе с английского слово означает «трюкач», «хитрец», «ловкач».
Как правило, трикстеры выполняли роль оппонента главного героя, демонизированную версию культурного персонажа.
Трикстерами выступали, боги, люди, антропоморфные животные. Этот персонаж не подчинялся общим правилам, нарушал их либо вносил в сюжет легенды или жизненную ситуацию игровой элемент.
Характеристика трикстера
Озорной характер трикстера не всегда носил положительный характер. В силу его непрогнозируемого поведения, такого героя относили к противникам, хотя его действия зачастую не несли злого умысла.
В центре позиции трикстера – игровой процесс, случайность, неожиданность. Для него важен не исход, а процесс. Однако чаще он бывает антигероем.
Существует диаграмма, в центре которой находится трикстер, а по разным сторонам от него – различные аспекты других персонажей. Трикстер не является ни другом, ни врагом, он не сильный и не слабый, его позиция точно по центру.
Во многих мифах он играет роль судьбоносного персонажа, предсказателя, символического проводника. Как отметила один автор, трикстер – это «безответственный ум».
Трикстеры в мифах и литературе
Божества подобного типа достаточно распространены в мифах и легендах разных народов. Трикстеры являются странствующими богами или духами, они обходят или нарушают установленные правила и законы высших богов, природы.
Эффект от их деятельности зачастую бывает вполне позитивным, пусть и несознательно. Они всегда идут вразрез с установленными традициями, являясь по своей сути революционерами. Как говорил Мефистофель в «Фаусте» Гете: «Я часть злобной силы, которая приносит благо, того не желая».
Часто в сюжетах с трикстерами происходят определенные схожие события: воровство священного предмета, случайная встреча, комическая ситуация. Трикстер выполняет очень важные культурные функции: снимает страх и напряжение, вносит в любой сюжет и хитросплетения судьбы элемент игры, веселья, непредсказуемости.
Это живой механизм, уравновешивающий сознание и бессознательное. Они могут быть мудрыми и древними, а также глупыми и дурашливыми, комичными и серьезными.
В виде трикстера выступает герой Чарли Чаплина, кот в сапогах, Коровьев в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Примеры трикстеров: Гермес – вестник богов, Мефистофель, Локи, Иисус Христос, Гитлер.
В мифах североамериканских индейцев такую роль выполняет ворон, который украл у богов священный огонь. Причем часто трикстера смешивают с культурным героем – Прометей одновременно и титан, и трикстер, восставший против других богов.
Гермес – сам по себе божество, но выполняет достаточно рандомную роль. Он посланник и информатор, но также покровитель воров и хитрецов, ораторов и путешественников – тех, кто пересекает границу и определенную черту.
Часто трикстеры гендерно неустойчивы. Они могут перевоплощаться, переодеваться, менять пол и ориентацию. Например, Локи в скандинавских мифах был женат на великанше, но беременеет от жеребца. Важно, что такая способность к смене пола была присуща и верховному богу Одину, который часто проявляет себя как трикстер. Также они часто зооморфны.
Современное понимание
В наши дни человечество большую часть времени проводит в социальных сетях, где приобретает или присваивает те или иные роли. Трикстерские признаки наблюдаются у тех, кто исполняет сценарий так называемых «троллей» — саркастических критикующих пользователей.
Это настоящие антигерои форумов, чатов, соцсетей, которые зачастую привносят остроту и конфликт в любую дискуссию, высмеивают и принижают любые пафосные тенденции. Как правило, термин тролль трактуется негативно – таких людей подозревают в психологических проблемах, манипуляциях, дефиците внимания и т.д.
Троллей из Интернета воспринимают как «падальщиков культуры», которые бросаются на отходы цифрового контента и подчеркивают, выявляют все неприглядные стороны современной жизни и человеческой натуры.
Трикстеры сознательно вводятся в сюжеты современного кино и сериалов. Например, Кью в «Звездном пути» выполняет роль «внутренней помехи» — он мешает капитану и его команде достигать поставленных задач.
Психология рассматривает этот архетип как выражение одной из сфер коллективного бессознательного. Это шутник, озорной человек, который за счет своей хитрости и находчивости противостоит опасностям.
Суть нарушений и проказ трикстера часто лишь отражение внутреннего конфликта или напряжения других героев.
Трикстеры выступают в роли своеобразной лакмусовой бумажки, которая выявляет недостатки, привязанности, стремления, различные проблемные черты главных персонажей.
Трикстер: кто это такой
Слово «трикстер» переводится с английского как «трюкач», «шалун». В мифологии, фольклоре и религии так называли волшебное существо, странного человека или мифическое животное, не подчиняющееся общим правилам поведения.
Кто такие трикстеры? Это — хитрые персонажи, плуты, ловкачи и обманщики, которые при этом очень симпатичны людям. Трикстер всегда полон энтузиазма, он привносит в жизнь мощное оживление, учиняет хаос и беспорядки, может открыто издеваться над людьми и другими персонажами. Но за это ему ничего бывает — все сходит этому ловкачу с рук благодаря его неукротимому весёлому духу или же глуповатому характеру. Но даже если возмездие настигнет трикстера, то он все равно не остановится и не прекратит своей бурной деятельности.
