Трикстер что это такое

Трикстер: кто это такой

Трикстер что это такое. Смотреть фото Трикстер что это такое. Смотреть картинку Трикстер что это такое. Картинка про Трикстер что это такое. Фото Трикстер что это такое

Трикстер что это такое. Смотреть фото Трикстер что это такое. Смотреть картинку Трикстер что это такое. Картинка про Трикстер что это такое. Фото Трикстер что это такое

Слово «трикстер» переводится с английского как «трюкач», «шалун». В мифологии, фольклоре и религии так называли волшебное существо, странного человека или мифическое животное, не подчиняющееся общим правилам поведения.

Кто такие трикстеры? Это — хитрые персонажи, плуты, ловкачи и обманщики, которые при этом очень симпатичны людям. Трикстер всегда полон энтузиазма, он привносит в жизнь мощное оживление, учиняет хаос и беспорядки, может открыто издеваться над людьми и другими персонажами. Но за это ему ничего бывает — все сходит этому ловкачу с рук благодаря его неукротимому весёлому духу или же глуповатому характеру. Но даже если возмездие настигнет трикстера, то он все равно не остановится и не прекратит своей бурной деятельности.

В фантастических произведениях, фильмах, комиксах трикстер встречается очень часто. При этом он не только хитрец и манипулятор, но и обладатель каких-нибудь магических, сверхъестественных сил. Например, трикстеры обладают суперспособностью перевоплощаться и исчезать в самый подходящий момент.

Трикстер — не мошенник, он действует не ради собственного обогащения, а забавы ради. Иногда ему присущи черты благородного разбойника. Очень часто трикстер обманывает и водит за нос окружающих просто так, чтобы доказать, что просто способен на это.

Трикстер появляется для нарушения сложившихся устоев и традиций, он приносит хаос в существующий порядок, нарушает идеальное устройство мира. Он обладает неподконтрольной никому фундаментальной силой, результат действия которой непредсказуем даже для самого трикстера. Психика его также неустойчива, он —провокатор и инициатор беспорядков и абсурда. Часто он делает неявное явным, вторгаясь волшебным образом в область неизведанного.

В художественных произведениях и фильмах часто трикстер представлен как спутник главного героя, его проводник или его тень. Он приоткрывает дверь к тайным знаниям, но через нарушение запрета. Трикстер часто аморален, его характер и действия идут вразрез с человеческой этикой. Зачастую он обладает ярко выраженными чертами соблазнителя-гиперсексуала и гедониста, и даже может менять пол.

Трикстер что это такое. Смотреть фото Трикстер что это такое. Смотреть картинку Трикстер что это такое. Картинка про Трикстер что это такое. Фото Трикстер что это такое

Трикстер — иллюзионист, мистификатор, оборотень, игрок, для него не существует привычного представления о жизни и смерти, его игра всякий раз может быть начата сначала и в любой момент прекращена. Он может быть как победителем, так и жертвой собственной хитрости, способен умереть и воскреснуть, проходить сквозь время и быть связующим звеном между разными эпохами. У него особое чувство юмора, а шутки могут быть довольно специфическими, язвительными и обидными. Обманывает и запутывает трикстер просто так, потому что по-другому не может.

Трикстеры в мифологии — Эрида, Гермес и Дионис у греков, Сет у египтян, Локи и Один у скандинавов. В литературе самые известные трикстеры — это Чеширский кот у Кэрролла и Остап Бендер у Ильфа и Петрова. Трикстер поневоле — мистер Бильбо Бэггинс у Толкина в «Хоббите». Наземникус Флетчер в книгах о Гарри Поттере — классический трикстер-неудачник.

Харизматичный и обаятельный, самый настоящий трикстер — капитан Джек Воробей в фильме «Пираты Карибского моря». Вы никогда не знаете, что выкинет Джек Воробей в следующую минуту. А что выкинет правильный герой, всегда заранее известно. Трикстерами являются и Локи в комиксах Марвел, и Дэдпул, и Звездный лорд из «Стражей Галактики». Много персонажей-трикстеров встречается в видеоиграх.

Несмотря на то, что трикстеры преимущественно мужского пола, встречаются и трикстеры-женщины. Например, такой персонаж, как Мэри Поппинс — няня-волшебница, которая становится носителем некоего знания, которое передает детям. От классического учителя ее отличает умение появляться и исчезать, когда ей захочется. Также у Мэри Поппинс отличное чувство юмора, и она ловко высмеивает остальных.

Трикстеры меняют мир вокруг себя, устоявшийся порядок, и заставляют меняться окружающих. Обаятельные и яркие, они не заставят никого скучать, а наблюдать за их выходками — весело и захватывающе. Хаос, который они создают, эффектно контрастирует с серыми буднями повседневности. Вот такие они — герои-трикстеры. Как вы думаете, есть ли такие среди нас?

Источник

Трикстер

Мимир Мудрый на самом деле был вовсе не так уж мудр и для подобных дел не слишком годился. А нашему Молчаливому, то есть Хёниру, вообще лучше было сидеть и помалкивать. И, конечно же, Одину следовало с самого начала понимать, что идеальный Порядок не способен сгибаться, что он будет стоять твердо и непреклонно, пока не сломается; кстати, именно по этой причине ему редко удается продержаться достаточно долго. Но наш Великий Полководец тогда еще не понимал этого и не знал, что более всего ему необходим друг; причем этот друг должен обладать достаточно гибкими моральными устоями, чтобы не возводить мораль и совесть на столь высокий пьедестал, как это делал Один в надежде сохранить в неприкосновенности установленный им Порядок…

В общем, ему был нужен я.

»— Джоанн Харрис, «Евангелие от Локи»

Трикстер что это такое. Смотреть фото Трикстер что это такое. Смотреть картинку Трикстер что это такое. Картинка про Трикстер что это такое. Фото Трикстер что это такое

Трикстер (trickster, англ. «ловкач, обманщик») — амплуа персонажа, ключевыми чертами которого является любовь к обману, плутовству и активное противостояние устоявшемуся порядку вещей. Трикстер умён, хитёр, добивается своих целей не грубой силой, а более неочевидными путями. Любой уважающий себя трикстер обычно высмеивает авторитет людей, занимающих важное положение, поощряет шутки и веселье и зачастую способствует хаосу и беспорядкам своими действиями. В то же время трикстеры часто являются проводниками новых идей, а своими выходками они нередко вскрывают моральные «гнойники» общества, показывая отвратительность ханжества и лицемерия, скрывающегося за фасадом внешней благопристойности.

Трикстер — очень древний архетип персонажей: впервые такие герои появляются ещё в народных преданиях и сказаниях, мифах и легендах. В конце концов, людям всегда было интересно следить за приключениями авантюриста или сотрясателя устоев, что побеждает гораздо более сильных врагов умом и хитростью.

В сюжете произведений персонажи-трикстеры могут выполнять какую угодно роль, быть как героями, так и их противниками — от богов-обманщиков, устраивающих подлости героям лишь для того, чтобы разогнать скуку, до обычных негодяев-искусных манипуляторов, использующих уловки и подлог ради достижения меркантильных целей. Они также могут быть героями (или, скорее, антигероями), которые восполняют недостаток силы или храбрости хитростью, великолепным и нестандартным тактическим мышлением или просто искусным обманом. Также трикстеры часто являются мастерами маскировки и превосходными актёрами, способными выдать себя за кого угодно.

Трикстеры могут обладать мудростью, скрытой под покровом внешнего простодушия, или же действительно быть глупцами и дураками (или и то, и другое понемножку); они часто попадают впросак и сами становятся объектами насмешек. Нередко они сами становятся жертвами собственных розыгрышей или попадают в собственные ловушки. Время от времени трикстер может выступать в роли своего рода катализатора, так как его выходки иногда приводят в движения важные события мирового масштаба (совсем не обязательно положительные) — к шоку самого озорника, который совсем не этого ожидал, когда затевал свою каверзу.

Содержание

Возможные типажи трикстеров [ править ]

Примеры [ править ]

Мифология [ править ]

Фольклор [ править ]

Литература [ править ]

Мелкими шажками он вбежал в самую глубь пещеры, отыскал там оленью кость с остатками мяса, присел и принялся с наслаждением ее грызть.

– Прими великую благодарность за прекрасное угощение, – сказал он, облизываясь. – Какие красавцы, благородные дети! Какие у них большие глаза! А еще такие юные. Впрочем, что я? Мне следовало помнить, что королевские дети с первого дня своей жизни – взрослые.

Табаки, как и все остальные, отлично знал, что похвалы, сказанные детям в лицо, приносят им несчастье, и ему было приятно видеть, что волки-родители встревожились.

Источник

Трикстеры

Трикстер

Трикстер что это такое. Смотреть фото Трикстер что это такое. Смотреть картинку Трикстер что это такое. Картинка про Трикстер что это такое. Фото Трикстер что это такое

Информация

Сезоны

Способности

Слабости

Трикстеры — вид могущественных существ.

Содержание

Характеристика [ ]

Эти существа сеют хаос и раздоры так же легко, как дышат. На самом деле, они больше похожи на полубогов. Вроде Локи в Скандинавии. Или Ананси в Западной Африке. Их десятки. Они бессмертны, и могут создавать вещи и людей из воздуха, но настолько же реальных, как вы или я. И заставляют их исчезнуть так же быстро. Трикстеры выбирают известных и влиятельных людей, и сбивают с них спесь — им не откажешь в чувстве юмора — с помощью смертоносных шалостей. Они всегда выглядят по-разному, но в основном, как люди.
— Бобби Сингер, «Небылицы»

Трикстеры, также называемые обманщиками, проказниками или фокусниками, довольно редки, но их силы больше, чем у большинства существ; они способны деформировать реальность, создавать людей и предметы из разреженного воздуха, а также создавать замкнутые временные петли. По словам Бобби Сингера, они могут принимать любую форму, но чаще появляются в человеческом облике. Как правило, они обожают сладости и употребляют их в большом количестве.

Они обычно имеют довольно вредный характер и получают удовольствие, сбивая спесь с влиятельных и сильных людей максимально ироничными способами.

Известные представители [ ]

В сериале долгое время трикстером притворялся архангел Гавриил. Задолго до наших дней он сбежал с небес, дабы не видеть ссор братьев-архангелов. Сбежав, он «пересадил лицо» и притворялся простым трикстером.

Говоря о трикстерах, Бобби упоминает Локи из скандинавской мифологии и Ананси из западно-африканской. Это позволяет предположить, что божества из других пантеонов, обладающие сходным характером и возможностями, также являются трикстерами. Возможно, трикстером являлся Меркурий, сумевший превратить заброшенный мотель в роскошный отель. [1]

Появления [ ]

2.15 «Небылицы» [ ]

Некто наказывает людей, используя различные легенды и байки — от аллигаторов в канализации до похищений пришельцами. Когда Сэм и Дин Винчестеры приезжают в город выяснить причину странных смертей, Гавриил, играющий роль трикстера, ссорит их. Братьям приходится позвать на помощь Бобби, который объясняет им, что они столкнулись с трикстером. Они заманивают противника в засаду, и тот позволяет им думать, что они убили его.

3.11 «Заколдованный круг» [ ]

Гавриил заставляет Сэма несколько раз переживать один и тот же день. И каждый раз Дин умирает по какой-то глупой причине. В конце концов Сэм понимает, кто стоит за этим, и Гавриил объясняет, что хотел преподать братьям урок, чтобы они не жертвовали собой, ведь на это будут рассчитывать все их враги.

