Триера что это такое в древней греции

Триера

Смотреть что такое «Триера» в других словарях:

ТРИЕРА — ТРИЕРА, триеры, жен. (греч. trieres) (ист.). То же, что трирема. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

триера — сущ., кол во синонимов: 3 • корабль (101) • судно (401) • трирема (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н … Словарь синонимов

Триера — (греч. trieres, лат. triremis), простое по конструкции, маневр, военное гребное судно с тремя рядами весел. Дл. Т. составляла 40–50 м, шир. 5 м. Команда состояла из 200 человек, среди них 170 гребцов, около 20 матросов и 10–12 воинов. До… … Словарь античности

Триера — (τριήρης) у древних греков трехгребное судно, на котором гребцы располагались в три яруса. Гребцы размещались у обоих бортов Т.; сидевшие в первом, верхнем ярусе назывались франитами (θρανϊται). Немного ниже сидели зевгиты (ζευγιται), еще ниже… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ТРИЕРА — (греч. trinrns) военное гребное судно в Др. Греции. Имело до 170 гребцов, располагавшихся тремя ярусами (в верхнем по 31, в следующих по 27 гребцов с каждой стороны). Палуба первоначально неполная, позднее сплошная. На корме находилось помещение… … Советская историческая энциклопедия

Триера — ж. Военный корабль с тремя рядами весел, расположенными друг над другом (в Древней Греции). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

триера — триера, триеры, триеры, триер, триере, триерам, триеру, триеры, триерой, триерою, триерами, триере, триерах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Источник

Триера что это такое в древней греции

Триера что это такое в древней греции. Смотреть фото Триера что это такое в древней греции. Смотреть картинку Триера что это такое в древней греции. Картинка про Триера что это такое в древней греции. Фото Триера что это такое в древней греции

Древнегреческие триеры
Именно особенности географического положения Греции определили ее потребности в морских судах. Ни один греческий город не удален от моря более чем на 90 км. К этому следует добавить существование многочисленных мелких островов и островков, которые, не имея средств сообщения по морю, не могли быть ни заселены, ни обеспечены всем самым необходимым.

Греческие судостроители обратили внимание на исключительную поворотливость, скорость рыб и дельфинов и решили, что если средству передвижения по воде придать соответствующую форму, то оно приобретет аналогичные свойства.

В VIII—VII вв. до н. э. корабельный мастер из Коринфа Ами-нокл изобрел триеру — судно с тремя рядами весел.

Греческая триера
увеличено
Корабль представлял собой вытянутую конструкцию. Его подводная часть была плоской, что способствовало увеличению поворотливости и скорости судна.

Историки установили, что длина триеры составляла до 38 м, ширина — около 8 м, осадка — около 1 м, высота надводного борта — около 2 м. Навесная палуба (катастрома), где устанавливалось боевое вооружение, располагалась над верхним рядом гребцов. На данном типе судна предпочтение отдавалось тарану в форме рыбьей головы.

Ближе всех на корабле к ватерлинии находились гребцы, которых называли таламитами. В их состав преимущественно входили рабы и выходцы из простого народа. Мускульная сила среднего яруса именовалась эвгидами, а верхнего — транитами. Все весла крепились к борту специальными ремнями — зевглами.

На триерах существовала жесточайшая военная дисциплина. Экипаж военного судна состоял из эпибатов, или из тех, кого в наше время называют морскими пехотинцами. Командовал судном триерарх. Кибернетос (штурман) был старшим офицером, прореус — вторым офицером. Административные функции на корабле выполнял пентеконтарх. Гребцами командовал келеустос. Его помощники именовались в древнем государстве тойархами. Во время боевых действий на военном судне присутствовало: 170 и более гребцов, 50 эпибатов и 15 матросов.

Корабли греков славились своей маневренностью, скоростью и изяществом форм. Их военный флот намного превосходил по своим качествам финикийский.

В Греции мастера, кроме триер, создавали гребные средства передвижения по воде, которые именовались эннэрами, и трех мачтовые или трехпарусные суда (триармены). Корабли древнего государства классифицировались по количеству пар весел — тринадцать (трискайдекера), двадцать (эйкосора), тридцать (триакон-такопа или триаконтера), гопъдесят (пентеконтера).