В фантастических произведениях, фильмах, комиксах трикстер встречается очень часто. При этом он не только хитрец и манипулятор, но и обладатель каких-нибудь магических, сверхъестественных сил. Например, трикстеры обладают суперспособностью перевоплощаться и исчезать в самый подходящий момент.
Трикстер — не мошенник, он действует не ради собственного обогащения, а забавы ради. Иногда ему присущи черты благородного разбойника. Очень часто трикстер обманывает и водит за нос окружающих просто так, чтобы доказать, что просто способен на это.
Трикстер появляется для нарушения сложившихся устоев и традиций, он приносит хаос в существующий порядок, нарушает идеальное устройство мира. Он обладает неподконтрольной никому фундаментальной силой, результат действия которой непредсказуем даже для самого трикстера. Психика его также неустойчива, он —провокатор и инициатор беспорядков и абсурда. Часто он делает неявное явным, вторгаясь волшебным образом в область неизведанного.
В художественных произведениях и фильмах часто трикстер представлен как спутник главного героя, его проводник или его тень. Он приоткрывает дверь к тайным знаниям, но через нарушение запрета. Трикстер часто аморален, его характер и действия идут вразрез с человеческой этикой. Зачастую он обладает ярко выраженными чертами соблазнителя-гиперсексуала и гедониста, и даже может менять пол.
Трикстер — иллюзионист, мистификатор, оборотень, игрок, для него не существует привычного представления о жизни и смерти, его игра всякий раз может быть начата сначала и в любой момент прекращена. Он может быть как победителем, так и жертвой собственной хитрости, способен умереть и воскреснуть, проходить сквозь время и быть связующим звеном между разными эпохами. У него особое чувство юмора, а шутки могут быть довольно специфическими, язвительными и обидными. Обманывает и запутывает трикстер просто так, потому что по-другому не может.
Трикстеры в мифологии — Эрида, Гермес и Дионис у греков, Сет у египтян, Локи и Один у скандинавов. В литературе самые известные трикстеры — это Чеширский кот у Кэрролла и Остап Бендер у Ильфа и Петрова. Трикстер поневоле — мистер Бильбо Бэггинс у Толкина в «Хоббите». Наземникус Флетчер в книгах о Гарри Поттере — классический трикстер-неудачник.
Харизматичный и обаятельный, самый настоящий трикстер — капитан Джек Воробей в фильме «Пираты Карибского моря». Вы никогда не знаете, что выкинет Джек Воробей в следующую минуту. А что выкинет правильный герой, всегда заранее известно. Трикстерами являются и Локи в комиксах Марвел, и Дэдпул, и Звездный лорд из «Стражей Галактики». Много персонажей-трикстеров встречается в видеоиграх.
Несмотря на то, что трикстеры преимущественно мужского пола, встречаются и трикстеры-женщины. Например, такой персонаж, как Мэри Поппинс — няня-волшебница, которая становится носителем некоего знания, которое передает детям. От классического учителя ее отличает умение появляться и исчезать, когда ей захочется. Также у Мэри Поппинс отличное чувство юмора, и она ловко высмеивает остальных.
Трикстеры меняют мир вокруг себя, устоявшийся порядок, и заставляют меняться окружающих. Обаятельные и яркие, они не заставят никого скучать, а наблюдать за их выходками — весело и захватывающе. Хаос, который они создают, эффектно контрастирует с серыми буднями повседневности. Вот такие они — герои-трикстеры. Как вы думаете, есть ли такие среди нас?
Что представляют собой трикстеры (4 фото)
Чем занимаются трикстеры
Трикстер совершает действия, идущие вразрез с существующими нормами поведения, но при этом, как правило, преследует не злой умысел, а желание придать жизни характер игры. По меткому определению, трикстер — это ум без чувства ответственности. Однако ум этот направлен не на зло, а на стремление внести в жизнь оживление, что приводит, однако, чаще всего к хаосу и беспорядку.
Отличие трикстера от мошенника заключается в том, что его действия в большинстве случаев направлены не на собственное обогащение как конечную цель – ему важнее «приколоться» и внести сумятицу в установившийся порядок. Нередко трикстер совершает проделки, просто чтобы доказать, что он способен обвести всех вокруг пальца.
Впрочем, трикстеры далеко не всегда безобидны: нередко они издеваются над другими персонажами, устраивают им каверзы, но даже если их хитрость будет раскрыта и наказана, они остаются верными себе и не прекращают своей бурной деятельности.
Трикстер – персонаж положительный или отрицательный?
Если судить по результатам его действий, то, скорее, отрицательный, но если обратиться к его личности, то вывод будет далеко не так однозначен. Дело в том, что трикстер, как правило, наделен огромным обаянием. Достаточно вспомнить Гермеса и Диониса в греческой мифологии или Локи в скандинавской (а также в комиксах Marvel), или более близких по времени персонажей: фольклорных героев Тиля Уленшпигеля, Ходжу Насреддина или Робина Славного Малого и таких литературных персонажей как барон Мюнхгаузена, бравый солдат Швейк, Остап Бендер, Пеппи Длинный Чулок, Карлсон, капитан Джек Воробей и многих других.