5.08 «Переключая каналы» [ ]

Пытаясь предотвратить Апокалипсис, братья надеются привлечь трикстера на свою сторону. Но тот не желает разговаривать и помещает их в мир телевидения, говоря, что обсудит эту тему, если они проживут в телевидении день. Кастиэль, пришедший братьям на помощь, говорит, что этот трикстер слишком силён. Тогда братья догадываются, что под маской трикстера скрывается архангел.

13.20 «Незаконченное дело» [ ]

Оказывается, Локи сам позволил Гавриилу взять свою личину в благодарность за спасение. Однако после смерти Одина от рук Люцифера, Локи разозлился на архангела и продал его Князю Ада Асмодею. В отместку освободившийся Гавриил находит и убивает самого Локи и его сыновей.

Способности [ ]

Слабости [ ]

Мифология [ ]

В мифологии, фольклоре и религии трикстер (англ. обманщик, ловкач) — божество, дух, человек или антропоморфное животное, совершающее противоправные действия или не подчиняющееся общим правилам поведения. Как правило, трикстер совершает действо не по «злому умыслу» противления, а ставит задачей суть игрового процесса ситуации и жизни.

Божество-трикстер нарушает установления богов или законы природы, иногда злонамеренно, но при этом, как правило, добиваясь, пусть и неосознанно, какого-нибудь позитивного эффекта. Часто нарушение правил происходит в форме различных уловок, хитростей или воровства. Трикстеры бывают хитрыми или глупыми, или же могут совмещать оба этих качества; часто являются предметом осмеяния, даже будучи священными существами или выполняя различные культурные функции. Примером может служить священный Хейока, чья роль заключается в том, чтоб дурачиться и играть, и с помощью этого повышать самосознание и служить уравновешивающим механизмом.

Источник

Кто такие Трикстеры? И как их распознать?!

Кто такой трикстер? Это вид персонажей (хотя, не только персонажи ибо и обычный человек может быть им). Трикстер, в основном — плут, ловкач, обманщик. Редко бывает однозначным антагонистом, но даже будучи им, наделён чертами, способными вызвать у людей неимоверную симпатию. Трикстер переполнен энтузиазмом, вносит в действие оживление (проще говоря, учиняет хаос и беспорядки). Он может открыто издеваться над другими персонажами, за это ему редко что бывает, но даже если заслуженная кара настигнет трикстера, то он всё равно не прекратит своей бурной деятельности благодаря своему неукротимому весёлому духу (или в редких случаях — столь же неукротимой тупости).

В фантастических произведениях трикстер часто не только хитрец и манипулятор, но и обладатель каких-нибудь магических сил. Особенно «ценится» у этих героев способность перевоплощаться и исчезать в самый подходящий момент.

рикстер отличается от мошенника тем, что действует не ради собственного обогащения как такового, а по-приколу. Этим он похож на благородного разбойника. Зачастую трикстер обманывает просто так, чтобы доказать, что он способен на это.

Основные черты трикстера.

Трикстер появляется для нарушения сложившихся устоев и традиций, он привносит элемент хаоса в существующий порядок, способствует деидеализации, превращению мира идеального в мир реальный. В основном, но и не только!

Трикстер — не подконтрольная никому фундаментальная Сила, результат действия которой даже для самого Трикстера непредсказуем, благодаря его неустойчивой психике. Трикстер — это провокатор и инициатор социально-культурного действия!

Он делает неявное явным, первым вторгаясь в область неизведанного.

Трикстер — господин многих искусств, мастер на все руки, иногда он — спутник культурного героя (главного или не очень персонажа в каком-нибудь произведении), его проводник или его Тень, а то и сам культурный герой. Трикстер — добытчик знаний через нарушение социального запрета, инициатор архетипического действия.

С точки зрения существующей этической системы культурного героя Трикстер аморален. Он стоит на грани мира людей и первобытного мира Дикой Природы, поэтому с точки зрения человека как общественного существа смешон, нерассудителен или бессознателен. Зачастую обладает ярко выраженными чертами соблазнителя-гиперсексуала и обжоры. Склонен к перемене пола.

Трикстер — иллюзионист, мистификатор, оборотень, перевёртыш, игрок, для него не существует привычного представления о жизни и смерти, ибо игра всякий раз может быть начата сначала и в любой момент прекращена. Он не всегда выходит победителем из затеянной игры и может попасть впросак, став жертвой собственной хитрости, если созданная им иллюзия (например, Силы или Правды) не убедительна.

Трикстер выступает как Старый мудрец, с одной стороны, и как юнец — с другой (в зависимости от того, каков находящийся рядом с ним культурный герой, чьё чувство значимости Трикстер умаляет).

А сейчас я приведу примеры Трикстеров.

А)Мифология и фольклор:
1)Эрида, Гермес и Дионис у греков.
2)Сет у египтян.
3)Локи и Один у скандинавов.

Б)Литература:
Чеширский кот у Кэрролла.
Остап Бендер у Ильфа и Петрова.
Тирион Ланнистер у Джорджа Мартина в «Песни Льда и Пламени».
«Стальная крыса» Гарри Гаррисона.
И стоит особо отметить «трикстера поневоле» (налицо деконструкция архетипа) — мистера Бильбо Бэггинса у Толкина в «Хоббите».
Назёмникус Флетчер в книгах о Гарри Поттере — трикстер-неудачник (всё время попадается).
Частично под троп подходит и полтергейст Пивз, но чаще он просто мучитель и разрушитель. Иногда выполняет секретные приказы Дамблдора.
Явные трикстеры — близнецы Уизли.
Да и группировка «Мародёры» — тоже из той же оперы

В)Кино:
«Пираты Карибского моря» — капитан Джек Воробей.
«Чёрные паруса» — в команде Флинта их аж два: Джон Сильвер (некоторые фанаты отмечают его сходство с Джеком Воробьём) и полусумасшедший кок Рендал.

Г)Мультфильмы и мультсериалы:
«Синдбад-мореход» — Эрида.

Д)Аниме и манг:
Кселлос из вселенной Slayers.
Профессор Нова, стоящий вне принципов морали, из Gunnm (в интервью мангака пояснил, что это не главгад, впоследствии совершивший поворот в другую сторону, а трикстер).

Ё)Видеоигры
Шеогорат и Сангвин из The Elder Scrolls.
Шен Скупец из Diablo 3 — по игровой функции крафтер, а вот по историям как бы не аватара лукавого божества Зея.
Darkstalkers: Морриган Аэнсланд — весёлая и оптимистичная суккуба.
Как достать соседа — Вуди.
Warhammer 40000 — Цегорах, Смеющийся Бог Эльдар. Единственный, кто остался цел и невредим при рождении Слаанеш, а ныне прячется от Той-Что-Жаждет в эльдарской Паутине. Ему поклоняются Арлекины — и они тоже те ещё трикстеры.

На этом думаю, можно и окончить мой ролик. А в следующем я обещаю сделать вам топ 10 самых известных трикстеров из жанра фэнтези и фантастики!

Источник

Трикстер в СССР

О том, почему трикстеры правили бал в СССР, кому наследуют Pussy Riot, как читать тексты Булгакова и почему в советской культуре трикстеры важнее серьезных национальных героев, рассказывает литературовед и критик Марк Липовецкий

Трикстер мифологический и трикстер современный

Изначально трикстер — понятие мифологическое; в Новое время (также называемое модерностью) к нему восходят культурные роли плута, шута, вора, авантюриста, самозванца, юродивого и так далее. Однако, говоря о советской культуре, я возвращаюсь к термину «трикстер», чтобы отразить синкретический характер самых ярких ее персонажей. Если Остапа Бендера еще худо-бедно можно отнести к плутам (хотя его плутовство явно отличается от классических образцов хотя бы тем, что у него нет хозяина), а Беню Крика — к ворам (хотя, как и в случае с Бендером, артистизм здесь явно преобладает над прагматикой), то невозможно отнести к какой-то определенной категории эренбурговского Хулио Хуренито, Ивана Бабичева — изобретателя «Офелии»
из «Зависти» Олеши, Воланда со свитой — эдакого многоликого трикстера, Веничку из «Москва–Петушки»… Они очень разные, и при этом они все трикстеры.

Трикстеры XX века очень далеко отстоят от мифологического прототипа: часто они далеко не просты, а даже интеллектуальны, их трюки могут иметь социокультурное значение и так далее. Конечно, есть общие черты — амбивалентность, пребывание на границе между противоположными категориями и состояниями, создание своеобразной «криминальной» ситуации и существование внутри нее. Еще важная общая черта — это специфические отношения с сакральным. Американский исследователь Льюис Хайд верно отметил, что, если трикстер не соотносится с сакральным, он просто жулик.

Сакральный контекст новых трикстеров лучше всего описывается с помощью категории траты, введенной Жоржем Батаем. Трата всего ценного, всего авторитетного — это, с одной стороны, форма интимизации отношений с миром, а с другой — обретение свободы особого рода. Анархическое разрушение, свойственное трикстеру, — это ритуал обретения свободы, причем очень опасной свободы. Дмитрий Александрович Пригов, который, как я полагаю, вполне сознательно «ставил» себя как трикстера, часто повторял: в чем состоит моя функция? Чтобы явить свободу со всеми опасностями — «являть имидж художника, инфицировавшего себя свободой со всеми составляющими ее предельности и опасности». И ни в чем другом.

Трикстер — главный герой советской культуры

Всем известно, что именно в плуте формируются черты личности Нового времени. Плут — это первый тип, оторвавшийся от традиционных связей, полагающийся на самого себя, на свой разум, расчет и так далее. И глядя на советского трикстера, очевидно, что именно через него реализовывалась логика модерности в Советском Союзе. Официальная культура объявляла своего «нового человека» идеалом Нового времени. Но на деле он оказался картонным персонажем, совершенно не выдерживающим испытания временем. В «Зависти» Олеши есть новые люди — Андрей Бабичев и Володя Макаров, им противостоят поэт Николай Кавалеров и трикстер Иван Бабичев. Это все — версии модерности. Во второй части книги Олеша сталкивает их лбами и довольно искусственно приводит Ивана и Кавалерова к поражению — хотя логика текста свидетельствует совершенно о другом.

Трикстер что это такое. Смотреть фото Трикстер что это такое. Смотреть картинку Трикстер что это такое. Картинка про Трикстер что это такое. Фото Трикстер что это такоеСара Бернар в «Женитьбе Фигаро». 1873 год © Bibliothèque nationale de France

Советская популярность трикстера поразительна по сравнению с тем, какую роль ему отводит русская литература XIX века: на Западе мы видим обаятельнейших Труффальдино, Хромого Беса, Фигаро, Растиньяка — а в русской классике? Гоголевский черт из «Ночи перед Рождеством»? Хлестаков? Чичиков? За ними следуют уже отчетливо отрицательные герои Достоевского — Смердяков с Петрушей Верховенским. Советские трикстеры ХХ века на этом фоне смотрятся как суперзвезды, как бесспорные любимцы публики.

Русский XIX век не создал мощной фигуры трикстера в силу специфического для русской послепушкинской культуры противостояния индивидуализму. А трикстер, плут, и есть воплощение индивидуализма, поэтому в русской классике он дискредитируется. Толстовский Долохов — настоящий трикстер и одновременно мрачнейшая фигура во всей панораме «Войны и мира», рядом с которой можно поставить только Наполеона — воплощение крайнего индивидуализма в культуре XIX века.

Это негативное отношение, как ни странно, доходит до Булгакова. В «Собачьем сердце» плутовской индивидуализм резко снижается в фигуре Шарикова. Здесь традиция дискредитации трикстера утрирована настолько, что парадоксальным образом возвращает нас к мифологическим глубинам: Шариков полностью соответствует юнговскому (появившемуся через тридцать лет) определению трикстера как архетипа звериного в человеке.

Но почти одновременно с «Собачьим сердцем» (1925) Олеша пишет «Зависть» (опубликована в 1927-м), где Иван Бабичев — совершенно иной трикстер, артистично бунтующий против (мнимого) рационализма советского проекта. А еще раньше (в 1921-м) Эренбург написал «Необычайные похождения Хулио Хуренито», в котором трикстер-интеллектуал становится центром всей современной цивилизации.

Трикстер против цинизма

Почему фигура трикстера стала центральной для советской культуры? Это связано с цинизмом как реакцией на (советскую) модерность — феноменом, описанным философом Петером Слотердайком в «Критике цинического разума», но очень мало разработанным по отношению к советской культуре. Как следует из советской же литературы 1920–30-х, а потом и 1960–70-х, цинизм стал нормой выживания и массовым ответом на методичный цинизм власти. Галерея советских циников разнообразна и богата: от массового циника, борющегося за существование, в рассказах Зощенко и пьесах Эрдмана до трагического Пилата у Булгакова, от сатирически оплеванного Корейко
до опоэтизированного и романтизированного суперциника Штирлица.

Трикстер представляет этому цинизму, возможно, единственную альтернативу. Цель его игры — подрыв власти, не важно, символической или политической. Причем этот подрыв трикстер осуществляет через языки власти, выворачивая их наизнанку, доводя до абсурда, но ничего нового не выдумывая. В этом смысле трикстер — это выражение «власти слабых» (как назывались важное для диссидентства эссе Вацлава Гавела и важная для феминизма книга Элизабет Джейнвей).

Трикстер как оправдание цинизма?

Трикстер все же не только пародия на цинизм власти. Он реагирует и на противоположную вещь, на социальный цинизм обычного человека, который в советском государстве стал необходим для повседневного выживания. Этот второй цинизм трикстер возвышает, как бы избавляет от чувства вины, чувства стыда, незаконности. Ведь трикстер превращает цинизм выживания в спектакль, в шоу. В выживании самое главное — прагматика: что-то получить, продвинуться в иерархии и так далее. А трикстер прагматический эффект снимает. Остап Бендер охотится за сокровищами, однако, получив от Корейко миллион, он теряет смысл существования: прагматика оказывается Бендеру не нужна. Ну а Веничка отрицает прагматику сразу, полностью и демонстративно. Поэтому трикстерский жест самодостаточен как эстетическое произведение.

Трикстер в официальной культуре

Русская культура ХХ века предпочитает трикстеров утонченных, сложных, остроумных. И, конечно, пародирующих «культурного героя» — в лице советской власти и власти в широком смысле (если иметь в виду «Хулио Хуренито» или «Москва–Петушки»). Эта логика была усвоена даже соцреализмом. Рядом с героем, воплощающим власть, помещался трикстер: Меншиков рядом с Петром, дед Щукарь рядом с Давыдовым, Малюта рядом с Иваном Грозным. Эту связь иронически воспроизвел Булгаков в «Иване Васильевиче», поместив рядом с псевдо-Грозным — Буншей вполне убедительного вора Жоржа Милославского. Трикстеру с его синкретизмом находится место и в неофициальной, и в официальной культуре. Остап Бендер, несмотря на все трудности, существовал в официальном поле до 1948 года, когда очередная публикация романов была признана «грубой политической ошибкой» и «клеветой на советское общество». Но уже в 1956 году происходит возвращение Бендера; более того, вскоре с фильмом Михаила Швейцера (1968) он входит в широкий круг советских кинотрикстеров. Другие трикстеры официальной культуры — Василий Теркин, Костя-музыкант из «Веселых ребят», Стрелка из «Волги-Волги», Петр Алейников в различных киноролях.

Советская комическая культура многих властных персонажей превращала либо в дураков, либо в трикстеров. Героические Штирлиц и Чапаев в анекдотах становятся трикстерами. Широко известно, что, создавая Василия Теркина, Твардовский опирался на фольклорную традицию солдатских сказок, в которых солдат — это тоже трикстерский персонаж. Но трикстер, входя в официальную культуру, подвергается своего рода кастрации, и это видно в основной части «Василия Теркина». Когда же Твардовский пишет поэму «Теркин на том свете», он выводит своего причесанного героя из официальной культуры, и его трикстерский потенциал раскрывается в полном объеме. И то же самое происходит с персонажами, перемещающимися из кино в анекдот. Потенциал, который в них присутствует, но не акцентирован, реализуется в фольклорном жанре.

Трикстер что это такое. Смотреть фото Трикстер что это такое. Смотреть картинку Трикстер что это такое. Картинка про Трикстер что это такое. Фото Трикстер что это такоеМакет книжной обложки. Иллюстрация Ореста Верейского. 1944 год © Российский государственный архив литературы и искусства

Разумеется, трикстеров немало и в других культурах. Но, как это часто бывало, в советской культуре всеобщие черты выразились в утрированной, почти гротескной форме: трикстеры у нас, пожалуй, важнее национальных героев. Допустим, в голливудском и британском кино много плутов, но чаще всего они именно плуты, как «Отпетые мошенники» Майкла Кейна и Стива Мартина, герои Роберта Редфорда и Пола Ньюмана или Макс Биалисток из «Продюсеров», как, впрочем, и многие другие. Хотя есть и исключения — грандиозный успех классического трикстера, а не просто плута Саши Барона Коэна тому пример.

Трикстеры по всему диапазону

Модернизм, а еще больше постмодернизм созвучны трикстерскому подрыву оппозиций, нарушению границ, языковой игре и тому подобному. Может показаться, что трикстеров в советском модернизме больше, чем в постмодернизме. Это не так: модернистские фигуры заметнее, но и в постмодернизме трикстеров предостаточно. Это и Веничка, и Гуревич из «Вальпургиевой ночи» того же автора, и пелевинская лиса А Хули, и, конечно, артистический проект Дмитрия Александровича Пригова, выстраивавшего образ современного художника как «программного» трикстера.

Трикстер что это такое. Смотреть фото Трикстер что это такое. Смотреть картинку Трикстер что это такое. Картинка про Трикстер что это такое. Фото Трикстер что это такоеПоэт-футурист Алексей Кручёных. Фотография Николая Лаврентьева. 1965 год © Мультимедиа-арт-музей

В связи с Приговым возникает вопрос: можно ли трикстером назвать не культурного, а исторического, реального персонажа? Можно, но только когда его или ее поведение строится как художественный образ, иначе говоря, если мы имеем дело с жизнетворчеством, как в случае Алексея Кручёных, Даниила Хармса, Фаины Раневской, Николая Глазкова, Абрама Терца. То есть с художественным образом, лишенным прагматического эффекта. Во всех иных случаях налицо вариации цинизма. Даже (и особенно) когда утилизируются приемы из арсенала трикстеров (Жириновский).

Трикстер что это такое. Смотреть фото Трикстер что это такое. Смотреть картинку Трикстер что это такое. Картинка про Трикстер что это такое. Фото Трикстер что это такоеДмитрий Александрович Пригов. Фотография Германа Ровинского. 1995 год © Fotodom

Трикстер и циник в современном обществе

Глядя из сегодня на советскую культуру, мы понимаем, что именно циник, поэтизированный трикстером, и был человеком советской модерности. Этот тип сформировался тогда, но функционирует сейчас и сейчас определяет постсоветскую политику и постсоветское общественное мнение. Трикстерский юмор протестов 2011–2012 годов и «панк-молебен» Pussy Riot, неотъемлемый от протестного движения, свидетельствуют о том, что трикстер вновь становится востребован, когда цинизм власти, с одной стороны, невыносим, а с другой — непреодолим иными, политическими или социальными, методами.

Марк Липовецкий — доктор филологических наук, специалист по литературе постмодернизма, профессор Университета Колорадо (США). Совместно с отцом, Наумом Лейдерманом, написал двухтомный учебник по современной русской литературе, занимается изданием пятитомника Дмитрия Александровича Пригова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *