Триггер что это в психологии простыми словами кратко и понятно
Триггер в психологии
Триггер в психологии – это термин, пришедший из механики и техники, дословно означающий запуск какого-то механизма после воздействия на определённый рычаг, крючок. Относительно человеческой психики такое понимание может отражать запуск определённых реакций нервной системы, паттернов поведения, сродни неконтролируемым реакциям и автоматизмам.
Триггер в психологии это простыми словами такая ситуация или единичное действие, сигнал, поступающий в мозг (от любого типа анализатора – мелодия, запах, вкус, картинка, прикосновение) и переключающий мысли и действия в неосознаваемый режим. Обычно такие моменты тесно связаны с психологическими травмами, реже с позитивными значимыми жизненными моментами, и тогда понятие триггер используется в качестве такого момента сложившейся действительности вместе с её раздражителями, когда в эмоциях при отсутствии полного повторения ситуации вызываются эмоциональные переживания прошлого травматичного опыта или его части. Т.е. человек заново может переживать ужас угрозы жизни при скрипе колёс или же впадать в панику, пережитую при изнасиловании при резком исчезновении света, некоторые не могут есть пищу или пользоваться духами, которые были на момент смерти близкого человека и т.д.
Работают данные воспоминания и всплывающие бессознательные реакции благодаря тому, что человеческие воспоминания не делятся по источнику поступающей информации, а хранятся целостным образом, где присутствуют звуки, тактильные ощущения, запахи, слова, поступки, цвета, температура, громкость. При появлении в настоящем времени появляется хоть какой-то раздражитель, мозг выдаёт все связанные с ним события – так мы вспоминаем людей и важные места, можем проводить ретроспективу своей жизни.
В тот же момент вместе с простой мелодией мозг может выдать воспоминания о страшной аварии, случившейся именно, когда эта песня играла по радио, или, наоборот, о победе на олимпиаде, где первый раз прозвучал данный трек. В зависимости от событийного наполнения прошлого под одну и ту же мелодию кто-то может почувствовать удачливость момента всей жизни и вложить все деньги в лотерею, а кто-то забьётся в самый дальний угол, ожидая моральных или физических увечий. Эти примеры касаются крайних случаев. По спектру, силе воздействия и контролируемости триггеры также бывают разные – одни полностью выбивают человека из адекватного состояния (тут даже можно говорить о посттравматическом расстройстве), другие могут быть лёгкими, ощущаться как небольшая смена настроения и даже легко поддаваться анализу и контролю.
Что это такое
Значение слова триггер изначально радиотехническое, обозначающее спусковой крючок для какого-то механизма или же целой системы. Сейчас применяется и в социальных специальностях (психологии, продажах, рекламе, психотерапии) и биологических (исследования, медицина и пр.). Рассматривая с позиции психологических реакций это часто такой момент или воздействие, осознающиеся значительно позже, чем вызывает изменение эмоционального фона человека.
Личность может почувствовать изменение настроения, стать грустнее, веселее или испугаться и только через время, успокоившись и потратив время на анализ ситуации, сможет докопаться до истинных причин запуска привычного типа реагирования на неосознаваемом уровне вследствие полученного жизненного опыта.
Триггер в психологии это внешние стимулы окружающей действительности, приводящие к изменению состояния, психологического самоощущения или паттернов поведения на автоматическом уровне. Это такие воздействия извне, которые способны на время выключить сознания, критическое восприятие реальности и заставить личность действовать на биологическом автоматизме. Заметив подобную специфику реагирования и проведя соответствующие исследования, работа с триггерами имеет несколько тенденций – работа с последствиями психотравм и коррекция неадекватного поведения, а также увеличения числа продаж и манипулятивное воздействие с целью выгоды.
Причина автоматических реакций вполне обусловлена тем, что психика каждый раз экономит энергию, чтобы не перегружаться. Огромное количество решений, требующих внимания каждый день и час в итоге могут привести к дестабилизации психоэмоционального состояния, потому все моменты, которые можно автоматизировать и пустить в обход сознания наша психика автоматизирует.
Так, мы по утрам ставим чашку в одно место, на ощупь находим тюбик с пастой и надеваем привычные джинсы, когда нет времени – все это экономит расход энергии для решения тех задач, где сознание действительно необходимо.
С другой стороны именно отсутствие такой осознанности приводит к тому, что человек допускает всё больше ошибок, идёт за уже не актуальными выработанными привычками, действует не для своего развития, а для усугубления ситуации. Привычка каждый день читать сводку новостей, находясь в военном городе, является обязательной, она способствует выживанию, но переехав на безопасную территорию постоянное штудирование только отбирает много времени. Делать запасы во время голода является стратегией выживания, но забивать полки продуктами с ограниченным сроком годности при постоянном доступе к ним и в целях сэкономить на акциях или под воздействием слухов о дефиците может помешать нормальному регулированию жизни.
Психологические триггеры более разноплановые и уникальны в сравнении с предопределёнными механическими. Так они цикличны и своей повторяемостью только усиливают собственное воздействие на психику. Человек только спустя большой промежуток времени может осознать, почему повел себя так, но это не помогает сделать выводы и как-то избежать нежелательной реакции, а наоборот только сильнее её закрепляет.
Все триггеры являются достаточно нейтральными, поэтому их нельзя запретить, перечислить или как-то изъять из повседневной жизни. Для каждого человека такими крючками будут совершенно разные моменты, чтобы предугадать их необходимо знать всю биографию и достаточно открытый разговор с самим страдающим.
Зеркало в кондитерской отпугнуло большее количество покупателей, чем низкое качество продукции, только потому, что, разглядывая свой лишний вес, многие уходили, и наоборот ароматы, распространяемые за пределы пекарни, привлекли больше людей, чем реклама с описанием достоинств шеф-повара.
Несмотря на закрытость процесса реагирования, преодолеть триггеры возможно благодаря осознанному отношению к жизни, размышлением над своими поступками, анализом. Всегда хорошо брать паузы перед принятием какого-либо решения, прислушиваться к собственным желаниям или даже логически рассуждать, зачем необходимо то или иное действие. Чем больше в привычку войдет анализировать собственные потребности и поведение, тем меньше будет воздействовать случайная внешняя среда.
Виды триггеров
Являясь целостным организмом, личность не может выдавать какую-то одну реакцию на один триггер, точно также как воспоминая содержат множественную информацию и на какой-то её кусочек срабатывает автоматизм также и триггеры могут различаться.
По силе воздействия можно отличить те, которые полностью выключают сознание и человек не отдаёт отчета собственным действиям, это ещё не аффект, где возможна потеря памяти, но вот возможности объяснить какие-то свои реакции серьёзно снижаются. Именно от таких сильных и моментальных по значимости и влиятельности триггеров человек может пойти на психотерапию или даже поехать в психоневрологический стационар, признавая отсутствие контроля над собственным поведением и невозможностью объяснить.
Другие менее сильные моменты воздействия в бытовой психологии всё чаще объяснимы привычками, например
кофе пить под сигареты или не ложиться спать без чашки чая – это не объективные вкусовые ощущения, а моменты позволяющие расслабиться, определённые ситуации, сигнализирующие мозгу, что сейчас можно отдохнуть. Сильные триггеры не доступны контролю сознания сразу, для этого нужна психотерапевтическая работа или большой промежуток времени, слабые же вполне осознаются в момент возникновения и человек вполне может выбрать, поддаваться воздействию или нет.
По типу воздействия триггеры могут быть поведенческие и эмоциональные. Первые провоцируют возникновение определённых поведенческих реакций, ещё они называются стимулирующими. После таких триггеров человек что-то меняет в реальности – принимает решение, покидает здание, совершает покупку, записывается на собеседование, звонит партнёру или даёт свой номер телефона незнакомому. Примеров много, суть одна – совершается действие, причём не вполне осознанное, о последствиях которого можно пожалеть.
Приёмами стимулирующих триггеров часто пользуются при продажах, а потом только дома человек понимает, что не стоило совершать данных покупок. Эмоциональные триггеры являются больше предметом психотерапии, чем маркетинга, поскольку они вызывают эмоциональный спектр. Часто являясь последствиями психотравм, тут поднимаются тревога, страхи, раздражение немотивированные текущей ситуацией. Не только негативные, но и позитивные переживания могут вызываться подобным образом – ощущение счастья может накрыть при полном провальном положении дел, если утро максимально совпало с каким-то детским переживанием праздника.
По своему воздействию и поступающим последствиям триггеры также можно разделить на положительные (в итоге полезные или приятные) и отрицательные (негативные, ведущие к плохим переживаниям или ухудшению жизни). Эмоционально приятными триггерами можно считать всё, что приносит человеку удовольствие, т.е. перекур с чашечкой кофе, звонок любимого человека, приход сообщения о зарплате, запах дорого парфюма – это всё примеры того, как приятные эмоции возникают в корреляции с изменениями внешнего антуража. Сюда же можно отнести полезные триггеры, но не позитивные по эмоциональному переживанию в сам момент. Это может быть реакция на плач младенца (просыпаться не хочется, но это обеспечивает выживание), стремление получить лайки за выложенную публикацию после пробежки (бежать не хочется, но в итоге получаете здоровое и подготовленное тело) и прочее.
На том, чтобы выработать всё больше таких позитивных триггеров и наполнить ими жизнь работают многие направления психотерапии, пытаясь минимизировать осознанные поиски счастья, а просто наполнив жизнь автоматическим развитием.
Отрицательные триггеры включают фрустрирующие последствия для психики, а также разрушение каких-то жизненных сфер и неприятные эмоции. Эмоционально неприятные ощущения могут быть вызваны любыми напоминаниями травматичного опыта. Ощущение ужаса, тревоги, панические атаки, неконтролируемые вспышки агрессии и прочие моменты негативно воспринимаются эмоциональной сферой. Таких негативных триггеров всегда больше, поскольку эволюционно закреплено сильнее впечатывать в автоматическую память негативные реакции. Когда кто-то будет кричать о пожаре, то большинство начнёт активно действовать, не факт, что эффективно, но уровень тревоги и активности возрастёт.
Если же такое громкое оповещение будет о надвигающемся нейтронном взрыве, то, скорее всего уровень паники и что эмоциональных, что поведенческих последствий будет ниже, потому что у большинства закреплено на подкорке, что пожар это угроза жизни, а последствия нейтронного взрыва ещё мало известны.
И последняя разновидность классификации сводится к типу внешнего раздражителя. К первой группе относятся ситуации или же внешние объекты, похожие в триггерной ситуациеи и вызывающие соответствующие воспоминая, т.е. это непосредственное повторение каких-то элементов бывших событий или мест.
Вторая группа – это слова, являющиеся часто более сильным спусковым крючком. Это могут быть похожие интонации, одинаковые формулировки, комментарии, провоцирующие негативные или позитивные воспоминая.
И третьей группой выделены любые сенсорные раздражители – запахи, напоминающие дом, мелодия юности, тепло солнечных лучей, как на пляже, вкус пирога бывшего возлюбленного и прочие моменты вызывают в памяти неконтролируемый поток воспоминаний.
Примеры триггеров
Некоторые триггеры в психологии описаны, как рефлекторное поведение, заложенное эволюционным выживанием. Например, ели услышать чей-то крик, то автоматически поднимется уровень тревоги, а может и страха, некоторые почувствуют опасность и все будут выбирать тип реакции – либо спасаться, либо бросаться на помощь. Так же скопление людей или если о чём-то будут разговаривать на каждом углу – это привлечет лично ваше внимание, вызовет интерес посмотреть или обсудить, то, что завлекло внимание стольких людей. В итоге, как крик, так и скопление народа могут не стоить ваших переживаний или внимания, но реакция всё равно будет – именно это и является будничным примером триггера.
Если человек находился в деструктивных отношениях, где после повышения голоса шло физическое наказание или лишение права голоса, то потом любое повышение интонаций может погружать в чувство беспомощности и жертвы. Несмотря на то, что повышение тона может быть связано с личными переживаниями другого, это может касаться любых не связывающих лично моментов, но человек, для которого крик это триггер нападения и агрессии будет или сжиматься или нападать, в зависимости от того, как оценивает собственные силы.
Тот, кого постоянно винили в своём плохом самочувствии, потом попадая к другим людям, будет считать себя виноватым при каждой травме. Например, во время эпидемии гриппа если супруг такого человека заболеет, то тот начнёт чувствовать вину и либо пытаться её искупить постоянной заботой, либо вырваться от непереносимых чувств. В любом варианте поведение неадекватно, ведь ситуация не оценивается нейтрально.
Для увеличения продаж также работают триггеры, вызывающие симпатию – это маленькие подарочки покупателям, оформление покупки в фирменный пакет, предоставление дисконтных карт и скидок ко дню рождения. Повышение собственной значимости повышается за счёт преподнесения продукции как уникальной или лимитированной серии. Потребность каждой личности – выделяться из всего остального общества, поэтому так присуще всем людям стремление обладать чем-то единственным и оригинальным, поэтому фразы «последний образец», «лимитированный тираж», «номерное кольцо» способны заставить купить даже совершенно ненужную вещь.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Что такое триггер?
Что такое триггер? [В общих чертах]
В современном обществе все чаще используют слово «триггер». В данной статье разберёмся, что такое триггер, говоря простыми словами.
С английского языка «trigger» переводится как «спусковой механизм», «защёлка», «тумблер», «раздражитель» «приводить в действие» (глаг.). Понятие «триггер» используется в разных областях, но если обобщить и упростить, что триггер – это некоторое событие, которое вызывает реакцию или другое событие.
Если говорить на понятном для многих языке игр, то представьте себе следующее. Главный герой заходит в чей-то дом и видит приоткрытый сундук. Если герой развернётся и уйдёт, то ничего не случится. Если же он всё-таки решится заглянут в сундук, то в дом войдёт его законный владелец и, например, с криком «руки прочь от сундука», наведёт на главного героя револьвер. Открытие сундука в данном случае – это триггер, который вызывает событие «главный герой застукан за кражей».
Что такое триггер в психологии?
В настоящее время, если произносят слово «триггер», нередко имеется ввиду триггер в психологии. Логика термина аналогично – это событие, которое приводит к другому событию (приводит что-либо в действие). Но, касательно психологии, триггер – это (в большей степени) раздражитель. Психологические триггеры влияют на поведение человека, провоцируя его на те или иные, зачастую импульсивные, действия. В психологии триггер – это воздействие звуков, запахов, визуальных, тактильных и вкусовых ощущений, определенных высказываний или событий на создание человека.
Триггеры способны вызывать не только негативные ощущения: гнев, тоску, апатию, злость, раздражение и т.п., но и позитивные: радость, ностальгию, мотивацию, эйфорию.
Триггеры, как правило, вызывают моментальную реакцию. Вот несколько примеров:
Когда триггер срабатывает, у человека может измениться восприятие, и на основе эмоционального состояния, вызванного триггером, он может принять странное решение или повести себя неадекватно.
На разных людей триггеры действуют по-разному, да и последствия воздействия одних и тех же триггеров на разных людей могут отличаться. К примеру, в случае возникновения опасности один мужчина может закрыться или отпрыгнуть, пытаясь защитить себя, а другой – попытается прикрыть менее защищённых и более слабых людей поблизости, например, женщину с ребёнком. Один и тот же триггер вызвал разные события: желание спастись \ желание спасти.
Также порой интернет-тролли используют понятие триггер. Как правило, это темы или слова, которые провоцируют собеседника на гневные высказывания, негодования, переход на оскорбления и т.п. В данном случае триггер – это, скорее, сработавшая провокация, найденная болевая точка.
Триггер — что это такое в маркетинге и психологии?
Каждый человек испытывает эмоции. Чаще всего их провоцируют внешние раздражители. Перед реакцией, органы чувств получают некий сигнал. Этот стимул бывает визуальный, звуковой, тактильный и т. д. Далее информация передается в головной мозг, где преобразуется в эмоциональную реакцию. И как следствие – различные внешние действия. Эти «стимулы» в психологической науке называют триггерами.
Триггер в переводе с английского – это «спусковой крючок», который провоцирует эмоциональную реакцию. Он запускает практически неконтролируемое желание что-то сделать или яркие переживания.
Чаще всего триггерами являются психологические травмы прошлого. Например, истерика и капризы ребенка напоминают о насилии в раннем детстве. Сильные эмоции вызывает некая мелодия, связанная с событиями или людьми. Или положение тела «на высоте», «под водой». Триггером может быть все, что угодно — изображение, фотография, слова, новости по телевизору и т. д.
В конкретном понимании «триггер» — это опыт человека, который повторно запускает травму, воспоминание в виде интенсивных эмоциональных реакций – тревоги, агрессии, печали. В широком понимании триггер ассоциируется со стимулом, который провоцирует человека на что-то – покупку, решение.
Формирование триггеров в психике человека
Явление триггера описано давно. Но даже сегодня не все ученые способны объяснить, как он формируется внутри человеческого сознания. Существует несколько теорий, как это работает.
В первую очередь рассматривают вариант, когда у индивида сильно развита сенсорная память. Тогда сенсорный опыт прошлого, связанный с травмой, вызывает сильную эмоциональную реакцию. Человек порой сам не понимает, почему стало грустно или он испытывает раздражение, злость.
Второе объяснение гласит, что люди склонны автоматизировать свои привычки. Например, курильщик каждый день курит в машине по дороге на работу. Поэтому сама по себе поездка на машине запускает триггер – «хочу курить». Часто это происходит бессознательно.
Свойства триггеров
Доступно про триггеры сказано в книге Роберта Чалдини «Психология влияния». Автор описывает их как механизм «щелк-зажужжало». Он наводит пример с утками. У птиц забрали яйца и чем-то подменили. Но они продолжали их высиживать, машинально.
Благодаря этим примерам, закономерно отследить аналогию в человеческом поведении. Когда люди продолжают ходить на работу по привычке, пить утренний кофе, ездить в одно и то же место отдыхать. Или совершать необдуманные покупки, спровоцированные триггерами – «Скидки 50%», «Уникальное предложение только сегодня» и т. д.
Большинство людей не способны контролировать поведенческие привычки. Они утверждают, что некие события, оказавшие сильные эмоциональные переживания, вводят в некое «туманное» состояние. И чтобы «прийти в себя» необходимо время.
На практике выходит, что триггеры работают автономно. Они интегрированы в сознание людей. Стимулы, которые провоцируют позитивные переживания, относятся к желаемым. А негативные триггеры — опасны для жизни человека. Могут провоцировать обострение психических нарушений, поддерживают «плохие» привычки, подталкивают к необдуманным действиям. В том числе и насилию.
В случае с негативными триггерами необходим контроль.
Как научиться управлять триггерами?
Чтобы развить контроль, необходимы не только регулярные тренировки, но и внимательное отношение к своим состояниям, реакциям и проявлениям. Стоит обратить внимание, что запускает стимул и какая следует реакция – обида, страх, паника, раздражение и т. д.
Когда человек осознает, что подпал под влияние триггеров, он не должен винить себя в своих реакциях. В первую очередь нужно найти причины, которые являются «спусковыми крючками». Именно они отвечают за потерянный контроль и бурные эмоции.
Триггер в психиатрии как фактор развития стресса и зависимостей
Исследования психического стресса у людей с ПТСР (посттравматическими расстройствами) и ОСР (лица с суицидальным риском) показали, что триггеров это первопричина. Анализ развития стресса учитывает интенсивность и период влияния триггера на индивида.
На глубину переживания и обострение реакций влияет:
Травматический стресс запускается, когда психика воспринимает эмоциональную реакцию и происходящее аномально. Случается реакция и при разовой эмоциональной травме, и у людей, которые живут в таких условиях. Например, у жертв домашнего насилия или у солдат, которые прошли «горячие точки».
При разовой травме мозг выводит ситуацию за пределы нормы, привычного понимания. Человек чувствует происходящее «словно в тумане», за счет быстрой смены событий, аномального темпа. Такие триггеры срабатывают у жертв ДДП, природных стихий и т. д.
Если индивид долго живет в неблагоприятной среде, развивается ПТСР за счет:
В психотерапии используют следующие стратегии:
Использование триггеров в бизнесе и маркетинге
Психологические приемы часто используют в бизнесе. Эффективно продавать товары и услуги помогают психологические триггеры.
10 самых эффективных триггеров в продажах
1. Новинка
Пользователь и покупатель сегодня – это новатор. Он ищет современные, самые передовые технологии и формулы, необычные решения и уникальные предложение. Получение новой информации повышает уровень дофамина. Новизна заставляет мозг замирать в ожидании чего-то чудесного и прекрасного.
Именно поэтому компания Apple выпускает новые версии своих гаджетов каждые три-четыре месяца. Если рассуждать логично, можно увидеть, что модели не сильно отличаются друг от друга. Но каждый раз, когда появляется новая версия телефона или планшета, выстраиваются длинные очереди в официальные магазины.
По той же схеме автомобильные бренды каждый год выпускают новую, «улучшенную» версию авто.
2.Триггер жадности в маркетинге
Программы скидок и акций – самый популярный и рабочий способ продать что-то. Каждый продавец, который желает заработать, использует этот триггер. Этот стимул – это все бонусные и накопительные программы, системы скидок, уникальные предложения для постоянных клиентов, все «закрытые клубы клиентов».
Интересно, что триггер «жадности» работает и в розничных лавках, и в социальных сетях, и в огромных корпорациях. Создать «триггер жадности» просто. Этот стимул направлен на «соблазнение» потенциального покупателя невероятно выгодными условиями.
3. Избавление «от боли»
Люди покупают в двух случаях – потребность, нужда и удовлетворение эмоционального голода (нехватка дофамина, который отвечает за удовлетворенность собой и своей жизнью).
Иногда, чтобы успешно что-то продавать, нужно понять «боль» клиента. И грамотно ее обыграть. Например, наушники от компании Apple – EarPods. Создавая их, создатели поставили не на качество звучания, а на комфорт. Работники создали 300 тысяч 3 D моделей ушных раковин человека, чтобы определить оптимальную и комфортную форму наушников. И не прогадали.
Человек покупает не товар, а решение своих проблем. Это всегда стоит помнить, занимаясь продажами.
4. Максимально простое решение
Люди всегда ищут самый простой способ решить свои проблемы. Не зря Стивен Кови стал мультимиллионером, создав свои тренинги «7 навыков высокоэффективных людей». Покупатели не хотят делать лишние шаги. Каждая трудность, каждый лишний шаг ведет к потере клиента.
Рабочий путь к покупке максимально простой – увидел-посмотрел-получил.
5. Подробное объяснение
Лучше наперед описать все сомнения и возражения покупателей. Если дело касается онлайн-проекта – можно использовать подробное описание товара, с отзывами и обзорами блоггеров. Быстрее покупают, если объясняют, зачем человеку этот товар или услуга нужна. Стоит также описать — зачем покупать именно в этом магазине, что входит в стоимость.
Сухое описание фактов не решает проблемы покупателей. Ничего «не щелкает» и покупка не совершается. Для описания товара лучше использовать простые, понятные даже Гомеру Симпсону, слова.
6. История из жизни
Триггер доверия к продавцу срабатывает, когда второй рассказывает истории. Это может быть жизненный опыт самого продавца, либо кейсы (примеры) клиентов. С древних времен люди рассказывали друг другу истории, которые сформировали наше культурное наследие с мифов, легенд и сказаний. Устные истории вызывают эмоции, трогают «за живое», подталкивают что-то делать, вдохновляют.
Автор книги «Как думают потребители: важные откровения о природе рынка» Gerald Zaltman доказал, что 95% покупок люди делают эмоционально. Человек буквально переносится в мир иллюзий, а эмоциональный мозг, который активно задействован в этот момент, решает – купить или нет.
Яркий пример – рекламные кампании RedBull. В них показано, что продается не только энергетический напиток, а проводятся исследования человеческих возможностей.
7. Счастливое обладание товаром
Люди выстраивают очереди перед официальным магазином Apple за несколько дней до выхода новинки. Почему? Потому что в компании грамотно использовали триггер – радость от предвкушения обладания. На «ожидании чуда» зарабатывают различные предпраздничные компании, которые выпускают или продают новогодний декор, одежду и принадлежности для новорожденных, предоставляют свадебные услуги и т. д.
Создатель всемирного проекта «Счастье» Гретхен Рубин утверждает, что предвкушение счастья – это главная составляющая счастья. Если человек в подробностях знает, что его ждет впереди, то уже живет этим в настоящем.
8. Социальное мнение
Человек – очень социальное существо. Практически каждый индивид смотрит на свое окружение и пытается не отставать. Формированию данных триггеров помогают блоги в социальных сетях, где рекламируется Life Style. Популярные личности, как бы невзначай говорят потребителям – что есть, куда ехать, в чем спать и т. д.
В бизнесе триггер социальной популярности можно сформировать благодаря кейсам, отзывам и обзорам от известных личностей.
9. Связь рекламы и актуального «события дня»
Память человека коротка. Сегодня он беспокоится о землетрясении в Японии, завтра о наводнении в Калифорнии. Поэтому продажи страховки от стихийных бедствий растут в период активного проживания событий. Даниэл Гарнер в своей книге «Наука страха» утверждал, что недавние происшествия оставляют самый яркий след в памяти человека.
Для успешных продаж, актуально связать товар или услугу со скандальным событием или именем в этот период. Например, ограниченный выпуск печенья Oreo «со следом», приуроченное к годовщине высадки на Луну Марсохода.
10. Эксклюзивность и уникальность
Человек решает что делать, опираясь на социальные нормы поведения, на свое окружение и его реакции. Поэтому чем товар эксклюзивнее, тем больше людей хотят его приобрести. Этот триггер порой играет против продавца, если его используют неправильно. Маркетинговые исследования показывают, что товар обесценивается, если его сначала выставляют как дефицит, а после продают как общедоступный.
Чтобы триггер «эксклюзивности» сработал, покупателю нужно доказать, что продукт в дальнейшем распространятся по рынку не будет. Или приобрести его можно только у вас и больше нигде. Варианты использования триггера – таймер, который ограничивает время продаж товара. Или количество единиц на складе.
Каждый бизнесмен может придумывать свои триггеры. Все зависит от товара или услуги, способа продажи и навыков самого продавца, его опыта.