Присутствие трикстера всегда придает действию интригу, ведь его поступки непредсказуемы, а их последствия приходится расхлебывать другим персонажам, как, например, существа Кью из кью-континуума в сериале «Звёздный путь: Следующее поколение».
Трикстер часто выступает в роли провокатора, он нарушает социальные запреты, он – мистификатор и игрок, а в фольклоре вдобавок нередко оборотень и перевертыш.
Воплощения трикстера крайне многообразны. В фольклоре трикстер нередко предстает в виде сообразительного озорного человека или животного (Иван-дурак, Рейнеке-лис), пытающегося преодолеть опасности и проблемы окружающего мира при помощи различных уловок и хитростей. Вспомните, например, частый мотив в сказках многих народов, когда простому бедняку удается то, с чем не смогли справиться принцы и рыцари: победить великана, перехитрить злодеев и, в конце концов, получить руку принцессы/царевны.
Проделки трикстера всегда хитры и остроумны, находчивость и умение вывернуться из любой сложной ситуации – его неотъемлемые черты. Но даже если трикстера и настигает возмездие (по большей части заслуженное), природный оптимизм не дает ему пасть духом и не останавливает на избранном им пути.
Трикстеры в наше время
Если проанализировать современную массовую культуру, то мы обнаружим, что во множестве фильмов, комиксов, мультфильмов, анимэ, видеоигр и т.п. непременно присутствует персонаж-трикстер. И это вполне оправдано, так как делает действие более динамичным и позволяет ввести невероятные повороты сюжета. В фантастических произведениях трикстер нередко обладает магической силой перевоплощения и умением исчезать в самый нужный момент.
К трикстерам можно отнести таких совершенно разнородных персонажей как маленький бродяжка Чарли Чаплина и Багз Банни, «Стальная крыса» Гарри Гаррисона и Назёмникус Флетчер из саги о Гарри Поттере (это нечастый пример трикстера-неудачника, который все время попадается), Кселлос из вселенной Slayers и Морриган Аэнсланд из Darkstalkers – примеры эти можно продолжать до бесконечности.
С развитием интернета появилось такое явление как интернет-тролли, использующие те же средства и добивающиеся таких же результатов, что и трикстеры. Действия их часто выглядят неблаговидными, грубыми и аморальными, но они этого и не скрывают –вываливание на публику грязи и отслеживание реакции в сети доставляет им удовольствие и укрепляет их в чувстве собственного превосходства. Однако их вряд ли можно отождествлять с классическими трикстерами, так как они лишены их обаяния и притягательности и демонстрируют только худшие черты человеческой натуры.
Трикстер. Использование энергии архетипа в работе с мотивом.
Отрывок из книги “В плену у архетипов” (Н.В. Дмитриева, И.С. Богачек)
В работе «Трикстер и древнегреческая мифология» К. Кереньи характеризует трикстера как посредника между низшим и высшим…способным изменять облик под влиянием его двойственной природы.
По мнению Пола Радина, «У трикстера нет сознательных желаний…его поведение диктуется импульсами, над которыми он не властен. Он руководствуется лишь собственными страстями и аппетитами, но, несмотря на это, только благодаря его деяниям все ценности обретают свое настоящее значение». Выделяя функции трикстера, автор пишет, что, во-первых, это возможность выхода страстей, не признающихся моральными устоями (безрассудными выходками трикстер способен поломать закоренелые существующие обычаи), во-вторых, трикстер – это огромный источник энергии для будущего развития, поэтому его можно рассматривать как ступень взросления Героя. Во многих культурах трикстер и культурный герой часто смешиваются, поэтому, этот архетип часто «пробуждается» у подростков».
«Все архетипы имеют темный и светлый аспекты, имеет их и трикстер. Размышляя о взаимосвязи архетипов, К.Юнг связывает Шута с Тенью…капризной, властной, способной принимать различные формовоплощения, непостижимой в своем непостоянстве, причудах и прихотях…Тень имеет много общего с психологией Трикстера. обеспечивая побудительный импульс к преобразованию и изменению».
На полярность и двойственность Трикстера указывает И.А.Чеглова в работе «Театр архетипов». «Шут – регулятор психического напряжения. Не боясь “потерять лицо”, выставляет в смешном свете себя и других: намеренно попадает в нелепые ситуации, плутует или провоцирует острым словцом. Как и другие архетипы, он также двойствен, и можно увидеть его Белую и Чёрную ипостаси. Белый – служит человеку и обществу, Чёрный – на нем паразитирует, провоцируя склоки и пустую суету. Главная опасность для человека под действием Шута – переиграть самого себя, и остаться в жизни этаким Флюгером – без собственной позиции и, в общем, без судьбы».
Юнг так же, как и предыдущие исследователи, относился к психике как к полярной энергетической системе, подпитывающейся от напряжения присутствующих в ней противоположностей. Поэтому, с его точки зрения, психика обратима, в ней не существует никаких закономерностей, которые нельзя было бы поставить «с ног на голову». «Единство психической природы лежит посередине, как живое единство водопада предстает в динамической связи верха и низа…Такой образ … отколот от сознания и поэтому ведет себя как автономная личность». Юнг считал, что Трикстер пребывает в психике в виде параллели индивидуальной Тени, за которой стоит Анима, способная очаровывать и овладевать (как и Трикстер). «Метафорой «стоит за тенью» я хочу конкретно проиллюстрировать тот факт, что в той степени, в какой тень признается и интегрируется в сознание, создается и проблема анимы, то есть отношения…Угрожающая и часто смешная фигура трикстера стоит в самом начале пути индивидуации».
Российский философ А.Г. Дугин в работе «Философия Политики» поясняет, что Трикстер:
Соглашаясь с позицией К.Юнга о том, что в Трикстере выражается теневая сторона сознания, автор продолжает: «Прибегая к трюкам, обману…, трикстер вызывает у людей восхищение, ужас, почтение и вместе с тем почти панибратское чувство близости, так как своими проделками он разом снимает напряжение».
Таким образом, трикстер, как и любой другой архетип, имеет негативное и позитивное начало. В зависимости от ситуации, качаясь как маятник между разрушающим и созидающим полюсами, он ищет равновесие и гармонию, являясь триггером (источником) изменений и символом перемен. Соглашаясь с Юнгом, подчеркивающим полярность структуры психики как энергетической системы, заряжающейся от напряжения присущих ей противоположностей, мы используем энергию архетипа как терапевтический ресурс, а мотивирование как способ освобождения ресурса и подкрепление раскрывающихся в ходе терапии возможностей и способностей клиента.
Признанным авторитетом в этой области считается Мартин Бубер, выделяющий в личности человека позитивный и негативный полюсы с позиции оценочной категории «добро/зло», считающий задачей экзистенциальной терапии-подтверждение позитивного полюса-ресурса и отвержение негативного. Архетипическая терапия в отличии от экзистенциальной направлена на формирование умения пользоваться энергией того полюса архетипа, которая востребована в данный момент. Например, игривость, аутентичность и спонтанность (позитивный полюс архетипа Трикстера) необходимы для гармоничного функционирования Внутреннего Ребенка, а склонность к нарушению правил (негативный полюс) «выключает» навязчивое звучание голоса Внутреннего Критика (Внутреннего Родителя).
«Шут…наиболее полезен для того, чтобы справиться с абсурдностью современного мира и безликой, повседневной бюрократической рутиной, отчасти потому, что он ко всему относится очень легко, а отчасти – потому что больше всего ему нравится нарушать правила. Архетип Шута помогает нам проживать настоящую жизнь в настоящем и позволяет быть импульсивными и спонтанными. И когда у человека активизируется архетип Шута, он хочет веселиться. Его основное желание – быть спонтанным, возвратить себе то состояние игривости, которое было присуще ему в далёком детстве».
На преобразующую и исцеляющую роли Трикстера обращал внимание Proctor S., считавший его символом трансформации. «Преобразование бессмысленного в осмысленное открывает компенсаторную сущность этой фигуры, …обладающей уникальным потенциалом для исцеления и преобразования людей…Клоун выходит на реальность маргинализации и дает силы роста через юмор и смех…путем соединения людей между собой и с фантазией, открывая возможности, развязывая источник чистых эмоций…признавая противоречивость человеческого бытия через смех. Клоун… создает ощущение возможности перемен. Он стремится сбить с толку, обнаружить различие между иллюзией и действительностью…помогает преодолеть негативное или искаженное представление о собственном теле, о внутреннем образе Я, об отношениях с Другими…и тем самым ведет к инновационному, нетрадиционному восприятию и мышлению, помогает людям выходить сухими из воды, выкручиваться из самых сложных ситуаций. Клоун, шут воплощает в себе фундаментальное противоречие нашего существования: противоречие между личностью и обществом, между свободой и ограничением.
Как известно, под мотивацией понимается процесс стимулирования отдельного человека или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей. Формула работы с мотивом включает шестиэтапное перемотивирование клиента с трансформацией мотивов неэффективного поведения в смысловой каркас здоровых и полезных действий. Используя метафору портного – это умение перекроить костюм так, чтобы он нравился клиенту и хорошо сидел.
Лингвистическая трактовка сути мотива позволяет рассматривать его как логическое выражение обоснования действия. В основе теории мотивов заложена концепция деятельностного подхода, в которой личность в целостном выражении воспринимается не как сумма переживаний, а как деятель. Отсюда критерием эффективности работы с мотивом является не столько трансформация мыслей, эмоций и ощущений, сколько оценка того, как изменилось поведение человека. Если, например, инфарктник после встречи с психологом начал жить по- другому, значит терапия была эффективной, если же он продолжает погоню за мнимыми ценностями на пути к другому инфаркту, значит работа оставляет желать лучшего.
Психолог влияет на мотивы клиента. Высшая степень эффективности терапии в умении сформировать совместно с клиентом знания о том, как будет меняться его жизнь, и, во-вторых, как с помощью нового мотива поведения он будет делать это самостоятельно.
В мотиве содержится указание на субъект и объект действия. Мишень терапии – мотив, в рамках которого описывается поведение. Человек как субъект деятельности обладает потребностями в свободе, силе, радости, любви, безопасности, выживании и др., что «на языке потребностей» выражает субъективность человека, выступающего субъектом своих потребностей. Следовательно, в теории мотивов человек является объектом собственных действий, эмоций, ощущений, мыслей. Таким образом, тремя главными компонентами мотива являются: субъект, объект действия и список условий реализации действий, направленных на удовлетворение потребностей и интересов. На рисунке 1 представлены 4 условия реализации потребностей.
Одной из причин конфликта разницы мотивации может стать нарушение последовательности реализации этапов формулы мотивирования. Формула исключает воздействие на клиента и направлена на помощь в реорганизации поведения в формате личностно-ориентированной реконструктивной терапии, проводимой в шесть этапов: эксплорации мотива, инвентаризации, дифференциации, вербализации, амплификации и ратификации мотива.
Приведем пример. В.Ю.Завьялов описывает 800 мотивов употребления алкоголя. Клиенту с жалобой на алкоголизм задаем вопрос:
Психолог (П):Зачем вы употребляете алкоголь?
Клиент (К): Чтобы расслабиться после тяжелой работы.
Задача эксплорации-добиться ответа клиента, например, в такой форме:«Да, я пью после тяжелой работы».
П:Что означает для вас слово «пить»?
К:Возможность добиться удовольствия и эйфории.
Комментарии: Мотив: я домогаюсь эйфории от алкоголя. Мне проще домогаться кайфа от алкоголя, чем от общения с женой, которая меня не любит. Мотив домогательства-замена любви и соблазн получить с помощью алкоголя то, что я не могу получить другим способом. Аналогичным образом выявляем смысл и значение события «тяжелая работа».
П:Что означает для вас «тяжелая работа»? В чем ее тяжесть?
К:После работы возникает усталость и апатия.
П:Что мешает ее сменить?
К:Такой зарплаты я нигде не найду, правда, половина ее уходит на водку.
П:И как вы себя при этом чувствуете?
К:Плохо. На работе тяжело, дома еще хуже.
П:Может быть вы держитесь за эту работу для контраста? Чтобы встреча со скандальной женой по вечерам воспринималась как облегчение, по сравнению с работой?
К: Точно! Создавая контраст, я борюсь с апатией, усиливая в себе ощущение жизни. Получается, что мне нужна тяжелая работа, чтобы почувствовать разницу.
К:Что-то вроде радости.
П:Если мысли о жене в конце работы вызывают душевный подъем, зачем вам алкоголь?
К: После работы я чувствую себя мертвым, поэтому пью, чтобы оживить себя, свои чувства и мысли.
П:А нельзя ли это сделать другим способом? С помощью чая или интимной беседы с женой?
Примерно таким способом осуществляется перемотивирование: трансформация мотива пьянства в мотив оживления эмоций и мыслей от беседы с женой.
Этап 4. Вербализация- новая развернутая речевая формулировка старого мотива, которая расширяет поле его значения и смысл. Поиск способа, позволяющего словесно выразить все компоненты мотива, чтобы вновь подобранное слово позволило прочувствовать всю глубину смысловой игры.
Приведем пример. У клиентов с алекситимией слово перестает обладать выразительностью, приобретая ничего не выражающую форму, поэтому мышление теряет связь с событиями и с глубинными жизненными процессами. Причина психосоматики-в утрате эмоционального значения слов. Слова и мышление становятся «не живыми», а формальными, автоматическими. Таким образом, вербализация-это такое использование слов, которое обеспечивает возможность сохранить их многозначность и многоосмысленность.
Этап 5. Амплификация-расширение сознания с помощью расширения поля мотива, придание мотиву универсального значения в контексте предвосхищения потенциальных возможностей клиента и их использования для решения проблемы. Задача- помочь осознать, что случится с клиентом при наличии именно такого мотива.
В результате реализации шести этапов формулы мотивирования у человека появляется связь всех компонентов мотива, что является критерием окончания терапии. В приведенном примере мужчины, пьющего после работы, мы расширили поле его сознания и он принял решение улучшить отношения с женой в надежде получить ее внимание и любовь. Важно, чтобы человек обрел способность мыслить полными схемами действия, помогающих самостоятельно организовать свою жизнь под руководством адекватных алгоритмов управления. Задача терапии – помочь в создании эффективных схем самоуправления, т.к. человеку, способному управлять собой, никакая терапия не нужна.
Для демонстрации эффективности использования энергии доминантного архетипа Трикстера в трансформации мотива приводим фрагменты двух сессий, направленных на перемотивирование.
К нам обратилась 35-летняя женщина-исполнительный директор компании по организации досуга. Год назад развелась с мужем, который после раздела квартиры «выселил ее в комнату в коммуналке старого дома на первом этаже». Жалобы на бессонницу, тревогу и страх соседей по квартире, которые «пьют, дебоширят, дерутся, пытаются вломиться к ней в комнату». Денег на покупку другого жилья у клиентки нет, вариантов смены жилья тоже нет, а и жить в этой комнате она не может из-за страха соседей, которые ей угрожают.
Психолог (П):Почему они вам угрожают?
Клиентка (К): Я подсмеиваюсь над ними, а когда достают своим пьянством, кричу и устраиваю истерики.
К: Я не знаю, что делать! Так жить я больше не могу и переехать тоже не могу.
Комментарии: если нельзя изменить место жительства, остается полюбить свою комнату, следуя известной фразе о том, что, если не можешь изменить обстоятельства, меняй отношение к ним. Задача терапии − трансформация мотива «срочно переехать», невыполнимого в сегодняшней реальности клиентки, в другой мотив, успокаивающий и меняющий взгляд на проблему. Используем формулу мотивирования, но сначала просим выбрать из набора «ОН» в открытую и описать две карты, отражающие ее актуальное (карта 1) и желаемое (карта 2) состояния.
Карта 1 и карта 2
К: На карте 1 − это я. Как вспомню про свое темное и убогое жилье, чернею на глазах, становится тяжело на душе, а я люблю жить легко.
П:Как часто вы испытываете тяжесть?
К:С детства. Мне нравилось выводить родителей из себя. Помню, как они объявили мне бойкот, когда я в 12 лет выкрасила волосы в рыжий цвет, а потом тут же перекрасила их в голубой. Им хотелось иметь тихую, послушную дочку-ботаника, а получили капризную, помешанную на переодеваниях актрису с эксцетрическими выходками. Мама говорила, что я не ребенок, а чертененок. Люблю театр, веселье, представления. Я и работу себе выбрала по этому принципу.
П:Вам 35 лет. А на какой возраст вы психологически себя чувствуете?
Карта 2 − это мое будущее. Когда темень пройдет, я буду как это солнце – яркое, веселое и очаровательное.
П::Вам нравится очаровывать?
К:Конечно. В этом и смысл игры отношений. Я люблю мужчин, а они любят легких, необременяющих, околдовывающих своей непредсказуемостью интересных женщин.
П:Как давно вы наблюдаете в себе эти качества и как при этом себя чувствуете?
К:Превосходно. Я такая с детства. Многих достает мое поведение, как и моего бывшего мужа. Когда он влюбился, то сразу сделал предложение, несмотря на то, что его раздражали и моя детскость, и хвастовство, и экстравагантность. Я люблю повеселиться, покапризничать, жить одним днем, не думая о будущем.
П:Почему вы расстались?
К:Из-за моей импульсивности. Иногда меня как волной подбрасывает и я делаю то, о чем жалею. Муж говорил, что моя левая нога не знает, что хочет правая.
П:Как себя чувствуете после развода?
Комментарии: Анализ полученной информации позволил сделать вывод о доминировании в структуре психики клиентки архетипа Трикстера, о чем свидетельствуют: склонность к капризам, перевоплощениям, причудам, эксцентрическим выходкам, экстравагантность, стремление жить легко, любовь к театру, веселью, выбор работы, связанной с организацией зрелищ. Клиентке нравится очаровывать и околдовывать, заводить игривые, необременяющие отношения. Ей присуще желание прихвастнуть и жить «одним днем». Под влиянием энергии архетипа, которую она описывает как «взявшуюся ни откуда волну», она совершает импульсивные «поступки, о которых жалеет». Считает себя глупым человеком, которого легко обмануть. Ощущение себя в возрасте 12 лет подтверждает психологическое «зависание» на линии времени в возрасте подростка.
Как упоминалось выше, П.Радин описывал архетип трикстера как «источник энергии для будущего развития, поэтому его можно рассматривать как ступень взросления Героя. Во многих культурах трикстер и культурный герой часто смешиваются, поэтому этот архетип часто «пробуждается» у подростков» [12, с.264]. Поскольку К.Юнг считал трикстер архетипом, стоящим в самом начале пути индивидуации и трансформации» [14, 20], мы использовали его энергию для трансформации мотивов клиентки, которая осуществлялась в несколько этапов:
Этап 1. Эксплорация − Выявляем смысл мотива и цель поведения. Рассказывая про рисунок на карте 1, про негативные мысли, чувства и ощущения, женщина сообщила, что злится на себя за то, что позволила мужу поселить ее в такую жуткую комнату и хочет немедленно переехать.
Задача− экстериоризировать переживания (вывести их наружу с помощью карт), анализировать слова, эмоции, ощущения и поведение.
Этап 2. Инвентаризация − переименование компонентов мотива, подбор новых названий. К первоначальным компонентам мотива относились: «недовольство жуткой комнатой» и «желание немедленно переехать». Отыскиваем в полученных от клиентки ассоциациях, иллюстрирующих образы на картах, скрытую в бессознательном информацию. Например, жалуясь на комнату, она явно подразумевает что-то другое. В негативном образе комнаты содержится символ какой-то другой ситуации, отражающей неудовлетворенную потребность. Можно предположить, что на сознательном уровне речь идет о недовольстве комнатой, а на бессознательном − о недовольстве собой.
К: Желание сбежать от соседей обостряется, когда иду по улице, залитой солнцем. В моей комнате жуткая темень. Свет заслоняет киоск по продаже пива и пивные алкоголики вокруг него.
П: Что мешает изменить отношение к комнате и начать воспринимать ее позитивно? Смена восприятия активизирует часть головного мозга, отвечающую за ощущение радости жизни [16]. Выберите карту, отвечающую на этот вопрос.
К: Негативное представление о ней. Живу как в хлеву, да и соседи постоянно угрожают расправой за мою агрессию.
Отвечая на вопрос, что мешает перейти от негативного состояния к желаемому гармоничному (солнце на карте 2), клиентка называет причину − поведение пьющих соседей (увиденный ею на карте 3 лежащий на столе стакан с разлитой водкой).
Комментарии: выявляем цель поведения и ядро мотива − поиск безопасного места обитания. По словам клиентки, «эта комната опасна, т.к. рядом алкоголики».
Таким образом, о начале процесса перемотивирования свидетельствует изменение названия первоначального компонента мотива «недовольство жуткой комнатой», которое в ходе работы сменились на «недовольство собой».
Этап 3. Дифференциация − отделение цели поведения от способа действия. Согласившись с ядром мотива − поиск безопасного места обитания, женщина осознала, что деться из этой комнаты ей пока некуда, поэтому выбрала способ поведения: научиться получать удовольствие от жизни в имеющихся условиях. Однако реализации этой цели и желания успокоиться мешает страх, вызванный отсутствием доверия к людям. Поскольку пространство квартиры не вызывает доверия, ядром мотива становится степень доверия к окружению, которая может расти или снижаться в зависимости от разницы в восприятии.
П: Что означает для вас доверие? Выберите в открытую карту, ассоциирующуюся с этим понятием.
К: На карте 4 отражена безопасность. Мама качает меня на руках.
П: Как получить ощущение безопасности без мамы?
К:Надо, чтобы покачал и приласкал кто-нибудь другой, например, любимый мужчина. Вот подумала о любви и испытала ощущение блаженства.
П: Когда в твоей комнате тебя качают на руках, разве имеет значение ее размер? Какая разница, где тебя качают: в разомкнутом пространстве моря или сомкнутом пространстве комнаты.
К:Согласна. Все дело в доверии. Главное − ни где качают, а кто.
Комментарии: в смысловом потоке клиентки обнаружили цель поведения – поисковая активность с задачей-найти то (того), чему (кому) можно довериться.
К: Пока могу довериться только себе. Но я себе перестала нравиться. Даже муж меня бросил, обвинив в детскости и несерьезности. Хочу развиваться дальше и научиться доверять людям.
Комментарии: ядро мотива − научиться чувствовать доверие со стороны среды и социума, которые окружают. Суть перемотивирования: трансформация мотива «хочу переехать» в мотив «научиться чувствовать доверие».
П: И как вам этот образ?
К: Мне давно пора что-то делать со своей иронией и злостью. Обычно я ее прячу, но, если прорвется, сама себя ненавижу. Я ведь люблю людей, люблю побузить, потусоваться, правда друзей у меня маловато.
П:Может быть из-за конфликта? Вы, с одной стороны, нуждаетесь в доверии и общении, а, с другой, с ваших слов, не очень интересуетесь мнением окружающих.
Комментарии: после обсуждения позитивных и негативных черт клиентки, ее неадекватного самоотношения, она пришла к выводу о продолжении психотерапии.
П: Могу ли я предположить, что время, затрачиваемое на непродуктивные переживания по поводу невозможности немедленно переехать, целесообразнее потратить на метафорический «переезд» из не устраивающих вас характеристик вашей личности к другим, позволившим в будущем удовлетворить, например, потребность в развитии?
П: Каким способом вы будете это делать?
Комментарии: перечислив несколько вариантов действий в желаемом направлении, женщина осознала, что может удовлетворить свою потребность жить весело, легко и доверять людям, но другими способами.
Этап 4. Вербализация − новая формулировка старого мотива, расширяющая поле его значения и смысл.
П: Ваша комната хотя бы иногда напоминает пространство, которому можно доверять?
К: Да. Когда на улице жарко, у меня прохладно и мне становится хорошо. Рядом с моим окном растет красивый зеленый тополь. Я люблю смотреть на него. Это меня успокаивает.
П: Что конкретно вы можете делать с целью обретения спокойствия и доверия? Выберите карту, обозначающую свои действия.
К: На карте 7 человек, похожий на Диогена, который днем ходил с зажженным фонарем по улицам и кричал: «Ищу человека». Вот и мне надо найти в себе что-то серьезное и настоящее. Пока я только в начале пути.
П:: У вас по-прежнему доминирует желание сменить квартиру, или вы можете по желанию переключаться на зелень листвы и прохладу?
К: Постарюсь. Но как быть с шумом и хлопаньем дверей соседями, с их криками, что они меня убьют?
П: Но ведь пока не убили. Иногда и хлопанье дверей может успокаивать. Звук помогает ощущать присутствие других людей. Они скандалят, а вы в безопасности.
К: Согласна, это создает дополнительный комфорт. Рано утром соседи убегают на работу, а я могу понежиться в кровати и помечтать в тишине. Кровать стоит у окна и с этого ракурса видна только зелень дерева.
П: Скажите, прямо сейчас, вы хотите сменить квартиру, или сможете какое-то время потерпеть?
К: Могу потерпеть год − два. Может быть выйду удачно замуж, но скорее всего придется самой зарабатывать на жилье.
Комментарии: таким образом, женщина ощутила разницу между первоначальными жалобой и мотивом поведения и изменившимся актуальным состоянием в результате перемены отношения к проблеме и трансформации «старого» мотива в новый.
Этап 5.Амплификация − расширение сознания с помощью расширения поля мотива, придание мотиву универсального значения, предсказание последствий использования потенциальных возможностей клиентки в решении проблемы.
установление доверительных отношений с людьми; поиск лица или объекта, которому можно доверять.
Таким образом, произошла трансформация первоначального мотива: желание переехать сменилось на желание реализовать себя в тех сферах, которые доступны в данный момент, и не тратить время на негативные размышления. Дальнейшая задача терапии − помочь осознать, что случится с клиенткой при актуализации именно такого мотива. Произошла замена деструктивных мыслей на конструктивные размышления о собственном развитии.
К: Я поняла, что моя комната не так уж плоха. Если выстроить разумные границы в отношениях с соседями, она может стать безопасной, интимной зоной для встреч с теми, кому доверяю. В ней можно лежать и планировать будущее.
П: Достаньте из колоды три карты (8-10) − ресурсы, которые помогут осуществить желаемое, и расскажите о них.
Комментарии: женщина перечисляет обнаруженные ресурсы:
К: Карта 8 − кровать, лежа на которой можно мечтать и видеть в окно не пьяных алкашей, а зелень деревьев. Карта 9 − я стою одна. Мне хочется легких отношений, но люди от меня отвернулись. Если перестану «подкалывать», научусь доверять и налаживать контакты, то и отношения наладятся, и восприятие квартиры станет другим. Карта 10 – буду учиться дальше и моя работа станет еще более интересной и творческой.
Карта 8, карта 9 и карта 10
Этап 6. Ратификация − подкрепление нового мотива, подтверждение творческого начала, раскрытие дремлющего потенциала, высвобождение ресурса.
Критериями успеха терапии стали:
1.Переосмысление клиенткой мотивов, целей, потребностей и интересов.
2.Развитие навыков интроспекции, понимание того, что причиной проблемы явились и особенности психики клиентки, и история ее жизни, и внутриличностный конфликт. С одной стороны, женщина нуждается в доверии и общении, а, с другой, ее не интересует мнение окружающих. Осознание этого противоречия сформировало мотивацию на обретение навыков доверия и выстраивания конструктивных отношений с людьми с отказом от иронии и сарказма. Цель общения –сбросить напряжение с помощью крика и истерик, вызванных неуправляемыми внутренними импульсами, заменена на новую – учиться доверию.
3. Трансформация мотивов поведения: деструктивные мотивы (безудержное стремление к легкой, веселой жизни, безответственности и инфантилизму) заменены на противоположные.
4.Создание новой организации иерархии мотивов. Энергия одновременно активизированных нескольких значимых мотивов была трансформирована в главный мотив-творчества и саморазвития, который победил в борьбе мотивов, заняв вершинные позиции.
Таким образом, помощь в проговаривании осознанной цели, сути мотива и ожидаемых результатов поведения привела к трансформации мотива. Клиентка выступила в роли и субъекта − источника составления плана, и объекта, желающего распознать в себе объективно возникающие эмоциональные состояния и ресурсы. Получив одобрение психолога, который помог заглянуть в будущее, она вербализовала свое решение: «Успокойся, стань серьезнее, перестань высмеивать людей, потерпи, развивайся, реализуй себя, и все задуманное осуществится». Смена мотива активизировала мечты и создание позитивных образов будущего.
Использование формулы перемотивирования в решении проблемы позволило удерживать в ходе всего процесса терапии смысловой остов мотива, который «обрабатывался» не в логическом, а в образном варианте. Клиентка мотивировалась не на поиск нового жилья, а на саморазвитие и удовлетворение духовных потребностей, в результате чего она решила пока пожить в своей комнате, создавая не ложные цели, а истинные задачи саморазвития.
С целью перемотивирования клиентки использовалась техника «Мост».
1. Из любой сюжетной колоды в открытую выбираются и описываются две карты (1, 2): актуальное и желаемое состояния.
2. Между ними выкладываются (желательно в закрытую) карты, ассоциирующиеся с ответами на вопросы:
Карта 3 − Что мешает перейти к желаемому состоянию?
Карты 5,6 − Какая выгода лежит в основе зависания в негативном актуальном состоянии?
Карта 7 − Что нужно сделать для осуществления такого перехода?
Карты 8, 9,10 − какие ресурсы помогут реализовать желаемое?
Карты 1, 2, ассоциирующиеся у клиентки с актуальным (негативным) и желаемым (позитивным) состоянием. Карты 3, 5, 6,7 − ответы на вопросы: «Что мешает перейти к желаемому состоянию?» (Карта 3), «Какая выгода лежит в основе зависания в негативном актуальном состоянии?» (Карты 5,6), «Что нужно сделать для осуществления такого перехода?» (Карта 7). Карты 8, 9,10 − ресурсы для реализации желаемых изменений.