В Греции строили не только военные, но и грузовые, вспомогательные, сторожевые, культовые и торговые суда.

Греческое торговое судно
увеличено
Последние во время боевых действий использовались в качестве кораблей-разведчиков.

Становлению Греции как морской державы немало способствовал Перикл (444—429 гг. до н. э.). Благодаря ему в Афинах появилось обучение морским специальностям. Граждане древнего города могли за определенную плату освоить мореходный курс сначала на суше, а затем получить прекрасную практику на море.

Находясь на перекрестке важнейших морских караванных путей, около 330 г. до н. э. Афины превратились в крупнейший торговый центр. В его гаванях располагались многочисленные верфи, доки, мастерские и даже крытые стоянки триер, которые могли вместить одновременно три с половиной сотни судов. Выражаясь современным языком, в Афинах находилась прекрасно защищенная военно-морская база. Любое незаконное проникновение в нее каралось смертью.

В 405 г. до н. э. афинский флот был практически полностью уничтожен спартанцами, а т

Триера что это такое в древней греции. Смотреть фото Триера что это такое в древней греции. Смотреть картинку Триера что это такое в древней греции. Картинка про Триера что это такое в древней греции. Фото Триера что это такое в древней греции

Официальная версия
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3..
Трире́ма (лат. triremis, от tres, tria — три и remus — весло), трие́ра (греч. Τριήρεις) — класс боевых кораблей, которые использовались античными цивилизациями Средиземноморья, в особенности финикийцами, античными греками и древними римлянами.
Триремы получили свое название из-за трех рядов весел, которые, предположительно, располагались одно над другим в шахматном порядке, каждым веслом управлял один человек. Ранние триремы являлись результатом эволюции унирем — античных боевых кораблей с одним рядом весел от 12 до 25 с каждой стороны, и бирем — боевых кораблей с двумя рядами весел. Возможно, что первыми построили трирему финикийцы. Являясь самым быстрым и маневренным боевым кораблем, трирема доминировала в Средиземноморье с 7-го по 4-й век до н. э., пока не появились более крупные боевые корабли квадриремы и квинквиремы. Триремы играли важную роль в Греко-персидских войнах, в становлении морской империи Афин и ее падении в результате Пелопоннесской войны.
0
22013-02-15 19:46:22
Dmitry»
Администратор
Dmitry»

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/3..
Защитники официальной версии говорят :
1) Ты несёшь чушь, ты говоришь дурь (дальше идут оскорбления)
2) Вот, видишь, рисунок, значит Триера существовала (аргумент из реального разговора с образованным человеком)
_____________________________________________________________
1) Этот аргумент вообще никакого отношения не имеет к теме обсуждения. Мало того, этот аргумент не может быть даже частью беседы. На оскорбления, скатывается только тот собеседник, который а) видит, что проиграл спор и не умеет проигрывать б) ничтожный, невоспитанный, необразованный человек
2) Рисунок. Макет. Гравюра. и т.д. Рисунок не является действующей моделью. Вообще-то это абсолютно детский разговор, но приходится отвечать и на такие глупости.
Допустим я нарисовал летающую тарелку. Совершенно очевидно, что этот рисунок не является доказательством существования такой тарелки, да ещё с точно такими же характеристиками как и у оригинала.
http://www.cartoonclipartfree.com/Cliparts_Free/Alien..
0
42013-02-15 20:07:07
Dmitry»
Администратор
Dmitry»

Триера что это такое в древней греции. Смотреть фото Триера что это такое в древней греции. Смотреть картинку Триера что это такое в древней греции. Картинка про Триера что это такое в древней греции. Фото Триера что это такое в древней греции

Триера что это такое в древней греции. Смотреть фото Триера что это такое в древней греции. Смотреть картинку Триера что это такое в древней греции. Картинка про Триера что это такое в древней греции. Фото Триера что это такое в древней греции

ПРОЧНОСТЬ СУДНА
Даже ребёнку не нужно объяснять, что морское судно должно быть очень прочным. Морское судно непрерывно испытывает нагрузки во всех плоскостях, непрерывно держит удары многотонных волн.

Триера что это такое в древней греции. Смотреть фото Триера что это такое в древней греции. Смотреть картинку Триера что это такое в древней греции. Картинка про Триера что это такое в древней греции. Фото Триера что это такое в древней греции

Аргумент : Древние Греки обладали технологиями, которые мы не можем повторить.
Полная ерунда. Человечество развивается по эволюционному пути. Сначала изобретается метод или материал, а уже потом он используется, а не наоборот.
Человечество не может утерять технологию, если уж изобрели, то она получает распространение и не может быть потеряна просто так. Она может быть потеряна только в случае гибели всего человечества.
А у нас получается, что официальная История учит полному абсурду. Если говорить предметнее, то в официальной Истории случаются «провалы». Каким-то образом исчезают века и даже тысячелетия.
Была Древняя Греция, потом она вдруг пропала. Вдруг, вместе с тем, пропали предметы, методы, открытия и умения. Потом вдруг ЧИК, и в 17-м 18-веке, вдруг откуда не возьмись, появляются прекрасные статуи, учения Архимеда, число Пи, катет квадратов гипотенузы, теорема Пифагора, монеты, гравюры и прочая музейная лабуда. Но как же так, где и кто хранил всю эту красоту?

Источник

Триера что это такое в древней греции

Греческая триера военная с вёслами и парусами

Триера что это такое в древней греции. Смотреть фото Триера что это такое в древней греции. Смотреть картинку Триера что это такое в древней греции. Картинка про Триера что это такое в древней греции. Фото Триера что это такое в древней греции

После перехода от пентеконтора к биреме, перейти от биремы к триере оказалось значительно проще. Первая триера была построена около. 650 г. до н.э.

Греческая триера.

Триера что это такое в древней греции. Смотреть фото Триера что это такое в древней греции. Смотреть картинку Триера что это такое в древней греции. Картинка про Триера что это такое в древней греции. Фото Триера что это такое в древней греции

Греческая триера ранняя. Projection

Триера что это такое в древней греции. Смотреть фото Триера что это такое в древней греции. Смотреть картинку Триера что это такое в древней греции. Картинка про Триера что это такое в древней греции. Фото Триера что это такое в древней греции

Греческие биремы и триеры стали основными и единственными универсальными кораблями классического периода ( I V-V вв. до н.э.). Одиночно и в составе небольших эскадр они могли выполнять крейсерские функции, то есть вести разведку, перехватывать неприятельские торговые и транспортные суда, доставлять особо важные посольства и разорять вражеское побережье. А в крупных сражениях главных сил флота (Саламин, Эгоспотамы) триеры и биремы выступали как линейные корабли, то есть использовались в линейных построениях (2-4 линии по 15-100 кораблей) и боролись с себе подобными по классу целями.

Греческая триера открытая со сквозным проходом

Триера что это такое в древней греции. Смотреть фото Триера что это такое в древней греции. Смотреть картинку Триера что это такое в древней греции. Картинка про Триера что это такое в древней греции. Фото Триера что это такое в древней греции

Галеры античной Греции бороздили почти все Средиземное и Черное моря, есть свидетельства об их проникновении через Гибралтар на север. Здесь они достигли Британии, а возможно, и Скандинавии. Свои военные корабли греки тоже строили по образцам финикийцев и критян, но не из кедра, а из дуба и бука.

Греческая триера ранняя. Projection.

Триера что это такое в древней греции. Смотреть фото Триера что это такое в древней греции. Смотреть картинку Триера что это такое в древней греции. Картинка про Триера что это такое в древней греции. Фото Триера что это такое в древней греции

На греческих биремах гребцы верхнего яруса размещались не так, как на финикийских судах,— здесь они сидели в специальных гнездах, над бортами. Таким же образом построена триера. Экипаж третьего яруса состоял из 31 гребца, второго яруса — из 27, первый, межпалубный ярус вмещал 27 человек. Весла второго и третьего ярусов двигались на осях-уключинах. Весла первого нижнего яруса проходили сквозь лючки в бортах, и эти лючки герметизировались манжетами из кожи. Нижний ряд вёсел греческих триер располагался чуть выше ватерлинии, для чего в бортах прорезались отверстия, на уровне верхней палубы по бортам устанавливались платформы для размещения третьего ряда гребцов, гребцы второго ряда сидели в корпусе на уровне верхней палубы. Количество весел доходило до 170. Типовая греческая триера имела на каждый борт 27+32+31=90 (всего 180) гребцов, 12-30 воинов, 10-12 матросов. Гребцами и матросами управлял келейст, триерой в целом командовал триерарх.

Греческая триера с прямоуголными парусами

Триера что это такое в древней греции. Смотреть фото Триера что это такое в древней греции. Смотреть картинку Триера что это такое в древней греции. Картинка про Триера что это такое в древней греции. Фото Триера что это такое в древней греции

Гребцы, которые находились на самом нижнем ярусе триеры, то есть ближе всего к воде, именовались таламитами. Обычно их было по 27 на каждой стороне. Порты, прорубленные в бортах для их весел, находились очень близко к воде и даже при небольшом волнении захлестывались волнами. В этом случае таламиты втягивали весла внутрь, а порты задраивались кожаными пластырями (аскома). Вдоль всего борта триеры располагалась выступающая площадка – транос – для установки уключин верхнего ряда весел.

Гребцы этого ряда назывались транитами, среднего – зигитами, а нижнего, самого короткого, – таламитами. На поздних триерах (IV в. до н.э.) для защиты гребцов от стрел и дротиков устанавливалась легкая палуба – катастрома, на которой располагались воины. Гребцами обычно были рабы под начальством гортатора, режим движения задавался флейтщиком. Командовал триерой триарх, старший офицер назывался кибернетос (штурман). Именно от греческого штурмана берет свое начало название науки об управлении – кибернетика, столь важная сегодня. Управляли судном кормщики, лоцман и матросы.

Греческая триера. 100 г. до н.э.

Триера что это такое в древней греции. Смотреть фото Триера что это такое в древней греции. Смотреть картинку Триера что это такое в древней греции. Картинка про Триера что это такое в древней греции. Фото Триера что это такое в древней греции

Экипаж судна – около 200 человек, кроме гребцов, не считая гребцов, которых на борту было 170 (которых приковывали к сидениям) и воинов (12), были и специальные матросы (20) для управления парусом.

Триера является дальнейшим развитием идеи многоярусного гребного корабля.

Греческая триера.

Триера что это такое в древней греции. Смотреть фото Триера что это такое в древней греции. Смотреть картинку Триера что это такое в древней греции. Картинка про Триера что это такое в древней греции. Фото Триера что это такое в древней греции

Греческая триера была весьма узким кораблем. Корпус триеры был низким, длинным и заостренным, но у триеры хватало мощности, чтобы пробить корпус противника.

На уровне ватерлинии она имела ширину около 5 м, что при длине в 35 м дает соотношение длины к ширине 7:1, а при длине 40 м – 8:1. Впрочем, если мерить по ширине палубы или тем более по ширине триеры вместе с парадосом, то есть по максимальному габариту с убранными веслами, то это отношение падает до 5,5-6:1. Удачно построенная триера с отличными гребцами могла держать крейсерскую скорость 9 узлов на протяжении 24 часов. Из неподвижного состояния она достигает половины максимальной скорости за 8 секунд, а полного максимума – за 30.

На триерах парус использовался только во время бури и в дальних плаваниях. При подготовке к сражению паруса сворачивали, а мачты опускали. Грот-мачта обычно располагалась в середине корабля, а впереди ставили фок-мачту, сильно наклоненную вперед,— она несла второй прямоугольный парус, помогавший маневрировать.

Греческие триеры оснащались буферным тараном. На некоторых триерах ставили железные рогатины над тараном для разрушения надводного борта атакуемого судна.

Триеры прославились под командованием Фемистокла в Саламинском сражении (480 г. до н.э.), где они разбили персидский флот, несмотря на его превосходство. Оправдали себя высокие скорости и разрушительная мощь металлических таранов.

Древнегреческие судостроители умели строить еще большие суда, достигавшие 100 м в длину и более 10 м в ширину, с несколькими таранами, имевшие более 400 гребцов.

Источник

Арифметика фаланги и триеры

Триера что это такое в древней греции. Смотреть фото Триера что это такое в древней греции. Смотреть картинку Триера что это такое в древней греции. Картинка про Триера что это такое в древней греции. Фото Триера что это такое в древней греции

Немало историков до сих пор представляют фалангу гоплитов как всеобщее ополчение, в состав которого входило всё или по крайней мере большинство мужского населения греческого полиса. При обращении к источникам можно легко убедиться, что это утверждение неверно. Результаты анализа количественных данных показывают, что гоплиты составляли около трети от общего числа гражданского населения. В «среднестатистическом» полисе от половины до двух третей гражданского населения находилось за пределами его военной организации. Попробуем вычислить более или менее точные цифры и определить соотношение между гражданами, принадлежавшими к военному классу, и всем остальным населением полиса.

Гоплитская полития

Аристотель недвусмысленно связывал происхождение греческого полиса с изменениями в военном деле греков и появлением на поле боя гоплитской фаланги:

«В Греции после упразднения монархического строя полноправными гражданами в первое время были воины, а именно вначале — всадники; объясняется это тем, что тогда на войне всю силу и перевес давала конница, а тяжеловооружённая пехота, за отсутствием в ней правильного устройства, была бесполезна (…) С ростом государств тяжеловооружённая пехота получила большее значение, а это повлекло за собой участие в государственном управлении большего числа граждан».

Пропорционально этому цензу Солон разделил политические права и обязанности граждан. Занимать общественные должности могли представители только первых трёх групп, причём высшая должность архонта была доступна лишь пентакосиомедимнам. Зевгиты (от греч. ζευγος — «ярмо») являлись средним имущественным классом афинского общества, из которого рекрутировалась значительная часть гоплитской фаланги.

Триера что это такое в древней греции. Смотреть фото Триера что это такое в древней греции. Смотреть картинку Триера что это такое в древней греции. Картинка про Триера что это такое в древней греции. Фото Триера что это такое в древней греции

Стоимость гоплитского вооружения

Носит теперь горделиво саиец мой щит безупречный:

Волей-неволей пришлось бросить его мне в кустах.

Сам я кончины зато избежал. И пускай пропадает

Щит мой. Не хуже ничуть новый могу я добыть.

Саламинская находка подтолкнула исследователей на поиск новых данных. Постепенное накопление информации заставило историков скорректировать первоначальные выводы. Как оказалось, названная в декрете сумма в 30 драхм была лишь минимальной ставкой. За эти деньги афинский воин-клерух мог приобрести разве только щит, стоивший около 20 драхм, и сверх того — одно-два копья по 2,5 драхмы за штуку. Предметы остального защитного снаряжения стоили гораздо дороже. Согласно Аристофану, в Афинах эпохи Пелопоннесской войны (431–404 годы до н.э.) бронзовый шлем оценивался в сумму 50 драхм, панцирь стоил от 100 до 300 драхм, лук — 7 драхм, а в комплекте с колчаном для стрел его цена возрастала до 15 драхм. Дротик обходился в 2 драхмы, копейное древко — в 1 драхму и 4 обола, а наконечник — в 3,5 обола. Цена меча или поножей остаётся неизвестной и может быть определена лишь весьма приблизительно.

Гоплиты и феты

Чтобы рассчитать соотношение между принадлежавшими к военному классу гражданами и всем остальным населением полиса, мы можем воспользоваться приводимыми Геродотом сведениями о военных силах афинян в эпоху Греко-персидских войн (499–449 годы до н.э.). Общую численность афинских граждан в канун войны историк определял в 30 000 человек. Эта цифра весьма приблизительна, однако она, как кажется, довольно близка к тем данным, которые получаются в результате других расчётов.

Когда в 490 году до н.э. персидская армия высадилась в Аттике у Марафона, афиняне противопоставили персам 9000 своих гоплитов. Ещё тысячу гоплитов им прислали союзные Платеи. Также афиняне обратились за помощью к спартанцам. Учитывая крайнюю степень опасности, нависшей в этот момент над Афинами, цифру в 9000 гоплитов следует принять в качестве максимума их мобилизационных возможностей. Примечательно, что 11 лет спустя, в 479 году до н.э., при схожих обстоятельствах в битве при Платеях афинская армия насчитывала 8000 гоплитов, что косвенно подтверждает надёжность сведений Геродота о численности воинов у Марафона.

Важным обстоятельством, которое имелось у афинян в 479 году до н.э. и отсутствовало за 11 лет до того, был многочисленный военно-морской флот, моряками и гребцами в котором в большинстве своём также служили афинские граждане. В то время как 8-тысячная афинская армия в составе общегреческих союзных контингентов стояла против персов у Платей, военный флот греков находился у мыса Микале у побережья Малой Азии. Численность флота Геродот определял в 110 кораблей, тогда как Диодор Сицилийской насчитывал 250 кораблей. Если предположить, что эта разница является результатом оценки численности греческого флота до и после присоединения к нему афинской эскадры под командованием Ксантиппа, то при Микале афиняне располагали примерно 140 кораблями. При численности гребцов 170 человек на триеру, к которым сверх того следует прибавить десять матросов и 18 воинов, в сумме получается 27 720 человек, мобилизованных во флот для военной службы.

Воины для кораблей набирались из гоплитов. Плутарх писал, что в сражении при Саламине на каждый корабль приходилось 18 воинов, из которых четверо были лучниками, а остальные гоплитами. В декрете Фемистокла сказано о десяти воинах на одном корабле. Большинство гребцов являлись бедняками-фетами, для которых служба была одним из важнейших источников жизнеобеспечения. Возможно, к ним следует присоединить и постоянно проживавших в Афинах иностранцев-метеков, которых при нормальных условиях в армию не брали, или даже некоторое количество посаженных на вёсла рабов.

В конечном счёте мы видим, что в 479 году до н.э. практически всё афинское гражданское население, а также значительная часть проживавших в городе не граждан были мобилизованы на военную службу. Эти события позволяют рассчитать формулу для менее экстремальных обстоятельств, когда на одного гоплита, служившего в сухопутной армии, приходилось трое фетов, не призывавшихся в войско.

На пике могущества

Эту пропорцию можно легко проверить для периода Пентеконтаэтии («пятьдесят лет» — 480–431 годы до н.э.), когда в нашем распоряжении вновь появляются конкретные цифры источников. Общая численность населения в это время остаётся неизвестной. Современные исследователи оценивают её в промежутке от 40 000 до 60 000, склоняясь к диапазону в 40 000–45 000 взрослых граждан. За 50 лет, прошедших с похода Ксеркса, благодаря экономическому буму и доходам от Морского союза население Аттики увеличилось примерно на треть. Число граждан I–III имущественных разрядов, составлявших основу фаланги гоплитов, росло ещё быстрее, достигнув, по-видимому, примерно половины от общего количества гражданского населения. Вторая половина гражданской массы при этом по-прежнему относилась к беднякам-фетам, которые в обычных условиях в армию не призывались.

Согласно речи Перикла, переданной Фукидидом, военный потенциал Афин накануне Пелопоннесской войны составлял 13 000 гоплитов на действительной военной службе в возрасте от 20 до 49 лет. Ещё 16 000 человек числилось в запасе: старики 49–59 лет, молодёжь допризывного возраста (18–20 лет) и метеки, которых также можно было призвать на службу в условиях крайней необходимости. К ним следует прибавить 1200 всадников, из которых какая-то часть являлась наёмниками, и 1800 лучников — также, без сомнения, наёмников. Таким образом, число гоплитов, участвовавших в полевых операциях, составляло от трети до половины общей массы гражданского населения с некоторым увеличением за счёт воинов запаса. Численность метеков, которых Перикл планировал призвать на службу в крайнем случае, остаётся неизвестной и оценивается в пределах от 5000 до 10 000 человек.

В то же самое время афинский военно-морской флот насчитывал 300 триер. Для заполнения их экипажем требовалось 51 000 гребцов, 3000 матросов и 5400 воинов. Как мы видели, общая численность экипажей для 300 кораблей намного превосходила демографические возможности афинян, поэтому даже на пике военной мощи в 428 году до н.э. в плавании вокруг Пелопоннеса участвовало 250 кораблей. На их вёслах помимо афинской «корабельной черни» всё чаще приходилось сидеть метекам и наёмникам из числа союзников, для которых эта работа становилась источником стабильного заработка. Показательно, что во время II Сицилийской экспедиции в 415 году до н.э. из 5100 задействованных в ней гоплитов 1500 являлись афинскими гражданами. При этом афинскими были 100 из общего числа 134 триер. Гребцами и матросами на них служили 18 000 человек — частью афиняне, частью наёмники.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *